Научная статья на тему 'Проблемы трансформации региональных финансовых потоков'

Проблемы трансформации региональных финансовых потоков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
456
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / БАНКИ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕ / МА / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильев А. В.

В статье рассмотрены пути повышения эффективности использования финансовых ресур, сов посредством рационализации движения их потоков как достаточно эффективный путь раз, вития экономики. Доказывается, что на этом направлении в современной экономике России и ее регионов имеются резервы экономического роста и решения острых социальных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы трансформации региональных финансовых потоков»

Васильев А.В.

ОАО «Русь-Банк-Урал» рechonik@yandex.ru

ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ

В статье рассмотрены пути повышения эффективности использования финансовых ресурсов посредством рационализации движения их потоков как достаточно эффективный путь развития экономики. Доказывается, что на этом направлении в современной экономике России и ее регионов имеются резервы экономического роста и решения острых социальных проблем.

Ключевые слова: финансовые потоки, региональная экономика, банки, финансовая система, финансовая политика государства.

Денежные потоки рыночного хозяйства включают весь оборот денежной массы и ее размещение в активах хозяйствующих субъектов экономической системы. Участвуя в формировании и движении денежных потоков как совокупности постоянно возобновляемых денежных кругооборотов, банковская система обеспечивает образование, распределение и конечное расходование денежного фонда страны. В рамках банковского дела данная функция реализуется как управление денежными потоками при аккумуляции и инвестировании сопоставимых по срокам привлечения и размещения ресурсов посредством пассивных и активных банковских операций.

Научных публикаций, посвященных изучению закономерностей движения финансовых потоков и возможностей их регулирования, немного. В научных исследованиях изучаются главным образом бюджетные потоки или денежные потоки предприятий или доходы и расходы населения без учета их взаимосвязей. Недостаточно изученной остается проблема управления финансовыми потоками в масштабах субъекта Федерации.

Назначение финансовых потоков, их роль в социально-экономическом развитии заключается в обеспечении процесса образования, рационального распределения и оптимального конечного расходования денежного фонда страны всеми секторами экономики. Именно эти процессы, в первую очередь в банковском секторе экономики, представляют интерес с точки зрения государственного регулирования.

Вовлечение в кругооборот расширенного воспроизводства социально-экономической системы региона всех консолидированных финансовых ресурсов позволяет органам государственной власти субъектов РФ иметь действенные рычаги прямого и косвенного регулирова-

ния экономического поведения участников региональных целевых программ, повысить эффективность использования ресурсов, формирующихся в рамках региональной системы финансов, а аккумулирование средств бюджетов региона, внебюджетных фондов в Центральном банке и Федеральном казначействе сокращает финансовые возможности регионов в решении вопросов социально-экономического развития субъекта Федерации. Мы приглашаем в регионы иностранных инвесторов с их дорогостоящими инвестиционными финансовыми предложениями, и при этом собственные государственные финансовые ресурсы не используются на развитие экономики регионов лишь потому, что их боятся доверить региональным коммерческим банкам.

На рисунке представлен состав источников финансовых ресурсов региона. Однако их общая величина не равна простой сумме финансовых ресурсов секторов экономики - значительная часть финансовых потоков обращается внутри каждой подсистемы; часть финансовых ресурсов одной подсистемы является ресурсом другой. Например, часть сбережений населения, проходя через финансово-кредитную систему, становится финансовым ресурсом предприятий и территориальных органов власти.

Представление финансовых потоков территории в виде модели кругооборота доходов позволяет сделать следующие выводы. Генерация новых финансовых ресурсов и наполнение ими каналов движения финансовых потоков происходит в реальном секторе экономики в виде налогов, чистой прибыли, амортизационных отчислений. Другим важным источником финансовых ресурсов являются долгосрочные банковские кредиты, поэтому развитие региональной банковской системы является необходимым условием экономического роста в регионе.

Проблема эффективного управления финансовыми потоками становится особенно актуальной в связи с открытостью региональной экономики, ускоряющимся динамизмом хозяйственной жизни, прогрессирующей напряженностью ресурсного обеспечения, ускорением финансовых и информационных потоков, снижением их управляемости. Происходящие изменения настоятельно требуют внедрения в практику системы управления трансформацией финансовых потоков на региональном уровне.

Одним из важнейших вопросов, решение которого приведет к трансформации финансовых потоков, является вопрос привлечения инвестиций. В современной науке инвестиции рассматриваются одним из основных источников экономического роста. Инвестиции определяются как долгосрочные вложения, направленные на воспроизводство капитала, его поддержание и расширение, а процесс инвестирования - как перераспределение денежных ресурсов от тех, кто ими располагает, к тем, кто в них нуждается [4].

Основатель финансовой науки А. Смит, а также Д. Рикардо оценивали необходимость трансформации финансовых потоков с точки зрения интересов нарождающейся буржуазии [1] и сводили ее к стимулированию накопления капитала и ускорению развития производи-

тельных сил. Участие государства в трансформации финансовых потоков представители классической буржуазной политической экономии считали неэффективным и даже вредным.

Бурное развитие производства в XIX веке привело к росту противоречий между трудом и капиталом. В этот период зазвучали голоса экономистов, призывающих государство к более активному вмешательству в экономику. Английский ученый Дж. Милль выступил с предложением внести изменения в сферу трансформации финансовых потоков и распределения доходов. При этом значительное место в этих процессах ученым отводилось государственной денежно-кредитной политике. Он тесно связал налоги с государственными расходами, устанавливая между ними строгую зависимость.

В конце XIX века возникла новая историческая школа, начало которой положили немецкие ученые Г. Шмоллер, М. Вебер, А. Вагнер. Данные ученые выступали с позиций расширения объема государственной деятельности (административной, инвестиционной) в процессе трансформации финансовых потоков. А. Вагнер считал, что государство должно участвовать в справедливом распределении доходов и богатства в стране.

Экономическая теория английского экономиста Д. Кейнса возникла как потребность ка-

Рисунок. Источники финансовых ресурсов региона

питалистического производства в государственном регулировании, оказала огромное влияние на формирование финансовой концепции и разработку финансовой политики. По мнению ученого, в условиях нестабильного развития государство должно реализовывать политику вмешательства в процессы трансформации финансовых потоков. Особая роль при этом уделялась государственным расходам. Рост государственных расходов за счет налогов и займов приводит к оживлению предпринимательской деятельности и увеличению национального дохода, а также к ликвидации безработицы. Для достижения этой цели государство обязано не только поднять уровень своих расходов, но и воздействовать на личное и инвестиционное потребление. По мнению Д. Кейнса, государство должно восполнять недостающий спрос либо увеличением своих расходов за счет налоговых поступлений, займов, либо стимулированием частных инвестиций разными методами.

В теории неокейнсианства, представителями которого являлись А. Хансен, Р. Харрод, Э. Линдаль, предлагалось активнее применять государственный бюджет для регулирования и стимулирования хозяйства, что позволило бы автоматически регулировать циклические колебания, смягчая их и обеспечивая определенную гибкость. Государство должно покрывать дефициты, возникающие в период кризиса, излишками, образовавшимися в периоды подъема экономики.

Одновременно с теориями неокейнсианцев развивались неоклассические теории, пропагандирующие идеи свободного предпринимательства при ограничении государственного регулирования. Теоретики неоклассической школы Р. Слоу, А. Роббинс выступали за сокращение вмешательства государства в процесс трансформации финансовых потоков. Государство должно создавать необходимые условия для формирования сбережений, достаточных для обеспечения инвестиций в стране.

В современной финансовой науке зарубежных стран, несмотря на разногласия и постоянные дискуссии между различными школами, все они сходятся в том, что для превращения существующих в экономике сбережений экономических агентов (частных лиц, корпоративного сектора, государства, внешнего мира) в инвестиционный ресурс должен работать механизм ак-

кумуляции и перераспределения сбережений. Институтом, способным мобилизовать капиталы в необходимых масштабах, включая средства мелких инвесторов, и обеспечить их оптимальное использование, являются финансовые рынки. При этом в первую очередь речь идет о банковском секторе, который на сегодняшний день обладает максимальным потенциалом финансирования инвестиционных процессов как в общероссийском масштабе, так и на региональном уровне.

Выделение региональных финансовых потоков как части финансовых потоков страны обусловлено преобладанием внутренних взаимодействий в системе над внешними; ее способностью к самосохранению вследствие лабильности по отношению к внешним воздействиям. Связанность региональных финансовых потоков проявляется в том, что решения и ресурсы одних региональных экономических субъектов затрагивают интересы и влияют на решения других экономических субъектов. Так, изменение пропорций распределения финансовых ресурсов предприятий в сторону уменьшения инвестиций, рост неорганизованных сбережений населения, утечка банковских ресурсов за пределы региона, недостаточность бюджетных доходов региона взаимосвязаны и негативным образом влияют на объем финансовых ресурсов и финансовые решения всех без исключения субъектов экономики региона [2].

Если главной целью региональной социально-экономической системы выбран устойчивый социально-экономический рост, то цель управления финансовыми потоками должна быть сформулирована как достижение определенного уровня инвестиций в основной капитал (таблица 1). Рост доходов населения как необходимое условие развития человеческого капитала, стимулирования потребительского спроса и экономического подъема не может быть целью только региональной финансовой политики, так как доходы регулируются главным образом в масштабах страны.

В ходе перераспределения происходит определенная трансформация финансовых ресурсов: спрос на финансирование, как правило, не эквивалентен предложению по срокам, объемам, качеству и, наконец, по географическому положению. Возможности трансформации финансовых ресурсов при их перераспределении че-

Таблица 1. Цели и функции секторов региональной экономики

Сектор Цели сектора Функции сектора

Региональная финансовая система Перераспределение финансовых ресурсов Финансовое обеспечение социальноэкономических процессов региона

в том числе банковский сектор Рост региональных инвестиций

Государственные и муниципальные финансы Стимулирование приоритетных направлений социально-экономического развития Аллокация, перераспределение, стабилизация, фискальная

Финансы организаций Обслуживание процесса производства Выбор форм и методов финансового обеспечения деятельности, распределения финансовых ресурсов

Финансы домохозяйств Повышение уровня жизни населения Воспроизводственная, стимулирующая, обеспечивающая интеллектуальное и духовное развитие человека

Таблица 2. Динамика финансовых потоков Курганской области, млн. руб.

Показатели 2001 в % к итогу 2005 в % к итогу 2007 в % к итогу Темп роста 2007 г. к 2001 г., разы

Источники финансовых ресурсов предприятий:

- прибыль предприятий до налогообложения 227,2 3,8 2361,2 13,5 2813,1 10,8 12,4

- амортизационные отчисления 854,1 14,3 1294,1 7,4 1352,2 5,2 1,6

- долгосрочные банковские кредиты 108,1 1,8 2497,5 14,3 2941,6 11,3 27,2

Всего финансовых ресурсов предприятий 1189,4 19,9 6152,8 35,2 7106,9 27,2 6,0

государства:

- доходы консолидированного бюджета 4794,2 80,1 11334,8 64,8 19031,6 72,8 4,0

Всего финансовых ресурсов 5983,6 100,0 17487,6 100,0 26138,5 100,0 4,4

Инвестиции в основной капитал предприятий 4107,9 12194,6 16983,8 4,1

рез небанковский сектор существенно ограничены, что приводит к неэффективности финансовых рынков в стране, где располагаемые ресурсы тотально не соответствуют потребностям в финансировании по всем параметрам (ликвидности, цене и риску).

Экономика, базирующаяся на банковском финансировании, дает гораздо больше возможностей регулирования в оперативном плане, менее восприимчива к асимметрии экономической информации и практически не ограничивает возможностей трансформации ресурсов (при адекватном участии кредитора в последней инстанции). Поэтому нам представляется, что в ближайшие годы в России, в особенности на региональном уровне, будут доминировать банковские формы финансового перераспределения.

Ведущая роль коммерческих банков в формировании и движении денежных потоков обусловливает двойственность их функций как хозяйствующих субъектов. С одной стороны, финансовое посредничество банков является неотъемлемой частью процессов экономического взаимодействия, возникающих между всеми экономическими субъектами. С другой сторо-

ны, при создании определенных условий банковская система способна выступить в роли основного субъекта инвестиционной активности экономической системы, направляющего финансовые ресурсы из капиталоизбыточных секторов экономики в сектора, испытывающие недостаток инвестиционного капитала. Таким образом, без развитой банковской системы невозможно «запустить» механизм социальноэкономического подъема страны с переходом к экономике знаний.

Данная макроэкономическая специфика предопределяет актуальность рассмотрения вопроса о перспективах развития банковской системы России. Особенно остро он встал после кризиса августа 1998 года. Несмотря на то, что прогнозы о крушении банковской системы не оправдались, российские и зарубежные аналитики констатируют, что банковская система России сегодня не смогла реализовать основное свое назначение: стать институциональной формой аккумуляции денежных средств и трансформации их в инвестиционный потенциал в целях стимулирования экономического роста.

Региональные рынки финансовых ресурсов отличаются высокой степенью открытости

и мобильности финансовых потоков. Распределение их между регионами на практике является чрезвычайно сложным делом, поскольку финансовые потоки обезличены, разнообразны и подвижны. Для анализа направлений финансовых потоков региона необходимо знать источники и масштабы образования финансовых ресурсов в регионе, направления их использования, каналы их утечки за пределы региона, размеры сальдо по внешним потокам и т. д.

Анализ финансовых потоков в секторах экономики за последние семь лет свидетельствует об их поступательном росте, опережающем рост потребительских цен. Так, объем финансовых ресурсов предприятий увеличился в 6 раз, государственные финансы - в 4 раза, а рост потребительских цен - всего в 1,9 раза (таблица 2).

Однако этого оказалось недостаточно для экономического роста региона: валовой региональный продукт вырос всего в 1,4 раза, а объем промышленного производства - лишь в 1,3 раза. В результате инвестиции в основной капитал предприятий (за исключением субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) возросли всего в 4,1 раза. Их объемы существенно ограничивались низкими амортизационными отчислениями, на долю которых приходилось в 2007 г. 5,2% совокупных финансовых ресурсов, или 19% вложений собственных средств предприятий, в то время как в развитых странах за счет амортизации финансируется 60-70% инвестиций, за счет прибыли - 30-40% [3]. Связано это со значительной изношенностью и низкими темпами роста основных фондов производственных отраслей. Так, за последние семь лет степень износа фондов предприятий и организаций изменилась с 52,7% в 2001 г. до 61,2% в 2007 г., то есть выросла на 16%. На основании анализа динамики финансовых ресурсов можно сделать вывод о недостаточно эффективном управлении региональной социально-экономической системой.

Анализируя направления финансовых потоков, следует согласиться с мнением ученых ИЭИ ДВО РАН, что для учета финансовых ресурсов в региональном разрезе требуется изучение колоссальных объемов информации, значительная часть которых находится за рамками стандартных статистических наблюдений. К примеру, никем не учитывается вывоз и ввоз капитала из регионов по всем возможным ка-

налам, в то время как финансовому рынку присуща пространственная фрагментарность как неравномерное распределение элементов рынка среди регионов без устойчивых связей между ними. Территория страны неравномерно насыщена деньгами. У большинства регионов не хватает денег, в то время как в Москве сконцентрировано, по различным оценкам, банковских активов и капитала соответственно до 85 и 60%, денежных средств страны - до 80%.

Поскольку региональная финансовая система является открытой и в высокой степени зависимой от внешних управляющих воздействий, можно предположить, что основными направлениями утечки финансовых средств за пределы региона являются потоки:

- из сектора домохозяйств (в виде непроизводительного использования прибыли, покупок инорегиональных товаров и услуг и вложений в инорегиональные финансовые активы);

- из реального сектора экономики в виде финансовых инвестиций;

- в виде утечки капитала из сектора финансового рынка.

Таким образом, объектом управления в банковском секторе региона могут стать финансовые потоки, которые понимаются как динамическая характеристика движения финансовых ресурсов и отражают процессы распределения и перераспределения доходов в региональной экономике. Потоковое отражение движения финансовых ресурсов позволит увязать управляющие воздействия со стороны органов власти с результатами социально-экономического развития.

Задача формирования пространства свободного перемещения денежных потоков инвестиционного характера является одной из фундаментальных проблем современного развития банковской системы России. При решении данной задачи следует обратить внимание на недооценку роли региональной банковской системы. Время показало, что региональные банки являются наиболее мобильной и адекватной своему экономическому назначению частью банковской системы страны. Преодоление последствий финансового кризиса продемонстрировало тесную связь региональных банков с реальным сектором экономики, что помогло им выдержать «удары» кризиса. Менеджмент региональных банков первым понял, что стадия

спекулятивного капитала в современной России должна закончиться.

Сегодня очевидно, что экономический рост страны в целом обеспечивается поступательным развитием ее региональных экономик, а для этого необходим развивающийся региональный банковский сектор. Анализ банковской конкуренции показал, что в экономическом пространстве Курганской области функционируют большое количество отделений и филиалов кредитных учреждений: Сбербанк, Внешторгбанк, Альфа-Банк, Россельхозбанк, «Уралсиб», «Сибконтакт», «Курган», «УРСА Банк» и др. Однако наибольший спектр услуг имеет Сбербанк, а доля рынка остальных банков незначительна, они создают фон, на котором разворачивается основная конкурентная борьба, и заполняют ниши, не занятые основными конкурентами.

Если сегодня ничего не предпринимать, то Курганская область (как и многие другие регионы России) через несколько лет полностью лишится местных банков, и, конечно, связано это будет отнюдь не с большей жизнеспособностью их московских конкурентов, а с особенностями перераспределения финансовых потоков по линии «центр - регионы». Сегодня одной из основных проблем региональных экономик в связи с развитием банковской системы является перекачка денежных средств из региона в центр.

Существует устоявшееся мнение, что крупнейшие банки кредитуют дешевле, чем местные, а значит, приносят большую пользу экономике. Однако остается в стороне ответ на вопрос, откуда черпаются эти «дешевые» ресурсы. Фактически это либо средства, привлеченные в регионах, либо ресурсы бюджета. В любом случае, денежные потоки первоначально формируются на уровне территорий и через посредничество московских банков возвращаются обратно на территории в виде выданных кредитов. Очевидно, что, если бы данные средства оборачивались, минуя посредника, они были бы еще дешевле и еще эффективнее. А кто обращает внимание на то, какая доля ресурсов «выкачивается» из регионов через филиалы крупнейших банков, сколько средств недополучает региональная инвестиционная сфера?

На фоне этих процессов, формирующих современные денежно-инвестиционные потоки,

опосредованные банковской деятельностью, активно развивающиеся предприятия концентрируют финансовые ресурсы и являются фактическими донорами региональных бюджетов. Вместе с тем бюджеты большинства регионов, как правило, пусты и пополняются лишь в границах выживания за счет перераспределения федеральных трансфертов. Разработка экономических и финансовых инструментов активизации инвестиционной деятельности в регионах, усиление взаимодействия реального сектора экономики и банковской системы в целях достижения позитивной динамики деловой активности в промышленности и финансах сдерживаются недостатком инвестиционных ресурсов.

Таким образом, сегодня остро назрела потребность в создании равных условий на рынке банковских услуг как для крупных, тяготеющих к монопольному положению коммерческих банков, так и по объективным причинам более слабых их конкурентов - региональных банков. Необходим пересмотр всей парадигмы развития банковской системы.

В целях упорядочения финансовых потоков представляется целесообразным реструктуризировать крупные системообразующие банковские организации в банковские холдинговые компании, а их территориальные представительства - в самостоятельные акционерные коммерческие банки.

Накопленный опыт филиального бизнеса московских банков позволяет в качестве основных недостатков существующей системы и ее отрицательного воздействия на инвестиционный климат региона назвать: затягивание решений о предоставлении инвестиционного кредита необходимостью утверждать его в Москве; отстраненность принимающей решения инстанции от проблем регионального заемщика; погашение обязательств одних филиалов за счет других, что фактически приводит к дискриминации клиентов успешно работающих филиалов; занижение налоговой базы за счет возможности перераспределения чистой прибыли филиальной сети и др.

Кроме коммерческих банков по такому же принципу холдинг может объединять специализированные кредитно-финансовые институты, выполняющие функции обслуживания финансовых рынков региона, например центры по расчетно-кассовому обслуживанию, региональ-

Vas

The

streams

reserves

econom

Key

ные инвестиционно-фондовые компании, лизинговые и факторинговые компании, ипотечные и страховые фонды и др. Другими словами, территориальные подразделения холдингов, в свою очередь, должны представлять классические холдинговые объединения на основе взаимного участия в акционерном капитале.

Указанные преобразования позволят превратить структурные единицы банковского холдинга в универсальные финансово-кредитные образования, позволяющие не только предоставлять весь комплекс современных финансово-кредитных услуг, но и реализовать их в соответствии с приоритетами регионального и в целом общенационального развития. Таким образом, может быть создана мобильная система взаимосвязанных и управляемых из единого центра юридических лиц. Подобный подход представляется весьма перспективным также для создания равных условий функционирования для всех коммерческих банков, действующих на региональном рынке банковских услуг, и позволит оптимизировать механизм движения денежных потоков всей экономической системы страны.

Однако только реструктуризацией банковской системы добиться сбалансированного распределения финансовых ресурсов и роста финансового потенциала регионов и России в целом не представляется возможным. Для этого необходим пересмотр всей финансово-кредитной и экономической политики российского правительства с учетом поставленных в послании президента приоритетов. На наш взгляд, для этого необходимо предпринять ряд мер на федеральном уровне:

- стимулирование привлечения ресурсов в перспективные направления развития нового высокотехнологичного уклада, через государственное финансирование экономического роста с целью поворота от ресурсной модели экономического развития к экономике знаний через направление инвестиционных потоков в высокотехнологичные отрасли;

- предотвращение перелива капитала за границу; отказ от кредитования американской экономики и финансирования дефицита их

бюджета; прекращение поддержания доллара валютной выручкой от экспорта углевородоро-дов; отказ от вложения денег, в том числе золотовалютных резервов, в доллары;

- сокращение объемов спекулятивного капитала посредством снижения числа финансовых спекуляций и усиления связи реального и финансового сектора. Механизм извлечения сверхприбылей на спекулятивных атаках против национальных финансовых систем весьма прост. На волне искусственного вздутия национального рынка ценных бумаг иностранные спекулянты получают астрономические прибыли, которые затем загодя вывозят, обрушивая этот рынок и курс национальной валюты. Обесценив таким образом экономику страны, международный спекулятивный капитал через некоторое время, как правило, повторяет цикл обогащения, скупая резко подешевевшие активы с целью последующей спекулятивной игры на повышение;

- отказаться от технологий связывания избыточной денежной массы путем привлечения денег коммерческих банков на депозитные счета Центрального банка и эмиссии государственных ценных бумаг с доходностью, превышающей среднюю рентабельность в производственной сфере.

В заключение необходимо отметить особенность российской экономики, которая заключается в том, что высокой концентрации производства не соответствует адекватная банковская система. Особенно остро разница капитализации этих сфер экономики видна в масштабах региона. Предлагаемые рекомендации представляют собой часть комплекса мер, способных лечь в основу государственной программы. Представляется, что такая программа могла бы способствовать мотивации к инвестиционной деятельности региональных коммерческих банков и формированию денежных потоков инвестиционной направленности, минимизации потерь инвестиционной сферы и максимальному ускорению процесса выхода из мирового финансового кризиса экономики регионов, а значит, и экономики России в целом.

Список использованной литературы:

1. Аникин А.В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса / А.В. Аникин. 4-е изд. - М.: Политиздат, 1985. -367 с.

2. Бескоровайная Н. С. Финансовые потоки как объект управления // Вестник СевКавГТУ. - 2006. - №3 (7).

3. Ложникова А. В. Инвестиционные механизмы в реальной экономике. - М.: МЗ-Пресс, 2001. - 176 с.

4. Муниципальные инвестиции: институциональная структура и информационные технологии // Под ред. Белокрылова О.С., Андреева Л.Ю., Вольчик В.В., Зеленщикова В.Г., Дехтяр Г.И. - Ростов-на-Дону, 1998. - С. 15-28.

Vasiliev A.V.

PROBLEMS OF TRANSFORMATION OF REGIONAL FINANCIAL STREAMS

The ways of increasing of financial resources using effectiveness by means of rationalization of their streams moving as effective enough way of economy development, are regarded in this article. It is proved that reserves of economic growth and solutions of acute social problems are in this direction in modern Russian economy and its regions.

Key words: financial streams, regional economy, banks, financial system, financial policy of the state

Информация об авторе:

Васильев А.В., первый заместитель управляющего ОАО «Русь-Банк-Урал», тел. (3532) 426487, e-mail: ресЬошк@уа^ех.ги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.