ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ
PROVIDING FINANCE STABILITY FOR THE SYSTEM OF OBLIGATORY SOCIAL INSURANCE: IN CASE OF DISABILITY AND MATERNITY
Архипов Александр Петрович
доктор экономических наук, профессор кафедры страхования РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
Хоминич Ирина Петровна
доктор экономических наук,
профессор, заведующая кафедрой
страхования
РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский
экономический университет имени
Г. В. Плеханова», 117997, Москва,
Стремянный пер., д. 36.
E-mail: [email protected]
Arkhipov, Alexander P.
Doctor of Economics, Professor of the Department for Insurance of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Khominich, Irina P.
Doctor of Economics, Professor, the Head of the Department for Insurance of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
В статье показана целесообразность отмены налога на доходы физических лиц с пособий по временной нетрудоспособности. Отмена этого налога не вызовет негативных социально-экономических последствий и позволит в течение 2-3 лет устранить дефицит Фонда социального страхования РФ без повышения страхового тарифа. Методом математического моделирования доходов и расходов Фонда с использованием модели финансово устойчивого (самоокупаемого) страхования
The article shows expediency of cancelling the tax on individuals' income from allowances on temporary disability. Cancellation of this tax cannot cause negative social and economic consequences and will allow us within 2-3 years to eliminate deficit in the Social Insurance Foundation RF without raising insurance tariff. Using the method of mathematic modeling of revenues and expenses of the Foundation with the help of financially stable insurance the
оценено влияние НДФЛ, уплачиваемого с выплат пособий по временной нетрудоспособности, на величину дефицита Фонда социального страхования РФ. Сформулированы выводы по итогам проведенного авторами структурного и логического анализа законодательной и нормативно-правовой базы по назначению, исчислению и условиям выплат страхового обеспечения (пособий) по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Ключевые слова: обязательное социальное страхование, временная нетрудоспособность, материнство, дефицит средств, страховой тариф, налог на доходы физических лиц.
author assesses the impact of the tax on individuals' income paid from allowances on temporary disability on deficit of the Social Insurance Foundation RF. The article formulates conclusions by results of structural and logical analysis of legislative and normative bases concerning calculation and payment of insurance allowances on obligatory social insurance in case of temporary disability and maternity.
Keywords: obligatory social insurance, temporary disability, maternity, deficit of funds, insurance tariff, tax on individuals' income.
Совершенствование обязательного социального страхования -одно из важных условий социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу1. Среди всех видов обязательного социального страхования страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством играет важную роль в возмещении трудовых доходов в период временной нетрудоспособности, способствует росту рождаемости и улучшению демографической ситуации в России. Основной проблемой развития этого важного вида социального страхования является нехватка страховых взносов при очень высоком уровне их собираемости на выплаты страхового обеспечения. Это вынуждает покрывать недостаток из средств федерального бюджета.
В условиях высокой зависимости федерального бюджета России от конъюнктуры мировых цен на нефтегазовое сырье, а также потенциальной возможности непредвиденных расходов бюджета по причине природных катастроф и иных непланируемых форс-мажорных событий проблема дефицита бюджета Фонда социального страхования
1 См.: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
РФ (далее - Фонда) обостряется и требует оперативного решения без привлечения дополнительных бюджетных ресурсов.
Вместе с тем возможности повышения доходов Фонда за счет тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование в ближайшей перспективе практически исчерпаны введением дополнительных пенсионных взносов за работников, имеющих право на досрочную пенсию по условиям труда, и введением взносов в Пенсионный фонд РФ с оплаты труда, превышающей предельную базу для начисления обязательных страховых взносов (568 тыс. рублей в 2013 г.). Дальнейшее повышение страховой нагрузки на работодателей увеличивает риск увода заработной платы «в тень» и снижения поступлений во все государственные внебюджетные фонды. Поэтому следует искать пути роста финансовой устойчивости обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за счет внутренних ресурсов системы. Для этого необходимо исследовать расходы Фонда на выплаты страхового обеспечения.
Финансовые результаты работы Фонда социального страхования по видам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно данным федеральных законов о бюджетах Фонда за рассматриваемый период, приведены в таблице.
Как видно из таблицы, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с момента введения (2008 г.) является дефицитным, причем величина дефицита значительно меняется от года к году. Дополнительный анализ структуры выплачиваемых пособий, по статистическим данным Фон-да1, позволил установить, что около 80% выплаченных сумм составили пособия по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет и по беременности и родам, а среди указанных -выплаты по временной нетрудоспособности, составляющие более 40% суммарных выплат. При этом выплаты пособий по уходу за ребенком и по беременности и родам в последние 3-4 года плавно возрастали как в абсолютном, так и в относительном значении, что можно объяснить ростом рождаемости и увеличением среднего заработка, в то время как доля выплаты по временной нетрудоспособности постепенно снижалась. Именно эти составляющие выплат по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются источником дефицита средств Фонда, и именно их надо исследовать для поиска способов устранения дефицита и обеспечения финансовой устойчивости.
1 URL: http://fss.ru/ ru/ statistics/index.shtml (дата обращения: 24.02.2014).
Финансовые показатели работы Фонда социального страхования РФ* (в млрд руб.)
Перечень показателей Финансовые показатели по годам
2008 2009 2010 2011 2012 2013
Доходы - всего 360,48 440,05 463,78 558,59 630,78 590,27
Расходы - всего 379,38 448,50 491,20 497,57 531,23 606,52
Доходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 233,93 304,34 319,4 313,56 344,83 414,19
Выплаты пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 267,23 320,94 353,61 337,63 352,30 437,04
Финансовые результаты обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством -33,30 -16,60 -34,21 -24,07 -7,47 -22,85
Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 60,16 58,39 62,79 71,49 81,83 82,65
Выплаты пособий по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 46,66 52,91 54,91 59,99 63,80 76,05
Финансовый результат обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний +13,50 +5,48 +7,88 +11,50 +18,03 + 6,60
* Источники: Федеральный закон от 14 февраля 2010 г. № 8-ФЗ «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2008 год»; Федеральный закон от 4 октября 2010 г. № 257-ФЗ «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2009 год»; Федеральный закон от 6 октября 2011 г. № 267-ФЗ «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2010 год»; Федеральный закон от 2 октября 2012 г. № 153-Ф3 «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2011 год»; Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 372-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»; Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 219-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».
Очевидно, что устранение дефицита возможно за счет увеличения доходов (поступления страховых взносов), снижения расходов (выплат пособий) или сочетания этих двух способов. В современных социально-экономических условиях после введения в 2013 г. дополнительных пенсионных взносов дальнейшее увеличение обязательных страховых взносов будет негативно воспринято бизнесом и может привести к увеличению доли «теневой» зарплаты, не облагаемой обязательными страховыми взносами. Поэтому целесообразно исследовать возможности сокращения выплат без ухудшения положения застрахованных работников.
Структурный и логический анализ законодательной и нормативной правовой базы по назначению, исчислению и условиям выплат страхового обеспечения (пособий) по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством показывает, что размеры пособий, кроме пособий, установленных в фиксированном размере (единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка и социальное пособие на погребение), зависят от среднего заработка застрахованного лица, облагаемого страховыми взносами, страхового стажа (пособие по временной нетрудоспособности и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет) и возраста ребенка (пособие по временной нетрудоспособности). Минимальные и максимальные размеры этих пособий, а также сроки выплаты пособий определены нормативно-правовыми документами, причем установленные этими документами предельные размеры пособий постоянно растут по мере роста облагаемой страховыми взносами базы.
Использование для снижения расходов Фонда различных вариантов уменьшения выплат, связанных с материнством (пособий по беременности, родам и уходу за ребенком), несомненно, ухудшит материальное положение беременных женщин и семей, воспитывающих малолетних детей (особенно двух детей и более) и может отрицательно сказаться на выполнении задачи повышения уровня рождаемости, поставленной в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351. Указанная Концепция, в частности, ставит среди основных задачу повышения уровня рождаемости (в 1,5 раза к 2025 г.) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей. Поэтому ограничимся рассмотрением возможности снижения расходов Фонда на выплаты пособий по временной нетрудоспособности.
Пособия по временной нетрудоспособности, включая пособие по уходу за больным ребенком, согласно статье 217 части второй Налогового кодекса РФ (Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ, в
редакции от 30 декабря 2012 г. № 294-ФЗ), облагается налогом на доходы физических лиц (НДФЛ)1. В условиях так называемого зачетного механизма уплаты обязательных страховых взносов (страхователь выплачивает пособия застрахованным по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в счет уплаты страховых взносов в Фонд) плательщиком НДФЛ является страхователь, но источником средств для его уплаты являются обязательные страховые взносы в Фонд. Таким образом, уплата НДФЛ с пособий по временной нетрудоспособности повышает расходы Фонда и, несомненно, является одним из источников дефицита средств в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Для оценки влияния НДФЛ, уплачиваемого с выплат пособий по временной нетрудоспособности, на величину дефицита воспользуемся методом математического моделирования доходов и расходов Фонда на основе модели финансово устойчивого (самоокупаемого) страхования, описывающей условия достаточности собираемых страховых взносов для всех случаев, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции от 23 июля 2013 г. № 243-Ф3). Основное условие финансовой устойчивости на прогнозируемый период можно записать в следующем виде:
Ь • ¥ + й > Ушв + Ушоьн + УъытШ + г, (1)
где Ь - страховой нетто-тариф;
¥ - фонд оплаты труда, облагаемый страховыми взносами, на прогнозируемый период;
й - дополнительные доходы Фонда (за счет пени, штрафов и т. п.); Уй1в - суммарные выплаты пособий на случай временной нетрудоспособности;
Ушоьн - суммарные выплаты пособий, связанных с материнством; Уъыш - выплаты пособий, компенсирующих расходы на погребение умерших застрахованных;
г - собственные расходы Фонда в прогнозируемый период. Расходы на выплаты пособий в прогнозируемый период можно рассчитать исходя из ожидаемого числа выплат (страховых случаев). Однако применение любого метода прогнозирования числа страховых случаев, особенно на основании коротких периодов статистического наблюдения (в период 2008-2012 гг., с начала введения обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и
1 Налог на доходы физических лиц в РФ составляет 13% с налогооблагаемой суммы выплат в пользу работника.
в связи с материнством), неизбежно связано с методическими погрешностями. Поэтому необходимо учитывать случайные статистические отклонения числа страховых случаев от их средних прогнозируемых значений. Для учета и компенсации этих отклонений введем в правую часть формулы (1) величину приращения страхового резерва AR, что позволит перейти от неравенства (1) к равенству:
t • F + d = Vdis + Vmoth + Vburial + r + AR. (2)
Величина приращения страховых резервов зависит от суммарной дисперсии прогнозируемых оценок числа страховых случаев. Поскольку страховые случаи заболеваний, приводящие к временной нетрудоспособности, случаи беременности и родов и случаи выплат на погребение являются независимыми или весьма слабо коррелируют между собой, то для расчета величины приращения резервов можно предложить следующую формулу:
AR = к(У; m) • ^(o([Vidis )f 2) + a([Vimoth )f 2) + v([VibunJ 2), (3)
где к(у; m) - квантиль случайного распределения ошибок статистических наблюдений в зависимости от доверительной вероятности у и продолжительности статистических наблюдений по годам m;
с (V) - среднее квадратическое отклонение случайных величин выплат пособий, возникающее вследствие отклонения данных прогнозного тренда от фактических данных в период статистического наблюдения.
В работах по эконометрии1 показано, что при условии нормального распределения ошибок статистических наблюдений числа страховых случаев по годам (это условие выполняется в связи с большим объемом статистической выборки - сотни тысяч страховых случаев ежегодно) доверительный интервал возможных отклонений результатов прогноза имеет распределение Стьюдента. Тогда квантиль к(у, m) является квантилем распределения Стьюдента и может быть определен в зависимости от заданного значения доверительной вероятности у, продолжительности статистических наблюдений по годам m и числа определяемых параметров случайной функции распределения страховых случаев r (в нашем случае r = 2, поскольку мы вычисляем только математическое ожидание и дисперсию страховых случаев) по статистическим справочникам или стандартным приложениям Microsoft.
Формулы (2) и (3) позволяют рассчитать самоокупаемый страховой тариф при условии возможности прогнозирования случайных величин.
1 См., например: Суслов В. И., Ибрагимов Н. М., Талышева Л. П., Цыплаков А. А. Эконометрия : учебник для вузов. - Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2005.
Для оценки влияния отмены НДФЛ с пособий по временной нетрудоспособности воспользуемся сопоставлением рассчитанного по предлагаемой выше математической модели значения самоокупаемого страхового тарифа с его максимально возможным значением. Максимально возможное значение тарифа определено Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции от 23 июля 2013 г. № 237-Ф3) и равно 2,9% от облагаемого страховыми взносами фонда оплаты труда. Фактическое значение страхового тарифа, равное отношению поступивших в Фонд страховых взносов к облагаемому страховыми взносами фонду оплаты труда, несколько меньше за счет страхователей, имеющих установленные Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ льготы по размеру тарифа. Так, например, в 2012 г. фактический страховой тариф был равен 2,789% фонда оплаты труда.
Для прогнозирования случайных величин числа страховых случаев и оценки их дисперсии воспользуемся методикой, предложенной А. П. Архиповым, О. В. Бойко и Ж. В. Галочкиной [1]. Данные по фонду оплаты труда приняты из прогноза Министерства экономического развития РФ «Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2016 года»1. Результаты моделирования при значении доверительной вероятности у = 0,99 представлены на рисунке.
го
о ш о X го ср
к
ю
о
4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1
0,5 0
/ \ /Ал
ч \\ __
// — — - --_ -При отмене НДФЛ --Без отмены НДФЛ допустимым тарифом
//
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 Год
Рис. Изменение величины самоокупаемого страхового тарифа по годам
1 URL: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/ sections/macro/ prognoz/doc20131108_5 (дата обращения: 04.03.2014).
Сравнительный анализ результатов моделирования самоокупаемого страхового тарифа и максимально возможных значений страхового тарифа по Федеральному закону от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ показывает, что отмена НДФЛ с выплат страховых пособий по временной нетрудоспособности снижает величину самоокупаемого тарифа до его максимально возможных значений (2,9% фонда оплаты труда) уже к 2015 г. и позволяет устранить дефицит средств в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Для оценки социально-экономических последствий отмены НДФЛ с выплат страховых пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством проанализируем долю отменяемого НДФЛ в его общем объеме.
Согласно результатам расчетов по описанной выше модели (2) и (3) величина НДФЛ, уплаченного со страховых пособий по временной нетрудоспособности, в 2012 г. составила 21,87 млрд рублей, или 0,96% суммарного НДФЛ (2 260 млрд рублей по данным Федеральной налоговой службы РФ1), что меньше задолженности по этому виду налога2. Таким образом, доля отменяемого НДФЛ в его общей сумме невелика, однако роль НДФЛ в целом в формировании бюджета значительна -в консолидированном бюджете Российской Федерации в 2012 г. доля НДФЛ составляла 20,5%, а в консолидированных бюджетах субъектов РФ - почти 39% [2]. Отмену НДФЛ с выплат страховых пособий по временной нетрудоспособности можно компенсировать трансфертами федерального бюджета в Фонд социального страхования, которые в 2012 г. составляли 22,5 млрд рублей3. Средства указанных трансфертов могут быть перераспределены в федеральном бюджете для компенсации субъектовым и муниципальным бюджетам незначительного снижения поступлений по НДФЛ либо направлены в страховой резерв Фонда.
Таким образом, отмена НДФЛ с пособий по временной нетрудоспособности не вызовет каких-либо негативных социально-экономических последствий и не ухудшит положения застрахованных работников, страхователей и Фонда социального страхования РФ.
1 URL: http://old.nalog.ru/nal_statistik/forms_stat/otchet_svod/4001025/ (дата обращения: 24.02.2014).
2 URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/fin24.htm (дата обращения: 24.02.2014).
3 Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 372-Ф3 «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».
Список литературы
1. Архипов А. П., Бойко О. В., Галочкина Ж. В. К расчету тарифа обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний // Финансы. - 2012. -№ 10. - С. 61-66.
2. Интернет-интервью с Д. В. Егоровым, заместителем руководителя ФНС России: ФНС России: достижения, проблемы и задачи. -URL: http:// bujet.ru/article/224183.php
3. Косов М. Е. Экономическое равновесие налоговой системы : монография. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - (Серия «Научные издания для экономистов»).
4. Лаптев П. В. Развитые страны - социальные государства: этапы развития социального страхования // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2012. - № 10 (52). -С. 116-119.
References
1. Arkhipov A. P., Boyko O. V., Galochkina Zh. V. K raschetu tarifa obyazatel'nogo sotsial'nogo strakhovaniya ot neschastnykh sluchaev na proizvodstve i professional'nykh zabolevaniy [Concerning Calculation of the Tariff for the Obligatory Social Insurance against Accidents at Work and Professional Illnesses], Finansy [Finance], 2012, No. 10, pp. 61-66. (In Russ.).
2. Internet-interv'yu s D. V. Egorovym, zamestitelem rukovoditelya FNS Rossii: FNS Rossii: dostizheniya, problemy i zadachi [Internet Interview with D. V. Egorov, Deputy Head of the Federal Tax Service of Russia: The Federal Tax Service: Achievements, Problems and Tasks]. (In Russ.). Available at: http://bujet.ru/article/224183.php
3. Kosov M. E. Ekonomicheskoe ravnovesie nalogovoy sistemy, monografiya [Economic Balance of the Taxation System: monograph]. Moscow, UNITI-DANA, 2012. (Series 'Scientific Publications for Economicsts). (In Russ.).
4. Laptev P. V. Razvitye strany - sotsial'nye gosudarstva: etapy razvitiya sotsial'nogo strakhovaniya [Industrialized Countries - Social States: Stages of Social Insurance Development], Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2012, No. 10 (52), pp. 116-119. (In Russ.).