Научная статья на тему 'Проблемы спортивной подготовки в свете современных тенденций фенотипических сдвигов (на примере спортивного плавания)'

Проблемы спортивной подготовки в свете современных тенденций фенотипических сдвигов (на примере спортивного плавания) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
197
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ / ФЕНОТИП / БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ТРЕНИРОВКА / ОНТОГЕНЕЗ / YOUNG ATHLETES / PHENOTYPE / BIOLOGICAL AGE / TRAINING / ONTOGENESIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тимакова Татьяна Серафимовна

Динамизм изменчивости фенотипа современных спортсменов во многом связан с повышением роли когнитивноинтеллектуальной составляющей и нервной системы в целом. Причем способность демонстрировать высокое качество двигательных действий сочетается у них с повышенной потребностью к экономизации деятельности организма в процессе занятий спортом. Ранняя демонстрация высоких достижений провоцирует особо одаренную молодежь на преждевременную профессионализацию в виде спорта на фоне расширения индивидуальной вариативности в прохождении этапов онтогенеза. В связи с этим особенности фенотипа и усложнение хода биологического развития требуют внимательного отношения к их подготовке и ее индивидуализации. Соответственно, повышается значимость качества научно-методического сопровождения их подготовки и контроля реакций систем организма спортсмена на предлагаемые тренировочные нагрузки и масштаб соревновательной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тимакова Татьяна Серафимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of sports training in the light of modern tendencies of phenotypic shifts (on the example of sports swimming)

The dynamism of the variability of the phenotype of modern athletes is largely associated with the increasing role of the cognitive-intellectual component and the nervous system as a whole. Moreover, their ability to demonstrate high quality of motor actions is combined with an increased need to economize the activity of the organism in the process of doing sports. Early demonstration of high achievements provokes talented young people to premature professionalization in the form of sports against the background of the expansion of individual variability in the passage of ontogenesis stages. In this regard, the characteristics of the phenotype and the complication of the course of biological development require careful attention to their preparation and its individualization. Accordingly, the importance of the quality of the scientific and methodological support of their preparation and control of reactions of the athlete’s body systems to the proposed training loads and the scale of competitive practice increases.

Текст научной работы на тему «Проблемы спортивной подготовки в свете современных тенденций фенотипических сдвигов (на примере спортивного плавания)»

ПРОБЛЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ФЕНОТИПИЧЕСКИХ СДВИГОВ (на примере спортивного плавания)

Т.С. ТИМАКОВА ФГБУ ФНЦ ВНИИФК

Аннотация

Динамизм изменчивости фенотипа современных спортсменов во многом связан с повышением роли когнитивно-интеллектуальной составляющей и нервной системы в целом. Причем способность демонстрировать высокое качество двигательных действий сочетается у них с повышенной потребностью к экономизации деятельности организма в процессе занятий спортом. Ранняя демонстрация высоких достижений провоцирует особо одаренную молодежь на преждевременную профессионализацию в виде спорта на фоне расширения индивидуальной вариативности в прохождении этапов онтогенеза. В связи с этим особенности фенотипа и усложнение хода биологического развития требуют внимательного отношения к их подготовке и ее индивидуализации. Соответственно, повышается значимость качества научно-методического сопровождения их подготовки и контроля реакций систем организма спортсмена на предлагаемые тренировочные нагрузки и масштаб соревновательной практики.

Ключевые слова: юные спортсмены, фенотип, биологический возраст, тренировка, онтогенез.

PROBLEMS OF SPORTS TRAINING IN THE LIGHT OF MODERN TENDENCIES OF PHENOTYPIC SHIFTS (on the example of sports swimming)

T.S. TIMAKOVA, FSBIFSC VNIIFK

Abstract

The dynamism of the variability of the phenotype of modern athletes is largely associated with the increasing role of the cognitive-intellectual component and the nervous system as a whole. Moreover, their ability to demonstrate high quality of motor actions is combined with an increased need to economize the activity of the organism in the process of doing sports. Early demonstration of high achievements provokes talented young people to premature professionalization in the form of sports against the background of the expansion of individual variability in the passage of ontogenesis stages. In this regard, the characteristics of the phenotype and the complication of the course of biological development require careful attention to their preparation and its individualization. Accordingly, the importance of the quality of the scientific and methodological support of their preparation and control of reactions of the athlete's body systems to the proposed training loads and the scale

of competitive practice increases.

Keywords: young athletes, phenotype, biological age, training, ontogenesis.

Введение

Анализ характера сдвигов в отборе современных спортсменов демонстрирует последовательное изменение их типологических особенностей [1, 2, 3]. Причем характер сдвига полностью отвечает наблюдаемому сегодня расширению фенотипического многообразия с усложнением индивидуальности человека в целом [4, 5, 6]. Продуктивность феномена таких сдвигов в спорте заключается в расширении и повышении возможностей спортсмена за счет определенных особенностей его фенотипа с сопутствующим ему варьированием сроков достижения пика многолетней спортивной формы. Одновременно с появлением дополнительных источников роста спортивных достижений у отдельных представителей спортивной элиты появляется перспектива расширения возраста их демонстра-

ции. Это не означает, что спортсмены такого типа ранее отсутствовали среди спортивной элиты и общей массы спортсменов в целом. Однако принятая стандартизация условий многолетней подготовки, ориентированная на физически более выраженную конституцию и норму возрастного развития спортсменов, усложняли возможность полноценной реализации их потенциала, не всегда позволяя им на равных конкурировать в возрастном аспекте [7]. Очевидно, именно такая ситуация позволила одному из наиболее серьезных отечественных специалистов в области возрастной физиологии В.Д. Сонькину заявить об отсутствии системы спортивной подготовки, отвечающей запросам сегодняшнего дня [8]. Одновременно им же была подвергнута критике ценность применения в спортивной практике так называемых модельных характеристик [9]. Автор данной статьи не раз-

деляет полностью взгляды В.Д. Сонькина на предмет отсутствия теории спортивной подготовки как таковой. Однако собственный многолетний опыт в области изучения хода онтогенеза у спортсменов разных возрастно-квалификационных групп и разной типологии свидетельствует о необходимости серьезного пересмотра некоторых положений теории спорта с позиции наблюдаемых сегодня тенденций.

Цель исследования - показать необходимость в пересмотре существующих подходов к подготовке представителей спортивного резерва в соответствии с наблюдаемыми изменениями их типологических особенностей.

Материал и методы исследования

По заявке группы тренеров и менеджеров, работающих с контингентом пловцов 1999-2002 гг. рождения, за последние три года нами были проведены обследования комплексного характера. Подавляющее большинство спортсменов старшего возраста относились к воспитанникам частного плавательного клуба «Энергетический стандарт» и ряда С ШОР по плаванию г. Санкт-Петербурга. Медико-биологическую часть обследований курировала к.м.н. Е.В. Ломазова (Санкт-Петербург). Всего прошли обследования 49 спортсменов, из них ряд особо перспективных пловцов вошли в круг динамических наблюдений. По результатам обследований и произведенным выводам на основе полученных данных было принято решение провести дополнительно обследование пловцов 2002-2004 гг. рождения. Обследование провели на контингенте СК «Динамо» (г. Москва) в количестве 45 человек.

Программа обследования включала антропометрические измерения, соматотипирование и определение биологического возраста. Оценка типа телосложения проводилась в соответствии с нашей модификацией схемы В.М. Русалова по выраженности атлетического, пикнического компонентов строения тела и интенсивности ростовых процессов [1, гл. 3 и 4]. Антропомет-

рические данные и тип телосложения рассматривали с позиции проявления признаков полового диморфизма и соответствия их выраженности у квалифицированных пловцов с учетом возраста, паспортного и биологического. Также спортсменам было дополнительно предложено заполнить простые вопросники, разработанные психологами США и адаптированные применительно к русскоязычному контингенту [10, 11]. Один из них -«Почему я занимаюсь спортом» - составлен на основе теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана и позволял выделить версии ответов с доминированием мотивов внутренней и внешней направленности, а также версию ответов, не определившихся по характеру спортивной мотивации (амотивацию). Второй вопросник позволял выявить степень и направленность состояния утомления («выгорания») по трехуровневой шкале выраженности показателей ценности собственного достижения или обесценивания значимости достижений в спорте, а также эмоционального/физического истощения. Для уточнения личностных особенностей выделенной группы спортсменов использовали методику цветовыбора Макса Люше-ра. Все данные и заключения обсуждались с личными тренерами спортсменов относительно оптимизации их подготовки с учетом выявленных особенностей. По разрешению личного тренера с некоторыми спортсменами характер динамических изменений их данных обсуждали совместно.

Результаты исследования

В таблице 1 приведены основные сведения о составе, квалификации и базовых показателях спортсменов 19992002 гг. рождения с указанием амплитуды размаха их индивидуальных значений. В таблице 2 приведены средние значения ряда морфофункциональных характеристик, которые в контексте оценки типа телосложения являются ключевыми в прогностике определения перспективности пловцов и ожидаемого возраста достижения ими зоны оптимального биологического возраста [1, 12].

Таблица 1

Показатели квалификации, возраста и размеров тела (M, min - max)

Контингент Квали< >икация* Возраст Параметры тела

МС МСМК ПВ (лет и мес.) БВ (баллы) Рост (см) Вес (кг) Обхват груди (см)

Девушки (13 чел.) 11 - 15,2 (13,7-17,0) 5,42 (4,25-6,25) 177,2 (170-186) 61,3 (55-63) 88,9 (83-94)

Юноши (23 чел.) 16 4 16,4 (13,10-18,8) 5,96 (4,5-7,5) 184,8 (171-195) 75,7 (66-82) 97,0 (94-102)

* Остальные спортсмены имели показатель спортивной квалификации «КМС». Обозначения: М - медиана; ПВ - паспортный возраст. БВ - биологический возраст.

При тенденции отбора пловцов в сторону высоко-рослости наблюдали присущий им дефицит массы тела и сдвиг темпа биологического созревания в сторону его замедления, что особо заметно для контингента обследованных девушек. По сравнению с их группой у юношей в среднем возраст был больше в пределах одного года,

а балл биологического возраста (БВ) практически соответствовал возрастной норме [12]. Однако диапазон самого показателя БВ указывал на весьма серьезные его различия в рассматриваемой выборке пловцов. У девушек различия по величине БВ были несколько меньше, свидетельствуя в целом о заметном сдвиге темпа поло-

<&

ФНЦ ВНИИФК

вого созревания в сторону ретардации. Стоит обратить внимание и на тот факт, что среди девушек отсутствовали спортсменки с наличием звания мсмк. Большинство девушек/девочек в возрасте 13-14 лет выполнили нормативы мс на фоне выраженной астенизации строения тела

и ретардации полового развития. Причем, в отличие от юношей, у многих из них в возрасте 15-16 лет уже наметились признаки стабилизации спортивных достижений, при том, что объем выполненных тренировочных заданий у них был выше по сравнению с юношами/мальчиками.

Таблица 2

- тах)

Спортивный стаж и некоторые значимые показатели строения тела пловцов (М, min

Показатель

Контингент Стаж (лет) Экскурсия грудной клетки (см) Мышечный индекс (у.е.)* Средняя жировая складка (мм) Плече-тазовый индекс (у.е.)

Девушки (13 чел.) 8,35 (5-13) 9,6 (5-14) 6,61 (1,8-11,2) 12,60 (7,3-17,6) 1,36 (1,28-1,44)

Юноши (23 чел.) 7,91 (3-14) 7,7 (5-12,5) 7,99 (4,4-12,5) 9,44 (6,7-12,5) 1,45 (1,28-1,58)

* Мышечный индекс определяется по формуле: (ОПн-ОПр)/ОПр, где: ОПн - обхват напряженного плеча, ОПр - обхват расслабленного плеча.

Что касается размеров тела и его морфофункцио-нальных характеристик, то спектр их показателей демонстрирует весьма разное их сочетание (табл. 1 и 2). Так, все юноши, выполнившие в возрасте 15-16 лет норматив мсмк, существенно различаются между собой как по типу телосложения, так и по темпу биологического развития (табл. 3). В таблице 3 приведены некоторые характеристики сдвигов рассматриваемых параметров

у трех весьма одаренных юношей при повторных срезах их показателей. Для наблюдаемых случаев возрастной динамики индивидуальных показателей характерным является выраженная гетерохрония между развитием соматических параметров и темпом полового созревания. В зависимости от особенностей соматотипа и хода биологического развития спортсменов наблюдаем и разную динамику роста их спортивных показателей.

Таблица 3

Динамика изменчивости показателей у трех юношей-пловцов с ранним выполнением норматива мсмк

Спортсмен Квалификация ПВ БВ (баллы) Рост (см) Вес (кг) Обхват плеча (см) Обхват бедра (см) Средняя жировая складка Х11 (мм)

1.1. М. А. мсмк 14 лет 9 мес. 5,5 182,5 73,2 32,0 55,5 8,46

1.2. М. А. мсмк 15 лет 6 мес. 6,0 185,6 81,0 31,7 59,0 11,6

2.1. К. К. мсмк 16 лет 7 мес. 6,25 193,0 77,0 30,0 54,8 8,82

2.2. К. К. мсмк 17 лет 6 мес. 7,5 195 80,0 31,0 55,5 9,13

2.3. К.К. мсмк 18 лет 5 мес. 7,75 196 83 32,5 56,0 10,01

3.1. М. С. мс 16 лет 5 мес. 5,75 184,2 75,0 30,0 52,0 10,57

3.2. М. С. мсмк 17 лет 7 мес. 6,0 185,0 75,4 29,6 52,0 10,27

3.3. М.С. мсмк 18 лет 6 мес. 6,5 187 77,0 31,5 54 12,64

Обозначение: Xii - средняя величина толщины 11 жировых складок.

В таблице 3 представлен ряд показателей строения тела и их динамика у особо успешных пловцов на данный момент. При этом самый высокорослый спортсмен с высокими спортивными достижениями при наибольших показателях балла БВ по уровню физического развития и содержанию мышечной массы отличается весьма плавной динамикой изменения показателей телосложения. Динамика показателя балла БВ свидетельствует о том, что предшествующее в возрасте 16 лет незначительное замедление темпа созревания в зоне биологи-

ческого возраста в 6-7 баллов сменилось у него ускорением полового созревания при, как отмечалось, слабо выраженном изменении соматических показателей. Такой вариант индивидуальной динамики можно рассматривать, как весьма выгодный для вида спорта, что и отразилось заметным прогрессом спортивных достижений в широком диапазоне соревновательных дистанций. Однако по составу активной массы тела его показатели еще не отвечают «модельным характеристикам» пловцов высокого класса. Высокий рост спортсмена и присущие

его конституции выраженные признаки долихоморфии вынуждают тренера не форсировать его подготовку в плане ее интенсификации. В других случаях, напротив, выраженный прирост размеров тела в возрасте 15-16 лет при увеличении массы тела на фоне относительной стабилизации показателя БВ приводят к снижению относительных величин морфофункциональных показателей и тяготению к соревновательным стартам на более коротких дистанциях спринта. При таком характере динамики тренеры отмечают снижение показателей специальной работоспособности и стремление спортсменов к снижению выполняемых нагрузок в воде. Тем самым, возникла необходимость к увеличению объема работы в аэробном режиме.

Что касается данных тестирования особенностей мотивации и психоэмоционального состояния, то за три наблюдаемых года отмечена разнонаправленная динамика суммарной величины оценки факторов мотивации и показателей «выгорания». Для особо успешных пловцов-юношей характерно явное предпочтение мотивов занятий спортом внутреннего свойства, причем при первичном срезе данных незначительно преобладал мотив чувственно-гедонистического удовольствия от занятий плаванием. По мере занятий плаванием, выполнения спортивных нормативов высокой квалификации и участия в соревнованиях происходит снижение суммарного показателя в пределах 120-125 баллов. Большое влияние на динамику оценки значимости мотивов занятий спортом оказывает личность тренера и применяемая им система тренировки. Так, у тренера с принципами диктата и несоразмерными по объему и интенсивности нагрузками в группе спортсменок-мс, неполных 16 лет и нарушениями хода биологического развития наблюдали высокие показатели амотивации, низкую величину общей суммы баллов мотивов внутреннего и внешнего свойства (в пределах от 79 до 108 баллов) и уровень психоэмоционального выгорания выше среднего. И, напротив, вынужденное снижение тренировочной нагрузки и числа ответственных стартов у одного из лидеров юношеского плавания на фоне весьма успешного выступления на престижных соревнованиях года дало существенное повышение суммы баллов оценки всех шести мотивов со 130 до 143 баллов.

Обсуждение полученных результатов и выводы

Наблюдения на протяжении неполных трех лет за группой перспективных молодых пловцов показали насущную потребность тренерского состава в оказании им соответствующей помощи со стороны науки в связи с усилившейся тенденцией отбора талантливых спортсменов ярко выраженной индивидуальности. Автором данной статьи неоднократно рассматривались особенности развития пловцов обоего пола в зависимости от их спортивной специализации, типа конституции (сомато-типа) и спортивных достижений [12, 13]. Проведенная верификация критериев отбора на примере материала высокопрофессиональных представителей лыжных гонок

подтвердила целесообразность фенотипического сдвига в естественном отборе спортсменов в сторону строения их тела с признаками долихоморфии и лептосомии, сопровождающиеся их отличиями в характере формирования механизмов адаптации к требованиям спортивной деятельности. Сопоставление типа состояния лыжников с разными характеристиками строения тела и особенностями биологического развития показало необходимость разного подхода к реализации их тренировочных программ соответственно специфике их конституции.

В целом ряде публикаций уже упоминаемого нами проф. В.Д. Сонькина значительный акцент в анализе физиологических закономерностей онтогенеза отводится проблеме их приложения к теории физической тренировки с позиции процессов адаптации к физическим нагрузкам. Автор указывает, что «гипотеза о том, что основные физиологические принципы (закономерности) возрастного развития организма могут быть использованы при построении спортивной тренировки, подтверждаются частично - для долговременой адаптации важны принципы гетерохронии и этапности (периодичности)...» [14; с. 125]. Действительно, первозначимой, исходной силой запуска механизма эпигенеза является наличие генома, особенности которого определяют гаметы обоих родителей.

Совместные с М.В. Ключниковой исследования ретроспективного характера, проведенные с использованием множественной кластеризации и факторно-типологическим описанием объектов, показали принципиальные различия структурной организации типа телосложения у мальчиков-пловцов в возрасте 11 и 12 лет [Осло, дисс.]. При этом две выделившиеся типологии с разной направленностью спортивной специализации в плавании сохраняли свои системные характеристики как в возрасте 11, так и в возрасте 12 лет. Наибольший процент выхода спортсменов мирового уровня в возрасте пика достижения спортивных результатов и относительной полово-зрелости отмечен в кластере с однонаправленной связью всех рассматриваемых соматических признаков Второй выделившийся кластер мальчиков-пловцов, тяготеющих к специализации в координационно более сложных дисциплинах, характеризовался более сложной структурной организацией соматических признаков. Причем такие вторичные признаки полового развития, как степень оволосения в подмышечной впадине и степень оволосения на лобке, не имели между собой достоверной корреляции. Но не это главное.

В возрасте 12 лет при увеличении числа наблюдений выделился третий, численно наиболее наполненный класс с невероятно сложными структурными связями, в который частично также вошли пловцы из состава второго кластера. Характерно, что среди этого контингента целый ряд пловцов отличался своей техникой плавания, высокими спринтерскими качествами в координационно сложных дисциплинах. Однако большинство из них не добились высоких результатов, поскольку с трудом адаптировались к доктрине больших объемов тренировочных нагрузок и довольно рано прекратили тренироваться.

Теория и методика детско-юношеского спорта

Помимо отмеченных тенденций изменения самого тренда в отборе одаренных спортсменов, процесс построения их базовой подготовки сталкивается с существенным расширением участия молодых пловцов в спортивных, в том числе и коммерческих стартах, увеличением количества дней пребывания вне обычных условий спортивной тренировки и т.п. Все это, естественно, мешает целенаправленному развитию у них адаптационных механизмов и необходимого потенциала их резервных возможностей [13]. К сожалению, практика показывает, что значительная часть тренеров строит подготовку молодых талантов, ориентируясь на текущий календарь спортивных стартов, а не на потребности закономерностей реализации природного потенциала юных спортсменов в соответствии с задачами их многолетней подготовки. На наш взгляд, рост представительства талантливых спортсменов фенотипической сложности требует дальнейшего развития самой методологии спортивной подготовки с поиском критериев дифференцированного подхода к ее базовым положениям [15].

Особо остро сегодня стоит вопрос повышения качества подготовки особо талантливых и спортивно одаренных представителей так называемого спортивного резерва. Не менее остро стоит вопрос и об уровне подготовленности тренерского дивизиона, ответственного за подготовку этого самого резерва [10, 11]. Следует отметить,

что и сами тренеры, работающие сегодня с молодежью, отмечают острейшую необходимость повышения своих знаний в области тенденций современной системы спортивной подготовки. Сохранение прежних представлений о принципах организации спортивной подготовки такой молодежи мало отвечает изменившимся требованиям современного спорта.

Выводы

Наши наблюдения свидетельствуют, что сегодня успехов достигают тренеры, хорошо знающие теоретические основы спортивной подготовки, обладающие хорошей интуицией и гибкостью в реализации своих творческих планов.

Важно отметить, что в силу выраженной гетерохронии темпов биологического (физического и полового) развития, а также определенных различий в выборе основной специализации на фоне владения широким спектром соревновательных дистанций и способов плавания наиболее оптимальным явилось пролонгирование методов базовой подготовки с акцентом на развитие аэробных возможностей, с присутствием широкого спектра двигательной активности. При этом такие различия предполагают более индивидуализированный подход к выбору занятий в зале.

Литература

1. Тимакова, Т.С. Факторы спортивного отбора или кто становится олимпийским чемпионом. - М., Спорт, 2018. - 288 с.

2. Тимакова, Т.С. Спорт в отражении динамизма фе-нотипических сдвигов современного человека // Теория и практика физической культуры.- 2017. - № 2. -С. 59-61.

3. Тимакова, Т.С. Ранняя профессионализация в спорте в свете проблем подготовки талантливой молодежи // Мат. III Всерос. науч.-практ. конф. в формате PDF. - М.: ГКЦ «ЦСТ и СК» Москомспорта, 2018. - С. 443-453.

4. Геадакян, ВА. Системный подход и закономерности в биологии. - В кн. «Системные исследования». - М.: Наука, 1984. - С. 329-338.

5. Година, Е.З. Динамика процессов роста и развития человека: пространственно-временные аспекты // авт. дис. ... докт. биол. наук. - М.: МГУ, 2001.

6. Алексина, Л.А., Рудкевич, Л.А. Прогрессивные тенденции эволюции человека на современном этапе // Мат. IV Межд. конгресса по интегративной антропологии. -СПб: ГМУ им. акад. И.П. Павлова, 2002. - С. 12-13.

7. Тимакова, Т.С. К проблеме внедрения Стандартов в подготовку юных пловцов // Плавание. Исследования, тренировка, гидрореабилитация: Мат. VIII Межд. конф. под общ. ред. А.В. Петряева. - СПб: Петроград, 2015. -С. 16-20.

8. Сонькин, В.Д. Физиологические закономерности онтогенеза и их возможные приложения к теории физической тренировки // Физиология человека. - 2015. -Т. 41. - № 5. - С. 125-136.

9. Сонькин, В.Д. Физиологические принципы онтогенетического развития // Детская спортивная медицина. -Т. 10.- М., 2017. - С. 27-41.

10. Тимакова, Т.С. Подготовка юных пловцов в аспектах онтогенеза. Методическое пособие. - М.: Симилия, 2006. - 131 с.

11. Wallerand, R.J. Model of Instrinsic and Extrinsic Motivation in Sport and Exercise (edited by G.C. Roberts) // R.J. Wallerand. - Champaign, 11: 2001, Human Kinetics, pp. 263-319.

12. Берилова, Е.И. Адаптация опросника T. Raedeke, A. Smith для оценки психического выгорания у российских спортсменов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2016.- № 4. - С. 79-84.

13. Большакова, И., Платонов, В. Форсирование многолетней подготовки спортсменов и Юношеские Олимпийские игры // Наука в олимпийском спорте. - 2013. -№ 2. - С. 37-42.

14. Тимакова, Т.С. Современные тенденции изменения соматотипа юных пловцов в свете проблем их подготовки» // Проблемы современной морфологии человека: сборник научных трудов, посвященный 90-летию кафедры анатомии ГЦОЛИФК и 85-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки РФ, члена-корреспондента РАМН, профессора Б.А. Никитюка / редкол.: Е.З. Година (гл. ред.) [и др.]. - М.: РГУФКСМиТ, 2018. - C. 201-204.

15. Timakova, T.S., Klyuchnikova, M.V. Tendencies in Natural Selection of High Level Young Swimmers // Intern. Scientific Conference "Biomechanics and Medicine in Swimming" 15-18 June of 2010, Oslo. - Pp. 124-127.

References

1. Timakova, T.S. (2018), Factors of sports selection or who becomes the Olympic champion, Moscow: Sport, 288 p.

2. Timakova, T.S. (2017), Sport in reflecting the dynamism of phenotypic shifts of modern man, Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi, no. 2, pp. 59-61.

3. Timakova, T.S. (2018), Early professionalization in sports in the light of the problems of training talented young people, In: Mat. III Vseros. scientific-practical conf. in pdf format, Moscow: GKTs "TsST and SK" Moskomsport, pp. 443-453.

4. Geadakyan, V.A. (1984), Systems approach and patterns in biology, In: Sistemniye issledovaniya, Moscow: Nauka, pp. 329-338.

5. Godina, E.Z. (2001), Dynamics of human growth and development processes: space-time aspects. Auth. Diss ... Dr. Biol. Sciences, Moscow: MGU.

6. Alexina, L.A. and Rudkevich, L.A. (2002), Progressive trends in human evolution at the present stage, In: Mat. IV Int. Congress on integrative anthropology, SPb: State Medical University named after Acad. I. Pavlov, pp. 12-13.

7. Timakova, T.S. (2015), To the problem of the implementation of Standards in the training of young swimmers, In: Swimming. Research, training, hydro-rehabilitation: Mat. VIII Int. Conf. under general ed. A.V. Petryaev, St. Petersburg: Petrograd, pp. 16-20.

8. Sonkin, V.D. (2015), Physiological patterns of ontogenesis and their possible applications to the theory of physical training, Fiziologiya cheloveka, vol. 41, no. 5, pp. 125-136.

9. Sonkin, V.D. (2017), Physiological principles of ontogenetic development, Detskaya sportivnaya medicina, vol. 10, Moscow, pp. 27-41.

10. Timakova, T.S. (2006), Training of young swimmers in the aspects of ontogenesis. Toolkit, Moscow: Similia, 131 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Wallerand, R.J. (2001), Model of Instrinsic and Extrinsic Motivation in Sport and Exercise (edited by G.C. Roberts), Champaign, 11, Human Kinetics, pp. 263319.

12. Berilova, E.I. (2016), Adaptation of the questionnaire T. Raedeke, A. Smith to assess the mental burnout of Russian athletes, Fizicheskaya kul'tura i sport: nauka i praktika, no. 4, pp. 79-84.

13. Bolshakova, I. and Platonov, V. (2013), Forcing the long-term training of athletes and the Youth Olympic Games, Nauka v Olympiyskom sporte, no. 2, pp. 37-42.

14. Timakova, T.S. (2018), Modern trends in the somato-type of young swimmers in the light of the problems of their training, In: Problems of modern human morphology: Mat. All-Russian scientific-practical conf. with int. part, dedicated 90th anniversary of the Department of Anatomy GTSOLIFKand85th anniversary of Prof. BA. Nikitjuk, Moscow: GTSOLIFK, pp. 201-204.

15. Timakova, T.S. and Klyuchnikova, M.V. (2010), Tendencies in Natural Selection of High Level Young Swimmers, In: Intern. Scientific Conference 15-18 June of 2010, Oslo, pp. 124-127.

e*)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.