Научная статья на тему 'Проблемы стратегического планирования развития производственной и социальной инфраструктуры'

Проблемы стратегического планирования развития производственной и социальной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
435
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ / СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / INFRASTRUCTURAL DEVELOPMENT / STRATEGY / MUNICIPAL ESTABLISHMENT / STRATEGIC WAYS / SVERDLOVSK OBLAST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котлярова С. Н.

Рассмотрены проблемы стратегического планирования развития экономики, в том числе производственной и социальной инфраструктуры, обусловленные вступлением в силу Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и связанными с ним подзаконными актами, а также разработкой стратегии пространственного развития Российской Федерации. Определены проблемы и предпосылки современной практики стратегического планирования производственной и социальной инфраструктуры. Сделан вывод об отсутствии в документах прогнозирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований данных о потребности в объектах инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, что влечет за собой разрыв между реальной потребностью предприятий и населения в объектах инфраструктуры и планах по их созданию. Анализ процесса разработки или актуализации стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Свердловской области показал, что из 94 муниципалитетов разработали проекты стратегий лишь 27, то есть одна треть. Проведен анализ проектов стратегий социально-экономического развития двадцати семи муниципальных образований Свердловской области в разрезе сорока девяти целевых показателей по восьми стратегическим направлениям, характеризующим достижение целей и демонстрирующих динамику ее достижения в процессе разработки или актуализации стратегий. Результаты исследования позволили сделать вывод о несоответствии разрабатываемых стратегий требованиям законодательства, отмечена слабая корреляция целевых показателей в проектах стратегий муниципальных образований с показателями, предлагаемыми методическими рекомендациями, сформированными на региональном уровне, что свидетельствует об отсутствии преемственности применяемых целевых показателей и несогласованности стратегических документов разного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of development strategic planning of industrial and social infrastructure

The paper considers the strategic planning of economy development including industrial and social infrastructure conditioned by the federal law “About strategic planning in the Russian Federation” and connected law decrees, and also strategy development of space development of the Russian Federation. The article defines problems and prerequisites for modern practice of strategic planning of industrial and social infrastructure. There is a conclusion about absence of data in documents of forecasting subjects of the Russian Federation and municipal establishments about demands in objects of engineering, transport and social infrastructure what leads to a gap between real demands of enterprises and population in objects of infrastructure and plans for theirs creation. The analysis of forming or actualization of social and economic development strategies of municipal establishments of Sverdlovsk Oblast has shown that only 27 of 94 municipalities have developed these strategies. The author has conducted an analysis of social and economic development project strategies of 27 municipalities in 49 target indices and in 8 strategic ways characterizing achievement of goals and demonstrating dynamics in the process of development or actualization of the strategies. The investigation outcomes make it possible to make a conclusion about nonconformity of the developed strategies and requirements of laws; the paper also marks out a weak correlation of target indices in project strategies of municipalities with offered methodical recommendations formed at regional level; this fact points at absence of continuity of applied target indices and inconsistency of various level strategic documents.

Текст научной работы на тему «Проблемы стратегического планирования развития производственной и социальной инфраструктуры»

Б01 10.24411/2077-7639-2018-10004

Проблемы стратегического планирования развития производственной и социальной инфраструктуры

Котлярова С. Н.

Рассмотрены проблемы стратегического планирования развития экономики, в том числе производственной и социальной инфраструктуры, обусловленные вступлением в силу Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и связанными с ним подзаконными актами, а также разработкой стратегии пространственного развития Российской Федерации. Определены проблемы и предпосылки современной практики стратегического планирования производственной и социальной инфраструктуры. Сделан вывод об отсутствии в документах прогнозирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований данных о потребности в объектах инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, что влечет за собой разрыв между реальной потребностью предприятий и населения в объектах инфраструктуры и планах по их созданию. Анализ процесса разработки или актуализации стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Свердловской области показал, что из 94 муниципалитетов разработали проекты стратегий лишь 27, то есть одна треть. Проведен анализ проектов стратегий социально-экономического развития двадцати семи муниципальных образований Свердловской области в разрезе сорока девяти целевых показателей по восьми стратегическим направлениям, характеризующим достижение целей и демонстрирующих динамику ее достижения в процессе разработки или актуализации стратегий. Результаты исследования позволили сделать вывод о несоответствии разрабатываемых стратегий требованиям законодательства, отмечена слабая корреляция целевых показателей в проектах стратегий муниципальных образований с показателями, предлагаемыми методическими рекомендациями, сформированными на региональном уровне, что свидетельствует об отсутствии преемственности применяемых целевых показателей и несогласованности стратегических документов разного уровня.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003

Котлярова С.Н. Проблемы стратегического планирования развития производственной и социальной инфраструктуры // Дискуссия. - 2018. - Вып. 90. - С. 32-40.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Инфраструктурное развитие, стратегия, муниципальные образования, стратегические направления, Свердловская область.

Социально-экономическое развитие регионов России неравномерно в силу действия ряда объективных и субъективных факторов. Так, значительная территориальная протяженность, зональные отличия природно-климатических условий регионов, региональная отраслевая структура экономики, различия в обеспеченности ресурсами

и объектами инфраструктуры, неравномерность плотности населения и интенсивности миграции могут быть отнесены к объективным факторам. К субъективным факторам отнесем размещение производительных сил, инновационную и инвестиционную деятельность, качество государственного управления, институциональную среду

DOI 10.24411/2077-7639-2018-10004

The problems of development strategic planning of industrial and social infrastructure

Kotlyarova S. N.

The paper considers the strategic planning of economy development including industrial and social infrastructure conditioned by the federal law "About strategic planning in the Russian Federation" and connected law decrees, and also strategy development of space development of the Russian Federation. The article defines problems and prerequisites for modern practice of strategic planning of industrial and social infrastructure. There is a conclusion about absence of data in documents of forecasting subjects of the Russian Federation and municipal establishments about demands in objects of engineering, transport and social infrastructure what leads to a gap between real demands of enterprises and population in objects of infrastructure and plans for theirs creation. The analysis of forming or actualization of social and economic development strategies of municipal establishments of Sverdlovsk Oblast has shown that only 27 of 94 municipalities have developed these strategies. The author has conducted an analysis of social and economic development project strategies of 27 municipalities in 49 target indices and in 8 strategic ways characterizing achievement of goals and demonstrating dynamics in the process of development or actualization of the strategies. The investigation outcomes make it possible to make a conclusion about nonconformity of the developed strategies and requirements of laws; the paper also marks out a weak correlation of target indices in project strategies of municipalities with offered methodical recommendations formed at regional level; this fact points at absence of continuity of applied target indices and inconsistency of various level strategic documents.

FOR CITATION APA

Kotlyarova S. N. (2018). The problems of development strategic planning of industrial and social infrastructure. Diskussiya [Discussion], 90, 32-40.

KEYWORDS

Infrastructural development, strategy, municipal establishment, strategic ways, Sverdlovsk Oblast.

и др. Вместе перечисленные факторы формируют вектор развития региона. Преодоление экономического дисбаланса, создание оптимальной социально-экономической инфраструктуры региона невозможны без разработки документов стратегического развития территорий в интересах повышения эффективности пространственной организации экономики регионов и межрегиональных взаимодействий.

Инфраструктура является важной составляющей экономики, обеспечивающей эффективность функционирования всех секторов национального хозяйства и создание условий жизнедеятельности населения. Развитие инфраструктуры — ключевой

фактор поддержания долгосрочного экономического роста любой страны, поскольку увеличение финансирования инфраструктуры на 10%, по данным Всемирного банка, обеспечивает 1 %-й рост экономики [1].

Принятие в 2014 году Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» не только обусловило появление существенных изменений в системе стратегического планирования, но и обнажило ряд проблем, среди которых отсутствие четкой систематизации совокупности документов стратегического планировании, взаимоувязки документов по срокам, этапам и особенно показателям реализации,

несформированность иерархической структуры системы документов, их типологии, а также отсутствие четких механизмов реализации документов стратегического планирования.

Многоуровневая система стратегических документов в РФ традиционно подразумевает внимание к обоснованию прогноза развития важнейших отраслей и подотраслей, которые обеспечивают пополнение доходной части бюджетов всех уровней; отрасли инфраструктуры при этом остаются вне круга заботы. В современных условиях, по мнению автора, необходимы новые подходы к стратегическому планированию развития инфраструктуры. Принятое в 2015 году Правительством РФ «Положение по разработке стратегии пространственного развития РФ» предполагает осуществление прогноза (оценку) потребности в размещении и развитии федеральной инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры с учетом перспективной экономической специализации соответствующих территорий[2]. Однако наличие многоуровневой системы стратегических документов не всегда предполагает коррелирование стратегий разного уровня друг с другом [3, 4]. Особенно это актуально для перечня показателей или индикаторов развития, поскольку разные субъекты РФ и муниципальные образования используют в своих стратегических

документах разные показатели оценки развития инфраструктуры. Происходит это по разным причинам: сложность и неоднородность объекта планирования; сохранение остаточного принципа финансирования инфраструктурных отраслей в пользу бюджетов обеспечивающих отраслей; вертикальная и горизонтальная дезинтеграция стратегических документов.

Процесс стратегического планирования в регионах направлен сверху вниз, таким образом, документы муниципальных образований основываются на региональных документах, которые, в свою очередь, опираются на основные положения федеральных стратегических документов. Особую актуальность в современных условиях приобретают согласование, координация документов стратегического планирования между собой не только на одном управленческом уровне, но и на разных — федеральном, региональном и межрегиональном, муниципальном и межмуниципальном [5].

В настоящее время в документах прогнозирования развития субъекта РФ отсутствуют данные о потребности в объектах инфраструктуры, что влечет за собой разрыв между реальной потребностью предприятий и населения в объектах инфраструктуры и планах по их созданию [6, 7].

В Свердловской области постановлением Правительства от 30.03.2017 года №208-ПП утвер-

ждены «Методические рекомендации по разработке (актуализации) стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области». В них содержатся рекомендации по определению состава приоритетных стратегических направлений и показателей эффективности реализации стратегии [8]. В качестве приоритетных выделены следующие направления развития муниципальных образований: развитие человеческого потенциала; развитие экономического потенциала; развитие инженерной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства; развитие транспортной инфраструктуры; экология, благоустроенная городская среда, рекреационные зоны; безопасность; развитие гражданского общества; градостроительство, землепользование. Каждому из названных приоритетов соответствует набор целевых показателей, которые должны быть отражены в муниципальных стратегиях Свердловской области.

Актуализация стратегий муниципальных образований предполагает определение приоритетных направлений их развития на 15-20 лет. Например, приоритетное направление «Развитие человеческого потенциала» предполагает развитие таких сфер социальной направленности, как здравоохранение,образование, социальная защита, культура, для которых обозначены следующие целевые показатели: продолжительность жизни; рождаемость; смертность; численность населения; показатели по некоторым видам заболеваний при их наличии; показатели обеспеченности дошкольными и общеобразовательными учреждениями; показатели качества образования и системы дополнительного образования; показатели системы профессионального образования и переподготовки кадров; обеспеченность спорт-сооружениями; доля занимающихся физкультурой и спортом; посещаемость учреждений культуры; число браков и разводов. Анализ показателей развития человеческого потенциала позволяет сделать вывод о недостаточном внимании к обеспеченности объектами социальной инфраструктуры. Из тринадцати целевых показателей лишь два оценивают обеспеченность социальными объектами: показатели обеспеченности дошкольными образовательными учреждениями, общеобразовательными учреждениями; показатели обеспеченности спортсооружениями. Следует в перечень целевых показателей включить показатели уровня обеспеченности учреждениями

здравоохранения; предприятиями торговли, общественного питания и бытового обслуживания; другими социально значимыми объектами повседневного обслуживания населения.

Приоритетное направление «Развитие инженерной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства» представлено четырьмя целевыми показателями, предложенными для включения в стратегию развития муниципальных образований: площадь жилищного фонда, в том числе ветхого, аварийного; объем капитально отремонтированного жилья; степень износа сетей; количество повреждений на сетях, приведших к ограничению подачи ресурсов потребителям. В показателях данного блока отсутствуют важные инфраструктурные показатели обеспеченности объектами электро-, водо-, тепло- и газоснабжения.

Приоритетное направление «Развитие транспортной инфраструктуры» предполагается оценивать по семи показателям: строительство, реконструкция, капитальный ремонт дорог; строительство транспортных развязок; развитие транспортно-пересадочной инфраструктуры; средняя продолжительность деловой поездки; объем перевозок пассажиров по видам общественного транспорта; охват территории агломерации единой системой общественного транспорта; процент населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного транспортного сообщения.

В приоритетном направлении «Градостроительство; землепользование» из шести целевых показателей к инфраструктурным относится лишь один: обеспеченность жильем на 1 жителя муниципального образования.

Система инфраструктурного обеспечения муниципальных образований состоит из разных сфер, или видов деятельности: жилищно-коммунального, транспортного, строительного комплексов, комплекса потребительского рынка (общественное питание, торговля и бытовое обслуживание населения), служб общественной и экологической безопасности, системы управления, связи и информации, которые обслуживают муниципальные нужды. Следовательно, стратегии развития муниципальных образований должны оценивать и прогнозировать потребность в объектах инфраструктуры. Предложенные в методических рекомендациях приоритетные направления развития и целевые показатели не позволяют в полной мере решить эту задачу. Одной из целей муниципального управления является достижение

Наличие целевых показателей в проектах стратегий муниципальных образований Свердловской области

Номер п/п Целевые показатели стратегических направлений Количество проектов стратегий, в которых присутствует показатель

1 Развитие человеческого потенциала

1.1 Продолжительность жизни 12

1.2 Рождаемость 13

1.3 Смертность 12

1.4 Численность населения 15

1.5 Показатели по некоторым видам заболеваний (при наличии приоритетов в здравоохранении) 9

1.6 Показатели обеспеченности дошкольными образовательными, общеобразовательными учреждениям 4

1.7 Показатели качества образования 10

1.8 Показатели системы дополнительного образования 9

1.9 Показатели системы профессионального образования и переподготовки кадров 6

1.10 Показатели обеспеченности спортсооружениями 8

1.11 Доля занимающихся физкультурой и спортом 19

1.12 Посещаемость учреждений культуры 7

1.13 Число браков и разводов 4

2 Развитие экономического потенциала

2.1 Показатели оборота, отгрузки продукции, производительности, инновационной деятельности 17

2.2 Число занятых в экономике 7

2.3 Число вакансий 1

2.4 Число зарегистрированных безработных 17

2.5 Объем инвестиций, в том числе по приоритетным направлениям внешнеэкономической деятельности 19

3 Развитие инженерной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства

3.1 Площадь жилищного фонда, в том числе ветхого, аварийного 12

3.2 Объем капитально отремонтированного жилья 7

3.3 Степень износа сетей 9

3.4 Количество повреждений на сетях, приведших к ограничению подачи ресурсов потребителям 3

4 Развитие транспортной инфраструктуры

4.1 Строительство, реконструкция, капитальный ремонт дорог 11

4.2 Строительство транспортных развязок 0

4.3 Развитие транспортно-пересадочной инфраструктуры 2

4.4 Средняя продолжительность деловой поездки 1

4.5 Объем перевозок пассажиров по видам общественного транспорта 3

4.6 Охват территории агломерации единой системой общественного транспорта 1

Окончание таблицы

Номер п/п Целевые показатели стратегических направлений Количество проектов стратегий, в которых присутствует показатель

4.7 Процент населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного транспортного сообщения 3

5 Экология; благоустроенная городская среда; рекреационные зоны

5.1 Выбросы от стационарных источников 5

5.2 Выбросы от передвижных источников 2

5.3 Комплексный индекс загрязнения атмосферы 2

5.4 Формирование, реконструкция рекреационных общедоступных пространств 3

5.5 Доля отходов, направленных на переработку 2

5.6 Доля жилищного фонда, в котором осуществляется раздельный сбор отходов 0

6 Безопасность

6.1 Уровень преступности, в том числе тяжких и особо тяжких преступлений 9

6.2 Уровень уличной преступности 4

6.3 Уровень преступности среди несовершеннолетних 5

6.4 Раскрываемость преступлений 4

6.5 Число добровольных народных дружин 4

6.6 Охват видеонаблюдением улиц, парков, скверов, дворовых территорий 5

7 Развитие гражданского общества

7.1 Число социально-культурных проектов, проектов благоустройства, реализуемых общественными организациями 3

7.2 Число волонтеров, постоянно участвующих в проектах, организуемых органами региональной и муниципальной власти 1

8 Градостроительство; землепользование

8.1 Ввод жилья, в том числе индивидуального 12

8.2 Обеспеченность жильем на 1 жителя 10

8.3 Структура жилой застройки по этажности 3

8.4 Ввод нежилых помещений, в том числе складских, офисных, торговых, гостиничных 2

8.5 Формирование, реконструкция публичных пространств 0

8.6 Количество граждан, состоящих на учете для выдачи жилья на условиях социального найма, для получения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, для получения земельных участков для садоводства 7

установленных нормативов и стандартов обслуживания населения: содержание жилищного фонда, надежность и устойчивость функционирования транспортной и инженерной инфраструктуры, коммунальных объектов, сфер торговли и общественного питания и т. п. Соответственно, в стратегиях развития муниципальных образований особое внимание должно уделяться показателям обеспеченности объектами социальной сферы, инженерной и транспортной инфраструктуры.

Анализ процесса разработки или актуализации стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Свердловской области показал, что из 94 муниципалитетов разработали проекты стратегий лишь 27, то есть одна треть. Еще 29 муниципальных образований начали процесс разработки проектов стратегий: созданы соответствующие планы, экспертные советы, установлены ответственные лица, идет общественное обсуждение разделов стратегии. Что касается оставшихся 38 муниципальных образований (39% от общего количества), то они либо не приступали к разработке стратегии, либо по ним отсутствует информация.

Анализ разработанных проектов стратегий социально-экономического развития 27 муниципальных образований Свердловской области в разрезе целевых показателей позволил сделать следующие выводы. Всего в виде целевых показателей по стратегическим направлениям, характеризующих достижение целей и демонстрирующих динамику ее достижения, предлагается использовать 49 показателей. Из таблицы видно, что ни один из предложенных методическими рекомендациями целевых показателей не учтен, большинство присутствует лишь в ряде проектов стратегий.

В целом необходимо отметить слабую корреляцию целевых показателей в проектах стратегий муниципальных образований с показателями, предлагаемыми методическими рекомендациями, разработанными на региональном уровне. Это свидетельствует об отсутствии преемственности применяемых целевых показателей и несогласованности стратегических документов разного уровня.

Так, в четырех проектах стратегий муниципальных образований (Камышловский городской округ (ГО), Камышловское муниципальное образование, Нижнесергинский ГО, Гаринский ГО) целевые показатели не представлены. Данные стратегии не содержат раздела по приоритетным направлениям развития муниципального образования, в них присутствует лишь аналитическая часть.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что ни одна из разработанных стратегий не содержит все целевые показатели, предложенные методическими рекомендациями. Как правило, в них отражена лишь часть показателей. Это доказывает несогласованность в разработке документов разного уровня и отсутствие преемственности показателей.

По ряду стратегических направлений целевые показатели либо не нашли отражение (например, показатель «формирование, реконструкция публичных пространств» и «доля жилищного фонда, в котором осуществляется раздельный сбор отходов»), либо представлены в стратегиях крайне редко. Например, показатель «охват территории агломерации единой системой общественного транспорта» встречается только в одной стратегии, показатель «ввод нежилых помещений» — в двух, показатель «число браков и разводов» — в четырех стратегиях и т.п.

Наибольшая корреляция целевых показателей в проектах стратегий муниципальных образований с показателями, предлагаемыми методическими рекомендациями, отмечается для стратегического направления «Развитие человеческого потенциала», которое включает 13 целевых показателей, имеющих социальный характер. Показатель «доля занимающихся физкультурой и спортом» представлен в 19 проектах стратегий из 27, что обусловлено его присутствием в качестве целевого показателя в Госпрограмме РФ «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года №302 [9]. Целевые показатели «смертность от всех причин на 1 000 населения», «ожидаемая продолжительность жизни при рождении» представлены в государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения» и учитываются в 12 проектах стратегий [10].

Из данных таблицы видно, что в стратегиях муниципальных образований слабо проработаны показатели по направлениям «Развитие транспортной инфраструктуры», «Развитие гражданского общества», «Экология; благоустроенная городская среда; рекреационные зоны», «Безопасность». Целевые показатели по данным направлениям представлены в 3-5 стратегиях из проанализированных 27.

Отдельно следует отметить практически полное отсутствие показателей инфраструктурного развития муниципальных образований. Не отработана система показателей оценки состояния

и развития как инфраструктуры в различных отраслях социальной сферы, так и производственной инфраструктуры. В частности, отсутствуют показатели обеспеченности объектами здравоохранения, социального обеспечения, обеспеченности региона транспортно-коммуникационной, энергетической, инженерной инфраструктурой, строительной базой, объектами рыночной инфраструктуры; уровня развития инновационной инфраструктуры.

Все это обуславливает необходимость разработки единого методологического подхода к оценке развития социальной и производственной инфраструктуры, определению показателей, характеризующих достигнутый и нормативный уровень развития инфраструктуры, а также разработке инструментария оценки влияния инфраструктурной обеспеченности территорий на развитие реального сектора экономики и качество жизни населения.

Список литературы

1. Российская Федерация: пути достижения всеобъемлющего экономического роста [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.worldbank.org (дата обращения: 10.07.2018).

2. О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 20 августа 2015 г. № 870 // Гарант.ру: информационно-правовой портал. Режим доступа: http://base.garant.ru (дата обращения: 07.05.2018).

3. Зубарев Н.Ю., Миролюбова Т.В., Красильников Д.Г. Современные императивы стратегического планирования субъектов Приволжского федерального округа // ArsAdministrandi. Искусство управления. 2015. № 4. С. 112-122.

4. Методические рекомендации по развитию институциональной среды в сфере государственно-частного партнерства в субъектах РФ «Региональный ГЧП-стандарт». М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014. 53 с.

5. Антипин И.А. О координации процессов стратегического планирования субъекта Российской Федерации и моногородов, расположенных на его территории // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2018. № 3. С. 55-61.

6. Санжин Б.Б., Каркавина А.С. Стратегическое планирование социальной инфраструктуры региона // Вестник Бурятского

References

1. Rossijskaya Federaciya: puti dostizheniya vseob"emlyushchego ehkonomicheskogo rosta [Russian Federation: ways to achieve comprehensive economic growth] [Electronic resource]. Access mode: http://www.worldbank.org (access date: 10.07.2018).

2. O soderzhanii, sostave, poryadke razrabotki i utverzhdeniya strategii prostranstvennogo razvitiya Rossijskoj Federacii, a takzhe o poryadke osushchestvleniya monitoringa i kontrolya ee realizacii [On the content, composition, order of development and approval of the spatial development strategy of the Russian Federation, as well as on the procedure for monitoring and controlling its implementation] [Electronic resource]: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 20 avgusta 2015 g. № 870 // Garant.ru: informacionno-pravovoj portal. Access mode: http:// base.garant.ru (access date: 07.05.2018).

государственного университета. Экономика и менеджмент. 2015. № 2. С. 129-134.

7. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ № 172-ФЗ от 28.06.2014 г. // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: base.consultant.ru (дата обращения: 10.08.2018).

8. Методические рекомендации по разработке (актуализации) стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области [Электронный ресурс]: постановление Правительства Свердловской области от 30.03.2017 г. № 208-ПП // Официальный сайт Правительства Свердловской области. Режим доступа: http://www.midural.ru (дата обращения: 10.05.2018).

9. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 302 // Гарант.ру: информационно-правовой портал. Режим доступа: http://base.garant.ru (дата обращения: 11.06.2018).

10. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 294 (ред. от 12.08.2017) // Гарант.ру: информационно-правовой портал. Режим доступа: http://base.garant.ru (дата обращения: 07.06.2018).

3. Zubarev N.Yu., Mirolyubova T.V., Krasil'nikov D.G. Sovremennye imperativy strategicheskogo planirovaniya sub"ektov Privolzhskogo federal'nogo okruga [Modern imperatives of strategic planning of subjects of the Volga Federal District] // ArsAdministrandi. Iskusstvo upravleniya. 2015. № 4. P. 112-122.

4. Metodicheskie rekomendacii po razvitiyu institucional'noj sredy v sfere gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sub"ektah RF «Regional'nyj GCHP-standart» [Guidelines for the development of the institutional environment in the field of public-private partnership in the regions of the Russian Federation "Regional PPP-standard"]. M.: Centr razvitiya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva, 2014. 53 p.

5. Antipin I.A. O koordinacii processov strategicheskogo planirovaniya sub"ekta Rossijskoj Federacii i monogorodov,

дискуссия №5 (90) октябрь 201s

regional economics 39

raspolozhennyh na ego territorii [On the coordination of strategic planning processes of the constituent entity of the Russian Federation and single-industry towns located on its territory] // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Politicheskie, sociologicheskie i ehkonomicheskie nauki. 2018. № 3. P. 55-61.

6. Sanzhin B.B., Karkavina A.S. Strategicheskoe planirovanie social'noj infrastruktury regiona [Karkavina A.S. Strategic planning of the social infrastructure of the region] // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Ehkonomika i menedzhment. 2015. № 2. P. 129-134.

7. O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii [On strategic planning in the Russian Federation] [Electronic resource]: Federal'nyj zakon RF № 172-FZ ot 28.06.2014 g. // Konsul'tant Plyus: spravochno-pravovaya sistema. Access mode: base.con-sultant.ru (access date: 10.08.2018).

8. Metodicheskie rekomendacii po razrabotke (aktualizacii) strate-gij social'no-ehkonomicheskogo razvitiya municipal'nyh obra-zovanij, raspolozhennyh na territorii Sverdlovskoj oblasti [Guidelines for the development (updating) of strategies for

the socio-economic development of municipalities located in the Sverdlovsk region] [Electronic resource]: postanovlenie Pravitel'stva Sverdlovskoj oblasti ot 30.03.2017 g. № 208-PP // Oficial'nyj sajt Pravitel'stva Sverdlovskoj oblasti. Access mode: http://www.midural.ru (access date: 10.05.2018).

9. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie fizicheskoj kul'tury i sporta» [On approval of the state program of the Russian Federation "Development of physical culture and sports" (with amendments and additions)] (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Electronic resource]: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 g. № 302 // Garant. ru: informacionno-pravovoj portal. Access mode: http://base. garant.ru (access date: 11.06.2018).

10. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie zdravoohraneniya» [On approval of the state program of the Russian Federation "Healthcare Development"] [Electronic resource]: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 g. № 294 (red. ot 12.08.2017) // Garant.ru: infor-macionno-pravovoj portal. Access mode: http://base.garant.ru (access date: 07.06.2018).

Информация об авторе

Котлярова С. Н., кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник, Институт экономики Уральского отделения РАН (г. Екатеринбург, Российская Федерация). Почта для связи с автором: [email protected]

Author Info

Kotlyarova S. N., PhD in Economic sciences, Associate Professor, senior lecturer of Institute of Economics of Ural Branch of RAS (Yekaterinburg, Russian Federation). Corresponding author: [email protected]

Благодарности

Статья подготовлена в соответствии с Планом НИР ИЭ УрО РАН № ГР АААА-А16-116031410059-5 «Эволюция пространственного социально-экономического развития и инфраструктурного обустройства Уральского макрорегиона в новых геополитических и геоэкономических условиях».

Acknowledgments

The paper is prepared in accordance with the Research work plan of Ural branch of RAS № TP AAAA-A16-116031410059-5 "Evolution of space social and economic development and infrastructure arrangement of Ural region in the new geopolitical and geo-economical conditions".

Информация о статье

Дата получения статьи: 08.10.2018

Дата принятия к публикации: 30.10.2018

Article Info

Received for publication: 08.10.2018 Accepted for publication: 30.10.2018

© Котлярова С.Н., 2018.

© Kotlyarova S.N., 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.