DOI: 10.15593/2224-9354/2021.1.13 УДК 332.1(575.3)
К.С. Раупов
РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН НА ФОНЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ШОКОВ И ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19
Республика Таджикистан, проходя испытание экономическим кризисом, обусловленным пандемией COVID-19, не только не является исключением среди развивающихся стран Центральной Азии, но уже серьезно пострадала в экономическом смысле вследствие нарушения мировых цепочек стоимости и уменьшения размера денежных переводов от трудовых мигрантов из России.
Эпидемиологическое распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19 в 2020 г. нанесло сильный удар по модели глобальной экономики, ставший планетарным по масштабам падения мирового ВВП. Повышенный интерес экспертно-аналитического сообщества к странам с развивающимся рынком вызван увеличением их части в мировом ВВП, которая составляет 40 %. Помимо глобальных шоков, постсоветские страны Центральной Азии могут столкнуться с региональными кризисами, вызванными понижением активности в более первенствующей, соседней экономике, т.е. в России. МВФ неоднократно проводил оценку влияния экономики Российской Федерации на все страны СНГ, находя масштабы его эффекта существенными ввиду притока денежных переводов из России, торговых и финансовых связей с российской экономикой. В целом все вызовы и задачи требуют анализа деталей макроэкономических эффектов для более полной оценки и корреляции источников шоков, кризисных симптомов и факторов как элементов кризиса, структурных особенностей экономической динамики и максимально возможного оконтуривания потенциальных последствий. В условиях кризиса определение уровеня задолженности, выявление разрывов ликвидности и оценка дополнительных финансовых потребностей стоят особняком в кризисном управлении, ибо составляют базу платежеспособности и экономической устойчивости.
Ключевые слова: влияние, экономика, кризис, динамика, COVID-19, устойчивость, показатели, кредитор.
Справедливости ради следует отметить, что стремительное воздействие новой коронавирусной инфекции COVID-19 (далее - КИ19) характерно для всего мира. 11 марта 2020 г. ВОЗ признала распространение вируса COrona-Vlrus Disease 2019 (COVID-19) пандемией, уже к началу мая 2020 г. эпидемиологическая угроза шокировала 185 стран. Из-за этого во многих экономиках мира фактически снизилась деловая активность, и один из важнейших показателей состояния экономики индекс деловой активности (PMI) достиг в ЕС своего минимального значения с 1998 г. Снижение цен акций, большинства товарных активов и курсов валют уже к апрелю 2020 г. превысило 15-25 % [1].
В конце апреля 2020 г. Таджикистан входил в число стран, где COVID-19 не был обнаружен, но уже по состоянию на 11 мая 2020 г. было зафиксировано
© Раупов К.С., 2021
Раупов Комилджон Самиевич - канд. экон. наук, доцент, Политехнический институт Таджикского технического университета имени академика М. Осими в г. Худжанде; e-mail: [email protected].
1524 случая инфицирования и 39 случаев летального исхода от заражения, тем самым РТ вышла на первое место в странах Центральной Азии (далее - ЦА) [2-4].
Экономический кризис в любом случае характеризуется спадом производства. Это влечет снижение доходов населения и рост безработицы. Также спад производства неминуемо приводит к снижению бюджетных доходов.
Но кризис, вызванный влиянием КИ19, привел к неожиданным неблагоприятным последствиям и, главное, его последующее воздействие остается неопределенным и неоднозначным.
Во-первых, в области здравоохранения даже развитые страны столкнулись с рядом чрезвычайных ситуаций. Опуская сугубо лечебные аспекты, социально-медицинские и медико-правовые вызовы, отметим как очевидное: распространение нового коронавируса не только сопряжено с критической нагрузкой на бюджет, но и дополнительно снизит его доходную часть как в нынешнем году,так и далее.
Во-вторых, связанное с резкими и масштабными угрозами СОУГО-19 падение экономической и деловой активности обусловило резкое снижение цен на сырьевые товары. Данный факт наиболее негативно отразился на сравнительно стабильном экономическом росте развивающихся стран и стран с образовывающимся рынком, в том числе и Таджикистана, из-за нарушения глобальных производственных цепочек.
В-третьих, самоизоляция, перевод работников на дистанционный тип занятости, временная приостановка работы отдельных предприятий, усложненная процедура получения таджикскими работниками патентов на работу в РФ в сравнении с иными трудовыми мигрантами - все это быстро вызвало цепную реакцию по уменьшению масштаба денежных переводов (далее - ДП) в Таджикистан от трудовых мигрантов.
В-четвертых, закрытие границ [5] привело к сокращению импорта и, тем самым, к сокращению фискального пространства, неминуемо соответствующим потерям бюджета, увеличению задолженности, снижению платежеспособных возможностей страны.
Отдельные аналитики и эксперты по развивающимся странам дают следующие прогнозы разворачивания форс-мажорных обстоятельств и стабилизации уже к концу I квартала 2020 г. явных кризисных проявлений [6]:
1) воздействие внешних шоков и внутренних проблем от КИ19 на экономику Таджикистана и в иных развивающихся странах продлится лишь до конца II квартала 2020 г.;
2) восстановление их экономик начнется во втором полугодии 2020 г.;
3) замедление роста ВВП по итогам 2020 г. в Таджикистане составит до 2,8 %;
4) в последующие годы рост ВВП республики составит около 6 %.
Такое экспертное обоснование шло по пути У-сценария развития глобального экономического кризиса.
Однако мы не разделяем подобных чрезмерно оптимистичных прогнозов [6].
Во-первых, V-образное развитие кризиса соотносится не с его явлением в целом, а с причинами кризиса (вхождение в кризис) и последствиями (выход) как взаимосвязанными причинно-следственными элементами кризиса как системного явления.
Во-вторых, оптимистичный тип прогноза предполагает превышение прогнозных показателей над оптимальным типом, но оптимизм экспертов ситуативно не имеет оснований такого соотнесения с оптимумом.
В-третьих, по нашему мнению, экономический кризис, вызванный КИ19 (это причина кризиса), в части последствий не сформирован ни в одной стране мира и поэтому имеет обоснованные шансы развиваться по умеренно пессимистичному сценарию, т.е. L-образному, затяжному; таким образом падение темпов в Таджикистане в среднем по экономике составит в пределах 4,3 % по результатом 2020 г.
В-четвертых, ухудшение главного экономического показателя (ВВП) будет сопровождаться девальвацией национальной валюты Таджикистана в пределах 15-20 % по итогам IV квартала 2020 / I квартала 2021 г. и ростом к 2022-2023 гг. государственного долга страны в пределах более 50 % ВВП.
Комплексность и одновременно разнонаправленность и многоаспектность переплетения причин и движущих сил (факторов) экономического кризиса в Таджикистане указывают на маловероятность не только оптимистичных, но и оптимальных сценариев восстановления экономики в ближайшей перспективе. Состояние глобальной экономики продолжает оставаться нестабильным, включая экономики развитых стран и экономику Российской Федерации, что не только сказывается на экономике Таджикистана, но и является «антилокомотивом», тормозом для оптимистичных векторов восстановления экономик стран всего региона Центральной Азии.
Основанием для приведенного авторского прогноза является повышенная неопределенность развития КИ19 - важного, но не единственного триггера современного мирового экономического кризиса. Здесь следует уточнить, что к рецессии в мире готовились с 2018 г., ожидая ее в 2021-2022 гг., и в экономических и политических кругах по всему миру активно обсуждались варианты течения грядущего кризиса в мировой экономике. Однако информацию тех лет об ожидаемом и прогнозируемом глобальном циклическом кризисе затмили Brexit, торговые войны США и Китая, нефтяные шоки после срывов переговоров по ОПЕК+ и современные сводки с «медицинского фронта».
Реально неожидаемое, резкое распространение новой КИ19 сказалось на негативном состоянии внутреннего рынка в подавляющем большинстве стран мира, чем и объясняется современное состояние мировой экономики. Сегодня весь мировой рынок можно охарактеризовать как «ситуативно единый бизнес в условиях VUCA» (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity) - нестабиль-
ности, неопределенности, сложности и неоднозначности [7]. Подобный кризисный симптомокомплекс чреват каскадным развитием паники в различных секторах рынка и иных бифуркационных состояний.
Таким образом, современные развивающиеся страны, изначально имея низкий уровень дохода на душу населения, уже ощутили серьезное негативное влияние внешних шоков, вызванных СОУГО-19, которое продолжится. Ввиду кратковременного срока новых реалий особенно существенным для Таджикистана и аналогичных стран будет снижение бюджетных доходов.
Лицевая сторона благоприятного рынка. Период с 2016 по 2019 г. был благоприятным для большинства стран с низким уровнем дохода, и Таджикистан не является исключением. Основными движущими силами улучшения финансовой устойчивости в целом и долговых позиций в частности служили благоприятные рыночные условия развития и дополнительные источники финансовой поддержки. Также важным фактором явилось формирование механизма реструктуризации задолженности и его дополнительные стабилизационные бонусы.
Указанные обстоятельства позволили Таджикистану сократить свои обязательства по обслуживанию государственного долга и осуществить инвестиции в важные направления экономического развития страны.
Наряду с этим устойчивость в течение нескольких лет экономической ситуации и инвестиционная активность подталкивали к использованию не только льготного кредитования, но и предложений от коммерческих кредиторов, доступ к которым был широко открыт с 2010 г. и которыми в вышеуказанный период Таджикистан воспользовался не менее широко.
Рассмотрим аверс благоприятной рыночной ситуации в РТ подробнее.
По нашему мнению, льготное финансирование являлось важным дополнительным источником, служащим целям экономического развития Таджикистана. Однако в 2010-е гг. в стране вместо использования льготного финансирования от международных финансовых институтов произошла значительная переориентация в сторону коммерческого кредитования, которое в настоящее время получило статус основного источника финансирования инвестиционных проектов. Так, доля нельготных кредитов составляла 0,1 % ВВП в 2010 г., а в 2019 г. уже 7 % ВВП (рис. 1). Аналитики указывают на связь столь резкого роста с финансированием строительства в РТ Рогунской ГЭС (посредством размещения 10-летних еврооблигаций, выпущенных Национальным банком РТ на сумму $500 млн с купоном 7,125 %) [8-11].
Внешняя помощь для различных целей экономического развития РТ предоставлялась в основном в виде грантов от многосторонних организаций. Вне сомнения, размер грантовой поддержки значителен: в течение 2009-2018 гг. на валовой основе Таджикистану было выделено $3,2 млрд [12-14]. Грантовое льготное финансирование предоставлялось для финансирования возведения инфраструктурных и производственных объектов (33 % от общего объема), а также для реализации гуманитарных и социальных проектов (рис. 2).
Коммерческие
Двусторонние: кроме Парижского клуба
Двусторонние: Парижский клуб
Прочие Многосторонние
Рис. 1. Структурные изменения во внешнем кредитовании РТ (2010-2019) (составлено автором на основе данных Министерства финансов РТ, Национального банка РТ, Агентства по статистике при Президенте РТ)
Млн долл. -
400 300 200 100 0
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Социальные Инфраструктура ■ Производство
Межсекторальные ■ Гуманитарные ■ Прочие
Рис. 2. Льготное финансирование по целям развития Таджикистана (2009-2018) (использованы данные информационной базы ОЭСР Creditor Reporting System)
Как видно на рис. 2, официальная льготная помощь направлялась в здравоохранение, образование, государственное управление и на становление гражданского общества, что с учетом низкого уровня доходов населения и высокого уровня бедности в Таджикистане видится важным и своевременным делом, стабилизирующим прогрессивное развитие страны.
Указывая на благоприятные условия рыночного регулирования посредством доступности дополнительных источников развивающего и стабилизационного финансирования социального и экономического развития Таджикистана, можно согласиться с мнением экспертов, что финансовые потребности республики к 2025 г. не превысят уровня 10 % ВВП (рис. 3): высокий первичный дефицит бюджета, амортизация существующего долга, усиление риска
финансовой волатильности в краткосрочной перспективе 2021-2023 гг. будут покрываться предоставленными ранее льготными ресурсами, а потребность в льготных заимствованиях для целей развития в среднесрочной перспективе оценивается авторами статьи как невысокая по размерам.
Представленный на рис. 3 базовый сценарий финансовых потребностей РТ разработан экспертами и специалистами ЕФСР (рабочий документ РД/20/3) [6]. Справедливости ради, отметим, что отдельные аналитические показатели документа после авторской проверки вызывают дискуссионные и даже критические вопросы.
Фин. потребности Первичный дефицит
Процентные платежи Амортизация внутр. Амортизация внеш.
Рис. 3. Финансовые потребности РТ (базовый сценарий) [6]
Однозначно согласимся с представленной информацией финансовых потребностей, до пандемии в 2020 г. крупные инфраструктурные проекты в Таджикистане предполагали стимулирующую фискальную политику, а льготное финансирование давало основу - в прямом и косвенном виде - для повышения роли налоговых сборов в доходной части бюджета. И, напротив, сжатие фискального пространства под влиянием КИ19 и сохранение направленности на прежний уровень налоговых требований и взысканий уже вызывают и могут вызвать далее активный уход налогоплательщиков от бремени налоговых выплат (ходатайства о реструктуризации задолженности, отказ от погашения взятых кредитов, добровольная ликвидация, банкротство и т.п.), вплоть до некорректного покидания рынка. Возможно повышение социальной напряженности и ее эскалация до локальных конфликтов в социуме. Нельзя списывать со счетов сценарии дефолтов и финансовых кризисов, ведь во время первой волны распространения КИ19 оперативно и массово актуализировалась проблема форс-мажорных обстоятельств в предпринимательской среде, хотя в целом крупные проблемы на рынке труда и в финансовой сфере во всех странах удалось избежать благодаря действенным и активным государственным мерам поддержки в виде частичной компенсации потерь.
10 12
2020
I 2025
К сожалению, это вселило чрезмерно оптимистичную надежду на сохранение более-менее благоприятного течения экономического кризиса в виде непродолжительного спада объемов производства. Дополнительно все страны ориентировались на свежий опыт Китайской Народной Республики, где экономическая система под гнетом СОУГО-19 все же сохранила свою работоспособность. Об этом промежуточном итоге помнят все, не осознавая порой критических нагрузок на государственный бюджет, но немногие знают о процессных деталях в ходе китайской борьбы со впервые наступившим воздействием СОУГО-19, которые обошлись этой стране в 12,3 % сокращения промышленного производства в I квартале 2020 г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года [15].
Поэтому важнее, по нашему мнению, рассмотреть реверс «медали» благоприятного рынка.
Оборотная сторона благоприятного рынка. Ретроспективная иллюстрация внутренних структурных изменений в кредитных обязательствах РТ, представленная на рис. 1, указывает на принципиальные изменения в потоках задолженности: в двухстороннем кредитовании Таджикистан значительно сократил долю стран-участниц Парижского клуба и почти отказался от многостороннего кредитования в основном в пользу коммерческих кредиторов из Китая.
За последнее десятилетие Китайская Народная Республика стала одним из основных кредиторов РТ [8, 16]: доля полученных китайских кредитов быстро расширилась и достигла 40 % (2018) от общего объема внешних государственных обязательств. Вполне понятно: доля китайского финансирования возросла в рамках проектной инициативы КНР «Один пояс - один путь» и сосредоточена в наибольших объемах в энергетическом секторе и транспорте Таджикистана. Аналитики выделяют, что условия предоставления коммерческих кредитов не имеют необходимой прозрачности, а отдельные соглашения заключены на условиях залоговых обязательств. Как известно, в таких случаях платежеспособность дебитора и долговая устойчивость обязательства обеспечена приоритетностью залога как юридического инструмента перед иными очередями задолженности.
Итак, мы видим из иллюстраций и дополнительных пояснений, в долговых обязательствах страны сформировалась стойкая тенденция к их наращиванию. Тем самым, уязвимость экономики Таджикистана повышалась, и сокращение бюджетных возможностей было неминуемым, которое ввиду возникшей вспышки КИ19 лишь резко ускорилось.
Да, влияние на экономические показатели РТ внешнего шока от эпидемиологической угрозы нового коронавируса, как указывалось, не вызывает сомнений. Однако, учитывая тот факт, что экономика страны в значительной степени зависит от показателей мирового спроса, ее топ-менеджменту чрезвычайно важно всегда более внимательно относиться к финансовому положению, уровню долговой устойчивости и особенно к низким пороговым значениям рисков, ведь РТ теперь приобрела статус страны, выпустившей еврооблигации.
К этой стороне платежеспособности и экономической устойчивости РТ, к сожалению, добавляется и статус одного из наиболее худших показателей в регионе по ВВП (номинал) на душу населения - 825$ (2018) [17, 18]. Ведь относительно умеренная по международным стандартам долговая нагрузка на бюджет в свете снижения его возможностей для Таджикистана как страны с низким уровнем дохода уже воспринимается как критическая, а финансовое положение характеризуется как неустойчивое.
Более того, сравнительно скоро актуализируются вызовы в виде нагрузки, связанной с обслуживанием задолженности по большинству кредитов: это произойдет по истечении льготного периода, т.е. с середины 2020-х гг.; в частности, погашение еврооблигаций будет производиться в 2025-2027 гг. [19].
Во всех экономиках стран ЦА с низким уровнем дохода высока зависимость от мировых и региональных цен на сырьевую продукцию, которые значительно упали. Тем самым доходы от экспорта сырьевых товаров в Таджикистане резко сократились.
Сведения о роли и месте ДП трудовых мигрантов в динамике экономического роста РТ говорят сами за себя: лишь за II квартал 2018 и 2019 гг. трудовые мигранты перечислили в страну от $600 до $800 млн соответственно [9, 17]. Тем самым «вес» ДП трудовых мигрантов в ВВП Таджикистана достигал 30 %. Поэтому сегодня на ухудшении макроэкономической динамики в стране сильно сказывается сокращение ДП из России от трудовых мигрантов, которые представлены во всех без исключения субъектах РФ и многочисленны. В этой связи Президент Федерации мигрантов Вадим Коже-нов и Посол РТ в РФ Имомуддин Сатторов обратились в Правительство России с просьбой ввести «каникулы» на время режима самоизоляции по оплате патентов таджикскими трудовыми мигрантами [19].
До 2019 г. дополнительные финансовые потребности Таджикистана были незначительны и составляли всего ~$0,3 млрд [8], что не вызывало настороженности в крайне ограниченном и недостаточно развитом доступе к финансовым рынкам. Но начиная с того же 2019 г. ограниченный доступ к разностороннему льготному кредитованию и сосредоточение в основном на коммерческом кредитовании в свете возникших проблем с распространением эпидемиологической угрозы СОУГО-19 явно продемонстрировал, что банки ЦА остаются разрозненными, нестабильными, разнокалиберными, и развитие сбалансированной финансовой системы в регионе является актуальной задачей для формирующихся рынков постсоветских стран ЦА, особенно для Таджикистана.
Еще напомним, по итогам 2019 г. отношение государственного долга Таджикистана к ВВП составляло 44,1 % [8, 18], что в сравнении с прочими развивающимися странами являлось нагрузкой, сопоставимой с устойчивым экономическим развитием периода 2016-2019 гг.
Теперь - в условиях явно кризисной экономической конъюнктуры - совокупность всех вышеперечисленных факторов привела к тому, что уязвимость экономической устойчивости не только серьезно повысилась, но и, по нашему мнению, к следующему промежуточному выводу: риски, возникающие на фоне непрекращающейся и возрастающей экономической неопределенности и неоднозначности, настоятельно требуют объективной оценки способности Республики Таджикистан справиться с неблагоприятными экономическими условиями своего развития (в какой мере - самостоятельно, в какой - с привлечением сторонней помощи).
Добавим в качестве дополнения к промежуточному выводу авторское мнение по поводу текущих экспертных дискуссий, во многом сосредоточившихся на сдвиге в сторону деглобализационных процессов, усиления регионализма и роста национальных государств, что данный экспертный тренд не вполне заслуженно и обоснованно интерполировал проявления кризиса в ряде международных институтов на мировую финансовую архитектуру: лишь немногие социологи, политики, экономисты и даже финансисты-профессионалы знают об антикризисной функции институтов мировой финансовой системы, реализация которой, например, в части объемов аккумулированных средств очень велика и значима (в настоящее время объем доступного финансирования в рамках глобальной сети финансовой безопасности достиг эквивалента 4 % мирового ВВП). Причем роль Российской Федерации в исполнении антикризисной функции в мировой финансовой архитектуре эволюционно закончила переход от получателя ресурсов к статусу страны-донора на евразийском пространстве [20].
Топ-менеджменту Таджикистана также не следует индифферентно относиться к внешним шокам, исходящим из области мировой макроэкономической политики (ренессанс марксовой теории догоняющего развития; новые «центры силы» и инициируемые ими векторы развития в мир-системе; теория «интернет-деревни») и из тенденций международных отношений, актуализировавшихся в непосредственно близлежащих экономико-географических регионах (политика «двойных стандартов»; идеология «игры по правилам» и ее реалии; вспыхивающие серьезные военные, религиозные и политические локальные конфликты с последующими сильными волнами их интернационализации).
Список литературы
1. Шибанова-Роенко Е. Возможности социологии в исследовании состояния предприятия в период кризиса COVID-19: Методология. Акценты актуального ренессанса // MANazment a EKOnomika podniku (MANEKO): tlacene vydanie Üstavu manazmentu STU v Bratislave. - 2020. - № 1. - Rocnik XII. - P. 49-65.
2. Солиев Д. Готов ли Таджикистан к экономической и социальным последствиям пандемии COVID-19? [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.CABAR.asia/ru/gotov-li-tadzhikistan-k-ekonomicheskim-i-sotsialnym-posledstviyam-pandemii-covid-19#_fnt14/ (дата обращения: 04.09.2020).
3. Последние новости стран Центральной Азии [Электронный ресурс]. -URL: https://russian.rt.com/trend/334993-centralnaya-aziya (дата обращения: 10.11.2020).
4. Форум корреспондентов Ирана, Центральной Азии и России [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ca-irnews.com/ru/central-asia/tajikistan? start=20 (дата обращения: 10.11.2020).
5. Таджикистан полностью закрыл границы в связи с коронавирусом [Электронный ресурс]. - URL: https://uz.sputniknews.ru/world/20200410/-13893187/Tadzhikistan-polnostyu-zakryl-granitsy-v-svyazi-s-koronavirusom.html (дата обращения: 09.08.2020).
6. Винокуров Е., Лаврова Н., Петренко В. Таджикистан и Кыргызстан после пандемии: долговая устойчивость, финансовые потребности и адаптация к внешним шокам: Рабочий документ Евразийского фонда стабилизации и развития РД/20/3. [Электронный ресурс]. - URL: https://efsd.eabr.-org/upload/ iblock/236/EABR_EFSD_WP_20_3_RU_web.pdf (дата обращения: 12.09.2020).
7. Роенко В. Социально-правовые и социально-медицинские аспекты корпоративного менеджмента в период пандемии COVID-19 // MANazment a EKOnomika podniku (MANEKO): tlacene vydanie Ustavu manazmentu STU v Bratislave. - 2020. - № 1. - Rocnik XII. - P. 33-48.
8. Информация о проведение годового общего собрания акционеров Ро-гунской ГЭС в 2020 году [Электронный ресурс]. - URL: http://minfin.tj/ downloads/ittiloot_rogun_2020.pdf (дата обращения: 11.09.2020).
9. Выступление Лидера нации Эмомали Рахмона на встрече со строителями Рогунской ГЭС 14 октября 2020. - URL: https://khovar.tj/ 2020/10/suhanronii-peshvoi-millat-emomal-ra-mon-dar-mulo-ot-bo-bunyodkoroni-ner-go-i-bar-i-obii-ro-un9/ (дата обращения: 11.09.2020).
10. Ход работ по строительству Рогунской ГЭС [Электронный ресурс]. -URLhttp://rogunges.tj/?page_id=3634 (дата обращения: 11.09.2020).
11. В Таджикистане запустили первый агрегат Рогунской ГЭС [Электронный ресурс] // Central Asia Media. - URL: https://centralasia.media/news: 1481360 (дата обращения: 12.09.2020).
12. Обзор по Таджикистану // Всемирный банк: офиц. сайт. - URL: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/country/tajikistan/overview (дата обращения: 24.10.2020).
13. Рост и экономическое благополучие: второй квартал 2020 года, ОЭСР. OECD [Электронный ресурс]. - URL: http://www.oecd.org/sdd/na/Growth-and-economic-well-being-oecd-11-2020.pdf (дата обращения: 27.10.2020).
14. Макроэкономические показатели [Электронный ресурс] / Статист. агент. при президенте Республики Таджикистан. - URL: https://www.stat.tj/ tj/macroeconomic-indicators (дата обращения: 02.11.2020).
15. Вспышка коронавирусной инфекции Covid-19 [Электронный ресурс] / Всемир. организация здравоохр. - URL: https://www.who.int/ru/-emergencies/ diseases/novel-coronavirus-2019 (дата обращения: 04.11.2020).
16. Статистика иностранных инвестиций [Электронный ресурс] / Гос. комитет по инвест. и упр. гос. имуществом. - URL: https://investcom.tj/ru/invest/ investicionnaja-dejatelnost/107-statistika-inostrannyh-investicij.html (дата обращения: 07.08.2020).
17. Экономика_Таджикистана // Википедия. - URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/ (дата обращения: 25.11.2020).
18. Инициатива Китая «Пояс и Путь» и ее влияние на миграционные потоки и политику в Центральной Азии [Электронный ресурс]: аналит. докл. -URL: https://www.pragueprocess.eu/documents/repo/151/CA_China_Analytical-_ Report_Sadovskaya_RU.pdf (дата обращения: 05.09.2020).
19. Сривастава П. АБР: Таджикистану будет нелегко вернуть привлеченные за счет продажи евробондов средства [Электронный ресурс] // Радио Озо-ди. - 2018. - 28 фев. - URL: https://rus.ozodi.org/a729 0 67728.html (дата обращения: 26.07.2020).
20. Винокуров Е. Мировая финансовая архитектура и COVID-19 [Электронный ресурс] // Валдай: Международный дискуссионный клуб. -https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/mirovaya-finansovaya-arkhitektura-i-covid-krizis/ (дата обращения: 08.05.2020).
References
1. Shibanova-Roenko E. Vozmozhnosti sotsiologii v issledovanii sostoianiia predpriiatiia v period krizisa COVID-19: Metodologiia. Aktsenty aktual'nogo renessansa [Sociology possibilities in the study of an enterprise state during the COVID-19 crisis: Methodology. A contemporary renaissance accent]. Rocnik XII, MANEKO, 2020, no. 1, pp. 49-65.
2. Soliev D. Gotov li Tadzhikistan k ekonomicheskoi i sotsial'nym posledstviiam pandemii COVID-19? [Is Tajikistan ready for the economic and social impact of the COVID-19 pandemic?]. Available at: http://www.CABAR.asia/ru/gotov-li-tadzhikistan-k-ekonomicheskim-i-sotsialnym-posledstviyam-pandemii-covid-19#_fnt14/ (accessed 09.04.2020).
3. Poslednie novosti stran Tsentral'noi Azii [Latest news from Central Asian countries]. Available at: https://russian.rt.com/trend/334993-centralnaya-aziya (accessed 11.10.2020).
4. Forum korrespondentov Irana, Tsentral'noi Azii i Rossii [Forum of correspondents of Iran, Central Asia and Russia]. Available at: https://www.ca-irnews.com/ru/central-asia/tajikistan?start=20 (accessed 11.10.2020).
5. Tadzhikistan polnost'iu zakryl granitsy v sviazi s koronavirusom [Tajikistan has completely closed its borders because of the coronavirus]. Available at:
https://uz.sputniknews.ru/world/20200410/13893187/-Tadzhikistan-polnostyu-zakryl-granitsy-v-svyazi-s-koronavirusom.html (accessed 08.09.2020).
6. Vinokurov E., Lavrova N., Petrenko V. Tadzhikistan i Kyrgyzstan posle pandemii: dolgovaia ustoichivost', finansovye potrebnosti i adaptatsiia k vneshnim shokam: Rabochii dokument Evraziiskogo fonda stabilizatsii i razvitiia RD/20/3 [Tajikistan and Kyrgyzstan after the pandemic: Debt sustainability, financial needs and adaptation to external shocks. Working paper of the Eurasian Fund for Stabilization and Development RD/20/3]. Available at: https://efsd.eabr.org/upload/iblock/-236/EABR_EFSD_WP_20_3_RU_web.pdf (accessed 09.12.2020).
7. Roenko V. Sotsial'no-pravovye i sotsial'no-meditsinskie aspekty korporativnogo menedzhmenta v period pandemii COVID-19 [Socio-legal and socio-medical aspects of corporate management during the COVID-19 pandemic]. RocnikXII, MANEKO, 2020, no. 1, pp. 33-48.
8. Informatsiia o provedenie godovogo obshchego sobraniia aktsionerov Rogunskoi GES v 2020 godu [Information on the holding of the annual general meeting of shareholders of the Rogun HPP in 2020]. Available at: http://minfin.tj/ downloads/ittiloot_rogun_2020.pdf (accessed 09.11.2020).
9. Vystuplenie Lidera natsii Emomali Rakhmona na vstreche so stroiteliami Rogunskoi GES 14 oktiabria 2020 [Speech by the leader of the nation Emomali Rahmon at a meeting with the builders of the Rogun HPP on October 14, 2020]. Available at: https://khovar.tj/2020/10/suhanronii-peshvoi-millat-emomal-ra-mon-dar-mulo-ot-bo-bunyodkoroni-ner-go-i-bar-i-obii-ro-un9/ (accessed 09.11.2020).
10. Khod rabot po stroitel'stvu Rogunskoi GES [Construction progress of the Rogun hydroelectric power plant]. Available at: http://rogunges.tj/? Page_id = 3634 (accessed 09.11.2020).
11. V Tadzhikistane zapustili pervyi agregat Rogunskoi GES [The first unit of the Rogun HPP was launched in Tajikistan]. Central Asia Media, available at: https://centralasia.media/news:1481360 (accessed 09.12.2020).
12. Obzor po Tadzhikistanu [Tajikistan Overview]. Available at: https://www. vsemirnyjbank.org/ru/country/tajikistan/overview (accessed 24.10.2020).
13. Rost i ekonomicheskoe blagopoluchie: vtoroi kvartal 2020 goda, OESR [Growth and economic well-being. Second quarter of 2020, OECD]. Available at: http://www.oecd.org/sdd/na/Growth-and-economic-well-being-oecd-11-2020.pdf (accessed 10.27.2020).
14. Makroekonomicheskie pokazateli [Macroeconomic indicators]. Agency on Statistics under President of the Republic of Tajikistan, available at: https://www.stat.tj/ tj/macroeconomic-indicators (accessed 02.11.2020).
15. Vspyshka koronavirusnoi infektsii Covid-19 [Outbreak of coronavirus infection Covid-19]. World Health Organization, available at: https://www.who.int/ru/ emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019 (accessed 11.04.2020).
16. Statistika inostrannykh investitsii [Statistics of foreign investments]. State Committee on Investment and State Property Management of Republic of Tajikistan,
available at: https://investcom.tj/m/invest/investicionnaja-dejatelnost/107-statistika-inostrannyh-investicij.html (accessed 08.07.2020).
17. Ekonomika_Tadzhikistana [Tadjikistan economy]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Economy_Tajikistan (accessed 25.11.2020).
18. Initsiativa Kitaia "Poias i Put'" i ee vliianie na migratsionnye potoki i politiku v Tsentral'noi Azii [Analytical report. China's "Belt and Road initiative" and its impact on migration flows and politics in Central Asia]. Available at: https://www.pragueprocess.eu/documents/repo/151/CA_China_-Analytical_Report-_ Sadovskaya_RU.pdf (accessed 09.05.2020).
19. Srivastava P. ABR: Tadzhikistanu budet nelegko vernut' privlechennye za schet prodazhi evrobondov sredstva [ADB: it will not be easy for Tajikistan to return the funds attracted through the sale of Eurobonds]. Radio Ozodi, February 28, 2018, available at: https://rus.ozodi.org/a729 0 6 7728.html (accessed 07.26.2020).
20. Vinokurov E. Mirovaia finansovaia arkhitektura i COVID-19 [Global financial architecture and the COVID crisis]. Available at: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/ mirovaya-finansovaya-arkhitektura-i-covid-krizis/ (accessed 08.05.2020).
Оригинальность 91 %
Получено 12.11.2020 Принято 07.12.2020 Опубликовано 31.03.2021
K.S. Raupov
THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN AGAINST THE BACKDROP OF ECONOMIC SHOCKS AND THE IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC
The Republic of Tajikistan, undergoing the challenge of economic crisis caused by the COVID-19 pandemic, follows the same path as many other developing countries of Central Asia. Economically, the country has already seriously suffered following the disruption of global value chains and a drop in remittances from labor migrants in Russia.
The 2020 threats associated with the epidemiological spread of the new coronavirus infection COVID-19 made a critical hit to the global economic model, which became planetary, meaning the fall in global GDP. The increased interest of the expert and analytical community towards emerging economies is caused by a higher share in global GDP, reaching 40%. In addition to global shocks, the post-Soviet countries of Central Asia may face regional crises induced by a decrease in activity in Russia, a more powerful neighboring economy. The IMF has repeatedly assessed the impact of the Russian economy on all CIS countries, depicting its effect as significant due to the inflow of remittances from Russia, trade and financial ties with the Russian economy.
In general, all the challenges and tasks require a detailed analysis of macroeconomic effects to perform a more complete assessment and correlation of the sources of shocks, crisis symptoms and factors as elements of the crisis, structural features of economic dynamics and to produce the best possible image of potential consequences. During a crisis, estimating the level of debt, identifying liquidity gaps and assessing additional financial needs stand out in crisis management, since they form the basis of solvency and economic stability.
Keywords: impact, economy, crisis, dynamics, COVID-19, sustainability, indicators, lender.
Komildzhon S. Raupov - Cand. Econ. Sciences, Associate Professor, Engineering and Economics Faculty, Department of Finance and Credit. Polytechnic Institute of the Tajik Technical University named after M. Osimi in Khujand, e-mail: [email protected].
Received 12.11.2020 Accepted 07.12.2020 Published 31.03.2021