ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА
И.А. Гордюшина, ассистент
Омский государственный технический университет (Россия, г. Омск)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11160
Аннотация. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности является важным фактором в процессе интеграции России в мировое хозяйство. В статье рассматриваются уровень развития внешнеэкономической деятельности регионов, а также основные нормативно-правовые аспекты, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность на региональном уровне. Развитие потенциала регионов в рамках внешней торговли возможно только при поддержке со стороны государства, посредством реализации специальных программ и совершенным законодательством.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, развитие региона, правовое регулирование, внешняя торговля, экономика.
Особым фактором, влияющим на экономическое развитие региона, является внешнеэкономическая деятельность (далее - ВЭД). ВЭД в современных условиях направлена на использование внешних связей в целях достижения решения внутренних экономических и социальных задач, привлечения ресурсов, рациональное использование собственного потенциала, преимуществ межрегионального и международного разделения труда, а также достижение мировой науки [1, с. 113].
Рассматривая Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, важно обозначить цель внешнеэкономической политики, которая заключается в создании условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономической системе на базе эффективного участия в мировом разделении труда и развития глобальной конкурентоспособности, а также национального хозяйства.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо выполнение следующих задач [2]:
- достижение лидирующей позиции на мировом рынке в поставках энергоресурсов на основе продуктовой и географической диверсификации экспорта;
- совершенствование и реализация имеющихся конкурентных преимуществ в
аграрном секторе, сфере транспорта и переработки сырья;
- увеличение экспорта на мировой рынок аграрной продукции, а также уменьшение импорта продовольствия и сельскохозяйственной продукции;
- усиление глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей за счет инструментов таможенно-тарифной политики, регулирования внутреннего рынка, привлечение иностранного капитала;
- расширение единого экономического пространства, преобразование РФ в один из мировых финансовых центров.
Реализация вышеперечисленных задач невозможна без участия регионов РФ во ВЭД. Рыночная экономика создает огромные возможности для развития ВЭД регионов России, в связи с чем, важное значение имеет процесс формирования механизмов регулирования ВЭД [3, с. 160].
На период 2019 года в РФ регулирование ВЭД определено законодательством, в котором отображены базовые функции и положения отдельных органов управления, включая инструменты воздействия на внешнеэкономические процессы. В процессе ведения ВЭД важную роль играет государство, путем государственного регулирования объектов этой деятельности.
Регулирование развития ВЭД осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и местном [4, с. 411].
Федеральный уровень включает систему органов государственной власти РФ общей компетенции, государственные органы, наделенные специальными компетенциями. Также важной составляющей механизма государственного ВЭД на региональном уровне являются государственные органы общей и специальной компетенции.
Муниципальный уровень регулирования ВЭД включает органы муниципального образования, глав муниципального образования, администрации местного уровня, и другие органы местного самоуправления, наделенные правовыми полномочиями во внешнеторговой сфере.
В Федеральном Законе РФ от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», выделены полномочия органов государственной власти РФ в области внешнеторговой деятельности [5]:
- осуществление переговоров и заключение соглашений по вопросам ведения ВЭД с иностранными государствами, а также заключения соглашений Правительства РФ с органами государственной власти иностранных государств;
- финансирование представителей РФ в иностранных государствах за счет средств бюджета РФ;
- создание новых представительств в иностранных государствах в целях развития внешнеэкономических связей;
- реализация и совершенствование региональных программ, направленных на развитие ВЭД государства;
- развитие информационного обеспечения участников ВЭД на территориальном уровне.
Также органы исполнительной власти в рамках своей компетенции оказывают содействие в области развития ВЭД [5]:
- оказывают кредитование участникам внешнеторговой деятельности;
- осуществляют систему гарантий и страхование экспортных операций;
- организовывают торговые ярмарки, выставки и конференции, направленные на расширение экономических связей;
- оказывают содействие в продвижении российских предпринимателей на мировой рынок.
Важно отметить, что от оборота отдельных регионов зависят общие показатели экспорта и импорта по стране, в связи, с чем значение изучения вклада регионов в развитие ВЭД становится все более актуальной.
К показателям, характеризующим внешнеэкономический потенциал регионов можно отнести:
- экспортные и импортные показатели региона за определенный период;
- показатели внешнеторгового оборота;
- показатели экспортной и импортной квоты за определенный период.
Система показателей регионов позволит отследить динамику развития ВЭД регионов, а также сравнить регионы между собой [6, с. 13].
Централизованный учет региональных показателей ВЭД регламентируется Приказом ФТС России от 11.09.2019 № 1447 (ред. от 18.03.2019) «Об утверждении Порядка ведения таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации по субъектам Российской Федерации». Согласно законодательству субъекты РФ ведут сбор, обработку и формирование данных таможенной статистики внешней торговли в целях содействия развитию ВЭД субъектов РФ [7].
Таблица 1. Итоги Внешней торговли субъектов РФ за 2018 год, млн. долл.
Федеральные округа и субъекты РФ ЭКСПОРТ ИМПОРТ САЛЬДО
Дальнее зарубежье Страны СНГ ВСЕГО Дальнее зарубежье Страны СНГ ВСЕГО
ИТОГО: 394 674,9 54 888,7 449 563,6 212 025,5 26 468,0 238 493,5 211 070,1
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ федеральный ОКРУГ 199 099,0 26 657,8 225 756,8 134 141,5 16 026,9 150 168,4 75 588,4
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГ 45 584,4 5 284,2 50 868,7 35 566,4 2 007,2 37 573,7 13 295,0
ЮЖНЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГ 17 314,8 3 142,7 20 457,4 7 352,1 2 063,5 9 415,7 11 041,7
ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГ 33 598,3 9 972,0 43 570,3 13 067,9 1 760,3 14 828,2 28 742,1
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГ 35 987,3 4 966,1 40 953,4 7 205,2 2 325,8 9 531,0 31 422,4
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГ 34 307,3 4 155,9 3В 463,1 7 660,3 1 968,7 9 629,0 28 834,1
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГ 27 940,5 258,0 2В 198,5 6 197,6 99,1 6 296,7 21 901,8
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГ 843,4 452,0 1 295,4 834,3 216,5 1 050,8 244,6
Данные представленные в таблице 1 позволяют сделать вывод о том, что сальдо ВЭД регионов имеет положительную динамику, экспорт превышает импорт в размере 211070,1 млн. долл. Львиная доля экспорта приходится на Центральный федеральный округ.
Определение правил и условий выхода регионов на международный рынок находится в ведении органов федеральной власти, однако создание условий для развития ВЭД регионов, продвижение отечественной продукции, привлечение иностранных инвестиций входит в задачи власти на региональном уровне.
Такие условия позволяют координировать ВЭД регионов при обеспечении единого экономического и правового пространства страны.
Основополагающим нормативным правовым актом, регулирующим осуществление субъектами РФ международных и внешнеэкономических связей, является Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» [8].
Важным фактором развития ВЭД является государственная поддержка. Положительным примером государственной поддержки на уровне субъектов РФ служат федеральные и региональные субсидии. Экспортеры получают возможность возместить часть затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, получение иностранных сертификатов, участие в иностранных выставках и другое.
В заключении хотелось бы отметить, что внешнеэкономическое развитие регионов требует постоянного совершенствования инфраструктуры внешней торговли, которое в будущем позволит решать актуальные задачи внешнеторговой стратегии регионов РФ. При всем этом акцент необходимо ставить на включение регионов в процессы международной интеграции.
В связи с вышесказанным крайне важно совершенствовать региональную централизованную политику развития регионов, совершенствовать законодательную базу в сфере налогообложения и регулирования ВЭД, а также проводить комплексные мероприятия, направленные на развитие региона.
Библиографический список
1. Иванова С.А. Современное состояние внешнеэкономического сотрудничества российской федерации со странами ЕАЭС // Экономика и предпринимательство. - 2015. -№ 9-2. - С. 112-116.
2. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2019). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.09.2019).
3. Штукельбергер К. Экономика достаточности. Устойчивая этичная рыночная экономика // Экономические стратегии. - 2017. - Т. 19. № 1 (143). - С. 158-161;
4. Рубин Д.Т. Внешнеэкономические связи и их государственное регулирование // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2016. - Т. 198. - С. 409-415.
5. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 01.05.2019). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.09.2019);
6. Бутов Г.Н., Юрьева О.В. О системе показателей социально-экономического развития региона российской федерации // Казанский экономический вестник. - 2016. - № 6 (26). -С. 11-17.
7. Об утверждении Порядка ведения таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации по субъектам Российской Федерации: Приказом ФТС России от 11.09.2019 № 1447 (ред. от 18.03.2019). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.09.2019).
8. О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ (ред. от 13.07.2015). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.09.2019).
FEATURES OF LEGAL REGULATION EXTERNAL ECONOMIC ACTIVITIES OF THE REGION
I.A. Gordyushina, Assistant Omsk State Technical University (Russia, Omsk)
Abstract. Legal regulation of foreign economic activity is an important factor in the process of Russia's integration into the world economy. The article discusses the levels of development of foreign economic activity of the regions, as well as the basic regulatory aspects governing foreign economic activity at the regional level. The development of the potential of the regions in the framework of foreign trade is possible only with the support of the state, through the implementation of special programs and perfect legislation.
Keywords: foreign economic activity, development of the region, legal regulation, foreign trade, economy, legal regulation.