- эффективное использование экономических средств;
- более высокий уровень и качество жизни людей за счет снижения социальной напряженности. Индикаторами оценки результатов работы Центра инноваций социальной сферы будут выступать следующие показатели:
- количество зарегистрированных «под ключ» социальных предпринимателей,
- количество социальных предпринимателей, получивших поддержку;
- оказано консультаций;
- проведено мероприятий (семинаров, конференций, форумов, круглых столов);
- количество участников Президентских и Всероссийских конкурсов.
Для региона результатами работы Центра инноваций социальной сферы станет количество зарегистрированных социальных предпринимателей, численность трудоустроенных лиц с ОВЗ и инвалидов, количество оказанных социальных услуг незащищенным категориям граждан [3].
Заключение
Сегодня 7,5 % россиян официально признано инвалидами. Данная категория населения как никакая другая нуждается в эффективно работающих адаптированных механизмах коммуникации с миром. Социальное предпринимательство в тренде, и в ближайший век этот тренд вряд ли изменится. Социальные предприниматели оказывают мультипликативный эффект на развитие экономики в целом, затрагивая не только сферу классической экономики, производя товары или оказывая услуги, но и в целом поддерживают социально незащищенные слои населения. С целью повышения эффективности, конкурентоспособности и организационной устойчивости СО НКО и будущих социальных предпринимателей органам власти регионов необходимо рассмотреть возможность создание Центра инноваций социальной сферы. Создание Центра позволит аккумулировать всю имеющуюся информацию и донести ее до социального предпринимателя, позволит решить такие проблемы как межсубъектная координация, кооперация и коммуникация, будет способствовать повышению занятости социально уязвимых категорий населения, качества образовательных и социальных услуг, развитию культурной среды.
Источники:
1. Федеральный закон от 24 июля 2007 № 209-ФЗ (ред. от 29.05.2024) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». [Электронный ресурс] - URL: https://docs.cntd.ru/document/902053196.
2. Баранова И.Д., Горлова Е.А. Государственная социальная поддержка. В книге: Эффективное государственное и муниципальное управление как многоаспектный фактор социально-экономического развития современной России. Материалы международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы А.Е. Арутюнова, В.С. Новиков. - 2018. - С. 27-30.
3. Белкина Е.Н., Зайцева М.В., Науменко А.Г. Государственная политика в области занятости населения в Краснодарском крае / Е. Н. Белкина, М. В. Зайцева, А. Г. Науменко // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве, - 2019. - N° 12 (57). - С. 39-44.
4. Зайцева М.В. Социальная политика РФ в области развития отраслей социальной сферы / М. В. Зайцева, О. В. Нестерова, С. С. Бессарабо-ва. В сборнике: Актуальные вопросы управления: вызовы и перспективы устойчивого развития. Материалы международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 116-120.
5. Низова Л. М. Основы социальной политики и социальное партнерство : конспект лекций / Л. М. Низова. - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2021. - 86 с.
6. Хуажева З.Б. Общественное мнение и его стереотипы / З. Б. Хуажева, М. М. Семенов, М.В. Зайцева. В сборнике: Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики. Материалы V международной научно-практической конференции: в 2-х томах. -2016. - С. 194-199.
EDN: ZPMNHX
М.В. Зайцева - к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
M.V. Zaitseva - candidate of economics, associate professor of the department of state and municipal administration, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
Э.А Сафошкина - обучающаяся факультета управления, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
E.A. Safoshkina - student of the faculty of management, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
А.В. Пономаренко - обучающаяся факультета управления, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
A. V. Ponomarenko - student of the faculty of management, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
К.В. Кутафина - обучающаяся факультета управления, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
K.V. Kutafina - student of the faculty of management, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.
ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ PROBLEMS IN THE TECHNICAL EQUIPMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN RURAL SETTLEMENTS
Аннотация. В статье рассматривается развитие процессов технического оснащения образовательных учреждений сельских территорий. В процессе анализа состояния исследуемого направления выявлена низкая скорость оснащения образовательных учреждений в поселениях и отсутствие предметного приоритета в проведение политики внедрения инноваций в образование сельских территорий. Стоит отметить, что несмотря на наличие финансирования государственных программ в регионах, вопрос о темпах технического оснащения образовательных учреждений, по-прежнему остается острым и требующим внимания. С целью снижения влияния негативных факторов на развитие данного направления, а также снижения темпа роста расходов районного бюджета, авторами предложен ряд изменений и идея созданий новой государственной программы по предметному управлению инвестиционными потоками в модернизацию материально-технической базы образовательных учреждений сельских поселений.
Abstract. The article considers the development of the processes of technical equipment of educational institutions in rural areas. In the process of analyzing the state of the studied area, the low rate of equipping educational institutions in settlements and the lack of substantive priority in the implementation of innovation policy in rural education were revealed. It is worth noting that despite the availability of funding for state programs in the regions, the issue of the pace of technical equipment of educational institutions remains acute and requires attention. In order to reduce the impact of negative factors on the development of this area, as well as to reduce the growth rate of district budget expenditures, the authors proposed a
number of changes and the idea of creating a new state program for the subject management of investment flows in the modernization of the material and technical base of educational institutions in rural settlements.
Ключевые слова: образование, сельские территории, инновации, материально-техническое оснащение, государственное программное планирование, проблемы модернизации.
Keywords: education, rural areas, innovations, material and technical equipment, state program planning, modernization problems.
Введение
Современное состояние развития сельских территорий является важным аспектом в развитии и формировании имиджа муниципальных образований, а также будущего доверия к власти. В социально-экономическое развитие территорий входит несколько крупных отраслевых блоков, в том числе:
- социальная инфраструктура;
- развитие предпринимательства;
- коммунальное и дорожное хозяйство;
- жилищный фонд и т.д.
Каждая из отраслей требует особого внимания при развитии в сельских территориях муниципальных образований, в том числе за счет их весомой роли. В социальной инфраструктуре муниципальных сельских территорий особую роль играет образовательная сфера и вопрос модернизации/качества образовательных услуг. Государственные программы, направленные на развитие сельских территорий, в основном предусматривают набор мероприятий по развитию инфраструктуры села и мер социальной поддержки сельских жителей. В то же время при значительном вложении денежных средств консолидированных бюджетов в социальную инфраструктуру деструктивные процессы на селе продолжают сохраняться.
Основная часть
Данное положение складывается из того, что приоритетным направлением в развитие сельских территорий является предпринимательство (АПК) и Здравоохранение, в этом случае образовательная отрасль отходит на второй план. Сейчас, положение данной отрасли регулируется двумя крупными государственными программами: государственная программа Краснодарского края «Развитие образования» и государственная программа Краснодарского края «Комплексное развитие сельских территорий» [1, 2].
Особое внимание в государственной программе по развитию образования уделяется сельским образовательным учреждениям. На данный момент, в рамках программы предусматривается развитие материально-технической базы образовательных учреждений и их содержание. Однако, большая роль в данном случае отдана приоритету кадровой политики и формирования стабильного кадрового состава муниципальных учреждений. Вопрос об инновациях и современных технологиях в образовании на сельских территориях становится крайне острым, поскольку сейчас около 11,2 % учреждений находятся в состояние, требующем капитального ремонта и лишь 31,3 % образовательных учреждений в сельских поселениях имеют технически новое и современное оборудование для обучения [4].
Проблема развития материально-технического оснащения работы образовательных учреждений связана с большой нагрузкой муниципальных образований на развитие основных производственных отраслей сельских территорий. Обратившись к Государственной программе Краснодарского края «Комплексное развитие сельских территорий» отмечается высокая интенсивность процессов по привлечению инвестиций, развитию здравоохранения и поддержке населения, а также по общему содержанию образовательной отрасли - приоритет инноваций для образовательных учреждений отсутствует. К сожалению, подобная динамика связана в целом с положением дел об обновлении методик и технических средств образовательных учреждений в РФ, поскольку по статистическим данным, например, городов северных районов России, «обеспеченность новым, технически современным оборудованием» показывает не более 54 % от всего образовательного фонда [3].
Мероприятия по техническому оснащению образовательных учреждений - это объект программного метода управления региональным развитием. Рассмотрим ранее упомянутую государственную программу Краснодарского края «Комплексное развитие сельских территорий» и государственную программу Краснодарского края «Развитие образования». Для полноты анализа стоит отметить, что программы тесно связаны именно в вопросе модернизации и оснащения образовательных учреждений в сельских поселениях.
При анализе субсидиарной и целевой реализации данной государственной программы отмечается, что общее финансирование программы в 2022 г. и 2023 г. не были исполнены. По данным отчета Министерства экономики Краснодарского края неисполнение финансирования программы было связано с двумя фактами:
1) снижение и изменение вектора расходования бюджетных средств в данные годы;
2) неисполнение обязательств некоторых подрядных организаций при капитальном строительстве и реконструкции школ.
Работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, благоустройству территорий, прилегающих к зданиям и сооружениям муниципальных образовательных организаций были проведены в 2021 г. и 2022 г. недостаточно, однако их неисполнение компенсировано работами в 2023 г. [5].
В сфере модернизации и оснащения школ компьютерной и иной офисной техникой исполнение показателей за 3 года составляет 89,2 % сельских школ. Для организации инноваций в сфере образовательной среды организованы «Точки роста» в объеме 100 % к 2022 году. Доля общеобразовательных организаций, оснащенных в целях внедрения цифровой образовательной среды увеличивается с каждым годом, но не достигает ожидаемых показателей каждый год.
Таблица 1 - Итоги исполнения целевых показателей и финансирования государственной программы
Краснодарского края «Развитие образования»
Показатель 2021 г. 2022 г. 2023 г.
План Факт в % План Факт в % План Факт в %
1 2 3 4 5 6 7
Общий объем финансирования государственной программы, млн руб. 64000 100,7 74000 98,9 70000 96,7
субсидии на создание и обеспечение функционирования центров образования естественнонаучной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, млн руб 172,6 117,0 176,8 115,6 189,2 114,9
субсидии на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом, млн руб. 20 99,8 18 90,0 22 96,0
Количество спортивных залов реконструированных в сельской местности, шт. 7 100,0 10 100,0 11 100,0
Работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, благоустройству территорий, прилегающих к зданиям и сооружениям муниципальных образовательных организаций 70 53,0 70 97,1 4 200,0
Работы по капитальному ремонту и оснащению зданий муниципальных общеобразовательных организаций средствами обучения и воспитания, не требующими предварительной сборки, установки и закрепления на фундаментах или опорах, количество зданий в сельских территориях 32 62,5 28 96,4 23 108,7
Центры образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», ед. 132 99,6 136 100,0 - -
Доля общеобразовательных организаций, оснащенных в целях внедрения цифровой образовательной среды, % 26 97,3 26,64 99,1 27,78 98,9
субсидии на обеспечение образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды, млн руб. 243 88,3 250 85,4 254 100,9
Проблема внедрения инновационныо материально-технической базы в образовательных учреждениях сельских поселений была связана с двумя факторами на протяжение многих лет:
- изменения векторов финансирования определенных отраслей социально-экономического развития края за последние годы;
- материально-техническая поддержка инновационной деятельности не финансируется частным сектором;
- есть ряд проблем, связанных с добросовестностью и эффективностью работы подрядных организаций.
Если для решения первой проблемы проводится активная бюджетная политика по привлечению средств
за счет бюджетов разных уровней, материальной поддержки и различного рода финансового обеспечения данных мероприятий, то в области замены оборудования и привнесения инноваций в материально -техническое сопровождение образовательного процесса развитие малочисленно и незначительно.
Недостатки программ развития сельских территорий связаны с тем, что роль образования и его оснащения становится незначительна, относительно других направлений данной политики. По мнению авторов, необходимо проводить изменения не только на уровне программ по развитию образования, то и внедрять инновационное развитие образовательных учреждений сельских территорий в основные направления инвестиционной политики.
Внедрение инноваций не может проходить без новой технической базы, а значит важным является инвестирование в образовательные учрежденья со стороны предприятий и инвесторов [2]. На сельских территориях часто инвестиционный процесс заключен в рамках 1 или нескольких крупных предприятий - создание нагрузки на их бюджет является негативным аспектом муниципальной политики, однако: проведение политики налоговых каникул или мероприятий компенсационного характера по ряду обязательств позволит предприятия сохранять резервные фонды и использовать их на инвестиции. Считается оптимальным прежде всего создание государственной программы предметного направления «Инвестиционная деятельность по внедрению современной материально-технической базы в образовательные учреждения сельских поселений» - программа должна закрепить:
- обязательные объемы и требования к техническому развитию материальной базы образовательных учреждений на сельских территориях;
- условия и обязательная доля финансового участия крупных или градообразующих предприятий на территории муниципального образования;
- основные критерии оценки состояния инновационной деятельности и технологичности образовательных учреждений.
Заключение
Данные направления и новая государственная программа позволят закрепить основное право и обязанность предприятий, получающих поддержку на территории сельской местности, к участию в инвестиционной политики по модернизации и замены материально-технической базы образовательных учреждений. Стоит также отметить, что данное направление должно иметь характер цепи: развитие предпринимательства и АПК должно быть интенсивнее чем рост инвестиционной потребности образовательных учреждений. Помимо этого, важно создать межмуниципальное сотрудничество, обязующие предприятия из других сельских округов и муниципальных образований инвестировать и поддерживать данные направления, с учетом их роста и отсутствия потребности данных мероприятий на территории муниципального образования, где предприятие расположено.
Источники:
1. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05 октября 2015 года № 939 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие образования». [Электронный ресурс] - URL: https://docs.cntd.ru/ document/430643164.
2. Постановление губернатора Краснодарского края от 28 декабря 2023 года N° 1170 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Комплексное развитие сельских территорий». [Электронный ресурс] - URL: http://publication.pravo.gov.ru/ document/2300202401040019.
3. Герасименко А. И. Механизмы государственного управления комплексным развитием сельских территорий (на примере муниципальных образований Краснодарского края) / А. И. Герасименко, К. В. Харченко // Государственное и муниципальное управление: демографические, управленческие и экономические ресурсы стратегического развития регионов России : коллективная монография. - Москва : ООО «МАКС Пресс», 2023. - С. 87-106.
4. Зайцева М.В. Социальная политика РФ в области развития отраслей социальной сферы / М. В. Зайцева, О. В. Нестерова, С. С. Бессарабова. В сборнике: Актуальные вопросы управления: вызовы и перспективы устойчивого развития. Материалы международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 116-120.
5. Образование в сельских территориях: опыт и направления развития / А. А. Галиакберова, Р. М. Галиев, М. М. Гумерова [и др.] // Сибирский педагогический журнал. - 2022. - № 6. - С. 150-153.
EDN: YMICOU
Е.В. Золотарев - к.э.н., ведущий научный сотрудник Института экономической политики и проблем экономической безопасности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected],
E.V. Zolotarev - Candidate of Economic Sciences, Leading Researcher of the Institute for Economic Policy and Economic Security Issues of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia;
Н.Е. Котова - младший научный сотрудник Института экономической политики и проблем экономической безопасности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected],
N.E. Kotova - Junior Researcher of the Institute for Economic Policy and Economic Security Issues of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia;
А.К. Чернышев - стажер-исследователь Института экономической политики и проблем экономической безопасности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected],
A.K. Chernyshev - Trainee Researcher of the Institute for Economic Policy and Economic Security Issues of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.
ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОСТОЯНИИ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ GENERAL CONDITIONS FOR ENSURING ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION
UNDER SANCTIONS RESTRICTIONS
Аннотация. Предметом исследования в настоящей статье выступает экономическая безопасность современного российского государства в условиях введения разного рода санкционных ограничений со стороны западных стран. Цель исследования - изучить и охарактеризовать общие внутренние и внешние условия, при соблюдении которых Россия сегодня способна обеспечивать должный уровень экономической, национальной безопасности. Для достижения поставленной цели автором использовались следующие методы теоретического уровня научного познания: формально-юридический, сравнительный, аналитический, статистический, методы индукции, дедукции, синтеза, иные. Результаты проведенной работы представляют собой авторский перечень рекомендательных действий по направлению укрепления современной экономической безопасности российского государства. Настоящая научная работа будет полезна теоретикам, научным работникам, практикам экономики, юриспруденции, исследователям международных отношений и геополитики, студентам, а также широкому кругу читателей, интересующихся современной экономической политикой России. Научная новизна данного исследования заключается в формулировании качественно новых предложений для совершенствования экономической политики на основе комплексного, системного анализа. Выводы настоящего исследования заключаются в следующем. Проводимая экономическая политика в этот период должна ориентироваться на обеспечение финансовой и ценовой стабилизации на фондовых, сырьевых и товарных рынках, а также направляться на поддержку доходов социально уязвимых слоев населения. Проводимая государством политика, направленная на обеспечение устойчивости экономической безопасности, как показывает приведенный в работе анализ, должна быть комплексной, системной, реализуемой одновременно по нескольким ключевым направлениям.
Absrtract. The subject of research in this article is the economic security of the modern Russian state in the context of the introduction of various types of sanctions restrictions by Western countries. The purpose of the study is to study and characterize the general internal and external conditions under which Russia today is able to ensure the proper level of economic and national security. To achieve this goal, the author used the following methods of the theoretical level of scientific knowledge: formal legal, comparative, analytical, statistical, methods of induction, deduction, synthesis, and others. The results of the work carried out represent the author's list of recommended actions in the direction of strengthening the modern economic security of the Russian state. This scientific work will be useful to theorists, researchers, practitioners of economics, law, researchers of international relations and geopolitics, students, as well as a wide range of readers interested in modern economic policy in Russia. The scientific novelty of this research lies in the formulation of qualitatively new proposals for improving economic policy based on a comprehensive, systemic analysis. The conclusions of this study are as follows. The economic policy pursued during this period should be focused on ensuring financial and price stabilization in the stock, commodity and commodity markets, and should also be aimed at supporting the incomes of socially vulnerable segments of the population. The policy pursued by the state aimed at ensuring the sustainability of economic security, as the analysis presented in the work shows, must be comprehensive, systemic, implemented simultaneously in several key areas.
Ключевые слова: экономическая безопасность, санкционные ограничения, санкционная политика, геополитическая ситуация, противодействие санкциям.
Keywords: economic security, sanctions restrictions, sanctions policy, geopolitical situation, counteraction to sanctions.
Благодарности: Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета.
Acknowledgments: The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budget funds under the state assignment of the Financial University.
Введение
Предметом исследования настоящей научной статьи является экономическая безопасность Российской Федерации в условиях повсеместных санкционных ограничений. В рамках подготовки работы использовались такие методы, как формально-юридический, сравнительный, аналитический, статистический, методы индукции, дедукции, синтеза, иные. Научная новизна исследования заключается в выдвижении качественно новых авторских предложений к совершенствованию существующей экономической политики государства. Результаты исследования и их обсуждение
Содержание и значение экономической безопасности государства