УДК 351/354(075.8) В.А. ТЮМЕНЦЕВ
ББК 67.401я73 аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА СОГЛАСОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Рассматриваются основные проблемы, возникающие при согласовании стратегических приоритетов муниципальных образований в рамках агломерации. Раскрыто содержание понятия «механизм согласования», выявлены организационные сложности согласования стратегических приоритетов развития территориальных образований. Предложены пути совершенствования механизмов согласования стратегических приоритетов муниципальных образований в рамках агломерации.
Ключевые слова: планирование, стратегическое планирование, механизм согласования, социально-экономическое развитие, агломерация.
V.A. TYUMENTSEV
post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk
e-mail: [email protected]
IMPROVEMENT OF ORGANIZATIONAL MECHANISM FOR COORDINATING STRATEGIC PRIORITIES OF TERRITORIAL ENTITIES' DEVELOPMENT
This article covers the main problems appearing in coordination of municipal bodies' strategic priorities within the bounds of agglomeration. The content of «coordination mechanism» concept is revealed and some organizational difficulties of coordination of strategic priorities of territorial entities' development are elicited. The author proposes some ways for improvement of coordination mechanisms of territorial entities' strategic priorities within the bounds of agglomeration.
Keywords: planning, strategic planning, mechanism for coordination, socio-economic development, agglomeration.
Для наиболее эффективного развития экономики города система социально-экономических целей и приоритетов городского развития должна разрабатываться силами не только местного самоуправления, при этом она должна являться результатом политического взаимодействия между федеральным центром и субъектом Федерации, а также между субъектом Федерации и городом. Следовательно, в процессе реализации экономической политики субъекта Федерации целесообразно внедрять новые механизмы взаимодействия с городами как субъектами экономической политики.
Мы предлагаем ввести такое понятие, как механизм согласования. Механизм согласования — это совокупность правовых актов и организационных процедур, обеспе-
чивающих взаимосвязь между приоритетами развития субъекта РФ и муниципальных образований, входящих в его состав, а также между приоритетами развития нескольких муниципальных образований в рамках политики скоординированного развития.
На современном этапе при разработке стратегических документов и документов, касающихся территориального и социально-экономического планирования, подобные механизмы согласования интересов муниципальных образований и субъекта РФ, а также интересов муниципальных образований в рамках агломерации пока отсутствуют.
Так, для согласования стратегических приоритетов муниципальных образований (гг. Иркутска, Ангарска и Шелехова) представляется целесообразным использова-
© ВА. Тюменцев, 2011
ние организационно-хозяйственной формы межмуниципального сотрудничества. Речь не идет о создании какого-либо юридического лица. Вполне логичным является задействование уже существующих институтов, например такой организации, как Фонд регионального развития Иркутской области (ФРРИО). ФРРИО — некоммерческая организация, созданная в ноябре 2006 г. Фонд зарегистрирован и действует в соответствии с российским законодательством. С конца 2008-начала 2009 г. фонд позиционирует себя как экспер-тно-аналитический центр регионального уровня, который специализируется на выполнении достаточно крупных проектов, связанных со стратегическим развитием территорий, разработкой целевых программ, анализом социально-экономических проблем на региональном и муниципальном уровнях [2].
В Концепции социально-экономического развития Иркутской области на период до 2020 г. выделяется несколько комплексных приоритетов развития [1]. В качестве одного из этих приоритетов объявлено развитие городских агломераций, формирование качественной городской среды, создание комфортных
условий проживания для населения области. Так как одним из направлений работы фонда является формирование Иркутской агломерации, для скоординированного развития муниципальных образований можно рекомендовать ФРРИО разработать единую программу социально-экономического развития входящих в агломерацию муниципальных образований с учетом положений Концепции социально-экономического развития Иркутской области на период до 2020 г. и комплексных программ данных муниципалитетов, утвержденных на сегодняшний момент. Разработка единой программы социально-экономического развития муниципальных образований, входящих в агломерацию, повысит качество принимаемых управленческих решений, улучшит взаимодействие основных субъектов управления развитием территориального образования, позволит увязать интересы городов через совместное решение тактических и стратегических задач их развития.
Примерные этапы формирования программы скоординированного развития муниципальных образований обозначены нами на рис. 1.
Актуализация данных
Рис. 1. Этапы формирования программы скоординированного развития муниципальных образований
Процесс формирования программы скоординированного развития предполагает выделение этапов, в рамках которых определяются проблемы, цели, критерии, ограничения развития экономики (2-6-й), и этапов, направленных на формулирование критериев, ограничений, приоритетных на-
правлений, сценариев, индикаторов, механизма реализации программы (7-12-й). Далее анализируются достигнутые индикаторы скоординированного развития и происходит возврат к этапу определения целей и задач скоординированного развития муниципальных образований.
Принятие губернатором решения о разработке проекта Концепции социально-экономического
развития Иркутской области
Проведение установочного совещания с руководителями бизнес-объединений, общественных, научных организаций, вузов по организации работы над проектом концепции
1
Формирование рабочей группы по разработке проекта концепции
I
Проведение семинаров по обсуждению стратегических направлений развития территорий в муниципальных образованиях (по территориальному принципу)
I
Северозападный
район (г. Братск и ближайшие МО)
I
Северовосточный
район (г. Усть-Кут и ближайшие МО)
I
Центральная часть (г. Саянск и ближайшие МО)
3
Е
Центральная Южные
часть районы
(пос. Усть- (г. Иркутск
Ордынский и ближайшие
и ближайшие МО)
МО)
Обсуждение приоритетных направлений развития экономики, в том числе основных инвестиционных (инфраструктурных, инновационных) проектов
1 ~
Подготовка проекта Концепции социально-экономического развития
Иркутской области
Федеральные целевые программы
Отраслевые стратегии развития
Схема территориального планирования Иркутской области
Согласие с проектом
Согласование проекта с Минэкономразвития России
Несогласие с проектом
Предложения заинтересованных лиц по внесению изменений в Концепцию развития Иркутской области
Проведение общественных слушаний
I
Утверждение Концепции социально-экономического развития Иркутской области
Учет предложений и внесение поправок рабочей группой в проект Концепции социально-экономического развития Иркутской области
Минэкономразвития России
Мониторинг Реализация Корректировка
Рис. 2. Предлагаемая организационная схема разработки проекта Концепции социально-экономического развития Иркутской области
Отсутствие механизма согласования не дает возможности решать межмуниципальные вопросы без вмешательства субъекта РФ. Создание данного механизма приведет к возникновению предпосылок для рационального использования ресурсов, имеющихся у муниципальных образований. Программа скоординированного развития муниципальных образований поможет определить для каждого города специализацию, целесообразность размещения предприятий, развития соответствующих услуг в муниципальных образованиях.
На данный момент стратегии развития субъектов РФ не то что не включают, но иногда и не учитывают утвержденные представительными органами местной власти стратегии социально-экономического развития входящих в состав субъектов РФ муниципальных образований. Получается, что субъект РФ при разработке стратегии развития может учесть, а может и не учитывать мнение местного сообщества, территорию которого он собирается развивать, что принципиально неправильно.
При разработке проекта Концепции развития Иркутской области и на публичных слушаниях должны присутствовать мэры муниципальных районов и городских округов для координации наиболее важных вопросов, касающихся возглавляемых ими муниципальных образований, и согласования приоритетов их развития. Также целесообразно было бы поручить департаменту по работе с территориями при администрации Иркутской области заниматься анализом социально-экономических программ муниципальных образований и согласованием стратегических приоритетов развития муниципальных образований и Иркутской области. Для координации направлений социально-экономического развития при формировании муниципальных долгосрочных и ведомственных целевых программ в
них должны реализовываться те же цели, которые прописаны в федеральных и региональных программах, так как в соответствии с Бюджетным кодексом РФ может быть предусмотрено предоставление субсидий местному бюджету на реализацию аналогичных муниципальных программ.
Данная организация работы, на наш взгляд, приведет к максимальной эффективности и позволит на достаточно детальном уровне согласовывать направления развития отдельных районов и субъекта РФ в целом, исключать противоречия в развитии соседних районов, в том числе находящихся на территории других субъектов Федерации, и обеспечивать их сбалансированное развитие. Предлагаемая организационная схема разработки стратегии социально-экономического развития Иркутской области с учетом изложенных проблем и предложений представлена на рис. 2.
Из организационной схемы, представленной на рис. 2, видно, что в случае ее реализации в деятельности органов территориального управления при разработке Концепции социально-экономического развития Иркутской области будут обязательно учитываться приоритеты социально-экономического развития муниципальных образований, сгруппированных по территориальному принципу. Если концепции социально-экономического развития некоторых муниципальных образований не разработаны, они должны разрабатываться на основе утвержденных стратегических документов Иркутской области. В рамках предложенной организационной схемы при разработке Концепции социально-экономического развития Иркутской области учитываются федеральные целевые программы, отраслевые стратегии развития, схема территориального планирования, что обеспечивает соблюдение принципа единства социально-экономического и территориального планирования.
Список использованной литературы
1. Концепция социально-экономического развития Иркутской области на период до 2020 г. URL: http:// economy.irkobl.ru/sites/economy/socio-economic/advance_planning.
2. Фонд регионального развития Иркутской области. URL: http://www.frrio.ru/pages/lmission.
Bibliography (transliterated)
1. Kontseptsiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Irkutskoi oblasti na period do 2020 g. URL: http:// economy.irkobl.ru/sites/economy/socio-economic/advance_planning.
2. Fond regional'nogo razvitiya Irkutskoi oblasti. URL: http://www.frrio.ru/pages/lmission.