Злоказова Ю. В. Проблемы теневой экономики высшего образования в России...
заны с акцентуациями «Застревание», «Циклотим-ность», «Возбудимость» и «Тревожность». Одновременное сочетание таких личностных характеристик, как эмоциональная ригидность, высокая конституционная тревожность, склонность к колебаниям эмоциональных и поведенческих проявлений, повышенная импульсивность в сфере влечений, могут провоцировать возникновение таких факторов суицидального риска, как демонстративное суицидальное поведение и восприятие себя, ситуации и, возможно, собственной жизни в целом как исключительных явлений, не похожих на другие, и, следовательно, подразумевающих исключительные варианты выхода из ситуации, в том числе и суицид.
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы.
1. Для аутоагрессивных осужденных характерны следующие личностные особенности: злопамятность, мстительность, болезненная обидчивость, подозрительность, неспособность отвлечься от отрицательных эмоций, эгоцентризм, самонадеянность, заносчивость, эмоциональные всплески, чувствительность, уязвимость в эмоциональной сфере, колебания поведенческих проявлений.
2. Аутоагрессивные осужденные, по сравнению с осужденными, не склонными к самоповреждаю-щим действиям, отличаются следующими характеристиками:
— хуже понимают состояния других людей, хуже контролируют свои побуждения;
— чаще проявляют дистанцированность и холодность по отношению к другим людям, подавляют и вытесняют собственные переживания, проявляют инфантильный максимализм ценностных установок;
— менее логичны при рассмотрении своих поступков.
3. Исходя из личностных особенностей обследованных, мы выделили стрессогенные ситуации, которые могут привести к актам аутоагрессии: эмоциональная отверженность, проявляемая в их адрес со стороны значимых лиц, смерть, болезнь близ-
УДК 338.556
ПРОБЛЕМЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ:
ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ФИНАНСОВОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ю. В. Злоказова
Статья посвящена проблеме финансовых злоупотреблений в образовательных организациях высшего образования как угрозе социально-экономического развития России. Проанализированы виды нарушений финансово-хозяйственной деятельности вузов. Выделены семь групп нарушений, способствующих росту теневых экономических явлений в деятельности образовательной организации высшего образова-
ких людей, коренная ломка стереотипов, привычек, предъявление чрезмерных претензий, требований, противоречащих текущему эмоциональному состоянию, ущемление чувства собственного достоинства, длительность переживаний, связанных с негативными событиями. Возникновение вышеперечисленных стрессогенных факторов требует особого наблюдения за осужденными и предоставления им дополнительной психологической помощи.
4. Значимым фактором суицидального поведения является совокупность акцентуаций «Застревание», «Циклотимность» и «Возбудимость». В случае одновременного повышения показателей по данным шкалам необходимо дополнительное исследование для решения вопроса о постановке осужденного на психологический учет как склонного к аутоагрессивным действиям.
5. Психокоррекционная работа с аутоагрессивными осужденными должна быть направлена на формирование эмоционального интеллекта (как внешней, так и внутренней его составляющих), осознание и отреагирование подавляемых эмоций, развитие способности к целеполаганию, обучение адекватному анализу жизненных ситуаций и использованию имеющихся социально-психологических ресурсов. 1 2 3 4 5
1 Поздняков В. М. Реформа уголовно-исполнительной системы России и новые задачи пенитенциарной психологии // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 2(49). С. 3-6.
2 Землин Д. Н. Индивидуально-психологические особенности осужденных с высоким уровнем суицидального риска // Там же. 2008. № 3(34). С. 52-54 ; Хотинец В. Ю., Вяткин Б. А., Калиненко А. А. Ценностно-мотивационные факторы жизненных предназначений осужденных пенитенциарных учреждений // Там же. 2014. № 2(49). С. 7-11.
3 Сысоев А. М. Психология аутоагрессивного поведения осужденных и его предупреждение : дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2002. 200 с.
4 Дмитриева Н. В. Феноменология отклоняющегося поведения и подходы к его коррекции. Новосибирск, 2012. 283 с.
5 Кортнева Ю. В. Диагностика актуальной проблемы. М., 2004. 240 с.
ния. Описаны нецелевое использование бюджетных средств образовательной организации. Обозначается связь между нарушениями и ростом теневых экономических процессов в вузе.
Ключевые слова: высшее образование, социальноэкономическое развитие, теневые экономические явления, финансово-хозяйственная деятельность.
Стратегической целью социально-экономического развития Российской Федерации является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в., занимающей передовые позиции в глобальной экономической конку-
52
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)
Злоказова Ю. В. Проблемы теневой экономики высшего образования в России...
ренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан '.
В условиях меняющегося законодательства в сфере образования актуальным становится анализ скрытых экономических процессов в вузе, особенности финансовых злоупотреблений, приводящих к снижению эффективности образовательной деятельности, ухудшению качества профессиональной подготовки специалистов. В статье нами рассмотрены различные виды злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности вузов, скрываемые от официальной статистики. Содержание статьи и выводов опирается на материалы ревизий высших учебных заведений, проведенные Федеральным агентством по образованию Российской Федерации и Счетной Палатой Российской Федерации в 2005-2012 гг. 2
Целью работы является обобщение и классификация основных видов нарушений финансовохозяйственной деятельности вузов как основание профилактики.
Общий характер полученных в ходе анализа выводов, на наш взгляд, имеет перспективы для использования в деятельности практических работников органов внутренних дел по противодействию теневой деятельности в образовательных организациях высшего образования России.
На основе официальных данных о проведенных проверках финансово-хозяйственной деятельности высших учебных заведений мы можем выделить следующие виды злоупотреблений.
1. Нецелевое использование бюджетных средств образовательной организации.
Отметим, что в ходе проверок учебных заведений выявляются многочисленные факты использования средств федерального бюджета не по их прямому назначению, данное нарушение выявляется практически в каждой образовательной организации. При этом суммы злоупотреблений различны — от незначительных недостач до многомиллионных хищений, требующих для установления всех обстоятельств привлечения сотрудников правоохранительных органов.
В условиях современной России, когда из государственного бюджета на финансирование высшего образования выделяются значительные средства, именно от грамотного и эффективного расходования этих средств зависит продуктивность реализации образовательных программ высшего образования.
К нецелевому использованию бюджетных средств образовательной организации мы можем отнести следующие нарушения:
— несоответствие фактических доходов и расходов источникам формирования и направлениям использования денежных средств;
— направление бюджетных средств на проекты, не утвержденные бюджетной сметой и подлежащие финансированию за счет доходов от внебюджетной деятельности;
— использование средств федерального бюджета для формирования уставного капитала различных коммерческих и некоммерческих организаций;
— перераспределение средств федерального бюджета между различными статьями расходов без необходимых обоснований и согласований;
— расходование денежных средств, товарноматериальных ценностей сверх установленных норм;
— выдача займов физическим лицам и организациям за счет бюджетных средств;
— осуществление различных коммерческих сделок под залог имущества учебного заведения;
— выдача авансов под незавершенное производство.
Указанные нарушения наносят значительный ущерб финансовому состоянию образовательной организации, сказываются на материально-технических условиях реализации образовательных программ в вузе. Подготовка современного специалиста требует значительных финансовых вложений, использования различных технических и программных средств обучения, тренажеров, специального оборудования. Нарушения в области финансового обеспечения образовательной организации, на наш взгляд, существенно влияют на учебный процесс и лишают будущих специалистов конкурентного потенциала на рынке труда.
2. Нарушения в сфере образовательных процедур при приеме абитуриентов и организации учебного процесса обучающихся.
В образовательной организации процессы приема абитуриентов, как правило, регулируются локальными нормативными актами. А контроль за их выполнением нередко бывает поверхностным, что, в свою очередь, приводит к совершению коррупционных преступлений. При распределении абитуриентов по учебным группам и организации планирования учебного процесса также нередки нарушения. Обратим внимание на наиболее часто встречающиеся из них:
— осуществление образовательной деятельности без разрешительных документов (лицензий, свидетельств о государственной аккредитации);
— привлечение посреднических организаций при заключении договоров для поступления студентов на контрактной основе;
— набор студентов сверх контрольных цифр плана приема, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации;
— организация различных платных программ дополнительного профессионального образования, реализуемых на кафедрах и факультетах без выдачи документов установленного образца;
— сокращение сроков обучения до 3-4 лет со взиманием платы за 5 лет;
— зачисление в состав учебных групп после оплаты обучения, а не по результатам вступительных испытаний;
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)
53
Злоказова Ю. В. Проблемы теневой экономики высшего образования в России...
— злоупотребления при переводе студентов, ранее принятых на обучение на контрактной основе, на бюджетные места;
— посещение абитуриентами за дополнительную плату занятий в группах первого курса, которые в последующем, в нарушение правил приема, зачисляются на места отчисленных студентов;
— организация занятий студентов, обучающихся на контрактной основе, совместно со студентами, учащимися за счет бюджета, за счет увеличения наполняемости групп;
— исключение при планировании и распределении учебных поручений педагогическим работникам на учебный год контингента студентов, обучающихся на контрактной основе. Сюда входит объединение студентов бюджетной и контрактной форм финансирования при разработке расписания учебных занятий; исключение обучающихся на контрактной основе из объема планируемой нагрузки педагогических работников по кафедрам факультета (вуза);
— зачисление в состав слушателей программы профессиональной переподготовки лиц, не имеющих высшего или среднего профессионального образования.
Важно и то, что в условиях современного нормативного регулирования российской системы образования может быть создана ситуация фальсификации образования в различных масштабах — от имитации обучения отдельного слушателя до «потоковых», массовых выпусков псевдоспециалистов (псевдообразование, заканчивающееся выдачей документов государственного образца). Причем если в наиболее крупных формах подобные явления обнаруживаются все реже, то качество образования, как показывают проверки, могут в настоящее время гарантировать не все образовательные организации высшего образования.
3. Нарушения порядка распоряжения имуществом и неправомерное отчуждение имущества образовательной организации.
В целях обеспечения образовательной деятельности за высшими учебными заведениями закреплено определенное имущество (здания, сооружения, оборудование и т. д.). Это имущество является экономической основой выполнения государством социально значимых задач в сфере образования, что предопределяет особую важность обеспечения сохранности и эффективного использования указанной собственности.
В ходе проверок регулярно выявляются многочисленные факты нарушений законодательства, которые затрагивают все уровни управления имуществом образовательных организаций. Кроме того, необходимо отметить, что размер ущерба, наносимого собственникам имущества вследствие ненадлежащего контроля над ним, ежегодно исчисляется десятками миллионов рублей.
Анализ результатов проверок финансово-хозяйственной деятельности дает возможность обобщить основные виды нарушений в сфере управления имуществом образовательной организации:
— ненадлежащий учет и оформление имущественных прав на объекты недвижимого имущества, находящиеся на балансе образовательной организации;
— распоряжение имуществом образовательной организации без согласования с учредителем, собственником имущества;
— осуществление взносов в уставный капитал сторонних организаций имуществом учебного заведения;
— занижение ставок арендной платы и фактических размеров сдаваемых в аренду площадей учебного заведения;
— превышение полномочий должностными лицами учебного заведения в части распоряжения имуществом, закрепленного за вузом;
— дебиторская задолженность арендаторов по арендной плате и оплате коммунальных услуг;
— неверный расчет коммунальных услуг, невостребование пени за просрочку оплаты арендной платы и коммунальных платежей.
Отсутствие должного контроля со стороны надзорных органов приводит к тому, что образовательные организации распоряжаются имуществом с грубыми нарушениями российского законодательства и вопреки общественным интересам. Использование публичной собственности в личных интересах служит источником незаконного обогащения некоторых лиц, имеющих возможность распоряжаться указанным имуществом. В то же время эти действия приводят к снижению уровня обеспеченности аудиторным и лабораторным фондом, учебными площадями и, как следствие, уменьшению эффективности учебного процесса.
4. Нарушения в сфере трудовых отношений.
Одним из существенных аспектов финансирования образовательной организации является ассигнование денежных средств на заработную плату — расходы вуза по этой статье составляют примерно 45% от всех бюджетных расходов 3. В то же время следует отметить, что распределение указанных средств нередко является прерогативой администрации вуза 4.
Этот процесс вряд ли обходится без нарушений — разница между денежным вознаграждением доцента кафедры и ректора вуза может различаться в десятки раз 5.
Злоупотребления в сфере трудовых отношений в ходе проверок финансово-хозяйственной деятельности:
— распределение фонда заработной платы в пользу административно-управленческого персонала образовательной организации;
— завышение окладов педагогических работников, надбавок к ним и доплат стимулирующего характера за счет бюджетных средств;
— совмещение нескольких должностей по внутреннему совместительству без непосредственного выполнения своих служебных обязанностей;
— недоплата за сверхурочные работы и работы в ночное время;
54
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)
Злоказова Ю. В. Проблемы теневой экономики высшего образования в России...
— неверное исчисление среднего заработка для оплаты отпускных;
— задержки выплат заработной платы и отпускных вследствие несвоевременного их начисления;
— привлечение иногородних педагогических работников, которые в период действия трудового договора имели аналогичные договоры по месту своего постоянного проживания в различных субъектах Российской Федерации и фактически не могли выполнять трудовые обязанности вдали от места своей основной деятельности.
Злоупотребления в указанной сфере, как правило, приводят к необоснованно завышенной заработной плате административно-управленческого аппарата образовательной организации и ограниченного круга лиц, лояльных политике администрации вуза. В то же время заработная плата рядовых представителей профессорско-преподавательского состава остается на уровне ниже среднего ежемесячного дохода работников в регионе. В подобных условиях сложно говорить о стремлении преподавателя достичь высоких результатов и мастерства в своей деятельности, его заинтересованности в повышении качества образования.
Заключение. Совершенствование финансовохозяйственной деятельности вуза — один из аспектов инновационного управления образовательной организацией, оказывающих непосредственное влияние на качество подготовки специалистов * 6. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» 7 существенно изменил существовавшее ранее финансовое обеспечение образовательной деятельности. Государственные (муниципальные) образовательные учреждения получили статус казенных, бюджетных и автономных учреждений и вместе с этим — значительно больше самостоятельности в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности и распоряжении полученными доходами. Принятые изменения в законодательстве все больше приближают деятельность образовательного учреждения к деятельности коммерческого предприятия.
Подчинение образовательного учреждения целям извлечения прибыли создает риски возникновения экономических злоупотреблений и сопровождается формированием теневых экономических явлений.
Экономическая выгода в противовес целесообразности и эффективности образования не просто тенденция современной среды высшего образования, но и угроза экономической безопасности государства. Коммерциализация высшего образования сопровождается формированием теневых экономических явлений в образовательных организациях, приводящих к росту теневых доходов администрации вуза. Все это позволяет говорить о необходимости изучения и анализа нарушений финансово-хозяйственной дисциплины.
К сожалению, объемы публикации не позволяют уделить достаточного внимания проблеме финансовых злоупотреблений в отношении порядка назначения и выплаты стипендий студентам, аспирантам и докторантам, расходования средств, выделяемых на закупку товаров и услуг для нужд образовательных организаций, других аспектов противоправных экономических действий в системе высшего образования. Эти и некоторые другие проблемы станут содержанием следующих публикаций, раскрывающих актуальные аспекты теневых экономических явлений в системе высшего образования, рассматриваемых как угроза экономической безопасности государства.
1 О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р : в ред. от 8 августа 2009 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_90601/ (дата обращения: 20.08.2014).
2 Приказы Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 декабря 2005 г. № 1633, от 28 февраля 2006 г. № 102, от 25 января 2007 г. № 185, от 26 февраля 2007 г. № 382, от 1 марта 2007 г. № 438, от 12 марта 2007 г. № 477, от 23 марта 2007 г. № 546, от
6 апреля 2007 г. № 621, от 13 апреля 2007 г. № 671, от 26 апреля 2007 г. № 757, от 21 мая 2007 г. № 895, от 26 июня 2007 г. № 1125, от 4 июля 2007 г. № 1191, от 16 июля 2007 г. № 1258, от 13 декабря 2007 г. № 2324, от 28 декабря 2007 г. № 2420, от 11 января 2008 г. № 3, от 11 января 2008 г. № 13, от 11 января 2008 г. № 14, от 31 января 2008 г. № 42, от 8 февраля 2008 г. № 69, от 5 марта 2008 г. № 165, от 13 марта 2008 г. № 191, от 1 февраля 2010 г. № 61, от 1 февраля 2010 г. № 64, от 1 февраля 2010 г. № 65, от 10 февраля 2010 г. № 102, от 10 февраля 2010 г. № 103, от 10 февраля 2010 г. № 104, от 19 февраля 2010 г. № 137, от 23 апреля 2010 г. № 399 ; О нарушениях в деятельности образовательных учреждений и научных организаций : письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 января 2012 г. № 07-94/03.
3 Абанкина И. В., Савицкая Е. В. Бюджетное финансирование образовательных учреждений: структура и источники денежных средств. URL: hse.ru/data/2012/02/27/1217338453/ Текст статьиЛос (дата обращения: 20.08.2014).
4 Юдкевич М. Ильшат Гафуров: зарплата ректора ежегодно уменьшается. URL http://www.evening-kazan.ru/articles/ ilshat-gafurov-zarplata-rektora-ezhegodno-umenshaetsya.html (дата обращения: 22.08.2014).
5 Сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера руководителей подведомственных Минобрнауки России высших учебных заведений, а также членов их семей за отчетный финансовый год, с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2012 г. URL: Ырр://минобрнауки.рф/новости/3432 (дата обращения: 20.08.2014).
6 Гайдученко Ю. С. Образовательный процесс и инновационный менеджмент в современной педагогике // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 1. С. 58-61.
7 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений [Электронный ресурс] : федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ : в ред. от 5 мая 2014 г. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_162632/ (дата обращения: 20.08.2014).
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)
55