Косых В. А. Незаконный оборот леса. Сущность и современное состояние
УДК 343.97
В.А. Косых
КОСЫХ, Валерия Александровна, адъюнкт кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел. 744-70-19, e-mail: [email protected].
KOSYKH, Valeria Alexandrovna, Post graduate of the chair of Criminology of Saint-Petersburg university of MIA of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Luotchika Pilyutova str., 1. Ph.: 8 (812)-744-70-19. E-mail: val-kosykh@ yandex.ru.
Незаконный оборот леса. Сущность и современное состояние The crime in the sphere of illegal trafficking in forests. Essence and current state
Статья раскрывает основные формы проявления незаконного оборота леса, ключевые факторы развития теневого рынка лесных ресурсов, приводится статистическая информация о незаконных рубках лесных насаждений на территории Российской Федерации, рассматривается трансграничная преступность, связанная с незаконным перемещением леса и лесоматериалов через государственную границу, приведён обзор международных договоров и соглашений в области противодействия преступности, заключённых Российской Федерацией с пограничными государствами.
Ключевые слова: преступность, незаконный оборот леса, состояние преступности, незаконная рубка лесных насаждений, трансграничная преступность.
The article reveals the main forms of illicit trafficking in forests, the key factors in the development of the shadow market forest resources provide statistical information on illegal logging of forest plantations on the territory of the Russian Federation, dealt with cross-border crime related to illegal movement of timber and timber products across the state border, provides an overview of international treaties and agreements in the field of combating crime concluded by the Russian Federation with neighboring States.
Keywords: crime, illicit trafficking in forest, the state of crime, illegal felling of forest plantations, cross-border crime.
CO a>
0 т я я я
С рэ
Я
-
1
Я
а> т а> Р
у р
о
В 3
у
я я
(Я а> Р о
е
а> т
рэ
СО
1=1
Р о о о Я Я
№
к» о
В постсоветский период реформирование законодательства в сфере лесопромышленного комплекса было недостаточным, отношения в данной области регулировались и регулируются в настоящее время нормативными правовыми актами советских времён, положения которых во многом не соответствуют современным реалиям лесной отрасли. Значительная доля нарушений, выявляемых в лесопромышленном комплексе (ЛПК), связана с загрязнением лесных участков, использованием лесов вразрез с установленной процедурой получения разрешений на тот или иной род деятельности, связанной с лесозаготовкой и лесопользованием. При этом прослеживается активное развитие нелегального рынка древесины. Эта тенденция характерна для всей страны. Эта проблема наиболее актуальна в приграничных субъектах Российской Федерации, а также в тех, где произрастают ценные породы древесины (Иркутская область, Хабаровский край). Так или иначе, несовершенство законодательства, высокий устойчивый спрос на древесину и лесоматериалы на отечественном рынке и за рубежом, развитость автомобильной, железнодорожной структуры, минимальный уровень контроля со стороны компетентных органов за вывозом и транспортировкой леса с делянок приводят к активизации преступных элементов в ЛПК, заинтересованных в получении нелегальной прибыли.
В настоящее время отмечается рост организованной преступности в сфере незаконных рубок древесины и в целом незаконного оборота леса и лесоматериалов. Для современной преступности в сфере ЛПК характерно объединение лесонарушите-лей в устойчивые организованные преступные груп-
пы, целью которых является получение денежных средств от продажи древесины «вне закона». Такая тенденция связана прежде всего со сложным процессом незаконного оборота леса, включающего в себя непосредственно незаконную рубку лесных насаждений, организацию вывоза древесины с делянок, её временное хранение, транспортировку, приискание покупателей, оформление подложных документов, сбыт незаконно заготовленной древесины.
В утверждённую Правительством Российской Федерации 15 апреля 2014 г. № 318 государственную программу «Развитие лесного хозяйства на 2013-2020 годы» в 2017 г. были внесены утверждённые Правительством РФ от 31 марта 2017 года № 399 изменения, согласно которым на втором этапе реализации программы в 2015-2017 гг. планировалось достижение следующих целей:
1) поддержание лесистости территории РФ на уровне 46,4 %;
2) сохранение площади ценных лесных насаждений на уровне 70,4 % площадей, занятых лесными насаждениями земель лесного фонда;
3) повышение объема платежей в бюджетную систему РФ;
4) сохранение отношения фактического объёма заготовки древесины к установленному допустимому объёму изъятия древесины на уровне 31,1 % [1].
На наш взгляд, решение поставленных задач должно планироваться на протяжении всего периода реализации программы. Так или иначе, достижение поставленных задач возможно при детальном анализе современного состояния лесопромышленного комплекса и существующих проблем, связанных с развитием преступности в данной сфере.
Уголовное право и уголовный процесс
22 Доходность лесопромышленной сферы суще-
ственно влияет на развитие экономики Российского го государства. Значительный вклад в экономиче-^ ский сектор вносят регионы с большими запасами о, леса, в которых объём заготавливаемой древесины ^ составляет от 10 % до 50 % от общего объёма всей § промышленной продукции. Являясь добывающей и о перерабатывающей отраслью экономики, ЛПК пред-^ ставляет собой сложную многоуровневую много-р? функциональную систему, в которой существуют § разнообразные формы хозяйственной деятельности, н различные формы собственности. Большая часть ^ предприятий лесопромышленного комплекса заре-^ гистрирована в частном порядке. На современном ве этапе значительную роль играет доходность того или ни иного вида деятельности, поскольку предпринимате-^ ли, физические лица стремятся к материальному обо-|| гащению. В связи с этим достаточная доходность от гс незаконного оборота леса и лесоматериалов, низкий ^ уровень организации государственного контроля за Ле данной сферой хозяйственной деятельности способ-£ ствуют тому, что зачастую незаконные рубки леса, 1-? его оборот приобретают организованный характер, У что и является ключевой особенностью незаконного ^ оборота леса как современного криминального на-« правления. При этом субъекты преступной деятель-ни ности при совершении преступлений используют и несовершенство законодательства в сфере ЛПК, раз-Ю витую систему коррупционных связей.
Наметившаяся в последние годы тенденция к сокращению числа зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом леса, не определяет того, что сфера лесопромышленного комплекса становится менее криминализованной. Согласно данным Росстата, в 2010 г. зарегистрировано 20826 преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ, в 2011 г. - 16077 преступлений, в 2012 г. - 15795, в 2013 г. - 14640, в 2014 г. - 14834 [2]. В первом полугодии 2015 г. было зарегистрировано 6764 преступления, предусмотренных ст. 260 УК РФ, что на 4,3 % меньше по сравнению с АППГ (аналогичным периодом прошлого года). Выявлено 3632 лица, совершивших указанные преступления, что более чем на 7 % меньше по сравнению с АППГ. Во втором полугодии 2015 г. уровень выявления данных преступлений повысился, из общего числа зарегистрированных преступлений остались нераскрытыми 3107 преступлений (-7 % к АППГ).
Наибольшее количество преступлений, связанных с незаконным оборотом леса, зарегистрировано в 2015 г. в Иркутской области - 1425, в Республике Бурятия - 765, в Забайкальском крае - 343, в Красноярском крае - 287, в Приморском крае - 234, в Хабаровском крае - 176. Всего в первом полугодии 2015 г. следственными органами окончено 1742 уголовных дела по обвинению лиц в совершении преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ, из них 1566 уголовных дел направлено в суд в порядке ст. 222 УПК РФ с обвинительным заключением. При сопоставлении вышеуказанных показателей работа органов предварительного следствия по окончанию уголовных дел является неудовлетворительной, поскольку направ-леных в суд уголовных дел в 2014 году было на 12 % меньше по сравнению с АППГ, а в первом полугодии 2015 г. - на 16 % меньше. Самые низкие показатели в данном направлении у СУ УМВД России по Тульской
области (- 50 %), Астраханской области (- 50 %), Тюменской области (- 29 %), СУ УМВД России по Забайкальскому краю (- 30,2 %) [2].
Преступления в данной сфере характеризуются высоким уровнем латентности. Кроме того, низкая результативность выявления данного рода преступлений обусловливается неэффективностью проводимых как правоохранительными органами, так и другими субъектами профилактики мероприятий, направленных на противодействие преступлениям в сфере оборота леса и лесоматериалов.
Статистические показатели по экологическим преступлениям также не отражают действительной картины преступности в этой сфере. С учетом введения в Уголовный кодекс РФ новой статьи 191.1, практика её применения - как следственная, так и судебная - слабо отражена в количественных показателях. По основным, имеющим судебные перспективы, статьям Уголовного кодекса в сфере незаконной вырубки лесных насаждений в России ежегодно возбуждается несколько тысяч уголовных дел. Вышеприведенные данные о снижении количества зарегистрированных незаконных рубок не говорят о том, что данных преступлений с каждым годом совершается всё меньше. Незаконные рубки лесных насаждений представляют сегодня серьезную угрозу экологической и экономической безопасности государства. По различным данным, на них приходится от 10 до 35 % лесозаготовок в России. В отдельных регионах до 50 % заготавливаемого леса имеет незаконное происхождение. К примеру, в Красноярском крае в 2010 г. выявлено 972 лесонарушения уголовной направленности, вырублено 175 тыс. м3 древесины различного породного состава. С начала 2010 г. в Архангельской области выявлено более 570 незаконных рубок лесных насаждений. Во всех случаях ущерб, причиненный государственному лесному фонду такими преступлениями, исчисляется в миллионах рублей. [3, с. 31-32]
В настоящее время при выявлении преступлений к ответственности привлекаются лица, непосредственно занимающиеся незаконной вырубкой леса. Удельный вес должностных лиц, предпринимателей, организующих незаконный оборот леса, значительно меньше.
Выявленные в установленном порядке незаконные рубки лесных насаждений составляют сегодня около 10 % от общего числа выявленных преступлений. Наибольшее количество их совершается на территории Сибири, Южного и Северо-Западного федерального округа. В последнем, к примеру, произрастает около 60 % лесов европейской части и 12 % лесов всей страны.
Так, к примеру, в Камчатском крае в 2017 г. были возбуждены уголовные дела по выявленным фактам незаконных рубок лесных насаждений:
- 6 июля 2017 г. возбуждено уголовное дело № 11701300014000042 по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ, в отношении неустановленного лица, которое в период с ноября 2016 г. по март 2017 г. на территории лесничества «Ключевское» осуществило незаконную рубку лесных насаждений в количестве 174 штук деревьев березы белой без разрешительных документов, чем причинило ущерб РФ на общую сумму 7370218 рублей. 6 октября 2017 г. производство по данному
Косых В. А. Незаконный оборот леса. Сущность и современн
уголовному делу приостановлено по основанию п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ;
- 5 декабря 2017 г. возбуждено уголовное дело № 11702300005000043 по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ, в отношении Г., который в марте 2017 г. на участке местности Анавгайского лесничества произвел вырубку деревьев без разрешительных документов, чем причинил ущерб РФ на общую сумму 1369533 рублей. 29 декабря 2017 г. уголовное дело направлено в суд;
- 27 декабря 2017 г. возбуждено уголовное дело № 11701300002001111 по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 260 УК РФ, в отношении неустановленного лица, которое в неустановленное время на местности трассы Петропавловск-Камчатский - Мильково совершило вырубку 54 хвойных и лиственных пород, причинив ущерб РФ на общую сумму 114983 рубля. В настоящее время по уголовному делу проводится предварительное расследование [4].
В Архангельской области за период 2014-2017 гг. возбуждены уголовные дела по ст. 260 УК РФ по следующим фактам:
- 1 июля 2014 г. возбуждено уголовное дело № 14080518 по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 260 ч. 2 п. «Г» УК РФ, по факту того, что 30 июня 2014 г. неустановленное лицо, находясь в лесном массиве в выделе № 12 квартала 42 Вельского участкового лесничества территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области «Вельское лесничество», осуществило незаконную рубку деревьев пород сосна, ель, береза общим объемом 9,85 кубических метров, причинив, согласно расчёту территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Вельского лесничества - государству Российская Федерация ущерб на общую сумму 113648,32 руб. В соответствии с примечанием к ст. 260 УК РФ, данный ущерб является крупным размером, т.к. превышает 50 тыс. рублей;
- возбуждено уголовное дело № 16080272 от 26 апреля 2016 г. по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ по факту того, что 15 марта 2016 г. в дневное время сотрудниками ОЭБ и ПК ОМВД России по Вельскому району в квартале 25 выдела 9 делянка № 4 Вельского сельского участкового лесничества колхоза «Знамя Победы» территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области «Вельское территориальное лесничество», расположенного вблизи д. Шаглы Вельского района, обнаружена незаконная рубка лесных насаждений на площади 8,65 га породы сосна, ель, береза общим объёмом 526,3 м3, совершенная в период с января 2016 г. по 15 марта 2016 г.. Согласно проведённому расчёту, на основании постановления Правительства РФ № 273 от 8 мая 2007 г. «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», ущерб от незаконной рубки составил 2568689 рублей, который в соответствии с примечанием к ст. 260 УК РФ является особо крупным размером, поскольку превышает 150000 рублей;
- 16 июля 2016 г. возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного
состояние
ч. 3 ст. 260 УК РФ по факту того, что 3 декабря 2014 г. ГО в лесном массиве в выделе № 19 квартала 9 Вельского Т участкового лесничества территориального органа и Министерства природных ресурсов и лесопромыш- С ленного комплекса Архангельской области «Вельское н лесничество» обнаружена незаконная рубка деревьев -пород сосна, ель, береза, осина общим объёмом 54,84 Я кубических метров. Согласно расчёту территориаль- е ного органа Министерства природных ресурсов и б лесопромышленного комплекса Архангельской об- г ласти «Вельского лесничества», государству Россий- к ская Федерация общий ущерб от незаконной рубки г составил 625476,92 руб. В соответствии с примеча- у нием к ст. 260 УК РФ данный ущерб является осо- и бо крупным размером, т.к. превышает 150000 тысяч р рублей; си
- 9 января 2017 г. возбуждено головное дело № Й 17080016 по признакам состава преступления, пред- 3 усмотренного ст. 260 ч.3 УК РФ, по факту того, что В в ходе осуществления производственно-хозяйствен- д ной деятельности - лесозаготовительные работы, в р квартале 52 выдел 10 Благовещенского участкового сс лесничества, в период с 1 февраля 2015 г. по 9 апреля я 2015 г. неустановленное лицо, являясь работником ^ общества с ограниченной ответственностью «Лидер» 3 совершило незаконную рубку деревьев породы: ель 7 общим объёмом 210,6 куб.м; береза общим объёмом 3 140,4 куб.м. По расчётам Вельского лесничества, про- 1 веденным в соответствии с Постановлением Прави- 8 тельства РФ № 273 от 8 мая 2007 г., причинённый ущерб составляет 1685923,20 рублей. Таким образом, неустановленное лицо совершило незаконную рубку деревьев, причинив ущерб государству - Российская Федерация на сумму 1685923,20 рублей, являющийся особо крупным размером, т.к. превышает ущерб в сумме 150 000 рублей. [5]
Особняком в системе незаконного оборота леса и лесоматериалов стоит преступная деятельность организованных групп, преступных сообществ, совершающих указанные преступления, которые зачастую носят трансграничный характер. Существует определение организованной трансграничной преступности, которая представляет собой разновидность организованной преступности. Преступления они совершают на пограничных пространствах государств, что связано с систематическим противоправным пересечением государственной границы.
При этом стоит определить трансграничную организованную преступность в сфере незаконного оборота леса и лесопродукции как вид организованной преступности, носящий межгосударственный характер, деятельность которой заключается в систематическом незаконном перемещении через государственную границу Российской Федерации заведомо незаконно заготовленной древесины и лесоматериалов с целью дальнейшего сбыта под видом официальной продукции на зарубежных рынках - как легальных, так и на теневых.
В последние годы в отечественной криминальной сфере происходит активное наращивание связей с зарубежными криминальными структурами, поскольку на международном уровне речь идет о более существенных нелегальных доходах, возможности получения большей прибыли. Данная тенденция приводит к формированию устойчивых транснациональных преступных сообществ, организован-
Уголовное право и уголовный процесс
22 ных преступных групп, к повышению преступного профессионализма членов сообществ, разрастанию Р коррупционных связей, а вместе с тем и повышению ^ возможностей противодействия правоохранитель-oi ным органам, призванным бороться с преступными ^ проявлениями. Как справедливо отмечено А.А. Вара-си киным, трансграничная преступность создает угро-о зу социально-экономическим процессам, негативно ^ влияет на общественно-политическую обстановку, р? на развитие дружественных отношений с соседними § государствами [6, с. 30].
н В Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г.
g № 683 «О Стратегии национальной безопасности Рос-^ сийской Федерации» в систему основных угроз без-ев опасности России в экологической сфере возможно ни включение пункта об активизации трансграничных ^ преступных групп по незаконному перемещению g через государственную границу РФ наркотических гс средств, психотропных веществ, товаров и грузов, ур водных биологических ресурсов, других материаль-Ле ных и культурных ценностей, стратегически важ-£ ных ресурсов, к коим относится лес и лесопродук-I-? ция [7, п. 62]. Необходимость включения данного У пункта в Стратегию обусловлена, на наш взгляд, в ^ первую очередь тем, что экспорт леса и лесопродук-« ции относится к наиболее криминогенным сферам ни внешнеэкономической деятельности. Представители jj криминального бизнеса имеют значительный эконо-W мический интерес в лесопромышленном комплексе в силу достаточной ликвидности продукции. Соответственно, происходит активное внедрение криминальной сферы в ЛПК, активизируется со стороны преступной среды контроль за лесопромышленными предприятиями. В числе основных направлений этой деятельности - сокрытие объёмов лесозаготовок и выручки от реализации неучтенной продукции. К числу наиболее распространённых форм совершения незаконного перемещения леса и лесопродукции через границу относятся: предоставление в таможенные органы подложных документов и недостоверных сведений, недостоверное декларирование сделок с лесопродукцией, незачисление валютной выручки за товар по экспортным сделкам.
Одним из ярких примеров является приговор Ленинского районного суда г. Иркутска № 1-182/2014 от 15 сентября 2014 г., вынесенный руководителю лесоторговой компании ООО «Байкалэкспортлес» Е. Быкову, которым он был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. 194 ч. 2 п. «Г» УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций, совершенное в особо крупном размере) и ст. 226.1 ч. 1 УК РФ (контрабанда стратегически важных товаров и ресурсов в крупном размере). В ходе предварительного и судебного следствия было доказано, что Е. Быков в период с сентября 2012 года по декабрь 2012 года, занимая должность директора коммерческой организации ООО «Байкалэкспортлес», осуществлявшей оптовую продажу лесоматериалов и являвшей-
ся участником внешнеэкономической деятельности, незаконно переместил через таможенную границу круглый лес хвойных пород на общую сумму 13 млн. 490 тыс. рублей путём недостоверного таможенного декларирования и с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товаре. При этом для получения пониженной ставки (15 %) на таможенную пошлину на вывоз круглого леса хвойных пород, основная ставка по которой составляет 80 % от таможенной стоимости, Е. Быков использовал подложный договор купли-продажи лесопродукции, якобы заключенный с одним из лесозаготовительных предприятий Иркутской области [8].
Для целей организации сотрудничества в сфере противодействия преступлениям, совершаемым на государственных границах соседних государств, был подписан ряд договоров, в числе которых:
- Договор о сотрудничестве в охране границ государств - участников Содружества Независимых Государств с государствами, не входящими в Содружество, вступивший в силу 10 июля 1996 г. В состав стран, ратифицировавших договор, вошли: Российская Федерация, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан. Согласно ст. 2 Договора, целью его создания является обеспечение борьбы с международным и внутренним терроризмом, любыми проявлениями сепаратизма и национализма, наркобизнесом, нелегальной миграцией, незаконным перемещением оружия, боеприпасов, радиоактивных, отравляющих и психотропных веществ, а также предметов и грузов, запрещенных к вывозу и ввозу национальным законодательством Сторон договора и международными соглашениями [9];
- Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, подписанный 16 июля 2001 г. Согласно ст. 18, 19, 20 Договора, Стороны осуществляют правовую помощь по гражданским, уголовным делам, сотрудничество в области охраны окружающей среды, противодействия преступности;
- Соглашение между Правительствами РФ и КНР о сотрудничестве в области оценки соответствия импортируемой и экспортируемой продукции от 25 апреля 1996 г.;
- Соглашение между Правительствами РФ и КНР о сотрудничестве во взаимной помощи в таможенных делах от 3 сентября 1994 г.;
- Соглашение с КНР о сотрудничестве в области охраны окружающей среды от 27 мая 1994 г.;
- Договор между РФ и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 21 июля 1992 г. [10].
На наш взгляд, основной проблемой противодействия преступлениям в лесной отрасли является недостаточная действенность предпринимаемых мер и действующих договоров и соглашений по вопросам противодействия преступности.
Список литературы
1. Об утверждении государственной программы «Развитие лесного хозяйства на 2013-2020 годы : постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 318 [Электронный ресурс] // Сайт «Российской газеты». - 2014. - 24 апр. - Режим доступа: https://rg.ru/2014/04/24/lesxoz-site-dok.html (дата обращения: 05.01.2018).
со
а>
Агаев Г. А., Пуйдак Е. И. Зарубежная модель противодействия преступлениям, посягающим на служебную деятельность...
2. Число экологических преступлений [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi?pl=2318038 (дата т обращения: 14.01.2018). К
3. Кочергин, Г. М., Костыря, Е. А., Харламов, В. С., Мыльникова, С. А., Минаев, В. В. Незаконная рубка с лесных насаждений на Северо-Западе России. СПб.: ВНИИ МВД России, 2012. - 136 с. н
4. Данные официальной статистики ИЦ УМВД России по Камчатскому краю. -
5. Официальная статистика ИЦ УМВД России по Архангельской области Я
6. Варакин, А. А. Стратегическое партнёрство по обеспечению пограничной безопасности государств- Й участников СНГ : дис. ... канд. полит. наук: 23.00.04 / Варакин Александр Александрович. - М., 2015. - 235 с. У
7. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации : утв. Указом Президента РФ от 31 декабря г 2015 г. № 683 [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». - Режим доступа: www.garant.ru (дата обращения: 20.01.2018). К
8. Официальный сайт Ленинского районного суда Иркутской области Российской Федерации [Элек- Ц тронный ресурс] // Сайт «РосПравосудие». - Режим доступа: http://rospravosudie.com/court-leninskij-raionnyj- у sud-g-irkutska-irkutskaya-oblast-s/act-506100168/ (дата обращения: 02.01.2018) в
9. Договор о сотрудничестве в охране границ государств-участников Содружества независимых госу- ер дарств с государствами, не входящими в Содружество от 26 мая 1995 г. [Электронный ресурс] // Сайт «Элек- и тронный фонд правовой и нормативно-технической документации». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ т document/1900633 (дата обращения: 07.01.2018) 3
10. Договор между РФ и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по граждан- В ским, семейным и уголовным делам от 21.07.1992 года // Бюллетень международных договоров. - 1995. - № 6. 3з
© Косых В.А., 2018
УДК 340
Г. А. Агаев, Е. И. Пуйдак
АГАЕВ Гюлоглан Али оглы, профессор кафедры уголовного права Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8-921-921-55-48. E-mail: [email protected].
AGAYEV, Gyuloglan Ali oglu, Professor of the Criminal Law Department of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Tel .: 8-921921-55-48. E-mail: [email protected].
ПУЙДАК, Екатерина Игоревна, адъюнкт кафедры уголовного права Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8-911-108-27-31. E-mail: [email protected].
PUJDAK, Ekaterina Igorevna, adjunct at the criminal law department, Saint-Petersburg university of Ministry of the interior of Russia. Address: Russia, 198206, Saint Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Tel: 8-911-108-27-31. E-mail: [email protected].
Зарубежная модель противодействия преступлениям, посягающим
на служебную деятельность и личность представителей правоохранительного силового блока
Foreign model of counteraction to crimes that encroach upon official activity and the personality of
representatives of law enforcement activities
В статье представлена авторская попытка научного осмысления причин криминализации и модель противодействия преступлениям, посягающим на служебную деятельность и личность представителей правоохранительного силового блока в законодательстве зарубежных стран. Автор приходит к выводам о том, что в уголовных законах зарубежных стран в большинстве случаев отсутствуют специальные главы, части, разделы, параграфы, регламентирующие ответственность за преступления, посягающие на личность и служебную деятельность представителей правоохранительного силового блока. Одновременно подчеркивается, что в уголовном законодательстве зарубежных стран содержится уголовно-правовой запрет совершения посягательства в отношении уполномоченных лиц государственных органов, аналогичных российским. При этом в зависимости от объективных социальных факторов и уровня законодательной техники, присущих тому или иному историческому периоду, меняются только законодательные формы выражения этого запрета, однако целесообразность его наличия не ставится под сомнение ни одним государством, в связи с чем они занимают своё место в уголовных кодексах зарубежных стран.
Ключевые слова: преступления, уголовное законодательство, Уголовный кодекс, посягательство, правоохранительный силовой блок.
The article presents the author's attempt to comprehend the causes of criminalization and the model of counteraction to crimes that infringe on official activity and the personality of representatives of the law enforcement force in the legislation of foreign countries. The author wants to say that in the criminal codes of foreign countries
4 о о о Я Я
№
к» о