4.7. ПРОБЛЕМЫ СУВЕРЕННОСТИ АБХАЗСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Гучуа Екатерина Борисовна, аспирантка кафедры теории и истории государства и права, Российский государственный социальный университет Контакты автора: [email protected]
Аннотация. Процесс «перестройки», начавшийся в СССР в 80-е годы обнажил многие политические, правовые, экономические, а также этнические проблемы. Государственно-правовые реалии в Грузии конца 80-х - начала 90-х гг. (отказ Грузинской ССР от участия во всесоюзной референдуме 17 марта 1991 г. и проведение вместо него 31 марта 1991 г. референдума о восстановлении государственной независимости Грузии) повлекли за собой события, положившие начало возрождению государственной независимости Абхазии. В новых политико-правовых условиях был поставлен вопрос о восстановлении, существовавшего до 1931 г. союзного статуса республики, утраченного ей в результате ее включения в состав Грузинской ССР на правах автономии. Ключевые слова: суверенитет, независимость, референдум, абхазская государственность, распад СССР, Абхазская Автономная Советская Социалистическая Республика, Грузинская Советская Социалистическая Республика
PROBLEMS OF THE SOVEREIGNTY OF THE ABKHAZIAN STATEHOOD DURING THE POST-SOVIET PERIOD
Guchua Ekaterina Borisovna, postgraduate student at chair of Theory and History of State and Law, Russian State Social University
Annotation: The Process of "reorganization" which had begun in the USSR in 80th years has bared many political, legal, economic, and also ethnic problems. State-legal realities in Georgia of the end 80 - the beginnings of 90th (refusal of the Georgian Soviet Socialist Republic of participation in all-Union a referendum on March, 17th, 1991 and carrying out instead of it on March, 31st, 1991 a referendum about restoration of the state independence of Georgia) have caused the events which have begun revival of the state independence of Abkhazia. In new political and legal conditions the attention to the question on the restoration, the status of the allied status of the republic existing till 1931, lost to it as a result of its inclusion in structure of the Georgian Soviet Socialist Republic as an autonomy has been brought.
Keywords: the sovereignty, independence, a
referendum, the Abkhazian statehood, disintegration of the USSR, Abkhazian Independent Soviet Socialist Republic, the Georgian Soviet Socialist Republic
80-е годы XX столетия политика руководства Г рузии, а также и руководства СССР в отношении статуса Абхазии оставалась прежней. В ноябре 1988 г. оппозиция
Грузии требовала выхода республики из состава СССР.
18 марта 1989 г. политические события в Грузии отозвались в Абхазии проведением 30-тысячного народного схода в историческом центре Абхазии -селе Лыхны Гудаутского района, где когда-то началось восстание 1866 г. На сходе собравшиеся приняли Обращение к руководству СССР с просьбой о восстановлении, существовавшего до 1931 г. статуса союзного статуса республики. Сильной критике в данном документе была подвергнута сталинская модель национально-государственного устройства страны. В частности, отмечалось, что «пора, наконец, решительно приступить к реорганизации не оправдавших себя политических институтов. До каких пор будет существовать средневековая иерархия, делящая народы на ранги, подчиняющая одни республики другим?".1 Это обращение к руководству СССР осталось без ответа.
Общественно-политическая обстановка в Абхазии и в Грузии стала напряженной. Официальные грузинские печатные издания публиковали призывы явно националистического направления к населению. Например, грузинский писатель Чабуа Америджиби писал тогда такое: "Абхазы - грузинское племя. А те, кто пришел к нам с Северного Кавказа - всякая шваль, адыгея, убийцы и полудикие племена..." .2 "Пару веков тому назад, - писали М. Кахидзе, Р. Мишвеладзе, Т. Мебуришвили, Г. Джумухидзе, - с Северного Кавказа к нам пришли адыгские племена [апсилы и абазги]. Мы пригрели их на нашей грузинской земле... Пришелец из-за гор, покрывший мхом нашу национальную плоть, оспаривает нашу землю".3 Р. Мишвеладзе, в сою очередь, направил открытое письмо писателю Фазилю Искандеру, в котором писал: "...в природе никогда и нигде не существовали ни абхазский язык, ни абхазская культура, а проклятые большевики ввели в заблуждение наивных адыгейцев, придумали для них на территории Грузии абхазскую автономию, в паспортах записали несуществующую национальность "абхаз"".4
В Абхазии 15-16 июля 1989 г. Верховный Совет Абхазской АССР, был вынужден обратиться к председателю Верховного Суда СССР с просьбой «взять под контроль уголовные дела по обвинению лиц абхазской национальности в связи с событиями 15-16 июля в Абхазии, передать их в любой из судов, за исключением судов Грузинской ССР»,5 ибо имели место массовые нарушения со стороны органов Грузии в предварительном следствии в отношении обвиняемых именно абхазской национальности.6
В практику дискредитации и шельмования абхазов тогда были втянуты и некоторые организации Грузии (например, «Грузинский Хельсинкский Союз», «Общество Ильи Чавчавадзе» и другие). Обстановка обострялась, что привело даже к массовым столкновениям и гибели людей. И только введение особого режима,
1 Доклад С. М. Шамба «О 20-летии движения "Аидгылара" и на-
ционально-освободительной борьбе народа Абхазии»// ИА «Кедпит», 17.12.2008 http://www.regnum.ru/news/fd-
аЬгоаіі/1100732.html
2
Газета "Российские вести", 22 октября 1992.
3 Газета "Ахалгазрда коммунисти", 6 мая 1989.
4 Газета "Ахалгазрда ивериели", 11 декабря 1990.
5 Обращение к Председателю Верховного Суда СССР тов. Смоленцеву Е.А. депутатов ВС Абхазской АССР. Май, 1990 г.// Важная веха в Истории Абхазии. Сборник документов и материалов. - Сухум, 2002. - С. 60-62
6 Там же.
обеспечиваемого силами внутренних войск МВД СССР, позволило несколько стабилизировать обстановку.
Верховный Совет СССР по событиям в Абхазской АССР принял специальное Постановление «О событиях в Абхазской АССР». 7 Верховный Совет Абхазской АССР 31 июля 1989 г. образовал комиссию по расследованию обстоятельств и причин межнационального конфликта в автономной республике.8
В условиях нарастания национально-правовых и политических конфликтов в СССР произошли некоторые изменения союзного законодательства в части упорядочения взаимоотношений субъектов СССР и автономий в составе советских республик. Был принят Закон СССР «О разграничении полномочий между Союзом СССР и субъектами федерации».9 В нем подчеркивалось, что «автономные советские социалистические государства являются субъектами федерации -СССР, которые входят в состав союзных республик на основе свободного самоопределения народов, «обладают всей полнотой государственной власти на своей территории». 10
Но в Грузинской ССР уже перестали признавать законы СССР. 11 В Грузии возникли идеи о «восстановлении независимого Грузинского государства.12
Союзный рабоче-крестьянский договор между ГССР и РСФСР от 21 мая 1921 года и Союзный договор об образовании Федеративного Союза Социалистических Советских Республик Закавказья от 12 марта 1922 года так же стали считать незаконными, т.к. они были заключены якобы в условиях аннексии территории Грузии со стороны военного контингента России.
Верховный Совет Грузинской ССР 9 марта 1990 года принял Постановление о создании правового механизма восстановления Государственной Независимости Грузии13 наряду с другими правовыми актами о фактическом выходе из Союза ССР14.
Нормативно-правовые акты СССР, не соответствовавшие интересам Грузии в Грузии перестали исполняться. Общесоюзный орган государственной власти вынужден был, по нашему мнению, тогда обсуждать вопросы, связанные с возможностью выхода из СССР некоторых союзных республик.
Так, 3 апреля 1990 года был принят Закон СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР»15. Согласно ст. 2 Закона решение о выходе союзной республики из СССР
7 Постановление ВС СССР «О событиях в Абхазской СССР» от
17 июля 1989 г. № 238-1//Важная веха в Истории Абхазии. Сборник документов и материалов. - Сухум, 2002. - С. 47-48.
8 Постановление Президиума ВС Абхазской АССР «О создании комиссии по расследованию обстоятельств и причин межнационального конфликта в автономной республике» от 31 июля 1989 г. № 13.04-Х1.// Важная веха в Истории Абхазии. Сборник документов и материалов. - Сухум, 2002. - С. 51-53.
9 Закон СССР от 26.04.1990 "О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации"// Свод законов СССР. Т. 1, 1990. - С. 11-12.
10 Статья 1 Закона СССР от 26.04.1990 "О разграничении пол-
номочий между Союзом ССР и субъектами федерации".
— См. подробнее: Сагариа Б.Е. Важная веха в истории Абхазии. Сборник документов и материалов. - Сухум, 2002. - С. 3.
— Ведомости Верховного Совета Грузинской ССР. - Тб., 1990,
№ 3. - С. 38-40
— Ведомости Верховного Совета Грузинской ССР, 1990, № 6, стр. 41.
— Ведомости Верховного Совета Грузинской ССР, 1990 г., № 3, стр. 52.
— Закон СССР от 03.04.1990 «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» / «Свод законов СССР», Т. 1. - С. 11-16, 1990 г.
должно было приниматься свободным волеизъявлением народов союзной республики путем референдума (народного голосования). В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум должен был проводиться отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохранялось право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственноправовом статусе (ст.3).
В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области, автономные округа или места компактного проживания национальных групп, упомянутых в части второй статьи 3 данного Закона, итоги референдума должны были рассматриваться Верховным Советом союзной республики совместно с Верховным Советом автономной республики и соответствующими Советами народных депутатов (ст.6).
В соответствии со ст.7 Закона Верховный Совет союзной республики представлял Верховному Совету СССР итоги референдума. Верховный Совет союзной республики, имеющей в своем составе автономные образования или места компактного проживания национальных групп, представлял в Верховный Совет СССР итоги референдума по каждой автономной республике с выводами и предложениями соответствующих органов государственной власти. Верховный Совет СССР вносил их на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР.
В переходный период на территории выходящей республики сохраняли свое действие Конституция СССР и законы СССР.
Таким образом, включение в состав Грузинской республики автономий при их выходе из состава СССР носил незаконный характер, ибо принимая правовые акты о восстановлении независимого статуса Грузии, ее руководство сознательно игнорировало нормы Закона от 3 апреля 1990 г., предоставлявшие автономиям право самостоятельно решать вопрос о пребывании в составе СССР.
В сложной политической обстановке начала 90-х годов ХХ века Верховный Совет Абхазии приступил к подготовке проекта Постановления «О правовых гарантиях защиты государственности Абхазии». И 25 августа 1990 г. в г. Сухуме на Х сессии Верховного Совета Абхазии был вынесен вопрос о правовых гарантиях защиты государственности Абхазии и о внесении изменений и дополнений в конституцию Абхазской АССР.
Многими исследователями подчеркивались противоречия в осуществлении политики разрешения национальных отношений в России. Ведь ленинская модель предполагала создание добровольного союза государств, основанного на свободном самоопределении народов... Но реальное формирование СССР, включавшее и Грузинскую ССР, «осуществлялось по сталинским представлениям унитарного государства».16 И.В.Сталин был сторонником единого, строго централизованного государства17.
— Сагариа Б.Е. Важная веха в истории Абхазии. - Сухум, 2008.
- С.7.
—И.В.Сталин писал: «Абхазия составляет автономную часть независимой Грузии, самостоятельных представителей при РСФСР не имеет и не должна иметь, в виду чего кредитов от РСФСР не может получить. Наркомнац И. Сталин»// ЦПА ИМЛ
Итогом Х сессии стало принятие Постановления Верховный Совет Абхазии «О правовых гарантиях защиты государственности Абхазии» и Декларации «О государственном суверенитете Абхазской Советской Социалистической Республики».
В Постановлении подчеркивалось, что руководство Грузинской ССР, издав ряд актов о восстановлении ее государственности, «подготовило правовые основы восстановления государственности Грузии, существовавшей ко времени ее советизации в феврале 1921 года. При этом Верховный Совет Абхазской АССР признал право самоопределения грузинского народа его неотъемлемым правом. Однако вопрос правового статуса автономий в составе Грузинской ССР остался неразрешенным. Таким образом, «не остается сомнений на тот счет, что в случае выхода Грузии из состава СССР, входящие в нее автономии последуют за ней автоматически». Верховный Совет Абхазской АССР выразил свое несогласие с данным фактом, и представил свои основания против подобного решения Грузинской ССР.
Во-первых, исторически Абхазия вступила под покровительство российской империи в 1810 году как самостоятельное независимое от грузинских политических образований государство.
Во-вторых, после Февральской революции 1917 г. и начала распада российской империи, Абхазия вошла в состав «Юго-восточного Союза горцев Кавказа, казачьих войск и вольных народов степей», к которому Грузия никакого отношения не имела.
В-третьих, в феврале 1918 года между Абхазией и Грузией было заключено соглашение, в котором признавалось существование «единой, нераздельной Абхазии в пределах от реки Ингур до реки Мзымта», что и тогда указывало на независимый политико-правовой статус Абхазии.
В-четвертых, что касается 1918-1921 гг., то в то время Абхазия была оккупирована войсками мелкобуржуазного Правительства т.н. Грузинской Демократической Республики, затем восстановила свою государственную самостоятельность и в виде провозглашенной Союзной Советской Социалистической республики наравне с другими ССР стала частью федеративного Союза ССР.
В-пятых, преобразование Абхазской ССР в автономную республику в составе Грузинской ССР с грузинской стороны происходило фактически насильственно, без согласия первой и в условиях поддержки со стороны Сталина И.В., оказавшегося у руля руководства СССР.
В августе 1990 года Верховный Совет Абхазской АССР вновь подчеркнул, что Демократическая Республика Грузия, нарушив Договор от 11 июня 1918 года, а также заключенное ранее соглашение между Абхазским народным советом и национальным Советом Грузии от 9 февраля 1918 г. осуществив во второй половине июня 1918 г. военное вмешательство в жизнь и деятельность Абхазии и насильственно присоединило территорию Абхазии.
Верховный Совет Абхазской АССР признал противоправным и недействительным в части, касающейся территории Абхазии, договор между Грузией и РСФСР, заключенный 7 мая 1920 г. в условиях оккупации независимой Абхазии.
при ЦК КПСС. - Ф. 64. - Оп. 2. - Д.105. - Л. 56 - 57; Советская Абхазия. - 1989. - 24 марта.
Более того, все постановления ВС Грузинской ССР , в частности от 18 ноября 1989 года, от 9 марта и от 20 июня 1990 года о государственных структурах, существовавших и существующих в Грузии с февраля 1921 года были признаны незаконными и недействительными. Из этого логически следовало, что все договорные отношения между Грузией и Абхазией, заключенные прежними органами государственной власти, также являются незаконными, а вхождение Абхазии в состав Грузинской ССР было лишено правовых оснований. Законной формой государственности Абхазии является лишь Советская Социалистическая Республика Абхазия, созданная свободным волеизъявлением народов Абхазии и провозглашенная 21 марта 1921 года.
Когда в 1989 г. в Грузии возникло движение за выход из состава СССР, которое усилилось на фоне разрастания противоречий между Грузией и Абхазией 9 апреля 1989 г.,18 Верховный Совет Грузинской ССР в одностороннем порядке принял документы, которые положили начало процессу выхода Грузии из состава
СССР.19
После того, как желание выйти из состава СССР было озвучено представителями Грузинской ССР на сессии Верховного Совета СССР в 1990 г., представители Абхазии заявили о том, что Абхазия, в свою очередь, избрала новый путь своего развития вне грузинского государства и готова подписать Союзный договор на правах самостоятельной республики.
С ноября 1990 года, когда председателем ВС Грузии стал Гамсахурдиа, грузинский парламент в спешном порядке принимал дальнейшие решения, ущемляющие суверенные права абхазского народа, а также Аджарии и Южной Осетии. Грузинские СМИ развернули тенденциозную пропаганду, грубо искажавшую политическую и этнокультурную историю Грузии и особенно Абхазии.
В августе 1990 г. Верховный Совет Абхазской АССР в соответствии со статьей 73 п. 1 Конституции СССР 1978 г. поставил перед Верховным Советом СССР вопрос о принятии (восстановлении) государственного статуса Абхазии, провозглашенного 21 марта 1921 го-да.20 И выразил желание начать переговоры с Грузией о дальнейших государственно-правовых отношениях между ними.
В Декларации «О государственном суверенитете Абхазской Советской Социалистической Республики»,21 Верховный Совет Абхазской АССР, «выражая волю всего народа республики и реализуя его неотъемлемое право на самоопределение», провозгласил Абхаз-
18 9 апреля 1989 г. в г. Тбилиси состоялся разгон митинга силами войск Министерства обороны СССР, повлёкший человеческие жертвы.
19 Особое внимание хотелось бы обратить на Постановления ВС Грузинской ССР от 18 ноября 1989 г. и 9 марта 1990 г. Эти документы признавали незаконными все органы государственной власти, учрежденные на территории Грузии после 25 февраля 1921 г., а поэтому все правовые акты, изданные этими органами, признавались не имеющими юридической силы. То есть, Грузинская ССР признала также неправомерность договоров, заключенных после вышеуказанных событий 1921 г. Следовательно, и включение Абхазской ССР в состав Грузинской ССР на уровне Автономной ССР (АССР), состоявшееся в 1931 г. Выходит, что этот акт не имеет юридической силы.
— Постановление Верховного Совета Абхазской АССР «О правовых гарантиях защиты государственности Абхазии» от 25 августа 1990 г. // «Советская Абхазия», 28 августа 1990 г.
— Декларация «О государственном суверенитете Абхазской Советской Социалистической Республики» от 25 августа 1990 г. // «Советская Абхазия», 28 августа 1990 г. № 164.
скую Советскую Социалистическую Республику суверенным социалистическим государством, созданным на основе осуществления абхазской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, верховенства народа в определении своей судьбы, и что суверенитет Абхазской ССР распространялся на всю территорию Абхазской ССР.
Предполагалось формирование двухпалатного Верховного Совета: первая палата - Совета Республики, вторая - Совета национальностей.22 Проект закона о двухпалатном ВС в Абхазской ССР был негативно воспринят властями Грузии.
24 декабря 1990 года депутаты IV Съезда народных депутатов СССР выступили за сохранение Союза ССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере обеспечиваться права и свободы человека любой национальности .23
Тогда же по инициативе Президента СССР М.С.Горбачева Съездом было принято постановление о проведении референдума по вопросу о сохранении обновлённого Союза как федерации равноправных суверенных Советских Социалистических Республик.24 27 декабря 1990 г. был принят Закон СССР «О всенародном голосовании (референдуме СССР)».25
Но не все союзные республики поддержали проведение референдума. Отказались от его проведения Литва, Эстония, Латвия, Молдавия, Армения и Грузия. Власти Грузии бойкотировали референдум СССР, а на 31 марта было назначено проведение республиканского референдума о выходе Грузинской ССР из состава Союза ССР и восстановлении государственного суверенитета.
6 марта 1991 года съезд Союза общественнополитических организаций принял Обращение к народам Абхазии в связи с предстоявшим референдумом 17 марта 1991 г., Обращение к грузинскому народу и провел 10 марта 1991 года 30-тысячный митинг по защите абхазской государственности, и в поддержку предстоявшего Всесоюзного референдума.
Во всесоюзном референдуме о будущем СССР как федеративного государства, состоявшемся 17 марта 1991 года приняли участие 148,5 миллиона (79,5 %); из них 113,5 миллиона (76,43 %) высказались за сохранение обновлённого СССР.26 В этот же день в Абхазии также состоялся референдум о сохранении СССР. В голосовании приняло участие 52,3% граждан. При этом 98,6% голосовавших высказались за сохранение СССР, 0,9% - против и 0,5 % воздержались.27 Таким образом, за сохранение единого политикоправового пространства - СССР высказались представители всех проживающих на территории Абхазии народов. Грузия, в свою очередь, отказалась от прове-
22 См.: Барциц И.Н. Становление современной абхазской государственности: вызовы, векторы, вопросы. - М.: Рагс, 2009 -С.50.
23 Постановление СНД СССР от 24.12.1990 г. № 1853-1 «О сохранении Союза ССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик» // Ведомости СНД и ВС СССР. — 1990. — № 52. — ст. 1158.
24 Постановление СНД СССР от 24 декабря 1990 года № 1856-1 «О проведении референдума СССР по вопросу о Союзе Советских Социалистических Республик» // Ведомости СНД и ВС СССР. — 1990. — № 52. — ст. 1161.
25 Закон СССР от 27 декабря 1990 года № 1869-1 «О всенародном голосовании (референдуме СССР)» // Ведомости СНД и ВС СССР. — 1991. — № 1. — ст. 10.
26 Об итогах референдума СССР, состоявшегося 17 марта 1991 года (Из сообщения Центральной комиссии референдума СССР) // Известия. — 1991. — 27 марта.
27 См.: И.Н. Барциц. Указ. соч. - С.54.
дения у себя референдума на предмет сохранения Союза ССР, и объявила о стремлении организовать референдум о независимости республики.
Такое решение руководства Грузинской ССР нарушало принятый в 1990 г. Закон "О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации", согласно которому «за каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР». Причем решение о выходе союзной республики из СССР должно было приниматься свободным волеизъявлением народов союзной республики путем референдума (народного голосования).2 Но в Грузинской ССР 31 марта 1991 г. все-таки состоялся референдум о восстановлении государственной независимости Грузии, на котором за восстановление государственной независимости Грузии и выход Грузии из СССР, якобы проголосовало 98,9 % голосовавших.29 Абхазия отказалась принимать участие в этом референдуме из-за его незаконности.
В связи с такой реакцией в Грузии 3 апреля 1991 г. Комитет Конституционного надзора СССР своим Постановлением № 18 «О законодательных актах, принятых в связи с проведением референдума СССР» признал решение Грузинской ССР «противоречащим действующему законодательству и ущемляющим права граждан».30
Несмотря на негативную оценку Комитета конституционного надзора СССР, 9 апреля 1991 г. Верховный Совет Грузии принял Акт о восстановлении государственной независимости Грузии,31 и провозгласил действительными Акт о независимости 1918 года и Конституцию 1921 года. Была введена и должность Президента Республики Грузия. Таким образом, принятие этого Акта, означало также и восстановление независимого политико-правового статуса Абхазии, т.к. последняя в то время являлась самостоятельной государственной единицей.
Таким образом, Грузинская ССР, в состав которой на основании акта 1931 г. входили автономные образования - Абхазская АССР, Аджарская АССР и ЮгоОсетинская автономная область, прекратили свое существование. Объявив себя независимой 25 августа 1990 года и объявив прекратившими действие все нормативно-правовые акты советского государства, восстановив действительность Акта о независимости от 26 мая 1918 года, Грузия фактически (юридически) подтвердила суверенитет Абхазии.32 Но, тем не менее, отвергала самостоятельное существование и жизнедеятельность Абхазии как государства вне Грузии. Определяя государственные границы нового государства грузинские руководители все же включили в ее состав автономии. А Абхазию, Южную Осетию и Аджарию стали считать административно-территориальными уездами (районами).
2828 Закон СССР от 26.04.1990 "О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации"// Свод законов СССР. Т. 1, 1990. - С. 44-12.
2929 Газета "Голос народа", 1995, 94-98,- Тбилиси. - С. 470-475; Nationalist Ideals Drive Georgian's Kremlin Battle. Los Angeles Times (April 09, 1991).
30 Постановление Комитета Конституционного надзора СССР от 03.04.1991 г. № 18 "О законодательных актах, принятых в связи с проведением референдума ССР».// "Ведомости СНД и ВС СССР", 1991, N 17, ст. 499.
31 Свободная Г рузия. 1991. 10 апр.
32 Квициния Н.В. Право Абхазии на самоопределение и восстановление государственности. Диссертация кандидата юридических наук. - М, 2007. - С.69.
Несмотря на отказ населения Абхазии принимать участие в референдуме по вопросу восстановлении независимой государственности Грузии, в Конституции Грузии 1995 г. тем не менее отмечалось, что статус Грузии как независимого государства якобы был «подтвержден референдумом, проведенным 31 марта 1991 г. на всей территории страны, включая Абхазскую АССР и бывшую Юго-Осетинскую автономную об-
33
ласть» .
Итак, Конституция Грузии 1995 г. принималась в то время, когда Абхазия юридически не входила в ее состав, имела свою Конституцию от 26 ноября 1994 г., Декларацию « О государственном суверенитете» от 25 августа 1990 года и Закон «О гражданстве» от 10 декабря 1993 года. Преамбула Конституции Грузии 1995 г. подтверждает правопреемство только в отношении Демократической Республики Грузия (ДРГ), существовавшей с 1918 по 1921 гг. Еще в феврале 1992 года власти Грузии приняли решение о переходе к Конституции Грузии 1921 года, в которой отношения тогда с Абхазией вовсе не были юридически определены. Таким образом, Грузия как бы «собственноручно» лишила себя правовой возможности на притязания по отношению к Абхазии. Юридически, оставаясь субъектом СССР, Абхазия наряду с другими союзными республиками в период с 25 августа 1990 г (со времени принятия Грузией «Акта о независимости») и до распада СССР 21 декабря 1991 г. продолжала участвовать как самостоятельный субъект в переговорах по вопросу реформирования Союза, в силу чего Председатель Верховного Совета Абхазии являлся членом Совета Федерации СССР и членом Верховного Совета СССР. Верховный Совет и, тем более, Съезд народных депутатов СССР не принимали решений об отнесении Абхазской АССР к Грузии, как ее территориальной части .
Указанные обстоятельства свидетельствуют, с одной стороны, о восстановлении суверенитета у Абхазии на время образования самостоятельного государства -Грузия, с другой стороны, о сознательных нарушениях прав и законных интересов населения автономий, полного пренебрежения их мнением в процессе создания независимого грузинского государства вопреки действовавшему союзному законодательству.
Список литературы:
1. Ахалгазрда коммунисти. - 1989. - 6 мая.
2. Ахалгазрда ивериели. - 1990. - 11 декабря.
3. Барциц И.Н. Становление современной абхазской государственности: вызовы, векторы, вопросы. - М.: Рагс, 2009.
4. Важная веха в Истории Абхазии. Сборник документов и материалов. - Сухум, 2002.
5. Ведомости Верховного Совета Грузинской ССР. - Тб., 1990, № 3.
6. Ведомости Верховного Совета Грузинской ССР, 1990, № 6.
7. Ведомости Верховного Совета Грузинской ССР, 1990 г., № 3.
8. Ведомости СНД и ВС СССР. — 1990. — № 52. — ст. 1158.
9. Ведомости СНД и ВС СССР. — 1991. — № 1. — ст. 10.
10. Ведомости СНД и ВС СССР. - 1991, N 17, ст. 499.
11. Г олос народа. - 1995.
12. Доклад С. М. Шамба «О 20-летии движения "Аидгылара" и национально-освободительной борьбе народа Абхазии»// [Элек-тронныйресурс] ИА «Кедпит»,17.12.2008
13. Известия. — 1991. — 27 марта.
14. Квициния Н.В. Право Абхазии на самоопределение и восстановление государственности. Диссертация кандидата юридических наук. - М, 2007.
15. Конституция Грузии (Принята 24 авг. 1995 г.) / - М.: ГИС, 1996.
33 Статья 1 Конституции Грузии (Принята 24 авг. 1995 г.) / - М.: ГИС, 1996.
16. Российские вести. - 1992 . - 22 октября.
17. Свободная Грузия. - 1991. - 10 апреля.
18. Свод законов СССР. Т. 1, 1990.
19. Советская Абхазия. - 1989. - 24 марта.
20. Советская Абхазия. - 1990, - 28 августа.
21. ЦПА ИМЛ при ЦК КПСС. - Ф. 64. - Оп. 2. - Д.105. - Л. 56 - 57.
22. Nationalist Ideals Drive Georgian's Kremlin Battle. Los Angeles
Times (April 09, 1991).
References:
1. Ahalgazrda communisty. - 1989. - on May, 6th.
2. Ahalgazrda iveriely. - 1990. - on December, 11th.
3. Bartsits I.N. Formation of modern Abkhazian statehood: calls, vectors, questions. - М: Rags, 2009.
4. The Major landmark in the history of Abkhazia. The collection of documents and materials. - Suhum, 2002.
5. Sheets of the Supreme body of the Georgian Soviet Socialist Republic. - Tb., 1990, № 3.
6. Sheets of the Supreme body of the Georgian Soviet Socialist Republic, 1990, № 6.
7. Sheets of the Supreme body of the Georgian Soviet Socialist Republic, 1990, № 3.
8. Sheets СНД and ВС the USSR. — 1990. — № 52. — item 1158.
9. Sheets СНД and ВС the USSR. — 1991. — № 1. — item 10.
10. Sheets СНД and ВС the USSR. - 1991, N 17, item 499.
11. People Voice. - 1995.
12. Report S.M. Shamba «About the movement 20 anniversary to" Aidgylara "and national-liberation struggle of the people of Abkhazia»// [Electronic resource] news agency "Regnum", 17.12.2008
13. News. — 1991. — on March, 27th.
14. Kvitsinija N.V. Right of Abkhazia on self-determination and statehood restoration. The dissertation of the candidate of jurisprudence. - M, 2007.
15. The Constitution of Georgia (It is accepted 24 aug. 1995) / - М: GIS, 1996.
16. The Russian messages. - 1992. - on October, 22nd.
17. Free Georgia. - 1991. - 10 апр.
18. The Code of laws of the USSR. Т. 1, 1990.
19. The Soviet Abkhazia. - 1989. - on March, 24th.
20. The Soviet Abkhazia. - 1990, - on August, 28th.
21. TSPA ИМЛ at the CPSU Central Committee. - F. 64. - In. 2. - F.105.
- P. 56 - 57
22. Nationalist Ideals Drive Georgian's Kremlin Battle. Los Angeles Times (April 09, 1991).
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Гучуа Екатерины Борисовны, выполненную на тему: Проблемы суверенности абхазской государственности в постсоветский период
Актуальность избранной проблематики не вызывает сомнений. Нельзя не согласиться с тем, что в современных условиях проблема государственности Абхазии вызывает чрезвычайный интерес для науки.
Один из основных вопросов, которые ставит перед собой автор статьи - является Абхазия на сегодняшний день суверенным государством? Историко-правовые обоснования независимого политико-правового статуса Абхазии, предложенные автором в рамках статьи, вполне объективно и полно обосновывают положительный ответ на данный вопрос.
Представленная научная статья основывается на одном из наиболее объективных и влиятельных методологических подходов исследования закономерностей возникновения и развития государства и права -материалистическом понимании общественно-исторического процесса. Автор также активно использует ряд других научных методов. Это придает работе цельность, а основным тезисам автора - глубину и прочную теоретическую обоснованность.
Автор привлекает достаточно широкий круг источников, содержащиеся в работе выводы представляются вполне состоятельными как с теоретической, так и с фактологической точки зрения.
Вывод: научная статья Гучуа Екатерины Борисовны соответствует предъявляемым требованиям и может быть рекомендована к опубликованию.
Научный руководитель, заведующий кафедрой теории и
истории государства и права РГСУ, профессор,
д.юн. В.Г. Пахомов