Богдан Н.И.
д.э.н., профессор, Белорусский государственный экономический университет [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРАН ЕАЭС
В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ1
Ключевые слова: образование, человеческий капитал, цифровизация, компетенции.
В октябре 2017 г. решением Высшего евразийского экономического совета были утверждены Основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года. В рамках реализации цифровой повестки необходимо накапливать компетенции в области цифрового развития. Важнейшими направлениями становятся формирование цифровых навыков, развитие творческого потенциала, роста компетенций выпускников высшей школы всех стран ЕАЭС.
Страны ЕАЭС характеризуются достаточно высоким уровнем человеческого развития (табл. 1).
Таблица 1
Показатели развития стран ЕАЭС по международным рейтингам
Численность насе- Индекс человеческого разви- Глобальный индекс иннова- Глобальный индекс человече-
Страна ления, тыс. чел. тия (рейтинг) ций (рейтинг) ского капитала(рейтинг)
2017 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. 2019 г. 2017 г.
Беларусь 9491,8 50 53 86 72 -
Россия 146 880,4 50 49 46 46 16
Казахстан 18 157,1 56 58 74 79 29
Армения 2972,9 84 83 68 64 49
Киргизия 6256,7 120 122 94 90 46
Источник: составлено по данным международных рейтингов [1, 2, 3].
Анализ международных рейтингов показывает, что Беларусь и Россия имеют схожие по потенциалу рейтинги в области человеческого развития. Наиболее слабым потенциалом человеческих ресурсов для инноваций обладает Киргизия. Вместе с тем, положение стран в рейтинге инновационного развития не имеет тесной связи с оценкой человеческих ресурсов. Беларусь, обладая развитым человеческим потенциалом, занимала в 2018 г. 86 позицию в глобальном рейтинге инноваций и только к 2019 г. улучшила свое позиционирование. Новый рейтинг оценки качества человеческих ресурсов разных стран произведен докладом WEF «Глобальный индекс человеческого капитала» (The Global Human Capital Report 2017), который оценивает не только образование как важнейший ресурс современного развития, но и практику его использования, т.е. в значительной степени компетенции подготовленных кадров.
Авторы доклада полагают, что человеческий капитал людей в виде соответствующих навыков, вероятно, даст более высокую отдачу, если вкладываться в него оптимально, начиная с раннего возраста, и может также быть обесцененным, если не будет поддерживаться и развиваться непрерывно. Технологические изменения, вызванные четвертой промышленной революцией, требуют диверсификации навыков и приобретения более передовых ноу-хау. Признается, что знания, таланты и навыки людей являются ключевыми движущими силами процветающей и инклюзивной экономики, поэтому максимизация человеческого капитала должна быть и оставаться главным приоритетом как для бизнеса, так и для политических лидеров. Принципиальным является оценка человеческого капитала страны на основе результатов, а не ресурсов или средств.
Человеческий капитал - это знания, умения и установки, позволяющие человеку создавать доход и другие полезные эффекты. Любые возможности человека становятся его «капиталом», как только они задействуются в полезной, производительной деятельности. Ключевым элементом человеческого капитала в условиях цифровой экономики становится интеллектуальный капитал - способность генерировать и осваивать инновации, осуществлять творческую деятельность.
Качество образования во многом определяется возможностями финансирования. Государственные расходы на образование в странах ЕАЭС заметно различаются (табл. 2). В последние годы относительно ВВП сократились расходы на образование в России и Беларуси, возросли в Киргизии, Казахстане, сохраняются низкими в Армении.
1 Результаты исследования в рамках проекта международной технической помощи № 574087-EPP-1-2016-1-ES-EPPKA2-CBHE-SP (2016-3219) «Fostering Competencies Development in Belarusian Higher Education» (FOSTERC) Erasmus+ Programme, CBHEK2, финансируемого Европейской Комиссией [http://fosterc.webs.upv.es/]. Мнение автора статьи не обязательно совпадает с мнением Еврокомиссии.
Страны ЕАЭС имеют различные показатели охвата населения третичным уровнем образования (МСКО 5-8). Наиболее высокие показатели у Беларуси и России (91,3 и 81,8), ниже у Казахстана, Киргизии и Армении (46,1; 45,9; 51,1 соответственно). Одной из особенностей финансирования образования в странах ЕАЭС является низкий удельный вес затрат на высшую ступень образования. Например, в Беларуси при высокой доле контингента учащихся на третьей ступени образования, в бюджетных расходах на образование доля затрат на образование третьей ступени невысока и сокращается: в 2008 г. составляла - 20%, в 2013 г. - 17,5% общего объема средств, выделяемых на образование, в других странах ЕАЭС она еще ниже: Казахстан - 13%, Армения - 9% [4]. Основная часть расходов на образование используется на уровне среднего образования. В развитых странах доля расходов на образование третьей ступени в структуре затрат на образование гораздо выше. За последнее десятилетие страны ОЭСР увеличили расходы на третичный уровень образования на 9%, достигнув в среднем 1,5% ВВП, при этом треть этих расходов связана с затратами на исследования и разработки [5]. К сожалению, в вузах Беларуси расходы на НИОКР составляют лишь 10% общих затрат на науку, что, несомненно, снижает и качество образовательного процесса.
Таблица 2
Показатели образования в странах ЕАЭС
Показатели Армения Беларусь Казахстан Кыргызстан Россия
Государственные расходы на образование, % ВВП (2017) 2,2 4,7 3,5 6,2 3,5
Охват населения с третичным образованием (уровни 5-8 МСКО 2011), % от численности населения в соответствующем возрасте), (2016) 51,1 91,5 46,1 45,9 81,8
Рассчитано по: Belarus and countries of the world: Statistical book. - Minsk, 2018.
Низкие затраты на образование высшей ступени приводят к отрицательным последствиям. Устойчивое недофинансирование образования снижает его качество и отчасти стимулирует отток студентов для обучения в других странах. По данным статистики Юнеско («Global Education Digest 2012»), например, в Беларуси за рубежом обучалось 28,8 тыс., в 2014 г. их число составляло уже 35 тыс. Наибольшее число студентов, выбравших образование за рубежом, из стран ЕАЭС имеют Беларусь - 6,39% контингента, Казахстан - 6,25% контингента, Армения - 5,67% контингента студентов. Студенты из России, выбравшие зарубежное образование, составляют относительно незначительную величину - 0,67% контингента, наиболее привлекательны для них Германия (17%); Чехия (9,4%); США (9,2%) контингента уехавших. По данным образовательного фонда «Перспектива» в 2018 году только в вузах Польши и России обучалось около 20 тыс. белорусских студентов, что составляет 8% количества студентов, обучающихся в Беларуси1.
Специалисты с высшим образованием, как показало исследование, более устойчивы к длительной безработице. Процент безработных в возрасте от 25 до 64 лет в зависимости от уровня образования (2018 год): в среднем по ОЭСР безработица составляет 5%, из них безработных с высшим образованием 30%, со средним - более 40% [5]. Наши расчеты показывают, что в Беларуси доля населения с образованием третьей ступени в возрасте 30-34 года составляет 59%, что выше, чем у многих европейских стран. Важную роль в инновационном развитии играет структура подготовки кадров по специальностям. В последние годы международные исследования оценивают подготовку специалистов по т.н. STEM специальностям (естественно-научная и инженерная подготовка). Более 24% контингента студентов обучаются в Беларуси по STEM специальностям, в России - 23,5% студентов. Заметно ниже доля студентов с естественно-научным и техническим образованием в Киргизии и Казахстане (15%). Доля выпускников вузов по STEM специальностям в России и Беларуси соответствует общеевропейской структуре подготовки кадров. В ЕС доля студентов STEM специальностей возросла с 24,6% в 2007 г. до 27,8 % в 2015 г.
Российские исследователи отмечают, что высокий формальный образовательный потенциал населения России не капитализируется в полной мере: в группе стран с высоким охватом населения высшим и средним профессиональным образованием у России самый низкий подушевой ВВП, недостаточная динамика производительности труда [6]. В Глобальном индексе человеческого капитала из 130 стран Россия занимает очень высокое (4 место в мире) с точки зрения охвата населения разными уровнями формального образования, но лишь 42 место по параметрам реального использования навыков в трудовой деятельности и включенности в непрерывное образование. Казахстан имеет индекс человеческого капитала 69,8 с 29 позицией в рейтинге, Киргизия занимает 46 позицию, Армения имеет рейтинг 49 из 130 стран. Лишь у Армении рейтинг потенциала совпадает с позицией страны в его использовании.
Как правило, эти позиции в рейтинге человеческого капитала стран ЕАЭС обусловлены хорошим уровнем образовательного потенциала пожилого населения страны, обеспеченного советской образовательной системой, но к сожалению, компетенций для современной цифровой экономики недостаточно, о чем свидетельствуют рейтинги стран по использованию навыков в профессиональной деятельности (64, 70, 47 соответственно). Беларусь не участвовала в данном рейтинге оценки человеческого капитала страны. Однако ситуация примерно та же. Исследования Всемирного банка [7] в Беларуси показывают, что бизнес как потребителя не устраивает качество подготовки специалистов: 12 процента опрошенных отметили, что важнейшим препятствием для роста бизнеса является качество образования. Это примерно в два раза больше, чем в среднем для стран Европы и Центральной Азии.
Таким образом, все страны ЕАЭС имеют схожие позиции в мировом табеле о рангах по использованию накопленного человеческого потенциала для развития современной цифровой экономики и показывают слабость реального
1 Сколько белорусских студентов уезжают учиться в Россию и Польшу. - https://news.tut.by/society/648038.html
881
влияния формально высокого уровня образования населения на экономический рост и его устойчивость. Недостатки связаны с качеством образования и формированием компетенций для современного развития.
Возможности преодоления существующего разрыва между потребностями рынка труда и подготовкой кадров исследователи видят в развитии т.н. transferable skills - передаваемых навыков (часто называемых «мягкими», сквозными, ключевыми или поведенческими навыками) их можно охарактеризовать как компетенции, не связанные с работой, которые являются центральными для профессионального мастерства в широком диапазоне, поскольку они позволяют сотрудникам ориентироваться в своей среде и эффективно работать как самостоятельно, так и с другими. Необходимо повысить осведомленность о важности поведенческих навыков среди всех заинтересованных сторон, включая государственные учреждения, гражданское общество и частный бизнес, что должно увеличить их поддержку в приобретении и оценке передаваемых навыков во всех процессах управления персоналом - от найма и обучения сотрудников до оценки эффективности. Требуется принять комплекс мер по совершенствованию образовательного процесса (содействие приобретению, разработке и сертификации передаваемых навыков на всех уровнях в соответствии с передовыми методами и моделями), чтобы студенты были лучше подготовлены к тому, чтобы справляться с неопределенностями и быстро меняющимся характером экономики и общества в XXI веке.
В 2017-2019 гг. ряд вузов Беларуси приняли участие в европейском проекте FOSTERC (Fostering Competencies Development in Belarusian Higher Education), нацеленном на усиление использования инновационных принципов и подходов к преподаванию и обучению в белорусских высших учебных заведениях для улучшения результатов обучения выпускников на основе компетенций. В рамках проекта проведены семинары и 3 анкетирования, в которых участвовали более 5000 выпускников белорусских вузов, более 3000 преподавателей и 260 работодателей. Анализ показал, что есть заметные расхождения между требованиями рынка труда и компетенциями, обеспечиваемыми университетами. Способности вести переговоры, диагностировать проблемы, адаптироваться к изменениям являются наиболее проблематичными. Учебные программы дают невысокие навыки и знания для занятия предпринимательством. Результаты исследования еще требуют глубокого изучения и трансформации знаний в новые педагогические методики и учебные программы, совершенствование управления и финансирования.
Таким образом, страны ЕАЭС стоят перед лицом общемировых проблем формирования новой политики в сфере образования, учитывающей динамику современного развития, требований к росту качества образования. Усложнение социокультурной образовательной среды, связанной с динамичным развитием науки и технологий, усиливает потребность в педагогических кадрах, способных решать задачи модернизации на всех уровнях образования, возникает потребность выработки единой стратегии интеграции стран ЕАЭС направленной на повышение международной конкурентоспособности образовательных организаций и системы образования в целом.
Список литературы
1. Human Development Indicators and Indices: 2018 Statistical Update. - http://hdr.undp.org/sites/default/files/2018_human_develop ment_statistical_update.pdf
2. The Global Innovation Index 2019: Creating Healthy Lives - The Future of Medical Innovation. - Ithaca; Fontainebleau; Geneva: Cornell University, INSEAD, and WIPO.
3. The Global Human Capital Report 2017. World Economic Forum. - https://www.weforum.org/reports/the-global-human-capital-report-2017
4. UNESCO Science Report: towards 2030. UNESCO Publishing, 75352. - http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002354/235407r.pdf
5. Education at a Glance 2019: OECD Indicators / OECD Publishing. - https://doi.org/10.1787/f8d7880d-en
6. Двенадцать решений для нового образования: доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики. -https://publications.hse.ru/books/218061780
7. Belarus Enterprise Surveys. 2018. - https://www.enterprisesurveys.org/en/data/exploreeconomies/2018/belarus
SS2