Научная статья на тему 'Проблемы стратегического планирования развития территории и пути их разрешения'

Проблемы стратегического планирования развития территории и пути их разрешения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1247
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
планирование / стратегическое планирование / стратегия / концепция / социально-экономическое развитие / planning / strategic planning / strategy / conception / socio-economic development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюменцев Валерий Александрович

Рассмотрены основные проблемы, возникающие при стратегическом планировании. Сформулированы основные способы решения данных проблем управления и определены направления совершенствования системы стратегического планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic problems that arise in strategic planning are studied in this article. The main ways of their solution are formulated and the directions of the strategic planning system improvement are defined.

Текст научной работы на тему «Проблемы стратегического планирования развития территории и пути их разрешения»

УДК 351/354(075.8) В.А. ТЮМЕНЦЕВ

ББК 67.401я73 аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

Рассмотрены основные проблемы, возникающие при стратегическом планировании. Сформулированы основные способы решения данных проблем управления и определены направления совершенствования системы стратегического планирования.

Ключевые слова: планирование, стратегическое планирование, стратегия, концепция, социально-экономическое развитие.

V.A. TYUMENTSEV

post-graduate student of Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: [email protected]

THE STRATEGIC PLANNING PROBLEMS

OF TERRITORY DEVELOPMENT AND THE WAYS OF THEIR SOLUTION

The basic problems that arise in strategic planning are studied in this article. The main ways of their solution are formulated and the directions of the strategic planning system improvement are defined.

Keywords: planning, strategic planning, strategy, conception, socio-economic development.

В последнее десятилетие в нашей стране после некоторого перерыва у федеральных и региональных органов власти вновь появился интерес к долгосрочному планированию экономического развития. Главный документ, содержащий основные направления развития страны, — это Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.

Председатель Правительства РФ В.В. Путин на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» отметил, что до 2010 г. в РФ сверстан бюджет и утвержден конкретный план развития, но уже сейчас необходимо разработать стратегию социально-экономического развития на десять лет вперед [6].

В своей статье «Концепция-2020» Л. Греб-нев утверждает, что обозначение периода с 2008 по 2020 г. как долгосрочного является

ошибочным. По мнению автора, об этом свидетельствует несколько факторов [1]:

1. Современное состояние экономической науки позволяет делать прогнозы развития разных стран на несколько десятилетий вперед. Одним из результатов такого прогнозирования стало выявление группы БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) как потенциально наиболее динамичной части мировой экономики на ближайшие полвека.

2. Вторым аспектом является то, что в учебниках по макроэкономике долгосрочным считается период 50 и более лет, а период 10-12 лет рассматривается как среднесрочный.

3. Содержащееся в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. понимание долгосрочного периода идет вразрез с некоторыми особенностями

© ВА. Тюменцев, 2009

современной инновационной экономики. В наше время предъявляется спрос на две разные способности человека: производительную — креативность, создание нового и потребительную — умение встраивать это новое в уже сложившуюся систему обеспечения жизни людей, общества. Креативная способность формируется начиная с первых лет жизни каждого ребенка, и незаменимую роль в этом деле играют близкие родственники. Поэтому полный жизненный цикл такого блага, как «креативность личности», включающий и его «производство», и «применение», составляет не менее 50-60 лет, а семья превращается в базовый «производственный участок» общества в целом.

В своей работе «Региональное стратегическое планирование: основные подходы и условия реализации» В.Г. Марача утверждает, что при разработке стратегии социально-экономического развития администрация региона исходит из принципа соответствия стратегической цели и направлений развития региона целям и приоритетам федерального правительства, определенным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., посланиях Президента Российской Федерации, отраслевых стратегиях федеральных министерств и ведомств [4].

Приведенное утверждение подтверждает один из принципов территориального планирования — принцип системности и комплексности, который гласит, что любое муниципальное образование является открытой экономической и социальной системой. Определение целей его развития и механизмов реализации данных целей должно осуществляться с учетом взаимосвязей, характеризующих взаимозависимость развития муниципального образования, субъекта Российской Федерации, на территории которого оно дислоцируется, других муниципальных образований, регионов и страны в целом [9].

На каждом уровне власти при разработке стратегии устанавливается соответствие между:

- стратегическими целями и направлениями развития региона, с одной стороны, и целями и направлениями федерального правительства — с другой;

- стратегическими целями и направлениями развития отраслей экономики и социальной сферы региона, с одной стороны, и стратегиями федеральных и региональных органов государственной власти — с другой;

- стратегическими действиями администрации региона, с одной стороны, и приоритетными национальными проектами — с другой [4].

По моему мнению, необходимо добавить еще один пункт — соответствие между стратегическими целями и направлениями развития муниципального образования и целями субъекта РФ, в который входит данное муниципальное образование.

Рассмотрим выше приведенные утверждения более подробно на примере Иркутской области. В Иркутской области на данный момент комплексная программа социально-экономического развития до 2020 г. находится в процессе разработки, поэтому мы не можем сравнить ее с Концепцией социально-экономического развития РФ до 2020 г. В Иркутской области в настоящее время действует Программа социально-экономического развития области на 2006-2010 гг., принятая постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 5 октября 2006 г. [8].

Программу социально-экономического развития области на 2006-2010 гг. мы также не можем сравнить с Концепцией социально-экономического развития РФ до 2020 г., так как сроки их принятия не совпадают (концепция была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).

Проанализировав стратегии развития муниципальных образований (Иркутска, Ангарска, Шелехова), можно сделать следующие выводы: у разработчиков данных документов наблюдается путаница в понятиях. Так, например, документ, определяющий направления социально-экономического развития Иркутской области, называется «Программой социально-экономического развития на 2006-2010 годы». Документ о социально-экономическом развитии Ангарского района называется «Концепцией социально-экономического развития до 2017 года». Документ, разработанный для целей социально-экономического раз-

Перечень долгосрочных отраслевых стратегий развития

Наименование документа долгосрочного развития Реквизиты

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р

Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 июня 2008 г. № 877-р

О стратегии развития атомной энергетики России до 2050 года Приказ Росатома от 3 сентября 2007 г. № 462

Стратегия электронной промышленности на период до 2025 года Приказ Минпромэнерго России от 7 августа 2007 г. № 311

Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351

вития Шелеховского района, называется «Межмуниципальной стратегией социально-экономического развития до 2015 года». И последний документ, задающий направления социально-экономического развития Иркутска, называется «Комплексной программой социально-экономического развития города Иркутска на 2008-2020 годы». Перечисленные названия употребляются в качестве синонимов. Все указанные документы приняты в разное время, и срок реализации у всех разный. Срок реализации программ социально-экономического развития муниципальных образований не должен превышать срок реализации программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, в который данные муниципальные образования входят. В нашем случае это утверждение не соблюдается. Следовательно, мы не можем сравнить стратегии развития муниципальных образований (Иркутска, Ангарска, Шелехова) со стратегией развития Иркутской области [2; 3; 5].

Проанализировав отраслевые стратегии, можно составить перечень тех, сроки реализации которых превышают срок, опре-

деленный Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. (табл.) [7].

Из таблицы видно, что отраслевые стратегии по срокам реализации рассчитаны на более длительный период, чем Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., которая является основной и которой должны соответствовать отраслевые стратегии.

Выявленные в данной статье проблемы наводят на мысль, что необходимо принятие федерального закона о планировании и прогнозировании, в котором были бы прописаны такие моменты, как наличие единой типовой методики, используемой при составлении программ социально-экономического развития муниципальных образований и субъектов РФ, определение промежутка времени, в который стратегии должны быть реализованы, разработка механизма согласования муниципальных, региональных и федеральных стратегий развития, механизма согласования отраслевых стратегий со стратегией развития РФ, использование единого категориально-понятийного аппарата.

Список использованной литературы

1. Гребнев Л. «Концепция-2020»: среднесрочная тактика для долгосрочной стратегии? // Вопросы экономики. 2008. № 8.

2. Комплексная программа социально-экономического развития города Иркутска на 2008—2020 годы [Электронный ресурс]. URL: http://www1.irkutsk.ru/?doc=386.

3. Концепция развития города Ангарска до 2017 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.angarsk-adm.ru.

4. Марача В.Г. Региональное стратегическое планирование: основные подходы и условия реализации [Электронный ресурс]. URL: http://www.fondgp.ru/gp/biblio.

5. Межмуниципальная стратегия развития Шелеховского района [Электронный ресурс]. URL: http://www. sheladm.ru/asp/default.aspx.

6. О стратегии развития России до 2020 года: выступление В.В. Путина на расширенном заседании Государственного совета [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/text/appears2/2008/02/08/20091 O.shtml.

7. Перечень долгосрочных отраслевых стратегий / Министерство регионального развития России [Электронный ресурс]. URL: http://www.miregion.ru/WorkItems/ListDocs.aspxlPageID464.

8. Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2006—2010 годы [Электронный ресурс]. URL: http://www.govirk.ru.

9. Формирование комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований: учеб.-метод. пособие / Т.В. Псарёва [и др.]. Новосибирск, 2005.

Bibliography (transliterated)

1. Grebnev L. «Contseptsiya-2020»: srednesrochnaya tactika dlya dolgosrochnoy strategii? // Voprosy economiki. 2008. № 8.

2. Compleksnaya programma sotsial'no-economicheskogo razvitiya goroda Irkutska na 2008-2020 gody [Electronnyi resurs]. URL: http://www1.irkutsk.ru/?doc=386.

3. Contseptsiya razvitiya goroda Angarska do 2017 goda [Electronnyi resurs]. URL: http://www.angarsk-adm.ru.

4. Maracha V.G. Regional'noe strategicheskoe planirovanie: osnovnye podkhody i usloviya realizatsii [Electronnyi resurs]. URL: http://www.fondgp.ru/gp/biblio.

5. Mezhmunitsipal'naya strategiya razvitiya Shelekhovskogo raiona [Electronnyi resurs]. URL: http://www. sheladm.ru/asp/default.aspx.

6. O strategii razvitiya Rossii do 2020 goda: vystuplenie V.V. Putina na rascshirennom zasedanii Gosudarstvennogo soveta [Electronnyi resurs]. URL: http://www.kremlin.ru/text/appears2/2008/02/08/200910.shtml.

7. Perechen' dolgosrochnykh otraslevykh strategiy / Ministerstvo regional'nogo razvitiya Rossii [Electronnyi resurs]. URL: http://www.miregion.ru/WorkItems/ListDocs.aspxlPageID464.

8. Programma sotsial'no-economicheskogo razvitiya Irkutskoy oblasti na 2006—2010 gody [Electronnyi resurs]. URL: http://www.govirk.ru.

9. Formirovanie complexnykh programm sotsial'no-economicheskogo razvitiya munitsipal'nykh obrazovaniy: ucheb.-metod. posobie / T.V. Psaryova [i dr.]. Novosibirsk, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.