Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ РИСКАМИ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ'

ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ РИСКАМИ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РИСКИ / ЭКОНОМИКА / ТЕРРИТОРИЯ / СТРАТЕГИЯ / МЕТОДЫ / УПРАВЛЕНИЕ / ОЦЕНКА / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьева Ирина Васильевна, Зайченко Ирина Алексеевна, Фишер Александр Валентинович

В работе освещены проблемы управления экономическими рисками в территориальном контексте. Цель исследования заключается в обосновании стратегического управления экономическими рисками в территориальном контексте, на основе разработки механизма критериев, способных дать обобщающую оценку результатов рисковых ситуаций, на основе рассмотрения вариабельности развития территориальной экономики. При оценке рисков особое внимание уделено экономическим результатам последствия их возникновения для объективности стратегического планирования. Изученные материалы по различным подходам к оценке рисков показывают экономическую категорию, при этом наблюдается функциональная связь социальных и экономических процессов. Сама технология расчетов требует доработки, которая заключается в создании механизма обобщения показателей, сконцентрировав их в территориальном контексте. По всей видимости, при разработке стратегии развития экономики территории возникнет необходимость рассматривать вариабельность событий, предусматривающих возникновение рисков, предоставляя объективную оценку рисков при принятии управленческих решений. Научная новизна исследования заключается в обосновании разработки механизма оценки рисков территориальной экономики, на основе взаимосвязи консолидации показателей анализа рисков и эффективности развития социально-экономических процессов, сопоставляющих при этом различные варианты прогнозного эффекта. В результате исследования проблемы оценки стратегического управление экономическими рисками в территориальном контексте позволили разработать обобщающие показатели, характеризующие рисковые события.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воробьева Ирина Васильевна, Зайченко Ирина Алексеевна, Фишер Александр Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF STRATEGIC MANAGEMENT OF ECONOMIC RISKS IN A TERRITORIAL CONTEXT

The work highlights the problems of economic risk management in a territorial context. The purpose of the study is to substantiate the strategic management of economic risks in a territorial context, based on the development of a mechanism of criteria that can give a generalized assessment of the results of risk situations, based on consideration of the variability of the development of the territorial economy. When assessing risks, special attention is paid to the economic results of the consequences of their occurrence for the objectivity of strategic planning. The materials studied on various approaches to risk assessment show the economic category, while there is a functional connection between social and economic processes. The calculation technology itself requires improvement, which consists in creating a mechanism for generalizing indicators, concentrating them in a territorial context. Most likely, when developing a strategy for the development of the economy of a territory, it will be necessary to consider the variability of events that involve the occurrence of risks, providing an objective assessment of risks when making management decisions. The scientific novelty of the study is to justify the development of a mechanism for assessing the risks of the territorial economy, based on the relationship between the consolidation of risk analysis indicators and the effectiveness of the development of socio-economic processes, while comparing various options for the forecast effect. As a result of the study, the problems of assessing the strategic management of economic risks in the territorial context made it possible to develop generalized indicators characterizing risk events.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ РИСКАМИ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ»

HC

LH

s

HC

о

LH

=r

s X о

X

о

HC CO

40

- механизм внедрения цифровых технологий затронул многие аспекты жизнедеятельности человека: управленческая деятельность, отраслевая экономика, бизнес структуры, население (самозанятое и индивидуальное предпринимательство). Если на сегодняшний момент решены вопросы по цифровому сопровождению государственных услуг, то доступность к ним еще недостаточно обеспечивается.

Так, например, в Ставропольском крае, территориальное управление с использованием цифровых технологий в населенных пунктах обеспечивается только на 74%. При этом их модернизация затрагивает новые вопросы в обучении цифровым технологиям персонала и на-селения, что сопряжено с финансовыми затратами. Сегодня сокращается программа финансирования цифровых технологий, ощущается недостаток ресурсов бюджетных ресурсов, в связи с чем необходимо привлечение бизнес-структур не только по оснащению высокотехнологических рабочих мест, но и для обучения, то есть подготовки и переподготовки кадров;

- вовлечение бизнеса в процессы внедрения цифровых технологий, возможно при разработке механизма экономической заинтересованности (налоговые льготы, налоговые каникулы и т.д.}. Кроме того, требуется программа регионального уровня по заинтересованности бизнес-структур в оснащении населенных пунктов Интернет-ресурсами, доступности их к информационным технологиям;

- результаты исследования дают возможность просчитать реальную потребность в подготовке и переподготовки кадров по регионам. Так, например, в Ставропольском крае минимальная потребность в подготовке кадров по цифровому сопровождению деятельности государственных органов управления составила более 40000 человек.

Таким образом, проблема разработки механизма эффективной трансформации цифрового обеспечения в государственных структурах управления затрагивает многие вопросы не только территориального, но и федерального значения, что требует "сквозного" управленческого решения.

Примечание:

1. Указа Президента N9 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

2. Федеральная служба государственной статистики Росста стИ ttps://ros s to t.g ov л и/

3. Паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (уте. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N® 7} h ttp:// www.consultant.ru/documerit/coni

4. Приказ Минцифры России N9 49 "Об определении способа перечисления из федерального бюд-жета субсидии автономной некоммерческой организации "Университет Национальной технологической инициативы 2035" на проведение обучения по дополнительным профессиональным программам с использованием мер государственной поддержки для получения новых востребованных на рынке труда цифровых компетенций и обеспечение достижения отдельных результатов федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" с применением казначейского обеспечения обязательств".

5. Постановления Правительства Российской Федерации № 2020 от 23 декабря 2020 года

6. Постановление Правительства Ставропольского края от 21 июня 2018 года № 243-п, О Перечне населенных пунктов Ставропольского края, в которых отсутствует доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

7. Постановление Правительства РФ от23.12.2020 N 2241 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. №616".

8. Приказ 24 января 2020 г. №>41 "Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта "Кадры для цифровой экономики национальной программы "цифровая экономика Рос сийской Федерации"

PROBLEMS OF STRATEGIC MANAGEMENT OF ECONOMIC RISKS IN A TERRITORIAL CONTEXT

Vorobieva Irina VasiUevna, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Economics and Management,

Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute, Nevinnomyssk

Zaichenko Irina Alekseevna, PhD of Economics, Associate Professor

Fisher Alexander Valentlnovlch, Undergraduate student

Technological Institute of Service (branch), Don State Technical University, Stavropol

The work highlights the problems of economic risk management in a territorial context. The purpose of the Study is to substantiate the strategic management of economic risks in a territorial context, based on the development of a mechanism of criteria that can give a generalizedassessment of the results of risk situations, based on consideration of the variability of the development of the territorial economy When assessing risks, special attention is paid to the economic results of the consequences of their occurrence for the objectivity of strategic planning. The materials

studied on various approaches to risk assessment show the economic category, while there is a functional connection between social and economic processes. The calculation technology itself requires improvement, which consists in creating a mechanism for generalizing indicators, concentrating them in a territorial context. Most likely, when developing a strategy for the development of the economy of a territory, it will be necessary to consider the variability of events that involve the occurrence of risks, providing an objective assessment of risks when making management decisions. The scientific novelty of the study is to justify the development of a mechanism for assessing the risks of the territorial economy, based on the relationship between the consolidation of risk analysis indicators and the effectiveness of the development of socio-economic processes, while comparing various options for the forecast effect. As a result of the study, the problems of assessing the strategic management of economic risks in the territorial context made it possible to develop generalized indicators characterizing risk events.

Keywords: risks; economics; territory; strategy; methods; management; assessment; criteria; indicators of the effectiveness of results.

DOI 10.24923/2222-243X.:

=39.8

ПРОБЛЕМЫ СТРА ТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ РИСКАМИ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ

В работе освещены проблемы управления экономическими рисками в территориальном контексте. Цель исследования заключается в обосновании стра гегического управления экономическими рисками в территориальном контексте, на основе разработки механизма критериев, способных дать обобщающую оценку результатов рисковых ситуаций, на основе рассмотрения вариабельности развития территориальной экономики. При оценке рис ков особое внимание уделено экономическим результатам последствия их возникновения для объективности стратегического планирования. Изученные материалы по различным подходам к оценке рисков показывают экономическую категорию. При этом наблюдается функциональная связь социальных и экономических процессов. Сама технология расчетов требует доработки, которая заключается в создании механизма обобщения показателей, скон центрировав их в территориальном контексте. По всей видимости, при разработке стратегии развития экономики территории возникнет необходимость рассматривать вариабельность событий, предусматривающих возникновение рисков, предоставлял объективную оценку рисков при принятии управленческих решений. Научная новизна исследования заключается в обосновании разработки механизма оценки рисков территориальной экономики, на основе взаимосвязи консолидации показателей анализа рисков и эффективности развития социально экономических процессов, сопоставляющих при этом различные варианты прогнозного эффекта. В результате исследования проблемы оценки стратегического управление экономическими рисками в территориальном контексте позволили разработать обобщающие показатели, характеризующие рисковые события.

Ключевые слова: риски; экономика; территория; стратегия; методы;управление; оценка; критерии; показатели эффективность результатов.

Введение

Цель управления рисками в сфере территориальной экономики - повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов с помощью защиты от реализации чистых рисков.

Мы согласны, что теория управления рисками основывается на таких понятиях, как полезность, регрессия и диверсификация.

Многочисленные публикации по определению риска дают достаточно полное представление. Если привести в пример определения риска, данного в толковом словаре С.И. Ожоговым: "Риск - возможная опасность; действие наудачу в надежде на счастливый исход" то можно согласиться и с первой и со второй частью, так как деятельность экономических субъектов всегда связана с "опасностью", а в надежде получить желаемый результат даже нет сомнений.

Суть вопросов заключается в системе управления рисковыми ситуациями, то есть насколько мы можем контролировать не только возникновение риска, но и сам процесс рисковых действий.

УДК 338 ВАК РФ 08.00.05

5 Воробьева ИЛ, 2021 5 Зайченко И, А „ 2021 Ъ Фишер А.В., 2021

ВОРОБЬЁВА Ирина Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Экономика и управление, Невинно-мысский государственный гуманитарно- технический институт, Невинномысск

ЗАЙЧЕНКО Ирина Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент

ФИШЕР Александр Валентинович, магистрант

Технологический институт сервиса (филиал), Донской государственный технический университет, Ставро поль

OJ О OJ

-О X

Я

ф со

си

ÜI 2

S

41

Цель исследования заключается 8 обосновании стратегического управления экономическими рисками в территориальном контексте, на основе разработки механизма критериев, способных дать обобщающую оценку результатов рисковых ситуаций, на основе рассмотрения вариабельности развития территориальной экономики.

В связи с такой постановкой цели, возникает необходимость постановки нескольких задач.

- рассмотреть концептуальные взгляды на проблему управления рисками;

- обозначить приоритетные критерии в оценке рисковых ситуаций;

- обосновать оценку рисков в стратегическом планировании;

- изучить нормативно-правовые документы, способствующие разработке механизма оценки рисков б территориальном управлении;

- разработать обобщающие показатели оценки экономического риска в стратегическом управлении территорией.

Для выработки критериев и оценочных показателей, в системе управления экономическими рисками в территориальном аспекте, в статье применяются следующие методы, абстрагирования, моделирования, анализа и синтеза.

Если рассматривать на уровне экономического субъекта суждение о том, что невозможно предусмотреть риск-операцию, то это несколько не верно. В любом случае при хозяйственной деятельности риск имеет место быть. Процессы деятельности каждого хозяйствующего субъекта естественно управляются, а их эффективность зависит от качества менеджмента, и прежде всего, от профессионализма управленческого персонала, в части объективного прогнозирования на перспективу.

Даже при заключении договоров с партнерами возникает риск. Дело в том, что территориальные риски взаимоувязаны с рисками хозяйствующих субъектов, отраслевыми и т.д. Управление территорией подвергается как прямым, так и косвенным рискам. Бесспорно, что риск должен быть предусмотрен в каждом хозяйствующем субъекте. Вопрос возникает в том, что объединяет рисковые ситуации, и здесь приходим к выводу, что показателем эффективности управления риском будет являться экономический результат последствия от совершения действий, связанных с риском. Механизм оценки результатов должен, на наш

взгляд, объединить в территориальном аспекте все виды рисковых ситуаций.

При этом характерной чертой в менеджменте являются такие аспекты, как уход от риска, предупреждение риска или снижение негативного воздействия риска на деятельность. При ведении хозяйственной деятельности экономические субъекты подвергаются многочисленным видам рисков (риски заключения снабжения и сбыта; риски неисполнения хозяйственных договоров; риски возникновения необоснованных затрат и снижения доходов, риски конкуренции; риски, связанные с недостаточным уровнем кадрового обеспечения и т.д.).

Если говорить о механизме оценки такого рискового процесса, то проблема в том, что рассматривается неопределенность в действиях и предусмотреть в оценке все параметры практически невозможно, то есть речь должна идти о промежуточной оценке рисковой операции, а после ее окончания можно дать объективную оценку происходящему явлению.

Необходимо сказать, что менеджмент, прежде всего, нацелен на качество управления с использованием методов "косвенного" воздействия на процесс, а понятие управление, -прежде всего, к административным "рычагам".

В связи с чем, мы придерживаемся в своем исследовании именно менеджмента экономических рисков. Современная трактовка категории риска разнообразна, антоним шанса, то есть вероятность неполучения желаемого результата, понимают также сам факт вероятного события, в результате наступления которого могут произойти только нейтральные или отрицательные последствия, понимают также ожидаемую величину ущерба, объект возможной потери, деятельность наудачу, оценки уверенности прогноза мы рассматриваем риск как экономическую категорию,

В разное время проблемам управления рисками посвящались фундаментальные исследования отечественных и зарубежных ученых: М. Альберта, В.П. Афанасьева, Э.Й. Вил-каса, Ю. Гермейера,Л.Г. Евланова, Е. Лемана, Р.Д. Льюса, Дж. Кейнса, К. Маркса, О. Моргенш-терна, Ф. Найта, Дж. фон Неймана, A.B. Нелсона, Л. Плзнкетта, X. Райфаа, Я.Р. Рельяна, Л. Сэвид-жа, Г. Хейла, и др., что и явилось теоретической базой нашего исследования.

Практическая значимость исследования заключается по определению характеристик критерий в оценочных показателях риска в управлении территориальной экономикой.

Основная часть

Достаточно широко рассмотрены вопросы риска в торговых организациях в монографии В.А. Кривошей "Экономические методы оценки рисков торговой организации". Мы солидарны в том, что автор, используя методы их оценки и регулирования в сфере торговли профессионально провел анализ рисков торговых организаций, сконцентрировав внимание на коэффициентном методе. Мы обратили внимание, что автор достаточно профессионально применяет статистические методы исследования, что позволило ему доказать влияние рис-кообразующих факторов. Хорошо представлена методика регулирования риска торговой деятельности на основе прогнозирования его уровня финансового состояния [1].

Рассматривая другие исследования, касающиеся управления рисками, можно сказать, что и они актуально и достаточно профессионально доказывают целесообразность расчетов экономического характера. Так, например, коллектив авторов под редакцией Е.Г. Аниси-мова в монографии "Экономический и таможенный риск-менеджмент" рассмотрели взаимосвязь риск-менеджмента в экономики и таможенном деле. Характерно, что и в этом исследовании авторы придерживаются оценки экономического результата рискового действия. Критерии оценки при управленческих решениях дают основания выбора действий в управлении. Непосредственное снижение ущерба государству за счет управления рисками в процессе таможенного контроля обеспечивается выполнением мероприятий углубленного таможенного контроля в отношении каждого из выбранных объектов [2].

Дело в том, что не все исследования касаются уровня определенного вида деятельности, что, конечно же, имеет место быть, и конкретные мероприятия показывают результат, что на сегодняшний день наиболее актуально. Нам же следует разработать критерии оценки рисков экономических посредством установки "ножниц" минимального ущерба-макси-мального, или же минимум выгоды-максимум. Такой "коридор" действий, на наш взгляд, может способствовать более гибко принимать решения.

Интервальная схема по оценке результата в управлении риска дает шанс на возможные поправки в деятельности не только одного хозяйствующего субъекта, но и на "площадке" отраслевой или же территориальной экономики. На уровне хозяйствующего субъекта -это риск на микроуровне, а рисковая ситуа-

ция на уровне региона - это уровень макро, в связи с чем риск систематический можно рассматривать как финансовый на уровне субъекта страны или же определенной территории. Существующее понятие спекулятивного риска рассматривается как изменение курса акций или же валюты. На уровне экономического субъекта это можно рассматривать как изменение курса валюты баланса.

Подтверждение этому тезису можно найти у одного из основателей российской теории управления рисками профессора ИТ. Балабанова, который определяет риск как возможную опасность потерь и в то же время подчеркивает, что с экономической точки зрения риск представляет собой возможность события, которое может иметь три результата: отрицательный (убыток или ущерб), нулевой (отсутствие прибыли} и положительный (прибыль) [4].

С точки зрения оценки рассмотрения последствий, риск - это результат деятельности в неопределенном варианте, то есть вероятность наступления момента времени завершения действий возможен как положительный, так и нулевой или отрицательный эффект событий.

Если рассматривать риск через призму регрессии, то риск - это отклонение фактических результатов от ожидаемых, то есть признание факта возможного несоответствия ожидаемых результатов от просчитанных на основе общепринятых, усредненных нормативов.

Анализируя риск на основе диверсификации или продуманного распределения, можно отметить, что, предусматривая рисковые операции, необходима комбинация различных результатов.

Все предприятия в своей деятельности тем или иным способом сталкиваются с рисками, особое внимание уделяется экономическому риску.

Известно, что любая сфера деятельности заканчивается каким-либо результатом, иначе пропадает смысл самого процесса. Результат производственной деятельности можно оценивать на каждом этапе, соответственно и риски могут возникнуть на любом из них. Соответственно уровень производства определяет долю риска, но итоговый этап цикла производственного, а именно реализация продукции в наибольшей степени отвечает на вопрос угрозы экономического риска и эффективности всей деятельности хозяйствующего субъекта

Определение экономического риска разносторонне, и можно лишь предусмотреть функ-

п]

0 ги

1

03

со

си

¿>1 2:

Ё

43

LU

s ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

UJ 3-

s X о

X

о

НС

со

44

циональнуюзависимость с производственной сферой, социальной и т.д., что мы и видим в исследованиях нашего времени.

Конечно же, в классическом понимании при возникновении экономического риска у хозяйствующего субъекта может быть три результата: отрицательный, нулевой и положительный. При отрицательном результате разумеется риск возникновения убытка, что для хозяйствующего субъекта в случае "затяжного" риска может закончиться угрозой банкротства.

При нулевом варианте развития события на практике встречаются разные суждения. На практике управление хозяйствующим субъектом, нередко прибегая к этому варианту, "избегает" уплаты налога на прибыль, но не уклоняется от него.

Самым позитивным является положительный результат и здесь бесспорно можно говорить об оправданном риске и качественном менеджменте.

Само наступление риска вероятного события неизбежно при любой деятельности человека. Можно рассматривать в уже известной трактовке управления рисками: уход от рисковой ситуации, снижение действий, приводящих в рисковую зону.

Зачатую подобного рода действия называют системой "менеджмента риска" или "управления риском", что, на наш взгляд, несколько некорректно.

Поскольку экономическая, производственная деятельность часто связана с возможностью возникновения негативных последствий, неблагоприятных результатов, возникает потребность в разработке методов и средств, уменьшающих вероятность их появления либо локализующих отрицательные последствия. Что касается оценки рисковых ситуаций, то, на наш взгляд, необходимо результаты корректировать на коэффициент эффективности последствий. Так, к примеру, своевременность использования бюджетных средств территории, финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов снижает риск влияния инфляционных последствий и т.д.

Результаты

Бесспорным является то, что цель управления рисками в сфере любой деятельности -обеспечение уравновешенного состояния явления или процесса.

Таким образом, основой оценки экономических рисков определения должна быть сбалансированность зависимости между опреде-

ленными размерами потерь и вероятностью их возникновения.

Необходимо рассчитать пороговые значения, то есть интервалы, которые могут способствовать более эффективно управлять процессами, где возникают риски. Самое главное, что это является инструментом методов управления риском и аргументировано доказывает необходимость оценки эффективности программы управления риском в целом,

P.M. Качалов в своих исследованиях подчеркивает, что неопределенность процессов, как понятие не может звучать в сочетании с определением риска. Мы согласны с этим мнением, так как меняется смысл возникновения рисковых ситуаций. Другим образом можно говорить о неопределенности как в выборе ситуации различных вариантов развития событий.

Аргументировано P.M. Качалов доказывает необходимость введения искусственных сущностей для преодоления возникающих проблем [5.] На наш взгляд, совершенно верно, что весь смысл такого введения заключается в создании корректировочных факторов при возникновении риска. Мы считаем, целесообразно было бы рассматривать позиции стратегического управления территорией с выравниванием различных прогнозных вариантов.

Трансформация экономического риска в социальный, и наоборот, имеет место быть, особенно это проявляется в стратегии управления территорией. Например, при рассмотрении вопросов, связанных со стратегией управления территорией Ставропольского края, можно привести аргументированные доказательства следующим суждениям. Ориентируясь на показатели, характеризующие население в Ставропольском крае, мы увидим следующее:

- очевиден рост численности населения в 2019 году по сравнению с предыдущим годом - на 8,4 тыс. человек (2018 - 2795,2 тыс чел., 2019 - 2803,6 тыс. чел.), который достигнут за счет миграционных процессов;

- рост численности мигрантов в 2019 году -на 12 тыс. человек, а рост занятых в экономике края - на 5,7 тыс. человек;

- снижение суммы полученного налога на доходы физических лиц с 23,7 млн руб. -в 2018 году, до 22,8 млн руб. - в 2019 году (несмотря на рост занятых в экономике) и т.д. [6]

Исходя из этого можно рассчитать сумму налога на доходы физических лиц, которая могла бы быть внесена в бюджет Ставропольского края в 2019 году (при аналогичных уело-

виях с 2018 годом) с учетом увеличения численности занятого населения в экономике -23,808 млн руб. Здесь необходимо отметить, что упущенная выгода для территории Ставропольского края в части получения дохода в бюджет по налогу на доходы физических лиц в 2019 году составляет 1,08 млн руб.

В этом случае приходим к выводу, что в стратегическом планировании необходимо предусмотреть риск снижения налоговых поступлений, при соответствующем росте населения, занятого в экономике.

Фактор снижения налоговых поступлений при росте занятого населения в экономике можно оценивать и как риск социальной сферы деятельности, что еще раз доказывает функциональную связь рисков экономического и социального характера.

Здесь социальный риск возникает несколько косвенно, но все-таки посредством перераспределения налоговых поступлений, то есть уменьшается сумма расходной части бюджета, что и вызывает риск -ситуацию.

Следующей позицией в экономическом риске необходимо рассматривать количество хозяйствующих субъектов, действующих на территории субъекта. Так, например, в Ставропольском крае предприятия и организации с образованием юридического лица имеют тенденцию к снижению, и если их в 2018 году было 48295 единиц, то к 2020 году осталось 38081 таких хозяйствующих субъектов. Отметим, что темп снижения численности ускоряется, так как до 2019 года ежегодное снижение было на 8%, а в 2020 - уже на 14%. Если посмотреть в структуре по формам собственности, то наблюдаем аналогичное сокращение численности, как в государственных предприятиях, так и в частных. Так, например, с частной формой собственности численность предприятий по Ставропольскому краю снизилась с 40072 единиц в 2018 году, до 30681 единиц в 2020 году.

При таком обстоятельстве дел, в Ставропольском крае есть риск "потери" предприятий, и уже к 2034 году их численность может составить 33882 единиц, что соответственно скажется и на экономической ситуации, 8 этом варианте развития динамики событий просматривается и экономический риск, в части не полученной выгоды, а именно снижения доходов бюджета территорией, и соответственно социальной напряженности (потеря рабочих мест) и т.д.

Заключение

Хотим отметить, что при стратегическом планировании риск вложения средств государ-

ственного бюджета в сферу социально-экономического обращения должен максимально приблизиться к более прозрачному условию расчета их эффективности. В ином случае, механизм оценки риска не имеет реальную "картину" представления, так как использование бюджетных средств, их оценка эффективности в настоящее время проводится по условиям мониторинга [9].

Если рассматривать с позиции экономического риска территорию Ставропольского края, то можно в качестве примера выделить показатели доходов и расходов консолидированного бюджета. Как известно, разница между этими показателями выражает сальдовый результат, и такой остаток может рассматриваться как с положительной, так и с отрицательной стороны. Показатели положительного или отрицательного сальдо в некоторой степени характеризуют условия "освоения" бюджетных средств. Если в 2015 году дефицит бюджета, или иначе - перерасход средств, составил 10388 млн руб., то по состоянию 2018 года уже наблюдается профицит 6845 млн руб.

Получение результата, как в минусе, так и в плюсе, характеризуется рисковой ситуацией, поэтому корректировки в процессе исполнения бюджета необходимо проводить более чаще, чем это происходит в настоящее время. Если мы обратимся к законодательно-нормативной базе Российской Федерации, то находим подтверждение о том, что условия для маневрирования такими процессами на сегодняшний день "заторможены". Здесь риск возникновения можно снизить на основе дополнительных соглашений по вертикали власти. 8 источниках официальной статистики показаны в динамике такие суммы, что можно привести в примерах.

Ранее, еще в 2011 году (сейчас утратил силу), на основании Приказа Минфина РФ От 19 Октября 2011 Г. За № 383 "О Порядке Осуществления В Министерстве Финансов Российской Федерации Оперативного Мониторинга Качества Финансового Менеджмента" Проводился мониторинг качества финансового менеджмента в части оценки экономического риска. Это выражалось путем сопоставления вариабельности событий получения профицита или же дефицита, а именно размах вариации, то есть расстояние между наибольшим и наименьшим показателями характеризовал качество управлением экономическими рисками.

Судя по данным официальных данных по Ставропольскому краю в среднем на одного жителя в месяц приходится 15,9 тыс. руб. роз-

п]

0 ги

1

оГ со

си 2

Ё

45

ничного оборота, что в итоге говорит о достаточно высоком уровне охвата внутреннего денежного рынка доходов. Наряду с этим следует отметить, что более 30% этого оборота "увозят" средства за пределы территории Ставропольского края, что можно рассматривать как не дополученные доходов территории.

Если мы рассмотрим в качестве примера стратегического направления региона РФ Ставропольского края, то приходим к выводу, о том, что как раз здесь и просматривается показательная характеристика риск-менеджмента. Три варианта возможности развития событий говорят о том, что в случае нахождения территориальной экономики в консервативном режиме можно получить эффект роста минимального роста ВРП, а в опережающем варианте, наоборот, наибольший рост, что говорит о риске экономического процесса. Вопрос заключается в степени возникновения риска в будущем. Если при первом варианте можно ограничить риск на будущие периоды, то во втором - предельная "планка" риска.

P.M. Качалов подробно рассматривает в своих исследованиях случаи проявления феномена риска, способы его идентификации и оценки характеристик влияния на реальные социально-экономические процессы [5|. Необходимо дополнить, что при этом факторы, влияющие на процессы, коррелирует между собой, изменяясь в "силе" влияния.

На наш взгляд, достаточно объективно возникает необходимость в создании экономических кластеров для определения наиболее рисковых действий на определенной территории. Если подходить к этому вопросу через "призму" категорий рисков, то можно сказать, что особый кластер будет занимать инновационная деятельность, которая, на наш взгляд, в наибольшей степени сопряжена с риском.

Это необходимо определенно поставить изначально, на вторую ступень, в деятельности выдвигается временной лаг, на третьей позиции - кадровое обеспечение и их профессионализм.

Таким образом, территориальная экономика подвержена следующим рискам - инновационный, временной, кадровый - аргументировано бы правильно провести ранжирование рисков, по определению приоритетов и выделению критической ситуации.

Вышесказанное позволит выразить авторское мнение о различных подходах по разработке консолидированного механизма оценки рисковых ситуаций в экономическом процессе на территориальной площадке субъектов.

Все процессы, происходящие на "площадке" территории, взаимосвязаны, ихобобщение возможно при построении показателей результативности, что может быть выражено посредством разработки экономического критерия. Вопросы абсолютных показателей не совсем охватывают весь многосторонний спектр экономических процессов, так как их запланированный рост не говорит о снижении рисковых ситуаций.

Примечания:

1. Кривошей В.А. Экономические методы оцен км рисков торговой организации: монография / В, А. Кривошей. - М.: Экономическая газета, ИТ КОР, 2012.-176 с.

2. Анисимов Е, Г Экономический и таможенный рис к-менеджмент : монография / Е. Г Анисимов, В. Г, Анисимов. М,: Российская таможенная академия, 2015. - 180 с.

3. Левашов В.К., Афанасьев 0.А., Новоженина О.П., Шушпанова И.С. Кризис и риски устойчивого развития российского общества. По материалам XLVIi этап социологического мониторинга "Как жи вешь Россия?", май 2018 года / под общей редак цией В.К. Левашова. [Электронное издание] - М.: Перспектива,2018.- 127с.-Электрон.данн. - Режим доступа: https://goa.gl/RmtLCu

4. Балабанов И.Т. Риск менеджмент. - М. : Финал сы и статистика, 1996. 192 с.

5. Качалов P.M. Феномен риска как искусственный объект экономических исследований // Проблемы анализа риска, - Т. 17. - 2020. - N81. - С, 100-108. - Режим доступа: https://doi.org/10.32686/ 1812-5220- 2020-17-1 -100-108.

6. Статистический ежегодник. Ставропольский край. 2020: стат. сб. // Северо Кавказстат. - Став рополь, 2020. - 124 с.

7. "Прогноз долгосрочного социально-экономи ческого развития Российской Федерации на пе риод до 2030 года" (разработан Минэкономразвития России).

8. Стратегия социально-экономического разви тия Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года. Утверждена распоряжением Правитель* ства Российской Федерации от 6 сентября 2011 г. N» 1540р.

9. Приказ Минфина России от 05.08.2020 N» 160н (ред. от 11.11.2020) "Обутверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2020 N 59596).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.