<Тешетневс^ие чтения. 2016
4. Тричегруб А. Г., Соколова Е. Л. Социальная политика в обеспечении развития инновационных процессов на промышленном предприятии // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2013. Т. 2, № 9. С. 229-230.
References
1. Grinchenko I. G., Krasnokutskaya А. V. Priori-tetnyye napravleniya moderniztsii sotsial'noy poli-tiki predpriyatiya // Nauchnyye trudy SWorld. 2011. T. 12. № 1. S. 90-91.
2. Likhosherstov E. S. Sotsial'naya politika predpriyatiya i faktory, na neye vliyayushchiye // Vestnik Belgorod. un-ta kooperatsii, ekonomiki i prava. 2011. № 1. S. 313-316.
3. Molochnikov А. N. Povysheniye konkurentospo-sobnosti chelovecheskikh resursov. 2011. S. 324-326.
4. Trichegrub А. G., Sokolova E. L. Sotsial'naya politika v obespe-chenii razvitiya innovatsionnykh protsessov na pro-myshlennom predpriyatii // Aktual'nyye problemy aviatsii i kosmonavtiki. 2013. T. 2. № 9. S. 229-230.
© Елешин Н., 2016
УДК 658.5
ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА ПО ОБУЧЕНИЮ
И РАЗВИТИЮ ПЕРСОНАЛА
Н. В. Карамашева Научный руководитель - О. Е. Подвербных
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: Natalya.viktorovnai2014@gmail.com
Проанализированы профессиональные стандарты, модели компетенций. Сформирована модель компетенций специалиста по обучению и развитию персонала, которая может использоваться в ракетно-космической отрасли.
Ключевые слова: сертификация квалификаций, модель компетенций, матрица компетенций.
CREATING A COMPETENCY MODEL OF A SPECIALIST FOR STAFF TRAINING
AND DEVELOPMENT
N. V. Karamasheva Scientific supervisor - O. E. Podverbnykh
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: Natalya.viktorovnai2014@gmail.com
In the course of professional standards, competency model is analyzed. The model of specialist competencies for staff training and development is generated, it can be used in the space industry.
Keywords: certification of qualifications, competency model, competency matrix.
Ракетно-космическая отрасль является одной из наиболее важных и успешно развивающихся стратегических отраслей российской экономики. Развитие системы сертификации персонала отражает эффективность работы всей системы управления персоналом ракетно-космической отрасли [1].
Формирование моделей сертификации персонала проходит на разных уровнях в зависимости от отрасли [2], в ракетно-космической отрасли дела обстоят сложнее, чем в других отраслях. Обусловлено это спецификой и масштабом данной промышленности, тем не менее, модели компетенций формируются [3].
Была разработана модель компетенций специалиста по обучению и развитию персонала (табл. 1). Взята трудовая функция из профессионального стандарта специалиста по управлению персоналом.
Выбранная компетенция - способен разрабатывать планы профессиональной карьеры работников [4].
Согласно разработанной модели компетенций можно провести оценку персонала и использовать в дальнейшем при подборе новых сотрудников.
В АО «Красмаш» в рамках дуального образования была создана матрица компетенций [5].
Экономика труда и управление человеческими ресурсами на предприятиях.ракетно-космической отрасли
Модель компетенций (фрагмент) должности специалиста по обучению и развитию персонала
Таблица 1
Наименование Поведенческие индикаторы
компетенции Негативный Базовый Продвинутый Сильный
уровень уровень уровень уровень
-1 балл 1 балл 2 балла 3 балла
Способен разрабатывать планы Не использует в Разрабатывает Способен внести Инициирует
профессиональной карьеры ра- своей работе весь планы профес- предложения по предложения по
ботников имеющийся потен- сиональной совершенствованию совершенствова-
(http://profstandart.rosmintrud.ru/- циал; не проявляет карьеры работ- формы, процесса нию программы
/professюnalnyj-standart- интерес к изучению ников разработки планов разработки пла-
specialist-po-upravleniu- опыта других для профессиональной нов профессио-
регеот1от-) лучшего результата; карьеры работни- нальной карьеры
не осознает необхо- ков; видит проблему работников; спо-
димости в разработ- в разработке планов собен обосновать
ке карьерных планов и предлагает пути свою методику
персонала решения; знает для приведения ее
лучший опыт дру- в действие; вла-
гих и стремится к деет новыми тех-
его достижению или нологиями по
опережению; владе- разработке пла-
ет умениями состав- нов профкарьеры
ления индивидуаль- работников и
ных планов карьер- применяет новые
ного развития пер- методы по их
сонала реализации
Трудовая функция
Таблица 2
Организация и проведение мероприятий по разви-Наименование тию и построению профессиональной карьеры персонала
Код
Уровень (подуровень) квалификации
Происхождение трудовой функции
Регистрационный номер
Оригинал Х Заимствовано из оригинала Код оригинала профессионального стандарта
Трудовые действия Анализ структуры, планов и вакансий организации
Анализ особенностей работы на различных участках производства и конкретных рабочих местах
Подготовка проектов документов, определяющих порядок развития персонала и построения профессиональной карьеры, с оценкой затрат
Разработка планов профессиональной карьеры работников
Формирование кадрового резерва
Организация мероприятий по развитию и построению профессиональной карьеры персонала
Подготовка предложений по формированию бюджета на организацию и проведение мероприятий по развитию и построению профессиональной карьеры персонала
Анализ эффективности мероприятий по развитию персонала, подготовка предложений по развитию
Необходимые умения Анализировать уровень общего развития и профессиональной квалификации персонала
Определять краткосрочные и долгосрочные потребности развития персонала и построения его профессиональной карьеры
Определять критерии формирования кадрового резерва организации
Составлять индивидуальные планы карьерного развития персонала
6
Решетневские чтения. 2016
Она содержит требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата. В данном случае взяты направления подготовки «Педагогическое образование» и «Радиофизика»; составлена матрица соответствия компетенций учебным дисциплинам, декомпозиция целей модуля (цикла) на цели учебных курсов и составлена технологическая карта учебной дисциплины; в итоге определен необходимый минимум для аттестации 51 балл, и прописаны дополнительные требования.
При использовании данной матрицы компетенций рассматривается обширный ряд знаний, умений, личностных способностей студентов.
Библиографические ссылки
1. Кукушкин С. Г., Подвербных О. Е. Самохвало-ва С. М. Формирование инновационной готовности системы управления персоналом к реализации проектов предприятия ракетно-космического комплекса // Вестник СибГАУ. 2014. № 3 (55). С. 239-244.
2. Автономная некоммерческая организация «Регистр системы сертификации персонала» [Электронный ресурс]. URL: http://rssp.gost.ru/personnel.php (дата обращения: 15.09.2016).
3. Корляков А. В., Лучинин В. В., Марасина Л. А. К вопросу о формировании профессиональных стандартов в интересах наноиндустрии // Нано- и микросистемная техника. 2013. № 12. С. 14-18.
4. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации : сайт [Электронный ресурс]. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/ (дата обращения: 15.09.2016).
5. Подвербных У. С. Система подготовки рабочих кадров как катализатор роста производительности труда // Вестник Томск. гос. ун-та. 2015. № 10 (399). С. 212-220.
References
1. Kukushkin S. G., Podverbnykh U. S., Samohvalo-va S. M. [Formation of innovative readiness of personnel management system for the implementation of projects of the company Rocket and Space Complex]. Vestnik SibGAU. 2014, No. 55, рр. 239-244. (In Russ.)
2. Avtonomnaya nekommercheskaya organizaciya "Registr sistemy sertifikacii personala" [Autonomous Nonprofit Organization "Personnel Certification System Registry"] (In Russ.). Available at: http://rssp.gost.ru/ personnel.php (accessed: 15.09.2016).
3. Korlyakov A. V., Luchinin V. V., Marasina L. A. [On the question of the formation of professional standards in the interest of the nanotechnology industry]. Nano- i mikrosistemnaya tekhnika. 2013, No. 12, рр. 14-18 (In Russ.).
4. Ministerstvo truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii [The Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation] (In Russ.). Available at: http://profstandart.rosmintrud.ru/ (accessed: 15.09.2016).
5. Podverbnykh U. [System of personnel training as a catalyst for growth in labor productivity]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015, No. 10, P. 212-220 (In Russ.).
© Карамашева Н. В., 2016
УДК 331.108.2
КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ - ДВИГАТЕЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ КОМПАНИИ
Н. Ю. Касымова, О. В. Гостева
Сибирский федеральный университет Российская Федерация, 660041, г. Красноярск, просп. Свободный, 79 E-mail: peracula@mail.ru; ov-gosteva@yandex.ru
На крупном промышленном предприятии основным проводником новых конкурентоспособных идей, нестандартных решений проблем является кадровый резерв.
Ключевые слова: инновации, кадровый резерв, жизненный цикл.
TALENT POOL - THE INNOVATIVE ENGINE OF THE COMPANY
N. Yu. Kasymova, O. V. Gosteva
Siberian Federal University 79, Svobodnyi Av., Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation E-mail: peracula@mail.ru; ov-gosteva@yandex.ru
At a large industrial enterprise the main guide of new competitive ideas and innovative solutions to the problems is a talent pool.
Keywords: innovation, talent pool, life cycle.