Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2
УДК 658.5
ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ КВАЛИФИКАЦИЙ
Н. В. Карамашева Научный руководитель - О. Е. Подвербных
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Проанализированы профессиональные стандарты, сайты существующих центров сертификации и квалификации. Выявлены проблемы становления системы сертификации в РФ, и в ракетно-космической отрасли.
Ключевые слова: сертификация квалификаций, центры сертификации. PROBLEMS OF FORMATION OF SYSTEM OF CERTIFICATION OF QUALIFICATIONS
N. V. Karamasheva Scientific Supervisor - O. E. Podverbnykh
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
Analyzed professional standards, sites of existing certification and qualification. Identified problems offormation of system of certification in Russia, and in the aerospace industry.
Keywords: certification of qualifications, certification.
На современном этапе развития экономики необходима подготовка высокого уровня квалификации работника, обладающего широкой компетенцией и умением самостоятельно принимать решения. С приходом на российский рынок западных фирм требования к квалификационным уровням работников становятся наиболее приближенными к тем, которые предъявляются в бизнесе на Западе. Главным ценностным активом при реализации проектов ракетно-космического предприятия являются сотрудники и руководители компании, внешние эксперты, которые за счет уникального опыта и возможностей обеспечивают достижение проектного результата [1]. Становление системы сертификации квалификаций важно для эффективной работы ракетно-космической отрасли.
Проблема становления системы сертификации квалификаций обусловлена несколькими тенденциями, такими как дисбаланс формирования отраслевых моделей сертификации персонала; непонимание персоналом значимость сертификации квалификаций; создание центров сертификации в регионах; формирование профессиональных стандартов.
Сертификация квалификаций опирается на профессиональные стандарты, на соответствие требованиям, прописанным в профессиональных стандартах, умениям, навыкам, знаниям, то есть компетенциям, полученным в процессе обучения. При этом, рассматривая международный опыт, за основу обучения берётся не только образование, полученное в высшем учебном заведении (называемое формальным образованием), но и неформальное и спонтанное обучения (см. рисунок).
Компетенции, полученные в процессе обучения, прописаны в профессиональных стандартах и группируются в квалификации. Квалификации, в свою очередь, относятся к определенному уровню, всего уровней 8 [2]. Всем желающим пройти добровольную сертификацию предлагается:
- заполнить форму заявления на сертификацию специалиста в той или иной области;
- критерии сертификации;
- анкета-опросник;
- согласие об обработке персональных данных.
Далее устанавливается соответствие или несоответствие требованиям профессиональных стандартов, после чего выдается или не выдается соответствующий сертификат.
Секция «Современнее проблемы управления человеческими ресурсами»
Формальное образование или
обучение — обучение, осуществляемое в специально
организованной и структурированной сТ.з. целей, времени и ресурсов среде (в учебном заведении, на п редп ринг ни) Является целенаправленным со стороны
обучающегося и приводит к выдаче диплома/сертификата.
Неформальное обучение —
обучение, осуществляемой в ходе спланированной деятельности, которая формально обучением не является (сточки зрения целей, времени или поддержки □бучения). Неформальное обучение также яоля ется целенаправленным со стороны обучающегося.
Спонтанное обучение —
обучение в коде повседневной жизни, в семье, на работеит.д.Не организовано и не структурировано сточки зрения целей, времени или поддержки обучения. Как правило неявляется целенаправленным со стороны обучающегося.
Виды процессов обучения
Возникает вопрос насчёт неформального и спонтанного обучения, насколько это приемлемо в Российской Федерации, ведь для нас это пока неизвестное новшество.
На данный момент профессиональные стандарты еще создаются, посмотрев профессиональные стандарты на сайте Министерства труда можно сделать вывод, что впереди еще большая работа. Профессиональные стандарты на этапе становления, в некоторых отраслях уже разработаны, а в ряде отраслей еще пока нет [3].
На современном этапе развития экономики появилась и развивается устойчивая тенденция к интеграции процессов, затрагивающих рынок труда. Переход к рыночной экономике, которая характеризуется свободным перемещением товаров и услуг, рабочей силы и капитала, а также конкуренции как на внешнем, так и на внутреннем рынке, обуславливает необходимую подготовку высокого уровня квалификации работника, обладающего широкой компетенцией и умением самостоятельно принимать решения. Изменение техники, технологических процессов на основе широкого внедрения компьютерной техники и информатизации функции управления требуют соответствующей квалификации работника, высокого уровня знаний, полученных работником как при подготовке к трудовой деятельности, так и в процессе производственного обучения [4].
В настоящее время все работы, встречающиеся на предприятиях, отличаются большим разнообразием, определяются степенью сложности и ответственности их выполнения и делятся на 8 уровней. Уровень работника является показателем уровня его квалификации.
Результаты сертификации квалификаций могут обеспечить:
- признание квалификации независимо от способа их получения;
- расширение возможности трудоустройства граждан;
- сокращение сроков профессиональной подготовки и обучения.
Сертификация не заменяет базовое образование и не ставит его под сомнение, а подтверждает компетентность специалиста современным требованиям работодателей и нормативным документам.
С 1 июля 2016 года профессиональные стандарты становятся обязательными при устройстве на работу, но сама процедура сертификации носит добровольный характер. Сертификат соответствия квалификации профессиональному стандарту становится необходимым документом. В целом, по стране наблюдается тенденция непонимания, зачем эта сертификация? Что за профессиональные стандарты? Надо сказать, что результаты работы уже близко, скоро все станет ясно.
Библиографические ссылки
1. Кукушкин С. Г., Подвербных У. С., Самохвалова С. М. Формирование инновационной готовности системы управления персоналом к реализации проектов предприятия ракетно-космического комплекса // Вестник СибГАУ. 2014. Вып. 3(55). С. 239-244.
2. Подвербных У. С. Система подготовки рабочих кадров как катализатор роста производительности труда // Вестник Томск. гос. ун-та. 2015. № 10(399). С. 212-220.
3. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/ (дата обращения: 10.04.2016).
4. Автономная некоммерческая организация «Регистр системы сертификации персонала» (РССП) [Электронный ресурс]. URL: http://rssp.gost.ru/personnel.php (дата обращения: 10.04.2016).
© Карамашева Н. В., 2016