ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 159.9
ББК Ю98-02 ГСНТИ 16.21.27 Код ВАК 19.00.13
Крутько Инна Сергеевна,
доктор психологических наук, профессор, кафедра организации работы с молодежью, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19; e-mail: busygina@rambler. ru
Чаликова Ольга Сергеевна,
кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей и социальной психологии, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620026; г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, д. 48а, к. 604; e-mail: o-chalikova @mail.ru
ФЕНОМЕН РИСКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональная деятельность психолога; риск; феноменологический подход; факторы риска; субъекты риска; субъективная оценка риска; коммуникативные риски; профессиональная интернет-коммуникация.
АННОТАЦИЯ. Психологический аспект риска является одной из наиболее обсуждаемых тем современных междисциплинарных исследований. Профессия психолога предполагает наличие ряда неопределенных ситуаций, что выступает в качестве источника рисков для специалиста на различных этапах карьерного роста. В статье представлен анализ структурных компонентов феномена риска по отношению к данной профессии на основании анализа литературы, а также собственных эмпирических исследований. Контент-анализ интернет-коммуникаций выявил существующие тенденции в осознании роли рисков в практической психологии субъектами профессиональной деятельности. Изучение профессии психолога с точки зрения существующих профессиональных рисков позволяет не только оптимизировать процесс вузовской подготовки специалистов, но и сформировать определенные ориентиры для роста уже состоявшихся профессионалов. Однако налицо серьезный дисбаланс между обсуждением феномена риска в научных публикациях, с одной стороны, и в профессиональном интернет-общении психологов-практиков - с другой, что в свою очередь выступает одним из коммуникативных рисков профессии.
Krut'ko Inna Sergeevna,
Doctor of Psychology, Professor, Department of Work with Young People, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsyn, Ekaterinburg.
Chalikova Olga Sergeevna,
Candidate of Psychology, Associate Professor, Department of General and SocialPsychology, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsyn,Ekaterinburg.
PHENOMENON OF RISK IN THE WORK OF PSYCHOLOGIST
KEYWORDS: professional activity of the psychologist; the risk; the phenomenological approach; the risk factors; the subjects of risk; subjective risk assessment; risk communication; professional online communication.
ABSTRACT. The psychological aspect of risk is one of the most discussed problems of modern interdisciplinary research. The profession of psychologist involves plenty of undefined situations, which can be the origin of risks for career development. The article presents the analysis of the structural components of the phenomenon of risk in relation to the profession, based on the literature analysis and our own empirical research. The content analysis of internet communication has identified present trends in understanding the role of risk in the psychological practice by professional psychologists. The study of the profession of psychologist from the point of view of the risks in this profession helps not only to improve the educational process, but to form certain orientations for the professional psychologists as well. There is a misbalance between the discussion of the phenomenon of risk in the scientific works and in the internet communication of professional psychologists, which is one of the communicative risks in this profession.
"рофессия психолога в России по- ким кругом специалистов: от работников
-лучила массовое распространение федеральных психологических центров до
в конце XX века и к настоящему моменту онлайн-консультантов. Вопросы о специ-
уже не является чем-то экзотическим. Со- фике профессиональной деятельности пси-
временный рынок психологических услуг холога, ее особенностях, кризисах профес-
весьма разнообразен и представлен широ- сионального становления и профессио-
П"
л
© Крутько И. С., Чаликова О. С., 2016
нальных деформациях являются предметом активного обсуждения в научном сообществе [5; 13].
Большинство авторов единодушны в том, что профессия психолога предъявляет жесткие требования к личности человека, которая становится инструментом решения профессиональных задач и достижения результатов деятельности, практически не поддающихся верификации. Отсюда естественным образом возникает необходимость прояснения и объективации феномена профессиональных рисков по отношению к психологической профессии.
Важно отметить, что само по себе понятие риска и смежных с данным понятием категорий в современном мире является широко обсуждаемым и вместе с тем дискуссионным. Многоаспектность данного явления и разнообразие контекстов его обсуждения порождают полифонию мнений, представленных во множестве исследовательских гипотез и теорий, а также активном становлении ряда междисциплинарных областей прикладного знания. Несмотря на существующий плюрализм эмпирических определений феномена «риск», необходимым компонентом каждого выступает психологическая составляющая: от опосредованное™ объективного риска субъектными характеристиками [1; 2] до понимания риска как особой формы активности человека [9].
Психологический аспект риска активно обсуждается в научной литературе наряду с такими понятиями, как безопасность, неопределенность, ответственность, жизнестойкость [1; 2; 4; 14]. Внимание уделяется факторам риска, группам риска, видам риска, склонности к риску и другим личностным особенностям, обусловливающим поведение индивида в ситуациях риска. К настоящему времени в психологии риска накоплен довольно обширный и разнообразный эмпирический материал по результатам исследований, проведенных на различных выборках [5]. Изучение рисков, возникающих в профессиональной деятельности, продолжает оставаться особенно актуальным в связи с возможностью решения ряда прикладных задач, связанных с оптимальным использованием человеческого ресурса, в том числе профилактикой негативных эффектов той или иной профессии [15].
Большинство эмпирических исследований рисков в психологической профессии ориентированы на изучение механизмов понимания данного феномена на раннем этапе профессионализации [9], а также динамики личностных черт, сопряженных с рискогенными профессиональными ситуациями [5]. Вместе с тем в информационном
пространстве возрастает число публикаций научного и прикладного характера, обобщающих факторы риска и типичные профессиональные трудности различных этапов профессиональной карьеры психолога. На наш взгляд, этот процесс отражает потребность психологического сообщества в зрелом, неиллюзорном взгляде на собственную деятельность, что свидетельствует о выходе отечественной практической психологии на новый методологический уровень.
Взгляд на риск с позиции феноменологического подхода выбран неслучайно. С одной стороны, данная парадигма является базисной для психологической практики, и изучение любого психического явления только в традиции объективного измерения неизбежно приводит к давно критикуемой лабораторной редукции. С другой стороны, данный подход зачастую предшествует новому этапу системных научных исследований и является источником более обобщенных и точных гипотез.
Согласно Е. П. Ильину, риск как психологический феномен может быть описан через ряд структурных компонентов: ситуацию риска, оценку риска, степень ее осознанности субъектами риска, факторы риска, границы риска и зону риска [3]. Рассмотрим структуру риска применительно к психологической профессии. На наш взгляд, ситуация риска для психолога представлена в современной литературе довольно подробно. Обстановочные (средовые), личностные и деятельностные компоненты ситуации характеризуются как неопределенные. Налицо противоречие между все возрастающим объемом требований к личности, навыкам практических психологов [7] и недостаточной представленностью свободных вакансий, а также низкой оплатой труда по данной специальности [12]. Профессиональная деятельность психолога сама по себе является источником риска. Она полинаправле-на, интеллектоемка, субъектна и субъективна. Творческий характер профессиональной деятельности и работа со множеством реальностей одновременно [6] создает и поддерживает высокую степень напряженности, что увеличивает риски ухода из профессии задолго до достижения мастерства
[10; 13].
Факторы риска профессии психолога также активно обсуждаются в научном сообществе [5]. В широком контексте под факторами риска понимаются любые условия, нарушающие целостность системы с угрозой для ее функционирования. В этой связи постоянное обучение и личностный рост для специалиста в сфере практической психологии являются универсальным профилактическими мероприятиями, сни-
жающими вероятность наступления инволюционных процессов. В обобщенном виде факторы риска составляют саму ситуацию риска, что не свойственно какой-либо еще профессии.
По данным проведенного нами экспресс-опроса (г. Екатеринбург, п=41), респонденты - практические психологи отмечают следующие группы профессиональных трудностей.
1. Трудности профессионального развития психолога: получая профессиональную подготовку, психолог не может избежать «проработки» собственной жизненной реальности с профессионально-психологической точки зрения, что накладывает отпечаток на его дальнейшую жизнь.
2. Неверие в себя как в профессионала и некоторое разочарование в профессии психолога, которые испытывают выпускники.
Результаты исследования В. В. Сараева и И. Н. Забелина [12], посвященного анализу отношения психологов к возможности профессиональной самореализации, «достраивают» портрет трудностей:
1) низкая оценка возможностей трудоустройства и размера оплаты труда, что отчасти связано с истинным положением на рынке труда;
2) недостаточно высокая оценка работы психологов их потенциальными клиентами, связанная как с нематериальностью результатов психологического труда, так и с широким развитием «псевдопсихологии», порождающим неквалифицированных, но многочисленных конкурентов психологам и существенно влияющих на формирование отношения общества к психологической практике;
3) невысокий уровень самой профессиональной идентичности специалистов. У психологов в большинстве отмечается средний, а в некоторых случаях (5 % респондентов) - низкий уровень сформированности профессиональной идентичности.
К вышеперечисленным трудностям необходимо отнести также стремительный рост количества доступной психологической и околопсихологической информации, появление новых фактов психической жизни, только подлежащих научному исследованию, но уже требующих от практика принятия решений в ситуации конкретной работы с клиентом. Информационно-психологические факторы риска как источники потенциальной опасности для нормального осуществления профессиональной деятельности [2] в полной мере относятся к психологической профессии.
В отечественной психологии рискованное поведение рассматривается в рамках концепции надситуативной активности, ко-
торая определяется как способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации и ставить избыточные цели, что свойственно решениям творческих задач, а также явлениям «бескорыстного» риска и сверхнормативной активности [2]. Близким по смысловому контексту является понятие активной неадаптивности, введенное В. А. Петровским и указывающее на превышение требований ситуации и самопола-гание индивида, которое в свою очередь направлено не на адаптацию к среде, а на ее активное преобразование по собственному замыслу [9].
Иными словами, трудности профессионального становления для психолога априорно образуют ядро ситуации риска, что способствует усилению влияния прямых и опосредованных факторов, постоянно включаемых в систему. «Мы ожидаем, что будем чувствовать себя беспомощными. Мы ожидаем, что будем чувствовать безнадежность. Мы ожидаем, что постоянно будем оказываться в тупике. Я не знаю другой профессии, в которой существовали бы такие ожидания» [11].
Отсутствие четкой верификации результатов профессиональной деятельности психолога позволяет рассматривать субъективную оценку риска непосредственно во взаимосвязи со степенью ее осознанности субъектами ситуации. Зачастую оценка дается неосознанно, что свойственно скорее реакциям адаптации к среде. Однако профессия психолога требует в первую очередь надситуативной активности, в связи с чем осознанность специалиста позволяет ему не только дифференцировать видимые риски на реальные и мнимые, но и определить границы и зону существующего риска, а также сформировать и проявить оптимальную стратегию самополагания.
При изучении риска в психологической профессии имеет смысл обратиться к анализу уже существующих текстов, посвященных данному феномену в профессионально-психологической среде. На наш взгляд, любое специально организованное исследование на такой специфической выборке, как психологи-профессионалы, может обладать рядом серьезных системных погрешностей, несколько искажающих результаты. В частности, опросные методы позволяют выявить некоторую субъективную оценку ситуации, несвободную как от феномена социальной желательности, так и от личных проекций испытуемых. Диагностика с помощью тестов после достижения определенного стажа профессиональной деятельности вообще становится бессмысленной, поскольку профессиональный психолог «умеет их заполнять». Анализ профессио-
нальной интернет-коммуникации позволяет увидеть имплицитные тенденции в осознании рисков профессии самими представителями сообщества.
Выборку исследования составили 8 профессиональных форумов для психологов, а также контент ряда профессиональных групп в социальных сетях (ФБ и ВК), в том числе тексты отечественных и зарубежных практиков, содержащие информацию по теме исследования. Исследование проводилось с августа по октябрь 2015 г. Массив данных обработан с помощью метода контент-анализа. Необходимо отметить, что предметом рассмотрения в данном случае выступают различные варианты коммуникационных рисков, упоминание о которых встречается в том или ином виде [3; 9].
Предварительные результаты можно обобщить в следующих тезисах.
1. В психологической интернет-коммуникации сам термин «риск» встречается достаточно редко. Гораздо чаще субъекты интернет-общения употребляют слова «неопределенность», «проблема», «трудность». Авторы текстов зачастую прибегают к метафорам (например, «внутренние демоны»), обозначая преимущественно личностный компонент ситуации риска. Отсутствие прямого обозначения риска как «измеримой неопределенности» в имплицитных представлениях респондентов, на наш взгляд, способствует лишь усилению фрустрации по поводу ощущения проблем в профессии психолога.
2. Большинство сообщений в форумах посвящено преимущественно следующим темам: вопросы новичков по поводу начала профессиональной деятельности (34 %) и первых трудных ситуаций с клиентами (26 %), диалоги по теме «смены профессии» специалистами-непсихологами (14 %), а также вопросы по поводу поиска конкретного специалиста в супервизии или повышения квалификации (10 %). Незначительную долю сообщений составляет поиск психологической помощи клиентами. В содержании форумов практически не встречается информации рекламного характера, которая содержится преимущественно в группах социальных сетей (порядка 83 % явных и неявных рекламных сообщений). Можно предположить, что, несмотря на существующую профессиональную подготовку, начинающий психолог чувствует себя растерянным и не знает ответов на простые вопросы, которые изучаются еще в курсе «Введение в профессию». Присутствующая специализированность профессиональных групп в соцсетях, с одной стороны, и на форумах, с другой, усиливает дистанцию меж-
ду потребителем информации («новичок») и ее источником («профессионал»).
3. Содержание диалогов на форумах в большинстве случаев противоречит классическим требованиям, сформулированным в парадигме психотерапии и зарекомендовавшим себя в качестве догм [8]. Более опытные психологи дают прямые советы новичкам, эмоционально дискутируют, выдвигают гипотезы относительно проблем, изредка «переходя на личности». В 73 % случаев на вопрос начинающего психолога о типичных трудностях начала деятельности коллеги на форумах после третьей интеракции переходят к активному обсуждению проблемы, не ограничиваясь рекомендациями. Например, в разделе «Консульта-рий» одного из форумов рубрика «Прошу совета» включала не момент исследования 450000 сообщений, а «виртуальная консультация» - около 3000.
4. Особый интерес представляет содержание дискуссий на форумах, посвященных теме эмоционального выгорания среди психологов. Несмотря на то что подобных диалогов существенно меньше по сравнению с ранее обозначенными темами, обсуждения отличаются большей развернутостью, ссылками на литературу и информацией по личному осмыслению специалистом изученного, а также интересными гипотезами. Однако в данных коммуникациях также отсутствует понятие рисков. Некоторые респонденты находят позитивные моменты в эмоциональном выгорании, либо констатируют наличие у себя экзистенциального кризиса.
5. Содержание интернет-коммуникаций в соцсетях несколько отличается от содержания форумов. Кроме рекламной информации можно выделить тенденцию к публикации статей (постов) в качестве ответной реакции на некоторые значимые события, что свойственно всем участникам соцсетей. Однако в профессиональных группах психологов наряду с социальными постами существует некоторое количество авторских текстов, посвященных очень смелому и честному анализу профессии психолога и психотерапевта. Именно в таких статьях появляется термин «риск» в качестве неотъемлемой части профессионализации. «Если вы достаточно хороший аналитик, вы вылечите одно заболевание и заполучите другое» [8]. Интересно, но комментарии к таким текстам, как правило, не развернутые: «Это так», «Похоже на правду», «Очень близко». На наш взгляд, обнаруженная тенденция может свидетельствовать о потребности психологов в осознании степени, факторов и зоны риска профессии, что позволяет увидеть кризисы профессио-
нального становления как необходимые этапы достижения профессионального мастерства, но не как некоторые внешние проблемы и трудности.
Пилотажный характер проведенного контент-анализа содержания профессиональных интернет-коммуникаций позволяет нам лишь некоторым образом дополнить общую картину феноменологии риска применительно к психологической профессии. Данное понятие довольно давно является частью профессионального мышления специалистов в сферах экономики, управления, юриспруденции, но не практической
психологии. Изучение профессии психолога с точки зрения существующих профессиональных рисков позволяет не только оптимизировать процесс вузовской подготовки специалистов, но и сформировать определенные ориентиры для роста уже состоявшихся профессионалов. Однако налицо серьезный дисбаланс между обсуждением феномена риска в научных публикациях, с одной стороны, и в профессиональном интернет-общении психологов-практиков - с другой, что в свою очередь выступает одним из коммуникативных рисков профессии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамов В. В. О понятии риска как цивилистической категории // Бизнес, менеджмент, право. 2011. №2ю С. 108-113.
2. Ежевская Т. И. Безопасность личности: система понятий, основные виды и психологические характеристики / / Психологическая адаптация и психологическое здоровье человека в осложненных условиях жизненной среды. М: Академия Естествознания, 2011. URL: http://www.monographies.ru/138-4560.
3. Ильин Е. П. Психология риска. СПб. : Питер, 2012. 267 с.
4. Корнилова Т. В. Психология неопределенности: Единство интеллектуально-личностной регуляции решений и выборов / / Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 3. С. 89-100.
5. Крутько И. С. Профессиональные риски в работе психолога // Риски и безопасность: социально-психологические аспекты. Екатеринбур г: Гум. ун-т, 2015. С. 58-69.
6. Лобок А. М. Антропология мифа. Екатеринбург : Банк культурной информации, 1997. 118 с.
7. Майленова Ф. Г. Риски и соблазны психолога-консультанта / / Биоэтика и гуманитарная экспертиза. М. : ИФРАН, 2012. С. 82-101.
8. Малейчук Г. И. О некоторых профессиональных догмах в психотерапии // Журнал практической психологии и психоанализа. 2012. №2. URL: http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=3127.
9. Молокостова А. М. Социальные риски в профессиональном развитии: теоретический обзор и подходы к изучению // Фундаментальные исследования. 2013. № 11-8. С. 1720-1727. URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10002678.
10. Сакович Н. А. Странствия героя. Основные архетипические сюжеты профессионального пути педагога-психолога // Материалы IX Недели психологии образования. URL: h4ttp://tochkapsy.ru/index.php?inc=copilka&id=582.
11. Самуэлз Э. О Тени профессии психотерапевта/аналитика URL: http: / / airiswolf.livejournal.com/ 1188918.html.
12. Сараев В. В., Забелин И. Н. Анализ отношения студентов-психологов к возможности профессиональной самореализации на рынке психологических услуг // Ломоносов -2001 : мат-лы VIII междунар. конф. студ. и аспир. по фундаментальным наукам. URL: http:/ / conf2001.dem.ru/ saraev.html.
13. Сапогова Е. Е. Дао психолога: феномены психологического бытия // Журнал практического психолога. 1998. № 7. С. 75-86.
14. Солнцева Г. Н., Смолян Г. Л. Принятие решений в ситуации неопределенности и риска (психологический аспект) // Проблемы управления риском и безопасностью : тр. ИСА РАН, 2009. Т. 41. С. 266-280.
15. Сыманюк Э. Э. Профессиональные кризисы и технологии их преодоления / / Вопросы психологии и социологии государственной службы и управления в регионе : сб. науч. ст. Екатеринбург, 2014. С. 169-177.
REFERENCES
1. Abramov V. V. O ponyatii riska kak tsivilisticheskoy kategorii / / Biznes, menedzhment, pravo. 2011. №2yu S. 108-113.
2. Ezhevskaya T. I. Bezopasnost' lichnosti: sistema ponyatiy, osnovnye vidy i psikhologicheskie kharak-teristiki / / Psikhologicheskaya adaptatsiya i psikhologicheskoe zdorov'e cheloveka v oslozhnennykh usloviyakh zhiznennoy sredy. M: Akademiya Estestvoznaniya, 2011. URL: http://www.monographies.ru/138-4560.
3. Il'in E. P. Psikhologiya riska. SPb. : Piter, 2012. 267 s.
4. Kornilova T. V. Psikhologiya neopredelennosti: Edinstvo intellektual'no-lichnostnoy regulyatsii resheniy i vyborov // Psikhologicheskiy zhurnal. 2013. T. 34. № 3. S. 89-100.
5. Krut'ko I. S. Professional'nye riski v rabote psikhologa // Riski i bezopasnost': sotsial'no-psi-khologicheskie aspekty. Ekaterinbur g: Gum. un-t, 2015. S. 58-69.
6. Lobok A. M. Antropologiya mifa. Ekaterinburg : Bank kul'turnoy informatsii, 1997. 118 c.
7. Maylenova F. G. Riski i soblazny psikhologa-konsul'tanta / / Bioetika i gumanitarnaya ekspertiza. M. : IFRAN, 2012. S. 82-101.
8. Maleychuk G. I. O nekotorykh professional'nykh dogmakh v psikhoterapii // Zhurnal prakticheskoy psikhologii i psikhoanaliza. 2012. №2. URL: http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=3127.
9. Molokostova A. M. Sotsial'nye riski v professional'nom razvitii: teoreticheskiy obzor i pod-khody k izucheniyu // Fundamental'nye issledovaniya. 2013. № 11-8. S. 1720-1727. URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10002678.
10. Sakovich N. A. Stranstviya geroya. Osnovnye arkhetipicheskie syuzhety professional'nogo puti pe-dagoga-psikhologa / / Materialy IX Nedeli psikhologii obrazovaniya. URL: h4ttp://tochkapsy.ru/index.php?inc=copilka&id=582.
11. Samuelz E. O Teni professii psikhoterapevta/analitika URL: http: / / airiswolf.livejournal.com/ Il889i8.html.
12. Saraev V. V., Zabelin I. N. Analiz otnosheniya studentov-psikhologov k vozmozhnosti professional'noy samorealizatsii na rynke psikhologicheskikh uslug // Lomonosov -2001 : mat-ly VIII mezhdunar. konf. stud. i aspir. po fundamental'nym naukam. URL: http:/ / conf2001.dem.ru/ saraev.html.
13. Sapogova E. E. Dao psikhologa: fenomeny psikhologicheskogo bytiya / / Zhurnal prakticheskogo psi-khologa. 1998. № 7. S. 75-86.
14.Solntseva G. N., Smolyan G. L. Prinyatie resheniy v situatsii neopredelennosti i riska (psikhologicheskiy aspekt) / / Problemy upravleniya riskom i bezopasnost'yu : tr. ISA RAN, 2009. T. 41. S. 266-280.
15. Symanyuk E. E. Professional'nye krizisy i tekhnologii ikh preodoleniya / / Voprosy psikhologii i sotsiologii gosudarstvennoy sluzhby i upravleniya v regione : sb. nauch. st. Ekaterinburg, 2014. S. 169-177.
Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. Э. Э. Сыманюк.