Научная статья на тему 'Настройка деятельности институтов развития для повышения конкурентоспособности лесного комплекса России'

Настройка деятельности институтов развития для повышения конкурентоспособности лесного комплекса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ / РАЗВИТИЕ / ЛЕС / КОМПЛЕКС / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / ИНФРАСТРУКТУРА / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов М.А.

В статье проведен анализ современного состоянии лесопромышленного комплекса РФ. Рассмотрено влияние финансово-экономического кризиса на достижение промежуточных ориентиров развития комплекса, зафиксированных в стратегии до 2020 г. Автор указывает на необходимость продолжения дискуссии относительно отдельных положений стратегии, подробно исследуя возможности для преодоления негативных тенденций с помощью различных институтов экономического развития. Предлагается двухэтапный подход к развитию лесопромышленного комплекса при активном участии государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Настройка деятельности институтов развития для повышения конкурентоспособности лесного комплекса России»

9 (33) - 2010

Инвестиционная политика

НАСТРОЙКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

м. А. СМИРНОВ,

кандидат географических наук, генеральный директор консалтинговой компании «Финист», эксперт Национального института системных исследований

проблем предпринимательства E-mail: smirnov@finistconsult. ru

В статье проведен анализ современного состояния лесопромышленного комплекса РФ. Рассмотрено влияние финансово-экономического кризиса на достижение промежуточных ориентиров развития комплекса, зафиксированных в стратегии до 2020 г. Автор указывает на необходимость продолжения дискуссии относительно отдельных положений стратегии, подробно исследуя возможности для преодоления негативных тенденций с помощью различных институтов экономического развития. Предлагается двухэтапный подход к развитию лесопромышленного комплекса при активном участии государства.

Ключевые слова: институт, развитие, лес, комплекс, модернизация, технологии, инфраструктура, инвестиции.

Лесопромышленный комплекс (ЛПК) включает в свой состав лесное хозяйство и лесопромышленные отрасли по заготовке и переработке древесины (рис. 1). Его продукция широко используется во многих отраслях промышленности, в строительстве, сельском хозяйстве, полиграфии, торговле, медицине. На предприятиях и в организациях лесопромышленного комплекса заняты более миллиона человек. В отдельных субъектах РФ производство лесобумажной продукции составляет до 50 % от общих объемов промышленной продукции.

Несмотря на такой потенциал, положение ЛПК сегодня незавидно. Ситуацию можно характеризовать уже как деградацию, а не стагнацию, наблюдавшуюся в 1990-е гг. Темпы роста производства в лесном комплексе Российской Федерации за 2000—2007 гг. были одними из самых низких в промышленности. По большинству товарных позиций комплекс значительно потерял в сравнении с 1990 г. (по данным Росстата, выпуск пиломатериалов сократился на 71 %, объем лесозаготовок — на 32 %), положительная динамика наблюдалась только в отдельных сегментах (производство фанеры выросло на 62 %, картона — на 20 %). По данным Федерального агентства лесного хозяйства, использование расчетной лесосеки составляет чуть более 29 %.

В 2008 г. индекс производства составил в секторе обработки древесины и производства изделий из дерева — 101,4 %; в целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности — 100,8 %; лесозаготовках—85,6 %. В структуре промышленного производства доля лесопромышленного комплекса составила 3 % (товарная продукция на сумму 0,7 трлн руб.), доля в ВВП — 2 %. В общем объеме экспорта лесные товары занимают около 3 %.

Падение спроса на продукцию лесопромышленного комплекса было зафиксировано во II полугодии 2008 г. Низкий уровень потребления древесных материалов отмечен и на экспортных

Источник: Концепция Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года

Рис. 1. Структура отраслей лесного комплекса

рынках, что обусловлено снижением объемов жилищного строительства, а также переориентацией основных потребителей российской продукции на поставщиков из Канады (пиломатериалы, фанера, плиты) и Южной Америки (целлюлоза).

В 2008 г. экспорт продукции деревообработки составил 4,4 млрд долл. (91,6 % по сравнению

I Импорт Экспорт

Лесозаготовка (круглый лес), 185,3 млн м3

Деловая древесина, 153 млн м'

17%

Древесное топливо, 32,3 млн м3

* Доля от заготовки круглого леса ** Оценка

Товарная целлюлоза,

!3%* 1,9 млн т

Балансы

(в т.ч. щепа)«, Бумага и карте 42,9 млн м _ТДмлнт

- I -ЗГ?-

Пиловочник и фанкряж**, 60,1 млн м3

Экспорт круглого леса, 50 млн м3

Вторичное сырье, 1,5 млнт

Химическая переработка

Панели** 9,2 млн м

Пиломатериал 21,3 млн м

Механическая переработка

СЫРЬЕВОЙ СЕГМЕНТ

Источник: группа «Илим».

Рис. 2. Объемы производства продуктов ЛПК в России по сегментам, 2006 г.

с 2007 г.), продукции целлюлозно-бумажного производства — 3,7 млрд долл. (110,3 % по сравнению с 2007 г.).

Ценовая ситуация складывается неблагополучно для отрасли. Наблюдается снижение среднеконтрактных цен экспорта к концу 2008 г. по сравнению с серединой года на хвойные лесоматериалы — на 6,1 %, на березовые бревна — на 7,5 %, на березовые балансы — на 13,3 %. Снижение среднеконтрактных цен экспорта пиломатериалов за 2008 г. — 11 %.

Основополагающим документом, отражающим траектории развития отрасли, является Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года (далее — Стратегия). Разработчики Стратегии постарались учесть потенциал лесопромышленного комплекса, заложив в документе достаточно амбициозные планы. Так, предполагается, что к 2020 г. вырубки достигнут 1 млн га (увеличившись на 32 % к 2007 г.), восстановление лесов достигнет 1,04 млн га (рост на 19 %), а плата за использование лесов в бюджетную систему увеличится более чем в два раза, превысив 31 млрд руб. Такой рост доходов от сектора ожидался прежде всего за счет резкой интенсификации переработки лесного сырья. Например, предполагалось, что к 2020 г. потребление мебели в стоимостном выражении вырастет в стране почти в пять раз, листовых материалов, бумаги и картона — в 2—2,5 раза.

Сегодня становится актуальным пересмотр многих параметров, заложенных в Стратегии. Это обусловлено, с одной стороны, содержанием самого документа, где преобладающее место уделено техническим аспектам управления лесного хозяйства и охране лесных ресурсов, но

2,0 млн т

К

0,2 млн т

-1

Отходы

13,8 млн м3**^

СЕГМЕНТ ПОЛУФАБРИКАТОВ И ПРОДУКТОВ ГЛУБОКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ

Таблица 1

Динамика объемов производства основных видов лесобумажной продукции и лесовосстановительных работ по Российской Федерации, 1990—2008 гг.

Объем производства 1990 2000 2005 2006 2007 2008 Изменение 2008 к 1990, %

Лесозаготовки, млн м3 304 168 185 207 —32

Общий запас древесины, млрд м3 83,3

Лесовосстановление, тыс. га 1831 973 812 877 872 828 —55

Пиломатериалы, в том числе из давальческого сырья, млн м3 75,0 20,0 22,0 22,2 24,3 21,6 —71

Древесностружечные плиты, тыс. усл. м3 5 568 2 335 3 930 4 717 5 501 5 751 3

Древесноволокнистые плиты, млн усл. м2 483 278 389 439 481 479 —1

Фанера клееная, тыс. м3 1 597 1 484 2 556 2 615 2 777 2 592 62

Целлюлоза (по варке), тыс. т 7 525 4 960 6 001 6 008 5 973 5 913 —21

Бумага, тыс. т 5 240 3 326 4 001 4 038 4 084 4 004 —24

Картон (включая гофрированную бумагу), тыс. т 3 085 1 985 3 125 3 396 3 498 3 696 20

Источник: Российский статистический ежегодник, 2009 г.

крайне мало анализируются инструменты достижения экономических целей стратегии. Отсутствуют и сценарные условия, описывающие основные развилки в развитии отрасли в зависимости от прогнозируемых событий.

С другой стороны, финансовый кризис перечеркнул надежды на выполнение промежуточных планов стратегии (например, к 2012 г. ожидалось двукратное увеличение потребления мебели на душу населения). Первыми от кризиса пострадали строительные компании, на которые приходится львиная доля заказов на продукцию лесопромышленного комплекса, затем кризис коснулся и других секторов, потребляющих древесину, бумагу, упаковочные материалы.

Проблемы лесопромышленного комплекса усугубило и то, что он является весьма подвержен влиянию конкуренции. Рынок захлестнула демпинговая волна, подстегиваемая падением спроса на экспортных рынках. Исчезли долгосрочные ценовые ориентиры. Произошло критическое сокращение выпуска. Предприятиям пришлось искать стратегии, направленные как на удешевление товара (прежде всего, за счет производства упрощенных вариантов изделий (меньшего размера, меньшего размера упаковки, меньшей площади и т. п.), в том числе за счет снижения качества расходных материалов), так и на оптимизацию производства (в основном повышение эффективности расходования материалов). Возможности снижения издержек за счет снижения цен на сырье уже в значительной мере исчерпаны.

Для анализа конкурентоспособности отрасли традиционно рассматриваются следующие факторы:

• технологии;

• доступ к инфраструктуре;

• кадры;

• инвестиции;

• доступ к информации.

Первые три фактора оказывают определяющее влияние на издержки отрасли и ценовую конкурентоспособность. Сочетание факторов инвестиций, доступа к инфраструктуре и информации определяют инвестиционную конкурентоспособность отрасли. Сочетание факторов технологий, кадров и доступа к информации создают предпосылки для инновационной конкурентоспособности отрасли. К сожалению, по всем трем группам факторов конкурентоспособности российский ЛПК проигрывает конкуренцию на международном рынке и с большим трудом конкурирует на отечественном рынке, уступив сегмент лесопродукции и современных лесоматериалов зарубежным производителям.

Наиболее острые общесистемные проблемы, затрагивающие интересы предприятий ЛПК, — это проблема защиты прав собственности, препятствующая расширению инвестиций в сектор и его технологическому перевооружению. По уровню преступности традиционные регионы лесозаготовки находятся на первых местах — в первую очередь это касается дальневосточных и восточносибирских регионов.

Вторым по значимости ограничителем, оказывающим влияние прежде всего на темпы модернизации сектора, можно назвать государственное регулирование финансово-экономических условий ведения бизнеса. В частности, реализуемая денежно-кредитная политика ведет к сохранению высоких процентных ставок и завышенному курсу рубля, которые препятствуют перевооружению

предприятий, консервируя отставание в технологическом развитии. Существующая система налогообложения также не создает стимулов для модернизации.

Далее будет проанализировано современное состояние указанных факторов конкурентоспособности, в том числе в разрезе наиболее вероятных институтов развития, способных оказать положительное влияние на состояние фактора.

Технологический фактор включает: виды и состояние основных фондов (оборудования и техники, сервисного обслуживания), используемые технологии работы и организации бизнес-процессов, а также организации, проводящие НИОКР в интересах сектора.

Существующий технологический задел не позволяет отрасли на равных конкурировать ни в ценовых (за исключением первичной продукции — круглого леса), ни в инвестиционных и инновационных показателях с зарубежными компаниями.

Действие этого фактора одинаково сильно проявляется во всех секторах ЛПК (табл. 2).

В секторе лесозаготовок эксплуатируется физически и морально устаревшая техника и технологии с высокой долей ручного труда и низкой производительностью. В условиях традиционной технологии, по данным предприятий группы «Илим», средняя производительность трелевочного трактора ТДТ-55 — 8 тыс. м3, ТТ-4 — до 16 тыс. м3 в год. Применение валочно-пакетирующей машины ЛП-19 дает 35 тыс. м3. Сучкорезная машина ЛП-33 обрабатывает до 35 тыс. м3 хлыстов в год и бесчокерные трелевщики ЛП-18 (ЛТ-187) — до 25 тыс. м3, челюстные погрузчики — до 25 тыс. м3.

Применение импортных многооперационных машин (харвестеры и форвардеры) показывает более высокую эффективность в работе. По оценкам ее использования в Котласской группе лесозаготовительных предприятий, с помощью восьми единиц этой техники (три харвестера и пять форвардеров) в 2002 г. заготовлено 205 тыс. м3, что соответствует объемам производства крупного леспромхоза с традиционной технологией численностью 300—350 чел. Выработка в год на один такой комплекс составила 55 тыс. м3 древе-

Таблица 2

Институты и инструменты решения технологических проблем ЛПК

Основная проблема Институт и инструмент Путь решения

Устаревшее оборудование Таможенное регулирование Стимулирование импорта технологий. Стимулирование создания СП по производству, прежде всего техники для лесозаготовки. Наладить производство оборудования для глубокой переработки древесины сложнее, так как объем спроса на российском рынке не слишком велик, и нужно выходить на экспортные рынки с высокой конкуренцией. Тем не менее возможно участие российских компаний в поставке отдельных агрегатов для поставщиков такого оборудования (кооперация). Это позволит российским компаниям хотя бы частично не быть зависимыми от импорта комплектующих для обслуживания техники и оборудования

Налоговое регулирование Стимулирование предприятий к закупке новых образцов отечественной техники и оборудования. Ускоренная амортизация для нового оборудования и техники

Промышленно-произ-водственные и технико-внедренческие особые экономические зоны (ОЭЗ), парки и пр. Создание промышленных парков, центров превосходства (или даже ОЭЗ), специализирующихся на лесопереработке, где государство взяло бы на себя задачу первичного фондовооружения с последующей арендой мощностей для компаний сектора

Предоставление земельных участков для строительства Для отрасли характерны частые передислокации части производственных мощностей, что требует упрощения аренды земельных участков для строительства, подключения к энергетическим мощностям

Неэффективные технологии (трудо-и энергоемкие) Промышленно-произ-водственные и технико-внедренческие ОЭЗ (парки и пр.) Использование опыта зарубежных стран. Стимулирование российских исследований и разработок в области технологий лесозаготовки и лесопереработки

Центры превосходства и компетенции Использование опыта зарубежных стран. Создание сети центров превосходства и компетенции для упрощения процедур повышения квалификации персонала (возможно, совместно с поставщиками техники и оборудования)

Окончание табл. 2

Основная проблема Институт и инструмент Путь решения

Высокая стоимость импортной техники Таможенное регулирование Используются послабления для импортеров оборудования (в тех сегментах, где не возникает конкуренции с отечественными образцами). Межгосударственные договоренности и программы со странами-импортерами

Недостаточная адекватность импортной техники российским условиям лесозаготовок Промышленно-произ-водственные и технико-внедренческие ОЭЗ (парки и пр.). Налоговое регулирование. Таможенное регулирование Создание стимулов для СП по производству (доведению) импортной техники для использования в российских условиях. Создание стимулов разработки новых образцов техники для использования в российских условиях и, возможно, экспорта в развивающиеся страны

Устаревшая продукция российского лесного машиностроения Налоговое регулирование Поощрение НИОКР на предприятиях-поставщиках. Поощрение компаний, закупающих российскую технику или технику с российскими комплектующими

Таможенное регулирование Упрощение импорта узлов и агрегатов для техники, выпускаемой на российских предприятиях. Таможенная поддержка российских производителей

Государственная финансовая и нефинансовая поддержка экспорта Экспортная поддержка российских производителей

Госзаказ Покупка оборудования и техники государственными лизинговыми компаниями (РосБР, Банк развития, Россельхозбанк и пр.) и предоставление их в аренду компаниям сектора. Критерии размещения государственного заказа на продукцию ЛПК в пользу компаний, которые используют отечественное оборудование или технику

Прямая финансовая поддержка предприятий (субсидирование) Субсидирование (полностью или частично) процентных ставок для предприятий, закупающих отечественную технику и оборудование. Поощрение коммерческих лизинговых компаний к работе с продукцией российского лесного машиностроения

Промышленно-произ-водственные и технико-внедренческие ОЭЗ (парки и пр.) Создание СП с ведущими мировыми производителями. Создание сети технико-внедренческих парков (или ОЭЗ), где новая продукция могла бы проходить обкатку и совершенствоваться

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблема поставщиков сырья, полуфабрикатов и комплектующих Налоговое регулирование. Таможенное регулирование. Центры субконтрактации Стимулировать создание на территории РФ смежных производств для выпуска современной продукции ЛПК (прежде всего химические добавки и вещества, покрытия, фурнитуры)

сины, что соответствует объемам производства леспромхоза численностью 100—120 чел. Один комплекс импортной многооперационной техники в смену обслуживается двумя операторами. При этом заготовка ведется уже в сортиментах, исключая нижнескладские работы по раскряжевке и сортировке древесины.

Безусловно, сразу же необходимо сделать поправку, что многооперационные машины призваны действовать на территориях, приближенных к пунктам лесопереработки, и должны быть обеспечены качественной дорожной сетью. В российских реалиях это достижимо очень редко, однако нельзя

отрицать, что и традиционная техника должна совершенствоваться.

В секторе пиломатериалов отсутствуют современные прогрессивные технологии на базе круг-лопильного, фрезерно-брусующего, ленточного оборудования и др. Повсеместно преобладают пилорамы, являющиеся энергоемким и низкопроизводительным оборудованием (как правило, сильно изношенные, что не позволяет добиться даже требуемой калибровки).

В секторе химико-механической обработки (производство древесностружечных и древесноволокнистых плит) более половины оборудования

превысило нормативные сроки эксплуатации. В плитном производстве низка доля продукции, полученной по прогрессивной технологии непрерывного прессования.

На целлюлозно-бумажных предприятиях, по данным Стратегии, около 80 % варочных установок непрерывного действия находятся в эксплуатации свыше 25 лет, половина варочных котлов периодического действия требует замены. Износ активной части основных фондов ЦБП составляет 70 %, износ основного технологического оборудования на ряде предприятий достигает 80 %.

Ограничением для исправления ситуации являются:

• устаревшая продукция российского лесного машиностроения;

• высокая стоимость импортной техники;

• недостаточное соответствие импортной техники российским условиям.

Выпуск трелевочных тракторов, валочно-па-кетирующих и сучкорезных машин в РФ снизился в десятки раз. Действующие предприятия лесного машиностроения не обеспечивают необходимого технического уровня и качества выпускаемой лесозаготовительной техники. Потеряны отраслевая научно-исследовательская и проектная базы развития лесного машиностроения. Отсутствует база сервисного и эксплуатационного обслуживания отечественной лесозаготовительной техники.

Наряду с производительностью техника должна обладать такими наиважнейшими качествами, как надежность и способность работать в условиях низких температур. Если на морозе отечественная техника работает не хуже импортной, то по надежности и производительности уступает.

Оборудование для высоких переделов леса по многим ассортиментным позициям частично или полностью всегда импортировалось из-за рубежа и являлось слабым местом российского ЛПК, а в современной номенклатуре вообще отсутствует.

Серьезным ограничителем для замещения устаревшего оборудования современными импортными образцами является высокая стоимость. Частично эта проблема решается за счет отмены ввозных таможенных пошлин на импортное оборудование, аналоги которого не производятся в России (постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.05.2007 № 321 и от 09.06.2007 № 357). Однако даже с учетом такого шага стоимость оборудования и техники остается недоступной для большинства предприятий отрасли, которые выживают на грани рентабельности из-за высокой

конкуренции и давления со стороны крупных компаний потребителей.

Кроме того, необходимо учитывать, что зависимость отрасли от импорта сейчас становится все более сложной. Использование зарубежного оборудования предъявляет новые требования к предприятиям — поставщикам химического сырья, многие из которых утратили научно-производственную базу и не способны обеспечивать новые потребности перерабатывающих предприятий ЛПК. Приходится завозить и сырье, что в результате делает более выгодным импорт готовой продукции.

В секторе лесозаготовок серьезным ограничителем импорта является недостаточная адекватность импортной техники российским условиям. Использование такой техники оправданно на освоенных территориях с коротким транспортным плечом и хорошей системой лесных дорог, что является скорее исключением в российских реалиях.

Необходимо заметить, что проблема технологического отставания не решается массовой закупкой импортных образцов машин и оборудования, а требует планомерной и кропотливой работы самых различных институтов. Это обусловлено тем, что в ЛПК не только накопилось технологическое отставание, но и утрачена в значительной мере инженерно-технологическая база для проведения соответствующей модернизации.

Одними из первых с необходимостью восстановления отечественной инжиниринговой школы в ЛПК столкнулись специалисты госкорпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Банк сегодня реализует один из крупнейших в отрасли инвестиционных проектов создания лесоперерабатывающего комплекса в Богучанском районе Красноярского края. Реализация проекта позволит создать не менее 3 600 рабочих мест, на период строительства объекта открывается до 5 000 рабочих мест.

Данный проект является одним из первых проектов в целлюлозно-бумажной промышленности за последние 30 лет, ему присвоен статус приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов. Мощность планируемого производства — 800 тыс. т целлюлозы, 250 тыс. м3 МДФ, 500 тыс. т крафт-кар-тона и 700 тыс. м3 пиломатериалов в год.

Для финансирования предпроектных работ банк в 2008 г. открыл две кредитные линии на общую сумму 2,1 млрд руб., в рамках которых предоставлены кредитные ресурсы суммарным объемом 1,2 млрд руб. Общий объем финансирования со стороны банка оценивается в 50 млрд руб.

Вместе с тем, несмотря на существенное финансирование и приоритетную административную поддержку проекта, руководство банка признало, что график выдерживать достаточно сложно из-за недостаточной проработанности проектов: отсутствия или непроработки сметной документации, нехватки инжиниринговой документации. Поэтому было решено создать при банке специальный инжиниринговый центр, деятельность которого позволила бы компенсировать полное или частичное отсутствие отечественной научно-технической базы в отрасли, в том числе за счет привлечения зарубежных специалистов и технологий.

Решение о создании инжинирингового центра было одобрено наблюдательным советом банка в 2009 г., однако нужно подчеркнуть, что подобные меры могут считаться лишь временными, так как функционирование центров при Банке развития чревато конфликтами интересов. Совмещение банком функций кредитования, участия в капитале и управлении хозяйствующими субъектами через присутствие в советах директоров, а также аудита производственно-финансовых показателей этих субъектов через инжиниринговые центры является слишком рискованным.

Тем не менее опыт деятельности инжинирингового центра Банка развития, безусловно, должен быть учтен и использован другими институтами, которые могут быть задействованы для планомерного развития ЛПК.

Инфраструктурный фактор включает: доступ к аренде лесосеки, к энергомощности, лимитам газа, возможность использования лесных и шоссейных дорог для перевозки леса.

Действие этой группы факторов имеет свою специфику внутри секторов ЛПК (табл. 3).

Проблемы начинаются уже на уровне лесозаготовки. Во-первых, отмечается высокая коррупционность процедур аренды лесосеки — получить удобные для освоения участки на приемлемых условиях практически нереально. Проводимое укрупнение лесхозов лишь усугубляет эту проблему, вытесняя из сектора малый бизнес и индивидуальное предпринимательство.

Чтобы компенсировать высокие административные расходы, а часто и просто по согласованию с лесными чиновниками, производится незаконная вырубка лесов. По оценкам, объем хищничества составляет не менее 20 % от официально регистрируемой лесозаготовки.

Ситуация с годами только усугубляется, тем более что со сбытом краденого пока не возникает больших проблем: контрабанда древесины, даже по самым скромным оценкам, составляет около 30 % сверх объемов легального российского экспорта необработанных лесоматериалов. По отдельным свидетельствам, в сопредельных с Россией районах Китая возник целый комплекс лесоперерабатывающих предприятий, ориентированных на контрабанду как на основной источник сырья.

Таблица 3

Институты и инструменты решения инфраструктурных проблем ЛПК

Основная проблема Институт и инструмент Путь решения

Низкий уровень развития лесной транспортной системы Прямая финансовая поддержка предприятий (субсидирование) Финансовая и административная поддержка предприятий, инвестирующих в сеть лесных дорог

Государственные финансовые институты развития

Государственно-частное партнерство

Высокая конкуренция с теневым сектором Налоговое регулирование Создание стимулов для повышения конкурентоспособности легальных производителей (в том числе налоговые льготы и каникулы)

Таможенное регулирование Ужесточение таможенного контроля. Временные льготы (продолжительностью не менее 2—3 лет) для официального экспорта, чтобы вывести бизнес из тени

Государственная финансовая и нефинансовая поддержка экспорта Поощрение экспорта со стороны легальных производителей

Высокая коррупционность процедур аренды лесосеки Реформирование лесного хозяйства

Еще одна проблема в этой области связана со сроками аренды лесных участков. Законодательная возможность для длительной аренды есть, но механизм ее предоставления требует доработки: из-за сложности предусмотренных процедур лишь 17 % участков распределяются на открытых конкурсах, дающих право аренды на 49 лет. Как результат, компании, которые легально добывают лес, оказываются в условиях жесткой ценовой конкуренции с теневым сектором, что ведет к общему снижению рентабельности сектора.

Ситуация с лесными дорогами усугубляет экономические проблемы сектора. Протяженность лесных дорог в Российской Федерации составляет 1,5 км на 1 000 га лесных земель, а в странах Западной Европы и Северной Америки — 10—40 км.

Отсутствие дорог ведет к росту издержек на ГСМ и прочих транспортных расходов, снижает потенциал использования лесного фонда. Кроме того, массовые заготовки возможны только в зимний период, что приводит к обвалу закупочных цен и вымыванию маржи в пользу посреднических организаций и крупных потребителей.

Дороги круглогодичного использования позволили бы использовать более эффективную импортную технику или ее российские аналоги, увеличить объем лесозаготовки, снизить цены для перерабатывающей промышленности и тем самым повысить общую конкурентоспособность ЛПК. Только в Иркутской области, по оценкам экспертов, необходимо построить более 2 500 км лесных дорог, что позволит дополнительно заготавливать 8 млн м3 древесины (это почти 5 % от общероссийских заготовок).

Потребность в новом строительстве лесных дорог круглогодового действия и временных дорог (веток) составляет в целом по Российской Федерации 2 167 км и 9 288 км в год соответственно. Стоимость этой инфраструктуры разработчики Стратегии оценивают в 50 млрд руб.

В секторе механической и химической обработки серьезными ограничителями являются

электроэнергия и газ, необходимые для распиловки, выпаривания и прочих процессов обработки древесины. Высокая стоимость получения этих услуг естественных монополий, а зачастую и полное отсутствие такой возможности ограничивают производителей в использовании новых образцов высокопроизводительного оборудования.

Кадровый фактор проявляется в наличии и квалификации трудовых ресурсов (табл. 4). Одинаково остро стоит для всех секторов ЛПК, но особенно для лесозаготовок, где по-прежнему преобладают традиционные трудоемкие технологии.

Проблемы с кадрами являются прямым следствием постепенной деградации отрасли, отставания зарплаты в ней от средних в промышленности. Технологический скачок со старого оборудования и техники к новым технологиям в значительной мере сводит на нет задел, который существовал в специализированной советской науке и образовании.

Фактор инвестиций определяется сроками окупаемости и нормой рентабельности в отрасли, наличием залоговой базы и защитой прав собственности, размерами и прозрачностью бизнеса, сложностью входа-выхода в отрасли.

Можно констатировать низкую привлекательность отрасли практически по всем этим критериям. Даже крупные лесопромышленные холдинги не отличаются прозрачностью для инвесторов и недостаточно защищены от агрессии со стороны конкурентов или чиновников.

Негативно влияет на инвестиционную привлекательность отсутствие залоговой базы (ввиду изношенности оборудования и высоких требований к хранению продукции отрасли — крупногабаритный товар, быстро теряющий при неправильном хранении свои свойства и, следовательно, стоимость), а также низкая рентабельность, подрываемая теневым сектором.

Неустойчивое финансовое положение большинства предприятий и организаций лесного комплекса определяется также высоким уровнем материало- и энергоемкости производства при

Таблица 4

Институты и инструменты решения кадровых проблем ЛПК

Основная проблема Институт и инструмент Путь решения

Дефицит кадров Центры превосходства и компетенции Создание сети центров превосходства и компетенции для упрощения процедур повышения квалификации персонала (возможно, совместно с поставщиками техники и оборудования)

Образовательная поддержка Создание (модернизация) сети учебных профессиональных заведений в лесных регионах с участием региональных властей и, возможно, крупнейших предприятий-работодателей. Повышение престижности лесных профессий на региональном уровне

Рис. 3. Карта проблем лесопромышленного комплекса

опережающем росте цен и тарифов на продукцию и услуги отраслей естественных монополистов. Это не позволяет им самостоятельно создать резервы для модернизации и ведет к постепенной деградации производств, ухудшению качества выпускаемой продукции.

Для отрасли важен эффект масштаба производства практики по всем сегментам, что также ограничивает инвестирование со стороны малого и среднего бизнеса.

Данный фактор включает доступ к информации о рынке, контрагентах, клиентах, поставщиках, а также консалтинг, юридическое сопровождение, информационную поддержку экспортной деятельности. Сюда же можно отнести организационные институты — центры субконтрактации, ассоциации экспортеров, торговые представительства и пр. (табл. 5).

Рынок коммерческой информации в секторе уже сформирован, однако содержание и качество доступных сведений о контрагентах, выдавае-

Таблица 5

Институты и инструменты решения инвестиционных проблем ЛПК

Основная проблема Институт и инструмент Путь решения

Низкая рентабельность Налоговое регулирование Стимулирование предприятий к использованию современных технологий и оборудования. Предоставление налоговых каникул для новых предприятий и предприятий, проводящих модернизацию

Таможенное регулирование Стимулирование предприятий к использованию современных технологий и оборудования за счет временных ослаблений таможенного режима (как для ввоза оборудования, так и для экспорта продукции)

Центры превосходства и компетенции Активная работа на государственном уровне в области экономики лесного комплекса, изучения и консолидации передового опыта

Госзаказ Расширение использования деревянного домостроительства в социальных проектах государства (сельская местность и пригороды)

Образовательная поддержка Активная работа на государственном уровне в области экономики лесного комплекса, изучения и консолидации передового опыта

Государственная финансовая и нефинансовая поддержка экспорта Поощрение экспорта продукции высоких переделов. Дестимулирование поставщиков продукции низких переделов

Требования к масштабу производства Антимонопольное регулирование Совершенствование системы регулирования отношений крупных компаний и МСП

Центры субконтрактации Предоставление возможности МСП участвовать в крупных проектах по выпуску современной продукции ЛПК

ФИНАНсовАя АНАлИтИкА

проблемы и решения ^ 51

мых различными государственными органами, не являются достаточным для того, чтобы снизить коммерческие риски и повысить прозрачность бизнеса в ЛПК.

На рис. 3 приведены логические взаимосвязи между проблемами отрасли, препятствующими ее развитию и повышению конкурентоспособности.

Предполагаемые изменения в ЛПК, на взгляд автора, целесообразно проводить в два этапа, каждый из которых имеет свою цель. Это позволит более последовательно и системно решать проблемы, которые накопились в комплексе за последние 20 лет. Кроме того, установление конкретных целей для каждого из этапов позволит более прозрачно формировать и набор контрольных индикаторов, описывающих динамику реализации стратегии развития ЛПК.

Целью первого этапа должна стать стабилизация сектора лесозаготовки и углубление переработки древесины. В первую очередь необходимо оказывать влияние на факторы издержек, что будет способствовать стабилизации развития отрасли и прекращению ее деградации, во вторую очередь (или одновременно, при достаточном объеме ресурсов государства) — на факторы инвестиций. При этом

желаемый образ ЛПК в рамках обозначенных целей этапов развития институтов и инструментов можно описать как сильный сырьевой лесопромышленный комплекс.

Скорее всего сохранится традиционная технология лесозаготовок, будет происходить постепенная модернизация оборудования и техники. Государство должно сделать сильный акцент на импортозамещение. В экспорте по-прежнему будут преобладать продукты не слишком высокой переработки.

Ключевые институты и инструменты (табл. 6), которые необходимо задействовать на этом этапе развития ЛПК:

• таможенное регулирование;

• налоговое регулирование;

• прямая финансовая поддержка предприятий (субсидирование);

• государственная финансовая и нефинансовая поддержка экспорта;

• госзаказ;

• центры превосходства и компетенции;

• промышленно-производственные и технико-внедренческие ОЭЗ (парки и пр.).

Только преодолев сложившиеся негативные

Таблица 6

Ключевые цели применения институтов развития на этапе модернизации ЛПК

Институт и инструмент Цель применения

Таможенное регулирование Стимулирование импорта технологий. Стимулирование создания СП по производству прежде всего техники для лесозаготовки. Наладить производство оборудования для глубокой переработки древесины сложнее, так как объем спроса на российском рынке не слишком велик и нужно будет выходить на экспортные рынки с высокой конкуренцией. Тем не менее возможно участие российских компаний в поставке отдельных агрегатов для поставщиков такого оборудования (кооперация). Это позволит российским компаниям хотя бы частично не быть зависимыми от импорта комплектующих для обслуживания техники и оборудования. Упрощение импорта узлов и агрегатов для техники, выпускаемой на российских предприятиях. Таможенная поддержка российских производителей

Налоговое регулирование Поощрение НИОКР на машиностроительных предприятиях. Поощрение компаний, закупающих российскую технику или технику с российскими комплектующими. Стимулирование предприятий к использованию современных технологий и оборудования. Предоставление налоговых каникул для новых предприятий и предприятий, проводящих модернизацию. Создание стимулов для повышения конкурентоспособности легальных поставщиков лесо-продукции (в том числе налоговые льготы и каникулы)

Прямая финансовая поддержка предприятий (субсидирование) Субсидирование (полностью или частично) процентных ставок для предприятий, закупающих отечественную технику и оборудование. Поощрение коммерческих лизинговых компаний к работе с продукцией российского лесного машиностроения (например, через гарантийные механизмы)

Государственная финансовая и нефинансовая поддержка экспорта Экспортная поддержка российских производителей оборудования и техники для ЛПК. Поощрение экспорта со стороны легальных поставщиков лесопродукции. Поощрение экспорта продукции высоких переделов. Дестимулирование поставщиков продукции низких переделов

Окончание табл. 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Госзаказ Покупка оборудования и техники государственными лизинговыми компаниями (РосБР, Банк развития, Россельхозбанк и пр.) и предоставление их в аренду компаниям сектора. Расширение использования деревянного домостроительства в социальных проектах государства (сельская местность и пригороды). Критерии размещения государственного заказа на продукцию ЛПК в пользу компаний, которые используют отечественное оборудование или технику

Центры превосходства и компетенции Создание сети центров превосходства и компетенции для упрощения процедур повышения квалификации персонала (возможно, совместно с поставщиками техники и оборудования). Активная работа на государственном уровне в области экономики лесного комплекса, изучения и консолидации передового опыта. Использование опыта зарубежных стран

Промышленно-произ-водственные и технико-внедренческие ОЭЗ (парки и пр.) Создание сети технико-внедренческих парков (или ОЭЗ), где новая продукция российских машиностроительных предприятий могла бы проходить обкатку и совершенствоваться. Создание СП с ведущими мировыми производителями

тенденции, предприятия ЛПК смогут направить свои усилия на повышение конкурентоспособности. На втором этапе основное внимание институтов развития должно быть сконцентрировано на факторах инноваций. Целью этапа может быть создание сильных ЛПК-кластеров в регионах, специализирующихся на лесозаготовке и переработке.

На этом этапе можно ожидать активного экспорта пиломатериалов, роста продаж инновационной продукции, преобладания в продуктовой линейке качественной бумаги и картона, готовых изделий из них, развития полиграфической промышленности, ориентированной на внутренний рынок. Отдельное внимание необходимо уделить новым видам древесного топлива и топливного оборудования для внутреннего и экспортного рынка.

Список литературы

1. Быков П. Ю., Гайнутдинов Н. А., Леонов О. А., Смирнов М. А. Стратегии развития малого бизнеса в кризисный период. М.: Куна, 2009. 56 с.

2. Концепция Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года.

3. Российский статистический ежегодник, 2009.

4. Смирнов М. А. Малый бизнес в производстве: проблемы и стратегии кризисного периода // Финансовая аналитика. 2010. № 4.

5. Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года.

6. Типичные проблемы и уроки применения институтов и инструментов диверсификации экономики Российской Федерации. М.: НИСИПП, 2009.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также

монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.

По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий

(495) 721-85-75 Dost@fin-izdat.ru

7х"

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.