РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Д.А. МЯСНИКОВ
аспирант
ПРОБЛЕМЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ: ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОЦЕНКИ
Существование теневой экономики или ее отдельных неформальных элементов практически во всех секторах экономики и типах экономических систем — общепризнанный факт. Гораздо острее в современной науке стоят вопросы изучения и оценки этого негативного явления и разработки методов борьбы с ним.
Иркутская область представляет собой один из крупнейших регионов России по запасам лесных ресурсов. Леса занимают 82% ее территории. Роль лесного комплекса в экономике области становится понятной, если учесть, что ее лесной фонд позволяет ежегодно заготавливать более 50 млн м3 древесины.
В настоящее время лесопромышленный комплекс Иркутской области представлен лесозаготовительной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслями, что выдвигает регион в число крупнейших поставщиков деловой древесины, целлюлозы, шпал и пиломатериалов. Масштаб лесопромышленного комплекса, его сложная структура, а также тесные взаимосвязи с другими отраслями экономики оказывают решающее влияние на уровень теневой экономики и многообразие форм ее проявления в этой отрасли региона.
Элементы теневой экономики в лесопромышленном комплексе присутствуют на всех стадиях производственного цикла и проявляются в любых типах экономических отношений. В лесопромышленном комплексе Иркутской области наиболее распространены такие формы скрытой экономической деятельности, как незаконная заготовка леса и переработка древесины, нарушения в области декларирования экспортируемой продукции, нарушения установленных запретов и ограничений на экспорт лесопромышленной продукции, нарушения требований экспортного режима в части возврата валютной выручки, уклонение от уплаты налогов и др.
Выявленные особенности проявления теневой экономики в ЛПК региона позволяют
применять для ее изучения наиболее распространенную сегодня разновидность экономического подхода — статистическую концепцию СНС ООН 1993 г.1, так как все приведенные примеры проявления неформальных экономических отношений представляют собой экономические операции, но вследствие отсутствия регистрации и учета они не включаются в ВВП региона.
С другой стороны, в рассматриваемой отрасли существует множество теневых процессов, которые не имеют производственной основы или какого-либо физического выражения и касаются перераспределительных экономических, а чаще финансовых, механизмов. К таким процессам, в частности, относится коррупция в органах лесного хозяйства и таможенной службе. Кроме того, в лесной отрасли распространенной практикой являются поджоги, экологические нарушения, нарушения положений Лесного кодекса РФ, таможенного и антимонопольного законодательства. То есть эти нарушения относятся к различным областям права, что позволяет говорить о возможности применения правового подхода в области изучения теневой экономики. Само собой разумеется, что правовой подход к изучению данного явления базируется на противоправности исследуемых неформальных экономических процессов и уклонении от их официальной регистрации2.
Наличие разных подходов к изучению теневой экономики в лесопромышленном комплексе диктует необходимость разработки комбинированного подхода. Идея комбинированного подхода уже обозначена в научных исследованиях и условно выделяется как экономико-правовой подход3. Его смысл состоит в том, что доминантной сущностью теневой экономики является экономическое начало — деструктивный характер экономической деятельности4.
Учитывая особенности теневой экономики в лесопромышленном комплексе, недостаточ-
© ДА. Мясников, 2006
РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ
но ограничиваться деструктивностью экономической деятельности, так как в не меньшей степени деструктивность проявляется, например в коррупции, нарушениях экологического права, криминальной составляющей и др.
Более широкий спектр деструктивности полнее характеризует теневые элементы, наблюдаемые в лесной отрасли экономики в настоящее время. С одной стороны, это скрытая и нелегальная формы экономической деятельности по использованию общественных природных ресурсов и иные виды деятельности, направленные на получение дохода, скрываемого от официальной власти. С другой стороны, это многочисленные нарушения самых разных видов права, а также существование отдельных криминальных элементов. При этом не подлежит сомнению тот факт, что все перечисленные элементы носят явно деструктивный характер по отношению как к лесопромышленной отрасли, так и к экономике региона и государства в целом.
На основе этих суждений можно сформулировать определение теневой экономики для лесопромышленного комплекса: под теневой экономикой следует понимать деструктивную деятельность, в основе которой лежит сознательное нарушение установленных норм и правил экономических отношений, наносящее прямой или косвенный ущерб интересам государства и общества.
Предложенное определение имеет ряд преимуществ перед существующими трактовками теневой экономики. Основное преимущество состоит в том, что в данном определении в качестве базы теоретического подхода выступает нарушение норм и правил экономических отношений, а не сами отношения, как при экономико-правовом подходе в определениях других авторов. Такая трактовка понятия теневой экономики значительно расширяет границы исследования и позволяет рассматривать весь многогранный спектр проявления неформальных экономических
отношений в лесопромышленном комплексе. Кроме того, использование понятия деструктивности исследуемых явлений дает возможность объединить в одном теоретическом подходе проявления теневой экономики экономической и правовой природы.
Для всестороннего и более глубокого изучения теневой экономики в лесопромышленном комплексе целесообразно использовать существующие классификации форм проявления теневой экономики, и в первую очередь классификацию, основанную на оценке уровня теневизации изучаемых яв-лений5. Эта классификация обладает рядом достоинств. В частности, она достаточно наглядна и универсальна, а также позволяет самостоятельно выбирать критерий отнесения изучаемого явления к той или иной категории теневой экономики. Кроме того, она учитывает очень важный аспект теневой экономики — перераспределительные экономические отношения, не связанные с реальной производственной деятельностью. Этот аспект не включается в область исследования при использовании экономического подхода и полностью исключается при применении статистической концепции.
Использование экономико-правового подхода и классификации на основе уровня тене-визации экономики дает возможность предложить типологизацию элементов теневой экономики в лесопромышленном комплексе Иркутской области (табл.).
Типологизация элементов теневой экономики, представленная в таблице, позволяет сделать некоторые обобщения. Во-первых, все существующие виды неформальных экономических отношений в ЛПК неразрывно связаны с официальной экономикой. Это обусловлено тем, что основные нарушения происходят в самом начале производственного цикла лесопереработки и, по сути, касаются главным образом сырьевой составляющей лесной промышленности.
Типологизация элементов теневой экономики в ЛПК Иркутской области
Основной признак «Вторая» теневая экономика «Серая» теневая экономика «Черная» теневая экономика
Субъекты Сотрудники организаций, осуществляющих контроль за работой ЛПК Сотрудники (руководители) предприятий ЛПК Сотрудники предприятий ЛПК, безработные, криминальные элементы
Объекты Перераспределение доходов в сфере ЛПК Производство обычных товаров и услуг в сфере ЛПК Действия производственного и перераспределительного характера, квалифицируемые как уголовно наказуемые
Связь с официальной экономикой Неотрывна от официальной Неотрывна от официальной Неотрывна от официальной
Известия ИГЭА. 2006. № 6
Д.А. МЯСНИКОВ
Во-вторых, во всех видах теневой экономики лесопромышленного комплекса участниками неформальных отношений выступают субъекты официальной экономики. То есть с позиции субъекта теневая экономика ЛПК также неотрывна от официальной. Исключение могут составлять криминальные элементы.
Практический и научный интерес представляет выяснение возможностей использования существующих методик количественной оценки элементов теневой экономики применительно к специфическим условиям лесопромышленного комплекса. Важно отметить, что, несмотря на многообразие разработанных методик оценки теневого сектора экономики, решение этой задачи сопряжено с определенными трудностями — сложно выявить, а тем более точно измерить явление, которое преднамеренно скрывается и не поддается традиционным методам учета. Как правило, каждый из существующих методов оценки теневой экономики имеет свои особенности, границы применения и приводит к различным результатам. Вследствие этого для получения наиболее правильных итогов необходимо использовать не один, а целый ряд методов, чтобы они могли дополнять друг друга.
Нами была предпринята попытка разработки методики количественной оценки объемов теневой экономики в лесопромышленном комплексе Иркутской области. В основе этой методики лежат следующие исходные положения:
— объем теневой экономики в лесопромышленном комплексе определяется в стоимостном выражении;
— оценка уровня теневой экономики должна охватывать все существующие производственные сектора ЛПК и формы экономических отношений в лесопромышленном комплексе региона;
— объем незаконно заготовленной древесины определяется методом товарных потоков6;
— выявленный объем незаконных порубок корректируется на основе балансового метода7;
— объем теневой экономики в лесопромышленном секторе формируется на основе
данных, получаемых при применении специальных методов экономико-правового анализа8;
— количественная оценка объема теневой экономики охватывает основные сферы ее проявления в лесопромышленном комплексе Иркутской области: лесозаготовительную деятельность, лесопромышленное производство и экспорт лесопродукции.
Проблема изучения сложного явления — теневой экономики, и в частности количественной оценки ее уровня в современных экономических условиях, представляется первостепенной. Наиболее остро она проявляется в таких масштабных и вместе с тем высококриминализированных отраслях, как, например, лесопромышленный комплекс. С другой стороны, количество теоретических изысканий в этой области незначительно, а особенности изучаемого явления обусловливают определенные трудности в решении вопроса исследования и оценки теневых экономических элементов ЛПК, поэтому работа в данном направлении должна быть продолжена, так как это будет способствовать управлению теневыми процессами.
Примечания
1 Методологические положения по статистике. М., 1998. Вып. 2; Пономаренко А. Подходы к определению параметров теневой экономики // Вопросы статистики. 1997. № 1. С. 38-44; Об утверждении основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики: постановление Госкомстата РФ от 31 янв. 1998 г. № 7 (с изм. от 25 февр. 2000 г.).
2 Исправников В.О., Куликов В.В. Теневая экономика: иной путь и третья сила. М., 1977.
3 Елисеева И.И. Теневая экономика в регионе: проблемы изучения // Региональная экономика. 2001. № 1. С. 21-27.
4 Клямкин И.М., Тимофеев Л.М. Теневая Россия: Экономико-социологическое исследование. М., 2000. С. 95.
5 Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика: учеб. пособие для вузов / под ред. В.Я. Кикотя, Г.М. Казиахмедова. М., 2006. С. 14.
6 Бекряшев А.К., Белозеров И.П. Теневая экономика и экономическая преступность // http://newasp. omskreg.ru/bekryash; Левин М., Цирлис М. Экономико-математические методы моделирования процесса коррупции // Экономика и математические методы. 1998. № 3. С. 12-18; № 4. С. 24-32.
7 Там же.
8 Там же.
Известия ИГЭА. 2006. № 6