6. Матвеев Б.М. Деконструкция архитектурного наследия. СПб.: Политехника-сервис, 2012. 423 с., ил.
7. Правоторова А.А. Типы пространственной среды крупного города. Новосибирск, 2013.
DYNAMIC APPROACH TO THE ANALYSIS OF THE URBAN SPACE
QUALITY
Lazareva O.D., Post-graduate student
Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts
Abstract: The article features different approaches to the urban space differentiation. The author proposes to use the time factor for more effective urban analysis as well as the detection of "deprived" areas.
Key words: complex urban space evaluation, urban space differentiation, urban renewal, urban fabric, urban space.
УДК 771
ПРОБЛЕМЫ СУЩЕСТВУЮЩЕГО СОСТОЯНИЯ БЛАГОУСТРОЙСТВА В ГОРОДЕ НОВОСИБИРСКЕ
Ласкарис П.В., старший преподаватель
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств
Аннотация: Город Новосибирск - крупнейший город в Сибири и мог бы стать ее столицей, но не станет. К сожалению, Новосибирск невыгодно отличается от других российских городов очевидными недостатками и проблемами в общей планировочной схеме городских улиц и их состоянии.
Нужны новые региональные нормы и правила благоустройства, где главными на улицах города являлись бы не водители автомобилей, не рекламные компании, а жители - семьи, молодежь, пожилые люди, дети. Надо узаконить тротуары, газоны, зоны отдыха вдоль всех улиц. Построены огромные многоэтажные жилые массивы, но главные благоустроенные улицы и общественные зоны отдыха в них отсутствуют. Это прямое следствие ущербной нормативной базы проектирования жилых и общественных зон. Ключевые слова: благоустройство, региональные нормы.
Город Новосибирск - крупнейший город в Сибири и мог бы стать ее столицей, но не станет. Безумный прагматизм формирует среду выживания, а не благоустройство нормальной жизни. Личный транспорт и рекламные компании здесь овладели всеми пространствами.
К сожалению, город Новосибирск невыгодно отличается от других российских городов очевидными недостатками и проблемами в общей планировочной схеме городских улиц и их состоянии. В первую очередь важным аспектом является качество пешеходных связей между правым и левым берегом посредством двух центральных мостов: Октябрьского и Димитровского. Подходы, тротуары, транспортные развязки, магистральные продолжения мостов стеснены, неудобны и, можно сказать, опасны для пешеходов. Особым неудобством отличаются железнодорожные мосты и железнодорожные переезды.
Дети и даже взрослые боятся ходить по изломанным тротуарам этих мостов на большой высоте, где никогда не проезжала уборочная и ремонтная дорожная техника. Асфальтовые покрытия никогда не ремонтировались из-за недоступности для ремонтной дорожной техники. Зимой тротуары заполнены льдом и снегом и полезная высота ограждения опасно уменьшается. Сердце города и главная драгоценность - река Обь - вызывает у горожан образ препятствия и неприступности, а не образ природной красоты ландшафта. Причем затраты на устранение перечисленных проблем намного меньше, чем на строительство новых транспортных мостов, которые только увеличивают транспортные потоки.
Количество и качество автомобильного движения в городе уже можно назвать «саморегулируемым». Увеличение пропускной способности магистралей и транспортных развязок повлияет на увеличение числа транспортных средств, но не избавит от всех затруднений движения и пробок.
На данном этапе городского развития более актуальны дискомфорт пешеходного движения и полное отсутствие возможности проезда на велосипедах. Во всем городе нет никаких велосипедных дорожек. Численность многотысячных велосипедных клубов растет. Но ни на одной магистрали нет велосипедных зон, и это иногда вызывает нетерпимое отношение водителей крупного транспорта к велосипедистам.
В зоне Димитровского моста у железнодорожного переезда заужены не только часть проезда транспорта. Узкие тротуары отделены металлическими ограждениями и недоступны для уборочной техники. Дворников там никогда не было и, видимо, нет организации, обслуживающей эту территорию. Из за недостаточной гидроизоляции стоят вечные большие непроходимые лужи. Пешеходы идут по кирпичам и доскам.
Состояние ливневой канализации речных мостов создает дополнительную экологическую проблему природного состояния реки Обь.
В настоящее время необходимы работы по реконструкции улиц и магистралей города Новосибирска с целью создания комфортных и безопасных условий для пешеходов, велосипедистов и водителей транспорта и решения целого ряда проблем:
• несоблюдение требований эксплуатации элементов магистралей;
• отсутствие необходимых условий для безопасного передвижения пешеходов и велосипедистов;
• отсутствие необходимых условий для безопасного передвижения маломобильных групп населения;
• нарушение экологических требований;
• отсутствие эстетики пешеходной среды.
Некапитальные объекты и рекламные установки заужают ширину тротуаров.
Берега вдоль реки заполнены неприступными промышленными зонами, гаражами и частными владениями, а также несогласованной незаконной застройкой, неприступны для горожан.
Большие пространства набережной заполнены бесхозными свалками мусора. И левый и правый берега неприступны для горожан. Владельцы частных территорий понаставили заборов, развели собак для охраны, а внутри -постройки, не отвечающие санитарным и строительным нормам. Странно, что никому нет дела до водоохранных зон, и у нас нет действующей службы для штрафования и ликвидации незаконного использования территорий.
В большинстве сибирских городов построены удобные набережные и пешеходные мосты. Созданы обслуживаемые парковые зоны. А у нас нет зарплаты на 5 садовников и 5 дворников для пляжа, набережной или парка.
Нужны новые региональные нормы и правила благоустройства, где главными на улицах города были бы не водители автомобилей, не рекламные компании, а жители города - семьи, молодежь, пожилые люди, дети. Надо узаконить тротуары, газоны, зоны отдыха и велодорожки вдоль всех улиц. На каждого жителя - по одному дереву и три метра газона.
Построены огромные многоэтажные жилые массивы, но главные благоустроенные улицы и общественные зоны отдыха в них отсутствуют. Это прямое следствие устаревшей ущербной нормативной базы проектирования жилых и общественных зон. Продали квартиры, сдали в аренду - единственное назначение нового строительства. Отдых в автомобиле и на собственной даче -единственный смысл существования жителя города Новосибирска. Деньги тратят на деньги в перспективном «завтра», а не на свое существование. Реклама и личный автомобиль стали повседневным и постоянным комфортом. Дома, дворы, улицы, природа существуют в сознании как пустое место для бытовых отходов.
Вообразите себя туристом и прогуляйтесь по Новосибирску часик с фотоаппаратом! - Не захочется!
PROBLEMS OF THE EXISTING CONDITION OF URBAN IMPROVEMENT OF THE CITY OF NOVOSIBIRSK
Laskaris P.V., Senior Lecturer
Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts
Abstract: The city of Novosibirsk is the largest city in Siberia, and might become its capital, but it won't. Unfortunately, the city of Novosibirsk differs disadvantageously from other Russian cities by obvious shortcomings and problems in the general planning scheme of urban streets and their condition.
We need new regional norms and rules for urban improvement, where main people on the streets are not the car drivers, not the advertising companies, but the city residents -families, young people, seniors, children. It is necessary to legitimize sidewalks, lawns, rest areas along all the streets. Large multi-storied residential areas have been built, but there are no landscaped streets and public recreational areas in them. This is a direct consequence of the poor regulatory structure in the design of residential and public areas.
Keywords: accomplishment, regional norms.