Научная статья на тему 'Проблемы статистического наблюдения межрегиональных товарных связей'

Проблемы статистического наблюдения межрегиональных товарных связей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Храмцова Т.Г., Зенкова Н.Ю.

В статье изложены основные проблемы статистического наблюдения межрегиональных товарных связей, связанные с вопросом учета деятельности субъектов малого предпринимательства в межрегиональной торговле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы статистического наблюдения межрегиональных товарных связей»

6. Скопин А. Региональная политика и экономическая безопасность России // Вопросы экономики. - 1995. - № 1. - С. 120.

7. Тишутина О.И. Вопросы теории бюджета приграничного субъекта РФ в условиях глокализации и сетевого взаимодействия // Финансы и кредит. - 2008. - № 20. - С. 28.

8. Черная И.П. Приграничное сотрудничество как конкурентный ресурс регионов ДВФО // Региональная экономика: Теория и практика. -2007. - № 7. - С. 27-28.

ПРОБЛЕМЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ ТОВАРНЫХ СВЯЗЕЙ

© Храмцова Т.Г.*, Зенкова Н.Ю.*

Сибирский университет потребительской кооперации, г. Новосибирск

В статье изложены основные проблемы статистического наблюдения межрегиональных товарных связей, связанные с вопросом учета деятельности субъектов малого предпринимательства в межрегиональной торговле.

В связи с распадом СССР, с переходом экономики России к рыночным отношениям, экономической самостоятельности регионов, возникла необходимость налаживания торговых связей между субъектами Российской Федерации, странами ближнего и дальнего зарубежья. Источником информации об объемах межрегиональной торговли являются данные государственной статистики, которые призваны обеспечить правительство, экономику и общественность необходимыми сведениями.

В субъектах Российской Федерации информация о межрегиональном товарном обмене разрабатывается в рамках ряда форм государственного статистического наблюдения. При этом большинство отчетных форм имеют либо территориальную направленность (форма № 2-СБ-Север, № 1-ТС (вывоз), № 1-ТС (микро)), либо товарную направленность (форма № 3-сб (вывоз), № 8-ВЭС (бункер), № 8-ВЭС (рыба)). Исключение составляет форма № 1 -вывоз, в которой отражены сведения о вывозе товаров во все регионы России, страны ближнего и дальнего зарубежья по наиболее расширенной товарной номенклатуре.

Для правильного формулирования понятия межрегиональных товарных связей, необходимо четко представлять их участников и особенности взаимодействия между ними.

* Профессор кафедры Учета и статистики, доктор экономических наук.

* Аспирант.

Участниками межрегионального рынка могут быть производственные предприятия, торговые организации, население. При этом одни и те же субъекты рынка могут выступать одновременно и как продавцы, и как покупатели продукции (рис. 1).

Внутренние продажи

С

<

Покупатели региона «А»

производственные предприятия;

торговые организации; население

Вывоз товара, в том числе экспорт

II

Ввоз товара, в том числе импорт

<2

I

Деньги за приобретенный товар

Другие регионы России, страны ближнего и дальнего зарубежья

Рис. 1. Взаимодействие субъектов межрегионального рынка

Следует отметить относительность понятий ввоза и вывоза продукции. Рассмотрим данную особенность на примере. Пусть регион «А» вывез (продал) в течение года определенный объем кондитерских изделий в регионы «Б», «В», «Г». Для региона «А» указанный объем продукции будет являться вывозом, а для регионов «Б», «В», «Г» тот же самый объем кондитерских изделий будет являться ввозом. Поэтому в силу относительности понятий ввоза и вывоза продукции статистическое наблюдение на региональном уровне осуществляется только за вывозом продукции и отражается в форме государственного статистического наблюдения № 1-вы-воз. На федеральном уровне данные о вывозе продукции, полученные от субъектов Российской Федерации, обобщаются, и на их основе формируется информация о ввозе продукции в российские регионы (рис. 2).

форма N° 1-вывоз

Производственные предприятия, организации торговли субъекта Российской Федерации

Рис. 2. Порядок формирования статистических показателей по ввозу и вывозу продукции по форме № 1-вывоз

Процедура формирования показателей о ввозе и вывозе продукции по форме № 1 -вывоз не предусматривает сбор данных о ввозе продукции из

стран ближнего и дальнего зарубежья. Информацию о ввозе продукции содержат данные таможенной статистики, но она несопоставима с показателями формы № 1-вывоз, так как в таможенной статистике используется товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, а форма № 1 -вывоз в настоящее время разрабатывается в соответствии с ОКПД (до 2010 г. - в соответствии с ОКП).

В отношении учета объемов межрегиональной торговли в Российской Федерации можно отметить, что согласно методологии Росстата обследованию по форме № 1 -вывоз до 2008 г. подвергались только крупные и средние предприятия, за 2008 г. впервые в обследование включены наиболее значимые малые предприятия. Микропредприятия и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица по-прежнему не обязаны предоставлять указанную отчетность.

Активизация деятельности малого бизнеса: малых предприятий и индивидуальных предпринимателей - является одной из особенностей современной российской экономики. В середине 90-х гг. прошлого столетия в России был впервые принят Федеральный закон № 88-ФЗ от 14.06.95 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», определяющий нормативно-правовые основы хозяйственной деятельности организаций малого бизнеса. Учитывая, что в современной России малый бизнес имеет довольно непродолжительную историю развития (с начала 90-х гг.), можно сказать, что малые предприятия на сегодняшний день сумели добиться определенных результатов и заявить о себе, как о сформировавшемся секторе экономики с довольно ощутимой долей в основных социально-экономических показателях.

Кроме малых предприятий, к субъектам малого бизнеса относятся индивидуальные предприниматели. В соответствии с российским законодательством, предпринимательской деятельностью могут заниматься юридические лица, а также граждане без образования юридического лица с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Индивидуальное предпринимательство в силу более простой регистрации и ведения бизнеса, меньшей совокупной доли налогов, является очень популярной формой ведения бизнеса в Российской Федерации. Поэтому за годы рыночных трансформаций, как по представительности, так и по вкладу в макроэкономические показатели, индивидуальное предпринимательство стало неотъемлемой частью российской экономики.

Поскольку представители малого бизнеса не отчитываются по форме № 1-вывоз, то можно предположить, что часть товара, проданного за пределами региона (далее - вывоз соответственно), не находит отражения в официальной статистике. Дальнейшее развитие малого бизнеса требует полного и своевременного обеспечения органов государственной власти статистической информацией, что значительно повышает значимость последней.

Подавляющее большинство современных авторов, обращающихся к теме межрегиональной торговли, безосновательно игнорируют специфику показателей ввоза и вывоза товара на региональном уровне. При мизерной доле участия субъектов малого бизнеса в межрегиональном товарообмене, казалось бы данным показателем можно пренебречь, но подавляющее большинство авторов этого не доказывает. Подобный подход может привести к необъективным выводам при анализе процессов, связанных с межрегиональной торговлей, а управленческое решение, принятое на этой основе, может оказаться неверным. Это повышает значимость получения объективной и достоверной информации об объемах межрегиональной торговли.

Статистического учет деятельности субъектов малого предпринимательства сопряжен с определенными сложностями [3]. Во-первых, малый бизнес характеризуется высокой подвижностью (возникновение новых и ликвидация действующих предприятий), во-вторых, индивидуальные предприниматели ведут учет лишь в целях налогообложения, причем, в основном по упрощенным схемам. Поэтому определенную часть статистических показателей они не рассчитывают и не ведут по ним первичный учет. В связи с этим деятельность индивидуальных предпринимателей оценивается лишь косвенно, только в отдельных видах экономической деятельности (торговле, транспорте, и некоторых других) оценки подкрепляются результатами выборочных обследований, проводимых на регулярной основе.

Анализ международного опыта показывает, что большинство стран получает сведения о малом бизнесе из трех основных источников: данных налогового учета, результатов выборочных статистических обследований и периодических сплошных обследований. В России, в отличие от ряда иностранных государств, индивидуальные сведения попадают под понятие налоговой тайны и являются недоступными для органов статистики. Но даже если бы такого ограничения не было, характер сведений, имеющихся у налоговых органов, не отвечает в полной мере задачам статистики, поскольку они ориентируются исключительно на цели налогового учета.

В течение последних лет оценка роли малого бизнеса в экономике отдельных регионов Российской Федерации становится темой исследования многих авторов (Г. Гранберга [4], С.Н. Блудовой [2], Т.С. Федосовой [5]), однако проблема досчета объемов межрегиональной торговли современными авторами остается нерешенной. В современных условиях активного включения субъектов малого бизнеса (малых предприятий и индивидуальных предпринимателей) в региональную экономику, применение официальных показателей межрегиональной торговли в том объеме, в котором они представлены в официальной статистике, может считаться корректным, если деятельность представителей малого бизнеса в регионе незначительна. В противном случае необходимо проведение расчетов, позволяющих восполнить недостаток официальной статистической информации.

В целях получения наиболее полной и достоверной картины развития сектора малого и среднего бизнеса Федеральной службой государственной статистики в 2011 г. проводится сплошное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов данного сектора. Решение о проведении наблюдения принято в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 201-р. В рамках обследования разработаны и утверждены соответствующими постановлениями Росстата две отчетные формы: № МП-сп «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» и № 1 -предприниматель «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя». В перечень статистических показателей, включенных в программу данного наблюдения, не входят показатели межрегиональной торговли. Таким образом, проблема получения статистических данных о межрегиональной торговле всех участников рынка остается открытой.

Список литературы:

1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г.

2. Блудова С.Н. К вопросу о методике оценки региональной внешнеэкономической деятельности // Вопросы статистики. - 2002. - № 11. - С. 65-66.

3. Бокун Н.Ч. Проблемы измерения результатов деятельности субъектов малого и среднего бизнеса // Вопросы статистики. - 2007. - № 11. - С. 32-38.

4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. - 495 с.

5. Федосова Т.С. Товарные ресурсы потребительского рынка Новосибирской области: состояние и перспективы развития: автореф. ... к.э.н. -Новосибирск, 2007. - 36 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.