Вестник Томского государственного университета. 2021. № 465. С. 116-123. Б01: 10.17223/15617793/465/16
УДК 94
С.Н. Мирошников
ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН В 2000-2020 гг.
Данное научное исследование (№ 8.1.33.2020) выполнено при поддержке Программы повышения конкурентоспособности ТГУ.
На основе анализа социально-экономического развития Республики Таджикистан в конце ХХ - начале ХХ1 в. рассматриваются проблемы формирования и функционирования системы среднего и высшего образования страны после разрушительной гражданской войны 90-х гг. ХХ в. Выявляются основные проблемы сложившейся в ХХ1 в. образовательной модели и возможности ее реформирования в ответ на вызовы, которые стоят перед страной. Отдельно анализируется позиции русскоязычного образования в стране, помощь, которую оказывает стране Российская Федерация, и проблемы интернационализации таджикского образования.
Ключевые слова: Республика Таджикистан; система образования; русский язык; интернационализация.
Республика Таджикистан после провозглашения независимости в 1991 г. была ввергнута в гражданскую войну, которая не только принесла огромные разрушения, человеческие жертвы, но и имела серьезные долговременные последствия в виде массового оттока русскоязычного и таджикского населения, в основном высококвалифицированного, из республики. С 1993 по 2005 г. страну покинуло 824 тыс. человек. В среднем в год из страны уезжало в этот период 50 тыс. человек. Такое положение дел сказалось в первую очередь на тех отраслях народного хозяйства, в которых была востребована высококвалифицированная рабочая сила, и носило долговременный негативный эффект. В этот период валовый национальный доход (ВНД) Таджикистана сократился более чем в три раза: с 6,8 млрд долл. США в 1990 г. до 2,1 млрд долл. США в 1996 г. [1].
После окончания гражданской войны и относительного небольшого периода становления новой власти, совпавшего с последними годами ХХ - первыми годами ХХ1 в., Республика Таджикистан начала довольно быстро восстанавливаться. Уверенный рост ВНД начиная с 2005 г. оставался на уровне 4-5% в год (за исключением 2009 г., когда рост составил всего 1,9%). В 2019 г. рост ВНД составил 4,9%. Довоенного уровня ВНД республика достигла лишь в 2013 г. [1].
В настоящее время Республика Таджикистан -страна с низким уровнем дохода, по методологии Всемирного банка, и единственная страна в этой категории на пространстве бывшего СССР. ВНД страны в 2019 г. составил 8 117 млрд долл., а ВНД, рассчитанный по паритету покупательной способности на душу населения, который более точно отражает уровень жизни населения в стране, составил в этом же году 3 520 долл. в год (154-е место в списке из 187 стран). Достаточно сказать, что по этому показателю уровень жизни Республики Таджикистан сопоставим с уровнем жизни в Республике Конго (3 435 долл. в год) и Сенегала (3 536 долл. в год). Сопоставимые с Таджикистаном постсоветские республики по показателю ВНД, рассчитанному по паритету покупательной способности на душу населения, имеют 5 070 долл. -Киргизстан и 7 400 долл. - Узбекистан [2].
Неудивительно, что страна является по преимуществу аграрной. Городское население, согласно данным Статистического агентства Таджикистана на 2018 г., составляет 26,3% от численности всего населения [3]. Причем городское население концентрируется в небольших городах, численностью от 10 до 40 тыс. человек. В настоящее время в Таджикистане 18 городов: в Душанбе проживает 846,4 тыс. человек, в еще трех городах количество жителей составляет от 100 до 250 тыс. Остальное население проживает в небольших поселках с населением от 10 до 40 тыс. человек или в сельских поселениях (джамоатах) [4]. Сельское хозяйство, хотя и составляет около 19% в структуре ВНД, играет важнейшую роль в социально-экономическом развитии страны, задавая многие его параметры [5]. Аграрный, традиционный тип мышления преобладает в республике, создавая серьезную преграду для модернизации страны.
Население в 2020 г. составляло 9 560 850 человек [6]. После окончания гражданской войны в 1997 г. за 20 лет население увеличилось на 3 млн человек или на 50% [4]. Такой быстрый рост поставил перед страной задачу во втором десятилетии ХХ1 в. инкорпорировать значительное количество молодых людей в таджикское общество, обеспечив им достаточный уровень образования, работы и качество жизни. Эта задача имеет такое значение для руководства республики, что в стратегии развития страны до 2030 г. второе десятилетие XXI в. было признано критическим для страны [7].
Экономика страны концентрируется на производстве электроэнергии, которая становится приоритетным проектом для Республики Таджикистан, и добыче природных металлосодержащих (алюминий, золото, цинк, олово) ископаемых с низкой долей переработки, что делает данный сектор, а следовательно, и экономику страны сильно зависимыми от колебания цен на мировых рынках [8]. Развитие транспортной инфраструктуры также является важнейшей задачей для страны, так как Таджикистан в силу своего географического расположения оказался в стороне от основных транспортных артерий -сначала Советского Союза, а затем и Центральной Азии. Большая часть внутренних перевозок проходит через
территорию Узбекистана. Транспортный тупик создает для Республики Таджикистан серьезные трудности с экспортом своей сельскохозяйственной продукции и металлосодержащей руды [9].
Финансовые потоки в экономику страны приходятся в основном на государственное бюджетное финансирование, иностранные инвестиции и денежные переводы мигрантов. По данным Всемирного банка, денежные переводы мигрантов составляют около 40% ВНД республики, а за счет них живет около 70% таджикских семей, что делает страну одной из самых зависимых стран от денежных переводов в мире [9].
Такая ситуация в социально-экономическом развитии страны ставит перед руководством Республики Таджикистан несколько взаимосвязанных между собой задач, определяющих пути их решения. Во-первых, это поднятие уровня благосостояния народа и резкое сокращение уровня бедности. Республика уже добилась серьезных успехов на этом направлении, сократив уровень бедности до 27% в 2019 г. (после гражданской войны он составлял более 80%) [7]. Во-вторых, по диверсификации экономики, перевода ее на производство товаров с большей добавочной стоимостью, чтобы добиться большей занятости населения и уменьшить влияние колебания цен на производимое республикой сырье в мире. Для решения этих задач в 2016 г. была разработана Стратегия развития Республики Таджикистан до 2030 г. В ней ставится задача превратить Республику Таджикистан в аграр-но-индустриальную страну и резко сократить уровень бедности за счет развития человеческого капитала, энергетического комплекса, экспортно ориентированного экологически чистого сельскохозяйственного производства, добычи и глубокой переработки черных и цветных металлов и создания производств с высокой добавочной стоимостью (правда, не определяется в каких сферах) [7].
Важнейшей задачей социально-экономического развития страны до 2030 г. является задача развития человеческого капитала. В этой части Стратегия уделяет значительное внимание проблемам науки и образования в республике, задачам, которые стоят перед ними в свете реализации стратегии развития, и методам достижения этих целей. Однако способы решения поставленных в Стратегии задач предполагают реализацию догоняющей модели развития страны и ориентированы на создание индустриальной базы в республике, опирающейся на опережающее развитие выработки и производства электроэнергии на гидроэлектростанциях, что, несомненно, позволит привлечь к строительству значительное количество квалифицированной рабочей силы, и добычу, частичную переработку металлосодержащих руд. Кроме того, ставится задача создания экспортно ориентированного сельского хозяйства, предполагающего резкое увеличение его производительности за счет внедрения новых технологий, механизации и автоматизации, что, как известно из мировой практики создания экспортно ориентированных фермерских хозяйств, приводит к сокращению использования дешевой рабочей силы [7].
Задачи, связанные с развитием наукоемких отраслей экономики, ориентированных на вхождение в
глобальные цепочки производства добавленной стоимости, в Стратегии не ставятся, что постулирует развитие системы науки и образования, ориентирующиеся на удовлетворения потребностей индустриализации, догоняющего развития, а не вхождение в глобальное пространство. При такой постановке вопроса задачи развития человеческого капитала будут упираться в подготовку специалистов, связанных как раз с удовлетворением потребности догоняющего индустриального развития, - педагоги среднего и профессионального образования (в 2018 г. количество занятых в образовании составляло 9,8% от всего занятого населения), инженеры и врачи (4,8%) [10]. Выбор такого пути развития, конечно, диктуется и необходимостью создания большего количества рабочих мест в связи с демографическим бумом после гражданской войны и необходимостью бороться с высоким уровнем бедности в республике. Но развитие новых наукоемких отраслей производства и создание вокруг них новой экосистемы обслуживания в данной Стратегии даже не обозначаются, что исключает возможность в ближайшее время совершить серьезный рывок в социально-экономическом развитии республики, обрекает ее на существование в качестве аграрно-индустриального придатка и поставщика ресурсов (в том числе и трудовых) для более экономически развитых стран региона.
Последняя, датированная 2010 г. концепция развития науки и образования Республики Таджикистан, доступная на сайте Академии наук Республики Таджикистан, делает упор на необходимости развития международного сотрудничества в области образования и научных исследований, концентрации усилий на определенных направлениях науки (конструкционные металлические материалы, полимерные композиционные материалы, энергосберегающие технологии, оптимизация работы гидроузлов с использованием методов математического моделирования, технологии производства низкометилированного пектина, технологии в области мониторинга окружающей среды и предупреждения природных и техногенных катастроф, генная инженерия и биотехнология, использование генетико-физиологических тестов в селекции новых сортов сельскохозяйственных культур, технологии производства новых лекарственных препаратов на основе использования местного растительного сырья, диагностика, профилактика и лечение заболеваний человека). Для решения этих задач разработана система мероприятий, призванная способствовать достижению поставленных целей в жизнь. Однако в данной стратегии особенно бросается в глаза, что нет понимания - за всеми декларациями - как и за счет чего достигнуть поставленной цели [11]. Для решения этой задачи необходима концентрация всех ресурсов страны и изменения парадигмы ее развития, что требует воли высшего руководства страны, чего, судя по речи переизбранного на следующий срок президентства Эмомали Рахмона, не предвидится [12].
Неслучайно в индексе инновационного развития, публикуемого Корнельским университетом под эгидой ООН, Таджикистан с 2013 по 2019 г. стабильно входил в тройку лидеров стран в группе с низким до-
ходом, занимая 100-101 места, а в 2020 г. опустился сразу на 8 позиций, заняв 109 место. Такая «стабильность» с отрицательной динамикой говорит лишь об одном: Таджикистан развивается по экстенсивному пути, не предпринимая никаких мер по созданию инновационной модели развития [13].
В тоже время система науки и образования в Таджикистане имела и имеет потенциал для выявления и реализации задач в приоритетных для развития республики отраслях и сферах, которые позволили бы заполнить определенные «ниши» глобальной экономики и резко ускорить темпы социально-экономического развития страны. Конечно, реализация потенциала науки и образования Республики Таджикистан невозможна без всесторонней поддержки государством наукоемкого бизнеса. Для этого требуется создание эффективной экосистемы взаимодействия науки, образования и экономики, основанной на снятии всех преград для их развития, всемерной поддержке и продвижении выхода наукоемких производств на международные рынки, концентрации всех возможных ресурсов, как финансовых, так и человеческих, на четко выверенных и просчитанных прорывных направлениях развития инновационного бизнеса в республике. В преимущественно традиционном обществе создание такой экосистемы столкнется с серьезными трудностями при реализации: узостью мышления, семейными и клановыми связями и коррупцией, что потребует от государства выверенной политики по решению этих сложных вопросов, по созданию условий для постепенного продвижения вперед
Советское наследие в Республике Таджикистан претерпело серьезные изменения после провозглашения Республикой Таджикистан независимости. В период гражданской войны множество школ было разрушено, значительная часть учителей и преподавателей вузов, особенно русскоязычных, покинули страну, а оставшиеся вынуждены были уйти из школ и вузов и переключиться на другие сферы деятельности, чтобы заработать деньги на жизнь. Резко упал престиж профессии. По официальным данным, в 2005 г., через 8 лет после окончания гражданской войны, в стране не хватало 10 тыс. учителей, и это, видимо, не полная информация, так как в школах, особенно сельских, практиковалось совмещение учителем преподавания нескольких предметов [11].
Только после политической стабилизации и перехода к устойчивой мирной жизни, с 2000 г., началась реформа образования в Республике Таджикистан. Задачи этой реформы были направлены на законодательное оформление создания независимой системы образования в стране и выстраивание непрерывного образовательного процесса, начиная с детских садов и заканчивая докторантурой. Законодательная база была создана в 2000-2010 гг. Основной закон, принятый в 2004 г. в этой сфере, «Закон Республики Таджикистан об образовании», закреплял основные принципы системы образования в стране: равноправие граждан в получении качественного образования; обязательность общего основного образования; доступность общего среднего образования и продолжение обучения на последующих ступенях образования на кон-
курсной основе; научное, светское и гуманистическое обучение и воспитание в образовательных учреждениях; самостоятельность образовательных учреждений; непрерывный процесс образования и последовательность процесса образования, обеспечивающие связь ступеней образования; развитие сферы образования с учетом международных стандартов качества обучения и международных норм образования; интеграция образования, науки и производства [14]. И за относительно небольшой исторический промежуток времени правительству Республики Таджикистан удалось, несмотря на все сложности, выстроить устойчивую систему образования в стране. В настоящее время практически решена кадровая проблема, если верить официальным источникам, хотя в связи с ростом населения еще ощущается серьезный недостаток учителей. По данным Министерства образования, в стране в 2020 г. не хватало 2 959 учителей. Особенно острый недостаток - в преподавателях русского и английских языков, математики, физики и химии [15]. Достаточно успешно функционируют как государственные, так и частные учебные заведения всех уровней подготовки, восстановлены разрушенные войной, строятся новые школы, детские сады, происходит материальное оснащение большинства школ республики, в том числе и компьютерным оборудованием. Страна перешла к системе независимого тестирования уровня знаний учащихся средних школ, по результатом которого выпускники имеют право поступать в высшие учебные заведения, страна налаживает сотрудничество в области образования с различными международными структурами [11].
Таджикистан постепенно входит в международное образовательное пространство. Были проведены реформы по переходу на двухуровневое образование (бакалавриат и магистратура), внедрению системы кредитных единиц, оценки знаний и качества образования по международным показателям, взаимопризнанию дипломов и квалификационных степеней высшего образования Таджикистана и их сопоставлению с мировыми стандартами, расширению мобильности студентов и преподавателей [16].
В Таджикистане в области образования активно работает Фонд Ага Хана, который создал с 1998 г. целую систему частного образования. Образовательная деятельность Фонда Ага Хана охватывает подготовку детей начиная с дошкольных учреждений и заканчивая Университетом в Центральной Азии, созданном с большим кампусом в г. Хорог, и профессиональное непрерывное образование, доступное для всех возрастов. Фонд в основном работает в Горно-Бадахшанской автономной области и Хатлонской области Республики Таджикистан и обеспечивает получение образования по мировым стандартам, сотрудничая с ведущими мировыми университетами (Сиднейский технологический университет (Австралия), Университет Торонто (Канада), Университет Британской Колумбии (Канада), Стокгольмская школа экономики (Латвия, Рига), Научно-исследовательский университет при Высшей школе экономики (Россия, Москва), Кембриджский университет (Великобритания)) [17].
В Таджикистане существует Международная стипендия Президента Республики Таджикистан «Ду-рахшандагон», учрежденная Указом Президента Республики Таджикистан от 2 августа 2008 г. № 502, для подготовки кадров за рубежом. Кандидаты на данную стипендию имеют грант на получение образования в иностранном вузе и обязаны вернуться в страну после окончания образования. За это время в вузы и научно-исследовательские заведения зарубежья на обучение по различным образовательным программам подготовки (бакалавр, специалист, магистр, аспирант, докторант и стажер) направлены 407 граждан [18].
Абитуриентам из Таджикистана по межправительственным соглашениям выделяют квоты на обучение такие страны, как Россия, Казахстан, Китай. Наибольшее количество квот выделяет Российская Федерация - 630 в 2020 г., более 180 квот поступает от Китая, и около 50 квот от Казахстана. Также есть стипендии из США, Японии и ЕС. Есть и студенты, которые поступают в вузы мира на договорной основе. Их количество около 5 тыс. человек. По данным начальника отдела международных связей Минобрна-уки Таджикистана Ильхома Камолзода, в настоящее время только в вузах РФ обучаются 24,604 тыс. студентов, причем 18 тыс. из них - за счет российского бюджета [19].
В тоже время необходимо отметить и существующие серьезные проблемы в системе образования. Первое, на что хочется обратить внимание, - это низкий уровень мотивации большинства молодых людей и их родителей для получения полного среднего и высшего образования. Особенно данная тенденция характерна для сельских районов и небольших городов, в которых проживает большая часть населения Таджикистана. Низкий заработок родителей, отсутствие перспектив высококвалифицированной и высокооплачиваемой работы и низкие востребованность и заработная плата специалистов с высшим образованием в данных районах вынуждают детей, чаще из многодетных семей, которых подавляющее большинство в современном Таджикистане, бросать школу после обязательных девяти классов и отправляться на поиски хоть какой-то работы [20].
Остро, несмотря на все старания правительства, стоит вопрос с обучением девочек, которых стараются побыстрее выдать замуж. Возраст законного вступления в брак в Таджикистане 18 лет, но часто местные муллы благословляют ранние браки, считая религиозное разрешение важнее светского. В сельской местности считается нормальным для женщины быть верной женой, рожать и растить детей и быть послушной мужу и его семье. Высшее образование до сих пор считается серьезным недостатком для таджикской женщины. Конечно в крупных городах ситуация несколько иная, но пока данная ситуация в отношении роли и места женщины в таджикском обществе является превалирующей [21].
Пока таджикская экономика и государство не могут предложить никакой альтернативы данной ситуации. Восстановление экономики после гражданской войны произошло на старой аграрно-индустриальной основе, а нынешняя модель государственно-частного
хозяйства, хотя и привела к значительному росту производства, не только не смогла полностью ликвидировать безработицу и бедность, но, видимо, и достигла своего предела. Кризисные явления в мировой экономике, связанные с пандемией коронавируса, оказали серьезное негативное воздействие на таджикскую экономику за счет снижения спроса на цветные металлы и особенно на потребности в дешевой неквалифицированной рабочей силе за рубежом.
Вторая важнейшая проблема таджикского образования как в средней школе, так и в высшем образовании - низкая квалификация преподавателей. Республика Таджикистан - единственная страна на постсоветском пространстве, где квалификация преподавателей и учителей старших возрастных категорий выше, чем у молодых педагогов и педагогов среднего возраста. Такая ситуация объясняется колоссальным оттоком высококвалифицированных кадров в период гражданской войны и падением качества преподавания, а также разрывом в передаче опыта и знаний от одного поколения к другому. Невозможность в короткие сроки после окончания гражданской войны изменить данную ситуацию привела к резкому снижению качества среднего и высшего образования в стране [20].
Еще одна серьезная проблема образования Республики Таджикистан - коррупция. По рейтингу коррупции, составленному влиятельной международной неправительственной организацией Транспе-ренси Интернешенл (Transparency International), Таджикистан занимает 153 место из 180 [22]. Официальных данных на этот счет нет, но практически все независимые журналисты и исследователи отмечают эту проблему. Основной причиной коррупции в сфере образования называют недостаток финансирования образования, приводящего к тому, что образование, задекларированное как бесплатное, становится платным, так как школы и университеты очень часто перекладывают часть своих обязательных расходов на плечи родителей. Уровень заработной платы как школьных учителей, так и вузовских преподавателей не позволяет вести приемлемый образ жизни, заставляя брать на себя дополнительную нагрузку или подрабатывать в других местах. По официальным данным, средняя заработная плата в образовании 939 сомони (83 долл.) при минимальной заработной плате в 400 сомони (35,3 долл.) (данные за 2018 г.) [10]. Причем необходимо учитывать, что большинство семей в Таджикистане является многодетными. Поэтому на данную заработную плату прожить практически невозможно. Такая ситуация приводит к тому, что средний уровень квалификации преподавателей резко упал. Еще одна причина коррупции - нехватка мест в школах и дошкольных учреждениях, особенно таких, которые дают относительно качественное образование, и родители вынуждены платить за получение места.
Проблемой таджикского образования является и крайне низкий уровень системы управления в республике, которая переплетается с системой личной преданности и лояльности и не позволяет систематически решать стоящие перед страной задачи, в том числе и в системе образования [9]. Хотя необходимо отдать должное ра-
ботникам и руководителям министерства, в тяжелейших условиях они смогли все-таки создать и законодательную базу, и функционирующую систему образования. Однако многие решения являются либо не продуманными, либо слишком поспешными. Практически повсеместно признается низкий уровень квалификации педагогов как высшей, так и средней школы, однако министерство в этом направлении практически не предпринимает какие-либо шаги. С большим опозданием министерство инициировало работу по подготовке новых учебников и методических материалов, которые до сих пор еще не готовы. Школы работают либо по переводным учебникам, либо по старым советским, которые уже не отвечают потребностям времени [23].
Проблема с управленческими решениями в области образования хорошо проявилось в вопросе о переходе на двенадцатилетний цикл образования. Решение было приято в 2010 г. парламентом Республики Таджикистан и предполагало переход на двенадцатилетнюю систему образования к 2017 г. На его реализацию, по данным независимых СМИ, были выделены в виде грантов деньги Всемирного банка (20 млн долл.) и Германии (13 млн евро), однако переход так и не начался, так как ни учителей, ни школьных помещений, ни финансов у государства под двенадцатилетнее образование в Таджикистане нет [23].
Несмотря на то что Таджикистан входит в международное образовательное пространство и здесь проводятся реформы, которые соответствуют требованиям «болонской системы», реального улучшения качества подготовки в высших учебных заведениях Таджикистана пока не наблюдается.
Необходимо отдельно отметить позицию русскоязычного образования в стране. Резкое сокращение русскоязычных школ (к 2011 г. из ста русскоязычных школ в Республике Таджикистан было закрыто более 80) и отток русскоязычного населения (по некоторым данным в настоящее время в Республике Таджикистан осталось 30-40 тыс. этнических русских, и то в большинстве своем это люди пожилого возраста) [24] привели к резкому сужению сфер использования русского языка. Собственно говоря, и в советский период Таджикистан относился к тем республикам, в которых русским языком владело преимущественно городское население, а распространенность в сельских районах была невелика по советским параметрам. По переписи 1989 г., абсолютно не владело русским языком 70% граждан Таджикской ССР, причем это были представители титульной нации, которые преимущественно проживали в горной сельской местности [24]. В Конституции независимого Таджикистана русский язык хотя и утратил статус государственного языка, но сохранил статус языка межнационального общения. Сложные процессы становления новой государственности затронули и языковой вопрос. Однако попытка государства лишить русский язык статуса языка межгосударственного общения, предпринятая правительством в 2009 г., привела к появлению серьезных проблем и заставила правительство вернуть специальным постановлением русскому языку статус языка межгосударственного общения [25]. Однако, несмотря на все пертурбации, после развала Советского Союза
количество владеющих русским языком в Таджикистане не только не уменьшилось, а, наоборот, немного увеличилось. По данным издания «Стандарт», в настоящее время только 67% граждан Таджикистана совсем не владеют русским языком [26].
По мнению местных журналистов, в настоящее время русскоязычное образование, как среднее, так и высшее, переживает период ренессанса. Для этого есть несколько факторов. Во-первых, в сохранившихся русскоязычных школах остались в основном учителя, которые там работали еще с советских времен и квалификация которых заметно превосходит уровень квалификации молодых педагогов, пришедших в школы в 2000-х гг. Во-вторых, с 2007 г. в школы с преподаванием на русском языке стали поступать по линии Россо-трудничества новые учебники, методические пособия для учителей, которые позволили сделать образование более современным, в какой о степени отвечающим требованиям времени. В 2020 г. в Таджикистан передано 12,291 тыс. учебников [26]. Кроме этого на деньги России начали строить пять новых русскоязычных школ в крупных городах: Душанбе, Худжанде, Бохта-ре, Кулябе и Турсунзоде. Каждая из новых школ рассчитана на 1 200 учебных мест, а учебные программы будут созданы в России. В-третьих, такая ситуация резко контрастирует с положением в школах и высших учебных заведениях с преподаванием на таджикском языке, где методики преподавания и учебники и методические пособия либо переводные, либо еще советских времен. В-четвертых, с 2017 г. под эгидой Совета Федерации начала функционировать программа по направлению российских учителей в школы Таджикистана. В 2020 г., несмотря на пандемию коронавируса, 50 российских учителей начали преподавать в школах Душанбе и других городах и даже селах Таджикистана. В-пятых, в Таджикистане работает Российско-таджикский славянский университет, а также филиалы МГУ им. М.В. Ломоносова, Национального исследовательского технологического института (Московский институт стали и сплавов) и Московского энергетического института, которые ведут преподавание по российским образовательным стандартам и в тесном сотрудничестве с головными университетами. Эти университеты к тому же выдают диплом российского образца, и уровень подготовки студентов в этих вузах также отличается в лучшую сторону от таджикских университетов. Кроме этого российское правительство ежегодно выделяет квоту на обучение таджикских студентов в вузах России, о чем было сказано выше [19]. В-шестых, стабилизация ситуации в Таджикистане и меры правительства по выстраиванию образовательной стратегии после принятия в 2004 г. «Закона о образовании» позволили восстановить экономику, значительно уменьшить уровень бедности и выстроить систему непрерывного образования в стране, что, несомненно, в совокупности с другими факторами также сыграло свою роль в повышении интереса как к образованию, так и качественному образованию, предлагаемому русскоязычными школами и университетами. И, наконец, в-седьмых, существующая модель экономического и социального развития страны, которая в данный момент во многом опирается на миграцию значительной
части населения на заработки в Россию и приток де- принятые страной в ХХ1 в., в результате чего была
нежных средств мигрантов, делает изучение русского законодательно выстроена новая система образования
языка и получение образования на русском языке прак- независимого Таджикистана, низкий стартовый уро-
тически единственным способом выбраться из нищеты вень и катастрофические последствия гражданской
и добиться приемлемого уровня жизни, уехав из стра- войны отбросили систему образования Республики
ны на заработки в Россию. Таджикистан далеко назад. А сложившаяся модель
Подводя итоги анализу состояния системы образо- социально-экономического развития страны не спо-
вания в Республике Таджикистан, следует отметить, собствует изменению места и роли образования в об-
что ситуация в этой сфере остается крайне неудовле- ществе, оставляя ему роль обслуживающего сектора
творительной. Несмотря на серьезные усилия, пред- для индустриально-аграрного пути развития страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. World Bank, World Development Indicators, 2020. URL: https://databank.worldbank.org/reports.aspx?source=2&country=UZB
2. World Bank, World Development Indicators, 2020. URL: https://data.worldbank.org/?locations=TJ-UZ-KG
3. Статистическое агентство Республики Таджикистан. Городское и сельское население. 2000-2018. URL: https://www.stat.tj/ru/database-
socio-demographic-sector
4. Статистическое агентство Республики Таджикистан. Численность населения Республики Таджикистан на 1 января 2018 года. URL:
https://stat.ww.tj/files/cislennost_naselenia_na_1.01.2018.pdf
5. Статистическое агентство Республики Таджикистан. Номинальный ВВП по отраслям происхождения, 1995-2018. URL:
https://www.stat.tj/ru/tables-real-sector
6. Численность населения в Таджикистане, 2020 г. URL: https://countrymeters.info/ru/Tajikistan
7. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан до 2030 года. Душанбе, 2016. 104 с.
8. Статистическое агентство Республики Таджикистан. Таджикистан в цифрах. 2018. URL: https://stat.ww.tj/publications/June2019/tajikistan-
in-figures-2018.pdf
9. Обеспечение успешной реализации Национальной стратегии развития до 2030 года: Создание основы для всеобщего процветания. Рес-
публика Таджикистан: комплексное диагностическое исследование страны, май 2018 года. URL: http://documents1. worldbank.org/curated/pt/523621531893222730/pdf/126209-RUSSIAN-PUBLIC-TJK-SCD-RUS-WEB2.pdf
10. Статистическое агентство Республики Таджикистан. Занятость в разбивке по секторам экономики, 1985-2018. URL: https://www.stat.tj /ru/tables-real-sector
11. Стратегия Республики Таджикистан в области науки и технологий на 2011-2015 годы. URL: https://www.anrt.tj/ru/nauchnye-issledovaniya/strategiya-rtv-oblasti-nauki-i-tekhnologij -na-2011-2015-gody
12. Речь Лидера нации, Президента Республики Таджикистан уважаемого Эмомали Рахмона по случаю инаугурации Президента Республики Таджикистан. 30.10.2020 12:04, город Душанбе. URL: http://president.tj/ru/node/24386
13. Глобальный инновационный индекс 2020 г. Кто будет финансировать инновации. URL: https://www.wipo.int/ edocs/pubdocs/ru/wipo_pub_gii_2020_keyfindings.pdf
14. Закон Республики Таджикистан об Образовании. URL: http://maorif.tj/storage/Dokument's/191d971d729424d421e913e20ad985da.pdf
15. Школьное образование в Республике Таджикистан в 2019-2020 годы. URL: https://tj.sputniknews.ru/infographics/20200728/1031647282/ tajkistan-obrazovanie-shkoly-uchitelya-dannye-2020.html
16. Закон РТ «О высшем и послевузовском профессиональном обучении». URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=28115
17. Университет Центральной Азии. URL: https://ucentralasia.org/About/Index/RU
18. Правила отбора кандидатов для присуждения Международной стипендии Президента Республики Таджикистан «Дурахшандагон». URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=84092
19. Лякин-Фролов: Россия выделила Таджикистану 630 квот на обучение в вузах. URL: https://tj.sputniknews.ru/education/20200121/
1030576576/Lyakin-Frolov-Russia-Tajikistan-kvoty-obuchenie-vuzy.html
20. Умеренные ожидания: Препятствия для доступа и получения полного высшего образования в Таджикистане. Мнения основных заинтересованных сторон во время реформы по введению вступительного экзамена в университеты // The World bank, 2015. URL: http://documents1.worldbank.org/curated/en/739271468188356206/pdf/AUS7057-RUSSIAN-WP-P148404-PUBLIC-Box393186B.pdf
21. Гендерный обзор национального доклада о ходе реализации стратегических целей национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2030 года и программы среднесрочного развития Республики Таджикистан на 2016-2020 годы в контексте целей устойчивого развития. Душанбе 2018. URL: http://www.tj.undp.org/content/dam/tajikistan/img/PovertyReduction/ undp_ tjk_gender_review_2030.pdf
22. Transparency International. URL: https://www.transparency.org/en/countries/tajikista
23. Хумайро Бахтиер: «Образование в Таджикистане: большие проблемы и слабые перспективы». URL: https://cabar.asia/ru/khumajro-bakhtier-obrazovanie-v-tadzhikistane-bolshie-problemy-i-slabye-perspektivy
24. Баришполец К.С. Русский язык в Центрально-Азиатском регионе // Вестник МГИМО-Университета. 2014. С. 67. URL: http://vestnikold. mgimo.ru/sites/default/files/pdf/borishpolec.pdf
25. РИА Новости. Статус русского языка в странах постсоветского пространства. Справка. URL: https://ria.ru/20090723/178413163.html
26. Таджикистан не в состоянии прокормить русских учителей, которых настойчиво зовет к себе Эмомали Рахмон. URL: https://stanradar.com/news/full/4818-tadzhikistan-ne-v-sostojanii-prokormit-russkih-uchitelej-kotoryh-nastojchivo-zovet-k-sebe-emomali-rahmon.html?utm_source=politobzor.net
Статья представлена научной редакцией «История» 27 ноября 2020 г.
Issues in the Development and Reforming of the Educational System in the Republic of Tajikistan in 2000-2020
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2021, 465, 116-123. DOI: 10.17223/15617793/465/16
Sergey N. Miroshnikov, Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected] Keywords: Republic of Tajikistan; educational system; Russian language; internationalization.
The study is supported by the Tomsk State University Competitiveness Improvement Programme, Project No. 8.1.33.2020.
The aim of this research is to define the place and role of the educational system that was formed in the Republic of Tajikistan in the process of achieving the goal that republic has set for itself: poverty elimination by transforming the country into an agrarian-
industrial state by 2030. This article is based on the following sources: data from the World Bank researches carried out in 20102020 on the social and economical development of the Republic of Tajikistan, data from the Agency on Statistics under the President of the Republic of Tajikistan for 2000-2020, and data from independent international nongovernmental organizations and researchers. The author came to the following conclusion. As a result of the civil war in the 1990s, the Republic of Tajikistan lost about 1/3 of its gross national income. More than 800 thousand people left the country - mostly highly skilled professionals, which led to the interruption in the transfer of knowledge and skills, and to the sharp degradation of the various spheres of the economy. But the educational system of Tajikistan was the hardest hit. The end of the civil war and the establishment of a stable political system led to a rather quick resurrection of the country's economy. GNI's growth in the first quarter of the 21st century was almost 5% per year. The basis for the educational system of the independent Tajikistan was the education law adopted in 2004. It formulated the main principles for the functioning of this system and served as a basis for a whole set of laws that formed a complete educational system in the Republic of Tajikistan. However, the result of the catastrophic decline in the educational level during the civil war and the following period of reconstruction was that by 2020 the educational system, with the help of the government, was only able to heal the wounds. A major role was also played by Russia, which rendered significant financial and methodological assistance to the Republic of Tajikistan in this process. With Russia's help, Tajikistan was able to reconstruct and build new schools, receive thousands of new textbooks and teaching guides; leading Russian universities opened their branches in Tajikistan; every year Russia allocates more that 600 quotas for teaching Tajik students in the leading Russian universities; annually 50 Russian language teachers are sent to the country. The national development strategy of the Republic of Tajikistan for the period up to 2030 assigns a significant part in its implementation to the educational system. However, the flaws in it and its place in the structure of the Tajik government and in the priorities of the social, political, and economic development make it impossible to assume that the level of education in the republic will significantly change in the near future, and that science and knowledge-based industries will appear in the country.
REFERENCES
1. World Bank. (2020) World Development Indicators. [Online] Available from: https://databank.worldbank.org/reports.aspx7source =2&country=UZB.
2. World Bank. (2020) World Development Indicators. [Online] Available from: https://data.worldbank.org/?locations=TJ-UZ-KG.
3. Statistical Agency of the Republic of Tajikistan. (2018) Gorodskoe i sel'skoe naselenie. 2000-2018 [Urban and rural population. 2000-2018].
[Online] Available from: https://www.stat.tj/ru/database-socio-demographic-sector.
4. Statistical Agency of the Republic of Tajikistan. (2018) Chislennost' naseleniya Respubliki Tadzhikistan na 1 yanvarya 2018 goda [Population of
the Republic of Tajikistan as of January 1, 2018]. [Online] Available from: https://stat.ww.tj/files/cislennost_naselenia_na_1.01.2018.pdf.
5. Statistical Agency of the Republic of Tajikistan. (2018) Nominal'nyy VVP po otraslyam proiskhozhdeniya, 1995-2018 [Nominal GDP by source,
1995-2018]. [Online] Available from: https://www.stat.tj/ru/tables-real-sector.
6. Countrymeters. (2020) Chislennost' naseleniya v Tadzhikistane [Population in Tajikistan]. [Online] Available from: https://countrymeters.info/
ru/Tajikistan.
7. Republic of Tajikistan. (2020) Natsional'naya strategiya razvitiya Respubliki Tadzhikistan do 2030 goda [National Development Strategy of the
Republic of Tajikistan until 2030]. Dushanbe: [s.n.].
8. Statistical Agency of the Republic of Tajikistan. (2018) Tadzhikistan v tsifrakh [Tajikistan in figures]. [Online] Available from: https://stat.ww.tj/publications/June2019/tajikistan-in-figures-2018.pdf.
9. World Bank. (2018) Obespechenie uspeshnoy realizatsii Natsional'noy strategii razvitiya do 2030 goda: Sozdanie osnovy dlya vseobshchego
protsvetaniya. Respublika Tadzhikistan: kompleksnoe diagnosticheskoe issledovanie strany, may 2018 goda [Ensuring the successful implementation of the National Development Strategy 2030: Building the basis for shared prosperity. Republic of Tajikistan: A Comprehensive Country Diagnostic Study, May 2018]. [Online] Available from: http://documents1.worldbank.org/curated/pt/523621531893222730/pdf/126209-RUSSIAN-PUBLIC-TJK-SCD-RUS-WEB2.pdf.
10. Statistical Agency of the Republic of Tajikistan. (2018) Zanyatost' v razbivke po sektoram ekonomiki, 1985-2018 [Employment by economic sector, 1985-2018]. [Online] Available from: https://www.stat.tj/ru/tables-real-sector.
11. Republic of Tajikistan. (2010) Strategiya Respubliki Tadzhikistan v oblasti nauki i tekhnologiy na 2011-2015 gody [Strategy of the Republic of Tajikistan in the field of science and technology for 2011-2015]. [Online] Available from: https://www.anrt.tj/ru/nauchnye-issledovaniya/strategiya-rtv-oblasti-nauki-i-tekhnologij -na-2011-2015-gody.
12. Rahmon, E. (2020) Rech' Lidera natsii, Prezidenta Respubliki Tadzhikistan uvazhaemogo Emomali Rakhmona po sluchayu inauguratsii Pre-zidenta Respubliki Tadzhikistan. 30.10.2020 12:04, gorodDushanbe [Speech of the Leader of the Nation, President of the Republic of Tajikistan, respected Emomali Rahmon on the occasion of the inauguration of the President of the Republic of Tajikistan. 30 October 2020. 12:04 p.m. Dushanbe]. [Online] Available from: http://president.tj/ru/node/24386.
13. WIPO. (2020) Global'nyy innovatsionnyy indeks 2020 g. Kto budet finansirovat' innovatsii [Global Innovation Index 2020. Who will finance innovation]. [Online] Available from: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/ru/wipo_pub_gii_2020_keyfindings.pdf.
14. Republic of Tajikistan. (2014) Zakon Respubliki Tadzhikistan ob Obrazovanii [Law of the Republic of Tajikistan on Education]. [Online] Available from: http://maorif.tj/storage/Dokument's/191d971d729424d421e913e20ad985da.pdf.
15. Sputnik. (2020) Shkol'noe obrazovanie v Respublike Tadzhikistan v 2019-2020 gody [School education in the Republic of Tajikistan in 20192020]. [Online] Available from: https://tj.sputniknews.ru/infographics/20200728/1031647282/tajkistan-obrazovanie-shkoly-uchitelya-dannye-2020.html.
16. Republic of Tajikistan. (2009) Zakon RT "O vysshem i poslevuzovskom professional'nom obuchenii" [Law of the Republic of Tajikistan "On higher and postgraduate vocational training"]. [Online] Available from: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=28115.
17. Universitet Tsentral'noyAzii [University of Central Asia]. [Online] Available from: https://ucentralasia.org/About/Index/RU.
18. Base.spinform.ru. (2009) Pravila otbora kandidatov dlya prisuzhdeniya Mezhdunarodnoy stipendii Prezidenta Respubliki Tadzhikistan "Du-rakhshandagon" [Rules for the selection of candidates for awarding the International Scholarship of the President of the Republic of Tajikistan "Durakhshandagon"]. [Online] Available from: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=84092.
19. Sputnik. (2020) Lyakin-Frolov: Rossiya vydelila Tadzhikistanu 630 kvot na obuchenie v vuzakh [Lyakin-Frolov: Russia allocated 630 education quotas in universities to Tajikistan]. [Online] Available from: https://tj.sputniknews.ru/education/20200121/1030576576/Lyakin-Frolov-Russia-Tajikistan-kvoty-obuchenie-vuzy.html.
20. World Bank. (2015) Umerennye ozhidaniya: Prepyatstviya dlya dostupa i polucheniya polnogo vysshego obrazovaniya v Tadzhikistane. Mneniya osnovnykh zainteresovannykh storon vo vremya reformy po vvedeniyu vstupitel 'nogo ekzamena v universitety [Moderate Expectations: Barriers to Accessing and Receiving Higher Education in Tajikistan. Views of the main stakeholders during the reform on the introduction of the university entrance exam]. [Online] Available from: http://documents1.worldbank.org/curated/en/739271468188356206/pdf/AUS7057-RUSSIAN-WP-P 148404-PUBLIC-Box393186B.pdf.
21. Republic of Tajikistan (2018) Gendernyy obzor natsional'nogo doklada o khode realizatsii strategicheskikh tseley natsional'noy strategii razviti-ya Respubliki Tadzhikistan na period do 2030 goda i programmy srednesrochnogo razvitiya Respubliki Tadzhikistan na 2016-2020 gody v kontekste tseley ustoychivogo razvitiya [Gender review of the national report on the implementation of the strategic goals of the national development strategy of the Republic of Tajikistan for the period up to 2030 and the medium-term development program of the Republic of Tajikistan for 2016-2020 in the context of the sustainable development goals]. [Online] Available from: http://www.tj.undp.org/content/ dam/tajikistan/img/PovertyReduction/undp_ tjk_gender_review_2030.pdf.
22. Transparency International. [Online] Available from: https://www.transparency.org/en/countries/tajikista.
23. CABAR.asia. (2015) Khumayro Bakhtier: "Obrazovanie v Tadzhikistane: bol'shie problemy i slabye perspektivy" [Humayro Bakhtiyor: "Education in Tajikistan: Big Problems and Weak Prospects"]. [Online] Available from: https://cabar.asia/ru/khumajro-bakhtier-obrazovanie-v-tadzhikistane-bolshie-problemy-i-slabye-perspektivy.
24. Borishpolets, K.S. (2014) Russian Language in the Central Asia Region. Vestnik MGIMO-Universiteta — MGIMO Review of International Relations. 2 (35). pp. 63-70. (In Russian). DOI: 10.24833/2071-8160-2014-2-35-63-70
25. RIA Novosti. (2009) Status russkogo yazyka v stranakh postsovetskogo prostranstva. Spravka [The status of the Russian language in the postSoviet countries. Reference note]. [Online] Available from: https://ria.ru/20090723/178413163.html.
26. Stanradar. (2013) Tadzhikistan ne v sostoyanii prokormit' russkikh uchiteley, kotorykh nastoychivo zovet k sebe Emomali Rakhmon [Tajikistan is unable to afford Russian teachers whom Emomali Rakhmon persistently invites]. [Online] Available from: https://stanradar.com/news/full/4818-tadzhikistan-ne-v-sostojanii-prokormit-russkih-uchitelej-kotoryh-nastojchivo-zovet-k-sebe-emomali-rahmon.html?utm_source=politobzor.net.
Received: 27 November 2020