Секция ««Современнее проблемы экономики труда и управления персоналом»
УДК 316.27
СЕРТИФИКАЦИЯ ПЕРСОНАЛА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Н. С. Бакулина Научный руководитель - А. И. Таюрский
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматриваются вопросы влияния сертификации персонала на обеспечение качества и эффективности образовательных программ вузов.
Ключевые слова: сертификация, стандарты ISO, квалификация, образовательные программы, результативность труда
CERTIFICATION OF PERSONNEL AS A FACTOR OF EFFECTIVENESS OF MODERN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
N. S. Bakulina Scientific Supervisor - A. I. Tayurskiy
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The issues of influence of personnel certification on quality assurance and efficiency of educational programs of higher education institutions are considered.
Keywords: certification, ISO standards, qualification, educational programs, labor productivity
На сегодняшний день одним из важных направлений обеспечения качества трудовых ресурсов является сертификация персонала как инструмент подтверждения соответствия специалиста требованиям рынка.
Основные требования по созданию системы оценки и сертификации квалификаций определяются национальными стандартами, разрабатываемыми с учетом норм и положений международных стандартов.
Международный стандарт EN ISO/IEC 1724:2003 был подготовлен с целью обеспечения единого порядка проведения аттестации организации по сертификации персонала.
Целью сертификации персонала является - установление уровня подготовки, профессиональных знаний, навыков и опыта специалиста для подтверждения его соответствия установленным требованиям и определение его возможностей надлежащим образом осуществлять конкретные действия в той или иной сфере деятельности [3].
Поскольку, в настоящее время, отсутствует унифицированная модель построения оценки и сертификации квалификации работников, а для образовательных организаций профессиональные стандарты скоро будут становиться основой для определения самого содержания процесса обучения в соответствии с требованиями к компетенции, предусмотренной профессиональными стандартами, то следует задуматься о том, как обеспечить предприятие такими выпускниками и в большей степени каким образом их готовить по тем требованиям, которые устанавливают работодатели [1].
Почему сертификация квалификаций выпускников и персонала предприятий настолько важна в наше время? Наверное, потому что, усложнились производственные системы, новейшие
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3
технологии, появились международные и зарубежные компании, объекты управления, должности и профессии, также изменились требования к работникам, и возникла необходимость в освоении новых компетенций и оценке степени владения ими.
Работодатели слабо влияют на совершенствование качества рабочей силы, на определение прогнозной потребности отрасли в подготовке кадров. Скорее всего, потому, что до сих пор не совсем понимают, насколько важно это для построения экономики создать стандарты - как профессиональные, так и основанные на них стандарты образовательные.
Говоря об управлении качеством образования, стоит заметить, что в основу развития системы образования сегодня положены такие принципы, как:
1) открытость к внешним запросам;
2) применение комплексных (не только новейших) методов обучения;
3) конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике;
4) адресность ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.
Все эти принципы необходимы для решения проблемы качества образования, которая оказалась сегодня в самом центре внимания государства, работников образования и российской общественности. Создание моделей управления и контроля качества образования, системы сертификации квалификаций выпускников стали одним из самых главных направлений современной образовательной политики, научных исследований, деятельности органов управления образованием и экспериментальной работы образовательных организаций [2].
Сама же проблема заключается в дефиците качества рабочей силы, который проявляется, прежде всего, в том, что современный выпускник системы профессионального образования, очевидно, не соответствует запросам предприятия, нацеленного на инновационное развитие. Именно сертификация квалификаций должна помочь решению этой проблемы в целом.
Что же такое квалификация? Это результат освоения образовательных программ, жизненного опыта. Что же такое сертификация? Смысл всех существующих определений сводится к одному: выявить, что человек знает, понимает и умеет делать, оценить эти результаты, соотнести с Национальной рамкой квалификаций и профессиональными стандартами и принять решение о присуждении профессиональной квалификации и выдаче соответствующего сертификата [4].
В мире уже давно существуют системы сертификации, обеспечивающие стабильное и гарантированное развитие национальных экономик, однако в России система оценки и сертификации квалификаций только начала складываться.
В качестве примера, хотелось бы затронуть тему дуального обучения. Прежде всего, это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательного учреждения, а практическая на рабочем месте предприятия. Студенты проходят практику на предприятии без отрыва от своей учебы. В качестве наставников у практикантов выступают высококвалифицированные специально подготовленные работники предприятия.
В свою очередь, сами работодатели делают заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов, они же принимают участие и в составлении учебных программ, для того чтобы образовательным организациям знать, чего хотят от них работодатели, точнее кого они желают видеть на рынке труда [1].
По нашему мнению, необходимость прохождения сертификации послужит стимулом повышения качества образования, как на уровне подготовки рабочих кадров, так подготовки специалистов с высшим образованием. Наличие независимой оценки знаний, умений и навыков работника позволит нацелить содержание, формы и методы обучения на потребности рынка труда и требования профессиональных стандартов.
Следует отметить, что использование профессиональных стандартов при формировании программ обучения, финансируемых государством, прежде всего, должно быть направлено на обеспечение гарантии качества подготовки кадров, необходимого уровня квалификации на рынке труда.
Таким образом, в новых условиях сертификация квалификаций выгодна всем: работодателям, конкретному работнику, системе образования и государству. Она повышает возможность трудоустройства граждан, увеличивает их конкурентоспособность на рынке труда, стимулирует
Секция «Современнее проблемы экономики труда и управления персоналом»
интерес к продолжению образования и обучения, а также облегчает процесс перехода от обучения к трудовой деятельности и от трудовой деятельности - к продолжению обучения.
Библиографические ссылки
1. Алексеенко Л. Ф. Формирование системы независимой оценки и сертификации квалификаций в республике Беларусь с учетом зарубежного опыта. Управление человеческими ресурсами - основа развития инновационной экономики: сб. материалов VII международной научно-практической конференции / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т, 2017. - С. 36 - 44.
2. Евсеев Роман Юрьевич, Кириллова Татьяна Константиновна Независимая сертификация как инструмент успешности профессиональной образовательной организации // Среднее профессиональное образование. 2014. №1. С.17-22.
3. Золотухина К. А. Аттестация и сертификация персонала: одинаковые или разные понятия? // «Human Progress». 2015. №3. С.10-20.
4. Higher Education Discovery: Портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.akvobr.ru/ sertifikacia_kvalifikacii.html (дата обращения: 28.03.2017).
© Бакулина Н. С., 2017