Научная статья на тему 'Современные вопросы нелегальных рубок и теневого лесопользования в лесном секторе экономики России'

Современные вопросы нелегальных рубок и теневого лесопользования в лесном секторе экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
676
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ДРЕВЕСИНЫ / КРИМИНОГЕННАЯ СИТУАЦИЯ / НЕЗАКОННЫЕ РУБКИ / ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ / ПОРОЖДЕНИЕ КОРРУПЦИИ / ILLICIT TRAFFICKING IN WOOD / CRIMINOGENIC SITUATION / ILLEGAL CABINS / LESOPOLZOVANIYE / CORRUPTION GENERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Обыденников В. И., Корольков А. В., Савицкий А. А., Родин А. В.

Обыденников В.И., Корольков А.В., Савицкий А.А., Родин А.В. СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ НЕЛЕГАЛЬНЫХ РУБОК И ТЕНЕВОГО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ В ЛЕСНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ. В настоящее время криминогенная ситуация в лесопромышленном комплексе на современном этапе обусловлена различными экономическими и политико-правовыми факторами, анализ которых позволит определить направления профилактической работы в отраслях ЛПК и разработать комплекс мер по его декриминализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Obydennikov V.I., Korolkov A.V., Savitsky A.A., Rodin A.V. MODERN QUESTIONS OF ILLEGAL CABINS AND A SHADOW LESOPOLZOVANIYE IN WOOD SECTOR OF ECONOMY OF RUSSIA. Now the criminogenic situation in timber processing complex at the present stage is caused by the various economic and political and legal factors which analysis will allow to define the directions of preventive work in branches of LPK and to develop a package of measures on its decriminalization.

Текст научной работы на тему «Современные вопросы нелегальных рубок и теневого лесопользования в лесном секторе экономики России»

ЭКОНОМИКА

числа ученых, представителей органов государственной власти и бизнеса и устанавливает для нее техническое задание.

4. Проект национальной лесной политики проходит экспертизу, в том числе с участием зарубежных специалистов.

5. Национальная лесная политика принимается:

а) либо в виде законодательного акта Федеральным Собранием РФ,

б) либо в виде нормативного акта Правительством РФ.

Библиографический список

1. Лесной фонд России: справочник. - М.: ВНИИЦ-Лесресурс, 1999. - 650 с.

2. Кожухов, Н.И. Лесной сектор экономики России на рубеже 3-го тысячелетия / Н.И. Кожухов. - Пушкино: ВНИИЛМ, 1999 - 167 с.

3. Лесная биоэнергетика: учебное пособие / под ред. Ю.П. Семенова. - М.: МГУЛ, 2008. - 348 с.

4. Петров А.П. Плата за использование лесов - экономическая основа частно-государственного партнерства в лесном секторе / А.П. Петров // Лесной экономический вестник. - 2008. - N° 1(55). -С. 12-20.

СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ НЕЛЕГАЛЬНЫХ РУБОК И ТЕНЕВОГО

лесопользования в лесном секторе экономики россии

В.И. ОБЫДЕННИКОВ, проф. каф. лесоводства и подсочки лесаМГУЛ, д-р с.-х. наук,

А.В. КОРОЛЬКОВ, проф., декан ФЭСТ, д-р физ.-мат. наук,

А.А. САВИЦКИИ, доц. каф. бухгалтерского учета, анализа и аудита предприятий МГУЛ, канд. экон. наук,

А.В. РОДИН, аспирант МГУЛ

Лесопромышленный комплекс (ЛПК) объединяет в себе лесозаготовительную промышленность (заготовка и вывоз леса); лесопильную промышленность (производство пиломатериалов); деревообрабатывающую промышленность (производство фанеры, стройматериалов, мебели, спичек); целлюлозно-бумажную промышленность; лесохимические предприятия (производство спирта, скипидара, канифоли, ацетона, клея, камфары). Он относится к добывающему и перерабатывающему сектору российской экономики, использующему лесные ресурсы с учетом сбалансированности экономических и экологических интересов государства.

Россия обладает наибольшим в мире лесным потенциалом, составляющим свыше 22 % мировой лесопокрытой площади и 21 % расчетного мирового запаса древесины. По имеющимся данным, общая площадь лесных массивов в России составляет 886,5 млн га, а запасы древесины достигают 80,7 млрд м3. Основные объекты ЛПК размещены в субъектах федерации, на территории которых производится заготовка и реализация древе-

asavitskiy@mgul.ac.ru, caf-buhuch@mgul.ac.ru

сины или сопредельных с ними: в Республике Коми, Республике Карелия, Красноярском и Приморском Краях, Архангельской, Иркутской, Кировской областях.

Однако результаты использования столь мощного ресурсного потенциала нельзя назвать удовлетворительными. На фоне стабильного увеличения объемов лесозаготовок предприятиями ЛПК обеспечивается чуть более 2 % налоговых платежей промышленности в федеральный бюджет. Кроме того, многие предприятия ЛПК числятся хроническими должниками перед бюджетом. Нормы вырубки леса сегодня не выполняются ни в одном регионе России. В наиболее благополучных областях они достигают всего 70 %. Съем древесины с 1 гектара лесопокрытой площади в России в 10 раз меньше, чем в США, Швеции, Финляндии

В то же время, по оценкам экспертов, общие доходы российского лесного хозяйства при комплексном использовании его ресурсов могут достигать 100-150 млн долларов в год. Прибыльность нелегального лесозаготовительного бизнеса достигает 300 %. Как следс-

174

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2012

ЭКОНОМИКА

твие этого нередки конфликты из-за разделов сфер влияния, жертвами которых становятся работники лесхозов, включая директоров, представители администрации субъектов Федерации, контролирующие деятельность предприятий лесного комплекса.

Поэтому проблема охраны природных ресурсов и осуществления контроля за их рациональным использованием, направленным на обеспечение финансовой и экономической безопасности страны, актуальна как никогда.

Криминогенная ситуация в лесопромышленном комплексе на современном этапе обусловлена различными экономическими и политико-правовыми факторами, анализ которых позволит определить направления профилактической работы в отраслях ЛПК и разработать комплекс мер по его декриминализации.

Лесная промышленность представлена в народном хозяйстве 1826 лесхозами и около 4 тыс. предприятиями и организациями, на которых занято более 200 тыс. человек. Удельный вес ЛПК в промышленности России в настоящее время составляет 4 %, а в 45 субъектах Российской Федерации - от 10 до 50 %. Отрасль располагает 3 % основных фондов промышленности. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составляют около 4 % от суммы инвестиций, направленных в промышленность. К настоящему времени практически все предприятия лесопромышленного комплекса приватизированы и почти 95 % предприятий являются частными или со смешанной формой собственности. Значительная доля в приватизации лесопромышленного комплекса принадлежит иностранным инвесторам, которые предпочитают осуществлять портфельные инвестиции в добывающие отрасли.

Однако существование целого ряда объективных обстоятельств, создающих для ЛПК непреодолимые препятствия, повлияли на резкое снижение его рентабельности. Во-первых, из-за резкого снижения уровня прямых централизованных капиталовложений в ЛПК образовалось значительное отставание технического уровня лесопромышленных

предприятий, сопровождаемое как физическим, так и моральным износом основных фондов. Возрастной состав оборудования со сроком использования от 15-20 лет и более составляет от 50 до 90 % имеющегося парка. Исправить положение не позволяет тяжелое финансовое положение предприятий: рост кредиторской задолженности, неплатежи, невозможность привлечения банковских кредитов, обусловленого высокими ставками.

Во-вторых, ситуация осложняется сезонным характером работы лесопромышленного комплекса. Дело в том, что предприятия лесного комплекса, как большинство добывающих объектов, относятся к энергоемким производствам на всех этапах технологического цикла. Поэтому объемы собственных и приравненных к ним оборотных средств требуется поддерживать на уровне 40-50 % от выпускаемого объема продукции, а на предприятиях, осуществляющих сплав древесины, - до 90 %. До 1990 г. на эти цели предприятиями привлекались банковские кредиты под процентные ставки в размере 3 % годовых, что позволяло создавать 20 % годового объема заготовки древесины. Реформа банковской системы, сопровождаемая ростом ставок за пользование кредитами, сделала недоступным привлечение коммерческих кредитов, привела к прекращению заготовки древесины вахтовым методом, резкому сокращению межсезонных запасов до 5 % от годового объема вывозки при одновременном снижении объемов вывозки более чем в 2 раза.

В третьих, лесозаготовки искусственно ограничиваются из-за нерентабельности транспортировки лесопродукции железнодорожным и автомобильным транспортом. Необеспеченность отгрузки готовой продукции подвижным составом со стороны Министерства путей сообщения, в результате чего заявки на вагоны удовлетворяются лишь на 35-40 %, приводит к затовариванию, срыву сроков поставки по контрактам, особенно экспортным и, как следствие, потере клиентуры. Но главной причиной нерентабельности перевозки круглого леса на расстояния свыше 1000 км и пиломатериалов свыше 2500 км являются высокие железнодорожные тарифы.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2012

175

ЭКОНОМИКА

Однако общий объем перевозок железнодорожным, речным и автомобильным транспортом лесных грузов в прошлом году составил приблизительно 49,6 млн м3, то есть всего около 60 % от общего объема вывоза древесины из регионов. Следовательно, часть леса перевозится по железной дороге нелегально путем сокрытия в учете транспортных организаций реальных объемов оказанных услуг.

Вывоз древесины с мест заготовки осуществляется в основном по лесовозным автомобильным дорогам. Из-за неравномерного покрытия территории страны транспортными сетями образовался резкий дисбаланс между европейской и азиатской частями России по объемам имеющихся ресурсов древесины и их фактическим использованием. Так, большая часть запасов нашей древесины расположена за Уралом, а основное ее потребление приходится на европейскую часть России и Балтийские государства, где сосредоточены лесоперерабатывающие мощности. В итоге запас спелых лесов европейско-уральской части России составляет 18 % от общего запаса спелых лесов страны, а заготавливается в этой части свыше 57 % от общего объема заготовок. В сравнении с другими регионами лучше освоена расчетная лесосека в Республике Карелия, Владимирской, Ленинградской областях, Чувашской республике и в Республике Марий Эл. Если использование расчетной лесосеки по этим регионам составило в среднем 24 % - 30 %, то в Сибири расчетные лесосеки освоены всего на 1-7 %.

Недостаточное использование расчетной лесосеки влечет снижение поступлений платежей за пользование лесным фондом.

Основным источником доходов государства от использования леса являются его поставки на экспорт. В 2010 г. объем внешнеторгового оборота в сфере лесной торговли составил 5,1 млрд долларов США (рост по сравнению с 2009 г. на 3,9 %), в том числе от экспорта лесопродукции - 4,3 млрд долларов США. При этом доля России в мировой торговле лесом составляет всего 2,3 %, что явно не соответствует лесосырьевому потенциалу нашей страны, обладающей более чем 20 % мировых лесных запасов.

Россия экспортирует лесопродукцию во множество стран: круглый лес - в 40 стран, пиломатериалы - в 52 страны, целлюлознобумажную продукцию - в 74 страны. Пиломатериалы поставляются, в основном, Великобритании, Италии, Нидерландам, Египту, Германии. При этом в Японию поставляется 34 % круглого леса и 12,5 % пиломатериалов от всего экспорта России, а спрос японской промышленности на круглый лес удовлетворяется Россией на 34,7 %. Финляндия импортирует круглый лес в объеме более 1/3 всего экспорта из России. Швеция покупает у России более 1,5 млн м3 круглого леса, или 24 % от своей потребности. Усилила свое влияние на российском рынке древесины Республика Корея.

С целью повышения доходности экспорта леса были увеличены вывозные квоты на лесопродукцию от общего уровня заготовки. Это привело к тому, что увеличился экспорт необработанной древесины из России, который на данный момент составляет 25,2 млн м3, то есть 18 % от официального объема заготовки древесины.

Подобная структура экспорта ЛПК сформировалась еще в 1998 г., когда стала преобладать продукция низкой степени переработки, поэтому доля круглого леса к 1999 г. достигла уже 70 % от всего экспорта древесины и изделий из нее. Кроме того, тогда же были повышены таможенные пошлины на вывоз лесопродукции глубокой переработки и понижены - на вывоз круглого леса. В результате непродуманности этих мер дальневосточные порты оказались заполнены необработанной древесиной, а зарубежные контрагенты снизили цены. В этой связи улучшение структуры экспорта леса имеет стратегическое значение для нашего государства.

Повышенным спросом у китайских коммерсантов пользуется лес-кругляк из-за низкой цены: 1 м3 отборного леса стоит не дороже полутора тыс. руб. Растущие потребности Китая в этом сырье позволяют получить немалую прибыль. Поэтому, несмотря на то, что потребности китайского национального рынка в древесине продолжают расти, Правительство Китая приняло решение приоста-

176

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2012

ЭКОНОМИКА

новить вырубки леса на территории страны и развивать только переработку. Не случайно, по данным Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири, поток необработанной древесины в Китай только за последний год увеличился в три раза.

Западные импортеры также предпочитают вывозить российское сырье для переработки и ввозить затем в Россию мебельную продукцию, оконные рамы и двери. При этом наряду с Финляндией большой интерес к российскому лесу стали проявлять страны Балтии и Германия, хотя ранее наша продукция на Западе не котировалась как несоответствующая международным стандартам.

Иностранные партнеры зачастую диктуют российским экспортерам свои условия. Показательно, что инвестиции в лесопромышленный комплекс и создание в России производств по переработке древесины не входит в планы иностранных партнеров, так как связано с крупными затратами, сложными технологиями и поддается финансовому контролю. Они стремятся сохранить технологическое отставание лесного комплекса, отводя России роль сырьевого придатка, что приводит к исчезновению ценных пород деревьев.

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению объемов экспорта ценных пород леса. Специалисты, занимающиеся мониторингом и анализом лесного рынка Восточной Азии в экологической организации БРОК, считают, что Китай может все наличные запасы уссурийской древесины Приморья выбрать за пять лет. Кроме того, обозначилась проблема рационального использования запасов древесины. Ученые Дальневосточного отделения РАН утверждают, что «деловая» часть тайги сократилась до 12 млн га, а запасы древесины, годной для заготовок, составляют всего 1770 млн м3.

Переход к демонополизации экспорта леса, когда вместо единой организации «Экспортлес» возникло более 11 тыс. экспортеров, разрушило российское конкурентное превосходство, так как в этих условиях невозможно удерживать выгодные цены и отстаивать государственные интересы. Мелкие фирмы

стремятся продать за бесценок продукцию, чтобы быстрее вернуть деньги в производство. Экспортом занимаются тысячи фирм, как правило, реализующие лесопродукцию по демпинговым ценам

Сложившаяся ситуация во многом обусловлена недостаточно эффективными мерами государственного регулирования ЛПК. Это отразилась не только на экспорте древесины, но и в целом на состоянии управления и функционирования комплекса, а также на социальной сфере жизни населения отдельных регионов. В первую очередь, серьезные проблемы в отрасли связаны с рассредоточением полномочий в сфере управления лесопользованием среди множества ведомств. В послеоктябрьский (с 1917 г.) период управление лесами в стране реорганизовывалось более 20 раз.

В настоящее время Федеральная служба лесного хозяйства упразднена, а ее полномочия переданы Минприроды России, где был создан соответствующий Департамент лесного хозяйства Минприроды.

Неудачные попытки стимулировать развитие ЛПК обусловлены общественно-политической и социально-экономической ситуацией в стране

Роль государства в создании условий развития ЛПК не должна ограничиваться финансовыми инъекциями. Прежде всего, оно должно заниматься разработкой законодательной базы, регламентирующей вопросы лесопользования.

Правовое регулирование охраны, использования и воспроизводства лесов осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (далее ЛК РФ) и подзаконными актами РФ (более 70 документов), устанавливающими правила рубки леса и иные требования ведения лесного хозяйства и лесопользования. Контроль за исполнением нормативных актов возложен на должностных лиц лесхозов субъектов РФ, в частности лесничих и их помощников. Деятельность, связанная с пользованием лесным фондом, относится к виду деятельности, которая подлежит обязательному лицензированию. Лицензирование видов деятельности,

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2012

177

ЭКОНОМИКА

связанных с лесопользованием, а также контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий относится к компетенции Министерства природных ресурсов Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. № 726 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации»).

Однако во всех этих нормативных актах содержатся нормы, обособленно регламентирующие те или иные аспекты деятельности лесопользователей с точки зрения природоохранных задач. При этом ни в одном из этих актов законодательно не закреплены требования к оформлению хозяйственной деятельности лесхозов. Кроме того, право заготовки может получить любой хозяйствующий субъект вне зависимости от специфики их деятельности. В связи с этим создаются условия бесконтрольного использования одного и того же объекта лесопользования несколькими пользователями.

Растущий спрос на древесину и продукты ее переработки на внутреннем и внешнем рынках позволяют получать неконтролируемые доходы. Это способствует высокой криминализации ЛПК, тенденции которой продолжают нарастать. Материальный ущерб от преступных посягательств измеряется миллионами долларов США. Дальнейшее развитие негативных процессов приобретает масштабы, представляющие угрозу экономической безопасности государства.

Мониторинг отчетности финансовых и контролирующих органов и природоохранных структур свидетельствуют о дальнейшем нарастании негативных процессов, связанных с криминализацией комплекса в целом, включая экспорт его продукции за рубеж.

Оценивая криминогенную обстановку в ЛПК, следует отметить, что среди прочих отраслей добывающего сектора по числу выявленных преступлений в 2008 г. занимает 11 место. Однако, если учесть, что за 4 года темпы роста этого показателя возросли в 2 раза, то можно прогнозировать постепенное перемещение ЛПК на лидирующие позиции. Прирост в 2 раза числа лиц, задержанных за

совершение этих преступлений в указанном периоде в сравнении с АППГ, подтверждает объективность этих оценок. Однако, как и по другим видам экономических преступлений, доля лиц, привлеченных к уголовной ответственности в ЛПК, составляет около 60 % от числа установленных.

Структура преступлений, совершаемых в ЛПК, сформировалась под влиянием рассмотренных социально-экономических и политико-правовых факторов.

Низкий жизненный уровень обитателей российской глубинки, составляющих трудовые ресурсы ЛПК, в сочетании с развалом экономики лесных регионов фактически лишили основную массу населения легальных источников заработка. Потеря управляемости и отсутствие действенного механизма надзора за законностью со стороны заинтересованных структур создали условия для роста теневого сектора в ЛПК. Поэтому в структуре преступлений в лесопромышленном комплексе преобладают преступления против собственности. Их доля в суммарном количестве преступлений, совершенных в ЛПК в 2009 г., составляет 41,3 %, в их числе кражи - 40,7 %, мошенничества - 27,7 % и присвоения - 31,7 %. Преступления в сфере экономической деятельности составляют 25,1 % от общего числа выявленных в ЛПК. В их числе лидируют факты незаконного предпринимательства и уклонения от уплаты налогов. Размер причиненного материального ущерба по преступлениям в ЛПК составил около 3,5 млрд руб.

Специфика экономических преступлений, совершаемых в ЛПК, связана с много-этапностью действий, направленных на реализацию преступного умысла: поиск ценных лесных ресурсов, организация их заготовки и сбыта через многочисленных посредников. Это обусловливает стремление правонарушителей к объединению в устойчивые сообщества с целью совершения преступления.

Практика показывает, что значительная доля преступлений в ЛПК совершается группами, участники которых зачастую совершают преступные действия в отдаленных друг от друга районах в местах заготовки и

178

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2012

ЭКОНОМИКА

отгрузки леса, что позволяет им оставаться безнаказанными в течение длительного времени и причинять государству значительный материальный ущерб

Преступная деятельность нарушителей, как правило, маскируется под легальную и связана с исполнением служебных обязанностей большинства злоумышленников. Поэтому преступлениям в сфере ЛПК свойственна многоэпизодность. Совершаемые в ЛПК преступления основаны на реализации разработанных схем, состоящих из нескольких этапов, каждый из которых обособлен в пространстве и во времени, но направлен на трансформацию лесных ресурсов в финансовые потоки. Поэтому закономерно, что действия преступников подпадают под признаки, как правило, нескольких составов преступлений, предусмотренных УК РФ.

Судебная практика по ЛПК представлена решениями по привлечению к уголовной ответственности лесонарушителей за незаконную порубку лесного фонда (ст. 260 УК РФ) в совокупности с преступлениями, предусмотренными ст. ст. 327, 159,160, УК РФ.

Наряду с отягченными совершаются должностные преступления, квалифицируемые как «Получение взятки» (ст. 290 УК РФ), «Злоупотребление должностными полномочиями» (ст. 285 УК РФ), «Превышение должностных полномочий» (ст. 286 УК РФ), «Служебный подлог» (ст. 292 УК РФ), «Злоупотребления должностными полномочиями» (ст. 201 УК РФ).

Это связано с тем, что к незаконной заготовке леса зачастую оказываются причастны должностные лица лесоохранных структур. Таковыми являются: лесничий, лесник. В соответствии с Положением «О лесной государственной охране РФ» (Постановление Правительства РФ № 850 от 27 июля 1998 г.) лесничие и их помощники являются должностными лицами государственного органа лесного хозяйства, осуществляющими руководство ведением лесного хозяйства в лесах лесничества, наделенными полномочиями государственных инспекторов в зоне деятельности лесничества по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесно-

го фонда и воспроизводством лесов с правом организации проведения работ по отводу, таксации и материально-денежной оценке лесосек, составлением протоколов (актов) о выявленных правонарушениях лесного законодательства, задержание в установленном порядке лиц, виновных в лесонарушениях с изъятием у них незаконно добытой продукции. Отдельно следует выделить группу специалистов лесхозов различного ранга, выполняющих административные функции и непосредственно не связанных с осуществлением заготовки леса: мастера лесхозов, бухгалтеры, директора.

Использование служебного положения в значительной степени повышает степень общественной опасности совершаемых преступлений. Лица, выполняющие управленческие функции, обладают профессиональными знаниями и опытом, хорошо знают не только технологию производства, но и особенности учета и контроля движения материальных ценностей, имеют широкий круг социальных и преступных связей, что позволяет тщательно спланировать совершение преступления, подобрать необходимых для участия лиц, разработать изощренные способы преступлений, ослабить систему хозяйственно-финансового контроля, действующего на предприятии, скрыть следы преступлений и пр. Около 39 % лиц, привлеченных к ответственности, являлись руководителями, а 41 % - служащими.

Развитию теневого рынка лесопродукции во многом способствует низкий уровень социальной защищенности ее работников, зарплата которых несопоставима с долей возложенной на них ответственности. Самовольной порубке лесов способствует и тот факт, что большинство жителей территорий, прилегающих к лесным массивам, нигде не работают, а те, которые заняты в лесозаготовительных организациях, длительное время не получают заработную плату.

В результате прогрессируют преступления, связанные с самовольной, безбилетной рубкой древесины. Криминальные вырубки отмечены практически во всех регионах, где сосредоточены запасы лесных ресурсов. Такие преступления, помимо причинения су-

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 4/2012

179

ЭКОНОМИКА

щественного материального ущерба, создают предпосылки для угрозы экологической безопасности. В 2008 г. объем незаконных порубок составил около 1 млн Mi. Всего в течение 2009 г. зарегистрировано 8114 фактов незаконной порубки деревьев и кустарников (ст. 260 УК РФ). При этом их количество возросло на 8 % по сравнению с 2008 г. Наиболее тяжелое положение сложилось на предприятиях лесопромышленного комплекса Красноярского края, Иркутской, Амурской и Архангельской областей.

Проблема привлечения к ответственности за незаконную рубку леса основана на различных подходах к определению размера нанесенного материального ущерба. Так, при проверке фактов незаконной порубки, в том числе с установлением лесонарушителей, вменяется только ущерб, определяемый по расценкам на сорта и виды. Однако в соответствии с действующим законодательством ущерб, квалифицируемый по ст. 260 УК РФ, основан на применении установленных такс, определяемых в подзаконных нормативных актах. Согласно п. 72 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, при расчете ущерба должна применяться кратная таксовая стоимость древесины - незаконно срубленной, уничтоженной или поврежденной до степени прекращения роста (Постановление Правительства РФ № 551 от 1.06.98 г.). В результате суммы ущерба занижаются и неверно оцениваются как малозначительные, и нарушители привлекаются не к уголовной, а к административной ответственности. Кроме того, ст. 260 УК РФ относится к категории преступлений небольшой тяжести, не предусматривающих лишение свободы и конфискацию орудий незаконной заготовки леса - бензопил, транспортных средств.

В течение последних четырех лет объем незаконно заготовленной древесины увеличился в 1,8 раза и составил 732 тыс. м3. Причины кроются в том, что контроль со стороны лесных хозяйств за выделенными под вырубку территориями в последнее время серьезно ослаблен. Лесная охрана лесхозов выявляет в основном уже свершившиеся факты незаконной порубки, гораздо реже удается

задержать нарушителей в момент непосредственной валки леса.

По статистике Федеральной службы лесного хозяйства России, от 50 до 70 % порубщиков-самовольщиков уходят не пойманными. А в случае задержания облагаются штрафами. Штрафы нарушителей не останавливают, поскольку на «черном» рынке обращаются весьма значительные средства, не облагаемые налогами. Расчеты за нелегально вырубленный лес, как правило, ведутся наличными, в том числе в иностранной валюте. Неудивительно, что в лесах России идут варварские вырубки: браконьерствуют мобильные наемные бригады, использующие современную технику, вооруженное «прикрытие», контрнаблюдение и радиосвязь.

Развитие негативных процессов стимулируется бурным развитием «черного рынка» лесопродукции, повышенному интересу к его деятельности организованных преступных группировок.

Одной из причин криминализации ЛПК является доступность многочисленных посреднических структур к осуществлению экспортных операций с лесом и лесопродукцией. По имеющимся данным только на территории Амурской области заготовкой древесины и ее продажей занимаются свыше 2600 предприятий различных форм собственности. В Приморском крае заготовкой, переработкой, реализацией леса и лесопродукции занимается 618 предприятий различных форм собственности. Более 350 являются заготовителями древесины. Остальные осуществляют ее покупку и вывоз за рубеж, среди них 111 организаций принадлежат гражданам КНР. На долю фирм-однодневок и просто мелких нарушителей, которые занимаются вырубками не систематически, выпадает значительная часть незаконно заготовленной древесины, часть которой уходит и за рубеж. Китайские граждане, извлекающие сверхприбыль от экспортных поставок скупленного за бесценок леса, используют наличные расчеты, подставных физических и юридических лиц. Некоторые аналитики утверждают, что почти 40 % лесоэкспорта Приангарья приходится на криминальные структуры, получающие миллионы долларов, укрываемые от налогов.

180

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2012

ЭКОНОМИКА

В настоящее время существует немало фирм, которые лес не заготавливают, но успешно им торгуют. Ценную лиственницу и сосну им продают жители сел, зарабатывающие рискованным, но стабильным браконьерским промыслом. При этом первосортный пиловочник твердолиственных пород с диаметром ствола более 80 см браконьеры предпочитают реализовать за границу напрямую, без посредничества перекупщиков. Это связано с тем, что твердолиственная древесина в странах-импортерах продается с аукциона, и стоимость 1 м3 доходит до 800 долл., и поэтому даже небольшая партия приносит многократную прибыль. В прошлом году лесная промышленность России на 17,2 % увеличила выпуск обработанной древесины, возросла поставка кругляка за рубеж. Но официальные объемы заготовок леса если и выросли, то не намного. Таким образом, леспромхозы, пилорамы, мебельные цехи и экспортные компании снабжали сырьем крупные и мелкие браконьеры.

По закону предприятие, заключившее договор с комбинатом, обязано поставить туда определенный объем древесины, но если заготавливаемых ими объемов недостаточно, то поставщик имеет право докупить лес у населения. Бумагоделательный комбинат не принимает древесину без оформленных договоров, которые с частными лицами не заключаются. Система закупки сырья рассчитана на крупные организации. В то же время договоры оформляются с некими фирмами, которые, в свою очередь, и скупают лес у нарушителей и реализуют его комбинату. В итоге у пропускного пункта предприятия выстраивается целая очередь машин, везущих ворованный лес, который легко отличить по хлыстам, как попало нагруженным и не закрепленным. Однако документы у таких поставщиков оформлены безупречно, так как необходимые накладные выписаны фирмами-посредниками. Привлечь к ответственности такую фирму практически невозможно.

Действующим законодательством в целом предусмотрены широкие возможности приобретения права на заготовку леса. Крупные леспромхозы получают лесной фонд в

долгосрочную аренду на 49 лет. Малые предприятия приобретают делянки на аукционах. Порубочные билеты и отвод делянок оформляется детским садам, школам, лесохозяйственным кооперативам якобы на неотложные хозяйственные нужды. Местные жители приобретают лесорубочные билеты фактически за бесценок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лесное богатство страны конвертируется в доходы организованных преступных группировок, которые контролируют заготовку и перевозку древесины на экспорт. «Черный» рынок лесопродукции скоро сравняется по масштабам с легальным. При этом преступники уклоняются от уплаты таможенных платежей.

Совершение такого рода правонарушений также связано с тем, что действующее таможенное законодательство позволяет отправлять лесоматериалы за рубеж при наличии предоставления в качестве документов необходимых для таможенных целей, внешнеторговый контракт и документ, подтверждающий полномочия экспортера в отношении товара. При этом документы, подтверждающие законность приобретения леса, экспортер в таможенные органы предоставлять не обязан. При такой ситуации остается лишь вырубить или купить по низкой цене лес, обеспечить транспортировку документами прикрытия и заключить договор комиссии с подставным предприятием или частным предпринимателем.

Кроме того, ненадлежащий контроль со стороны таможенных органов при декларировании лесных грузов выражается в том, что сортность леса, его качество и внешнеэкономическая ценность определяется на добровольной основе экспортером леса и ведет к потерям больших сумм валютной выручки.. Здесь недобросовестными экспортерами задействован механизм занижения облагаемой платежами базы путем занижения в документах объема и недостоверного указания сортности. При этом на железнодорожный вагон загружают 70-90 м3 при норме в 53 м3 и вывозят незадекларированный лес сотнями м3. Для того чтобы установить истинную стоимость партии, у таможенных органов не хватает специалистов по досмотру.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2012

181

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.