В Иркутской области пока отсутствуют классические девелоперские структуры, позволяющие, по оценкам экспертов, сократить длительность инвестиционно-строительного цикла на 10-20% и сэкономить совокупные затраты на проектирование и строительство более чем на 20%. При строительстве жилых объектов социальной направленности в условиях отсутствия профессиональных структур отдельные функции девелоперской деятельности вынуждены осуществлять городские и местные органы власти, что не обеспечивает желаемой эффективности.
Проведенный автором анализ данных о продолжительности традиционных этапов инвестиционно-строительного цикла, выполняемых основными участниками иркутского регионального рынка жилья, показал значительный разброс сроков работ. Так, в Иркутске за период с 2007 по 2008 г. продолжительность этапа получения разрешения на строительство находится в широком интервале: от 6 до 50 месяцев. Это, с одной стороны, говорит о низкой управляемости жилищного инвестиционно-строительного процесса в регионе, а с другой — о наличии огромных резервов для сокращения длительности процесса жилищного строительства.
В этих условиях региональные и местные органы власти заинтересованы в реализации девелоперских функций на профессиональной основе. В данном вопросе они не должны конкурировать с частными девелоперскими структурами. Перед ними стоит задача разработки и обеспечения эффективного функционирования современной системы взаимодействия всех субъектов жилищного инвестиционно-строительного процесса в регионе на основе девелопмента. Ключевыми звеньями в общей системе взаимодействия должны выступить девелоперы, осуществляющие развитие жилищного строительства на территории; областные и городские органы власти; подрядные организации всех видов; инвесторы, осуществляющие вложения средств в проекты жилищного строительства; фирмы по производству и комплектации объектов строительства. По нашему мнению, местным и региональным органам власти в рамках разработки указанной системы необходимо выработать меры по стимулированию появления девелоперских структур в Иркутской области, а также по определению форм эффективного взаимодействия с частными девелоперскими фирмами по вопросам массовой жилой застройки, строительства объектов городской инфраструктуры, освоения земельных участков в регионе.
УДК 339.19:630*7 Д.А. МЯСНИКОВ
ББК 65.209.1 аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
Рассматриваются проблемы количественной оценки уровня теневой экономики на примере лесопромышленного комплекса. В работе предложен механизм количественной оценки, предусматривающий избирательное закрепление известных методов оценки теневой экономики за определенными секторами ЛПК, что позволяет обеспечить достаточную для практики степень точности измерения этого явления.
Ключевые слова: теневая экономика, лесопромышленный комплекс.
Масштабность и многогранность прояв- тем более точно измерить явление, которое
лений теневой экономики породили большое преднамеренно скрывается, представляет
количество методов ее изучения. Выявить, а собой задачу большой сложности.
© ДА. Мясников, 2008
Сегодня в литературе выделяют два основных подхода к оценке теневой экономики, в рамках каждого из которых разработано значительное число конкретных методов количественной оценки этого явления:
- сбор информации на микроуровне, позволяющий определить размер исследуемого явления в краткосрочном периоде, основанный на том, что расхождения между реальной и официальной экономической деятельностью и составляют объем теневой экономики;
- использование макроэкономических индикаторов, в частности индикаторов, характеризующих обращение денег1.
Несмотря на то что инструментарий количественной оценки теневой экономики уже создан и достаточно разнообразен, для решения конкретных задач изучения этого явления исследователям приходится разрабатывать собственную методику оценки, учитывающую специфику отрасли. Причем эффективность ее применения определяется особенностями изучаемого сектора, задачами проводимого исследования и располагаемой информацией, где информационный фактор нередко играет главенствующую роль.
Исследование теневой экономики в лесопромышленном комплексе определяется отраслевым подходом и делает невозможным количественную оценку явления на основе макроэкономических показателей в рамках конкретного сектора промышленности. Поэтому, говоря о количественной оценке теневой экономики в ЛПК, следует подразумевать использование в первую очередь микроэкономических инструментов для решения этой задачи.
Сложность структуры теневой экономики в лесопромышленном комплексе, а также многофакторность связей отдельных ее элементов накладывают ряд ограничений на разрабатываемый механизм количественной оценки теневой экономики в ЛПК.
Первое из ограничений состоит в том, что количественно оценить столь многофакторное явление, которым является теневая экономика в целом и ее проявление в ЛПК в частности, невозможно в рамках одной методики. Попытки создания единого алгоритма оценки теневой экономики в ЛПК в
рамках существующего инструментария не увенчались успехом. Многообразие форм, глубина проникновения практически во все сферы экономических и иных отношений в сфере ЛПК, разобщенность информационных потоков и другие факторы не позволяют предложить инструмент количественной оценки, объединяющий все выявленные формы теневой экономики в ЛПК.
Вторым ограничением является сложность количественной оценки в рамках какой-либо классификации теневой экономики. Деление неформальных экономических явлений здесь происходит по объектно-субъектному принципу, поэтому граница между различными формами теневой экономики достаточно условна. Тесная взаимосвязь, а иногда и взаимозависимость отдельных форм проявления теневой экономики часто не позволяют количественно оценить ту или иную составляющую экономического процесса, имеющего теневую природу.
Выявленные ограничения обусловливают, с одной стороны, количественную оценку теневой экономики в ЛПК в рамках структуры ЛПК — по его промышленным секторам, а не по условно выделенным формам теневой экономики, а с другой — использование или разработку отдельных специальных методов количественной оценки теневой экономики для каждого выделенного сектора лесопромышленного комплекса.
Как показывает изучение основных форм проявления теневой экономики, весь широкий спектр явлений, которые включает эта деятельность в лесной отрасли, условно делится на три основных вида: неформальная деятельность в лесном хозяйстве, теневой экспорт лесопромышленных товаров и теневые экономические отношения в лесообрабатывающей промышленности. Каждый из секторов ЛПК имеет свои структурные, информационные, административные, экономические, технологические и иные особенности и потому нуждается в подборе отдельного, наиболее полно удовлетворяющего целям выявления теневых экономических элементов способа количественной оценки.
Предлагаемые для различных секторов методы оценки теневой экономики, в соответствии со структурой ЛПК, формируют
механизм количественной оценки этого явления в региональном ЛПК, представленный в таблице.
Механизм оценки уровня теневой экономики в ЛПК
Сектор ЛПК Методы оценки теневой экономики в ЛПК
Балан- совый Энергети- ческий Специальные методы экономико-правового анализа
Лесозаготови- тельный + +
Лесоперера- батывающий +
Лесоэкспортная деятельность +
Применение собственных методов количественной оценки уровня теневой экономики в каждом отдельном секторе ЛПК обусловлено их отличительными особенностями. В основе использования балансового и специальных методов экономико-правового анализа для оценки теневой экономики в лесозаготовительном секторе лежат следующие исходные положения:
- объем теневой экономики в лесозаготовительном секторе определяется в стоимостном выражении;
- оценка уровня теневой экономики должна охватывать все формы экономических отношений в лесозаготовке;
- объем незаконно заготовленной древесины определяется методом товарных потоков;
- выявленный объем незаконных порубок корректируется на основе балансового метода;
- данные об объеме теневой экономики в секторе лесозаготовки дополняются данными, полученными при помощи специальных методов экономико-правового анализа.
Первое положение обусловлено тем, что единственно возможной формой комплексной оценки теневой экономики в секторе лесозаготовки представляется выявление суммарного материального ущерба, выраженного в стоимостном выражении.
Второе положение базируется на том факте, что состав теневой экономики формируется из многих видов экономических и
правовых нарушений, выражающихся в нескольких основных формах данного явления для лесозаготовительного направления ЛПК Иркутской области, которые должны быть учтены в обязательном порядке.
Третье положение утверждает факт, что весь лесопромышленный комплекс представляет собой единую технологическую цепочку переработки круглого леса, где один вид лесопромышленной продукции является полуфабрикатом для производства другого.
Четвертое положение устанавливает применение балансового метода оценки на основе допущения, что вся заготавливаемая древесина является сырьем для лесоперерабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности региона либо экспортируется в необработанном виде.
Пятое положение фиксирует использование для расчетов только документально подтвержденной информации статистических и контролирующих органов.
Инструментом, способным выявить объем теневой экономики в секторе лесопереработки, является энергетический метод2. Суть метода заключается в том, что потребление электроэнергии сегодня является необходимым условием существования любой экономической деятельности. Таким образом, если суммарный объем потребления электроэнергии превышает количество данного ресурса, необходимое для производства отраженного в официальных статистических данных объема лесопродукции, то можно с большой долей уверенности утверждать, что излишки электроэнергии обеспечивают работу теневого сектора экономики.
Использование энергетического метода для выявления теневой экономики в лесоперерабатывающем секторе региона осуществляется в пять основных этапов:
- расчет объемов электрической энергии, потребленных предприятиями лесоперерабатывающего сектора ЛПК региона за исследуемый период;
- выявление объема производства в исследуемом секторе промышленности за период;
- расчет объема производства в лесопромышленном секторе в сопоставимых ценах;
- расчет объемов производства продукции лесопереработки с учетом сокрытия;
- определение размера теневой экономики в секторе лесопереработки в исследуемом периоде.
Итогом проводимых расчетов является определение уровня теневой экономики в исследуемом секторе. Для большей достоверности результатов расчет объемов теневой экономики проводится отдельно по деревообрабатывающей промышленности, или сектору производства древесных материалов, и по сектору целлюлозно-бумажной промышленности.
Расчет может производиться в двух вариантах — при единичной и занижающей эластичности отношения «энергопотребление / объем промышленного производства». Как утверждают авторы методики, применение занижающей эластичности рассчитано на энергонеэффективную экономику, т.е. наиболее приемлемо в современных российских условиях.
Для исследования проявлений теневой экономики в области экспорта лесопромышленных товаров наиболее результативным является использование специальных методов экономико-правового анализа. Это обусловлено самой спецификой торгово-экспортных операций и деятельностью таможенных органов. Традиционно любые внешнеэкономические сделки строго контролируются со стороны государства, что выражено в законодательно определенных более жестких условиях их проведения. Поэтому эффективность специальных методов экономико-правового анализа в области изучения теневой экономики в направлении экспорта продукции лесопромышленного комплекса значительно выше, чем в других секторах ЛПК.
Порог чувствительности известных косвенных методов оценки масштабов теневой
экономики выше уровня количественных проявлений теневой экономики в секторе лесоэкспорта, поэтому использование балансового метода показало бы результат лишь при условии превышения объемов экспорта лесопродукции, в том числе и объемов незаконно заготовленной древесины, над общим объемом заготовки леса в регионе, что маловероятно даже в современных условиях высокой теневой активности в ЛПК.
Результатом применения специальных методов экономико-правового анализа, таких как методы документального анализа или методы экономического анализа, например метод стереотипов, служит определение фактического объема ущерба от выявленных нарушений в области лесоэкспорта, отраженного в стоимостном выражении. Полученная информация показывает уровень теневой экономики в исследуемом секторе. Для иллюстрации масштабов теневой экономики целесообразно рассчитывать долю ущерба от теневых внешнеэкономических операций в общем объеме лесоэкспорта.
Изложенный подход к оценке уровня теневой экономики, предусматривающий избирательное закрепление известных методов оценки за определенными секторами ЛПК, позволяет обеспечить достаточную для практики степень точности измерения этого явления и будет способствовать изучению других аспектов теневой экономики.
Примечания
’ Рябушкин Б.Т., Чурилова Э.Ю. Методы оценки теневого и неформального секторов экономики. М., 2003. С. 60-62.
2 Kaufmann D., Kaliberda A. Integrating the unofficial economy in to the dynamics of post-socialist economies: A framework of analysis and evidence, policy research // Working paper. 1996. Dec. P. 44.