Научная статья на тему 'Философско-правовые идеи шотландской школы здравого смысла'

Философско-правовые идеи шотландской школы здравого смысла Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
423
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА / ПРАВО / ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ / Т. РИД / ДЖ. БИТТИ / ДЖ. ОСВАЛЬД / Д. СТЮАРТ / T. REID / J. BEATTIE / J. OSWALD / D. STEWART / SCOTTISH SCHOOL / LAW / COMMON SENSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гурьевская Любовь Алексеевна

В статье рассматриваются аспекты философско-правового учения шотландской школы здравого смысла. Уделяется особое внимание взглядам ее главных представителей на вопросы, касающиеся понятия права. Исследуются воззрения Т. Рида, Дж. Битти, Дж. Освальда, Д. Стюарта на естественный закон, права и обязанности, право собственности, на свободу с точки зрения здравого смысла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL AND LEGAL IDEAS OF THE SCOTTISH SCHOOL OF COMMON SENSE

The article discusses some aspects of the philosophical and legal doctrine of the Scottish School of Common Sense. The special attention is paid to views of its main representatives on the issues regarding the concept of law. The author studies ideas of T. Reid, J. Beattie, J. Oswald, D. Stewart on a natural law, rights and responsibilities, proprietary rights, a right to liberty in terms of the common sense.

Текст научной работы на тему «Философско-правовые идеи шотландской школы здравого смысла»

УДК 1 (091)

Гурьевская Любовь Алексеевна

кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Мурманского филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ШОТЛАНДСКОЙ ШКОЛЫ ЗДРАВОГО СМЫСЛА

Guryevskaya Lyubov Alekseevna

PhD, Senior Lecturer, Department for Socioeconomic Subjects and the Humanities, Murmansk branch of St. Petersburg University of State Fire-Fighting Service under the EMERCOM of Russia

PHILOSOPHICAL AND LEGAL IDEAS OF THE SCOTTISH SCHOOL OF COMMON SENSE

Аннотация:

В статье рассматриваются аспекты философско-правового учения шотландской школы здравого смысла. Уделяется особое внимание взглядам ее главных представителей на вопросы, касающиеся понятия права. Исследуются воззрения Т. Рида, Дж. Битти, Дж. Освальда, Д. Стюарта на естественный закон, права и обязанности, право собственности, на свободу с точки зрения здравого смысла.

Ключевые слова:

Шотландская школа, право, здравый смысл, Т. Рид, Дж. Битти, Дж. Освальд, Д. Стюарт.

Summary:

The article discusses some aspects of the philosophical and legal doctrine of the Scottish School of Common Sense. The special attention is paid to views of its main representatives on the issues regarding the concept of law. The author studies ideas of T. Reid, J. Beattie, J. Oswald, D. Stewart on a natural law, rights and responsibilities, proprietary rights, a right to liberty in terms of the common sense.

Keywords:

Scottish school, law, common sense, T. Reid, J. Beattie, J. Oswald, D. Stewart.

Университеты Шотландии считаются колыбелью философской и просветительской мысли XVIII в. Именно здесь работали наиболее выдающиеся деятели эпохи Просвещения. Влияние университетских профессоров простиралось далеко за пределы общения со студенческой аудиторией.

Философско-правовые идеи Шотландской школы здравого смысла занимают значительное место в сочинениях ее главных представителей Т. Рида, Дж. Битти, Дж. Освальда и Д. Стюарта.

Теория естественного права профессора Кингс-колледжа Абердинского университета Т. Рида (1710-1796) содержит в себе различия между социально-политическими правами и обязанностями. Каждый человек имеет право на свободу, собственность, личное право. Связь естественного закона с соответствующими правами и обязанностями аналогична связи между абсолютным законом и юридическими правами и обязанностями. Единственная логическая связь между правами на свободу (liberty-rights) и обязанностями состоит в том, чтобы делать то, что не влечет за собой обязанности воздерживаться от действия. В ридовской трактовке права на свободу, «отражение требования в праве» (reflex claim-rights) [1, p. 11], подразумевают обязанности остальных воздержаться от вмешательства в таковые права. Между правом и обязанностью нет необходимой связи, а есть только одинаковое значение разных выражений, «то же самое, что сказать, я - ваш дебитор, а вы - мой кредитор» [2, p. 388]. Т. Рид применяет принципы здравого смысла к системе естественного права, подразумевающей соответствие между правами и обязанностями людей.

В соответствии с концепциями справедливости Т. Рид отличает права в узком и широком смысле. Абсолютные права (perfect rights) требуют истинной справедливости, а ограниченные права (imperfect rights) включают человеколюбие, доброту и сострадание. Если система абсолютных прав, или прав истинной справедливости, будет неубедительной заменой человеческого долга, к тому же, если добавить к ней абсолютные и «внешние» права (external rights), она включает весь долг перед товарищем. Т. Рид считает, что для существования самого общества необходимы полные права, и полагается на более общий (но равно традиционный) подход: полным правам соответствуют отрицательные обязанности, то есть обязанности не навредить, не мешать осуществлению прав, а ограниченным правам соответствуют положительные обязанности, то есть отплатить добром.

Граница различения между правами и обязанностями зачастую определена не полностью, общество попросту не в состоянии обеспечить полноправие. Задача правительства состоит в последовательной защите абсолютных и ограниченных прав, в исполнении вступивших в законную силу неограниченных обязанностей и узких обязанностей. Для договорной теории

(теории политического обязательства) характерно органическое сочетание прав и обязанностей. Пример отдельного человека по отношению к особой службе - постулат короля «Я лишь служу» (I only beg) [3, p. 378]. Король берет на себя эту роль добровольно, желает сложить полномочия и оставить службу в любой момент, служение является актом добровольным, договор же подразумевает сделать его долгом.

Врожденные или естественные права получены по праву рождения и интуитивно воспринимаемые, основаны на природе человека как рациональном и моральном агенте. При нарушении прав возникает чувство несправедливости, которое вызывает возмущение как следствие естественного закона. Эти права отличаются от приобретенных прав, полученных в результате какого-то предыдущего акта или поступка человека, тогда как естественные права ничего подобного не предполагают. Несправедливость есть нарушение права, а справедливость должна давать каждому человеку его право (what is his right) [4]. Справедливость зависит от разума, потому обязанность неотделима по своей природе. Нравственная обязанность - совершать справедливые поступки, и отдавать каждому должное, то, что принадлежит ему по праву, -справедливо. С позиции здравого смысла Т. Рид рассматривает не врожденное, а приобретенное право на собственность. Правопорядок должен обеспечить возможность получения каждым выгоды при этом, чтобы соблюдались свобода и частный интерес всех остальных людей.

Человек должен заботиться о своих собственных правах и о правах других людей. Индивидуальные требования являются легитимными возможностями, только когда не конфликтуют со здравым смыслом, и насколько возможно вносят свой вклад в него. Удовлетворение требования свободы, имущества и услуг отвечает здравому смыслу и на самом деле является правом для всех. Это утверждение характеризует право и корреспондирующую ему обязанность. Реализация здравого смысла есть конечная цель естественного закона, который диктует обязанность. Здравый смысл выражает глубокое почтение обязанностям, а отсюда защита прав. Право собственности может быть ограничено. Например, захват участков природы, необходимых для удовлетворения нужд и потребностей, чтобы не навредить другим в подобных правах. Нельзя захватить индивидуумам (или сообществам) воздух, воду, океан, на них частная собственность не установлена. Т. Рид исходит из понятия неотъемлемых прав изолированных индивидов и их частных интересов. Приобретение такой собственности заставляет человека реализовать разум, нравственный потенциал, стать более прилежным и таким образом социально полезным, частично дается право показать свое великодушие.

Профессор Маришальского колледжа в Абердинском университете Дж. Битти (1735-1803) с энтузиазмом встретил заключение Унии между Англией и Шотландией (1707), неизбежно воспринял Декларацию независимости как факт исторического развития Америки, подготовил и послал в Лондон петицию против работорговли людьми, подписанную канцлером колледжа. Он также одобрил активную кампанию аболициониста В. Вильберфорса (1759-1833) в пользу эмансипации рабов в западной Индии, с которым встречался в 1791 г. в г. Бат. Подобно многим из современников Битти тепло приветствовал первые революционные манифестации во Франции, но не воспринял сердцем ее цели, не принял крайность террора, гордился тем, что шотландец, но как просветитель беспристрастно рассматривал политическую ситуацию в своей стране. На основании кардинального предположения «каждое сердце может чувствовать» (Ev’ry Heart can Feel) [5] шотландский поэт XVIII в., откровенный и стойкий критик рабства, значительно изменил восприятие своей аудитории, в итоге создавая публицистику, посвященную актуальным вопросам страданий рабов. Дж. Битти не оправдывал сторонников работорговли, осуждал рабство как социальное зло.

Личность реализует свою свободу, только когда следует велению нравственного закона и сознательно подчиняется морально-этическим нормам. С экономической точки зрения свободный человек более продуктивен, чем раб. Поведение свободного человека определяется только им самим, выстраивается в соответствии с собственными желаниями. Все люди равны от рождения, поэтому обладают равными правами, хотя и разные, с разными талантами и потенциалом. Европейские нации гордятся своими достижениями, а исключительные изобретения немногих талантливых людей и их потомков могут притязать на то превосходство. Многие умные и высокообразованные ученики Дж. Битти в поисках работы и счастья уезжали с бедствующего севера Шотландии в Африку или Вест-Индию, под влиянием учителя с сочувствием относились, прежде всего, к рабам, изгнанным из отечества, как и они сами, а своим поведением демонстрировали принципы учителя среди своих несчастных собратьев. В результате идеология умеренного тори Дж. Битти росла как снежный ком, и вскоре Абердиншир стал центром аболиционистского движения.

Концепция права сторонника Шотландской школы теолога Дж. Освальда (1715-1793) первостепенно включает в себя уважение к закону, Конституции, соблюдение гражданской самостоя-

тельности индивида. Наиболее важные принципы верховенства права и закона, гражданского общества, принцип неотчуждаемых прав и свобод человека становятся нормами Конституции и оказываются важным критерием оценки развития шотландского общества XVIII в. Каждое приобретаемое индивидуумом благо, не все блага, является конечной целью и объектом божественного правления. Страхование каждого от бедствий (не исключая коварных людей) со временем должно привести к счастью. Главная цель определена как царство справедливости. Можно справедливо ожидать счастья, но думать, что Бог сделает плохих людей счастливыми, нет никаких оснований. Первым олицетворением нравственности является сама личность, а государство выступает как средство, с помощью которого человек обретает полноту духовного бытия.

Свобода нацелена на поиск нравственного обновления человека и общества и объединяет разум и волю. Надо следовать нравственным правилам и подчиняться воле Всемогущего Бога, преданность Богу - главная обязанность. Свобода воли предоставляет человеку возможность выбрать истинный нравственный курс. Нравственность является внутренним регулятором личного поведения, который ставит человека перед необходимостью морального выбора в принятии ответственности на себя, но нравственным законодателем является Бог. В отношениях между людьми должен действовать закон морали, существует право выбора между добром и злом, если человек не знает, что такое добро и зло, этот закон нарушается.

С точки зрения Освальда, от норм, установленных законом, зависит общий уровень образования, высокий или низкий. Каждый человек сам в ответе за свою судьбу. Каждому следует иметь свою собственность, и никому не следует посягать на права другого человека. Понятие основных обязанностей относительно надлежащих социальных отношений и личного отношения гражданина к интересам государства и общества носит религиозно-нравственный характер. Следовательно, религиозные верования должны стать предметом индивидуального выбора граждан, а не совершаемого под принуждением со стороны государства. Иными словами, религию из социальной сферы перевели в частную сферу, возросла ее роль в нравственной жизни человека, принцип не применения силы в духовной сфере способствовал религиозной толерантности общества.

В 1790-х гг. профессор Эдинбургского университета Д. Стюарт (1753-1828) преподавал политэкономию во времена реакции, последовавшей за Французской революцией (1789-1794). Политэкономию он отождествляет с правом, юриспруденция в качестве науки не ограничена особым описанием законов или законодательством (общее и особенное), к тому же, фактически Д. Стюарт отказывается от политической науки в точном смысле слова, то есть от теории управления; юриспруденции принадлежит вспомогательная роль. Политэкономия отличается от юриспруденции и теории управления, которые связаны с институтами, достойно служат людям и продолжат свою деятельность в прогнозируемом будущем. Следовательно, изучением права и управления следует не пренебрегать, а видеть в перспективе. Д. Стюарт не нашел решения для юриспруденции и реконструировал политэкономию как моральную философию. С одной стороны, придается большое значение спонтанному порядку, с другой - моральная философия выступает главным средством достижения нравственного совершенства.

Согласно концепции спонтанного порядка Д. Стюарта, теория прав собственности защищает политику невмешательства, полностью осознает индивидуальные инстинкты и тенденции в качестве социальной силы и поэтому воздерживается от применения юридического вмешательства. Нравы и обычаи нового времени являются истинной основой свободных рыночных отношений, в силу чего идея спонтанного порядка опирается, прежде всего, на традиции. Всякое управляемое общество наслаждается благами, спокойствием и свободой, государственным порядком, понимает законодательство как результат эгоистических устремлений естественного человека. Политики нацелены на сохранение надежного порядка в обществе и возрастание прижизненного счастья людей. Д. Стюарт возражает против формирования правительства вопреки здравому смыслу, к важным факторам конституционно-правовой защиты человеческого счастья относит право частной собственности, право на личную безопасность и право на свободу и личную неприкосновенность.

Теория спонтанного порядка (theory of spontaneous order) широко применяется Д. Стюартом при отборе социальных институтов общества. Государственный деятель ссылается на власть, с течением времени новые институты могут повлиять на характер нации или людей, в рамках одной формы правления привычных к политико-государственной системе, после яростной революции могут соответствовать между собой нравам нового времени и учреждениям [6, vol. 9, p. 419-420]. Д. Стюарт обосновал политическую доктрину просветителей, чтобы не вызвать незаслуженное к себе подозрение в нелояльности к английской Конституции. Своеобразное превосходство философ видел в ее существовании и сравнивал с грамматическими правилами в английском языке: правила могут с течением времени меняться посредством постоянно-

- 3Q -

го применения, это не значит, что нет никаких правил, а также признавал значение рангов и титулов и тесную и постоянную связь между ними в английском обществе.

Убежденный виг, Д. Стюарт был связан с рядом центральных политических фигур эпохи. С начала 1790-х гг. он был свидетелем важнейших событий в Париже, который постоянно посещал летом, работал над серией биографий шотландских писателей в 1793-1802 гг., упор делался на развитие политического мышления, изображал Т. Рида «аполитичным» философом (a-political philosopher), застенчиво отказавшимся от современного активного образа жизни. Принципы политической науки, созданные Д. Стюартом, затронули практически все аспекты общественной жизни Великобритании так же, как англоговорящий мир и колонии. Д. Стюарт предложил договорную теорию государства, в котором ассоциация правления и правительства служила бы интересам обеих сторон вместо абсолютной власти монарха или парламента. Политическая система «привязана» к судебной практике по вопросам собственности, благосостояния населения, свободы, по всем отраслям права, в частности, по уголовному праву. К 1790 г. их преподавали в каждом шотландском университете и покровительствовали в Америке и Франции. Для Д. Стюарта государственное правление напоминает право наставника управлять своими учениками ради их блага. Нравственному совершенствованию личности и общества содействует «образование, которое не зависит от внимания и помощи наших учителей» [7], а характер системы образования определяется государственным строем.

Творчество ярчайших представителей в истории западноевропейской философии XVIII в. созвучно основным идеям эпохи шотландского Просвещения - идее благосостояния, счастья, свободы, равенства всех перед законом и идее здравого смысла, апелляция к которому выступает способом подтверждения философско-правовой позиции представителей Шотландской школы. Мыслители расширили и обогатили понимание практической морали, естественного права и сциентизма, считали государство благом. Соблюдение в государстве прав и обязанностей, нравственной свободы с позиции здравого смысла является необходимым условием существования правового государства, наличие частной собственности и ее защита государством - основа благосостояния самого государства, его могущества. Право выполняет важнейшую функцию: обеспечивает свободу личности, ее приоритет. Духовный путь человека дан не обществом, в котором он родился, а является делом личного выбора человека. В качестве шотландской университетской традиции политэкономия выступает как прямое продолжение моральной философии. Тема расовой дискриминации также относится к идейному наследию Просвещения. Шотландцы принимали непосредственное участие в дискурсе и практике работорговли в стране и за рубежом и были в состоянии оценить последствия, аболиционисты порицали рабство как варварскую политику.

Ссылки:

1. Haakonssen K. Reid’s Politics: A Natural Law Theory // Reid Studies. 1986-1987. № 1. P. 10-27.

2. Reid T. Essays on the Active Powers of the Human Mind / intr. by Baruch A. Brody. Cambridge, 1969. 481 p.

3. Dalgarno M. Taking upon Oneself a Character: Reid on Political Obligation // The Philosophy of Thomas Reid / ed. by M. Dalgarno, E. Matthews. Dordrecht, 1989. P. 369-385.

4. Reid T. Op. cit. P. 425.

5. Andrews C.E. Ev’ry Heart can Feel: Scottish Poetic Responses to Slavery in the West Indies, from Blair to Burns // International Journal of Scottish Literature. Spring/Summer 2008. Issue Four. URL: http://www.ijsl.stir.ac.uk/issue4/andrews.htm (дата обращения: 10.10.2009).

6. The collected works of Dugald Stewart: in 11 vols. / ed. by Sir William Hamilton. Edinburgh: T. Constable, 1854-1860; reprint: a new intr. by Knud Haakonssen. Bristol, 1994.

7. Ibid. Vol. 2. P. 233.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.