Научная статья на тему 'Политико-правовое положение Абхазии и Южной Осетии по Конституции СССР 1977 года и Конституции Грузинской ССР 1978 года: политические реалии позднего социализма'

Политико-правовое положение Абхазии и Южной Осетии по Конституции СССР 1977 года и Конституции Грузинской ССР 1978 года: политические реалии позднего социализма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
271
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Грузинская ССР / Южная Осетия / Абхазия / РСФСР / ЗСФСР / СССР / Тбилиси / конституция / федерация / Нация / Политика / Право / Суверенитет / Власть / Конфликт / Процесс / Georgian SSR / South Ossetia / Abkhazia / RSFSR / TSFSR / USSR / Tbilisi / Constitution / Federation / nation / Policy / Law / Sovereignty / Power / conflict / Process

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дзидзоев Валерий Дударович

Рассматривается политико-правовое положение Абхазской АССР и Юго-Осетинской автономной области по Конституции СССР 1977 г. и по Конституции Грузинской ССР 1978 г. Анализируются многочисленные попытки тбилисских властей понизить правовой статус автономий, входивших в ее состав. Вскрываются глубинные причины обострения межнациональных отношений в бывшей Грузинской ССР, сложных этнополитических процессов, которые в итоге привели в начале 90-х гг. XX в. к развалу ее территориальной целостности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We consider the political and legal status of the Abkhaz ASSR and South Ossetian autonomous region under the Constitution of the USSR in 1977 and the Constitution of the Georgian Soviet Socialist Republic in 1978 are analyzed numerous attempts to Tbilisi authorities to lower the legal status of autonomous regions that were part of it. Revealed the underlying causes of aggravation of interethnic relations in the former Georgian Soviet Socialist Republic, complex ethno-political processes which eventually resulted in the early 90s. XX century to the collapse of its territorial integrity.

Текст научной работы на тему «Политико-правовое положение Абхазии и Южной Осетии по Конституции СССР 1977 года и Конституции Грузинской ССР 1978 года: политические реалии позднего социализма»

УДК 341

ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ АБХАЗИИ И ЮЖНОЙ ОСЕТИИ ПО КОНСТИТУЦИИ СССР 1977 ГОДА И КОНСТИТУЦИИ ГРУЗИНСКОЙ ССР 1978 ГОДА: ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ ПОЗДНЕГО СОЦИАЛИЗМА

© 2011 г. В.Д. Дзидзоев

Рассматривается политико-правовое положение Абхазской АССР и Юго-Осетинской автономной области по Конституции СССР 1977 г. и по Конституции Грузинской ССР 1978 г. Анализируются многочисленные попытки тбилисских властей понизить правовой статус автономий, входивших в ее состав. Вскрываются глубинные причины обострения межнациональных отношений в бывшей Грузинской ССР, сложных этнополитических процессов, которые в итоге привели в начале 90-х гг. XX в. к развалу ее территориальной целостности.

Ключевые слова: Грузинская ССР, Южная Осетия, Абхазия, РСФСР, ЗСФСР, СССР, Тбилиси, конституция, федерация, нация, политика, право, суверенитет, власть, конфликт, процесс.

We consider the political and legal status of the Abkhaz ASSR and South Ossetian autonomous region under the Constitution of the USSR in 1977 and the Constitution of the Georgian Soviet Socialist Republic in 1978 are analyzed numerous attempts to Tbilisi authorities to lower the legal status of autonomous regions that were part of it. Revealed the underlying causes of aggravation of interethnic relations in the former Georgian Soviet Socialist Republic, complex ethno-political processes which eventually resulted in the early 90s. XX century to the collapse of its territorial integrity.

Горский государственный аграрный университет, ул. Кирова, 37, г. Владикавказ, 362040, info@gorskigau. ru

Gorsky State Agrarian University, Kirov St., 37, Vladikavkaz, 362040, [email protected]

Keywords: Georgian SSR, South Ossetia, Abkhazia, RSFSR, TSFSR, USSR, Tbilisi, constitution, federation, nation, policy, law, sovereignty, power, conflict, process.

В 1977 г., как и в предыдущие годы, высшее политическое руководство СССР, а также Грузинской ССР не уставало повторять, что на территории всей страны «победила ленинская национальная политика», а реальным фактом советской действительности стал нерушимый и «прочный союз рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции». Во всех партийно-советских документах многократно повторялось, что рабочий класс, колхозное крестьянство и народная интеллигенция связаны общностью коренных интересов, имеют единые цели, решают общие задачи, главные из которых «строительство коммунистического общества». В Конституции СССР 1977 г. провозглашалось, что не только юридически, но и фактически в Советском государстве все нации - большие и малочисленные - равны перед законом. Тем не менее в Грузинской ССР, по нашему мнению, продолжалась национальная политика, направленная против южных осетин, абхазов, армян, азербайджанцев и других негрузинских народов, которых власти считали «пришельцами» на своей гостеприимной земле, а ее территорию исконной территорией проживания исключительно грузинского народа. Проблема властей Грузии состояла в том, что требовалось постоянно «оглядываться» на Москву, на союзный центр, откуда неоднократно звучали трезвые призывы не нарушать советскую национальную политику.

Конституция СССР 1977 г. провозгласила, что национальный вопрос в Советском государстве в том виде, в каком он достался от дореволюционной России, решен полностью и окончательно. Данный тезис и тогда, и сегодня вызывает много дискуссий среди политиков, общественных деятелей и особенно ученых. Национальный вопрос был разрешен именно в том виде, в каком он достался нам от дореволюционного прошлого. В Советском государстве были существенно расширены межнациональные связи, из года в год происходило сближение всех народов многонационального государства, взаимно обогащалась духовная жизнь этих народов и т.д. Все эти достижения советской национальной политики трудно отрицать. Но фактом остается и то, что политическая элита титульных наций союзных республик, например политическое руководство Грузинской ССР, имела реальные возможности нарушать советскую национальную политику, принципы советского национально-государственного строительства, принижая статус автономных образований, которые входили в ее состав.

В Конституции СССР 1977 г. национально-государственному устройству СССР был посвящен третий раздел, состоящий из четырех глав (8 - 11). Здесь же декларировались права автономных образований в составе союзных республик [1]. Статья 70 провозглашала, что СССР представляет собой «единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик».

В той же статье подчеркивалось, что СССР олицетворяет государственное единство советского народа, «сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма». Конституция СССР 1977 г., повторяя многие статьи предыдущего документа 1936 г., говорила о том, что СССР состоит из Союзных Советских Социалистических Республик, которые, разумеется, все перечислялись, в том числе Грузинская ССР. Конституция снова провозглашала, что за каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР (ст. 72). Было зафиксировано, что в случае расхождения закона союзной республики с общесоюзным действует закон СССР (ст. 74) [1, с. 27]. Подтверждалось, что территория Союза ССР едина и включает территории союзных республик, а суверенитет СССР распространяется на всю его территорию (ст. 75). Глава IX Конституции была посвящена союзной республике, она повторяла, что союзная республика есть суверенное советское социалистическое государство, которое объединилось с другими советскими республиками в Союз Советских Социалистических Республик (ст. 76). Как и ранее, она имела право участвовать в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР, в Верховном Совете СССР, Президиуме Верховного Совета СССР, Правительстве СССР и других органах Советского государства (ст. 77) [1, с. 28]. Союзная республика обеспечивала комплексное экономическое и социальное развитие на ней, способствовала осуществлению на своей территории полномочий СССР, проводила в жизнь решения высших органов государственной власти и управления советского государства. Кроме того, по Конституции СССР 1977 г., союзная республика могла координировать и контролировать деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения (ст. 77). Важным конституционным положением следует признать и то, что территория союзной республики не могла быть изменена без ее согласия. На наш взгляд, это один из важнейших принципов национально-государственного строительства в советском государстве. Границы между союзными республиками могли меняться только по взаимному соглашению соответствующих республик, но, даже имея его, необходимо было такое решение утвердить в высшем законодательном органе СССР (ст. 78). Еще одним принципиальным положением Конституции СССР 1977 г. следует признать то, что союзная республика сама определяла свое краевое, областное, окружное, районное деление, т.е. была компетентна в решении вопросов административно-территориального устройства (ст. 79). О больших правовых полномочиях союзной республики свидетельствует ст. 80 Конституции СССР, которая провозгласила, что она имеет право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами, а также участвовать в работе различных международных организаций. Такое конституционное право равняет статус союзной республики с суверенными государствами. Суверенные права союзных республик, как и в первые годы советской вла-

сти, охранялись Советским многонациональным федеративным государством.

Следует подчеркнуть, что в Конституции СССР 1977 г. целая глава (десятая) посвящена правам автономной республики. Основной Закон страны повторил общепринятые в Советском государстве политико-правовые права автономной республики (например, право ее нахождения в составе союзной республики; право вне пределов прав Союза ССР и союзной республики самостоятельно решать вопросы, относящиеся к ее ведению; иметь свою Конституцию, которая должна была соответствовать Конституциям СССР и союзной республики, но в то же время имелось право учитывать национальные, религиозные и другие особенности коренных народов автономной республики и т.д.).

Конституция СССР 1977 г. давала право автономной республике участвовать в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР и союзной республики. Это делалось через высшие органы государственной власти и управления СССР и союзной республики. Конституция советского многонационального федеративного государства давала значительные права автономным республикам. Так, автономная республика обеспечивала комплексное экономическое, социальное развитие на свой территории, способствовала осуществлению на ней полномочий СССР и союзной республики, проводила в жизнь решения высших органов государственной власти как союзного государства, так и союзной республики. По вопросам, относящимся к ведению автономной республики, последняя координировала и контролировала деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного и республиканского (союзной республики) подчинения (ст. 83) [1, с. 29]. Большие права автономных республик проявились, на наш взгляд, в том, что территория автономной республики не могла быть изменена без ее согласия (в этой части автономная республика приравнивалась к союзной) (ст. 84). Конституция СССР 1977 г. повторила ряд положений, которые были сформулированы в Конституциях СССР 1924 и 1936 гг. Так, она подтверждала (ст. 85), что в состав Грузинской ССР входят Абхазская и Аджарская автономные советские социалистические республики, а также (ст. 87) Юго-Осетинская автономная область.

В Конституции СССР 1977 г. гл. 11 посвящена автономной области и автономному округу. Согласно Основному Закону, «автономная область находится в составе союзной республики или края. Закон об автономной области принимается Верховным Советом союзной республики по представлению Совета народных депутатов автономной области» (ст. 86) [1, с. 31]. Далее Конституция СССР перечисляла автономные области (Адыгейская, Горно-Алтайская, Еврейская, Карачаево-Черкесская, Хакасская, Юго-Осетинская, Нагорно-Карабахская, Горно-Бадахшанская), которые входили в состав союзных республик - РСФСР, Грузинской и Таджикской ССР.

Анализируя статус автономных образований важно подчеркнуть, что ведению СССР в лице его высших органов государственной власти и управления подлежали: «1. принятие в состав СССР новых республик; утверждение образования новых автономных

республик и автономных областей в составе союзных республик» (ст. 73) [1, с. 27].

В Основном Законе страны раздел V был посвящен высшим органам государственной власти и управления СССР. Статья 110 фактически повторила политико-правовые положения, сформулированные в Конституции СССР 1936 г. и гласила, что Совет Союза и Совет Национальностей состоят из равного числа депутатов. Совет Союза избирался по избирательным округам с равной численностью населения, а Совет Национальностей избирался по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 - от каждой автономной республики, 5 - от каждой автономной области и 1 - от каждого автономного округа [1, с. 29].

Совет Союза и Совет Национальностей по представлению избираемых ими мандатных комиссий принимали решения о признании полномочий депутатов. В случае нарушения законодательства о выборах Совет Союза и Совет Национальностей принимали решение о признании выборов отдельных депутатов недействительными [1, с. 38 - 39].

Местным органам государственной власти и управления на территории СССР посвящена гл. 19 Конституции СССР. Здесь, как и ранее, были повторены общеизвестные принципы функционирования высших органов государственной власти и управления, основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках. Так, «органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, автономных округах, районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах являются соответствующие Советы народных депутатов (ст. 145) [1, с. 53]. Конституция СССР 1977 г. провозглашала, как и предыдущие Конституции СССР 1924 и 1936 гг., что «местные Советы народных депутатов решают все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводят в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководят деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского и общесоюзного значения» (ст. 146). С политико-правовой точки зрения важно подчеркнуть, что местные Советы народных депутатов не просто участвовали в обсуждении вопросов республиканского и общесоюзного значения, а имели право вносить по ним свои конкретные предложения. Это имело большое значение в жизни автономной республики. Кроме того, по Конституции СССР местные Советы народных депутатов руководили на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством. Они утверждали планы социально-экономического развития автономной республики и республиканский бюджет, осуществляли руководство подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. У местных Советов народных депутатов были полномочия по обеспечению соблюдения законов, охране государственного и общественного порядка, прав граждан, независимо от национальности, вероисповедания, социального положения и т.д. Все это свидетельствовало об их больших поли-

тико-правовых полномочиях. В то же время были случаи, когда вышестоящие органы государственной власти союзной республики ущемляли права местных Советов народных депутатов, отбирая у них конституционные права. Тема эта заслуживает специального исследования.

В Конституции СССР 1977 г. VII раздел посвящен правосудию, арбитражу и прокурорскому надзору. Так, ст. 151 гласит: «Правосудие в СССР осуществляется только судом. В СССР действует Верховный Суд СССР, Верховные Суды союзных республик, Верховные Суды автономных республик, краевые, областные, городские суды, суды автономных областей, суды автономных округов, районные (городские) народные суды, а также военные трибуналы в Вооруженных Силах» [1, с. 55]. В Конституции были изложены другие концептуальные положения правосудия арбитража и прокурорского надзора, такие как, например: все суды в СССР образуются на началах выборности судей и народных заседателей, народные судьи районных (городских) народных судов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Основной Закон государства сформулировал уже действовавшие и до 1977 г. главные принципы Советского Суда и арбитража. Например, народные заседатели районных (городских) народных судов должны были избираться на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосованием сроком на два с половиной года. А вышестоящие суды, по Конституции СССР 1977 г., избирались соответствующими Советами народных депутатов сроком на пять лет. Судьи и народные заседатели, как и в предыдущие годы, были ответственны перед избирателями или избравшими их органами и обязаны были отчитываться перед ними. В то же время они в случаях их недобросовестной работы или нарушения ими законов, могли быть отозваны в установленном законом порядке.

Большим завоеванием для автономной области было то, что судопроизводство, по Конституции СССР 1977 г., должно было вестись «на языке союзной или автономной республики, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности» (ст. 159) [1, с. 57]. Такое конституционное положение действительно свидетельствовало о демократичности национальной и судебной политики советского государства в целом, суда и арбитража в частности. Конституция страны провозглашала, что участвующим в деле судопроизводства лицам, не владевшим языком, на котором велось судопроизводство, обеспечивалось право полного ознакомления с материалами дела, а также участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на своем родном языке (ст. 159). Основной Закон государства содержал и другие статьи, которые были сформулированы еще в документе 1936 г. Таким образом, изучение соответствующих статей Конституции СССР 1977 г. убеждает в том, что существенных изменений в правовом статусе автономной области не произошло. В Конституции ГрССР 1978 г. также не произошло существенных изменений в отношении Юго-Осетинской автономной области (по сравнению с Конституцией ГрССР 1937 г.). Республиканская Конституция 1978 г. фактиче-

ски повторяет многие ее статьи, сформулированные еще в 1937 г. [2]. К ним следует отнести следующие: граждане Грузинской ССР различных рас и национальностей имеют равные права (ст. 34); равноправие граждан Грузинской ССР обеспечивается во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни; граждане Грузинской ССР равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, пола и характера занятий, места жительства и других обстоятельств (ст. 32). Конечно, эти и другие положения республиканской конституции были далеки от межнациональной и политико-правовой реальности, которая сформировалась на территории Грузинской ССР за годы советской власти. Обращаем особое внимание на то, что проблемы межнациональных отношений на территориях ее автономий к этому времени уже носили не только острый характер, но и становились объектом серьезных дискуссий в высшем руководстве Союза ССР. Южные осетины, абхазы, армяне и некоторые другие негрузинские народы неоднократно поднимали голос протеста против той национальной политики, которую целенаправленно и настойчиво проводили в Тбилиси. В Абхазской АССР и в Юго-Осетинской автономной области происходили сложные межнациональные и этнополитические процессы, существенно обострялись взаимоотношения грузин с коренными народами автономий, о чем знало не только руководство Грузинской ССР, но и союзный центр. Сложные и негативные межнациональные и этнополитические процессы в Абхазии и в Южной Осетии должны были не просто настораживать Тбилиси и Москву. Они были реальной причиной того, чтобы заставить республиканский и союзный центры принять оптимальные решения для выхода из кризисной этнополитической ситуации, которая формировалась на протяжении многих десятков лет, в основном по вине тбилисских властей. Однако вместо продуманных решений руководство Грузинской ССР, как правило, ограничивалось голословными утверждениями о «дружбе народов», о «нерушимом союзе» грузин, южных осетин, абхазов, армян, азербайджанцев и других народов, полагая, что этим можно будет спасти затянувшееся на долгие годы критическое положение. Так, в республиканской Конституции 1978 г. сформулированы статьи, касающиеся национальной политики и межнациональных отношений, национально-государственного и административно-территориального устройства Грузинской ССР. Третья глава Конституции ГрССР 1978 г. посвящена национально-государственному и административно-территориальному устройству. Здесь, как и в предыдущих Конституциях, сформулированы статьи, которые фактически дублируют Конституцию Союза ССР или же предыдущие республиканские Конституции. Повторяется, что Грузинская ССР является суверенным советским социалистическим государством, что она сохраняет за собой право свободного выхода из СССР, что ее территория не может быть изменена без ее согласия и т.д. В ст. 71 снова подчеркивалось, что в Грузинской ССР состоят: Абхазская и Аджарская АССР, Юго-Осетинская автономная область [2, с. 5].

Конституция ГрССР 1978 г. фактически повторила статьи, которые были уже сформулированы в предыдущих республиканских конституциях, в том числе, положение о том, что Грузинская ССР сама определяет свое районное деление и решает иные вопросы административно-территориального устройства (ст. 73). Конституция также закрепила правовое положение о том, что государственным языком Грузинской ССР является грузинский язык (ст. 75). Кроме того, она осуществляла государственную заботу о всемерном развитии грузинского языка и обеспечивала его употребление в государственных и общественных органах, учреждениях культуры, просвещения и т.д. В такой государственной заботе о судьбе грузинского языка ничего предосудительно, конечно же, нет. Другое дело, что власти Тбилиси препятствовали такой же заботе о своих языках в автономиях. На этой почве, как правило, нарастало этнополитическое и межнациональное противостояние между республиканским центром и автономиями.

В то же время власти Тбилиси на словах провозглашали самые красивые лозунги «о дружбе и братстве народов». Так, в Конституции ГрССР 1978 г. подчеркивалось, что здесь обеспечивается свободное употребление в государственных и общественных органах и учреждениях русского и других языков, которыми пользуется многонациональное население. Провозглашалось, что привилегии или ограничения в употреблении тех или иных языков не допускаются. Конечно, такое утверждение следует расценивать как очень сильную натяжку, не соответствующую политико-правовой и межнациональной действительности. Здесь большими привилегиями действительно пользовался грузинский язык. Власти для этого находили веские аргументы. В то же время для подавления других языков находились тоже причины, которые обостряли этнополитическую обстановку, межнациональные отношения, особенно в автономиях. Тем не менее тбилисские власти не обращали должного внимания на большие проблемы в сфере языковой жизни, в целом в национальной политике и межнациональных отношениях. Таким образом, власти оказались не в состоянии трезво оценить сложную ситуацию, проблемы, которые зрели в грузинском обществе на протяжении многих десятилетий. Именно они, на наш взгляд, привели в начале 90-х гг. XX в. к фактическому развалу так называемой «территориальной целостности» Грузии, под которой тбилисское руководство понимало и территории своих автономий. Однако в Абхазской АССР и в Юго-Осетинской автономной области уже тогда, т.е. в советское время активно нарастало национально-освободительное движение. В Сухуме и Цхинвале уже тогда ставили вопрос перед союзным центром о включении Абхазии и Южной Осетии в состав РСФСР.

Возвращаясь к анализу Конституции ГрССР 1978 г. следует подчеркнуть, что ее гл. 8 посвящена автономной советской социалистической республике, т.е. Абхазской и Аджарской АССР. Здесь всего несколько статей, которые фактически повторили права автономных республик и общеизвестные истины советского национально-

государственного строительства. К ним можно отнести следующие. Конституция ГрССР провозглашала, что автономная республика есть советское социалистическое государство, которое находится в составе Грузинской ССР. Она также признавала, что автономная республика (Абхазская и Аджарская АССР) имеет свою Конституцию. Разумеется, Конституция автономной республики должна была соответствовать Конституциям СССР и ГрССР. Это общеизвестный принцип строительства Советского многонационального федеративного государства и такое правовое положение для автономных республик были зафиксировано и в Конституциях других союзных республик. Конституция ГрССР признавала, что Конституция автономной республики может и должна учитывать особенности автономной республики (ст. 79). Здесь, надо полагать, имеются в виду национальные, языковые, религиозные и другие особенности народов автономной республики. Однако именно они не учитывались тбилисскими властями, о чем уже писали специалисты по этим проблемам.

Обращаем особое внимание на то, что Конституция ГрССР 1978 г., как и 1937 г., признавала, что Абхазская и Аджарская АССР участвуют в решении вопросов, отнесенных к ведению Грузинской ССР и Союза ССР через высшие органы государственной власти и управления соответственно Грузинской ССР и Союза ССР (ст. 80) [2, с. 6]. За Абхазской и Аджарской АССР было конституционно закреплено право обеспечивать комплексное экономическое и социальное развитие на своих территориях, способствовать осуществлению на них полномочий СССР и Грузинской ССР, проводить в жизнь решения высших органов государственной власти и управления Союза ССР и Грузинской ССР (ст. 80). Кроме того, Абхазская и Аджарская АССР имели право координировать и контролировать деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного и республиканского (Грузинской ССР) подчинения, которые по закону относились к их ведению. Разумеется, это большие политические права, которые предоставляла Конституция ГрССР своим автономным республикам. Однако здесь обнаружилось большое расхождение между политико-правовой реальностью и конституционными положениями. В действительности, как подчеркивалось выше, тбилисские власти жестко контролировали территорию автономий, конституционные права которых всячески старались свести к минимуму. На этой почве возникали серьезные недоразумения, большие обиды, проблемы в сфере межнациональных отношений. Но тбилисские власти не реагировали должным образом на происходящие глубинные процессы в сфере национальной политики и межнациональных отношений и вольно или невольно приближали своей недальновидной политикой фактический развал территориальной целостности Грузинской ССР.

Литература

1. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (Принята на внеочередной седь-

мой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 ок- 2. Конституция (Основной Закон) Грузинской Совет-

тября 1977 года). М., 1978. С. 26. ской Социалистической Республики. Тбилиси, 1978. С. 6.

Поступила в редакцию 25 марта 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.