Научная статья на тему 'Проблемы страхования социальной ответственности в условиях экономического кризиса и форс-мажорных обстоятельств и пути их преодоления'

Проблемы страхования социальной ответственности в условиях экономического кризиса и форс-мажорных обстоятельств и пути их преодоления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
239
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ПАНДЕМИЯ / ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ / SOCIAL INSURANCE / SOCIAL PAYMENTS / ECONOMIC CRISIS / PANDEMIC / SOCIAL INSURANCE FUND

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Скидан Елизавета Витальевна, Норин Владимир Григорьевич

В статье рассмотрены проблемы социального страхования в условиях экономического кризиса и форс-мажорных обстоятельств на примере экономического кризиса 2020 года, который был вызван начавшейся в феврале 2020 года пандемией. Страхование социальной ответственности или социальное страхование подразумевает под собой государственную систему социальной защиты граждан, которые в силу определенных обстоятельств не имеют возможности самостоятельно материально себя обеспечивать.The article considers the problems of social insurance in the conditions of economic crisis and force majeure on the example of the economic crisis of 2020, which was caused by the pandemic that began in February 2020. Social responsibility insurance or social insurance implies a state system of social protection of citizens who, due to certain circumstances, are not able to support themselves financially.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы страхования социальной ответственности в условиях экономического кризиса и форс-мажорных обстоятельств и пути их преодоления»

ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА И ФОРС-МАЖОРНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ И ПУТИ ИХ

ПРЕОДОЛЕНИЯ

PROBLEMS OF SOCIAL RESPONSIBILITY INSURANCE IN THE CONDITIONS OF ECONOMIC CRISIS AND FORCE MAJEURE AND WAYS TO OVERCOME THEM

УДК-34

Скидан Елизавета Витальевна

магистрант Дальневосточного института

Всероссийского государственного университета юстиции,

Россия, г. Хабаровск

Норин Владимир Григорьевич

канд. эк. наук, доцент Дальневосточного института

Всероссийского государственного университета юстиции,

Россия, г. Хабаровск

Skidan Elizabeth Vital'evna

liza-skidan97@mail.ru

Norin Vladimir Grigoryevich

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы социального страхования в условиях экономического кризиса и форс-мажорных обстоятельств на примере экономического кризиса 2020 года, который был вызван начавшейся в феврале 2020 года пандемией. Страхование социальной ответственности или социальное страхование подразумевает под собой государственную систему социальной защиты граждан, которые в силу определенных обстоятельств не имеют возможности самостоятельно материально себя обеспечивать.

Annotation

The article considers the problems of social insurance in the conditions of economic crisis and force majeure on the example of the economic crisis of 2020, which was caused by the pandemic that began in February 2020. Social responsibility insurance or social insurance implies a state system of social protection of citizens who, due to certain circumstances, are not able to support themselves financially.

Ключевые слова: социальное страхование, социальные выплаты, экономический кризис, пандемия, Фонд социального страхования.

Keywords: social insurance, social payments, economic crisis, pandemic, social insurance Fund.

Страхование социальной ответственности или социальное страхование подразумевает под собой государственную систему социальной защиты граждан, которые в силу определенных обстоятельств не имеют возможности самостоятельно материально себя обеспечивать. К таким категориям граждан относятся:

- граждане пенсионного возраста;

- временно безработные граждане;

- граждане с разными степенями инвалидности;

- семьи, потерявшие кормильца;

- малоимущим гражданам и семьям и т.д. [1]

То есть, задача социального страхования в Российской Федерации -минимизирование уровня бедности населения и обеспечение граждан минимальным объемом денежных средств, достаточных для финансирования их жизненных потребностей (покупки продовольствия, оплату ЖКХ, приобретение медикаментов, одежды, обуви и т.д.).

Социальные выплаты осуществляются в нашей стране из различных фондов, например, пенсия выплачивается гражданам из Пенсионного фонда России, пособие по уходу за ребенком до трех лет - из Фонда социального страхования России и т.д. При этом регулярность и полнота социальных выплат будут зависеть от регулярной пополняемости фондов материальными средствами и от утвержденного Президентом Российской Федерации бюджета фондов.

Так, например, в 2019 году бюджет Пенсионного фонда России составлял 8,6 трлн. рублей, что на 0, 385 млрд. рублей больше, чем в 2018 году (8,2 трлн. рублей), а бюджет Фонда социального страхования составил 981 млрд. рублей, что на 10,6 млрд. рублей больше, чем в 2018 году [2].

Не смотря на то, что Российская Федерация прикладывает достаточно усилий для обеспечения своевременности и полноты социальных выплат и государство и российские граждане могут сталкиваться с различными проблемами, чем и обусловлена актуальность темы исследования.

Цель исследования заключается в определении проблем социального страхования в условиях экономического кризиса и разработке путей их решения.

Для достижения поставленной цели необходимо определить проблемы социального страхования в условиях экономического кризиса и форс-мажорных обстоятельств и разработать пути их решения.

Первая проблема социального страхования заключается в том, что в условиях экономического кризиса в стране растет количество безработных, что обязывает государство увеличивать объемы пособий по безработице (рис. 1) [2].

Как видно из рисунка 1, за изучаемый период времени пик уровня безработицы пришелся на 2016 год. Это связано с тем, что в 2014 году начался международный финансовый кризис, который привел к сокращению числа рабочих мест в нашей стране и именно в 2016 году российские предприятия испытывали максимальные материальные издержки из-за сокращения объемов производства (сокращение объемов производства проходило плавно от 2014 до 2016 года), что привело к сокращению рабочих мест.

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Рисунок 1. Динамика уровня безработицы в Российской Федерации

за 2013-2020 гг., млн. чел.

В конце 2016 года экономика России и российских предприятий начала медленно восстанавливаться, что привело к увеличению рабочих мест на российских предприятиях и сокращению уровня безработицы в нашей стране. При этом в 2020 г. уровень безработицы начал увеличиваться (на рис. 1 представлены данные за март 2020 г.) из-за начавшегося в феврале 2020 г. нового экономического кризиса, вызванного пандемией.

То есть, к концу марта 2020 года произошло резкое сокращение рабочих мест на российских предприятиях, также из-за карантинных мер без работы осталось большинство российских индивидуальных предпринимателей, которые также являются объектами социального страхования в нашей стране.

По мере увеличения роста уровня безработицы в Российской Федерации увеличивается и объем социальных выплат. Следовательно, увеличивается социальная нагрузка на государство и увеличиваются расходы государственного бюджета на социальные выплаты.

Такая ситуация может привести к невозможности государства осуществлять социальные выплаты гражданам, что негативным образом отразится на национальной безопасности страны. Сокращение доходов населения приведет к увеличению преступности в стране, уклонению от уплаты налогов и т.д. [1]

Для решения такой проблемы государству необходимо искать дополнительные источники финансирования Фонда социального страхования, поскольку объема денежных средств должно быть достаточно для материальной поддержки российских граждан на длительный период времени. Дополнительными источниками финансирования Фонда социального страхования могут выступать граждане, которые осуществляют свою профессиональную деятельность без ее регистрации. Для этого необходимо снижать подоходный налог в стране.

То есть, предполагается, что доходы Фонда социального страхования будут увеличиваться не от увеличения налоговой ставки подоходного налога, а от увеличения количества налогоплательщиков за счет снижения налоговой ставки (увеличение количества экономически активного населения за счет выхода из теневого сектора экономики). Необходимо отметить, что в 2019 году Россия запустила программу по регистрации самозанятых граждан страны, подоходный налог которых составляет 4% вместо 13%. Предполагается, что к концу 2020 г. бюджет страны дополнительно получит 1,6 млрд. рублей, которые государство сможет потратить на социальные выплаты [3].

Вторая проблема социального страхования в период экономического кризиса заключается в том, что предупредительные (защитные) меры могут вводиться государством слишком рано. Так, если рассматривать проблему социальных выплат, которые были обусловлены карантинными мерами в нашей стране, то отдельные субъекты Российской Федерации ввели ограничения (режим самоизоляции, закрытие торговых точек, запрет на оказание разного рода услуг) слишком рано. Так, например, Новгородская область ввела ограничительные меры с 26 марта 2020 года, а первый случай заражения COVID-19 был зарегистрирован в регионе через 3 недели [3].

То есть, Новгородская область могла 3 недели осуществлять свою деятельность в штатном режиме - без увеличения количества социальных

выплат по безработице и с уплатой налогов со стороны регионального бизнеса. При этом подобная ситуация зафиксирована и в других российских регионах.

По факту, когда начался пик пандемии в регионах, из-за дефицита бюджета, в частности из-за стремительного расходования денежных средств из федеральных и региональных Фондов социального страхования на социальные выплаты, регионы были вынуждены ослабить ограничительные меры и возобновить работу регионального бизнеса. То есть, превышение расходов социальных фонов над доходами не позволило некоторым российским регионам продлить ограничительные меры с целью борьбы с пандемией. [4]

Для решения названной проблемы государству и его регионам необходимо более детально оценивать последствия от вводимых ограничений не только в период пандемии, но и в период других наступивших форс-мажорных обстоятельств. А также необходимо ввести в деятельность предпринимателей обязательный платеж, который будет аккумулироваться в региональных фондах поддержки предпринимателей. А расходоваться такие денежные средства на социальную поддержку бизнеса будут в случае наступления форс-мажорных обстоятельств, например, таких как наступили в конце марта 2020 года. [5]

То есть, с целью защиты граждан от безработицы и для обеспечения их социального благополучия работу необходимо осуществлять не только на федеральном, но и на региональном уровне.

Третья проблема социального страхования в условиях экономического кризиса и форс-мажорных обстоятельств заключается в том, что ни одна страна мира не может предугадать период их наступления. Следовательно, формируя расходную часть государственного бюджета на социальные выплаты, государству может не хватить выделенных денежных средств, что приведет к необходимости выделения дополнительных средств из бюджета [6].

При этом выделение дополнительного объема денежных средств на социальные выплаты, приведет к сокращению финансирования тех или иных государственных программ. Поэтому, при формировании доходов государственных социальных фондов (федеральных и региональных) государству необходимо анализировать социальные расходы за последние 10 лет и влияние на них экономических кризисов.

Таким образом, к проблемам страхования социальной ответственности в период экономического кризиса и форс-мажорных обстоятельств относятся: превышение расходов Фонда социального страхования над его доходами;

недостаточная эффективность от вводимых мер по борьбе с форс-мажорными обстоятельствами; высокая доля экономически активного населения, которая находится в сегменте теневой экономики. Для решения названных проблем государству необходимо увеличивать доходную часть федерального бюджета, тщательным образом анализировать экономические последствия от вводимых мер по борьбе с форс-мажорными обстоятельствами, а также - создавать резерв денежных средств в региональных фондах поддержки предпринимательства, который будет расходоваться только в случае наступления форс-мажорных обстоятельств, например, таких как пандемия.

Литература

1. Роик, В.Д. Социальное страхование: учебник и практикум для вузов / В.Д. Роик. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. -418 с.

2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: World Wide Web. URL: https://www.gks.ru.

3. Официальный сайт информационного агентства РБК. Режим доступа: World Wide Web. URL: https: //www.rbc. ru.

4. Баклажец Ю. П., Анацко Т. А. Мировой финансовый кризис и форс-мажорные обстоятельства. Доступ из СПС «КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000»

5. Коршунова Н. П. Непреодолимая сила: новый взгляд на старую проблему // Журнал российского права. 2008. № 3

6. Смирнова М. Г. Форс-мажорные обстоятельства в российском, зарубежном и международном праве // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2014. № 1.

Literature

1. Roik, V. D. Social insurance: textbook and practical course for universities / V. D. Roik - 2nd ed., re-issue. and additional - Moscow: Yurayt publishing house, 2020 - - 418 p.

2. Official website of the Federal state statistics service. Mode of access: World Wide Web. URL: https://www.gks.ru.

3. Official website of the RBC news Agency. Mode of access: World Wide Web. URL: https://www.rbc.ru.

4. Baklazhets Yu. P., Anatsko T. A. Global financial crisis and force majeure. Access from SPS " ConsultantPlus: Belarus. Technology 3000»

5. Korshunova N. P. Irresistible force: a new look at the old problem // Journal of Russian law. 2008. № 3

6. Smimova M. G. Force majeure circumstances in Russian, foreign and international law / / Journal of foreign legislation and comparative law. 2014. № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.