Научная статья на тему 'Проблемы становления и развития налоговой системы России'

Проблемы становления и развития налоговой системы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
672
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы становления и развития налоговой системы России»

В Министерстве транспорта РФ считают: чтобы удовлетворить минимальные потребности экономики, необходимо довести протяженность дорожной сети ДО млн- км-> иными словами, ее удвоить. В период до 2025 года планируется построить и реконструировать 446,1 тыс, км автодорог и обеспечить капитальный и текущий ремонт еще 2,8 'млн. км. Для вьгг10лнеШ1Я таких масштабных работ потребуются фантастические суммы денег - 51,9 триллиона рублей (в Ценах 2006 года).

Шагом вперед по пути эффективного и рационального исполь,зования выделяемых на дорожные работы средств является то, что начиная с 2006 года в структуре средств федерального бюджета коренным образом изменилось соотношение между расходами на нужды эксплуатации дорог и строительство в пользу содержания и ремонта - объем финансирован^ федеральных автомобильных дорог на эти цели в 2006 году составил 43 млрд. рублей вместо 23,7 млРд- рублей в 2005 году, то есть был увеличен в 2 раза. Однако на территориальных дорогах, находящ^03 в собственности субъектов Российской Федерации, положение иное. Многие регионы не имеют Достаточных средств для обеспечения не только развития своей дорожной сети, но даже для содер»сания и ремонта автомобильных, дорог. За период 2002-2004 годов недофинансирование дорожного х-озяйства со стороны бюджетов субъектов Российской Федерации составило около 225 млрд. рублей.

Ситуация'с автотранспортной системой была предсказуема и просматривалась еще 10 лет назад. К концу 90-х годов правительство подошло к подготовке целевой Федеральной программы «Модернизация транспортной системы России». Частьк! ее стала подпрс)ГРамма «Автомобильные дороги», призванная ликвидировать разрыв между возможностью дорожи0^ сети и нарастающей потребностью в грузоперевозках с учетом перспектив экономического разв^тия регионов. В соответствии с федеральной программой в каждом субъекте федерации готовились С1ЮИ территориальные.

Так, Программа «Дороги Приморского края», рассчитанная 2010 года, разделяет край на так называемые зоны, где выделено три меридиональных и три ширс)ТНЫХ направления развития дорожной сети. Меридиональные дороги - это западная Хабаровск - Хгюан> предназначенная для обеспечения грузопотоков к. южным портамПриморья из^аЪаровского ^^ГЧешралБнжгмеридианаль-ная дорога (Хабаровск - Находка) и южная (Находка - Кема, через верней, Лазовый). К широтным относятся северная, центральная и южная дороги. Северная соед^нит Дальнереченск и Рощино, предназначена связать с центральными районами края намеченную к строительству гидроэлектростанцию. Центральная протянется от Ольги на Пограничный и сть!КУется с Дорогой на Харбин, и южная, которая соединит Хасан, Владивосток и Находку. Таковы Стр^тегические направления.

За время действия еще одной краевой целевой программы <^емонт автомобильных дорог и улиц муниципальных образований Приморского края на 2003-2005 г^ды>> в Приморье было отремонтировано 313 км асфальтобетонных и 171 км гравийных дорог. По Данным «Примавтодора» на ремонт 484 км доррг и улиц муниципальных образований Приморья п0тРеб°Еалось 703 млн. рублей. За три года ремонтные работы производились в 126 городах и поселках кРая< а в 35 населенных пунктах гравийное дорожное покрытие поменяли на асфальтобетонное. Ежег°Дн0 ассигнования из краевого бюджета на реализацию данной программы увеличивались. Так, в ^0-э году на ремонт дорог было выделено 175 мл^. рублей, в 2004-м - 240 млн. рублей, в 2005 году - 2^8 млн- рублей.

Однако пока уровень развития автотранспортной системы оставляет желать лучшего. По мнению первого вице-премьера России С.Иванова, модернизировав отечественный транспорт уже невозможно - его необходимо развивать и создавать заново. На за^едании коллегии Министерства транспорта Иванов заявил об огромных трудностях транспортной инфраструктуры: в России почти нет современных портов, проблемы с автомобильными дорогами. на хватает мощностей транспортного машиностроение Все это тормозит нормальное развитие эконо^ики-

Рагозина Н.Н.

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Современная российская налоговая система формировал£сь в непростых условиях, когда опыта построения такой системы в применении к переходной эконо!МИКе не существовало. В связи с этим налоговая система РФ в 90-е гг. представляла собой слабую ко*11110 зарубежных налоговых систем, которая не учитывала специфику российских условий. Глубокий экономический кризис привел к резкому падению уровня жизни населения, массовым банкротствам предприятии, когда многомесячная невыплата заработной платы стала обычным явлением. В этих условиях массовый характер при-

обрело нарушение налогового законодательства, уклонение от уплаты налогов как юридическими, так и физическими и лицами. Политические и экономические потрясения, неустойчивость и откровенная слабость государственной власти, с одной стороны, и необходимость выполнения ряда общественно значимых государственных функций, с другой стороны, привели к тому, что наспех сформированная налоговая система отличалась значительной сложностью, противоречивостью и откровенно фискальной направленностью. Формирование налоговой системы осуществлялось в сжатые сроки в ситуации, когда значительная часть налогоплательщиков не исполняла своих обязанностей перед бюджетами всех уровней. По имеющимся оценкам, в результате правонарушений в налоговой области государство ежегодно недополучает от 30 до 40% бюджетных средств. Нарушение или игнорирование налогового законодательства наносило ежегодный ущерб бюджету и внебюджетным фондам в размере 10-15% ВВП страны. Налоговый пресс в 90-е гг. был весьма тяжелым, особенно по отношению к добросовестным налогоплательщикам. Многие налоги в 90-е гг. взимались по таким высоким ставкам, которые не имеют аналогов в мировой практике налогообложения. Достаточно вспомнить ставку НДС в размере 28% и отчисления во внебюджетные фонды в размере !39% по отношению к фонду оплаты труда. Одновременно с НДС в течение двух лет по ставке 3% взимался специальный налог, который рассчитывался по отношению к той же базе, и на который распространялись нормы законодательства по НДС. С января 1995 г. ставка специального налога была снижена до 1,5%. Столь высокие ставки налогов привели к массовому искажению в бухгалтерском учете величин фактически начисленной заработной платы, прибыли, объемов выполненных работ и реализованной продукции, т.е. тех объектов, по отношению к которым исчислялась подавляющая часть налогов. Кроме того, высокая налоговая нагрузка была одной из причин высоких темпов инфляции в России.

Высокая налоговая нагрузка на экономику не воспринимается налогоплательщиками как несправедливость в случае, когда значительная часть изъятых налогов возвращается населению в форме качественных и доступных услуг образования, медицины, культуры. При незначительности государственных социальных расходов высокие налоговые ставки приводят к уходу значительной части бизнеса «в тень», к выплате заработной платы в конвертах и к др. негативным последствиям.

Теневая экономика существует во всех без исключения странах, но степень ее распространения существенно варьируется: от 8% ВВП в Швейцарии до 76%ВВП в Нигерии.

По имеющимся в настоящее время оценкам, около 20% объема мирового ВВП создается в теневом секторе экономики. К концу 90-х гг. теневая экономика в развитых | странах составляла в среднем около 12% ВВП, в странах с переходной экономикой- 23% ВВП, в развивающихся странах -около 40% ВВП. Доходы от подпольной экономики оцениваются в 3-20% ВВП США.

В России доля собираемых налогов в ВВП составляет около 37%, при этом уровень социальных расходов государства остается очень низким (около 12% ВВП), а « в тени» производится 25-40% ВВП страны. Сходная с российской ситуация наблюдается в Греции и Испании, где налоговая нагрузка близка к 30-35%ВВП, а доля теневого сектора составляет 20-25% ВВП. Налоговая нагрузка в Скандинавских странах превышает 40%, в Швеции она максимальна - 54%, однако размер теневого сектора в этих странах минимальный и колеблется в диапазоне 8-13 % ВВП. Таким образом, высокая налоговая нагрузка далеко не всегда соседствует со значительным теневым сектором. Это объясняется активностью государства в социальной сфере и эффективным налоговым контролем за исполнением всеми налогоплательщиками своих обязательств.

Современная российская налоговая система сложилась на рубеже 1991-1992 гг., в период глубокого экономического и политического кризиса в стране. Формирование налоговой системы России происходило в жестких временных рамках и осложнялось отсутствием законодательного опыта в области налогообложения. Политическое противостояние, в том числе в государственных органах страны, наряду с мощным лоббированием тех или иных законов привело к возникновению сложной, противоречивой и шаткой налоговой системы, в рамках которой непрерывно менялись ставки налогов, сроки уплаты и штрафные санкции, а изменения в действующие законы вводились слишком часто а, временами, и задним числом. В результате отсутствия опыта построения налоговой системы в рыночных условиях российская система налогов по общей структуре, перечню налогов и принципам построения в основном копирует наиболее известные в мировой практике системы налогообложения.

Становление современной российской налоговой системы сопровождается значительным ростом правонарушений. I '

*0 масштабах налоговой преступности можно судить по разрыву между официальными и реальными доходами, расходами на потребление и декларируемыми доходами, по росту объема денежной наличности во внебанковском обороте и др. показателям. Нарушение или игнорирование норм налогового законодательства наносит прямой экономический ущерб всем уровням бюджетов и внебюджетным фондам. Величина данного ущерба составляет 10 - 15% ВВП РФ

Поиски эффективной модели налоговой системы восходят ко временам А. Смита и Д.Рикардо. Сформулированные А.Смитом принципы налогообложения не претерпели серьезных изменений вплоть до нашего времени Такими принципами являются справедливость (горизонтальная и вертикальная), однократность, простота и дешевизна налогообложения.

Налоговая политика представляет собой составную часть социально-экономической политики государства. Задачей налоговой политики является создание такой налоговой системы, которая будет способствовать социально-экономическому прогрессу общества. Вопрос об оценке эффективности налоговой политики не имеет в настоящее время однозначного решения. Существуют два подхода к решению данной проблемы: |

1) оценка эффективности как степени достижения поставленной цели;

2) оценка эффективности путем сопоставления суммы эффекта с суммой затрат, обеспечивших получение данного эффекта

Использование любого из указанных методов сталкивается со значительными трудностями как теоретического, так и практического характера.

Какими должны быть налоги - высокими или низкими ~ это извечная проблема теории и практики мирового налогообложения. |

Естественное и вполне объяснимое желание большинства населения уменьшить налоги вступает в противоречие с неотложными нуждами финансирования хозяйства, решения социальных вопросов, развития фундаментальной науки, обеспечения обороноспособности государства.

Однако нельзя и снижать налоги сверх меры. Вспомним, что они играют не только стимулирующую, но и ограничительную роль. Чрезмерно низкие налоги могут привести к резкому взлету предпринимательской активности, что также может вызвать ряд негативных последствий, например, кризис перепроизводства, нарушение экологии.

Политика максимальных налогов используется в условиях экономических кризисов или в период военных действий, когда необходимо увеличить средства государственного бюджета. Приоритетными в подобной политике являются фискальные цели.

Минимальная налоговая нагрузка используется для стимулирования экономической активности и применяется б условиях спада с целью предотвращения экономического кризиса.

Средняя налоговая нагрузка применяется |в период экономического роста и используется для одновременного достижения фискальных, экономических и социальных целей.

Одна и та же цель может быть достигнута различными методами, поэтому большое значение приобретают выбор правильной цели и оценка эффективности различных методов налоговой политики. : |

Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямыми налогами облагаются непосредственно физические и юридические лица, а также их доходы, косвенными - ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. При косвенном налогообложении сумма налога входит в цену реализуемого товара или услуги. К числу прямых налогов относятся подоходный налог с населения, налоги на отдельные виды доходов (заработную плату, предпринимательскую прибыль, прибыль корпораций), налоги на имущество (на недвижимое имущество и с наследования и дарения), земельный налог. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины. Акцизы входят в цену алкоголя, табака, деликатесов, ювелирных изделий и др. товаров, поэтому ихI иногда еще называют налогом на вредные привычки или налогом на роскошь. Прямые налоги всегда ориентированы на личную или коллективную работоспособность. Косвенные налоги, в отличие от прямых, ориентируются на вещи, а не на лица. Косвенные налоги в конечном счете оплачиваются покупателями соответствующих товаров. Косвенные налоги в силу своей скрытности вызывают у общества меньшее недовольство, чем прямые. Надо также иметь в виду, что косвенные налоги представляются более несправедливыми, чем прямые, так как уменьшают бюджет любого потребителя, как богатого, так и бедного, на одну и ту же сумму, В противоположность прямым налогам, ориентирующимся на способность физических лиц осуществлять платежи (подоходный налог, налог на имущество, налог на наследство), косвенные налоги более примитивны, но

именно поэтому ими легче манипулировать и их проще взимать. Достаточно рнать структуру налогов страны, чтобы догадаться, на какой ступени развития она находится. В странах с развитой рыночной экономикой подавляющую часть доходов госбюджета составляют прямые налоги, в странах со слаборазвитой экономикой - налоги косвенные. В России основную часть доходов госбюджета составляют косвенные налоги. К числу прямых налогов в российской экономике относят НДФЛ, налог на прибыль, на имущество организаций и физических лиц, земельный и транспортный налоги. К косвенным налогам относятся НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины. В настоящее время нет единства взглядов относительно ЕСН и так называемых ресурсных налогов, их относят как к прямым налогам, так и к косвенным. | | |

Проводимая государством налоговая политика должна обеспечить устойчивый источник финансовых ресурсов государства, с одной стороны, и стимулы для реального сектора экономики, с другой стороны. I

Высокие налоги подрывают стимулы к предпринимательской деятельности и производительному труду, тогда как низкие налоги не позволяют государству эффективно решать свои основные задачи, в том числе социальные.

В ходе создания и реформирования налоговой системы России значительным изменениям подверглись как прямые, так и косвенные налоги (НДС, подоходный налог с физических лиц, ЕСН и другие).

Основные направления совершенствования налоговой системы России включают в себя:

1) уменьшение общего числа налогов и сборов (с 1996 г. по 2006 г. более, чем в два раза);

2) снижение налоговых ставок по действующим налогам. Например, по НДС с 28% в 1992 г. до 20% в

1999 г., а затем до 18% в 2005 г. Ставка налога на прибыль уменьшилась с 45% в 1992 г. до 35% в 1996 г. и до 24% в 1999 г.Подоходный налог с физических лиц уменьшился с 40% (максимальная ставка) в 1992 г. до 30 % в 1996 г., а с 1999 г.- до 13%; | [ \

3) сокращение либо отмену налоговых льгот;

4) ограничение полномочий региональных и местных властей в области налогового законодательства.

Снижение налоговых ставок и сокращение налоговых льгот должно обеспечить увеличение налогооблагаемой базы. ' |

В процессе реформирования налоговой системы России подоходный налог с физических лиц тоже прошел несколько весьма противоречивых этапов. В 90-е гг. подоходный налог в РФ носил прогрессивный характер, причем законодательство попеременно то ужесточало, то ослабляло прогрессивный характер данного налога. В ходе налоговой реформы произошел переход к плоской шкале подоходного налога в размере 13%. Главная цель, которая преследовалась при этом - расширение налогооблагаемой базы по подоходному налогу и увеличение поступления средств в госбюджет. Эта цель, в общем, была достигнута. ! |

Однако в настоящее время наблюдается столь значительная и все усиливающаяся дифференциация доходов населения, что дальнейшее сохранение плоской шкалы подоходного налога может привести к серьезному социальному противостоянию. Достаточно сказать, что по имеющимся оценкам, доходы верхних и нижних слоев населения в РФ соотносятся как 1:15', 1:25 или даже 1:30. В Москве этот разрыв еще больше - 1:60 и более. Плоский подоходный налог в настоящее время существует только в России, что серьезно нарушает принцип вертикальной справедливости налоговой системы.

Действующая в России налоговая система далека от совершенства и вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, законодателей, чиновников, журналистов и рядовых граждан. Критика по всем направлениям остается постоянным спутником налоговой системы России..

Обобщить и свести воедино все критические точки зрения невозможно, хотя во многих высказываниях и предложениях содержится рациональное начало. Налоговая система, без сомнения, нуждается в совершенствовании. При этом важно не копировать слепо налоговые системы зарубежных стран, а учитывать специфику России. Наша страна остро нуждается в создании собственной школы налогообложения, способной улучшить ныне действующую налоговую! систему и объективно оценить социально-экономические последствия принимаемых налоговых реще^ий.|

ЛИТЕРАТУРА

I II!

1. Налоги и налогообложение / Под ред. И.А.Майбурова . М.:ЮНИТИ-ДАНА,2007^

2. Налоговая политика России: проблемы и перспективы / Под ред. И.В.Горского. М.: Финансы и статистика,2003.

3. Никитин С., Степанов М., Глазова Е. Теневая экономика и налогообложение // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 2.

4. Пансков В. Близка ли к завершению налоговая реформа? // Российский экономический журнал. 2004. № з.

5. Пепеляев С.Г[ Налоги: реформа и практика. М.. Статут, 2005. ;

6. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политика налогов. М.: Финансы и статистика,

2005. , ( |

Ракутько С.Ю., Селезнева Е.Ю.

ПОЗИЦИЯ ОБЩЕСТВА В ОТНОШЕНИИ НЕЗАЩИЩЕННЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ,

! КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА! СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)

На сегодняшний день остро стоит проблема незащищенных слоев населения. В России для более, чем 260 000 детей домом является сиротское учреждение. Это 1500 детских домов, 240 домов ребенка, более 300 школ-интернатов для детей-сирот, бс>лее 700 социальных приютов и 750 социальнореабилитационных центров для детей и подростков. 1

Удивительно, но Приморье - наиболее экономически благополучное по сравнению с другими Дальневосточными регионами - лидирует по количеству детей-сирот.

Всего несколько цифр: в 1988 году в крае насчитывалось 7 детских домов, в 2001-м - уже 36; из 658 школ - 79 интернатского типа, то есть почти каждая десятая! Из 11 тысяч приморских детей, живущих без родителей, только 5 процентов настоящих сирот, остальные 95 процентов - это так называемые социальные сироты.

Еще одной социальной проблемой является рождение детей у несовершеннолетних матерей, неготовых к своим родительским обязанностям. В 2001 г. у матерей моложе 18 лет родились 650 детей, из них более трех четвертей пришлось на долю внебрачных детей. Как правило, внебрачные дети страдают больше, чем их сверстники в полных семьях. Они находятся в более сложных моральнопсихологических и материальных условиях, от них чаще отказываются матери. В 2003 г. в роддомах было оставлено 206 новорожденных или 11,2% из 1000 родившихся детей, а в 2005 г. - 274 или 13,9% из ] 000 детей. Это дети - сироты, лишенные с рождения обоих родителей, никогда не знавшие материнской ласки, никогда и никого не называвшие мамой и папой. Это детское сиротство является серьезной социальной проблемой человеческого общества и отражает бездуховность и низкий уровень культурного воспитания подростков в школе и семье.

Ежегодно в крае выявляется более 2500 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Не уменьшается количество родителей, находящихся в местах заключения.

В крае действует 20 государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей на 1233 места. В 2005 году в учреждениях социального обслуживания семьи и детей прошли социальную реабилитацию 8323 несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Расходы на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные в краевом бюджете на 2006 год явно не соответствуют нормативам финансирования, а также реальным потребностям воспитанников.

Согласно информации, предоставленной администрацией края, расходы на одежду, обувь и мягкий инвентарь в 2006 году по сравнению с 2005 годом в 2,5 раза уменьшились (1804 руб. на одного ребенка в год против 4466 руб. в 2005 году). Затраты на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игрушек, книг составили в 2006 году 55 руб. в год на одного ребенка по сравнению с 1788 руб. в 2005 году, а на учебные принадлежности затраты вообще не предусмотрены.

В подавляющем большинстве учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствует необходимый объем финансирования на питание (65 руб. в день).Объем поступивших бюджетных средств на питание одного ребенка в детском доме села Черниговка составил 37 руб. в день, в специализированном доме ребенка №1 г.В пади востока - 17,5 руб.

Фактическое финансирование указанных учреждений гораздо ниже запланированного по смете, что не позволяет обеспечить даже самые минимальнее потребности детей-сирот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.