Научная статья на тему 'Проблемы территориальной дифференциации в контексте развития внешнеэкономических связей Российской Федерации'

Проблемы территориальной дифференциации в контексте развития внешнеэкономических связей Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
76
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТЕРРИТJРИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ТРЕНДЫ ДИНАМИКИ / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / GOVERNMENT REGULATION / TERRITORIAL DIFFERENTIATION / REGULATORY FRAMEWORK / SCIENTIFIC RESEARCH / TRENDS IN THE CHANGING

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бородушко Ирина Васильевна

В статье раскрыты принципы и нормативно-правовые основы государственного регулирования сферы внешнеэкономической деятельности России с учетом региональной специфики. Представлен критический анализ вклада российских ученых в исследование проблем развития внешнеэкономической деятельности в региональном аспекте. Раскрыты основные тренды динамики региональной дифференциации внешнеэкономической деятельности в России за 2010-2016 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бородушко Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF GEOGRAPHICAL DIFFERENTIATION IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF FOREIGN ECONOMIC RELATIONSIN THE RUSSIAN FEDERATION

Thearticledescribes the principles and regulatory framework of State regulation of the sphere of the Russian foreign economic activity, taking into account regional specifics. Acritical analysis of thecontribution of Russian scientists to the study of problems of development of foreign economic activity in the regional aspect is presented. The main trends of the dynamics of regional differentiation of foreign economic activity in Russia for 2010-2016 are revealed

Текст научной работы на тему «Проблемы территориальной дифференциации в контексте развития внешнеэкономических связей Российской Федерации»

УДК 339.9

ПРОБЛЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бородушко Ирина Васильевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заведующий кафедрой международных экономических отношений, д.э.н., доцент, e-mail: bi08@me.com

В статье раскрыты принципы и нормативно-правовые основы государственного регулирования сферы внешнеэкономической деятельности России с учетом региональной специфики. Представлен критический анализ вклада российских ученых в исследование проблем развития внешнеэкономической деятельности в региональном аспекте. Раскрыты основные тренды динамики региональной дифференциации внешнеэкономической деятельности в России за 2010-2016 гг.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность; государственное регулирование; территориальная дифференциация; нормативно-правовая база; научные исследования; тренды динамики

ISSUES OF GEOGRAPHICAL DIFFERENTIATION IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF FOREIGN ECONOMIC RELATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Borodushko Irina V.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of Department of International Economic Relations, Doctor of Economics, Docent, e-mail: bi08@me.com

The article describes the principles and regulatory framework of State regulation of the sphere of the Russian foreign economic activity, taking into account regional specifics. A critical analysis of the contribution of Russian scientists to the study of problems of development of foreign economic activity in the regional aspect is presented. The main trends of the dynamics of regional differentiation of foreign economic activity in Russia for 20102016 are revealed

Keywords: foreign economic activity; government regulation; territorial differentiation; regulatory framework; scientific research; trends in the changing

Для цитирования: Бородушко И.В. Проблемы территориальной дифференциации в контексте развития внешнеэкономических связей Российской Федерации // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 2 (70). С. 45-49.

Существенным фактором устойчивого развития внешнеэкономических связей России является ориентация государственной политики в данной сфере на оптимизацию региональной структуры внешнеторгового потенциала. В этой связи одной из первоочередных задач для нашей страны является систематическое снижение сохраняющейся высокой степени неоднородности регионов с точки зрения их вклада в расширение и углубление внешнеэкономической деятельности (ВЭД), что и определяет актуальность темы, поднятой автором. Основными задачами представленного далее анализа являются: определение принципов государственного регулирования ВЭД с учетом территориального аспекта; анализ подходов к формированию нормативно-правовой базы развития и государственного регулирования ВЭД на федеральном и региональном уровнях; критический анализ и оценка вклада научного сообщества России в исследование проблем территориальной дифференциации развития ВЭД; оценка трендов развития ВЭД в регионах за период 2010-2016 гг.

Россия принадлежит к числу стран с исключительным территориальным многообразием геополитических условий, а также состоянием экономического и человеческого потенциала. Наряду с мощными центрами экономической, политической, культурной жизни (Москва,

Санкт-Петербург) существуют отдаленные малонаселенные территории со слабой экономикой и транспортной инфраструктурой, с труднодоступными для освоения природными ресурсами и в целом с весьма ограниченными возможностями развития на перспективу. Особое положение складывается в приграничных регионах, отличающихся, с одной стороны, удобством развития ВЭД, благодаря близости потенциальных контрагентов по внешнеэкономическим связям, а с другой - значительными экономическими рисками как из-за повышенного давления импорта на внутренний рынок, так и товаропроизводителей региона. Все это требует особого внимания к вопросам государственного регулирования ВЭД в территориальном аспекте.

В сфере государственного регулирования ВЭД к числу приоритетных принципов относится обеспечение рационального баланса полномочий федерального центра и органов власти регионов. Это, в свою очередь, предполагает оптимальное соотношение единых универсальных правил распределения этих полномочий и дифференцированный подход с учетом специфики ситуации в конкретных регионах. Соблюдение указанных соотношений достаточно труднодостижимо на практике, требует комплексного подхода и разработки специальных механизмов государственного регулирования

> к

H

А

л

сг н

ы

hi

п

^

о

е

M

п о

03

е

м hi н

н о

э э

s

н

и

s к s

отношений в сфере ВЭД с учетом меняющихся условий внутренней и внешней среды.

Общие принципы, правила, нормы государственного регулирования ВЭД закреплены в нормативно-правовых актах: Конституции РФ, Федеральном законе РФ от 8.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее - Федеральный закон № 164-ФЗ) [1], государственной программе РФ «Развитие внешнеэкономической деятельности» [2] и других.

В области регулирования внешней торговли разграничение полномочий между органами власти установлено главой 2 Федерального закона РФ № 164-ФЗ. Именно поэтому федеральные органы власти обладают ключевыми полномочиями (ст. 6) [1], которые могут быть подразделены на три группы:

1) полномочия по формированию теоретико-методологических основ внешней торговли (концепции, стратегии, направлений политики, отчетных показателей);

2) полномочия по установлению основных правил (регламентов) в сфере внешней торговли (требований безопасности; правил ввоза-вывоза опасных товаров, драгоценных камней и металлов; объектов государственной тайны);

3) полномочия по выполнению базовых функций в области организации внешней торговли (защита интересов и безопасности государства, участников торговли, потребителей; применение методов регулирования внешней торговли; осуществление международного сотрудничества в сфере внешней торговли - заключение договоров, координация космических проектов; создание и содержание торговых представительств в иностранных государствах; информационное обеспечение внешнеторговой деятельности; создание страховых и залоговых фондов; работа в международных организациях).

Органы государственной власти субъектов РФ не обладают самостоятельными полномочиями первых двух групп (ст. 8), но могут, при определенных условиях, участвовать в них по вопросам внешней торговли, являющимся предметом совместного ведения федеральных и региональных властей. Для органов власти субъектов РФ предусмотрены только полномочия третьей группы - выполнение отдельных практических функций: проведение переговоров и заключение соглашений; открытие и содержание своих представительств в иностранных государствах; информационное обеспечение внешнеторговой деятельности; формирование и реализация региональных программ внешней торговли на территории своего региона; создание страховых и залоговых фондов на территории своего субъекта РФ.

Федеральным законом № 164-ФЗ регламентирован порядок взаимодействия федеральных и региональных органов государственной

власти по вопросам регулирования внешней торговли (ст. 6.1.; 9). Отдельные полномочия федеральных органов исполнительной власти в области внешней торговли могут быть специальным постановлением Правительства переданы для осуществления органам власти субъектов РФ.

Общие правила взаимодействия федеральных властей и властей субъекта РФ состоят в следующем:

- федеральный орган исполнительной власти обязан в установленном порядке согласовывать с властями субъекта РФ проекты планов и программ развития внешней торговли, если они затрагивают интересы субъекта РФ;

- по вопросам внешней торговли совместного ведения (вопросы совместного ведения более детально раскрыты в государственной программе РФ «Развитие внешнеэкономической деятельности») органы исполнительной власти субъекта РФ обязаны информировать федеральный орган исполнительной власти обо всех предпринимаемым ими действиях.

Полномочия органов местного самоуправления в области внешнеторговой деятельности определяются, как указано в ст. 8.1. того же закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принятая от 15.04.2014 г. № 330 (с последующими изменениями) постановлением Правительства государственная Программа РФ «Развитие внешнеэкономической деятельности» (далее - Программа) имеет своей целью усиление позиций России в глобальной экономике и повышение вклада внешнеэкономической деятельности в социально-экономическое развитие страны. Срок действия Программы - 1.01.2013 г. - 31.12.2020 г.

По своему содержанию данная Программа, с одной стороны, опирается на положения Федерального закона № 164-ФЗ, но, с другой - сфера применения Программы шире, чем отношения, регулируемые данным Федеральным законом. Если Программа регулирует отношения в сфере внешнеэкономической деятельности в целом, то Федеральный закон № 164-ФЗ - только во внешней торговле и отношениях, непосредственно связанных с нею.

Важно также, при обращении к указанным двум документам, учитывать следующее их различие: Федеральный закон № 164-ФЗ определяет порядок государственного регулирования отношений, а Программа - цели и приоритеты государственной политики в сфере ВЭД, ожидаемые результаты реализации Программы в целом и по каждой из шести подпрограмм. Но этих целей невозможно достичь без создания необходимых условий и применения комплекса мер по регулированию ВЭД. Вследствие этого существенной частью содержания Программы являются положения о формировании системы мероприятий по государственному регулированию ВЭД на основе программно-целевого подхода.

Цели и мероприятия определены в паспорте Программы на федеральном и региональном уровнях. Принципиальное значение имеет то,

что разграничиваются два подхода - общие положения в целом для субъектов Российской Федерации и специальные цели, задачи, мероприятия, реализуемые на приоритетных территориях по опережающему развитию с их конкретизацией, применительно к каждому из этих регионов.

Программой определены основные направления деятельности по реализации ее целей и задач в субъектах Российской Федерации:

- планирование, координация и мониторинг внешнеэкономической деятельности в регионе, взаимодействие с федеральными органами;

- создание и совершенствование механизмов и организационных мер по поддержке и координации деятельности участников ВЭД (создание информационных ресурсов, инфраструктурная поддержка малого и среднего предпринимательства, организация подготовки и переподготовки кадров, распространение лучшей практики ВЭД, содействие координации деятельности и созданию региональных объединений участников ВЭД);

- содействие эффективному использованию средств, выделяемых из федерального бюджета на развитие ВЭД региона;

- формирование и распространение современных компетенций в сфере ВЭД среди государственных органов и организаций в субъектах РФ, создание и совершенствование механизмов взаимодействия государственных органов и субъектов предпринимательства по вопросам ВЭД в регионе;

- взаимодействие с другими регионами в сфере ВЭД (создание ассоциаций регионов для реализации совместных проектов);

- участие в интеграционных процессах в сфере развития ВЭД на пространстве СНГ.

Ряд специальных мер по развитию ВЭД предусмотрен для приоритетных территорий по опережающему развитию. К числу таких территорий относятся регионы Дальнего Востока, Северного Кавказа, Крым, Калининградская область и другие. Отдельной подпрограммой определены стратегические приоритеты развития ВЭД в Арктике.

По вопросу о правилах и направлениях государственного регулирования ВЭД на региональном уровне можно сделать следующие выводы:

- высокий уровень дифференциации территории России по всему комплексу социально-экономических и природно-географических условий предопределяет не менее значительные различия в условиях и результатах ВЭД, что требует соответствующей дифференциации подходов к государственному регулированию ВЭД в субъектах РФ;

- на законодательном уровне закреплены полномочия в сфере государственного регулирования ВЭД для каждого уровня вертикали власти. Главной особенностью распределения функций по государственному регулированию ВЭД является наличие функций по формированию теоретико-методологических основ и определению правил (регламентов) в сфере ВЭД только у органов государственного

управления федерального уровня, что обеспечивает строгое единообразие установленных норм, правил, требований;

- ВЭД как один из ведущих сегментов национальной экономики тесно связан другими ее сегментами и в значительной мере определяет состояние экономического потенциала, и международный статус страны. Это требует тщательного отбора используемых принципов, механизмов и инструментов регулирования ВЭД по стране в целом и на региональном уровне. Примером тому может служить использование принципа отграничения приоритетных территорий по опережающему развитию, для которых предусмотрены специальные условия для ВЭД и особый комплекс мероприятий по регулированию ВЭД;

- при формировании государственной политики в области внешнеэкономических связей важно учитывать направленность происходящих сдвигов в масштабах и качественных особенностях ВЭД в регионах, стремясь разграничивать два вида изменений - как являющихся результатом государственного регулирования, так и обусловленных действием иных факторов и условий.

Несомненный вклад в совершенствование методов государственного регулирования ВЭД в стране в целом и ее регионах вносит российское научное сообщество. Например, Е.В. Жиряевой [3] подготовлены следующие предложения: разработана классификация инструментов внешнеэкономического регулирования по целям политики; предложен вариант систематизации мер торговой политики на региональном уровне; обоснована необходимость передачи субъектам РФ больших полномочий в части регулирования ВЭД; обобщена информация о механизмах взаимодействия двух уровней государственной власти (федеральной и субъекта РФ) по вопросам регулирования ВЭД. В исследовании, проведенном Э.А. Исраиловой [4], отмечается необходимость уровневого подхода при изучении проблем ВЭД. На уровне субъектов РФ предложены такие индикаторы, как распределение издержек для проникновения на перспективные рынки, увеличение экспорта товаров и услуг, развитие инфраструктуры внешнего рынка, уровень устойчивости положения производителей экспортных товаров. Вопросы государственного регулирования ВЭД исследованы также рядом других авторов - Е.С. Ва-ляевой, Е.С. Янковской, В.В. Кирпичевым [5; 6; 7] и другими.

Встречаются и надуманные, излишне формализованные предложения и высказывания отдельных авторов. Так, уже упоминавшаяся Е.В. Жиряева отмечает наличие проблемы совместимости импор-тозамещения и экспортной ориентации в одной и той же отрасли, для решения которой предлагает двуединый подход при стратегическом планировании: предусматривать политику импортозамеще-ния для малых и средних фирм, а для крупных -экспортную ориентацию [3, с. 11].

Таблица

Экспорт технологий и услуг технического характера по федеральным округам за 2010 и 2016 гг. [8]

Федеральные округа Число соглашений, в % к итогу Средняя стоимость одного соглашения, тыс. долл. США Поступления средств за год, в % к итогу

2010 2016 2010 2016 2010 2016

Центральный 35,3 23,3 4419 4393 47,9 17,3

Северо-Западный 26,2 26,5 614 1201 19,4 11

Южный 4,2 2,3 870 374 5,4 0,3

Северо-Кавказский 0,2 0,1 314 90 0,1 0

Приволжский 12,5 15,4 1357 72959 11,8 63,3

Уральский 5,3 12,8 769 383 7,6 1,7

Сибирский 14,9 18,1 288 571 5,1 3,5

Дальневосточный 1,4 1,5 993 5816 2,7 2,9

Российская Федерация 100 100 2025 12824 100 100

Думается, такого противоречия не существует. Если активизируется процесс импортозамещения, то предприятия, достигшие наибольших успехов в данной деятельности, продолжая наращивать объемы производства конкурентоспособной продукции, способны не только удовлетворить внутренний спрос, но и выйти на зарубежные рынки.

Сомнительным также представляется предложение Е.В. Жиряевой об экспортноориентиро-ванной деятельности применительно только лишь к крупным фирмам. Данный автор игнорирует тот факт, что в зарубежной практике, в рамках малого и среднего бизнеса, представлено производство конкурентоспособных высокотехнологичных продуктов творческого интеллектуального труда. В ходе реализации программы перехода России к цифровой экономике и в нашей стране должен сформироваться аналогичный сегмент малого и среднего предпринимательства. Е.В. Жиряева же выдвигает свои предложения, ориентируясь лишь на размеры фирм, не учитывая другие факторы, например, территориальное размещение фирм. Очевидно, что фирмы, расположенные в приграничных территориях или в особых экономических зонах, вне зависимости от своих размеров располагают более благоприятными условиями для осуществления внешнеэкономической деятельности.

В наиболее обобщенном виде проблемы территориальной дифференциации внешнеэкономических связей Российской Федерации могут быть сформулированы следующим образом:

1. Государственное регулирование ВЭД в регионах усложняется в силу нарастания масштабов территориальной дифференциации данного сектора экономики страны. Из таблицы видно, что федеральные округа резко различаются по числу заключаемых соглашений на экспорт технологий и услуг технического характера, а также по средней стоимости этих соглашений и, соответственно, по объему поступающих финансовых средств.

2. В регионах с наиболее низкой экспортной активностью в данной сфере (Южный, Северо-Кавказский) к 2016 г. эта активность практически была сведена к нулю. Среди основных «игроков»

данного рынка произошло масштабное изменение позиций: первенство перешло от Центрального федерального округа к Приволжскому. В целом усилилась концентрация экспорта технологий - если в 2010 г. на долю двух регионов-лидеров (Центральный и Северо-Западный) приходилось 63,7 % финансовых поступлений, то в 2016 г. два других лидера (Центральный и Приволжский) дали уже 80,6 % поступлений.

3. Не менее ярким выражением дифференциации регионов по характеру экспорта технологий является качественный показатель - средняя стоимость одного соглашения. В 2010 г. превышение его максимального значения над минимальным определялось в 15 раз, в 2016 г. - уже в 810 раз!

4. Опираясь на выводы, обозначенные выше, следует отметить, что интерпретация рассмотренной числовой информации неоднозначна:

- с точки зрения текущей эффективности экономических процессов, отмеченные тенденции являются позитивными, так как более высокая результативность достигается в регионах и центрах с развитым производственно-техническим потенциалом;

- с позиций долгосрочной перспективы необходимо постепенно наращивать производство и экспорт в регионах, обладающих определенной ресурсной базой и имеющих большое стратегическое значение, несмотря на то, что это и потребует дополнительных средств и организационных мер.

Библиографический список:

1. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8.12.2003 г., № 164-ФЗ. // URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/

2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 330 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_162174/

3. Жиряева Е.В. Регулирование внешнеэкономической деятельности на региональном уровне в глобальных условиях ВТО. Автореф. дис. ... д.э.н. СПб. 2018. 46 с.

4. Исраилова Э.А. Национальные экономические интересы России в системе мирохозяйственных связей. Автореф. дис. ... д.э.н. Ростов-на-Дону. 2018. 60 с.

5. Валяева Е.С. Региональные особенности внешнеэкономической деятельности в современных условиях. // Российский экономический вестник. 2017. № 7. С. 122-133.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Кирпичев В.В. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности: новые условия - новые подходы. // Торгово-экономический журнал 2015. № 2. С. 101-110.

7. Янковская Е.С. Особенности управления рисками в условиях современной системы государственного регулирования ВЭД в Российской Федерации. // Сборник «Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современных условиях». Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Российская таможенная академия. Ростовский филиал. 2017. С. 155-161.

8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: Стат. сборник / Росстат. М., 2017. 1402 с. (табл. 25.3. С. 1388-1389, 1400-1401).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.