Научная статья на тему 'Проблемы структуризации туристской индустрии'

Проблемы структуризации туристской индустрии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозов В.А.

Методологические подходы Стандартной международной классификации видов деятельности в сфере туризма (СИКТА) нацелены на уточнение классификационных признаков, в качестве которых рассматриваются, во-первых, направления туристских расходов; во-вторых, спрос и потребление туристами товаров и услуг. Использование в качестве классификационного критерия направлений туристских расходов не позволяет в полной мере решить поставленную задачу, поскольку расходы туристов реальны в каждой из отраслей национальной экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Морозов В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы структуризации туристской индустрии»

экономика удовольствий

проблемы структуризации туристской индустрии

Методологические подходы Стандартной международной классификации видов деятельности в сфере туризма (СИКТА) нацелены на уточнение классификационных признаков, в качестве которых рассматриваются, во-первых, направления туристских расходов; во-вторых, спрос и потребление туристами товаров и услуг.

Использование в качестве классификационного критерия направлений туристских расходов не позволяет в полной мере решить поставленную задачу, поскольку расходы туристов реальны в каждой из отраслей национальной экономики.

Туристская деятельность выступает как притягательная сфера, и разграничить направления и суммы туристских расходов довольно сложно. Спрос и потребление товаров и услуг туристами, как классификационный признак, также не дает возможности надежно оценить масштаб и структуру туристской индустрии, поскольку результатам экономической деятельности. При разработке СИКТА были объединены оба упомянутых выше методологических подхода, что позволило усилить преимущества туристских расходов в качестве классификационного признака при одновременном учете национальных особенностей предлагаемых им товаров и услуг. Посредством сложной группировки СИКТА дает представление о структуре туристской индустрии и, вместе с тем, указывает на тесную связь входящих в нее отраслей и определяет их возможный вклад в общую величину расходов туристов. Так, среди видов деятельности, специализирующихся на туризме, СИКТА возможный

Окончание. Начало в № 11/2003

Морозов В. А.

канд. экон. наук, выпускник аспирантуры Академии народного хозяйства при Правительстве РФ 1992 г.

рыно.

куслуг

он

выбор

_приоритетов

_в индустрии

_туризма важен

_с точки зрения

эффективности _размещения

ресурсов

вклад выделяет услуги гостиниц, кемпингов и прочих коммерческих средств размещения. Доля поступлений от туризма отмечена как значительная, но расходы туристов на данный вид услуг в общей сумме расходов дифференцированы на:

- среднюю долю - для услуг гостиниц и мотелей с ресторанами и без ресторанов;

- незначительную долю - для услуг молодежных гостиниц и приютов, кемпингов и других средств размещения.

Услуги ресторанов, баров и столовых в классификации представлены в виде частично относящихся к туризму со средней долей в общей структуре туристских расходов. сИКТА решает проблему упорядочения многообразия видов деятельности, в той или иной степени связанной с туризмом. Но методология, применяемая СИКТА, оставляет за пределами своего внимания вопросы приоритета видов деятельности, специализирующихся на туризме, что представляется весьма важным для государственного регулирования, обоснования ресурсного обеспечения и инвестиционной политики, оптимизации источников и способов финансирования.

Выбор приоритетов в индустрии туризма важен с точки зрения эффективности размещения ресурсов. В современных российских условиях индустрия туризма характеризуется неэффективным размещением ресурсов, в том числе труда и капитала. Об этом свидетельствует состояние инфраструктуры и распределение занятого населения. Неэффективное распределение ресурсов ослабляет, а в ряде случаев сводит на нет мультипликативный эффект туризма. Представляется, что исходный импульс мультипликативного эффекта дает развитие гостиничного хозяйства (включая многообразие средств размещения туристов). Именно динамика развития сферы гостеприимства обеспечивает необходимое и достаточное мультипликативное влияние на другие сопряженные виды деятельности.

Известно, что материальную основу производства туристского продукта образует сложный

1инимательство

комплекс различных отраслей, подотраслей и видов деятельности, которые непосредственно удовлетворяют различные потребности туристов или создают необходимые для этого условия. Часть этих предприятий специализируется на производстве товаров и услуг, предназначенных для потребления туристами, но большинство из них удовлетворяют еще и потребности местного населения, а также косвенно способствуют росту туристского потребления. Материальная основа предпринимательства в области туризма шире, чем индустрия туризма, включающая в себя только те предприятия и организации, которые ориентированы на данный вид деятельности. В отечественной и зарубежной литературе термин «индустрия туризма» используется для обозначения «чисто туристских предприятий» (гостиничное и ресторанное хозяйство, туристские фирмы, предприятия по производству и реализации товаров туристского спроса и т.д.). Для определения всей совокупности предприятий, прямо или косвенно удовлетворяющих туристские потребности, можно применить более широкий термин - туристский сектор экономики Он включает в себя следующие предпринимательские структуры:

- предприятия гостиничного хозяйства;

- предприятия питания и торговли;

- пассажирский транспорт (кроме городского);

- банковские подразделения, занимающиеся обменом валюты;

- предприятия коммунального хозяйства, бытового обслуживания, городского транспорта, связи;

- службы проката;

- рекламно-информационные агентства;

- культурно-зрелищные учреждения;

- туроператоры и турагенты;

- предприятия сельского хозяйства, пищевой и некоторых других отраслей промышленности, производящие товары туристского назначения;

- различные организации, занимающиеся проектированием, строительством и модернизацией туристских объектов, предприятий по

именно динамика развития сферы гостеприимства обеспечивает необходимое и достаточное мультипликативное влияние на другие сопряженные виды деятельности

1 Восколович НА Маркетинг туристских услуг. -М.: ТЕИС, 2001. - С. 31-32.

рынок услуг

_для

удовлетворения —разнообразных

_потребностей

туристов необходимы товары и услуги большого числа предприятий и производств

производству оборудования для гостиничного и ресторанного хозяйства; - учебные заведения по подготовке кадров. Для удовлетворения разнообразных потребностей туристов необходимы товары и услуги большого числа предприятий и производств, технологически не связанных между собой. Одни из них обслуживают преимущественно туристов, другие - как туристов, так и местное население, а третьи обеспечивают функционирование и первых и вторых. В настоящее время индустрия туризма развивается в экономике всех развитых стран. Наряду с удовлетворением рекреационных потребностей населения и обеспечением притока в страну иностранной валюты от обслуживания иностранных посетителей, она способствует хозяйственному освоению менее развитых районов, вовлекает в хозяйственный оборот не использованные другими отраслями природные ресурсы, влияет на развитие инфраструктуры и способствует занятости местного населения. С другими отраслями экономики ее объединяют многочисленные экономические связи в форме поставок товаров, оказания услуг, владения акциями и т.д.

Morozov V.A

The candidate of economic Science, The postgraduate student

Academy of national economy at the Government of the Russian Federation 1992.

Economy of pleasures

Problems of the tourist industry structurization

The end. The beginning is in в № 11/2003.

The methodological approaches of Standard international classification tourism activity (SICTA) are aimed at specification of classification attributes. They are orientation of tourist charges, tourist's demand and consumption of consumer goods. The using of orientation of tourist charges, as classification creation does not allow solving this problem, because the tourist's charges take place in every branch of economy.

российское предпринимательство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.