Научная статья на тему 'Семантический анализ как экспресс-методика оценки представлений о риске в профессиональной деятельности'

Семантический анализ как экспресс-методика оценки представлений о риске в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
415
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ПСИХОЛОГИ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РИСКЕ / ЗАКОН ЦИПФА / РЕФЕРЕНТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / SEMANTIC ANALYSIS / PSYCHOLOGISTS / PERCEPTIONS OF RISK / ZIPF’S LAW / REFERENT / PSYCHOLOGICAL DIAGNOSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Булгаков Александр Владимирович

Обоснованы возможности методики семантического анализа, разработанной в лингвистике и применяемой в работе с текстами, для задач психологического изучения профессиональной деятельности специалистов. На примере исследования представлений о риске в работе психологов полиции и практикующих психологов-преподавателей вуза показаны преимущества и ограничения методики. Установлена схожесть структур представлений о риске профессиональной деятельности у психологов: эмоциональное выгорание и профессиональная деформация, использование методов оказания психологической помощи, страх ошибки, юридическая ответственность, собственно взаимодействие с клиентом, взаимоотношения с коллегами. Выявлены двукратные различия в уровнях профессиональной рефлексии риска, банальности представлений о риске, гармоничности структуры представлений («закон Ципфа»). Все показатели более оптимальны у психологов полиции. Сделан вывод о целесообразности использования методики семантического анализа как экспресс-диагностики рисков в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTIC ANALYSIS AS AN EXPRESS METHOD OF EVALUATING RISK REPRESENTATIONS IN PROFESSIONAL ACTIVITY

The possibilities of the semantic analysis technique developed in linguistics and used in working with texts for the tasks of psychological study of the professional activities of specialists are substantiated. On the example of the study of risk perceptions in the work of police psychologists and practicing psychologists and teachers of the university, the advantages and limitations of the methodology are shown. The similarity of the structures of perceptions of the risk of professional activity among psychologists has been ascertained: emotional burnout and professional deformation, the use of psychological assistance methods, fear of error, legal liability, proper interaction with the client, relationships with colleagues. Double differences in the levels of professional risk reflection, the banality of risk ideas, and the harmony of the structure of representations (“Zipf’s Law”) are revealed. All indicators are optimal for police psychologists. It is concluded that it is advisable to use the methods of semantic analysis as an express risk diagnosis in professional activities.

Текст научной работы на тему «Семантический анализ как экспресс-методика оценки представлений о риске в профессиональной деятельности»

УДК 159.9 Булгаков А. В.

Московский государственный областной университет

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация

Российский государственный гуманитарный университет

125993, г. Москва, Миусская пл., д. 6, Российская Федерация

СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК ЭКСПРЕСС-МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РИСКЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АННОТАЦИЯ

Обоснованы возможности методики семантического анализа, разработанной в лингвистике и применяемой в работе с текстами, для задач психологического изучения профессиональной деятельности специалистов. На примере исследования представлений о риске в работе психологов полиции и практикующих психологов-преподавателей вуза показаны преимущества и ограничения методики. Установлена схожесть структур представлений о риске профессиональной деятельности у психологов: эмоциональное выгорание и профессиональная деформация, использование методов оказания психологической помощи, страх ошибки, юридическая ответственность, собственно взаимодействие с клиентом, взаимоотношения с коллегами. Выявлены двукратные различия в уровнях профессиональной рефлексии риска, банальности представлений о риске, гармоничности структуры представлений («закон Ципфа»). Все показатели более оптимальны у психологов полиции. Сделан вывод о целесообразности использования методики семантического анализа как экспресс-диагностики рисков в профессиональной деятельности. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

семантический анализ, психологи, представления о риске, закон Ципфа, референт, психологическая диагностика

СТРУКТУРА

Постановка проблемы

Выборка, дизайн исследования, организация исследования

Методика исследования представлений о риске в профессиональной

деятельности

Результаты семантического анализа представлений о риске в профессиональной деятельности психологов

Результаты традиционного качественного анализа представлений о риске

в профессиональной деятельности психологов

Выводы

A. Bulgakov

Moscow Region State University

24 Very Voloshinoi ulitsa, Mytishchi 141014, Moscow Region, Russian Federation Russian State University for the Humanities 6 Miusskaya ploshchad', Moscow 125993, Russian Federation

SEMANTIC ANALYSIS AS AN EXPRESS METHOD OF EVALUATING RISK REPRESENTATIONS IN PROFESSIONAL ACTIVITY

ABSTRACT

The possibilities of the semantic analysis technique developed in linguistics and used in working with texts for the tasks of psychological study of the professional activities of specialists are substantiated. On the example of the study of risk perceptions in the work of police psychologists and practicing psychologists and teachers of the university, the advantages and limitations of the methodology are shown. The similarity of the structures of perceptions of the risk of professional activity among psychologists has been ascertained: emotional burnout and professional deformation, the use of psychological assistance methods, fear of error, legal liability, proper interaction with the client, relationships with colleagues. Double differences in the levels of professional risk reflection, the banality of risk ideas, and the harmony of the structure of representations ("Zipf's Law") are revealed. All indicators are optimal for police psychologists. It is concluded that it is advisable to use the methods of semantic analysis as an express risk diagnosis in professional activities. KEY WORDS:

semantic analysis, psychologists, perceptions of risk, Zipf's law, referent, psychological diagnosis

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Современные цифровые технологии успешно используются создателями контента в различных областях практики: маркетинге, журналистике, политике, рекламе и др. Главная задача - оптимально провести воздействие информации на потребителя, исходя из целей заказчика. Примером являются специальные программы семантического анализа текстов, размещённые в интернете. В Рунете наработан серьёзный опыт использования таких программ1.

Профессиональная рефлексия представленных материалов позволила сделать предположение о возможности использования программ семанти-

1 Адвего [Электронный ресурс]. URL: www.advego.com;eTXT.ru. URL: www.etxt.ru;Istio.com. URL: www.istio.com (дата обращения к ресурсам: 01.09.2019).

ь

ческого анализа текстов при проведении психологического исследования тех или иных сторон личности. Метод может способствовать расширению понимания психологического явления, ускорить его изучение. Следует подчеркнуть, что в психологии часто необходимы скрининговые, быстрые по времени, но валидные методы диагностики изучаемых явлений, например таких, как представления о риске. Несмотря на то, что этой проблеме посвящены многочисленные работы учёных, занимающихся проблемами управления [5], когнитивных наук [7], экспериментальной психологии [9], педагогики [2], экспресс-методик для практических задач психологии нами не выявлено. И всё же как часто такой инструмент можно найти в третьей области, например, в прикладных отраслях филологии.

В качестве предметной области изучения личности была выбрана проблема риска в профессиональной деятельности психологов. Тип исследования - сравнение полярных профессиональных групп: психологов полиции и психологов образования. Диагностический инструмент - опрос. Результаты обрабатывались как классическим качественным анализом текстов, так и с помощью специальной программы, размещённой в Рунете. Далее проводилось сравнение.

Результаты опросов были представлены в формате текстов, референтом риска в которых стало слово. Подчеркнём, что категория «референт» понимается нами согласно позиции Ч. Огдена и А. Ричардса [14]. Суть в косвенном характере отношения референта к имени или знаку (в нашем случае: представление о риске), с которым референт связан только посредством понятия (риск). По Л. С. Выготскому слово - «живое единство звука и значения, содержащее в себе, как живая клеточка, в самом простом виде все основные свойства, присущие речевому мышлению в целом» [6, с. 12], единица его анализа [3]. Значениями единиц языка - словами - занимается семантика, выделяя лишь тот слой смысла для понимания, которого достаточно для знания языка. Но для того, чтобы охватить весь смысл происходящего в жизни людей, их профессиональной деятельности мало знания языка. Нужно знать личность во всём её многообразии, группу в сложности её взаимодействия с другими группами и сообществами, выделяя в них намерения и психологические особенности, социальную ситуацию и среду, историю и культуру и многое другое.

Среди разнообразия подходов к изучению личности филолог Ю. Н. Караулов определяет языковую личность как: «совокупность способностей и характеристик человека, обуславливающих создание и восприятие им речевых произведений, которые различаются степенью структурно-языковой сложности, глубиной и точностью отражения действительности, определенной целевой направленностью» [8], а материальным аналогом языковой способности - ассоциативно-вербальную сеть языка, которая выражается в ассоциативном тезаурусе.

В настоящее время возрастает интерес к языковой личности как к динамическому, развивающемуся феномену. Исследование в данном аспекте было реализовано Ю. Н. Карауловым, разработавшим понятие общерусского языкового типа [8; 13]. Продолжая эту идею, можно использовать метод наращивания ассоциативных цепей или метод вербального ассоциативно-частотного ряда, восходящий к трудам А. Н. Леонтьева и Р. М. Фрумкиной, обнаружившей иерархическую упорядоченность слов в идеолексиконе в соответствии с частотой их встречаемости в речевом опыте человека [1]. По нашему мнению, во многом именно такой подход лежит в основе рассматриваемого варианта технологии семантического анализа2.

Отношение к риску является важной характеристикой личности. Если под риском понимать действие (решение), направленное на цель, достижение которой связано с опасностью, угрозой поражения, неудачи, нерискованное будет казаться более надёжным и безопасным. Риск связан как с особенностями профессиональной деятельности, так и с условиями предполагаемого неблагополучия в связи с неуспехом в работе. Риск всегда ситуация выбора между вариантами действий: менее результативным, но надёжным и более результативным, но менее верным. Риск - психологический механизм выхода из ситуации неопределённости. Он по своей сути инновационен, так как часто идёт вразрез с инструкциями, предписаниями, жёсткими правилами. При этом успех оценивается сверхположительно, а неудача как провал. Считается, что в первой ситуации специалист действовал творчески, во второй - непрофессионально, хотя причины неудач могут быть другими. Их может вскрыть лишь полноценный анализ ситуации профессиональной деятельности и психологической подготовленности к подобным ситуациям.

ВЫБОРКА, ДИЗАЙН ИССЛЕДОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выборка составила 46 человек, из них психологов полиции - 28 человек, психологов образования - практикующих преподавателей РГГУ - 18 человек. Это две полярные по сфере деятельности профессиональные группы психологов. Поло-ролевой и возрастной состав обеих групп статистически не отличался: 87-92 % женщин в возрасте от 28 до 38 лет равномерно распределены по выборкам, профессиональный опыт от 3-х до 15-ти лет, все имеют высшее образование по специальности. Членам групп предлагалось ответить на один вопрос: «С какими профессиональным рисками в работе психолога Вы сталкивались в своей деятельности?» Далее ответы каждой группы обрабатывались как в соответствии с изложенной далее ме-

2 Адвего [Электронный ресурс]. URL: www.advego.com;eTXT.ru. URL: www.etxt.ru;Istio.com. URL: www.istio.com (дата обращения к ресурсам: 01.09.2019).

тодикой семантического анализа, так и традиционным методом качественного анализа текстов [10]. После чего проводился сравнительный анализ выявленных профессиональных рисков в работе психологов различных профессиональных групп.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РИСКЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В основу методики положены результаты классического качественного анализа текстов [10] и семантического анализа [11], который через определение ключевых слов, фраз, соответствующих профессиональной деятельности специалиста, позволяет сформировать семантическое ядро и выявить проблемные точки представлений о риске. Используемый в настоящем исследовании вариант семантического анализа текстов отличается как от используемого В. Ф. Петренко и О. В. Митиной варианта, так и от ранее используемого нами варианта методики П. Вержеса [4]. Он реализован в программах свободного доступа в интернете на сайтах Адвего, eTXT. ш, Istio.com и др. Методика вполне успешно используется для продвижения контента в поисковиках, которые, комбинируя слова, фразы, создают тексты, эффективно воздействующие на читателя, побуждая его к действиям в целях владельцев сайта (маркетинговые, консалтинговые и др.). Поисковые системы, выполняя семантический анализ, определяют смысл текста для ответа на запрос, после чего предлагают выбранные материалы. Это математическая задача, решаемая компьютером, который пока не умеет правильно объяснять образы.

Семантический анализ текста оценивает количество слов или фраз, которые определяют смысл текста, т. е. его семантическое ядро, и статистические показатели. Статистические показатели выполняют в данной ситуации вспомогательный характер, они оценивают текст. К ним относятся: количество символов с пробелами и без, количество слов, в том числе уникальных и значимых, стоп-слов, количество «воды» (не несущих смысловой нагрузки слов), грамматических ошибок, процент классической и академической тошноты (метафора скучности, тривиальности текста).

Применительно к нашей задаче семантическое ядро является референтом «представления о риске», который способен быстро определить проблемные точки или точки роста. Количественный вклад в изучение представлений о риске вносит понятие «естественность текста» (в нашем понимании гармоничности текста), которая определяется по закону лингвиста Ципфа: когда ресурсы (люди, товары, время, знания или любой другой источник продукта) самоорганизуются так, чтобы свести к минимуму затраченную работу, и, таким образом, приблизительно 20-30 % любого

ресурса производят 70-80 % деятельности, связанной с этим ресурсом3. Методически при проведении анализа самое употребляемое слово берётся за ориентир. Второе употребляется в два раза реже. Третье в три раза меньше, чем первое. Четвёртое - в четыре, и т. д. При соблюдении этого закона анализ на платформе Istio.com обеспечивает вполне валидные результаты4, так как высокая гармоничность текста соответствует высокой внутренней валидности методики. Распределение Ципфа является вариацией кумулянта Парето, который базируется на «патологических», нега-уссовских статистиках, где не существует моментов. Отсюда и название «патологического» распределения, к которому применить традиционные статистические методы просто невозможно. В их основе лежат статистические ансамбли, которые подчиняются принципу неэквивалентного микрообмена в процессах перемешивания конкурирующих показателей (в нашем случае показатели риска профессиональной деятельности). В рамках теории принятия решений сформулирован вариационный принцип, приводящий к классу распределений Ципфа-Парето-Мандельброта [12], что нам даёт 20 % показателей 80 % риска в профессиональной деятельности психологов.

РЕЗУЛЬТАТЫ СЕМАНТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РИСКЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГОВ

Данные опроса психологов полиции и психологов образования - преподавателей психологии РГГУ, имеющих консультативную практику и практику проведения тренингов, были загружены по группам в программу семантического анализа общим текстом. Получены следующие результаты текстового анализа (табл. 1 и 2).

Кроме таблицы, программа выдаёт график распределения по закону Ципфа и полный загруженный текст для машинной обработки. Для большей наглядности полученные результаты визуально нами представлены иначе (рис. 1) и табулированы (табл. 3). На рисунке использована полиномиальная линия тренда со степенью 3, как наименьшая частотность в распределении Ципфа в сравниваемых выборках.

Важным результатом является высокая общность представлений о риске в различных профессиональных группах, совпадение слов-показателей 50 %, 0,8185.

3 Арбуз [Электронный ресурс]. URL: http://www.arbuz.uz/t_pareto.html (дата обращения: 01.09.2019).

4 Rwix.ru. URL: http://rwix.ru/analiz-teksta-stati.html (дата обращения: 01.09.2019).

О

О х

Таблица 1

Результаты семантического анализа данных опроса психологов образования - преподавателей психологии РГГУ (п=18 чел.), представленных текстом (машинная обработка)

Параметр Значение № Слово Кол-во Рел-ть % в ядре % в тексте

Общая длина текста 1628 символов 1 Выгорание 8 2.8 8,6 4.9

Чистая длина текста 1358 символов 2 Эмоциональный 7 2.5 7,5 4.3

Всего слов 164 3 Метод 6 2.1 6,5 3.7

Словарь 112 4 Риск 5 1.8 5,4 3.0

Словарь ядра 93 5 Работа 4 1.4 4,3 2.4

ТОП-10 слов выгорание эмоциональный метод

риск работа проблема профессиональный 6 Проблема 4 1.4 4,3 2.4

состояние

клиент

сказать

Водность 17.0% 7 Профессиональный 4 1.4 4,3 2.4

Тошнота 2.83 8 Состояние 3 1.1 3,2 1.8

Качество по Ципфа 49% 9 Клиент 2 0.7 2,2 1.2

10 Сказать 2 0.7 2,2 1.2

11 Свое 2 0.7 2.2 1.2

12 Юридический 2 0.7 2.2 1.2

13 Ожидание 2 0.7 2.2 1.2

14 Ошибка 2 0.7 2.2 1.2

15 Психолог 2 0.7 2.2 1.2

16 Непонятый 2 0.7 2.2 1.2

17 Ответственность 2 0.7 2.2 1.2

18 Неосвоенный 2 0.7 2.2 1.2

19 Диагноз 2 0.7 2.2 1.2

20 Сверхожидание 1 0.4 1.1 0.6

Таблица 2

Результаты семантического анализа данных опроса психологов полиции (п=28 чел.), представленных текстом (машинная обработка)

Параметр Значение № Слово Кол-во Рел-ть % в ядре % в тексте

Общая длина текста 2348 символов 1 Профессиональный 23 4.8 23,5 10.6

Чистая длина текста 2033 символов 2 Выгорание 22 4.6 22,4 10.1

Всего слов 217 3 Эмоциональный 14 2.9 14,3 6.5

Словарь 107 4 Деформация 10 2.1 10,2 4.6

Словарь ядра 98 5 Развитие 4 0.8 4,1 1.8

ТОП-10 слов профессиональный выгорание эмоциональный деформация развитие себя работа личность психологический клиент 6 Себя 3 0.6 3,1 1.4

Водность 8.4% 7 Работа 3 0.6 3,1 1.4

Тошнота 4.80 8 Личность 3 0.6 3,1 1.4

Качество по Ципфа 83% 9 Психологический 3 0.6 3,1 1.4

10 Клиент 3 0.6 3,1 1.4

11 Свое 3 0.6 3.1 1.4

12 Ухудшение 2 0.4 2.0 0.9

13 Авторитет 2 0.4 2.0 0.9

14 Ответственность 2 0.4 2.0 0.9

15 Неверие 2 0.4 2.0 0.9

16 Чрезмерный 2 0.4 2.0 0.9

17 Проблема 2 0.4 2.0 0.9

18 Некомпетентность 2 0.4 2.0 0.9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 Профессионал 2 0.4 2.0 0.9

20 Трудность 2 0.4 2.0 0.9

Сравнение показало, что при близкой структуре профессиональных рисков их содержание у психологов полиции отличается от рисков профессиональной деятельности психологов образования. Но есть и общий, объеди-

О

О х

няющий профессиональные группы риск. Он занимает первое место после ранжирования всех рисков - это эмоциональное выгорание (рис. 1).

а) психологи образования

б) психологи полиции

Рис. 1. Сравнение результатов семантического анализа опроса психологов РГГУ (п = 18 чел.) и психологов МВД (п = 28 чел.)

Примечание: линия тренда полиномиальная, степень 3.

Несмотря на отличия ответов двух групп психологов (табл. 3), присутствует также и некоторое сходство, например, «работа с клиентами» у психологов РГГУ и «взаимоотношения с клиентом» у психологов ОВД, однако, исходя из семантического анализа, первые присуждают данной категории четвёртое место, а вторые седьмое. Схожи также категории «взаимоотношения с коллегами» и «агрессия и негативные реакции со стороны коллег и клиентов», которые находятся на местах семь и шесть соответственно.

Исходя из семантического анализа текста ответов, построена гистограмма (рис. 2), по которой наглядно видно количество наиболее значимых ри-

О

О х

сков для каждой группы психологов. По оси ординат (у) - количество конкретного риска, по оси абсцисс (х) - сами риски.

Таблица 3

Сравнение результатов семантического анализа опроса психологов образования (п=18 чел.) психологов полиции (п=28 чел.)*

№ Вуз Органы внутренних дел

1 Выгорание Профессиональный

2 Эмоциональный Выгорание

3 Метод Эмоциональный

4 Риск Деформация

5 Работа Развитие

6 Проблема Себя

7 Профессиональный Работа

8 Состояние Личность

9 Клиент Психологический

10 Сказать Клиент

*Примечание: цветом выделены совпадения слов

Рис. 2. Наиболее важные риски в профессиональной деятельности психологов полиции (МВД) и психологов образования (РГГУ)

Клиент - общий риск в работе профессионального психолога. Результат, несмотря на банальность звучания, является важным референтом всего проведённого опроса. Он говорит о понимании главного объекта-субъекта в своей профессиональной деятельности - личности и высочайшем уровне неопределённости работы с ней.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТРАДИЦИОННОГО КАЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РИСКЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГОВ

Группы рисков, которые выделили психологи образования:

1. Первая группа рисков, которым уделяется большое внимание со стороны психологов образования - это эмоциональное выгорание. Данным опасностям психологи дают такие формулировки, как: «иллюзии, что психолог все делает правильно, «супер», либо, наоборот, всё неправильно, «ужасно»», «профессиональное выгорание», «эмоциональное, душевное состояние/переживание клиента - эмоциональное выгорание», «сложность в абстрагировании - профессиональная деформация».

Первая группа рисков психологов образования совпадает с первой группой рисков психологов полиции. Т. е. все психологи выделили риск эмоционального выгорания и профессиональной деформации как наиболее значимый и возможный риск в своей профессиональной деятельности.

2. Вторая группа рисков, с которыми могут встретиться психологи, -это неправильное использование конкретных методов. В ответах проявляется как: «не освоенные методы», «неизученные методы», «использование недостаточно ненадежных материалов при работе», «риск неправильного использования конкретных практических методов».

3. Третья группа связана с юридической ответственностью. Данной группе психологи дают такие формулировки, как: «риски относительно публикаций», «ущемление авторских прав», «незащищенность, юридическая ответственность».

4. Четвёртая группа рисков, которым уделяется внимание, - работа с клиентом, оповещение о его состоянии. Её исследуемые описывают как: «риск сказать или не сказать человеку о реальном его состоянии», «риск отсутствия обратной связи», «быть непонятым клиентом», «риск неоправданного осуждения».

5. Пятая группа рисков, с которыми могут встретиться психологи, - это страх поставить ошибочный диагноз. В ответах проявляется как: «ошибочный диагноз», «самоуверенность», «преувеличенная экспертность», «ошибка диагноза», «непроработанные собственные проблемы», «решение проблем по-своему, следовательно двойное наложение всех проблем».

6. Шестая группа связана с завышенными ожиданиями клиента. Формулируется исследуемыми как: «иллюзии, что психолог всё делает правильно, либо, наоборот, всё неправильно», «быть непонятым клиентом», «риск неоправданного осуждения», «сверх ожидания - завышенное ожидание», «много ожиданий от психолога».

7. Седьмая группа рисков сосредоточена на взаимоотношениях с коллегами. Опасность такого рода заключается в непонимании коллегами по работе трудностей взаимодействия и нарушения взаимоотношений. Фор-

мулировки, которые дают исследуемые: «ошибка аттестации при приеме на работу», «риск отсутствия обратной связи на работе», «риск оказаться непонятым своими коллегами-профессионалами».

Группы рисков, которые выделили психологи полиции:

1. Первая группа рисков, которым со стороны психологов полиции уделяется наибольшее внимание, - это феномен профессиональной деформации и эмоционального выгорания. Данным опасностям психологи дают различные формулировки, такие как: «эмоциональное напряжение», «эмоциональное выгорание», «ослабление ранее имевшихся профессиональных данных», «искажение профессионального развития», «ненависть к окружающим», «замыленный глаз», «деформация личности», «отсутствие поддержки руководителя подразделения».

2. Вторая группа рисков, с которыми могут встретиться психологи, -это недооценка себя как психолога, страх поставить ошибочный диагноз. В ответах проявляется как: «неверие в себя, как в профессионала», «неверный диагноз обследуемого, «замыленный глаз», «недооценка проблем клиента, преследование личных целей»,

3. Третья группа - утрата желания помогать людям. Данной опасности психологи дают такие формулировки: «проявление с течением времени безразличия к клиенту», «нет направленности помочь людям и работать с людьми».

4. Четвёртая группа рисков, которым уделяется внимание, - это ответственность в отношении работы. Её исследуемые описывают следующим образом: «безответственное отношение к работе», «ответственность».

5. Пятая группа рисков сосредоточена на взаимоотношениях с руководством подразделения, в которых психолог осуществляет свою деятельность. Опасность такого рода заключается в непонимании со стороны руководителя, трудностях взаимодействия и нарушения взаимоотношений как такового. Формулировки, которые дают исследуемые: «отсутствие поддержки руководителя подразделения», «Неспособность добиться авторитета и его утрата».

6. Шестая группа опасностей, которые могут встретиться психологу в ходе профессиональной деятельности, образована агрессией и негативными реакциями со стороны как коллег служебного коллектива, так и клиентов. Риски в данной группе формулируются как: «потеря доверия среди личного состава», «агрессия других специалистов», «давление со стороны клиентов», «негативные реакции клиентов», «взаимодействие с неадекватными людьми».

7. Последняя группа рисков у психологов полиции в ходе осуществления профессиональной деятельности относится к взаимоотношениям с клиентом. Исследуемые формируют данный риск как: «психологическое давление со стороны клиентов», «завышенное ожидание клиентов от пси-

холога».

ВЫВОДЫ

Качественный анализ - более длительная процедура, но она даёт более содержательные результаты. Однако должно выполняться условие: исследователь имеет валидную и релевантную модель изучаемого явления или систему устойчивых представлений об этом явлении. Семантический анализ в предлагаемом нами формате - скрининг-диагностика - позволяет определиться в большом пространстве эмпирического материала наблюдений. Безусловным преимуществом является скорость использования. Недостатком - необходимость специальной подготовки.

Семантический анализ можно быстро выполнить на различных платформах в интернете, но необходимо учитывать следующее: хотя программы и обладают стандартным алгоритмом, результаты могут различаться.

Для изучения представлений о риске результаты семантического анализа, во-первых, позволяют ещё до проведения классического анализа ответов предположить структуру представлений о риске профессиональной деятельности.

Во-вторых, выявить наиболее актуальные представления, воздействие на которые позволит в дальнейшем снять остроту восприятия риска, разработать возможные направления его оптимизации.

В-третьих, определиться в уровне профессиональной рефлексии изучаемого понятия через не относящиеся к теме слова («водность»), банальность представлений («тошнота»), гармоничность структуры ответов («закон Ципфа»). В сравниваемых группах все эти показатели в два раза оптимальнее у психологов полиции. Ответ кроется в целостности профессиональной идентичности. У психологов полиции она едина - психолог МВД, где принадлежность к полиции воспринимается не отделимо от психологической работы. У преподавателей-психологов образования профессиональная идентичность преподаватель слабо совмещается с деятельностью профессионального психолога, содержание воздействие, его объект, методы часто диаметрально противоположны. Хотя работа такого психолога, возможно, была в прошлом или реализуется в настоящее время, но имеет мозаичный характер.

Таким образом, использование методики семантического анализа целесообразно как экспресс-диагностики рисков в профессиональной деятельности, выявления мишеней воздействия по её оптимизации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аникин Д. В. Исследование языковой личности составителя «Повести

временных лет»: дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2004. 197 с.

2. Антонова Л. Н. Педагогическая рискология: теория и история // Про-

О

О х

блемы современного образования. 2010. № 4. С. 24-30.

3. Беспалов Б. И. О различиях «единиц» и «элементов» психологической реальности: доклад на семинаре по деятельностному подходу [Электронный ресурс]. [27.04.2007]. URL: //www.psy.msu.ru/science/seminars/activity/ materials/08_bespalov.pdf (дата обращения: 01.09.2019).

4. Булгаков А. В., Король О. Ф., Локотилов И. М. Гендерные различия в социальных представлениях о работе у сотрудников органов внутренних дел и технологических компаний в контексте социокультурного нормирования профессиональной деятельности (на примере Москвы и Крыма) // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 1. С. 234-239.

5. Булгаков А. В., Магера Т. Н. Концепция межгрупповой адаптации как платформа управления поликультурной организацией // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2018. № 2. URL:http://evestnik-mgou.ru (дата обращения: 01.09.2019). DOI: 10.18384/2224-0209-2018-2-877.

6. Выготский Л. С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.

7. Ильин Е. П. Психология риска. СПб.: Питер, 2012. 286 с.

8. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. 7-е изд. М.: ЛКИ, 2010. 264 с.

9. Корнилова Т. В. Принцип неопределенности в психологии выбора и риска // Психологические исследования (электронный журнал). 2015. № 8 (40). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 01.09.2019).

10. Митина О. В., Евдокименко А. С. Методы анализа текста: методологические основания и программная реализация // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: Психология. 2010. № 40 (216). С. 29-38.

11. Петренко В. Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания: На материале политического менталитета. 2-е изд. М.: Издательский дом МГУ, 1997. 214 с.

12. Щеголева С. А. Статистика Ципфа-Парето-Мандельброта и анализ Паре-то // Вестник Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2002. № 3 (23). С. 56-64.

13. Языковая личность: Моделирование, типология, портретирование. Сибирская лингвоперсонология. Вып. 1 / под ред. Н. Д. Голева, Н. Н. Шпиль-ной. М.: Ленанд, 2014. 637 с.

14. Ogden C. K., Richards I. A. The Meaning of Meaning. New York: Harcourt: Brace & World, 1923. 364 p.

REFERENCES

1. Anikin D. V. Issledovanie yazykovoi lichnosti sostavitelya «Povesti vremennykh let»: dis.... kand. filol. nauk [Study the language identity of the originator of the "Tale of bygone years" : PhD thesis in Philological sciences]. Barnaul, 2004. 197 p.

2. Antonova L. N. [Pedagogical riskology: theory and history]. In: Problemy

sovremennogo obrazovaniya [Problems of modern education], 2010, no. 4, pp. 24-30.

3. Bespalov B. I. O razlichiyakh «edinits» i «elementov» psikhologicheskoi real'nosti: doklad na seminarepo deyatel'nostnomupodkhodu [On the differences of"units" and "elements" of psychological reality. Report on the workshop on the activity approach], 27.04.2007. Available at: //www.psy.msu.ru/science/seminars/activ-ity/materials/08_bespalov.pdf (accessed: 01.09.2019).

4. Bulgakov A. V., Korol' O. F., Lokotilov I. M. [Gender differences in social representations about work of employees of Internal Affairs bodies and technology companies in the context of socio-cultural regulation of professional activities (on the example of Moscow and the Crimea)]. In: Vestnik Moskovskogo univer-siteta MVD Rossii [Bulletin of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2018, no. 1, pp. 234-239.

5. Bulgakov A. V., Magera T. N. [The concept of intergroup adaptation as a platform to manage multicultural organization]. In: Vestnik Moskovskogo gosu-darstvennogo oblastnogo universiteta (elektronnyizhurnal) [Bulletin of Moscow Region State University (e-journal)], 2018, no. 2. Available at: http://evestnik-mgou.ru (accessed: 01.09.2019). DOI: 10.18384/2224-0209-2018-2-877.

6. Vygotsky L. S. Myshlenie i rech' [Thinking and speech]. Moscow, Labirint Publ., 1999. 352 p.

7. Il'in E. P. Psikhologiyariska [The psychology of risk]. St. Petersburg, Peter Publ., 2012. 286 p.

8. Karaulov Yu. N. Russkii yazyk i yazykovaya lichnost [The Russian language and linguistic personality]. Moscow, LKI Publ., 2010. 264 p.

9. Kornilova T. V. [The uncertainty principle in the psychology of choice and risk]. In: Psikhologicheskie issledovaniya (elektronnyizhurnal) [Psychological research (electronic journal)], 2015, no. 8 (40). Available at: http://psystudy.ru (accessed: 01.09.2019).

10. Mitina O. V., Evdokimenko A. S. [Methods of text analysis: methodological foundations and software implementation]. In: Vestnik Yuzhno-ural'skogo gosu-darstvennogo universiteta. Seriya:Psikhologiya [Bulletin of the South Ural State University. Series: Psychology], 2010, no. 40 (216), pp. 29-38.

11. Petrenko V. F., Mitina O. V. Psikhosemanticheskii analiz dinamiki obshchest-vennogo soznaniya: Na materiale politicheskogo mentaliteta [Psychosemantic analysis of the dynamics of public consciousness: On the material of political mentality]. Moscow, Publishing House of Lomonosov Moscow State University Publ., 1997. 214 p.

12. Shchegoleva S. A. [The statistics of Zipf-Pareto-Mandelbrot and Pareto's analysis]. In: Vestnik Dal'nevostochnogo federal'nogo universiteta. Ekonomika i upravlenie [Bulletin of the Far Eastern Federal University. Economics and Management], 2002, no. 3 (23), pp. 56-64.

13. Golev N. D., Shpil'naya N. N., eds. Yazykovaya lichnost': Modelirovanie, tipologiya,portretirovanie. Sibirskaya lingvopersonologiya. Vyp. 1 [Linguistic personality: Modeling, typology, portraying. Siberian linguopersonology. Iss. 1]. Moscow, Lenand Publ., 2014. 637 p.

14. Ogden C. K., Richards I. A. The Meaning of Meaning. New York, Harcourt,

Brace & World, 1923. 364 p.

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ

Статья поступила в редакцию: 17.09.2019 Статья размещена на сайте: 13.12.2019

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Булгаков Александр Владимирович - доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной психологии Российского государственного гуманитарного университета, ведущий научный сотрудник Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]

Alexander V. Bulgakov - Doctor of Psychological sciences, Professor at the Department of Social Psychology, Russian State University for the Humanities; Leading Researcher, Moscow Region State University; e-mail: [email protected]

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ / FOR CITATION

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Булгаков А. В. Семантический анализ как экспресс-методика оценки представлений о риске в профессиональной деятельности // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2019. № 4. URL: www.evestnik-mgou.ru. Bulgakov A. V. Semantic analysis as an express method of evaluating risk representations in professional activity. In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2019, no. 4. Available at: www.evestnik-mgou.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.