Научная статья на тему 'Проблемы стратегического планирования развития туризма в Приморском крае'

Проблемы стратегического планирования развития туризма в Приморском крае Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
309
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ БИЗНЕС / TOURISM AND RECREATION BUSINESS / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / PRIMORSKY REGION / ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / LONG-TERM TARGET PROGRAM / ПОТРЕБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / NEEDS OF POPULATION / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / QUALITY OF LIFE / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мартышенко Наталья Степановна, Шевченко Юлия Александровна

В статье рассматриваются перспективы развития туристско-рекреационного бизнеса в Приморском крае. Основное внимание уделено проблемам, препятствующим развитию туризма в регионе: отсутствие долгосрочной целевой программы развития внутреннего и въездного туризма, низкий уровень конкурентоспособности существующих туристско-рекреационных объектов, сокращение спроса на местные туристические продукты, необходимость инвестиций для создания адекватной материально-технической базы и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Strategic Planning for Tourism Development in the Primorsky Region

The article considers the development prospects the tourist and recreational business in the Primorsky Region. It focuses on issues impeding the development of tourism in the region: the lack of a long-term target program for the development of domestic and inbound tourism, low competitiveness of the existing tourist and recreational facilities, decrease in the demand for local tourism products, the need for investments to create an adequate logistics and so on.

Текст научной работы на тему «Проблемы стратегического планирования развития туризма в Приморском крае»

Мартышенко Наталья Степановна

канд. экон. наук, доцент кафедры маркетинга и коммерции, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, профессор РАЕ, руководитель natalya.martyshenko@vvsu.ru

Шевченко Юлия Александровна

ст. преподаватель кафедры маркетинга и коммерции, соискатель, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

проблемы стратегического планирования развития туризма

в приморском крае

_Аннотация

В статье рассматриваются перспективы развития туристско-рекреационного бизнеса в Приморском крае. Основное внимание уделено проблемам, препятствующим развитию туризма в регионе: отсутствие долгосрочной целевой программы развития внутреннего и въездного туризма, низкий уровень конкурентоспособности существующих туристско-рекреационных объектов, сокращение спроса на местные туристические продукты, необходимость инвестиций для создания адекватной материально-технической базы и др.

Ключевые слова: туристско-рекреационный бизнес, Приморский край, долгосрочная целевая программа, потребности населения, качество жизни, инвестиции

Развитие туристской индустрии региона должно осуществляться в рамках специальных региональных программ. В силу особенностей, присущих региональному туристскому комплексу, основная роль в разработке программ развития туризма в регионе отводится государственным административным органам управления соответствующего субъекта Российской Федерации. Программа должна

обеспечить высокую инвестиционную привлекательность туристского сектора экономики региона. При формировании программ должны быть учтены глобальные интересы всего населения, а не только предприятий туристской индустрии. Таким образом, административные органы управления призваны обеспечить повышение качества жизни населения региона, решение экологических проблем, сохранность природных

:ое предпринимательство, 2011, № 8 (2)

ресурсов для будущих поколений. С этой целью программа развития туристского комплекса должна обеспечить налаживание государственно-частного партнерства для того, чтобы формировать позитивные структурные сдвиги посредством исследования и анализа эволюционирующих турист-ско-рекреационных потребностей и структуры туристско-рекреационных ресурсов, значение которых заключается в наличии туристских достопримечательностей, с тем, чтобы повысить эффективность производства и потребления регионального туристского продукта (1).

Проблемы развития туристского комплекса в Приморском крае

Развитие туристского комплекса региона невозможно без обеспечения определенных социально-экономических условий, которые определяют, с одной стороны, желание и готовность бизнеса развивать туристскую инфраструктуру, с другой стороны, имеют большое воздействие на желание туристов посетить данную территорию, для чего на ней строятся туристские комплексы и объекты. Туристские комплексы представляют собой градостроительные образования различного функционального профиля, состоящие из туристских учреждений, объединенных единым архитектурно-планировочным решением, общей пространственной композицией и организацией обслуживания (2). Номенклатура типов объектов туризма (зданий, сооружений и их комплексов) отличается большим разнообразием, обусловленным вариативностью сочетаний различных форм отдыха и структуры потребительских сегментов.

В течение первого квартала 2011 в Приморском крае велось формирование инвестиционной политики в туристской сфере и разработка проекта долгосрочной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Приморском крае на 2011-2016 годы». К 1-му марта программа должна была быть написана. Но результаты этого процесса неизвестны. Конкретные параметры программы также не сообщаются. Известно только, что программа состоит из четырех подпрограмм: «Развитие развлекательного туризма», «Развитие рекреационно-оздоровительного туризма», «Развитие делового туризма», «Развитие культурно-исторического туризма». К работе над проектом подключались муниципалитеты, представители научных, учебных и культурных заведений края. В период формирования программы каждое муниципальное образование подготовило список рекреационных зон, пригодных для привлечения иностранных туристов и туристов из других регионов России. Всего поступило 37 предложений-заявок от 20-ти муниципальных образований.

Существует ряд проблем, проявившихся в процессе разработки про.. .большая часть туристских достопримечательностей, рассчитанных на привлечение иностранных туристов, находится во Владивостоке

региональная экономика

граммы. Прежде всего, не определены источники финансирования. Кроме того, следует отметить факторы, препятствующие развитию внутреннего туризма, известные из «Программы развития рекреационно-туристско-го комплекса Приморского края на 2004-2010 годы». К числу этих проблем относятся: природные факторы (погодные условия комфортны только в августе); экологические (засоренность береговой полосы и отсутствие очистных сооружений); инфраструктурные (отсутствие прибрежных автодорог и обустроенных пляжей и т.д.); организационные (отсутствие бюджетных мест размещения, кемпингов и т.д.).

Туризм и качество жизни

Еще одна проблема стратегического планирования развития туризма в Приморском крае состоит в том, что большая часть туристских достопримечательностей, рассчитанных на привлечение иностранных туристов, находится во Владивостоке. По мнению начальника управления международных отношений администрации В.В. Сапрыкина, развивать стоит рек. .без государственной поддержки туристской индустрии Приморский край не может конкурировать

с уже имеющимся туристским потенциалом стран Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии

реационные зоны Русского острова и музей «Владивостокская крепость». На оба проекта требуют значительных инвестиций. Вопрос возможного финансирования новой программы не рассматривался, в том числе и на круглом столе Законодательного собрания Приморского края, посвященного развитию туризма и возможному привлечению зарубежных инвестиций. Никто из присутствующих на круглом столе генеральных консулов США, Южной Кореи, Индии и Японии не заявил о желании своих соотечественников вложиться в развитие внутреннего туризма Приморья. По мнению экспертов, без государственной поддержки туристской индустрии Приморский край не может конкурировать с уже имеющимся туристским потенциалом стран СевероВосточной и Юго-Восточной Азии. В настоящее время программа развития туризма в регионе должна преследовать цель воспроизводства человеческого потенциала и повышения качества жизни, а, значит, должна учитывать потребности населения в туристско-рекреационных услугах. Нами исследовались факторы, которые жители края считают наиболее значимыми показателями качества жизни в регионе, и было выявлено, что для жителей Приморского края наиболее важными факторами, определяющими качество жизни, являются: определенность в перспективе будущего детей, продолжительность жизни (средняя продолжительность жизни мужчин в крае - 58 лет) и возможность трудоустройства.

Край заинтересован в развитии внутреннего туризма, но чтобы добиться успехов в этом направлении, необходимо научиться работать в условиях жесткой конкуренции на международ-

российское предпринимательство, 2011, № 8 (2)

ном туристском рынке. Число туристов, въезжающих в Приморье, сократилось с 2005 г более чем в 8 раз.

Туристские мотивы и потребности

В течение последних двух лет туристские фирмы края резко снизили продажу путевок, количество которых в 2009 году упало по сравнению с 2008 годом в 4,5 раза. Число российских граждан, выехавших за рубеж, снизилось в 4,8 раза. По турбизнесу в Приморском крае больно ударил не только мировой экономический кризис, но и ужесточение мер по ввозу автотранспорта и ввод новых таможенных правил на российско-китайской границе, сокративший челночный бизнес. К сожалению,в последние годы ухудшаются структурные показатели отношения отправленных туристов к принятым (2005 - 10:1, 2006 - 20:1, 2007 - 22:1, 2008 - 25:1). Такие данные свидетельствуют о низкой удовлетворенности зарубежных граждан пребыванием на территории края. Следует отметить, что строительство туристских объектов и комплексов должно быть направлено на удовлетворение туристско-рекреационных потребностей и повышение качества жизни как туристов, так и местного населения (1). Не существует такого туристского продукта, который может быть реализован на рынке, если он не произведен в соответствии с потребительским спросом. Понимание мотивов потенциального туриста имеет огромное значение при планировании, формировании и организации туристской деятельности и создании туристского продукта на определенной территории. Именно выявление, знание и использование туристских мотивов и интересов, а также ориен-

...было выявлено, что для жителей Приморского края наиболее важными факторами, определяющими качество жизни, являются:

определенность в перспективе будущего детей, продолжительность жизни и возможность трудоустройства

тация на определение рыночных потребностей должны стать основой для строительства туристских объектов и комплексов, обеспечивающих создание таких видов турпродукта, которые отражают требования определенных сегментов рынка. Туристские мотивы и потребности как определяющий компонент спроса должны быть положены в основу деятельности туристских учреждений и организаций. Нами были выделены типологии потребителей туристско-рекреационных продуктов на региональном рынке по отношению к задачам, которые, по их мнению, должны решаться при реализации целевой программы развития туризма. Было выявлено, что первоочередными задачами в сфере туризма потребители из числа населения Приморского края считают восстановление лечебно-оздоровительных учреждений (санаториев, курортов и т.п.) и развитие заповедных и парковых зон.

региональная экономим

Финансирование материальной базы туризма

Одной из важных задач по достижению цели устойчивого развития туризма в регионе является создание адекватной материально-технической базы, создание которой невозможно без инвестиций в этой сфере. Инвестиции, направленные на изменение и обновление имеющегося материально-технического потенциала, а также на разработку новых туристских продуктов, относятся к категории капитальных вложений. Финансирование развития материальной базы туризма предполагается осуществлять в основном за счет внебюджетных источников, включая собственные средства организаций сферы туризма, кредиты банков, фондов и общественных организаций, а также за счет ресурсов отечественных и иностранных инвесторов.

Программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Приморском крае на 2011-2016 годы» может остаться только на бумаге, если не использовать мониторинг процессов и результатов реализации инвестиционной политики, а также не отслеживать изменения туристско-рекреационных потребностей существующих и потенциальных потребителей.

Литература

1. Мартышенко Н.С., Мартышенко С.Н. Оптимизация структуры инвестиций в региональные туристические проекты // Регион: экономика, социология. -2008. - №3. - С. 23-32.

2. Организация туризма / под. ред. Н.И. Кабушкина, А.П. Дуровича. - Минск: Новое знание, 2006. - 632 с.

Natalia S. Martyshenko

Cand. of Econ. Sci., Associate Professor, Chair of Marketing and Commerce, Vladivostok State University of Economics and Service; Professor of RANS, Manager Yulia A. Shevchenko

Senior Lecturer, Chair of Marketing and Commerce, Applicant, Vladivostok State University of Economics and Service

Problems of Strategic Planning for Tourism Development in the Primorsky Region

_Abstract

The article considers the development prospects the tourist and recreational business in the Primorsky Region. It focuses on issues impeding the development of tourism in the region: the lack of a long-term target program for the development of domestic and inbound tourism, low competitiveness of the existing tourist and recreational facilities, decrease in the demand for local tourism products, the need for investments to create an adequate logistics and so on.

Keywords: tourism and recreation business, Primorsky Region, long-term target program, needs of population, quality of life, investments

российское предпринимательство, 2011, № 8 (2)

Отпечатано в типографии ЗАО «Корпорация Знак». Тираж 4000 экз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.