ВЗГЛЯД
УДК 338.484.2 (075.8) DOI: 10.12737/14587
МУЛЬТИПЛИКАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА НА ЭКОНОМИКУ ПРИНИМАЮЩЕЙ СТРАНЫ
Караулова Наталия Михайловна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры туризма и гостиничного дела, [email protected], Институт туризма и гостеприимства (г. Москва) ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация
В представленной статье предложена методика расчета туристского мультипликатора применительно к индустрии туризма. Рассмотрено воздействие туристских потоков на экономику принимающей страны по различным направлениям. В статье была сформирована схема перераспределения расходов иностранных туристов, а на ее основе построена схема мультипликативного расширения доходов жителей туристской дестинации. Выведена формула мультипликатора международного туризма, базирующаяся на принципе цикличности развития экономической системы.
Ключевые слова: внешнеторговый оборот, международный туризм, въездной туризм, мультипликативное расширение, мультипликатор международного туризма, мультипликатор простой, мультипликатор сложный, объем туристского потока, межстрановые потоки туристов, страна пребывания, страна назначения
Введение. Современный этап развития мировой экономической системы характеризуется постоянно растущим спросом на международные поездки. Путешественники, руководствуясь разнообразными мотивами к поездке, имеют возможность выбора наиболее подходящего средства передвижения и проживания, что делает международные путешествия доступными и комфортными. Совместные действия различных туристских предприятий, осуществляющих внешнеэкономические операции, способствуют формированию международных потоков туристов. Согласно позитивному опыту, иностранные туристы оказывают значительное влияние на экономику страны пребывания. Напрямую воздействуют на экономику туристского центра расходов, которые осуществляют иностранные туристы непосредственно в стране назначения. Траты иностранных граждан в стране своего пребывания выступают в качестве доходов местного населения, которое на полученные денежные средства приобретает отечественную продукцию и тем самым способствует деловому оживлению в регионе. Увеличение спроса на местную продукцию, спровоцированное приезжими, ведет к росту хозяйственной активности предприятий различных сфер деятельности, чья продукция задействована для изготовления товаров и услуг, востребованных иностранными туристами.
Кроме того, налоговые сборы, взимаемые с иностранных туристов при пересечении ими таможенной границы, поступают в государственный бюджет принимающей страны и являются источником его пополнения [9, с. 153].
Л.И. Муратова отмечает, что «функционирование туристско-рекреационного комплекса стимулирует рост разнообразных смежных отраслей, позволяя получить значительный мультипликативный (экономический и социальный) эффект», в том числе транспортной инфраструктуры; агропромышленного комплекса; информационно-телекоммуникационных систем; оптовой и розничной торговли; энергетических и коммунальных систем; образовательных услуг [5, с. 88].
Въездной туризм оказывает значительное воздействие на экономику принимающей страны по различным направлениям, в том числе:
• увеличение объема продаж (иностранные туристы приобретают товары и услуги в стране своего временного пребывания, оплата за них поступает местным жителям, возросший доход которых позволяет им в свою очередь увеличить потребление);
• повышение объема производства (подъем спроса на отечественные товары и услуги, спровоцированный иностранными гостями, активизирует национальное производство);
• увеличение доходов (затраты иностранных туристов на оплату проживания, питания и других товаров и услуг, приобретаемых в связи с их пребыванием вне места своего постоянного проживания, являются доходами местных хозяйствующих субъектов, получаемыми в виде арендной платы, заработной платы, прибыли и т.д.);
• рост занятости населения региона (индустрия туризма характеризуется высокими затратами труда на производство единицы продукта, соответственно, активное развитие туристской отрасли, вызванное притоком иностранных туристов, определяет необходимость создания дополнительных рабочих мест);
• усиление курса национальной валюты (приток иностранных туристов, приобретающих продукцию отечественного производства, сопровождается растущим спросом на национальную валюту, необходимую для приобретения товаров и слуг в стране временного пребывания) [1, с. 57-59; 2; с. 69; 4, с. 301-305; 14, с. 178].
Однако интенсивное развитие въездного туризма может, безусловно, и негативно сказаться на экономике принимающей страны. В связи с высокими затратами труда на производство туристского продукта, в период повышенной сезонной активности предприятиям отрасли туризма потребуется дополнительный приток рабочей силы за счет временного привлечения работников из сфер деятельности, также требующих рабочих рук (например, сельского хозяйства), что может привести к перераспределению трудовых ресурсов и временной нехватке рабочих рук в отдельных секорах экономики и, соот-ветсвенно, к застою в них.
Фесенко О.П. отмечает, что расчет мультипликаторов туризма направлен прежде всего на определение величины совокупного дохода региона от туристической отрасли и сопутствую-
щей ей инфраструктуры. «Комплексная оценка позволит выявить экономический уровень развития туризма в регионе, получаемый эффект, а также стать базой для дальнейшего принятия решений при стратегическом управлении» [13, с. 519]. Соответственно, экономическое воздействие въездного туризма на экономику принимающей страны базируется на расходах, осуществляемых туристами в стране назначения. Расчет экономического воздействия расходов туристов производится при помощи мультипликатора, то есть коэффициента, демонстрирующего степень умножающего (то есть мультипликативного) воздействия положительной обратной связи на результативную величину управляемой системы. Определение мультипликатора базируется на анализе, предложенном Дж.М. Кейсом. Применительно к туристской индустрии мультипликатор призван продемонстрировать степень изменения доходов местных жителей в результате расходов, произведенных иностранными туристами в стране своего временного пребывания.
Основные результаты исследования. Как было установлено ранее, расходы, производимые иностранными туристами, выступают в качестве доходов национальных производителей товаров и услуг. Однако часть денежных средств приезжих может быть потрачена на приобретение импортных товаров и таким образом будет потеряна для национальной экономики (рис. 1). Следовательно, для определения чистого экономического эффекта от притока иностранных гостей необходимо от величины поступлений от оплаты за товары и услуги, потребляемые иностранными туристами, вычесть сумму импортной продукции, приобретаемой местными предприятиями для последующей продажи приезжим.
Рис. 1. Перераспределение расходов иностранных туристов (цикл мультипликатора международного туризма)
В дальнейшем доходы отечественных хозяйствующих субъектов также будут направлены на приобретение товаров, услуг или ресурсов, необходимых для организации дальнейшего процесса производства. Для определения чистого экспорта в данном случае следует из суммы, затраченной местными предприятиями на покупку полуфабрикатов, используемых в процессе изготовления продукции, предназначенной для туристов, исключить стоимость импортных составляющих. Таким образом, цикл повторится.
Для экономики характерны повторяющиеся, непрерывные притоки и оттоки денежных средств, где расход одного хозяйствующего субъекта трансформируется в доход другого. Следовательно, начальный прирост величины расходов вызывает цепную реакцию, которая с каждым последующим циклом затухает, но приводит к многократному изменению доходов (рис. 2). Мультипликатор международного туризма призван показать меру увеличения доходов местных жителей при росте расходов иностранных туристов на единицу:
Рис. 2. Мультипликативное расширение доходов жителей туристского центра, вызванное расходами иностранных туристов
мультипликатор международного туризма =
прирост доходов местных жителей ц) первоначальные расходы иностранных туристов
Для измерения конечного эффекта потребуется ввести следующие обозначения:
Е — первоначальные расходы иностранных туристов в стране временного пребывания (expenses);
In — доход отечественных хозяйствующих субъектов (internal income);
Pn — склонность к приобретению продукции отечественного производства (propensity to national products);
Pim — склонность к приобретению импортной продукции (propensity to imports);
n — количество циклов мультипликативного расширения;
k — мультипликатор международного туризма (International tourism multiplier, Multiplier of international tourism).
Если все затраты иностранных туристов, осуществленные в туристском центре, будут направлены на приобретение продукции отечественного производства, то величина расходов полностью составит прирост дохода местных жителей: Е = Ain. Во втором цикле величина доходов местных жителей сократится на сумму приобретаемой импортной продукции в соответствии со склонностью потребителей к приобре-
E
тению импортной продукции: р . В третьем цикле остаток денежных средств, обращающихся в рамках национальной экономики, уменьшится
E E
аналогично и составит: р2 ; в четвертом — р^ и т.д. Итоговый прирост дохода местных жителей в результате расходов, произведенных иностранными туристами, составит сумму предполагаемых поступлений
E
и E E E
AIn = E +— + — + —- +. P P2 P3
. + — (2) pn
Приведенное выражение является бесконечно убывающей геометрической прогрессией, следовательно, уравнение (2) имеет вид E(1 - P„ )
AIn =-
1 - P
(3)
Подставив полученное выражение (3) в фор-
мулу (1), получим
k =
AIn E(1 - РП ) 1 - РП
E (1 - Pn )E 1 - Pn
Для бесконечно убывающей геометрической прогрессии величина Рп ^ 0, следовательно, ей
можно пренебречь. В результате мультипликатор международного туризма принимает вид
k = —= _L (4)
i - pn pim
Мультипликатор международного туризма обратно пропорционален склонности к приобретению импортной продукции. Соответственно, чем меньше склонность к потреблению зарубежных товаров и услуг, тем больше будет мультипликатор. Относительно небольшие изменения в расходах иностранных туристов могут вызвать значительные изменения в доходах жителей туристских центров.
Мультипликатор международного туризма представляет собой изменение доходов местных жителей туристского центра и первоначальных расходов иностранных туристов, вызвавших данное изменение доходов. Мультипликатор показывает, во сколько раз увеличатся доходы местных жителей при увеличении расходов иностранных туристов на единицу.
Мультипликатор в представленном виде (4) относится к числу простых, потому что он основывается на весьма элементарной модели экономики. Данный мультипликатор предусматривает изъятие только суммы, затраченной на приобретение импортной продукции приезжими туристами и местными потребителями и производителями. В действительности последовательность циклов может затухать вследствие изъятий, осуществляемых в каждом
цикле в виде сбережений, налогов и других отчислений.
Некоторые авторы определяют подобный показатель как мультипликатор расходов или доходов, когда экономической переменной выступает совокупный региональный продукт или доход, который определяется валовыми затратами путешественников на приобретение товаров и услуг [11, с. 130].
Заключение. Международный туризм является крайне динамично растущим феноменом в современной практике. Активные перемещения людей в рамках туристских потоков оказывают различное по своей направленности и силе воздействие на принимающие регионы. Экономической системе присуща цикличность, когда потоки расходов и доходов регулярно повторяются. Соответственно, мультипликатор должен наглядно демонстрировать, как изменятся доходы местных жителей в результате расходов, произведенных иностранными туристами в стране своего временного пребывания. Первоначальное увеличение величины расходов туристом вызывает цепную реакцию, которая, переходя к каждому последующему циклу, затухает, но в результате стимулирует многократное изменение доходов. Предложенный мультипликатор международного туризма показывает степень увеличения доходов местных жителей при увеличении расходов иностранных туристов на единицу.
Литература
1. Гаврилов А.Ю. Инструментарий оценки ресурсного потенциала туризма на региональном уровне // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 4 (235). С. 57—63.
2. Даниленко Н.Н., Рубцова Н.В. Обоснование инновационных аспектов методологии оценки эффективности туризма // Сервис в России и за рубежом. 2012. № 6 (33). С. 69—78.
3. Караулова Н.М. Экономика и управление внешнеэкономической деятельностью туристского предприятия // Известия Волгоградского государственного технического университета. Т. 12. 2007. № 7. С. 55—61.
4. Концептуальные аспекты организации хозяйственной деятельности предприятий туризма: монография / Под ред. С.В. Уфимцева; Волгоградский Филиал ГОУВПО «МГУС»- Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. Ч. 1. 392 с.
5. Муратова Л.И. Туризм как стратегический мультипликатор экономического развития // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 2 (38).
6. Платонова Н. А. Зубакова Н.Н. Оценка туристических ресурсов региона как инструмент их систематизации// Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 4 (187). С. 56—60.
7. Помелова Е.В. Применение теории мультипликатора для расчета косвенного влияния туризма на экономику региона. // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2012. № 5. С. 51-55.
8. Рубцова Н.В. Методологические аспекты иссследования туристской деятельности на регональном уровне // Baikal Research Journal. 2013. № 4. С. 10.
9. Сизенева Л.А., Караулова Н.М. Уровень налогового бремени в российской экономике // Казанская наука. 2010/ № 3. С. 152-155.
10. Скорописова Л.И., Скорописов М.Г. Усовершенствование расчета мультипликатора туризма // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. Т. 2. 2013. № 1 (8). С. 136-142.
11. Сорокина О.Н. Зарубежный опыт оценки мультипликативного эффекта развития туризма // Сервис в России и за рубежом. 2010. № 3 (18). С. 127-132.
12. Федулин А.А., Платонова Н.А., Вапнярская О.И. Разработка рейтинга регионов Российской Федерации по уровню развития туризма // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 41. С. 2-13.
13. Фесенко О.П. Оценка влияния туристического комплекса на социально-экономическое развитие региона // Вестник Чувашского университета. 2010. № 1. С. 519-523.
14. Ярыгина О.В. Мультипликатор как инструмент оценки косвенного влияния туризма на экономику страны (региона) // Современное образование: плюсы, минусы и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 176-180.
MULTIPLICATIVE EFFECTS OF TOURISM ON THE ECONOMY OF THE HOST COUNTRY
Karaulova Nataliya Mikhailovna, PhD (Candidate of Sciences) in Economics, Associate Professor at the Department tourism and hospitality, [email protected], Institute of Tourism and Hospitality (Moscow, branch) Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation
This article presents the methods of calculating the tourism multiplier applied to the travel industry. They consider the impact of tourist flows on the host economy in different directions. The article forms the scheme of redistribution of expenses of foreign tourists, and on its basis the scheme of multiplicative expansion of incomes of residents of a tourist destination. The formula multiplier of international tourism, based on the principle of cyclicality of the economic system is used.
Keywords: foreign trade turnover, international tourism, inbound tourism, expansion multiplier, multiplier of international tourism, simple multiplier, complex multiplier, tvolume of tourist flow, international tourist flows, host country, country of destination
References
1. GavrilovA. Yu. Instrumentarii otsenki resursnogo potentsiala turizma na regional'nom urovne [Tools to assess the resource potential of tourism at the regional level] // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. 2012. № 4 (235). p. 57—63.
2. DanilenkoN.N., RubtsovaN.V. Obosnovanie innovatsionnykh aspektov metodologii otsenki effektivnosti turizma [Innovative aspects of the methodology of efficiency evaluation of tourism} // Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and abroad]. 2012. № 6 (33). p. 69-78.
3. Karaulova N.M. Ekonomika i upravlenie vneshneekonomicheskoi deyatel'nost'yu turistskogo predpriyatii [Economics and management of foreign economic activity of tourism enterprises]// Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekh-nicheskogo universiteta. T. 12. 2007. № 7. S. 55-61.
4. Kontseptual'nye aspekty organizatsii khozyaistvennoi deyatel'nosti predpriyatii turizma: monografiya [Conceptual aspects of the organization of economic activity of tourism enterprises: monograph] / Red. S.V. Ufimtseva; Volgogradskii Filial GOUVPO «MGUS»- Volgograd: Izd-vo VolGU, 2006. Ch. 1. 392 p.
5. Muratova L.I. Turizm kak strategicheskii mul'tiplikator ekonomicheskogo razvitiya [Tourism as a strategic multiplier of economic development]// Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyi nauchnyi zhurnal. 2012. № 2 (38).
6. Platonova N.A. Zubakova N.N. Otsenka turisticheskikh resursov regiona kak instrument ikh sistematizatsii [Evaluation of tourist resources of the region as a tool to systematize them] //Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. 2011. № 4 (187). p. 56-60.
7. Pomelova E.V. Primenenie teorii mul'tiplikatora dlya rascheta kosvennogo vliyaniya turizma na ekonomiku regiona. [Application of the theory of multiplier to calculate the indirect impact of tourism on the economy of the region] // Vestnik INZhEKONa. Seriya: Ekonomika. 2012. № 5. p. 51-55.
8. Rubtsova N.V. Metodologicheskie aspekty isssledovaniya turistskoi deyatel'nosti na regonal'nom urovne [Methodological aspects of investigation of tourism activities on regionalnom level] // Baikal Research Journal. 2013. № 4. p. 10.
9. Sizeneva L.A., Karaulova N.M. Uroven' nalogovogo bremeni v rossiiskoi ekonomike [The level of tax burden in the Russian economy] // Kazanskaya nauka. 2010/ № 3. p. 152-155.
10. Skoropisova L.I., Skoropisov M.G. Usovershenstvovanie rascheta mul'tiplikatora turizma [To improve the calculation of the multiplier of tourism] // Mezhdunarodnoe nauchnoe izdanie Sovremennye fundamental'nye i prikladnye issledo-vaniya. T. 2. 2013. № 1 (8). p. 136-142.
11. Sorokina O.N. Zarubezhnyi opyt otsenki mul'tiplikativnogo effekta razvitiya turizma [Foreign experience in the appraisal of the multiplicative effect of tourism development] // Servis v Rossii i za rubezhom. 2010. № 3 (18). S. 127-132.
12. Fedulin A.A., Platonova N.A., Vapnyarskaya O.I. Razrabotka reitinga regionov Rossiiskoi Federatsii po urovnyu razvitiya turizma [Development rating of Russian regions by level of development of tourism] // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. 2012. № 41. p. 2-13.
13. Fesenko O.P. Otsenka vliyaniya turisticheskogo kompleksa na sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie regiona [Evaluation of the influence of the tourist complex on the socio-economic development of the region] // Vestnik Chuvashskogo univer-siteta. 2010. № 1. p. 519-523.
14. Yarygina O.V. Mul'tiplikator kak instrument otsenki kosvennogo vliyaniya turizma na ekonomiku strany (regiona) [The multiplier as a tool to assess the indirect impact of tourism on the economy of the country (region)] // Sovremennoe ob-razovanie: plyusy, minusy i perspektivy. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Saratov, 2014. p. 176-180.