Научная статья на тему 'Проблемы теории сатиры в литературоведении'

Проблемы теории сатиры в литературоведении Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
703
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сатира / юмор / род / жанр / satire / humor / gender / genre

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Го Тяньюй

Статья посвящена проблемам теории сатиры в литературоведении, а также жанрово-родовой принадлежности понятия «сатира». Кроме того, в данной статье рассматривается наличие черт юмора в сатире и в сатирических жанрах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of satire theory in Literary studies

The article is devoted to the problems of the theory of satire in literary studies, as well as the genre-generic belonging of the concept of "satire". In addition, this article examines the presence of humor traits in satire and in satirical genres.

Текст научной работы на тему «Проблемы теории сатиры в литературоведении»

2. Большая российская энциклопедия. Лунарные культы. - Россия 2004. bigenc.ru/ethnology/text/215

3. Buranova Jamila Aliyevna and Sadinova Dilfuza Umirovna. Mythologism in the uzbek novel // JOURNAL OF LEGAL STUDIES AND RESEARCH. February 2020. - P. 270-275.

4. Мифологический словарь/Гл. ред. Е.М. Мелетинский. - М.: Сов. Энциклопедия, 1990. - 672 с.

5. Славянские древности: Этнолингвистический словарь. Ред. колл. Агапкина Т.А., Виноградова Л.Н., Петрухин В.Я., Толстая С.М. (отв. ред.). В 5 томах. Т. 1. - М.: Международные отношения, 1999. - 613 с.

6. Тимур Пулатов. Избранные произведения: В двух томах. Т. 1. [Вступ. ст. А. Бочарова]. - Т.: Изд-во лит. и искусства, 1990. - 544 с.

7. Эгамбердиева, Г. (2021). СВОЕОБРАЗИЕ МИФОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗА ПЕРИ В УЗБЕКСКИХ СКАЗКАХ И ДАСТАНАХ. АКТУАЛЬНОЕ В ФИЛОЛОГИИ, 3(3). извлечено от https://history.jspi.uz/index.php/ruslit/article/view/1768

Проблемы теории сатиры в литературоведении

Го Тяньюй

УзГУМЯ, Ташкент

Problems of satire theory in Literary studies

Guo Tianyu

UzSWLU, Tashkent,

Аннотация: Статья посвящена проблемам теории сатиры в литературоведении, а также жанрово-родовой принадлежности понятия «сатира». Кроме того, в данной статье рассматривается наличие черт юмора в сатире и в сатирических жанрах.

Ключевые слова: сатира, юмор, род, жанр

Abstract: The article is devoted to the problems of the theory of satire in literary studies, as well as the genre-generic belonging of the concept of "satire". In addition, this article examines the presence of humor traits in satire and in satirical genres.

Keywords: satire, humor, gender, genre.

Теория сатиры, пожалуй, одна из самых сложных и наименее разработанных областей литературоведения. Термины, употребляемые критиками при оценке сатирических произведений, часто бывают расплывчатыми, употребляются по инерции. Разное толкование терминов приводит к разным выводам. Некоторые узловые проблемы теории сатиры до сих пор бурно обсуждаются, предлагаются новые варианты, теории, определения. В связи с этим, думается, следует обозначить основные

литературоведческие понятия, связанные с теорией сатиры, которые будут использоваться в данной работе и сразу определиться конкретное содержание, в дальнейшем к этому уже не возвращаясь.

В литературоведении существует точка зрения, что сатира - это четвертый род литературы вместе с лирикой, эпосом и драмой (Л.Тимофеев, Ю.Борев, А.Макарян и др.): «История литературы знает четыре вида эстетического отношения писателя к объекту; эмоциональное, сочувственное, или лирическое; объективное, «чужое» («постороннее» - Аристотель), или эпическое; драматически конфликтное; обличительное или насмешливое. Каждому из них соответствует род литературы» [2, с.23.]. Говорят о сатире как об особом способе, принципе или системе отражения действительности (БСЭ, И.Эвентов, Л.Ершов): «Сатира - это особый принцип изображения действительности, применимый во всех родах литературы и имеющий многочисленные жанровые образования, возникающие в результате деформации структурных элементов, принятых в лирике, эросе и драме» [4, с.129.]. Были даже попытки определить сатиру как особый литературный метод.

Понятие «сатира» часто используется для обозначения особого оттенка смеха (т.е. смех сатирический). Имеется в виду особый способ выражение человеческих эмоций. В этом значении можно выстроить логический ряд -смех юмористический, смех сатирический, смех иронический, смех сатирический, смех саркастический.

«Сатира» может иметь и жанровое значение. В этом случае понятие «сатира» имеет ввиду определенный поэтический жанр, представляющий собой резкое обличительное стихотворение. В этом значении слово «сатира» может употребляться во множественном числе (можно сказать: писал сатиры). Этот жанр существует уже в античной литературе. Обычно с ним связывается творчество Луцилия, Горация, Ювенала. Применительно к литературе XIX и XX веков «сатирами» стали называть всякие произведения резко обличительного характера, в том числе и прозаические. И получается, что «сатира» и «не сатира» размываются, одни и те же произведения критиками трактуются по-разному. Отсюда и многие спорные вопросы, вытекающие из разного подхода к изучаемому материалу.

Но когда понятие «сатира» применяется для характеристики особой литературы, имеющей свои собственные жанры (сатирический роман, сатирический рассказ, пародия, басня и т.п), Понятие «сатира» в этом смысле не употребляется во множественном числе: можно сказать только: Салтыков-Щедрин писал сатиру (но не сатиры). На наш взгляд заслуживает внимания концепция Г.Н.Поспелова, который говорит о сатирическом пафосе как о «разновидности пафоса отрицания» [3, с.88.]. Здесь главное - идейно-эмоциональная оценка явления писателя и, таким образом, сатира является понятием другого уровня, нежели лирика, эпос и драма. Понятие сатиры шире, чем понятие литературного рода, поскольку сатира может проявляться в каждом из них и создавать свои собственные жанры .

Исследователь Л.Ершов определяет сатирический роман как произведение, которое представляет собой уже особый жанр с особой структурой, особым сюжетом, характерными принципами типизации. «Основное его отличие в том, что центральные конфликты раскрываются с помощью средств смеховой культуры, главные персонажи попадают в ситуацию, которые являются объективно -комическими, т.е. сатирическое начало представлено здесь не только общей тональностью, стилевой окрашенностью, но и сюжетно-композиционным моментом. Сатирическое начало организует структуру произведения, принципы раскрытия характеров и конфликтов, определяет сюжет и композицию» [1, c.233.].

Большинство ученых правильно полагают, что в основе сатиры должны лежать особые человеческие эмоции, связанные со смехом. Другое дело, когда сатирик ощущает всю опасность своего объекта, часто не знает конкретного пути борьбы с ним - тогда смех бывает горьким, приглушенным, но смехом остается (Иудушка Головлев).

Как отличить сатиру от простой комедии, т.е. от юмора? В литературоведении термином «юмор» называют оттенок смеха, обычно определяемый как дружелюбный, добрый, критикующий лишь частные недостатки. Как и сатира, понятие «юмор» используется и в широком значении, определяющем особую форму литературы наряду с сатирой (юмористика).

Очень интересную концепцию предложил Э.Розенгейм. Он полагает на наш взгляд, он прав, что существует и такая сатира, которая не стремится в чем-то переубедить читателя. В таких трудах объект жалок, ничтожен, Его порок ясен читателю и переубеждения не требуется. Порок этот просто наказывается у позорного столба с помощью насмешки. В связи с этим Э.Розенгейм выделяет два вида сатиры: убеждающую и карающую. Свою концепцию он предлагает в виде сатирического спектра со всеми оттенками. Верхняя граница спектра отделяет сатиру от простой комедии, нижняя - от простой риторики. Важнейшим качеством, которым сатира отличается от комики и риторики, является ее художественная сторона, вымысел (fiction). Убеждающая сатира использует минимум fiction при большом многообразии риторических приемов. Карающая сатира - минимум риторики при широте fiction. Сатирик пишет для того, чтобы быть понятым. Его атака служит делу убеждения и развлечения. Объект должен быть узнаваем, fiction должно быть узнаваемо как fiction.

Сатирическая художественная литература уходит от буквальной правды (которая обязательна для риторики), но не настолько, чтобы полностью перейти к вымыслу (это будет простая комедия). Часто два вида сатиры могут сочетаться в одном произведении и их бывает трудно различить. Для сатиры, считает Э.Розенгейм, обязательно наличие исторической подлинности и исторической особенности объекта. Читатель должен опознавать их. Если они исчезают или не опознаются - произведение становится простой комедией. Историзм выгодно отличает концепцию Э.Розенгейма от определений других американских критикой, пытающихся найти универсальные схемы для всех времен сразу. Он совершенно прав, когда говорит, что трудно написать сатиру

на женщину вообще, но английских или американских, например, в конкретный исторический период - вполне возможно. Его окончательное определение: «Сатира состоит из атаки средствами явного художественного творчества на узнаваемые исторические особенности» [5, c.31.]

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что сатира - поэтическое обличение текущей действительности, и таково наиболее полное определение той многообразной литературной формы, которую обиходная речь, а за нею иногда и теория, называют сатирой. Определение это слишком широко; оно переносит на весьма обширную область литературного творчества название, первоначально свойственное вполне определённой и ограниченной форме.

Мы убедились, что противоречивые толкования этого термина приводят к путанице в литературоведении. Мы понимаем под сатирой особую литературу, специфику которой составляет обличение с помощью смеха, создания комической образности.

Изобличающая насмешка стала основным признаком сатиры, определяющим ее основную сущность. Это свое назначение сатира выполняла при помощи различных литературных форм и приемов.

Литература:

1.Ершов Л.Ф. Сатирические жанры русской советской литературы. - Л.,1977.

2.Макарян А. О сатире. - М., 1967.

3.Поспелов Г. Теория литературы. - М., 1978.

4.Эвентов И. Остроумие схватывает противоречие... (о некоторых вопросах

теории сатиры//Вопросы литературы, № 6. - М., 1973.

5.Rosenheim E. Swift and the satirist's Art. - Univ. of Chicago Press, 1967.

Актуальность внедрения метода моделирования в современный учебный

процесс на уроке литературы

Гуломова М.Х.

ТГПУ, Ташкент

The relevance of the implementation of the modeling method in the modern educational process at the lesson of literature

Gulomova M.Kh.

TSPU, Тashkent

Аннотация: Статья посвящена проблеме решения задачи овладения учащимися методом моделирования на уроках литературы. Основная задача исследования - систематизировать принципы применения метода моделирования, тем самым пробудив интерес учащихся к современной методологии изучения художественных текстов. Данное направление дополняется также рассмотрением нетрадиционного метода обучения -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.