<Тешетневс^ие чтения. 2016
4. Тричегруб А. Г., Соколова Е. Л. Социальная политика в обеспечении развития инновационных процессов на промышленном предприятии // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2013. Т. 2, № 9. С. 229-230.
References
1. Grinchenko I. G., Krasnokutskaya А. V. Priori-tetnyye napravleniya moderniztsii sotsial'noy poli-tiki predpriyatiya // Nauchnyye trudy SWorld. 2011. T. 12. № 1. S. 90-91.
2. Likhosherstov E. S. Sotsial'naya politika predpriyatiya i faktory, na neye vliyayushchiye // Vestnik Belgorod. un-ta kooperatsii, ekonomiki i prava. 2011. № 1. S. 313-316.
3. Molochnikov А. N. Povysheniye konkurentospo-sobnosti chelovecheskikh resursov. 2011. S. 324-326.
4. Trichegrub А. G., Sokolova E. L. Sotsial'naya politika v obespe-chenii razvitiya innovatsionnykh protsessov na pro-myshlennom predpriyatii // Aktual'nyye problemy aviatsii i kosmonavtiki. 2013. T. 2. № 9. S. 229-230.
© Елешин Н., 2016
УДК 658.5
ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА ПО ОБУЧЕНИЮ
И РАЗВИТИЮ ПЕРСОНАЛА
Н. В. Карамашева Научный руководитель - О. Е. Подвербных
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: [email protected]
Проанализированы профессиональные стандарты, модели компетенций. Сформирована модель компетенций специалиста по обучению и развитию персонала, которая может использоваться в ракетно-космической отрасли.
Ключевые слова: сертификация квалификаций, модель компетенций, матрица компетенций.
CREATING A COMPETENCY MODEL OF A SPECIALIST FOR STAFF TRAINING
AND DEVELOPMENT
N. V. Karamasheva Scientific supervisor - O. E. Podverbnykh
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
In the course of professional standards, competency model is analyzed. The model of specialist competencies for staff training and development is generated, it can be used in the space industry.
Keywords: certification of qualifications, competency model, competency matrix.
Ракетно-космическая отрасль является одной из наиболее важных и успешно развивающихся стратегических отраслей российской экономики. Развитие системы сертификации персонала отражает эффективность работы всей системы управления персоналом ракетно-космической отрасли [1].
Формирование моделей сертификации персонала проходит на разных уровнях в зависимости от отрасли [2], в ракетно-космической отрасли дела обстоят сложнее, чем в других отраслях. Обусловлено это спецификой и масштабом данной промышленности, тем не менее, модели компетенций формируются [3].
Была разработана модель компетенций специалиста по обучению и развитию персонала (табл. 1). Взята трудовая функция из профессионального стандарта специалиста по управлению персоналом.
Выбранная компетенция - способен разрабатывать планы профессиональной карьеры работников [4].
Согласно разработанной модели компетенций можно провести оценку персонала и использовать в дальнейшем при подборе новых сотрудников.
В АО «Красмаш» в рамках дуального образования была создана матрица компетенций [5].
Экономика труда и управление человеческими ресурсами на предприятиях.ракетно-космической отрасли
Модель компетенций (фрагмент) должности специалиста по обучению и развитию персонала
Таблица 1
Наименование Поведенческие индикаторы
компетенции Негативный Базовый Продвинутый Сильный
уровень уровень уровень уровень
-1 балл 1 балл 2 балла 3 балла
Способен разрабатывать планы Не использует в Разрабатывает Способен внести Инициирует
профессиональной карьеры ра- своей работе весь планы профес- предложения по предложения по
ботников имеющийся потен- сиональной совершенствованию совершенствова-
(http://profstandart.rosmintrud.ru/- циал; не проявляет карьеры работ- формы, процесса нию программы
/professюnalnyj-standart- интерес к изучению ников разработки планов разработки пла-
specialist-po-upravleniu- опыта других для профессиональной нов профессио-
регеот1от-) лучшего результата; карьеры работни- нальной карьеры
не осознает необхо- ков; видит проблему работников; спо-
димости в разработ- в разработке планов собен обосновать
ке карьерных планов и предлагает пути свою методику
персонала решения; знает для приведения ее
лучший опыт дру- в действие; вла-
гих и стремится к деет новыми тех-
его достижению или нологиями по
опережению; владе- разработке пла-
ет умениями состав- нов профкарьеры
ления индивидуаль- работников и
ных планов карьер- применяет новые
ного развития пер- методы по их
сонала реализации
Трудовая функция
Таблица 2
Организация и проведение мероприятий по разви-Наименование тию и построению профессиональной карьеры персонала
Код
Уровень (подуровень) квалификации
Происхождение трудовой функции
Регистрационный номер
Оригинал Х Заимствовано из оригинала Код оригинала профессионального стандарта
Трудовые действия Анализ структуры, планов и вакансий организации
Анализ особенностей работы на различных участках производства и конкретных рабочих местах
Подготовка проектов документов, определяющих порядок развития персонала и построения профессиональной карьеры, с оценкой затрат
Разработка планов профессиональной карьеры работников
Формирование кадрового резерва
Организация мероприятий по развитию и построению профессиональной карьеры персонала
Подготовка предложений по формированию бюджета на организацию и проведение мероприятий по развитию и построению профессиональной карьеры персонала
Анализ эффективности мероприятий по развитию персонала, подготовка предложений по развитию
Необходимые умения Анализировать уровень общего развития и профессиональной квалификации персонала
Определять краткосрочные и долгосрочные потребности развития персонала и построения его профессиональной карьеры
Определять критерии формирования кадрового резерва организации
Составлять индивидуальные планы карьерного развития персонала
6
Решетневские чтения. 2016
Она содержит требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата. В данном случае взяты направления подготовки «Педагогическое образование» и «Радиофизика»; составлена матрица соответствия компетенций учебным дисциплинам, декомпозиция целей модуля (цикла) на цели учебных курсов и составлена технологическая карта учебной дисциплины; в итоге определен необходимый минимум для аттестации 51 балл, и прописаны дополнительные требования.
При использовании данной матрицы компетенций рассматривается обширный ряд знаний, умений, личностных способностей студентов.
Библиографические ссылки
1. Кукушкин С. Г., Подвербных О. Е. Самохвало-ва С. М. Формирование инновационной готовности системы управления персоналом к реализации проектов предприятия ракетно-космического комплекса // Вестник СибГАУ. 2014. № 3 (55). С. 239-244.
2. Автономная некоммерческая организация «Регистр системы сертификации персонала» [Электронный ресурс]. URL: http://rssp.gost.ru/personnel.php (дата обращения: 15.09.2016).
3. Корляков А. В., Лучинин В. В., Марасина Л. А. К вопросу о формировании профессиональных стандартов в интересах наноиндустрии // Нано- и микросистемная техника. 2013. № 12. С. 14-18.
4. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации : сайт [Электронный ресурс]. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/ (дата обращения: 15.09.2016).
5. Подвербных У. С. Система подготовки рабочих кадров как катализатор роста производительности труда // Вестник Томск. гос. ун-та. 2015. № 10 (399). С. 212-220.
References
1. Kukushkin S. G., Podverbnykh U. S., Samohvalo-va S. M. [Formation of innovative readiness of personnel management system for the implementation of projects of the company Rocket and Space Complex]. Vestnik SibGAU. 2014, No. 55, рр. 239-244. (In Russ.)
2. Avtonomnaya nekommercheskaya organizaciya "Registr sistemy sertifikacii personala" [Autonomous Nonprofit Organization "Personnel Certification System Registry"] (In Russ.). Available at: http://rssp.gost.ru/ personnel.php (accessed: 15.09.2016).
3. Korlyakov A. V., Luchinin V. V., Marasina L. A. [On the question of the formation of professional standards in the interest of the nanotechnology industry]. Nano- i mikrosistemnaya tekhnika. 2013, No. 12, рр. 14-18 (In Russ.).
4. Ministerstvo truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii [The Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation] (In Russ.). Available at: http://profstandart.rosmintrud.ru/ (accessed: 15.09.2016).
5. Podverbnykh U. [System of personnel training as a catalyst for growth in labor productivity]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015, No. 10, P. 212-220 (In Russ.).
© Карамашева Н. В., 2016
УДК 331.108.2
КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ - ДВИГАТЕЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ КОМПАНИИ
Н. Ю. Касымова, О. В. Гостева
Сибирский федеральный университет Российская Федерация, 660041, г. Красноярск, просп. Свободный, 79 E-mail: [email protected]; [email protected]
На крупном промышленном предприятии основным проводником новых конкурентоспособных идей, нестандартных решений проблем является кадровый резерв.
Ключевые слова: инновации, кадровый резерв, жизненный цикл.
TALENT POOL - THE INNOVATIVE ENGINE OF THE COMPANY
N. Yu. Kasymova, O. V. Gosteva
Siberian Federal University 79, Svobodnyi Av., Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation E-mail: [email protected]; [email protected]
At a large industrial enterprise the main guide of new competitive ideas and innovative solutions to the problems is a talent pool.
Keywords: innovation, talent pool, life cycle.