Научная статья на тему 'Исследование основных тенденций развития внутреннего туристского рынка (на примере Краснодарского края)'

Исследование основных тенденций развития внутреннего туристского рынка (на примере Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
791
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
TOURIST EXPENDITURE / TOURIST ADDED VALUE / THE KRASNODAR REGION / TOURIST CONSUMPTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова Галина Максимовна, Матющенко Наталия Степановна

Цель исследования статистическая оценка стоимостных параметров развития туризма и объема внутреннего туристского потока в Краснодарском крае. Проведены расчеты туристского выпуска и добавленной стоимости, общего объема инвестиций, связанных с туристским потреблением, доли туризма в ВРП, занятости и консолидированном бюджете. Получены данные о численности самодеятельных туристов, структуре их расходов, доходах владельцев индивидуальных средств размещения и кемпингов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Романова Галина Максимовна, Матющенко Наталия Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research aims at statistical estimation of cost parameters for tourism development and the volume of the inner tourist stream in the Krasnodar Territory. The authors have made calculation of the tourist output and added value, the total volume of investments connected with tourism consumption, tourisms share in the regional gross product, in employment and consolidated budget. The authors have got data of active tourists, the structure of their expenses and the income of the owners of individual dwelling means and camping sites.

Текст научной работы на тему «Исследование основных тенденций развития внутреннего туристского рынка (на примере Краснодарского края)»

3. Марцынковский Д. А. Методология планирования системы менеджмента качества: Методическое пособие. СПб.: Издание УМЦ «Регистр-Консалтинг», 2007.

4. ISO 9001:2008. Quality systems management — Requirements.

5. ISO 14001:2004. Environmental management systems — Requirements with guidance for use.

6. OHSAS 18001:2007. Occupational health and safety management systems — Requirements.

7. PAS 99:2006. Specification of common management system.

8. AS/NZS 4581:1999 Management system integration — Guidance to business, government and community organizations.

9. http://www.dqn.fi/ Сайт финской национальной системы качества туристических услуг (дата обращения: 20.06.2012).

10. http://www.swisstourfed.ch Сайт швейцарской национальной системы качества туристических услуг (дата обращения: 20.06.2012).

11. http://www.enit.it Национальное агентство по туризму Италии (дата обращения: 20.06.2012).

12. http://svconsult.ru/_tbkp/PAS_99-web-.pdf Руководство ПАС (дата обращения: 20.06.2012).

УДК 338.48

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

Романова Галина Максимовна, ректор, доктор экономических наук, профессор,

[email protected],

Матющенко Наталия Степановна, кандидат экономических наук, доцент,

[email protected],

ФГБОУ ВПО «Сочинский государственный университет»

The research aims at statistical estimation of cost parameters for tourism development and the volume of the inner tourist stream in the Krasnodar Territory. The authors have made calculation of the tourist output and added value, the total volume of investments connected with tourism consumption, tourism's share in the regional gross product, in employment and consolidated budget. The authors have got data of active tourists, the structure of their expenses and the income of the owners of individual dwelling means and camping sites.

Цель исследования — статистическая оценка стоимостных параметров развития туризма и объема внутреннего туристского потока в Краснодарском крае. Проведены расчеты туристского выпуска и добавленной стоимости, общего объема инвестиций, связанных с туристским потреблением, доли туризма в ВРП, занятости и консолидированном бюджете. Получены данные о численности самодеятельных туристов, структуре их расходов, доходах владельцев индивидуальных средств размещения и кемпингов.

Keywords: tourist expenditure, tourist added value, the Krasnodar Region, tourist consumption

Ключевые слова: туристские расходы, туристская добавленная стоимость, Краснодарский край, туристское потребление

В Краснодарском крае туризм признан одной из приоритетных сфер экономики и, соответственно, региональным властям в на-

стоящее время необходима полная и объективная статистическая информация, в том числе о влиянии туризма на экономические

показатели развития региона.

Особую актуальность для органов власти представляют сведения о потоках отдыхающих в курортную зону края, в том числе самодеятельных туристов и однодневных посетителей, о количестве индивидуальных средств размещения (ИСР), кемпингов и их доходах, об объемах и структуре туристских расходов и о вкладе туризма в экономику региона.

Если данные о международных туристских потоках предоставляет Федеральная пограничная служба, то о внутренних перемещениях путешествующих полноценная информация отсутствует, поскольку официальная статистика учитывает только численность проживающих в коллективных средствах размещения.

Наличие официальной статистической информации о потоках туристов позволяет не только аргументированно решать вопросы развития курортно-туристского комплекса, но и имеет большое значение для межбюджетных отношений между субъектом и РФ. Существует также необходимость в оценке влияния туризма с учетом мультипликативного эффекта на экономику региона. Исследование, связанное с анализом данных вопросов, мы провели на примере Краснодарского края — крупнейшего отечественного региона с развитым рекреационным комплексом.

Основным препятствием для получения достоверных сведений по санаторно-курортному и туристскому комплексу Краснодарского края и его влияния на экономику региона является несовершенство статистического учета в сфере курортов и туризма на уровне как субъектов РФ и муниципальных образований, так и страны целом. Отсутствие какого-либо учета неорганизованных отдыхающих, относящихся к категории самодеятельных туристов, составляет одну из основных проблем формирования эмпирической базы статистического исследования сферы туризма.

Кроме того, несмотря на то, что туризм сегодня занимает достойное место среди других сфер народного хозяйства, санаторно-курортный и туристский комплекс разбросан в классификаторе видов экономической деятельности в различных разделах и подразделах.

Как показывают наши исследования, особенностью структуры контингента отдыхающих на курортах края является то, что примерно одну треть составляют туристы, прибывающие по путевкам и проживающие в санаториях,

пансионатах и гостиницах, а почти две трети составляют отдыхающие, которые прибывают в курортную зону и размещаются самостоятельно в кемпингах, у квартиросдатчиков, в частных мини-гостиницах. При этом значительная часть предпринимательской деятельности носит «теневой» характер, особенно в части услуг по проживанию в зоне Азово-Черноморского побережья в летний сезон.

В течение пяти лет Сочинским государственным университетом при поддержке Администрации Краснодарского края и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю ведутся крупномасштабные исследования, позволяющие определить стоимостные показатели развития туризма в регионе. Получение данных сведений какими-либо другими методами затруднено. При этом информация необходима для расчета вклада туристской сферы в ВРП края, формирования рекламной кампании курортов, развития туристской и курортной индустрии, анализа эластичности спроса по цене и доходу и т. д.

К числу проводимых исследований относятся: анкетный опрос туристов на курортах Краснодарского края [1]; выборочное обследование домохозяйств в курортной зоне; единовременное обследование сезонных кемпингов, расположенных на Азово-Черноморском побережье; выборочный анкетный опрос населения края и Республики Адыгея об однодневных посещениях туристских объектов.

Целью исследований является изучение структуры и объема расходов туристов во время отдыха на курортах Краснодарского края и расчет вклада туризма в экономические показатели развития региона. В течение 2006— 2010 годов на 9 рекреационных территориях были опрошены 15 тыс. туристов, ежегодно проводились анкетирования 3 тыс. владельцев индивидуальных средств размещения, более 100 кемпингов и 2 тыс. однодневных посетителей туристских объектов. Анализ полученных результатов позволил сделать ряд выводов.

На территорию края приезжают, в основном, туристы, которые самостоятельно финансируют свою поездку на отдых (их доля выросла с 69,6% в 2006 году до 73,6% в 2009 году, а в 2010 году сократилась до 72,8%). Финансирование туруслуг со стороны друзей и родственников сократилось с 19,3% в 2006 году до 9,6% в 2009 году, а в 2010 году выросло

8 3 3 I » 2 §

Л

^ ж- *> _ ^

5 т в

^

ч 2 чо о 3 1Н ж

■и

проезд к месту отдыха и обратно

проживание за 1 сутки (в т.ч. по путевке/курсовке)

Вид расходов

дополнительные расходы за 1 день

■ 2006 ■ 2007 И 2008 ■ 2009 ■ 2010

Рис. 1. Средняя сумма расходов туристов на курортах Краснодарского края в 2006—2010 годы

(на 1 человека)

до 11%. Оплата отдыха работодателями и государственными (муниципальными) органами увеличивалась до 19,9% в 2008 году, а в 2010 году сократилась до 15,6%.

Средняя сумма затрат на транспортные расходы до курорта и обратно на 1 туриста увеличивалась с 8 498,1 руб. в 2006 году до 8 832,8 руб. в 2008 году, а с 2009 года начала снижаться и в 2010 году достигла размера 7 352 руб. Таким образом, снижение транспортных расходов туристов, посещающих Краснодарский край, за исследуемые 5 лет составило 13,5%.

Средняя стоимость пребывания туриста в выбранном типе размещения, в том числе по путевке, за 1 день на 1 человека выросла с 987,9 руб. в 2006 году до 1 454руб. в 2008 году, а к 2010 году сократилась до 1 203,8 руб. Общий прирост стоимости пребывания туриста на отдыхе составил 21,8%.

Вероятно, в условиях кризиса туристы отказались от дорогих видов транспорта и/или сопутствующих им услуг, а также от дорогих средств размещения. В целом темп роста цен на услуги средств размещения значительно выше темпа роста цен на транспортные услуги.

Дополнительные денежные расходы туристов за время пребывания на курорте в среднем на 1 человека за 1 день за 2006— 2009 годы выросли с 976,7 руб. до 1 633,9 руб. (прирост на 67%), но в 2010 году сократились до 1300,3 руб. (снижение на 20,4%) (рис. 1).

Проведя простой расчет по полученным

данным, можно определить, что в 2010 году в среднем туристу на 10-дневный летний отдых среднего уровня на курорте Краснодарского края необходимо было потратить 32 393 руб., что меньше значения 2009 года в 37 241 руб. на 13%.

Для сравнения, аналогичный отдых (10 дн./9 ноч., 3* с завтраком, SNGL, перелет из Москвы, без экскурсий) в летний период 2010 году в Турции обошелся бы в 24 585 руб., в Египте — 23 280 руб., в Крыму — 19 600 руб., в Абхазии — 14 350 руб., в КМВ — 24 900 руб. Таким образом, курорты Краснодарского края проигрывали по цене основных туристских услуг своим главным конкурентам. Но в 2010 году благодаря снижению цен на средства размещения и транспорт ценовая доступность отечественных дестинаций повысилась.

Большой интерес представляет информация о структуре дополнительных расходов туристов во время отдыха. На всех курортах в 2010 году преобладают затраты на приобретение продуктов питания (22,8%), посещение баров, ресторанов, столовых (16,3%), приобретение непродовольственных товаров (12,1%) и алкогольных напитков (8,3%). При этом на приобретение собственно курортных товаров и услуг (экскурсии, посещение учреждений культуры, услуги физкультуры и спорта, сувениры, дополнительные медицинские услуги) уходит в общей сумме около 22% туристских расходов (рис. 2 на с. 31).

На услуги связи

На медицинские услуги, не входящие в стоимость путевки

На бытовые услуги В т.ч. на сувениры На приобретение непродовольственных товаров На услуги физкультуры и спорта На посещение учреждений культуры На игровые автоматы и казино

я -

&

и

>>

На экскурсии

На транспортные услуги во внутригородском и пригородном сообщении

На посещение баров, ресторанов, кафе, столовой На приобретение алкогольных напитков, пива На приобретение продуктов питания

12006 ■ 2007 И 2008 ■ 2009 ■ 2010

10 15 Процент

20

25

Рис. 2. Дополнительные денежные расходы туристов за время пребывания на курорте в среднем на 1 человека за 1 день в 2006—2010 годы, в процентах к итогу

Такая структура, к сожалению, не соответствует показателям зарубежных курортов, на которых дополнительные расходы туристов включают преимущественно именно экскурсии, сувениры и другие подобные товары и услуги. Эта ситуация отражает не только особенности наших так называемых «самодеятельных туристов» (размещение в частном секторе и самостоятельное приготовление пищи, экономия средств на развлечениях и экскурсиях) и организацию турпоездок (система «все включено» не является столь распространенной на отечественных курортах), но и нехватку предлагаемых курортных товаров и услуг, их небольшой ассортимент и невысокое качество.

Однако за 5 лет исследований доля расходов на курортные товары и услуги выросла почти в 2 раза. При этом сократились доли дополнительных расходов туристов на услуги физкультуры и спорта с 5,9% до 4,5%, выросли расходы на приобретение непродовольственных товаров с 10,4% до 12,1% и на медицинские услуги, не входящие в стоимость путевки, с 2,5% до 3,6%. До 2009 года росла доля расходов туристов на игровые автоматы и казино с 3,2% до 6,1% (несмотря на официальное закрытие игровых заведений), но в 2010 году резко сократилась до 1,6%.

За указанный период доля тех туристов, которые за время пребывания на курортах Краснодарского края потратили всю сумму денег в соответствии с запланированными расходами, сначала сократилась с 30,5% в 2006 году до 23,6% в 2008 году, а затем выросла в 2009 году до 30,4% и в 2010 году до 35,6%.

ристами на курорты денежных средств).Вы-росла и доля тех, кто потратил всю сумму полностью и желал еще потратить, с 18,1% до 19,3%. Сократилась доля тех, у кого остались деньги, с 51,3% до 45,1% (рис. 3). Эта благоприятная тенденция означает, что в целом курорты края предоставляют все больше услуг высокого качества, на которые туристы готовы тратить деньги. Тем не менее, резерв платежеспособного спроса

2010

2009

2008

2007

2006

Рис. 3. Уровень денежных расходов туристов на курортах Краснодарского края в 2006—2010 годы, в процентах к итогу

для организаций индустрии отдыха и развлечений достаточно высокий (до 50% привозимых ту Наши исследования также показывают, что около 30% домохозяйств курортных городов Краснодарского края регулярно предоставляют свое жилье туристам, а также принимают на отдых родственников и знакомых (около 20%), сдают комнаты и квартиры квартирантам (около 12%). Многие индивидуальные средства размещения по уровню комфортности и сервиса сейчас составляют достойную конкуренцию гостиницам и здравницам.

До 2008 года эта деятельность расширялась, возникали новые частные гостиницы (как официально, так и в «теневом» секторе), а в 2009— 2010 годы, несмотря на высокое предложение частных средств размещения, из-за снижения общего числа туристов около 20% домохозяйств не смогли заполнить свою коечную мощность. Уменьшилась и численность размещенных лиц в расчете на одно домохозяйство — с 54 человек в 2006 году до 45 человек в 2010 году (на 16,7%); в то же время средняя продолжительность проживания туристов в ИСР возросла до 14 дней. В среднем на одно домохозяйство-квартирос-

датчика в 2010 году приходилось 15 койко-мест. Интересно, что доля иностранных граждан в общей численности туристов уменьшилась с 3,3% в 2008 году до 1,6% в 2009 году, но в 2010 году выросло до 2,1%.

В среднем 40—50% самодеятельных туристов предпочитают отдыхать на курортах края в августе, что усиливает нагрузку на курортную инфраструктуру в этом месяце, а еще 40% — в июне и июле. Лишь 10% отдыхающих останавливаются в частном секторе в другие месяцы года. Это объясняется, по нашему мнению, недостаточно комфортными условиями размещения у многих владельцев ИСР в холодный период года, а также снижением цен в коллективных местах размещения, которые в это время повышают свою конкурентоспособность. Кроме того, в «низкий сезон» увеличивается число курортников, приезжающих с оздоровительной целью, для которых более подходят санаторно-курортные учреждения.

В последние годы сохраняется тенденция роста численности туристов, пользующихся услугами индивидуальных средств размещения. По результатам обследования численность туристов с учетом родственников и знакомых в ИСР в 2008 году составила около 5,7 млн человек, причем прирост составил 30,9% по сравнению с 2006 годом. Но в 2009 году произошло снижение их числа до 5,2 млн человек, а в 2010 году — до 4,4 млн человек. Таким образом, общее снижение численности самодеятельных туристов за 5-летний период составило 15,7%.

Стоимость проживания одного туриста в индивидуальных средствах размещения края в 2007 году по сравнению с 2006 годом возросла на 13% и составила в среднем 259 руб. в сутки, в 2008 году по сравнению с 2007 годом — на 44% и составила 372 руб. В 2009 году стоимость проживания сократилась на 6,5% до 348 руб., но в 2010 году вновь выросла на 19,5% до 416 руб.

Сравнительно невысокая стоимость проживания в частном секторе по сравнению с гости-

ницами, пансионатами, домами отдыха (цены могут различаться в 5—10 раз) позволяет миллионам россиян с относительно невысоким уровнем доходов отдыхать на Азово-Черно-морском побережье Краснодарского края. Особо следует отметить гибкую ценовую политику индивидуальных владельцев жилья: так, в сентябре стоимость проживания в частном секторе по сравнению с августом снижается примерно в 3—5 раз.

Полученные обобщенные итоги анкетного опроса распространяются на всю генеральную совокупность (общее число домашних хозяйств в курортной зоне), что позволяет определить общее число единиц ИСР, общую численность туристов, размещавшихся в них, объем доходов от проживания.

Примерный объем доходов ИСР от предоставления туристам мест для временного проживания вырос с 11 млн в 2006 году до 22 млн в 2010 году (прирост составил 100%). При этом если в 2009 году темп роста уменьшился до 5%, хотя в предыдущие периоды составлял 20—30% в год, то в 2010 году он снова вырос до 20% (рис. 4).

Статистическая оценка числа индивидуальных средств и объемов их доходов представляет собой очень важную информацию для административных, налоговых, правоохранительных органов края, она позволяет правильнее оценить масштабы налогооблагаемой базы, решать проблемы учета приезжающих и т. д.

25,0

2006

2007

Годы

2008

2009

2010

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Объем доходов владельцев индивидуальных средств размещения Краснодарского края от предоставления туристам мест для временного проживания в 2006—2010 годы, млн руб.

Сезонные кемпинги представляют собой один из самых экономичных и потому довольно популярных мест размещения во время отдыха на море. Отсутствие комфорта компенсируется сравнительно низкой стоимостью размещения на территории кемпинга и близостью моря.

В 2009 году по сравнению с 2006 годом численность отдыхающих, воспользовавшихся услугами сезонных кемпингов на Азово-Черноморском побережье Краснодарского края, возросла на 12,5% и составила 305 тыс. человек, хотя по сравнению с 2008 годом она и уменьшилась на 3,4%. В 2010 году численность остановившихся в кемпингах туристов вновь сократилась на 3,6% до 294 тыс. человек.

Несколько возросла средняя продолжительность работы сезонных кемпингов — с 72 суток в 2006 году до 75 суток в 2010 году, а средняя продолжительность пребывания одного туриста осталась на том же уровне — 2 дня. Средние цены за данный период выросли на 54% — с 82 руб. до 126 руб. за сутки. Доходы от эксплуатации сезонных кемпингов, по нашим расчетам, в 2010 году составили 39,7 млн руб., что в 2,6 раза больше показателя 2006 года (рис. 5).

Анкетирование в населенных пунктах Краснодарского края и Республики Адыгея также показало, что увеличивается число тех, кто совершает однодневные поездки (без ночевки) на Азово-Черноморское побережье Краснодарского края (с 43,5% в 2006 году до 48,7% населения в 2009 году). В расчете на всю численность населения Краснодарского края и Республики Адыгея общая численность однодневных посетителей курортной зоны края в 2009 году составила 2513 тыс. че-

ловек, что на 20% больше аналогичного показателя 2006 года.

В структуре расходов однодневных посетителей туристских объектов наибольший удельный вес в 2010 году приходился на транспортные услуги (28,5%), приобретение продовольственных и непродовольственных товаров (23,4%), посещение ресторанов, кафе и столовых (16,2%).

Расходы однодневных посетителей в местах пребывания в 2010 году составили в среднем 1137 руб. на 1 человека, что ниже показателя 2006 года на 19%. При этом до 2008 года расходы увеличивались с ежегодным приростом в 10%, а затем начали снижаться. По отношению к среднекраевому уровню наибольшие расходы понесли посетители туристских объектов в г. Сочи (в 2,7 раза больше), Ейском районе (в 1,8 раза), г. Горячем Ключе, Апше-ронском и Крымском районах (в 1,4—1,5 раза).

В среднем на одного посетителя приходится по 3 поездки на туристские объекты (в большинстве — на море) и по 1 путешествию (походу). При этом горожане ездят на море в среднем 5 раз, сельские жители — только 2 раза за год.

Исходя из имеющихся данных, можно предположить, что общие расходы однодневных туристов (соответственно, доходы предпринимателей) Краснодарского края за весь летний сезон 2010 года составляют около 3 млрд руб.

Таким образом, по данным федерального статистического наблюдения и итогам региональных статистических обследований индивидуальных средств размещения и сезонных кемпингов, выборочного анкетного опроса населения Краснодарского края и Республики Адыгея, проведенных Краснодар-

^ 40

>>

35 Н

л

§

и е

30 -25 -20 -15 -10 -5 -О

38,6

39,7

33,8

27,2

21,2 22>2

15,3

2004 2005

2006

2007 Годы

2008 2009

2010

Рис. 5. Доходы владельцев от эксплуатации сезонных кемпингов в Краснодарском крае в 2004—2010 годы, млн руб.

статом и СГУ, общая численность посетителей в Краснодарском крае в 2010 году составила, по нашим расчетам, 10 млн человек, что на 5,4% меньше, чем в 2006 году (табл. 1).

В результате значительно расширена область статистического наблюдения в сфере туризма на региональном уровне, которая включает в себя не только коллективные средства размещения, детские оздоровительные учреждения и туристские фирмы (чем ограничивается статистика туризма в рамках федерального статистического наблюдения), но и индивидуальные средства размещения,

Таблица 1

Численность туристов и однодневных посетителей курортной зоны Краснодарского края

в 2006—2010 годы, тыс. человек

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 Прирост за 5 лет, в процентах

Численность туристов — всего 8298 8967 9029 8292 7615 - 8,2

в том числе:

коллективные средства размещения (гостиницы, санатории, пансионаты, дома и базы отдыха)* 2634 2801 2815 2496 2726 + 3,5

детские оздоровительные учреждения (загородные и санаторного типа)* 212 205 196 242 230 + 8,5

индивидуальные средства** размещения (комнаты, дома, коттеджи, сдаваемые в наем) 5181 5682 5698 5249 4365 - 15,7

сезонные кемпинги** 271 279 320 305 294 + 8,5

Численность однодневных посетителей (лиц, совершавших однодневные поездки на море)** 2409 2688 2998 2938 2513 + 4,3

Численность туристов и однодневных посетителей — всего 10707 11655 12027 11230 10128 - 5,4

* По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю

** По данным региональных статистических исследований Сочинского государственного университета

кемпинги и посетителей курортной зоны (туристов и однодневных посетителей).

Расчет туристского выпуска и туристской добавленной стоимости в экономике Краснодарского края произведен в соответствии с Методикой расчета доли туризма в формировании макроэкономических показателей развития Краснодарского края, согласованной с Росстатом (№ АС-09-23/3309 от 29 декабря 2004 года), с учетом изменений и дополнений (№ АС-09-23/314 от 7 февраля 2008 года).

В расчете, кроме результатов наших исследований, использованы данные федеральных государственных статистических наблюдений и экспертных оценок, расчеты Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю [2] (табл. 2).

Как видно из данных табл. 2, роль туризма в экономике Краснодарского края постоянно увеличивается. Быстрым темпом растут такие показатели, как совокупный туристский выпуск (на 122,4% за 4 года), доходы кон-

Таблица 2

Основные показатели вклада туризма в экономику Краснодарского края в 2006—2009 годы

Показатель Единица измерения 2006 2007 2008 2009 Прирост за 4 года, в процентах

Совокупный туристский выпуск млрд руб. 127,026 189,238 263,438 282,509 + 122,4

Туристская добавленная стоимость млрд руб. 64,717 89,542 124,246 132,658 + 105

Удельный вес туристской добавленной стоимости в валовом региональном продукте % 13,7 13,8 15,3 15,4 + 1,7

Доля туристской добавленной стоимости в общей добавленной стоимости % 20,3 20,7 22,6 22,7 + 2,4

Доля занятости, порожденной туристским потреблением % 16,5 17,1 18,3 17,4 + 0,9

Занятость, порожденная туристским потреблением тыс. человек 362,7 383,2 417,5 396 + 9,2

Доля инвестиций, связанных с туристским потреблением % 15,9 17,5 16,9 + 1

Инвестиции, связанные с туристским потреблением млрд руб. 35,798 56,302 60,504 + 69

Доходы консолидированного бюджета края, порожденные туристским потреблением млрд руб. 11,099 14,694 21,423 23,471 + 111,5

солидированного бюджета Краснодарского края, порожденные туристским потреблением (на 111,5%), туристская добавленная стоимость (на 105%) и инвестиции, связанные с туристским потреблением (на 69%) (рис. 6).

После учета нами прямых и косвенных расходов туристов, а также мультипликативного эффекта выяснилось, что вклад туризма в валовой региональный продукт Краснодар-

зоо п

250 -

200 -

и 150

04

100 -

50 -

263,438

> 282,509

189,238

127,026

89,542

64,717

■-* 35,798

11,099 14,694 А " "

56,302

д......А 60,504

-Ж 2±423- - — Я 23,471

2008 г.

2009 г.

Годы

2006 г. 2007 г.

♦ Совокупный туристский выпуск —■ — Туристская добавленная стоимость ■ Ж ■ Инвестиции, связанные с туристским потреблением

—Н - Доходы консолидированного бюджета края, порожденные туристским потреблением

Рис. 6. Основные показатели туристского выпуска в экономике Краснодарского края

в 2006—2009 годы, млрд руб.

ского края составляет 13—15%, а не 3—4%, как при прямых подсчетах.

Итоги обследований и расчеты численности самодеятельных туристов, посетивших курортную зону Краснодарского края, ежегодно проходили согласование в Федеральной службе государственной статистики. Основными пользователями данных, полученных в ходе наших исследований, стали Администрация Краснодарского края (в первую очередь, Департамент комплексного развития курортов и туризма и Департамент экономического развития), Законодательное собрание Краснодарского края, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю, Федеральное агентство по туризму, органы местного самоуправления городов-курортов.

Активное развитие туристской индустрии

и повышение роли туризма в социальной и экономической сфере предопределяют актуальность исследований в туризме. Наличие полноценной эмпирической информации позволит создать условия для выработки эффективной государственной, региональной и местной политики в сфере туризма, развития туристско-рекреационного комплекса страны.

Наиболее полная и объективная статистическая информация о развитии туризма в регионе имеет неоценимое значение для принятия решений органами исполнительной власти Краснодарского края по вопросам продовольственного, транспортного и топливно-энергетического обеспечения, развития инфраструктуры Азово-Черноморского побережья края, привлечения дополнительных инвестиций, расширения налогооблагаемой базы, наполняемости краевого и муниципальных бюджетов.

Литература

1. Романова Г.М., Матющенко Н. С., Каплюченко И.В. Информационное обеспечение системы регионального управления сферы туризма и рекреации на основе социологических исследований // Вестник СГУТиКД. 2011. № 3 (17).

2. Романова Г.М., Матющенко Н. С., Романов С.М., Нубарян Г.Д., Совмен Ш.Д. Методическое обеспечение и проведение исследований в сфере туризма (отчет по НИР) // Регистрационный номер ВНТИЦ 01201002365 от 26.10.10. 228 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.