УДК 19.00.05
DOI: 10.18384/2310-7235-2020-1-36-54
проблемы трансформации системы среднего профессионального образования: социально-психологический анализ
Булгаков А. В.1, Булгакова Е. А?, Шумский Д. А.2
1 Российский государственный гуманитарный университет
125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская пл., д. 6, Российская Федерация
2 Московский государственный областной университет
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация
Аннотация.
Цель. На основе изучения текстов научных статей, обзоров, диссертаций, интернет-ресурсов, посвящённых среднему профессиональному образованию (СПО), выявить основные проблемы его трансформации на федеральном, региональном, ведомственном уровнях. Процедура и методы исследования. Изучены более 100 научных источников, использован качественный и количественный анализ научных текстов: традиционный контент-анализ в сочетании с семантическим анализом по оригинальной экспресс-методике, основанной на авторской интерпретации результатов использования онлайн-программ свободного доступа на сайтах Адвего, Txt.ru, Istio.com и др. Методика включала фиксацию семантических показателей текста: объём, семантическое ядро, плотность, смысловая нагрузка, содержательность, гармоничность изучаемого понятия в тексте. Показатели прошли стандартизацию, что позволило сравнить социально-психологические аспекты решения проблем трансформации СПО на федеральном, региональном, ведомственном уровнях. Сравнение проводилось табулированием данных после онлайн-обработки текстов, выведения средних (т; б) семантических показателей текстов, их стандартизации, применения критерия Стьюдента. Результаты проведённого исследования. Проведён социально-психологический анализ главных проблем СПО: качество подготовки выпускников; высокий уровень отсева обучающихся; инертность развития инструментов, увязывающих направления и специфику подготовки обучающихся и запросов рынка труда; низкий имидж; собственно социально-психологические факторы. Выделены доминирующие факторы трансформации СПО. На федеральном уровне решения проблем СПО наиболее важен фактор качества подготовки выпускников, а наименее значим социально-психологический фактор. Для региональных СПО - фактор несогласованности уровня подготовки в СПО требованиями рынка к специалисту. Для ведомственных СПО - собственно социально-психологический фактор в показателях: личность, группа, коллектив, образовательная среда, профессиональное общение, социально-психологический климат, межгрупповое взаимодействие и др. Влияние доминирующих факторов значимо различается на р < 0,01 по критерию Стьюдента.
Теоретическая и практическая значимость. Представленные модель диагностики процесса трансформации СПО и экспресс-методика семантического анализа могут быть использованы для проведения мониторинга различных аспектов трансформации СПО, дальнейших эмпирических социально-психологических исследований.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование (СПО), трансформация, социальная психология образования, образовательный кластер, дуальное обучение, семантический анализ
© СС БУ Булгаков А. В., Булгакова Е. А., Шумский Д. А., 2020.
A. Bulgakov1, E. Bulgakova2, D. Shumsky2
problems of transformation of the system of secondary vocational education: socio-psychological analysis
1 Russian State University for the Humanities
6 Miusskaya pl.,GSP-3, Moscow125993, Russian Federation
2 Moscow Region State University
24 Very Voloshinoi ul., Mytishchi 141014, Moscow Region, Russian Federation
Abstract.
Purpose: on the basis of studying texts of scientific articles, reviews, dissertations, Internet resources on secondary vocational education (SVE), to identify the main problems of its transformation at the federal, regional, departmental levels.
Procedure and methods of research: more than 100 scientific sources were studied, qualitative analysis and quantitative analysis of scientific texts were used: traditional content analysis combined with semantic analysis using the original express methodology, based on the use of the author's interpretation of the results of online programs of free access to the sites: Advego, Txt.ru, Istio.com, etc. The technique included semantic indicators of the text: volume, semantic core, density, semantic load, informativeness, harmony of the studied concept in those Kste. The indicators passed standardization, which allowed us to compare the socio-psychological aspects of solving the problems of transforming SVE at the federal, regional, departmental levels. The comparison was carried out through tabulating data after online word processing, deriving the average (m; 5) semantic indicators of texts, their standardization, and applying Student's T-criterion. Results of the study: a socio-psychological analysis of the main problems of SVE is done. It included: the quality of graduates' training; high dropout rate; the inertia of the development of tools that link the directions and specifics of training students and labor market demands; low image; and socio-psychological factors. The dominant factors of the transformation of SVE are identified. At the federal level, solving SVE problems is a factor in the quality of graduate training, and the least significant is a socio-psychological factor. For regional open source software - a factor of inconsistency in the level of training in open source software and market requirements for a specialist. For departmental VSEs, the actual socio-psychological factor in terms of personality, group, team, educational environment, professional communication, socio-psychological climate, intergroup interaction, etc. The influence of dominant factors significantly differs by p < 0.01 according to Student''s T-criterion. Theoretical / practical significance: the presented model for diagnosing the ACT transformation process and the express method of semantic analysis can be used to monitor various aspects of the SVE transformation, further empirical socio-psychological studies.
Keywords: secondary vocational education (SVE), transformation, social psychology of education, educational cluster, dual training, semantic analysis
Постановка проблемы
В статье представлены некоторые итоги совместной работы творческой группы кафедры психологии труда и организационной психологии (проф. А. В. Булгаков), научно-практической лаборатории проблем социализации (научный сотрудник Е. А. Булгакова) и кафедры социальной психологии (аспирант Д. А. Шумский)
Московского государственного областного университета, проводящей исследования проблем обеспечения качества образования Московской области, включая научную тему «Социально-психологические условия оптимальной трансформации СПО». В проведённом социально-психологическом анализе сделана попытка с позиций социальной
психологии образования увидеть происходящее с системой СПО в пространстве мирового и российского образования на пересечении культурно-исторических, технологических, социально-психологических вызовов, пронизывающих эти проблемы. Вся совокупность вызовов динамична, она быстро и часто радикально меняет представления о профессиях, профессионализме, СПО, об образовательной траектории каждого его участника.
СПО России не уступает многим зарубежным странам. Однако следующие негативные факторы серьёзно влияют на возможности системы СПО решать поставленные перед ней задачи. Во-первых, недостаточная привлекательность профессий рабочих и специалистов среднего звена. Во-вторых, истощённость ресурсного потенциала, неустойчивость взаимоотношений между участниками рынка труда. В-третьих, несформированность общероссийской системы оценки качества образования, закрытость результатов деятельности организаций СПО, непрозрачность мониторинга этой деятельности. В-четвёртых, слабость обратной связи, необходимой для повышения эффективности и доступности образовательных услуг. В результате перечисленного - фрагментарность и нескоор-динированность действий, отсутствие достоверной и актуальной информации для формирования и продвижения государственной и региональной политики в сфере подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена1.
Вызовы, стоящие перед современной системой СПО, в значительной степени пересекаются с проблемами российских школ: это (1) ресурсное сжатие, (2) инфраструктурные сдвиги, (3) сужение
1 Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года (одобрено Коллегией Министерства образования и науки РФ (протокол от 18.07.2013 № ПК-5вн))// URL: http://docs.cntd.ru/document/456016920 (дата обращения: 01.02.2020).
кадрового потенциала2. Сейчас реализация образовательной политики в сфере СПО происходит на фоне вызовов, определённых миграционно-демографиче-скими факторами, социально-экономическими условиями развития регионов, перманентным реформированием системы образования, активизацией общественно-профессиональных движений. Дополнительно к приведённым вызовам следует отнести: (4) трансформацию спроса, (5) учётную зарплатную политику, (5) инертность компромиссных механизмов.
В настоящее время существует острая необходимость формирования условий для создания высокопроизводительных рабочих мест и повышения качества подготовки кадров для работы на таких местах. 2/3 работодателей предпочитают доучивать и переучивать своих работников на базе собственных образовательных подразделений (мировая тенденция повышения роли внутрикорпоративной подготовки сотрудников). В инновационном секторе экономики и на высокотехнологичных производствах наблюдается разрыв между потребностями экономики в рабочих кадрах и специалистах среднего звена, их реальным наличием и соответствием их квалификаций требованиям работодателей (рынка труда)3.
В современном российском образовании существует запрос на социально-психологические средства обучения и воспитания. Объективными причина-
2 Реформа среднего профессионального образования (отечественный и зарубежный опыт). Бюллетень о сфере образования [Электронный ресурс]. [2017]. URL: https://webcache.googleusercontent. com/search?q=cache:63SHYatkFRIJ:https://www. ranepa.ru/sobytiya/novosti/izdan-byulleten-reforma-srednego-professionalnogo-obrazovaniya+&cd=1&hl =ru&ct=clnk&gl=ru (дата обращения: 01.02.2020).
3 Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года (одобрено Коллегией Министерства образования и науки РФ (протокол от 18.07.2013 № ПК-5вн)). // URL: http://docs.cntd.ru/document/456016920 (дата обращения: 01.02.2020).
ми такого запроса являются следующие причины. Во-первых, обучение сегодня является в большей степени процессом социализации развивающейся личности, присоединением к культурному наследию человечества, чем просто приобретением знаний. Здесь на первый план выходит взаимодействие с другими людьми, и прежде всего - с референтным окружением, в котором и формируется система ценностей развивающейся личности. Во-вторых, организационно и содержательно образование является коллективной деятельностью в разноуровневой вертикальной и горизонтальной системе связей: обучающийся - обучающийся, обучающийся - преподаватель. Здесь важная роль отводится статусной позиции личности в группе и системе отношений значимости, которые опосредованно влияют на эффективность образовательного процесса через систему межличностных отношений. В-третьих, обострение в образовательном пространстве различных по форме и проявлениям межгрупповых отношений, связанных с принадлежностью к этническим группам, группам мигрантов и местных жителей, группам с различным уровнем благосостояния. В-четвёртых, нередко встречающаяся иллюзия хорошо проработанного направления в образовании - психологии управленческой деятельности. Нечасто на практике встречаются примеры уравновешенной, гармоничной системы взаимоотношений субъектов образовательного процесса [13].
Сегодня обоснованы социально-психологические задачи образования, приведены аргументы в пользу социальной психологии образования как новой предметной области научного знания на стыке социальной, возрастной и педагогической психологии [2]. Здесь важны, с одной стороны, традиционные для отечественной психологии исследования «возрастных закономерностей формирования личности в коллективе и взаимодействия между ними, а также психологических
особенностей групп и коллективов на основных стадиях онтогенеза» [12, с. 128]. С другой стороны, исследования, позволяющие вскрыть особую взаимосвязь между личностью и группой, личностью и обществом, представляющие собой интегрированную систему взаимно детерминированных развивающихся субъектов [9].
Таким образом, целесообразно использовать следующее определение социальной психологии образования. Это область социальной психологии, изучающая социально-психологические особенности людей, их поведения и деятельности, а также социальных групп, включённых в образовательное пространство и детерминирующих эффективность учебно-воспитательного процесса. Её методологический приём: изучать социально-психологические закономерности проявления личностного как группового, а группового как личностного в контексте системы образования [13].
Важным средством социальной психологии образования в сфере СПО является целенаправленная деятельность по: 1) формированию гармоничной образовательной среды; 2) повышению эффективности общения; 3) созданию «студенческого, ученического коллектива», направленного на реализацию целей и ценностей СПО; 4) реализации программ межгрупповой адаптации обучаемых и преподавателей для повышения эффективности их взаимодействия; 5) использованию знания закономерностей генезиса групп учащихся и преподавателей; 6) реализации комплексного социально-психологического сопровождения образовательного процесса; 7) внедрению современных методов социально-психологического исследования личности и группы, включая внедрение цифровиза-ции и т. д.
Методика изучения проблем трансформации СПО
Выделим наиболее актуальное для социально-психологической теории обра-
зования противоречие - это противоречие между имеемыми представлениями и разработками социально-психологических теорий сопровождения процессов управления организациями, опытом использования их результатов и запросом современной практики в решении проблемного поля оптимальной трансформации организации СПО.
При социально-психологическом обеспечении трансформации СПО возможно использовать следующую 3-х факторную модель, включающую социально-когнитивные, динамические, социокультурные факторы трансформации.
1. Социально-когнитивные факторы трансформации, выявляемые на базе изучения поведенческих или личностных сигнатур (шаблонов поведения) [5]. Социально-когнитивная диагностика имеет собственную систему статистических методов, дизайна исследований и психометрику. В последние годы выполнены исследования, базирующиеся на техниках изучения предпочтений, Q-сортировке и S-R опросниках, внешнем наблюдении, самонаблюдении [30].
2. Динамические факторы трансформации. На уровне малой группы: лидер, ролевая структура, сплочённость. На уровне средней группы (организация) организационная культура, социально-психологический климат.
3. Социокультурные факторы трансформации. Трансформация системы ценностей на уровне «Социум» под влиянием экзогенных и эндогенных факторов. Здесь наблюдаются процессы архаизации и модернизации, сталкиваются традиционные и консервативные ценности с либерально-модернистскими ценностными установками. Большое разнообразие социокультурных факторов ведёт к неопределённости и неоднозначности выбора ценностных основ дальнейшего развития. Архаизация и иррационализа-ция становятся трендами, которые в сочетании с приматом материальных ценностей над духовными, социокультурной
деградацией, замещением высоких образцов российской культуры продукцией массовой культуры являются серьёзными препятствиями модернизации во всех сферах жизнедеятельности [1].
Инструментами социальной психологии образования являются наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, эксперимент, анализ документов, статистическая обработка данных, а также методы воздействия (социально-психологический тренинг, деловая игра, групповая дискуссия и т. д.). Особое место занимает психосемантический и семантический анализ [22].
Методика выявления проблем трансформации СПО реализовывалась традиционными для социальной психологии теоретическими и эмпирическими методами: качественным анализом, дополненным контент-анализом и семантическим анализом научной литературы, Интернет-ресурсов, анкетированием. Слабая формализация - одна из основных проблем качественных методов. В них не достаёт готовых алгоритмов для решения задач исследования. Исследователю «приходиться думать», понимать, а следовательно, знать, что будет дальше. «Если ты ситуацию понял, то так оно и случится»1. Качественный метод подводит на новые определения. Его объектом является всегда парадокс, главным инструментом - сам исследователь с его восприятием, навыками наблюдения, опытом, интуицией, уровнем знаний, социально-психологическим воображением, умением работать со своей субъективностью.
Результаты классического качественного анализа текстов [18] дополнялись контент-анализом (табл. 1), который определяет ключевые слова, фразы, соответствующие профессиональной деятельности специалиста, позволяет сфор-
1 Штейнберг И. Объект качественных исследований - всегда парадокс. URL: http://pltf.ru/2019/04/08/ ilja-shtejnberg-br-obekt-kachestvennyh-issledovanij-vsegda-paradoks/?ft>clid=IwAR1mh0x0YkmunwQTi 9Ej9BCtrfU5uPWU5V-fGK7qhbh7cJg8NcpkJzybfEE (дата обращения: 25.01.2020).
мировать семантическое ядро и выявить проблемные точки представлений о СПО. Основными категориями контент-анализа были: проблемы регионального образования, система СПО, система понятий
социальной психологии образования (образовательная среда, личность студента, преподавателя, мастера, учебная группа, руководство СПО, социально-психологическое сопровождение и т. д.).
Таблица 1
Примеры единиц анализа текстов, раскрывающих проблемы СПО
Table 1
Examples of text analysis units that reveal PROBLEMS
Педагогика (социально-психологические аспекты) Социальная психология Общие (социально-психологические аспекты)
СПО, образование, обучение, воспитание, студент, преподаватель и т. д. Личность, группа, коллектив, образовательная среда, общение коллектива, социально-психологический климат, межгрупповое взаимодействие, сопровождение, методы, средства Культура, среда, цифровиза-ция и т. д.
Источник: составлено авторами.
Качественный анализ применялся к электронным базам Российской государственной библиотеки, научной электронной базе eLIBRARY, электронным ресурсам Министерства высшего образования и науки, региональных министерств, ответственных за СПО. Особое место занимают результаты анализа трансформации СПО за последние 5-7 лет, проведённого в НИУ ВШЭ [20], РАНХиГС1, Российском технологическом университете (МИРЭА) [17].
Традиционный качественный анализ был дополнен количественным анализом, который выполнялся с помощью специально разработанной схемы семантического анализа текстов. Под семантикой обычно понимают экспликацию смысла слов и выражений путём их толкования. Мы взяли за основу информационно-
1 Реформа среднего профессионального образования (отечественный и зарубежный опыт). Бюллетень о сфере образования [Электронный ресурс]. [2017]. URL: https://webcache.googleusercontent. com/search?q=cache:63SHYatkFRIJ:https://www. ranepa.ru/sobytiya/novosti/izdan-byulleten-reforma-srednego-professionalnogo-obrazovaniya+&cd=1&hl =ru&ct=clnk&gl=ru (дата обращения: 01.02.2020).
ролевой подход, который означает, что смысл текста выражается графом, в узлах которого стоят леммы или единицы, равные по объёму словам типа числительных, выражающихся в русском языке многословной конструкцией. Отношения этого графа задаются перечнем и называются семантическими отношениями [25]. Семантический анализ может позволить создание точных сигнатур (в нашем случае устойчивые словосочетания - шаблоны, - отражающие проблемы СПО). При этом здесь оцениваются количество слов или фраз, которые определяют смысл текста, т. е. его семантическое ядро, и статистические показатели. Статистические показатели выполняют в данной ситуации вспомогательный характер - они оценивают текст. К ним относятся: количество символов с пробелами и без, количество слов, в том числе уникальных и значимых, стоп-слов, количество «воды» (не несущие смысловой нагрузки слова), грамматических ошибок, процент классической и академической «тошноты» (метафора скучности, тривиальности текста). Семантический анализ текста
реализован в программах свободного доступа в Интернете на сайтах Адвего, Txt. т, Istio.com и др. [4]. При работе использованы эмпирически выявленные рекомендации: рекомендуемая «тошнота» не должна быть > 3,5; рекомендуемая «водянистость» не > 10; плотность ключевых слов должна быть такой, чтобы в облаке частотности были явно выражены интересующие нас понятия.
В таблице 2 представлена система понятий семантического анализа, выявленных нами на сайтах Адвего, Txt.ru, Istio.com и др. автоматизированного семантического анализа текстов. Считаем целесообразным использовать эти показатели для сравнительного семантического анализа. В качестве базы исследования были выбраны научные статьи, в которых раскрывается проблема трансформации СПО.
Таблица 2
Интерпретация понятий семантического анализа в показателях сайтов Адвего, Txt.ru, Istio.com и др. автоматизированного семантического анализа текстов
Table 2
Interpretation of semantic analysis concepts in Advego site indicators, Txt.ru, Istio.com and others. automated semantic analysis of texts
Семантические показатели текста Показатели сайтов Адвего, Txt.ru, Istio.com и др. Нормы
Объём одной статьи количество символов По выбору исследователя
Семантическое ядро количество слов, в том числе уникальных и значимых 5-10-20 слов
Плотность плотность ключевых слов Наглядно: наличие более крупного текста
Смысловая нагрузка количество воды > 10
Содержательность процент классической и академической тошноты >3.5
Гармоничность результаты закона Ципфа >50
Статьи, выбранные случайным образом из интернет-баз 2012-2019 гг., были разделены на группы по критерию уровня проблем СПО: федеральные (общие для всех), региональные и ведомственные (педагогические, медицинские, технические, правовой системы и др.). Сравнение проводилось табулированием данных после онлайн-обработки текстов, выведением средних (т; б) семантических показателей текстов, их стандартизации, применения ^критерия Стьюдента.
Основная гипотеза исследования, проводимого с 2018 г. Д. А. Шумским, формулируется так: структура социально-психологических условий трансформации СПО представляет собой сложную, динамиче-
Источник: составлено авторами.
скую систему разноуровневых компонентов, имеющих реципрокную взаимосвязь. Оптимальная трансформация СПО будет зависеть от научно-обоснованной системы внедрения эмпирически выявленных условий, применения апробированных социально-психологических управленческих и психолого-педагогических технологий. Гипотеза исследования звучит следующим образом: имеющаяся научная литература отражает актуальные проблемы СПО. Социально-психологические факторы включены в эти проблемы, являются их составляющими. Семантический анализ через показатели семантического ядра, плотности, смысловой нагрузки, содержательность, гармоничность науч-
ных текстов позволяет выявить уровень представленности социально-психологических аспектов трансформации СПО, наметить как основные направления их изучения, так и подходы к оптимизации как на федеральном, так и на региональном уровнях, определить специфику условий в ведомственных СПО.
Результаты качественного анализа научных источников
Проблемы СПО находятся на пересечении психологических направлений: социальная психология личности, социально-психологические концепции управления организацией, психологические теории образовательной среды, социальная психология образования.
Личность учащихся СПО в различных её аспектах изучалась в работах психологов: Т. В. Бендас (2009) - гендерный аспект; М. В. Гамезо (2009) - с позиций возрастной и педагогической психологии; Л. Г. Дикая (2007) - в контексте психологии адаптации и социальной среды; Е. П. Ильин (2011) - в области психологии общения и межличностных отношений; Т. А. Ратанова (2008) рассмотрела психодиагностические методы изучения личности; Л. Б. Шнейдер (2007) - профессиональную идентичность, методы диагностики.
Учёные использовали знание и понимание проблем: а) психологических теорий личности (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Э. Фромм и др.); социальной среды и развития личности (А. С. Макаренко, А. М. Мудрик, А. Я. Найн и др.); становления личности в социуме (В. Д. Семенов, Н. А. Томин, И. А. Филиппова и др.); б) концепций социальной адаптации личности (Г. А. Гусев, И. А. Милославова, Л. М. Растова, Р. Барнер, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) и социально-психологической адаптации (Д. А. Андреева, Ф. Б. Березин, А. В. Булгаков, Н. М. Морозов, Л. Г. Егоров, Ж. Г. Сенокосов, А. С. Страдан-ченков и др.).
Среди современных исследований выделяются работы социологов по проблеме модернизации и реформирования СПО в контексте трансформации социально-профессиональной структуры российского общества и социальной политики (Г. А. Чернышёва, 2011; О. Л. Шарова, 2013), управления качеством СПО в условиях трансформации (Т. В. Дуран, Н. Б. Костина, 2018), о региональном аспекте трансформации СПО (Е. Н. Чикилева, 2017; Н. М. Арсентьева, И. И. Харченко, 2016).
Задачи системы СПО в условиях перехода к цифровой экономике, решаемые педагогами изложены в работах А. Ю. Филипповича, А. М. Кондакова (2018). Ими рассматривается цифровиза-ция образовательных и управленческих процессов в организациях СПО, позволяющая повысить их эффективность и обеспечить населению доступ к профессиональной подготовке независимо от места жительства. Констатируется, что переход к цифровой экономике требует не только изменений в технологическом обеспечении организаций СПО, но и подготовки компетентных специалистов, способных работать в новых условиях тотальной цифровизации и автоматизации процессов, высокой степени неопределённости и скорости изменений.
В работах С. Д. Дерябо, Д. А. Иванова, Е. Б. Лактионовой, В. В. Логиновой, Г. А. Мкртычяна, В. И. Панова, А. Н. Ту-бельского, В. А. Ясвина и др. раскрыты содержательные основания психолого-педагогической экспертизы, которые возможно использовать для изучения и проектирования образовательных сред СПО.
Качественный анализ дополняют количественные данные результатов публикационной активности учёных по проблемам СПО. Выявлена устойчивая тенденция роста интереса к этой области за последние пять лет: 555 научных работ в 2015 г. и 957 - в 2019 г. Вместе с этим в психологии представлены фактически не значимо всего 2 % научных ра-
бот по сравнению с педагогикой - 90 %, юриспруденцией - 4 %, социологией - 2 %. В последнее пятилетие защищена всего одна кандидатская диссертация [6]. Подчеркнём, что защита проходила в Московском государственном областном университете.
В результате исследований НИУ ВШЭ и РАНХиГС сформулирован перечень ключевых проблем системы СПО, который включает в себя следующие позиции: 1) качество подготовки выпускников СПО; 2) высокий уровень отсева обучающихся системы СПО; 3) инертность развития инструментов, увязывающих направления и специфику подготовки обучающихся СПО и запросов рынка труда; 4) низкий имидж организаций СПО в обществе.
Зарубежный опыт трансформации СПО [23; 26]. Система СПО в большинстве стран мира реализует социально-образовательную функцию. Это «образовательный сейф», который позволяет увеличить время нахождения молодёжи в системе образования. В результате ожидаются появление у молодёжи возможности избежать скатывания в бедность, обеспечение ей минимальной государственной поддержки, снижение риска асоциального поведения. Кроме того, СПО воспринимается как важнейший этап подготовки к обучению в вузе. Отличительный признак зарубежной системы СПО - обучение на рабочем месте. Данная специфика распространяется и на старшие классы школы, которые рассматриваются за рубежом как часть системы профессионального образования [32]. Сегодня здесь наблюдается трансформация гимназий, лицеев в связи с формированием возможностей получения школьниками СПО. Раньше гимназия являлась шагом к поступлению в вуз, ступенью подготовки элиты общества, в настоящее время ситуация изменилась: главное требование к выпускникам - приобретение профессий и квалификаций, необходимых для дальнейшего трудоустройства [29]. При этом
система СПО сталкивается с конфликтом между предпочтениями работодателей и интересами обучающихся, проблемой подготовки образовательных программ, допускающих привлечение работодателей к их реализации, проблемой кадровой обеспеченности [31].
Отечественный опыт трансформации СПО. Анализ результатов мониторинга качества подготовки кадров в организациях СПО, выполняемый Российским технологическим университетом (МИРЭА) на 2017 г., выявил [17] следующие позитивные тенденции в повышении престижа СПО. 1) За последние три года число обучающихся в системе СПО выросло на 7,1 % и составило почти 3 млн человек. Рост приёма на обучение в техникумы и колледжи составил 4,5 %. Подчёркивается, что это увеличение проходит в условиях демографической ямы, сокращения численности населения в возрасте от 15 до 19 лет. 2) Сокращается разрыв между средним и высшим образованием, произошло повышение «качества абитуриентов на входе»: в 2017 г. почти 30 % поступающих в учреждения СПО имели балл аттестата более 4.
3) Расширен спектр профессий в системе СПО. Это 485 профессий и специальностей. 50 % первокурсников поступили на «Инженерное дело, технологии и технические науки», Конкурс на специальность «Оптические и оптико-электронные приборы и системы» составил 5,89 человека на место. По специальности «Аэрофотогеодезия» этот показатель составил 5,63, а по «Геология и разведка нефтяных и газовых месторождений» - 5,45.
4) С 2016 г. организации СПО активно проводят модернизацию оборудования, которое используется в учебном процессе, а также вычислительной техники благодаря программе «Цифровая экономика Российской Федерации». Стоимость вычислительной техники в расчёте на одного студента выросла с 4,5 тыс. руб. до 8 тыс. руб., на 1000 студентов приходится 257 ПМК, имеющих выход в ин-
тернет. Не каждый вуз имеет такие показатели. 5) Студенты СПО участвуют в чемпионатах по рабочим профессиям по стандартам WorldSkШs. Количество участников этих соревнований достигло 15000 студентов. 6) Происходят изменения в кадровом составе СПО: снизился до 44 лет средний возраст педагогических работников, а 33 % педагогических работников имеют возраст до 40 лет. 7) Трансформация СПО приводит к оперативному решению проблем с рабочими местами на региональных предприятиях. Выявлен рост заключённых договоров между учебными заведениями и предприятиями с 22826 в 2016 до 23583 в 2017 гг.
Анализ региональных программ развития СПО показал, что главным фактором трансформации является демографический фактор. Находясь под воздействием негативной демографической динамики, региональные системы СПО успешно адаптировались к ней. Так, контингент СПО сокращался меньшими темпами, чем численность молодёжи. Выявлены и искажающие статистику факторы: 1) гораздо большая часть молодёжи, формально учтённая статистикой в качестве студентов СПО, на самом деле осваивает в возрасте 15-16 лет программу средней школы; 2) не учитывается межрегиональная образовательная миграция, её максимальная интенсивность приходится на возраст 17-18 лет, в котором основная часть российской молодёжи оканчивает среднюю школу и поступает в вузы [11]. Поэтому необходимо делать поправку на приток молодёжи в те регионы, которые традиционно являются центрами притяжения за счёт расположенных в них крупных университетов.
Система профессионального образования в Московской области включает в себя 63 профессиональных образовательных организации, в том числе подведомственных: Министерству образования Московской области - 49; Министерству здравоохранения Московской области - 5;
Министерству культуры Московской области - 4; Министерству физической культуры и спорта Московской области - 5.
В СПО Московской области можно пройти обучение по специальностям: образования и педагогики, здравоохранения, культуры и искусства, сферы обслуживания, строительства, технологии продовольственных продуктов и потребительских товаров, транспортных средств, сельского хозяйства, экономики и управления, автоматики и управления, электронной и вычислительной техники.
Кадровый состав организаций профессионального образования насчитывает около 6 тыс. педагогических работников, из них 70 % имеют высшую или первую квалификационные категории. Контингент обучающихся составляет более 60 тыс. студентов. Подготовка ведётся по 157 профессиям и специальностям. Ежегодный выпуск составляет более 17 тыс. человек, из них по полученной специальности трудоустраивается до 57 %.
Результаты семантического анализа
Были изучены 25 статей, освещающих решение проблем СПО на федеральном уровне, 40 статей - на региональном и 15 - на ведомственном. Проверялась семантическая наполненность выявленных в ходе качественного анализа проблем СПО в обзорах ведущих научных организаций. Результаты представлены в табл. 3.
Далее результаты были проанализированы по критерию решения проблем СПО.
Для федеральных СПО (рис. 1) доминирующим фактором трансформации является фактор качества подготовки выпускников, наименее значимым - социально-психологический фактор. Вывод делается по близости / разбросу показателей семантического анализа. Выявлена близость динамик гармоничности и плотности, содержательности и смысловой нагрузки факторов трансформации СПО.
Таблица 3
Представленность в научных текстах социально-психологических аспектов трансформации СПО, по результатам семантического анализа, в стенах (n = 80 научных источников)
Table 3
Representation in scientific texts of socio-psychological aspects of the transformation of SPO, according to the results of semantic analysis, in the walls (n = 80 scientific sources)
Уровни решения проблем
Федеральный | Региональный Ведомственный
ГРУППЫ ПРОБЛЕМ СПО
I II III IV V I II III IV V I II III IV V
Объём одной статьи 85-90 тыс. слов
Семантическое ядро 5-20 слов
Плотность 7 7 3 6 3 7 7 3 6 6 7 7 3 5 6
Смысловая нагрузка 7 7 5 7 5 6 6 6 6 6 6 6 6 5 6
Содержательность 6 7 7 8 3 7 6 6 6 5 7 6 6 5 5
Гармоничность 7 6 5 4 3 8 7 5 7 5 8 7 5 6 5
Примечание. Группы проблем СПО: I - уровень подготовки выпускников; II - отсев обучающихся СПО; III - несогласованность подготовки в СПО и запросов рынка; IV - имидж СПО; V - социально-психологические проблемы в показателях: личность, группа, коллектив, образовательная среда, профессиональное общение, социально-психологический климат, межгрупповое взаимодействие, сопровождение, методы, средства.
Источник: составлено авторами
Рис. 1. Результаты семантического анализа научных статей, раскрывающих проблемы СПО
федерального уровня, в стенах (n = 25 научных источников) Fig. 1. The results of semantic analysis of scientific articles that reveal the problems of the Federal level SPO in the walls (n = 25 scientific sources)
Эти пары расходятся в статьях (имеют различия на уровне р < 0.01 по ^критерию Стьюдента), раскрывающих проблемы федерального уровня.
Содержательно новых проблем выявлено не было. Вывод: руководство видит проблемы традиционно, трансформация идёт по мере «поступления проблем», социально-психологические факторы понимаются, но не рассматриваются как ресурс управления по принципу «каждый должен заниматься своим делом». С одной стороны, такой подход понятен, с другой - беспокоит значительный разрыв между уровнями управления СПО, между социологическим подходом, измеряемым понятно и привычно (оценки, отклики, трудоустройство, отсев и др.), и социально-психологическим (личность, группа, коллектив, образовательная среда, профессиональное общение, социально-психологический климат, межгрупповое взаимодействие и др.).
Для региональных СПО (рис. 2) доминирующим фактором трансформации является фактор несогласованности уровня подготовки в СПО и требований рынка к специалисту. Тренды факторов сходятся именно здесь. На социально-психологические факторы указывают показатели их гармоничности и содержательности. Требования социологических факторов отсева учащихся СПО и уровня подготовки расходятся веером, различаются на уровне р < 0.01 по ^критерию Стьюдента.
Содержательно это система причин запаздывающей реакции СПО на происходящие в экономике преобразования. К ним относятся несоответствие учебных программ требованиям работодателей, неудовлетворительное качество подготовки выпускников, нарушенная пропорция непрерывного образования «рабочий - техник - инженер», необоснованное сокращение мастеров профессионального
Социально-психологические проблемы
\ 1
имидж СПО UI
vT
несогласованность подготовки в СПО и запросов рынка отсев обучающихся СПО 1 \ Ik \
\
' ■ \
уровень подготовки выпускников ■ И. \
0 2 4 6 10
Гармоничность Содержательность
Смысловая нагрузка Плотность
---Линейная (Плотность) ---Линейная (Смысловая нагрузка)
- ■ - Линейная (Содержательность) -Линейная (Гармоничность)
Рис. 2. Результаты семантического анализа научных статей, раскрывающих проблемы СПО регионального уровня, в стенах (n = 40 научных источников)
Fig. 2. The results of semantic analysis of scientific articles that reveal the problems of regional SPO in the walls (n = 40 scientific sources)
обучения, низкая заинтересованность работодателей совместно с педагогами решать проблемы СПО и др. [16; 28].
Кластер СПО и предприятия - один из способов решения вышеуказанных региональных проблем [10; 27]. Цель кластера: интеграция работодателя и образовательной организации. Здесь должен быть задействован механизм социального партнёрства, который, исходя из отечественного и зарубежного опыта, оптимизирует деятельность СПО. Здесь одновременно важны два вектора формирования партнёрских связей учебного заведения с предприятиями - восстановительный и кластерный. Первый направлен на возрождение традиций и взаимоотношений неформализованного диалога. Второй - на конструирование взаимодействия нового типа социального диалога и социального партнёрства - образовательный кластер.
На региональном уровне остро ставится вопрос о дуальном обучении [8; 15; 21; 24] - такой форме организации про-
фессионального образования, при которой теоретическая подготовка проходит в СПО, практическая - на предприятии. По сути, это комбинация теоретического и практического обучения. Основным принципом дуального обучения является равная ответственность учебных заведений и предприятий за качество подготовки кадров. Такая модель позволяет осуществить реальную социализацию молодёжи, входящей во взрослую жизнь без всякого адаптационного периода [14].
Для ведомственных СПО (рис. 3) доминирующим фактором трансформации является социально-психологический (показатели «плотность», «содержательность», «гармоничность»). Вместе с тем он на уровне р < 0,01 по ^критерию Стьюдента различается по показателю смысловой нагрузки текстов.
Анализ научных статей по проблемам СПО различных ведомств [3] указывает явную «разбалансировку» элементов системы отбора и подготовки в СПО. Выделены причины разбалансировки:
Рис. 3. Результаты семантического анализа научных статей, раскрывающих проблемы СПО ведомственного уровня, в стенах (n = 15 научных источников)
Fig. 3. The results of semantic analysis of scientific articles that reveal the problems of departmental level SPO in the walls (n = 15 scientific sources)
плохая общеобразовательная подготовка лиц, поступающих в СПО, в сочетании с неоднозначностью требований к образованию будущих специалистов [19]; фактическая невозможность диалога в межгрупповом взаимодействии преподавателей и обучающихся в СПО, основанном на исключительно знаниевой парадигме государственных стандартов; подготовка будущих специалистов по направлениям, отнесённым к сфере деятельности других ведомств (силовых, правовых, социальных); исключение из проблематики формирования образовательной среды истории своего ведомства, «среды», включающей коллективизм, лидерство, оптимальную ролевую структуру группы, служение [7].
Обозначены направления решения социально-психологических проблем. Во-первых, выход ведомственных СПО из зоны «комфорта»: закрытости, отсутствия внешнего общественного контроля, иногда встречающегося самоуправства. Включение ведомственных СПО в тесную взаимосвязь с имеющейся культурно-образовательной средой (организационная культура, мифы, традиции организации). Во-вторых, учитывая то, что ведомственные СПО готовят специалистов к особому виду служения в медицине, полиции, МЧС и др., необходимо сразу ориентировать обучаемых на непрерывность обучения, выходящего далеко за рамки ведомственных образовательных организаций. В-третьих, необходимо формировать устойчивый интерес к профессии с учётом психолого-педагогических положений о социальной ситуации развития. Как результат, возможность формирования в ведомственных СПО гармоничной во всех отношениях (духовный мир, интеллект, здоровье) личности специалиста.
Выводы
Социально-психологический фактор трансформации СПО может быть реализован в полях образовательной среды, эффективного общения, учебного
коллектива, сплочённого вокруг целей и ценностей образования, социально-психологического климата и организационной культуры в учебных группах и СПО, межличностного и межгруппового взаимодействия обучаемого и преподавателя, социально-психологического сопровождения образовательного процесса и т. д.
Трёхфакторная модель диагностики процесса трансформации СПО, включающая социально-когнитивные, динамические, социокультурные факторы, может быть использована как для теоретических, так и для эмпирических исследований проблем СПО. На её основе разработана методика выявления проблем региональной системы СПО. Основу составили традиционные качественный анализ, дополненный контент-анализом, и семантический анализ научной литературы, интернет-ресурсов.
Проведённое исследование показало, что имеющаяся научная литература отражает актуальные проблемы СПО. Несмотря на единичные диссертационные работы, выполненные социальными психологами в области социальной психологии образования за последние 5-7 лет, аналитические обзоры НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МИРЭА, достаточно глубоко раскрывающие проблемы СПО, значительное количество научных статей в определённой степени компенсирует некоторое запаздывание научно обоснованных рекомендаций по оптимизации трансформации СПО, является своего рода мониторингом его хода.
Семантический анализ научных текстов по специально разработанной авторской методике, включающей такие показатели, как семантическое ядро, плотность, смысловая нагрузка, содержательность, гармоничность научных текстов, позволяет дополнить традиционно проводимый качественный анализ научных источников по той или иной проблеме. В данном исследовании семантический анализ выявил представленность социально-психологических аспектов
трансформации СПО на федеральном, региональном, ведомственном уровнях. Социально-психологические факторы включены в эти проблемы, являются их составляющими. Выделяются доминирующие факторы трансформации СПО. Так, для федеральных СПО доминирующим является фактор качества подготовки выпускников, а наименее значимым -социально-психологический фактор. Для региональных СПО - фактор несогласованности уровня подготовки в СПО с требованиями рынка к специалисту. Для ведомственных СПО - собственно социально-психологический фактор в показателях: личность, группа, коллектив, образовательная среда, профессиональное общение, социально-психологический климат, межгрупповое взаимодействие и др. Проведена статистическая проверка значимости различий между этими группами факторов.
Сформулированы основные направления оптимизации процесса трансформации СПО на федеральном, региональном, ведомственном уровнях.
Для учёных Московского государственного областного университета наиболее важным является региональный уровень. Для большинства регионов, включая Московскую область, важна среднесрочная перспектива программ развития СПО. Здесь необходимо учитывать: естественное изменение демографии, ход обновления учебного оборудования, ремонт зданий и др. составляющие образовательной инфраструктуры, целенаправленную подготовку молодых преподавателей и мастеров производ-
ственного обучения. Целесообразно дифференцировать программы обучения квалифицированных рабочих и программы повышенного уровня для подготовки специалистов среднего звена. Цель - устранить диспропорции в триаде «рабочий - техник - инженер».
Важно на деле реализовать принцип полипрофессионального образования, для чего следует укрупнить образовательные структуры на основе сетевого взаимодействия. В регионах следует развивать СПО двух типов: территориальные многопрофильные колледжи с гибкими вариативными программами и СПО прикладных квалификаций в конкретных отраслях (металлургической, химической, строительной и т. д.), исходя из особенностей развития экономики территорий. Шире использовать модели образовательного кластера, которые предусматривают: 1) мониторинг мнений работодателей о выпускниках СПО, их профессиональных и личностных качеств; 2) изменение организации производственной практики, нацеливание её на повышение уровня мотивации к выбранной профессии; 3) организацию мероприятий социально-психологического сопровождения: постоянно действующего круглого стола участников образовательного кластера, направленного на согласование требований предприятия-заказчика к профессиональным знаниям и навыкам выпускника СПО, конференций, деловых встреч, экскурсий, влияющих на взаимное уважение и сотрудничество.
Статья поступила в редакцию 30.10.2019
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдеев Е. А. Социокультурные факторы трансформации системы ценностей российского общества // Всероссийский форум молодых ученых, Екатеринбург, 27-28 апреля 2017 г.: сборник материалов. Екатеринбург, 2017. С. 8-12.
2. Акопов Г. В. Социальная психология образования. М., 2000. 296 с.
3. Баранников К. А. Обзор современного состояния среднего профессионального образования в России (статистика и аналитические замечания) // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 7. С. 16-19.
4. Булгаков А. В. Семантический анализ как экспресс-методика оценки представлений о риске в профессиональной деятельности // Вестник Московского государственного областного уни-
верситета (электронный журнал). 2019. № 4. URL: https://evestnik-mgou.ru (дата обращения: 01.02.2020).
5. Виноградов А. Г. Методический арсенал социально-когнитивной теории личности // Психология. Журнал Высшей школы экономики: [сайт]. 2014. Т. 11. № 3. URL: https://psy-journal.hse.ru/2014-11-3/139104922.html (дата обращения: 01.02.2020).
6. Еронин А. О. Социально-психологические условия формирования позитивного имиджа среднего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2015. 26 с.
7. Закотнова Д. В. Перспективы системы среднего профессионального образования в ходе модернизации социально-экономической системы современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2014. № 1 (138). С. 228-233.
8. Зязева О. Д. Теоретические аспекты внедрения практико-ориентированного (дуального) обучения в образовательный процесс колледжа // Инновационное развитие профессионального образования. 2017. № 2 (14). С. 53-57.
9. Ильин В. А. Психосоциальная теория как полидисциплинарный подход к анализу социальных процессов в современном обществе: дис. ... докт. психол. наук. М., 2009. 392 с.
10. Карпов И. В. Образовательно-производственный кластер как форма социального партнерства (Миасская модель) // Профессиональное образование и рынок труда. 2014. № 7. С. 32-35.
11. Кашницкий И. С., Мкртчян Н. В., Лешуков О. В. Межрегиональная миграция молодежи в России: комплексный анализ демографической статистики // Вопросы образования. 2016. № 3. С. 169-203.
12. Коллектив и личность / под ред. Е. В. Шороховой, К. К. Платонова. М., 1975. 264 с.
13. Крушельницкая О. Б., Орлов В. А., Сачкова М. Е. Социальная психология образования как отрасль научного знания [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2013. Т. 5. № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n2/61292.shtml (дата обращения: 19.01.2020).
14. Кустова Е. И., Казанская В. Г. Особенности личности учащихся среднего профессионального образования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2016. № 4-1. С. 150-157.
15. Листвин А. А. Дуальное обучение в России: от концепции к практике // Образование и наука. 2016. № 3 (132). С. 44-56.
16. Листвин А. А. Антиномии среднего профессионального образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2016. № 2 (71). С. 110-114.
17. Максимов Г. Головой и руками. В России зафиксирован рост популярности среднего профессионального образования // ФедералПресс: [сайт]. URL: https://fedpress.ru/article/2164349 (дата обращения: 10.12.2018).
18. Митина О. В., Евдокименко А. С. Методы анализа текста: методологические основания и программная реализация // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2010. № 40 (216). С. 29-38.
19. Михайлов А. В. Социально-психологическая динамика первичной профессионализации студентов ССУЗ // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2014. № 16 (702). С. 62-74.
20. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России / Ф. Ф. Дудырев, О. А. Романова, А. И. Шабалин, И. В. Абанкина; под ред. Ф. Ф. Дудырева, И. Д. Фрумина. М., 2019. 272 с.
21. Особенности построения моделей реализации дуального образования (обучения) на региональном уровне / В. А. Бурляева, И. В. Буркина, К. В. Булах, К. А. Чебанов // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 349-351.
22. Петренко В. Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ политического менталитета общества // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16: Психология. Педагогика. 2015. № 3. С. 27-40.
23. Рязанцева М. В., Смирнов В. М. Зарубежный опыт социального партнерства на рынке труда и в профессиональном образовании // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 9 (71). С. 125-134.
24. Сафонов А. О., Ащеулов Ю. Б., Остапенко Р. И. Опыт реализации дуальной модели обучения в Воронежском государственном промышленно-гуманитарном колледже // Госсоветник. 2018. № 3 (23). С. 24-31.
25. Сокирко А. В. Семантические словари в автоматической обработке текста: По материалам системы ДИАЛИНГ: дис. ... канд. техн. наук. М., 2001. 114 с.
26. Трегубова Т. М. Зарубежный опыт развития профессиональных учебных заведений и его использование в отечественной теории и практике профессионального образования // Казанский педагогический журнал. 2005. № 4. С. 57-64.
27. Тюрина Н. А. Кластер как форма интеграции образования и производства // Инновационное развитие профессионального образования. 2014. № 1 (05). С. 92-98.
28. Ушаков А. А. Профессионализм педагога как детерминант повышения качества образовательных услуг в условиях конкурентоспособности системы среднего профессионального образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 1. С. 146-152.
29. Capsada Q. Preparing students for the future // Education Policy Outlook. 2015. No 17. P. 57-75.
30. Cervone D., Shadel W. G., Jencius S. Social-сognitive theory of personality assessment // Personality and Social Psychology Review. 2001. No. 5 (1). P. 33-51. DOI: 10.1207/S15327957PSPR0501_3
31. Education at a Glance 2014: OECD Indicators. Paris: OECD Publishing, 2014. 566 p.
32. Reducing early school leavers: Key messages and policy support. Education and Training, November, 2013, 46 p. // file:///C/Users/User/Downloads/early-school-leaving-group2013-report_en.pdf. Дата обращения 01.02.2020.
1. Avdeev E. A. [Socio-cultural factors of transformation of system of values of Russian society]. In: Vserossiiskii forum molodykh uchenykh, Ekaterinburg, 27-28 aprelya 2017 g. [All-Russian forum of young scientists, Yekaterinburg, April 27th-28th, 2017]. Ekaterinburg, 2017, pp. 8-12.
2. Akopov G. V. Sotsial'nayapsikhologiya obrazovaniya [Social psychology of education]. Moscow, 2000. 296 p.
3. Barannikov K. A. [Review of current status of secondary vocational education in Russia (statistics and analytical comments)]. In: Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the MIA of Russia], 2009, no. 7, pp. 16-19.
4. Bulgakov A. V. [Semantic analysis as a rapid method for the assessment of perceived risk in professional activities]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta (elektronnyi zhurnal) [Bulletin of Moscow Region State University (e-journal)], 2019, no. 4. Available at: https://evestnik-mgou.ru (accessed: 01.02.2020).
5. Vinogradov A. G. [Methodological Toolkit of social-cognitive theory of personality]. In: Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of Higher school of Economics], 2014, vol. 11, no. 3. Available at: https://psy-journal.hse.ru/2014-11-3/139104922.html (accessed: 01.02.2020).
6. Eronin A. O. Sotsial'no-psikhologicheskie usloviya formirovaniya pozitivnogo imidzha srednego professional'nogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [Socio-psychological conditions of formation of positive image of vocational education: abstract of PhD thesis in Psychological sciences]. Moscow, 2015. 26 p.
7. Zakotnova D. V. [The prospects of system of secondary professional education in the modernization of the socio-economic system of modern Russia]. In: Vestnik Adygeiskogogosudarstvennogo universiteta. Seriya 5: Ekonomika [Bulletin of Adyghe State University. Series 5: Economics], 2014, no. 1 (138), pp. 228-233.
8. Zyazeva O. D. [Theoretical aspects of the introduction of practice-oriented (dual) training in the educational process of the College]. In: Innovatsionnoe razvitieprofessional'nogo obrazovaniya [Innovative development of professional education], 2017, no. 2 (14), pp. 53-57.
9. Il'in V. A. Psikhosotsial'naya teoriya kak polidistsiplinarnyi podkhod k analizu sotsial'nykh protsessov v sovremennom obshchestve: dis. ... dokt. psikhol. nauk [Psycho-social theory as a multidisciplinary approach to the analysis of social processes in modern society: D. thesis in Psychological sciences]. Moscow, 2009. 392 p.
10. Karpov I. V. [Educational-industrial cluster as a form of social partnership (Miass model)]. In: Professional'noe obrazovanie i rynok truda [Vocational education and the labour market], 2014, no. 7, pp. 32-35.
11. Kashnitsky I. S., Mkrtchyan N. V., Leshukov O. V. [Interregional migration of young people in Russia:
REFERENCES
an integrated analysis of demographic statistics]. In: Voprosy obrazovaniya [Issues of education], 2016, no. 3, pp. 169-203.
12. Shorohova E. V., Platonov K. K., eds. Kollektiv i lichnost' [Collective and personality]. Moscow, 1975. 264 p.
13. Krushel'nitskaya O. B., Orlov V. A., Sachkova M. E. [Social psychology of education as a branch of scientific knowledge]. In: Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education],
2013, vol. 5, no. 2. Available at: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n2/61292.shtml (accessed: 19.01.2020).
14. Kustova E. I., Kazanskaya V. G. [Personality characteristics of students of secondary professional education]. In: Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina [Bulletin of Leningrad State University named after A. S. Pushkin], 2016, no. 4-1, pp. 150-157.
15. Listvin A. A. [Dual training in Russia: from concept to practice]. In: Obrazovanie i nauka [Education and science], 2016, no. 3 (132), pp. 44-56.
16. Listvin A. A. [Antinomies of secondary vocational education]. In: Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Cherepovets State University], 2016, no. 2 (71), pp. 110-114.
17. Maksimov G. [By head and hands. The growth of popularity of vocational education is recorded in Russia]. In: FederalPress [FederalPress]. Available at: https://fedpress.ru/article/2164349 (accessed: 10.12.2018).
18. Mitina O. V., Evdokimenko A. S. [Methods of text analysis: methodological foundations and software implementation]. In: Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya [Bulletin of the South Ural State University. Series: Psychology], 2010, no. 40 (216), pp. 29-38.
19. Mikhailov A. V. [The socio-psychological dynamics of primary professionalization of college students]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i peda-gogicheskie nauki [Bulletin of Moscow State Linguistic University. Education and pedagogical science],
2014, no. 16 (702), pp. 62-74.
20. Dudyrev F. F., Romanova O. A., Shabalin A. I., Abakina I. V Molodye professionaly dlya novoi ekono-miki: srednee professional'noe obrazovanie v Rossii [Young professionals for the new economy: secondary vocational education in Russia]. Moscow, 2019. 272 p.
21. Burlyaeva V. A., Burkina I. V., Bulakh K. V., Chebanov K. A. [Peculiarities of constructing models of dual education (learning) implementation at the regional level]. In: Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture, education], 2018, no. 6 (73), pp. 349-351.
22. Petrenko V. F., Mitina O. V. [Psycho-semantic analysis of political mentality of society]. In: Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 16: Psikhologiya. Pedagogika [Bulletin of Saint Petersburg University. Series 16: Psychology. Pedagogy], 2015, no. 3, pp. 27-40.
23. Ryazantseva M. V., Smirnov V. M. [Foreign experience of social partnership in the labour market and in vocational education]. In: Regional'nyeproblemypreobrazovaniya ekonomiki [Regional problems of transforming the economy], 2016, no. 9 (71), pp. 125-134.
24. Safonov A. O., Ashcheulov Yu. B., Ostapenko R. I. [The experience of implementing the dual training model in Voronezh State Industrial-Humanitarian College]. In: Gossovetnik [State Advisor], 2018, no. 3 (23), pp. 24-31.
25. Sokirko A. V. Semanticheskie slovari v avtomaticheskoi obrabotke teksta: Po materialam sistemy DIALING: dis. ... kand. tekhn. nauk [Semantic dictionaries in automatic text processing: the materials of the system DIALING: PhD thesis in Engineering sciences]. Moscow, 2001. 114p.
26. Tregubova T. M. [Foreign experience of development of vocational educational institutions and its use in the domestic theory and practice of vocational education]. In: Kazanskii pedagogicheskii zhurnal [Kazan pedagogical journal], 2005, no. 4, pp. 57-64.
27. Tyurina N. A. [Cluster as a form of integration of education and production]. In: Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya [Innovative development of professional education], 2014, no. 1 (05), pp. 92-98.
28. Ushakov A. A. [The professionalism of the teacher as a determinant of improvement of quality of educational services in the conditions of competitiveness of system of secondary professional education]. In: Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya [Bulletin of Adyghe State University. Series 3: Education and psychology], 2012, no. 1, pp. 146-152.
29. Capsada Q. Preparing students for the future. In: Education Policy Outlook, 2015, no. ??, pp. 57-75.
30. Cervone D., Shadel W. G., Jencius S. Social-cognitive theory of personality assessment. In: Personality and Social Psychology Review, 2001, no. 5 (1), pp. 33-51. DOI: 10.1207/S15327957PSPR0501_3
31. Education at a Glance 2014: OECD Indicators. Paris, OECD Publishing, 2014. 566 p.
32. Reducing early school leavers: Key messages and policy support. Education and Training, November, 2013, 46 p. (оформить как книгу или статью)
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Булгаков Александр Владимирович - доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии труда и организационной психологии Московского государственного областного университета, профессор кафедры социальной психологии Российского государственного гуманитарного университета; e-mail: [email protected]
Булгакова Екатерина Александровна - кандидат психологических наук, научный сотрудник научно-практической лаборатории проблем социализации Московского государственного областного университета;
e-mail: [email protected]
Шумский Дмитрий Анатольевич - аспирант кафедры социальной психологии Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Alexander V. Bulgakov - Doctor of Psychology, Professor, Professor of the Department of Labor Psychology and Organizational Psychology, Moscow State Regional University, Professor of the Department of Social Psychology, Russian State University for the Humanities; e-mail: [email protected]
Ekaterina A. Bulgakova - candidate of psychological sciences, researcher at the scientific and practical laboratory of socialization problems, Moscow State Regional University; e-mail: [email protected]
Dmitry A. Shumsky - graduate student of the Department of Social Psychology, Moscow State Regional University;
e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Булгаков А. В., Булгакова Е. А., Шумский Д. А. Проблемы трансформации системы среднего профессионального образования: социально-психологический анализ // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2020. № 1. С. 36-54. DOI: 10.18384/2310-7235-2020-1-36-54
FOR CITATION
Bulgakov A. V., Bulgakova E. A., Shumsky D. A. Problems of transformation of the system of secondary vocational education: socio-psychological analysis. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychology, 2020, no. 1, рр. 36-54. DOI: 10.18384/2310-7235-2020-1-36-54