дискуссия
журнал научных публикаций
Л. А. Гурьевская, канд. филос. наук, доцент, кафедра гуманитарныхдисциплин, Мурманский филиал Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций, г. Мурманск, Россия, [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ ДЖЕЙМСА ОСВАЛЬДА
Особенностью национальной духовной ситуации в Шотландии восемнадцатого века является тесная связь идеологии Просвещения с господствующей пресвитерианской церковью. Быстрые перемены в сознании и нравах шотландцев в течение XVIII столетия не пришли в сколько-нибудь серьезное столкновение с влиянием Церкви, поэтому она стала более терпима в вопросах веры и, несомненно, менее догматична, чем прежде. Пуританизм оказал большое влияние на все сферы общественной жизни, поэтому общая для просветительской мысли вера в безграничные возможности разума сочеталась у шотландских мыслителей с глубокой религиозностью. Истинная философия и религия оказываются в практической оппозиции духу времени, что говорит об их субстанциальной общности. В гносеологии оригинальна шотландская школа «здравого смысла»1.
Представитель шотландской школы теолог и философ Джеймс Освальд (1703 - 1793) родился 23 июля 1703 г. в северном шотландском графстве Кайтнесс (Caithness), вероятно, обучался гуманитарным наукам в Мари-шальском или Кингз-колледже в Абердине, богословию в Эдинбургском университете. С возраста 23-24 лет после смерти отца Освальд священствовал в Даннете более 20 лет, с 1750 г. прослужил тридцать три года в приходе Метвен (Methven) центрального графства Пертшир (Perthshire). Дело в том, что «Акт о патронаже» 1711 г. привел к расколу Церкви Шотландии. Столкновение происходило при назначении священников, так как сторонники
закона уполномочивали патронов представлять священнослужителей против воли прихода, а оппоненты противодействовали выбору священника без согласования с прихожанами. Освальд изначально поддержал закон, о чем свидетельствует анонимный, но часто приписываемый ему памфлет под названием «Некоторые мысли, связанные с ...» (1753). Однако в начале 1732 г. в докладе на Кайтнес Пресвитерии он акцентировал внимание на обязательности обещаний, покорности и послушании, чтобы оправдать институты правления как часть всемирного божественного плана. Миссия Церкви могла быть выполнена только на Успение согласно принципам хорошего закона и правления перед гражданским и религиозным долгом в сравнении с обязанностями, «очевидными разуму людей», т. е. закон правит выдающимися событиями. В любых реальных временных отношениях индивидуумов друг с другом и с Богом можно узнать здравый смысл.
В эти годы Освальд выдвинулся вперед как философ, государственный и церковный деятель. Впрочем, в 1762 г. не удалось получить место на кафедре церковной истории (Ecclesiastical History) в университете Глазго, которое занял молодой кандидат от церковной партии «умеренных», что вызвало растущее негодование Освальда этой партией. Он разочаровался в академической службе, так как государственные чиновники имели право вмешиваться в церковные выборы и назначать священников по собственному усмотрению. Ряд резких доктринальных диспутов потряс
ДИСКУССИЯ
журнал научных публикаций Ж
церковь Шотландии в начале XVIII в., вызванных отделением от церкви, а также внутренним разделением между партией «умеренных» и популистов. В результате этого соперничества в 1752 г. партия «умеренных» завоевала контроль в Генеральной ассамблее - верховном органе шотландской церкви. В 1765 г. Освальд был избран председателем Генеральной ассамблеи и удостоился ученой степени доктора богословия в университете Глазго. В опубликованном памфлете «Проповедь на открытии Генеральной ассамблеи» (1766), в «Письмах, касающихся настоящего состояния Церкви Шотландии» (1767) Освальд критикует закон и доказывает, что «Акт о патронаже» стал инструментом тирании над конгрегацией. Шотландской нации «нанесен ущерб не только от злоупотреблений, но и от патронажа», продавались «не только отдаленные приходы, но и собственная приходская церковь». Освальд выражал опасения, что подобная политика приведет шотландскую церковь «к похожему несчастливому состоянию нижестоящего священнослужителя церкви Англии»2.
Наиболее яркое выражение религиозный дух эпохи шотландского Просвещения нашел в труде Освальда «Обращение к здравому смыслу в защиту религии» (An Appeal to Common Sense in Behalf of Religion), немецкий перевод которого появился в 1766 г., а после опубликования второго тома в 1772 г. никогда больше не переиздавался. Главное и единственное сочинение мыслителя посвящено философско-теологической дискуссии. Здравый смысл рассматривается как естественная и важная часть всей системы отношений между людьми. По Освальду, во все времена люди не уделяли достаточного внимания здравому смыслу и отвернулись от истинной религии из-за скептицизма и неопределенности мнения. Теолог соединяет основные принципы философии «здравого смысла» Рида с усилиями в защиту христианства, развивает взгляды на первичные ин-
0
1
стинктивные врожденные истины. К ним относятся вера во внешний мир и вера в существование Бога, которые поэтому уже не следует обосновывать и доказывать, но следует исходить из них при развитии философского мышления. Двухтомный труд Освальда привлек некоторое внимание. К примеру, ирландский священник Ф. Скелтон хвалил Освальда в «Обращении» за умение аргументировать: «Здесь мастером справедливо восхищаются в каждом абзаце, так же как и самим стилем и содержанием»3. Впрочем, хвалили Освальда недолго. Пристли не проявляет большого уважения к его труду и критикует «лицо, считающее себя философом»4 за сокращение рационально верующих практически на том же уровне, что и неверующих. В ответ Освальд рекомендует Пристли обратить более пристальное внимание на письмо седьмое, прилагаемое к «Обращению», где оппонент может обнаружить, что «обращение к здравому смыслу» от имени очевидной истины, может быть, составляет больше, чем призыв народа дурачить друг друга.
Таким образом, культ разума у Освальда выражен пиететом к религиозной вере. Освальд предлагает принимать истины «такого необычного здравого смысла», которые дал нам Бог - наш советчик в жизни, прежде всего, в вопросах религии, и полагает, что успех богословов и философов в установлении основных истин религии был бы намного больше, если бы они обращались к авторитету здравого смысла. Освальд сразу делает оговорку, что здравый смысл - это обращение к очевидному, установленному в ходе истории и времени. Во
дискуссия
журнал научных публикаций
все времена мудрецы решали мирские дела с позиции здравого смысла, и Освальд призывает последовать той же практике в решении споров о религии. Здравый смысл, вероятно, должен создать большой хаос в богословских взглядах, но он не может причинить вред религии. Все основные истины разные, но имеют одинаковые, т. е. абсолютные признаки, человек разумный может не задумываться в данную минуту о бесчисленных истинах в природе. Под здравым смыслом Освальд не подразумевает общее мнение, беспристрастное или несправедливое, а называет его способностью разума или способностью высказаться по очевидной истине. В познании себя человек отказывается от иллюзий и использует разум. Общее справедливое или несправедливое мнение может слыть за здравый смысл у легкомысленной толпы; но проницательный человек никогда не признает грубые предрассудки или сомнительные мнения понятием здравого смысла. Общее мнение, «вторая натура», выработано из =
множества меняющихся форм посредством привычки, аффекта, образования и необразованности. Вероятно, идеальное образование =
актуализировало бы возможности нашего изначального естества соразмерно первенству второй натуры.
С точки зрения Освальда, общий уровень образования в стране будет высоким или низким в зависимости от норм, установленных законом. Философ верил в Высшие Законы в Великобритании - Нормы Разумного Бытия, но опасался за будущее, ведь если установленные нормы слишком высоки для традиций общества, закон неизбежно станет простой выгодой для полицейской охраны общественного порядка, потому безотлагательные меры в государственно-общественном и частном образовании направлены предотвратить аннулирование «рациональности» правления и законодательства. Освальд советует использовать принцип самоопределения для развития таланта на пути к дальнейшему прогрессу. Изъян современного образования вызывает недовольство Освальда, поскольку поощряется вредная привычка молодых людей спорить о с одной стороны, и простого предубеждения,
Здравый смысл рассматривается как естественная и важная часть всей системы отношений между людьми.
первичных истинах. Юным умам внушается «истинное чувство долга соразмерно их согласию на очевидность вещей»5. Основная цель сочинителей философских текстов - «воспитать сообразительного рассудителя и умелого спорщика практически без учета приобретения того весьма похвального и нужного достижения, которое называется здравым смыслом»6. По неурегулированному вопросу об истине религии Освальд ссылается на самых смелых неверных писателей, которые своим ответом богословам уронили надлежащее достоинство религии до статуса иска и причинили много зла нации. Те, кто познал истину, озадачены ловкостью сторонников, исключая судей и тех немногих, кто обнаружил свои знания на основе фактов, недостаточных для вынесения приговора в целом. Освальд убежден, что истины религии в первую очередь не приняли представители среднего класса, образованные люди оправдали отступничество недоказанностью этих истин.
Эта неустойчивость духа нашла яркое выражение в теологии философа. Общественное самодовольство ведет к зарождению безбожия = среди простых людей, хотя еще не провозглашенного. Молодежь отправляют преждевременно в опасный школьный мир без доброкачественного образования. Науки в общем и физика в частности усовершенствовались и укрупнились учеными, которые применяют гипотезы и общепринятые принципы к исследованию известного феномена, интерпретация физической науки нового века поверхностна. Если бы моральные философы уделяли внимание очевидным жизненным обязанностям, они могли бы оказать сильное влияние на реформы жизни. В теологии уклонение от истины также ведет религию к общему забвению, к упадку искусств, науки и человеческой природы, привести людей к религии может только внимание к истине. Создатель дал людям разум для различения истины, а человечество слишком легко склоняет постижимое и очевидное к парадоксам и новинкам. Вместе с тем, Освальд не озабочен проблемой различения здравого смысла,
дискуссия
журнал научных публикаций
с другой стороны, и не имеет типичных забот философа Просвещения о легкости, с которой естественное чувство можно повергнуть необразованностью или фракционностью в «религиозное исступление»7. Разумение тогда есть вторичное умение относительно проявления разума, и в этом Освальд видит недостаток эпохи.
Опасаясь нанести большой вред своим исследованием здравому смыслу, Освальд защищает его аннулирование и рассматривает пристрастие к неуместному доводу как модную вежливость. Противники религии пользуются этой модой и обезоруживают аудиторию своим полированным стилем, незаметно для других практикуют искусство деликатной лести и подражают благоговению. Многие из духовенства, к сожалению, впали в моду и позволяют имеющимся в распоряжении словам теряться в языке утонченной аргументации. Перед нами пример нашего Спасителя. Он усиливает веру в спасение всех не доводом, а множеством доказательств, так что тех, кто выдвигал необоснованные возражения, справедливо можно назвать лицемерами. С большим терпением и нежностью Он открывал свою доктрину тем, кем распоряжался, и покинул упрямых, предпочитавших темноту.
Основная цель сочинителей философских текстов - «воспитать сообразительного рас-судителя и умелого спорщика практически без учета приобретения того весьма похвального и нужного достижения, которое называется здравым смыслом».
Под здравым смыслом Освальд не подразумевает общее мнение, беспристрастное или несправедливое, а называет его способностью разума или способностью высказаться по очевидной истине.
Его простое обращение к человечеству (и вся его деятельность соответствовала этому) было «Тот, кто имеет уши слышать, да услышит». Соответственно, нам не следует спорить со скептиками и неверными, ибо это только поощряет их путаницу.
Представитель шотландской школы, Освальд уделяет внимание Юму и понимает корень проблемы в отказе философа Юма принять то, что он как разумный человек прекрасно знает в повседневной жизни, что какие-то тела имеют способность эластичности, что одни люди мошенники, другие щедрые. По Освальду, Юм должен знать, что владеет
огромной сокровищницеи истин, из которых иная неправоспособная. Не следует упускать из виду, что наше знание законов сельского хозяйства, навигации, торговли, гражданского правления, религии, морали, все из которых являются объектами нашего восприятия и суждения и абсолютно невосприимчивы низшими животными, делает различие между нами и животными очень значительным. Освальд отмечает ограниченность метода наблюдения Юма за результатом обучения животных любому
— действию посредством наград и наказаний вопреки природному инстинкту и наклонностям «за счет определенного недостатка способности осознавать, в соответствии с которой они работают»8. Разумный человек Юм должен верить вещам, которые философ Юм принять не может. Освальд предполагает, что Юм понимает философа как высокопарного догматика, поскольку гениальный философ - это здравомыслящий человек, вопрос в том, в какой
разум нам нужно верить? Освальд отдает приоритет непосредственным аксиомам здравого смысла. Ответ заключается в том, что разум требует от нас иметь такие убеждения, пока есть хоть малейший здравый смысл, люди
— смогут увидеть разницу между откровенным чувством и нелепым утверждением.
К проблеме мировоззрения Освальд подходит с точки зрения духовного познания с опорой на разум. Духовенство часто провозглашает страдания, простые люди оставляют без внимания понятное и полезное, мало интересуются Писанием. Освальд сетует, что молодые джентри игнорируют полицию, обычаи и даже географию своей страны, убегают за границу делать беглые замечания об особенностях иностранных наций. Все глупые люди резко берутся за политику Европы, а не за управление своими семьями или собственны-
дискуссия
журнал научных публикаций
ми делами, и так поступает большинство людей. Подлинная основа всякого «улучшения» в любой сфере деятельности, считает Освальд, в стремлении разумного человека развивать то, что ему нравится, довольствуется тем, что имеет. В первую очередь, главные кандидаты на «улучшение» - мораль и религия. Самое непосредственное духовное восприятие мира Освальдом ассоциируется с оптимистической настроенностью, устремленностью в будущее.
Философской основой гуманизма теолога
была мысль о прогрессе _
человечества, основанном на разумности человека, на убеждении, что истина достигается не в волшебной стране приобретения знания, а в здравой беседе между
заслуживающими доверия людьми во всем мире. Находясь в пределах теологических воззрений на происхождение людского рода и на движущие силы истории, Освальд высказывается против представления о мире как о чем-то ином, чем тот, каким он нам представляется в действительности. Противореча спекулятивным попыткам уподоблять людей ангелам или животным, Освальд настаивает на отличительном признаке людей. Законы природы не являются формальными математическими законами или сравнительно неясными принципами,
Наш долг - обеспечить прочное образование всем людям на земле с целью выявления рациональности и силы воли.
например, тело тонет фактически из-за веса, огонь способен поглощать горючие вещества. В жизни слишком много явлений, чтобы сила тяготения тел и сила огня были предметом для протеста индуктивной логики. Несмотря на то, что мы ежедневно видим, что огонь поглощает древесину и другое топливо, отсюда нельзя сделать вывод, «что огонь имеет силу поглощать горючее». Постулируя несомненный «прогресс в учении» с точки зрения разума, философ-богослов принимает многие идеи Просвещения. На прочном фундаменте, на котором держится все искусство и наука, «мы можем с большой безопасностью возвести любую надстройку, мы отбираем полезные знания»9.
В этих условиях при исследовании обратной стороны шотландской «эпохи улучшения», Освальд отметил симптомы культурного спада и пришел к следующему заключению: отрасли «гениального улучшения» внимательно применяют рационализм, т. е. проявляют здравый смысл, а сферы регресса избегают здравого смысла. Деятельность улучшается благодаря постоянному вниманию к первичным истинам, а разрушается из-за пренебрежения к ним. Например, прогресс в ботанике объясняется тем, что современные ученые заботились не о призрачных теориях, а о растениях и цветах. Правота Освальда подтверждается при изучении истории ботаники, однако концентрация внимания сопровождалась уменьшением интереса: забылось раннее осознание идентификатора и общности растений, их значение в иерархии космоса. Принцип мотивирует не интерес, а возможное применение способностей для общественного блага. Другой аспект вопроса касается дороговизны «улучшения». Большинство людей в настоящем состоянии обеспечены ограниченной жизненной энергией, серьезные затраты в одном направлении означают истощение повсюду. Нетерпеливый бег за более отдаленными и неопределенными истинами свойственен ученым, «открывается во всех гуманитарных науках, самых нужных, наиболее распространенных», а также профессиям низких позиций10. Тем не менее, вера
дискуссия
журнал научных публикаций
Освальда в возможность «улучшения» одновременно во всех сферах деятельности обречена на разочарование.
В общественной жизни Освальд принимает здравый смысл как оплот религии за образец гражданского государства и соблюдает принцип, что законное —
гражданство, подходящая философия и рациональная религия тесно переплетаются друг с другом. Шотландская версия «это самое лучшее из всех обществ» о британской жизни объявляется с экстравагантностью11. Освальд искренне верит, что англичане обладают социально-политическими благодеяниями, которые значительно превосходят обнаруженные где-то в другом месте и должны быть культивированы и сохранены любой ценой. Наш долг - обеспечить прочное образование всем людям на земле с целью выявления рациональности и силы воли. Как правило, образовательный процесс время от времени наивный и путаный, но самый неустанный труд по образованию был бы скачкообразным и неопределенным без поддержки уравновешенного и умеренного гражданского закона. Поэтому Освальд призывает поблагодарить Бога за короля Георга III, его правительство и государственную цер- —
ковь. Суверен в качестве минимального требования поддерживает не только гражданское спокойствие, но и строгое и дисциплинированное состояние политического организма, самое благоприятное для надлежащего образования. =
Сторонник Рида уверен, что обычный мир lebensweit является исключительно таким, каким его представляют, и есть Бог, который правит миром. По сути, для Освальда главная функция здравого смысла - функция утверждения религиозных истин. В самом деле, последующая популярность школы здравого смысла находилась под защитой религиоз-
Королевство Бога никогда не намеревалось править только мудростью и красноречием проповедников без помощи религиозного убеждения, гораздо более действенного, вытекающего из жизни верующих.
Религия из общественной сферы была переведена в частную, возросла ее роль в нравственной жизни людей, отказ от применения силы в духовной сфере способствовал большей религиозной терпимости общества.
ных взглядов обычных британских граждан от предполагаемых вторжений созданных философских систем12. Освальд допускает, что философский спор имеет законное место, а религия нацелена добиваться полного понимания законов христианской веры. Класси-
- ческим примером всех
времен является для Освальда краткость и сила риторики. Он советует духовенству изучать искусство убеждения, так практикуемое греками и римлянами, ведь объект христианского проповедования неизмеримо выше, чем нечто, доступное древним. В одиннадцатом письме, приложенном к проповеди на закрытии Генеральной Ассамблеи в 1765 г., теолог наставляет духовенство подчинить сердце силе истины своими деяниями: «Королевство Бога никогда не намеревалось править только мудростью и красноречием проповедников без помощи религиозного убеждения, гораздо более действенного, вытекающего из жизни верующих»13. Реципиент принимает обычную традицию, нельзя жить в мире без соблюдения гравитационного процесса, растительной жизни и движения животных. Впрочем, можно пройти большую часть жизни без должного внимания к этой силе намерения, прояв-
_ ляющейся в системе, в
которой он живет.
Такое осмысление весьма показательно для выявления политико-философской концепции шотландского теолога. Освальд считает гражданскую конституцию нравственного государства не просто общей программой, а сотрудничеством с обширной человеческой природой и, таким образом, с философией и заново открывает классическую традицию, спасая ее от забвения псевдофилософами. Поддержка и прославление конституции должны относиться к божественному благословению, тогда по фразе апостола Павла повиноваться гражданской власти не
дискуссия
журнал научных публикаций
для гнева, а для успокоения совести. Во времена Освальда стало модным не абстрактно верить в необходимость разума, а руководствоваться им в жизни. Здравый смысл сводится к умению человека рационально воспринимать и рассуждать, которое достигается правильным воспитанием. Как самый убедительный представитель воспитания гражданская конституция отражала древние максимы: только добродетельный гражданин может быть хорошим философом и хорошим теологом. Любовь к отечеству - прекрасная вещь, но есть нечто еще более прекрасное - любовь к истине. Выход из полиса, который связывает жизни своих членов телесно или духовно, ведет к тупости или интеллектуальной эксцентричности. Освальд часто уделяет внимание закону Великобритании по единственной причине: конституция страны - самое сильное из всех образовательных учреждений. И если конституция воспитывает философию, тогда, наоборот, правильная философия воспитывает конституцию, соответственно замечания об основном законе Великобритании не чужды философской цели Освальда.
Духовное развитие личности предопределяет духовное развитие социально-политической сферы. Освальд рассматривает саму личность первым олицетворением нравственности, а государство выступает как средство, с помощью которого личность обретает полноту духовного бытия. Иными словами, религия из общественной сферы была переведена в частную, возросла ее роль в нравственной жизни людей, отказ от применения силы в духовной сфере способствовал большей религиозной терпимости общества. Но главное, экзистенциальный вопрос заключался в том, что духовный путь отныне не был дан человеку обществом, в котором он родился, а был задан как дело личного поиска и выбора. Именно аксиома личной ответственности за религиозный выбор (и любой другой) и стала духовным стержнем современных западных демократий.
Итак, Освальд рассматривает здравый смысл в теологии в соответствии со строгими требованиями философии «здравого смысла». Можно заметить недостаточное внимание со стороны историков философии к Освальду, обычно упоминаемому как аддендум к шотландской школе «здравого смысла»14. Автор
полагает, что пренебрегать Освальдом-философом несправедливо, на самом деле он заслуживает почетного места в общей истории философии. Щ
1. Доброхотов А. Л. Избранное. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2008. (Сер. Университетская библиотека Александра Погорельского). С. 452.
2. Oswald James. An Appeal to Common Sense in Behalf of Religion (1766 - 1772) II Scottish common sense philosophy: sources and origins: in 5 vols.; ed. by James Fieser. Vol. 1. Bristol: ThoemmesPress, 2000. P. xvi.
3. SkeltonP., Burdy S. Complete work of the late rev. Philip Skelton: in 6 vols. I ed. by Rev. R. Lynam. Vol. 6. An appeal to common sense on the subject of Christianity. L.: Richard Baynes, 1824. P. 113.
4. Пристли Д. Разбор «Исследования о человеческом духе на основе здравого смысла» д-ра Рида, «Опыта о природе и неизменности истины» д-ра Битги и «Обращения к здравому смыслу для защиты религии» д-ра Освальда // Английские материалисты XVIII в. Собр. произв.: в 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1968. С. 64.
5. Oswald James. An Appeal to Common Sense in Behalf of Religion (1766 - 1772) II Scottish common sense philosophy: sources and origins: in 5 vols.; ed. by James Fieser. Vol. 1. Bristol: ThoemmesPress, 2000. P. 114.
6. Там же. С. 10.
7. Harris James. Of liberty and necessity: the free will debate in eighteenth-century British philosophy. Oxford: Oxford univ. press, 2005. P. 138.
8. Oswald James. An Appeal to Common Sense in Behalf of Religion (1766 - 1772) II Scottish common sense philosophy: sources and origins: in 5 vols.; ed. by James Fieser. Vol. 1. Bristol: ThoemmesPress, 2000. P. 41.
9. Там же. С. 153.
10. Там же. С. 11.
11. Price John. James Oswald II Dictionary of Eighteenth-Century British Philosophers. Vol. 2. Bristol: Thoemmes Press, 1999. P. 667.
12. Ellis Elisabeth. Common sense II New Dictionary of the History of Ideas; ed. by M. A. Horowitz. Vol. 1. Abolitionism to common sense. N. Y.: Charles Scribner's Sons-Thomson Gale, 2005. P. 382.
13. Oswald James. An Appeal to Common Sense in Behalf of Religion (1766 - 1772) II Scottish common sense philosophy: sources and origins: in 5 vols.; ed. by James Fieser. Vol. 1. Bristol: ThoemmesPress, 2000. P. 20.
14. Ardley Gavin. The common sense philosophy of James Oswald. Aberdeen: Aberdeen univ. press, 1980. P. 95.