Научная статья на тему 'Проблемы таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля и возможные пути их решения'

Проблемы таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля и возможные пути их решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4592
504
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казакова С.В., Сурник А.П.

Рассмотрены сущность, цель и проблемы таможенной экспертизы и ее применение при таможенном контроле, а также пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля и возможные пути их решения»

Секция «Современнее логистические технологии в развитии аэрокосмического комплекса»

УДК 347.77

С. В. Казакова Научный руководитель - А. П. Сурник Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Рассмотрены сущность, цель и проблемы таможенной экспертизы и ее применение при таможенном контроле, а также пути их решения.

Отталкиваясь от нормативной базы РФ, можно сформулировать следующее определение: таможенная экспертиза - это разрешение вопросов, возникающих при производстве таможенного оформления, или при проведении таможенного контроля, либо в стадии принятия таможенными органами предварительного решения, либо в иных таможенных целях, если разрешение таких вопросов требует специальных знаний.

Так, статья 330 Таможенного кодекса Таможенного союза содержит положение, согласно которому на основании заявлений правообладателей объекты интеллектуальной собственности включаются таможенными органами в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется в таможенном органе государства-члена таможенного союза в порядке и на условиях, установленных законодательством государств-членов таможенного союза [1].

Экспертиза, связанная с исследованием объектов интеллектуальной собственности, назначается таможенными органами и проводится экспертно-криминалистическими службами в рамках таможенного оформления и контроля.

По действующему законодательству в таможенных целях экспертизу назначают в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31.05.2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» № 73-ФЗ и следующими нормативно-правовыми документами Российской Федерации [5]:

- при осуществлении таможенного контроля, статьей 138 ТК ТС «Таможенная экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания» [1];

- при проведении экспертиз по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) статьей 26.4 Кодекса РФ об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы [3];

- при проведении экспертиз в ходе расследования уголовных дел, относящихся к компетенции таможенных органов статьей 195 Уголовно-процессуального кодекса РФ «Признав необходимым назначение судебной экспертизы, следователь выносит об этом постановление» [4].

Цель таможенной экспертизы - получение ответа на вопросы, возникшие при осуществлении таможенного контроля.

Как отмечает А. В. Нестеров в своей статье о правовом регулировании таможенной экспертизы, анализ нормативно-правового регулирования судебно-экспертной деятельности в области таможенного дела свидетельствует о неблагополучном положении дел в странах-участницах Таможенного союза [5].

По нашему мнению, проблема заключается в том, что при наличии большого количества экспертных организаций, выполняющих экспертизы в таможенных целях, нет правового документа, который единообразно регламентировал бы общие правовые аспекты назначения и производства экспертиз в таможенных целях, независимо в рамках таможенного контроля или любого вида судопроизводства.

Для исключения фактов получения противоречивых заключений экспертов в разных государствах-участниках при исследовании одного и того же образца товара в Таможенном кодексе Таможенного союза не должно быть отсылок к национальному законодательству государств-участников, регулирующему правовые отношения, юридические взаимодействия или формы юридических документов в сфере таможенной экспертизы.

Учитывая необходимость проведения исследования товарных знаков, должна быть введена правовая роль исследователя, на которую назначается должностное лицо экспертно-криминалистического подразделения таможенного органа при проведении исследования именно товарных знаков.

Кроме того, так как в таможенной практике России встречаются факты необоснованного назначения таможенной экспертизы специалисту, то необходимо четко разграничивать правовую роль эксперта и специалиста. В правовой доктрине существует разделение правовых ролей специалиста и эксперта, при этом специалисту запрещено проводить экспертизы и исследования.

Вопрос о необходимости создания в России специализированных судов для решения таможенных вопросов не раз поднимался в научных кругах, но так и не получил своего развития.

По мнению некоторых исследователей, таких как Е. И. Андреева, С. Н. Метельков, С. А. Кузьмин, А. В. Нестеров, необходим Федеральный закон «Об экспертизе», который обхватывал бы как деятельность государственных, так и негосударственных экспертных учреждений и частных экспертов. Это несо-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

мненно повлечет за собой необходимость кардинальной переработки многих норм закона, включая реорганизацию судебно-экспертной системы в целом.

Безусловно, нужен большой труд по решению всех обозначенных проблем, решение которых позволит на единой таможенной территории Таможенного союза:

- оптимизировать процесс назначения, организации и производства экспертиз в таможенных целях;

- снизить количество судебных решений не в пользу таможенных органов;

- поднять имидж таможенных правоохранительных служб государств-участниц Таможенного союза на должный уровень.

Библиографические ссылки

1. Таможенный кодекс Таможенного союза. М. : Рид Групп, 2012.

2. Об утверждении Порядка действий таможенных органов Российской Федерации при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности : Приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 25.03.2011 № 626.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ.

5. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации : федер. закон от 31.05.2001 №73-Ф3.

© Казакова С. В., 2013

УДК 614.8.086.5

Д. К. Киселева, О. А. Немчинов Научный руководитель - О. А. Немчинов Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королёва (национальный исследовательский университет), Самара

АНАЛИЗ СТЕПЕНИ ВОЗДЕЙСТВИЯ СИСТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПАССАЖИРОВ АЭРОПОРТА

Произведен анализ безопасности и обоснованности применения металлодетекторны, мультиволновых и рентгеновских сканеров в аэропортах. Оценивается так же возможность оценки минимально и максимальной дозы облучения и возможность защиты от вредных воздействий всех представленных видов сканеров.

Вопросам антитеррористической защиты всегда уделялось большое внимание, особенно если дело касается особенно уязвимых объектов транспорта. Благодаря новым технологиям степень защиты в аэропортах сейчас находится на высоком уровне, но в последнее время СМИ всё чаще пишут об угрозе систем обеспечения авиационной безопасности для здоровья населения. Вот лишь некоторые примеры заголовков: «Роспотребнадзор обеспокоен массовым насаждением сканеров»; «Сканеры в аэропортах не опасны»; «Жесткие рамки. Роспотребнадзор предупреждает: сканирование в аэропортах вредно».

Противоречивые заголовки результат путаницы понятий. В целях безопасности полетов в каждом аэропорту действительно установлены сканеры, но не все они одинаково безопасны. Принципиально сканеры делятся на два типа - металлодетекторные (так называемые рамки) и сканеры, создающие полное изображение тела человека на экране [1].

Металлодетектор - электронный прибор, позволяющий обнаруживать металлические предметы. Принцип основан на возбуждении в зоне расположения металлического объекта импульсных вихревых токов. Системы признаны абсолютно безвредными и применяются повсеместно. Внешне выглядят как буква «П», через которую надо проходить не останавливаясь.

Если сканер выглядит как две будки, между которыми приходится останавливаться - это рентгенов-

ский сканер. Сканирование производится плоским веерообразным рентгеновским лучом. Система создает изображения с высоким разрешением, позволяющие оператору легко выявлять спрятанные опасные предметы. Безопасность для здоровья таких сканеров спорна: пассажир, прошедший контроль, получает дозу ионизирующего излучения. Количественное значение единовременной дозы зависит от модели установки. В таблице представлены две наиболее известные:

Название Производитель Норма дозы в год (по стране) Доза за 1 досмотр Безопасная доза в год (количество досмотров)*

Homosc an СКБ«Медрен тех», Москва, Россия 1мЗв 0,35 мкЗв 500

Secure 1000 Яар18еап, США От 0,1 до 1мЗв (в разных штатах) 0,1 мкЗв 800

*По данным сайта «Бюро научно-технической информации» [2].

В таблице цифры безопасных досмотров не пропорциональны единовременным и по странам разные. В официальном экспертном заключении к установке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.