Научная статья на тему 'Проблемы терминирования экологически чистых молочных продуктов и их стандартизация в России'

Проблемы терминирования экологически чистых молочных продуктов и их стандартизация в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЕ ПРОДУКТЫ / ECOLOGICALLY PURE PRODUCTS / БИОПРОДУКТЫ / BIOPRODUCTS / НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / NATIONAL STANDARDS / МОЛОЧНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / DAIRY INDUSTRY / ТЕРМИНОЛОГИЯ / TERMINOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макеева И. А., Смирнова Ж. И., Богатырёв А. Н.

Рассмотрены вопросы использования терминологии по биопродуктам в России и за рубежом, а также задачи по стандартизации таких продуктов на национальном и межгосударственном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing Terminology for Ecologically Pure Dairy Products and Standardization Thereof in Russia

The article covers using of bioproducts terminology in Russia and abroad as well as the tasks of standardization of such products both nationally and internationally.

Текст научной работы на тему «Проблемы терминирования экологически чистых молочных продуктов и их стандартизация в России»

О

ХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ТЕМА НОМЕРА]

УДК 631.147:631.1/.3

Ключевые слова: экологически чистые продукты; биопродукты; Национальные стандарты; молочная промышленность; терминология.

Key words: ecologically pure products; bioproducts; national standards; dairy industry; terminology.

Проблемы терминирования экологически чистых молочных продуктов

и их стандартизация в России

И.А. Макеева, д-р техн. наук, Ж.И. Смирнова, А.Н. Богатырёв, д-р техн. наук, профессор ВНИИ молочной промышленности

В последние десятилетия мировой рынок экологически чистых (органических) продуктов питания бурно развивается. Ежегодные темпы роста в развитых странах составляют 2030 %.

Основные причины этого явления: экологические пищевые кризисы последнего десятилетия (эпидемия коровьего бешенства, эпидемия ящура, птичий грипп, др.) и рост недоверия к обычным продуктам; общественные волнения по поводу вреда генно-модифицированных компонентов, содержащихся в продуктах питания.

Правительства развитых стран активно поддерживают экопроизвод-ство, так как оно способствует укреплению внутреннего рынка, увеличению экспорта и помогает решить экономические и экологические проблемы.

Идея экологически чистых продуктов родилась в США в 60-х годах ХХ века. Изначально ассортимент таких продуктов был небольшим, цены очень высокими, купить их можно было в редких специализированных магазинах.

Но постепенно все больше людей начинали чувствовать, что обычные продукты не только не приносят пользу, но и могут навредить. Огромное количество консервантов и химии, содержавшихся в большинстве продуктов, приводило к болезням, снижению иммунитета. Все больше людей начали покупать продукты в «органических магазинах». Крупные супермаркеты и компании, ранее отвергавшие органику, увидели в ней огромный потенциал и прибыль.

Постепенно определились и критерии, позволяющие отнести продукты к категории «Экологически чистый (органический) продукт». Такие продукты не содержат генетически модифицированных ингредиентов; ингредиентов, выращенных при ис-

пользовании пестицидов, гербицидов, ядохимикатов и искусственных удобрений; искусственных консервантов, красителей и вкусовых добавок.

При этом экологически чистые (органические) продукты обязаны иметь на упаковке специальный лицензионный символ - «Органика» («Organic»). Такими знаками маркируют и органическое земледелие -«organic farming/produce», и пищевые продукты - «organic food», и даже рестораны, где подаются блюда, приготовленные только из экологически чистых продуктов - «organic restaurants».

Стандартизация терминов, обозначающих экологически чистые продукты, в США на государственном уровне началась в 1990 г. Был создан ряд государственных и публичных организаций, призванных разработать единые Национальные стандарты на основе опроса общественного мнения и уже существующих, но разрозненных правил.

В 1997 г. Департамент аграрной промышленности США (ДАП) предлагает к публичному обсуждению первый проект единых Национальных Стандартов на органику. В 2002 г. документ был принят.

Внедрение стандартов предполагало введение единой маркировки взамен частной, применяемой различными производителями, и способствовало официальному признанию индустрии органики как весомой части экономики США. Парал-

лельно с началом разработки Закона о Национальных стандартах была внедрена обязательная сертификация таких продуктов. Теперь ни один продукт, не прошедший сертификацию, не может маркироваться значком «Organic».

Органика - это не только продукты питания, а целый спектр товаров, таких как косметика, одежда, предметы гигиены, и они не могут соответствовать стандартам, разработанным в основном для пищевой индустрии. В настоящее время Торговая ассоциация США по органике занимается разработкой новых стандартов для этих групп товаров.

В европейских странах для рассматриваемых продуктов применяют термин «биологически чистый продукт» («биопродукт») или «biologisch». Маркируют такие продукты значком «BIO» или «Biologisch».

Рассмотрим информацию на упаковке йогурта, производимого в Бельгии в переводе Вима Росса - сотрудника бельгийской фирмы «Flarus»:

«Среднежирный йогурт с бифидо-культурами.

Вы пробуете оригинальный, настоящий биологический молочный продукт, самое лучшее, что природа может Вам предложить.

Что такое биологический молочный продукт?

Способ. Биологический продукт марки Albert Heijn сделан из молока коров, выращиваемых естественным способом. Луга, на котором пасутся коровы, не обрабатываются химическими веществами и искусственными удобрениями. Это делается для того, чтобы обеспечить постоянный урожай клевера и полевых цветов. Таким образом, питание коров постоянно варьируется.

PROTECTION OF THE ENVIRONMENT

Животные. Здоровью животных уделяется огромное внимание. Коровы пасутся как можно больше на открытых лугах. Стойла коров очень большие и в них достаточно дневного света.

Корм. Корм коров выращивается биологическим путем и строго контролируется.

В общем, хорошая забота о коровах и вы получаете вкусный биологический молочный продукт. Марка ЕСО гарантирует качество биологических продуктов».

Однако, согласно отечественной терминологии в молочной промышленности, биопродукт (биологический продукт) - это продукт переработки молока, произведенный с использованием заквасочных микроорганизмов и обогащенный путем добавления в процессе сквашивания и (или) после него живых пробиоти-ческих микроорганизмов (пробиоти-ков) в монокультурах или ассоциациях и (или) пребиотиков без термической обработки готового продукта.

В настоящее время на российском потребительском рынке приставка «био» используется в наименованиях различных молочных, в частности кисломолочных, продуктов - «биокефир», «биоряженка», «биойогурт» и т. д.

При этом приставка «био» применяется в наименованиях и других товаров, реализуемых в России. Например, стиральный БИОпорошок, пылесос-БИО, телевизор-БИО, стиральная машина-БИО, БИОшам-

пунь, машинное масло-БИО, БИОудобрения, БИОтуалет и т. п.

Поскольку вопрос производства экологически чистых продуктов в России рассматривается уже на протяжении нескольких лет, то разработка соответствующей терминологии и ее стандартизация на национальном и межгосударственном уровне - важная задача.

Сегодня 32 страны мира имеют полностью утвержденные стандарты на экологически чистую продукцию, девять стран занимаются внедрением стандартизации, 15 стран - разработкой таких стандартов.

Сегодня в России уже есть сельхозпроизводители, заинтересованные в экологическом способе ведения хозяйства. Создан фонд на сумму около 4 млн долл. США для финансирования развития экоагропро-изводства. Заключен ряд соглашений с Германией, в рамках которых проводятся различные образовательные программы для будущих производителей экологической сельхозпродукции, запущен пилотный проект бюджетом 500 тыс. евро по внедрению норм и правил экологического сельского хозяйства.

Способность России соответствовать международным стандартам и быть конкурентоспособной на мировом рынке экологически чистых продуктов достаточно высока.

Но основным фактором, тормозящим развитие данного рынка в России, остается отсутствие соответствующих национальных стандартов, в том числе терминологических. Необ-

ходимо создание и внедрение стандартов и сертификации, гармонизированных в соответствии с международным образцом. Сегодня отсутствие четкого определения понятия «экологически чистый продукт» (органический или биопродукт) и массовая несанкционированная маркировка ведут к дискредитации самого понятия среди потребителей.

В связи с отсутствием установленных требований к экологически чистым пищевым продуктам по согласованию с Минздравом России в ГОСТ Р 51074 был внесен пункт, что использование в наименовании продукта или товара такой характеристики, как «экологически чистый», не допускается, поскольку в России пока не разработаны критерии оценки такой чистоты.

Но, несмотря на запреты, на прилавках российских магазинов можно встретить множество продуктов с пометкой «экологически чистый». Это различные кисломолочные продукты, питьевая и минеральная вода, крупы, продукция из сои, мясо и многое другое. Дело в том, что в принятых государством стандартах есть лазейка для производителя -если предприятие хочет позиционировать свой продукт как экологически чистый, то оно может разработать собственный стандарт на такой продукт. Таким образом, Россия, обладая огромным потенциалом для развития рынка экологически чистых продуктов, сегодня не способна реализовать его вследствие отсутствия строгой правовой базы.

Шпй «Hmefiec/ioi

Награды компании «ПАВА»

По результатам участия в конкурсе «Лучший российский экспортер 2011 года», который проводился Министерством промышленности и торговли России в 28 основных отраслях, компания «ПАВА» была удостоена высокой награды. Торжественная церемония награждения его победителей состоялась 5 июля 2012 г. в Культурном центре Главного Управления по обслуживанию Дипломатического корпуса при МИД России (Москва). «ПАВА» стала лауреатом в номинации «Лучший российский экспортер отрасли. Сельское хозяйство (продукты растительного происхождения)».

Компания «ПАВА» - неоднократный победитель этого престижного ежегодного конкурса. Внедренные на зернопе-рерабатывающих комбинатах, входящих в ее состав, технологии производства, современное оборудование и профессионализм специалистов позволяют выпускать высококаче-

ственную продукцию, успешно конкурирующую с торговыми марками мировых производителей, динамично расширять географию экспортных поставок.

Деловые контакты налажены у предприятий с заказчиками из Республики Корея, Ливана, Сомали, Эфиопии, Республики Бангладеш, Таиланда, Афганистана, Китая, Монголии, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, а также Киргизии, Молдавии, Туркмении, Белоруссии и других государств. Новые партнеры у зерноперерабатывающих комбинатов компании «ПАВА» появились в КНДР, Республике Ангола, Израиле, Палестине и Южной Корее.

В 2011 г. Михайловский, Ребрихинский и Ачинский зерно-перерабатывающие комбинаты, входящие в структуру компании «ПАВА», экспортировали в совокупном объеме около 50 тыс. т своей продукции, что составляет около 8 % от общих объемов поставок муки и круп из России за рубеж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.