Научная статья на тему 'Анализ степени воздействия систем обеспечения авиационной безопасности на пассажиров аэропорта'

Анализ степени воздействия систем обеспечения авиационной безопасности на пассажиров аэропорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
277
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киселева Д.К., Немчинов О.А.

Произведен анализ безопасности и обоснованности применения металлодетекторны, мультиволновых и рентгеновских сканеров в аэропортах. Оценивается так же возможность оценки минимально и максимальной дозы облучения и возможность защиты от вредных воздействий всех представленных видов сканеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Киселева Д.К., Немчинов О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ степени воздействия систем обеспечения авиационной безопасности на пассажиров аэропорта»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

мненно повлечет за собой необходимость кардинальной переработки многих норм закона, включая реорганизацию судебно-экспертной системы в целом.

Безусловно, нужен большой труд по решению всех обозначенных проблем, решение которых позволит на единой таможенной территории Таможенного союза:

- оптимизировать процесс назначения, организации и производства экспертиз в таможенных целях;

- снизить количество судебных решений не в пользу таможенных органов;

- поднять имидж таможенных правоохранительных служб государств-участниц Таможенного союза на должный уровень.

Библиографические ссылки

1. Таможенный кодекс Таможенного союза. М. : Рид Групп, 2012.

2. Об утверждении Порядка действий таможенных органов Российской Федерации при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности : Приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 25.03.2011 № 626.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ.

5. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации : федер. закон от 31.05.2001 №73-Ф3.

© Казакова С. В., 2013

УДК 614.8.086.5

Д. К. Киселева, О. А. Немчинов Научный руководитель - О. А. Немчинов Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королёва (национальный исследовательский университет), Самара

АНАЛИЗ СТЕПЕНИ ВОЗДЕЙСТВИЯ СИСТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПАССАЖИРОВ АЭРОПОРТА

Произведен анализ безопасности и обоснованности применения металлодетекторны, мультиволновых и рентгеновских сканеров в аэропортах. Оценивается так же возможность оценки минимально и максимальной дозы облучения и возможность защиты от вредных воздействий всех представленных видов сканеров.

Вопросам антитеррористической защиты всегда уделялось большое внимание, особенно если дело касается особенно уязвимых объектов транспорта. Благодаря новым технологиям степень защиты в аэропортах сейчас находится на высоком уровне, но в последнее время СМИ всё чаще пишут об угрозе систем обеспечения авиационной безопасности для здоровья населения. Вот лишь некоторые примеры заголовков: «Роспотребнадзор обеспокоен массовым насаждением сканеров»; «Сканеры в аэропортах не опасны»; «Жесткие рамки. Роспотребнадзор предупреждает: сканирование в аэропортах вредно».

Противоречивые заголовки результат путаницы понятий. В целях безопасности полетов в каждом аэропорту действительно установлены сканеры, но не все они одинаково безопасны. Принципиально сканеры делятся на два типа - металлодетекторные (так называемые рамки) и сканеры, создающие полное изображение тела человека на экране [1].

Металлодетектор - электронный прибор, позволяющий обнаруживать металлические предметы. Принцип основан на возбуждении в зоне расположения металлического объекта импульсных вихревых токов. Системы признаны абсолютно безвредными и применяются повсеместно. Внешне выглядят как буква «П», через которую надо проходить не останавливаясь.

Если сканер выглядит как две будки, между которыми приходится останавливаться - это рентгенов-

ский сканер. Сканирование производится плоским веерообразным рентгеновским лучом. Система создает изображения с высоким разрешением, позволяющие оператору легко выявлять спрятанные опасные предметы. Безопасность для здоровья таких сканеров спорна: пассажир, прошедший контроль, получает дозу ионизирующего излучения. Количественное значение единовременной дозы зависит от модели установки. В таблице представлены две наиболее известные:

Название Производитель Норма дозы в год (по стране) Доза за 1 досмотр Безопасная доза в год (количество досмотров)*

Homosc an СКБ«Медрен тех», Москва, Россия 1мЗв 0,35 мкЗв 500

Secure 1000 Яар18еап, США От 0,1 до 1мЗв (в разных штатах) 0,1 мкЗв 800

*По данным сайта «Бюро научно-технической информации» [2].

В таблице цифры безопасных досмотров не пропорциональны единовременным и по странам разные. В официальном экспертном заключении к установке

Секция «Современнее логистические технологии в развитии аэрокосмического комплекса»

НошоБсап указано: «При 1200 сканированиях в год, доза облучения контролируемого человека не превысит 0,3 м3в в год, что составляет 30 %, от предела дозы. ... Если число индивидуальных контролей для отдельных людей может превысить 40 в год, то такой вид использования возможен только по согласованию с органами Роспотребнадзора» [3].

Важный момент: предел составляет 1мЗв, но при достижении цифры 14 мкЗв (40 сканирований), необходимо согласование. Дело в том, что нижнего порога появления биологического эффекта от радиации нет. Безопасная доза 1мЗв в год означает, что ежегодное такое облучение на протяжении 70 лет приводит к возникновению дополнительных 50 смертей на миллион человек. Такие числа называются приемлемыми, соизмеримо пользе от использования радиации [4]. Но национальные нормы радиационной безопасности не учитывают: не смертельные раки, вызванные радиацией, появление передающихся генетических мутаций, другие развивающиеся под воздействием радиации заболевания и широкий спектр иных последствий облучения.

Важно также знать, что эмбриональные клетки, сетчатка глаза и покровы кожи, ослабленные болезнями органы принимают на себя дозу, в порядки больше средней (1мЗв).

Можно обезопасить себя, зная следующее: многие страны уже отказались использовать рентгеновские сканеры; системы предназначены для выборочного контроля; часто летающим пассажирам, беременным и пассажирам со слабым здоровьем можно выбрать безопасную альтернативу - ручной досмотр.

Другой современной альтернативой является миллиметровый сканер, который использует в своей работе волны миллиметрового диапазона (радио-, световые или тепловые волны), т.е. неионизирующую радиацию, которая не вредит здоровью, но обеспечивает высокое качество изображения и достойный уровень безопасности. Многие аэропорты уже перешли только на миллиметровые сканеры. Внешне это кабины с двумя прозрачными стенами, где однократно перемещаются две антенны.

Таким образом, обеспечить свою безопасность пассажир может, если научится визуально отличать одну установку от другой или будет уточнять информацию у сотрудников службы авиационной безопасности, и с осторожностью относиться к отельному виду сканеров.

Библиографические ссылки

1. Патрышева А. Сканеры в аэропортах [Электронный ресурс] URL: http://avia.travel.ru/airports/ 185242.html (дата обращения: 15.01.2013).

2. Информационная система «Техника для спецслужб» [Электронный ресурс]. URL: www.bnti.ru (дата обращения: 15.01.2013).

3. Экспертное заключение на установку персонального досмотра «Homo-scan» [Электронный ресурс]. URL: http://www.медрентех.рф (дата обращения: 18.01.2013).

4. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009).

© Киселева Д. К., Немчинов О. А., 2013

УДК 658.7

О. И. Ковалева Научный руководитель - Н. В. Широченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Рассмотрены особенности реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами, описаны возможные риски при осуществлении данной программы и представлен перечень мероприятий, позволяющий их минимизировать.

Отличительной особенностью настоящего этапа развития логистики является стремительное возрастание роли услуг. Логистический подход в здравоохранении может быть использован на макро- и микроуровне. Он знаменует переход от управления объектами к управлению процессами. На микроуровне в здравоохранении каждое лечебно-профилактическое учреждение может рассматривать как объект материально-технического обеспечения с широкой номенклатурой материальных ресурсов (медикаментов, медицинского оборудования и т. д.). В сфере фармацевтического обеспечения логистический менеджмент может существовать как особый вид предпринимательства по закупке, хранению, доставке товаров потребителям.

Обеспечение мер социальной поддержки граждан в части лекарственного обеспечения (далее - ЛО) на территории края осуществляется в соответствии с нормативными и правовыми актами РФ и Красноярского края.

Финансирование расходов, связанных с оказанием гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - НСУ), предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, осуществляется за счет средств, поступающих в виде субвенций федерального бюджета бюджету края [1].

Участниками реализации программы на территории края являются: министерство здравоохранения Красноярского края (МЗ КК), Красноярский краевой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.