Научная статья на тему 'К проблеме повышения качества подготовки квалифицированного резерва спортивными школами страны'

К проблеме повышения качества подготовки квалифицированного резерва спортивными школами страны Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
478
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
критерии оценки работы тренера / фенотипическое разнообразие / ранняя подготовка / юные спортсмены / управление / спортивные стандарты / criteria of trainers’ work valuation / Phenotypical diversity / early preparation / young athletes / management / Sport Standards

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тимакова Татьяна Серафимовна

В свете внедрения Стандартов спортивной подготовки рассматривается проблема оценки деятельности тренера и спортивных школ в целом. Давно сложившаяся система многолетней спортивной подготовки не учитывает существующие тренды фенотипической изменчивости современного человека. Особенно характерно невысокое качество начальной подготовки в циклических видах спорта. Качественное изменение организационнометодических принципов работы спортивных школ в первую очередь требует повышения профессионализма и компетентности тренеров, включая тренеров нижнего звена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the problem of quality advancement of preparation of qualified sport reserve in our country sports schools

In light of the expected implementation of the Standards of sports training (FSSP), the problem of performance criteria trainer and sports schools as a whole. Long-established system of long-term sports training does not take account of existing trends phenotypic variability of modern man. Especially characteristic is the low quality of initial training in cyclic sports. Qualitative changes in the organizational and methodological principles of school sports in the first place requires increasing professionalism and competence of trainers, including trainers of the lower level.

Текст научной работы на тему «К проблеме повышения качества подготовки квалифицированного резерва спортивными школами страны»

К ПРОБЛЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО РЕЗЕРВА СПОРТИВНЫМИ ШКОЛАМИ СТРАНЫ

Т.С. ТИМАКОВА, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК

Аннотация

В свете внедрения Стандартов спортивной подготовки рассматривается проблема оценки деятельности тренера и спортивных школ в целом. Давно сложившаяся система многолетней спортивной подготовки не учитывает существующие тренды фенотипической изменчивости современного человека. Особенно характерно невысокое качество начальной подготовки в циклических видах спорта. Качественное изменение организационно-методических принципов работы спортивных школ в первую очередь требует повышения профессионализма и компетентности тренеров, включая тренеров нижнего звена.

Ключевые слова: критерии оценки работы тренера, фенотипическое разнообразие, ранняя подготовка, юные спортсмены, управление, спортивные стандарты.

Abstract

In light of the expected implementation of the Standards of sports training (FSSP), the problem of performance criteria trainer and sports schools as a whole. Long-established system of long-term sports training does not take account of existing trends phenotypic variability of modern man. Especially characteristic is the low quality of initial training in cyclic sports. Qualitative changes in the organizational and methodological principles of school sports in the first place requires increasing professionalism and competence of trainers, including trainers of the lower level.

Keywords: criteria of trainers' work valuation, Phenotypical diversity, early preparation, young athletes, management, Sport Standards.

Введение

Участие автора в написании проектов Федеральных стандартов подготовки квалифицированных спортсменов (ССП) привело к заключению о необходимости коренного пересмотра ряда позиций, определяющих деятельность спортивных школ. Содержание ССП в большей мере ориентировано на давно сложившуюся практику подготовки спортсменов, тем самым ограничивая потенциал развития. Работа спортивных школ требует принципиальных изменений организационно-методического характера на основе учета факторов, лимитирующих приток талантливой молодежи в сборные команды страны. Без таких изменений подготовка спортивного резерва вряд ли претерпит существенные сдвиги в направлении требуемого развития, особенно в видах спорта циклического характера.

Анализ тенденций развития олимпийских видов спорта за период 2008-2012 гг., а также анкетный опрос тренеров по поиску резервов роста более эффективной работы спортивных школ вскрыли ряд не самых благоприятных трендов [1]. Так, с ростом требований к уровню спортивного мастерства в большинстве видов спорта сократился контингент для отбора спортивного резерва. Неслучайный характер такой продуктивности работы спортивных школ обусловлен рядом причин.

Во-первых, выявлено существенное несоответствие между общим числом занимающихся (массовостью) спортивных школ и числом спортсменов, отвечающих по уровню подготовленности цели и задачам конечной подготовки. Стабильный прирост занимающихся отмечается только в видах спорта, устойчиво демонстрирую-

щих преимущество сложившейся системы подготовки (синхронное плавание, художественная гимнастика, фигурное катание на коньках, хоккей с шайбой и ряд других).

Снижение числа занимающихся в видах спорта на выносливость (за исключением спортивного плавания) не может не тревожить, поскольку именно циклические виды спорта широко представлены в программе Олимпийских игр, во многом являясь источниками выбора специализации в других видах спорта и максимально отвечая задачам физического развития и становления двигательной активности человека.

Превалирование контингента детей, проходящих подготовку на уровне групп начальной подготовки (ГНП), указывает на то, что большинство спортивных школ в основном выполняет функцию развития массового спорта, что определяется нормативными актами оплаты тренеров по числу занимающихся. Однако без отработанной технологии процесс обучения в таких условиях не может иметь качественного решения и относительно задач массового спорта с его задачами оздоровляющего характера, успешного овладения двигательными навыками и основами двигательной культуры, формирования спортивной мотивации, развития патриотизма, воспитания характера и т.п. Соответственно речь не может идти и об адекватном решении задач отбора детей с потенциалом спортивной одаренности (а не пригодности).

Поиск критериев прогноза перспективности спортсменов свидетельствует о последовательном снижении широты вариативности типологии спортсменов, способных достичь результатов на уровне спорта высших

<&

ФНЦ ВНИИФК

достижений [1, 2, 3 и др.]. Еще в работах 70-80 гг. прошлого столетия были выявлены принципиальные различия типа телосложения пловцов разного уровня достижений [5]. И, если в свое время нами были установлены зоны оптимальной биологической зрелости для разных специализаций пловцов, то более поздние наблюдения выявили сдвиг в тенденции отбора лиц с типом телосложения, особенности которого соответствуют не только специфике вида спорта, но и развитию зон оптимальной биологической зрелости [6, 7]. В работах Т.Ф. Абрамовой по изучению фенотипических показателей представителей разных видов спорта, разного возраста и уровня достижений было выявлено направленное изменение пальцевых узоров (дерматоглифов) с ужесточением требований к виду деятельности и росту спортивного мастерства [8].

Современный спорт предъявляет все большие требования к личностным качествам спортсменов, способности их противостоять фрустрационным факторам на основе освоения принципов саморегуляции, развития интеллектуальной составляющей. Исследования большой когорты выдающихся лыжников конца прошлого столетия свидетельствуют о доминировании в психике успешных спортсменов способности к проявлению так называемых «сверхспособностей» [9]. Анализ данных показал, что на арену большого спорта все чаще выходит тип спортсмена с предпосылками к развитию механизмов рефлексии, воображения, чуткости нервной системы, ее чувствительности с проявлением развитой интуиции и антиципации в союзе со способностью к самоконтролю и регуляции эмоций и поведения.

В последние десятилетия представители различных научных отраслей в области человековедения и, в частности, интегративной антропологии, пришли к заключению о существовании заметных сдвигов в характере изменчивости фенотипа современного человека [10, 11]. Суть наблюдений заключается в расширении многообразия популяции фенотипов за счет усиления структурной сложности генофонда. Усиление заложенных в генотипе современного человека проявлений гетероморфизма и сопутствующее ему ослабление жестких механизмов наследственности повышают возможности модификации вариантов развития в онтогенезе, способствуя тем самым поиску одаренных индивидов к многообразию видов человеческой деятельности.

Таким образом, возможности поиска одаренных детей для всего спектра существующих разновидностей спортивной деятельности расширяются. Однако рост фено-типического многообразия человека во многом связан с повышением чувствительности его нервной системы и организма в целом на фоне увеличения продолжительности активной фазы онтогенеза. Соответственно увеличивается размах индивидуального многообразия хода процессов биологического развития по их срокам и продолжительности. Сопряженность этих феноменологических явлений снижает возможность принятия стандартных решений. Исследования указывают на необходимость учета выявленного феномена генетической и фенотипической изменчивости человека во многих

сферах современной жизни. Без учета сопутствующих ему тенденций трудно ожидать должного эффекта от сложившейся системы подготовки спортсменов.

Обсуждение в свете поставленных задач ССП

В последние годы государством принят большой блок документов, включая законы, направленные на повышение роли спорта как важного феномена современной жизни общества. В них подчеркнута роль спорта в повышении здоровья населения, особенно подрастающего поколения, в его использовании в качестве нормы жизни и т.п. Соответственно внедрение ССП предполагает необходимое повышение качества подготовки спортивного резерва на всех уровнях ее многолетнего процесса.

С позиции сказанного выше рассмотрим те моменты в построении занятий спортом, которые не отвечают сложившейся организации и методологии спортивной подготовки. Особо актуальным компонентом подготовки современного спортсмена становится наличие высочайшей базы технической и тактико-технической подготовленности, которая, главным образом, складывается на этапах начальной и базовой подготовки, то есть, в соответствии с принятыми Стандартами спортивной подготовки в тренировочных группах и группах начальной подготовки.

Обратим внимание на тот общеизвестный факт, что наши достижения устойчиво превосходны именно в координационно сложных видах спорта. Они требуют более продолжительного по времени освоения необходимых основ технических действий и непрерывного роста высокого мастерства исполнительской техники. Актуальность решения этих задач связана еще и с тем, что в этих видах спорта, как правило, тренеры ориентированы на ранний приход детей с дефицитом массы тела, худеньких и гибких, с лабильной и подвижной нервной системой, обеспечивающей хороший темп усвоения и освоения необходимого двигательного багажа технически сложных элементов и т.п.

При этом в соответствии со спецификой вида деятельности необходимость укрепления опорно-двигательной функции, развития систем дыхания и кровообращения одновременно сочетается с воспитанием у ребенка (в основном эти виды спорта отличаются ранним возрастом начального отбора) основ психологической подготовки и развития хорошего вкуса, культуры общения и т.п. То есть то, что одновременно с созданием специфически двигательной базы (фигуристы обучаются умению технически правильно передвигаться на коньках, синхро-нистки - плавать и т.п.) осуществляется акробатическая и хореографическая подготовка. Все это не позволяет форсировать подготовку, как это фундаментально практикуется, прежде всего, в видах спорта циклического характера. Причем в этих видах спорта существуют блестящие авторские школы, работа в которых строится на основе многолетней практики подготовки спортсменов самой высокой квалификации. Авторитет ведущего тренера-лидера и тренерского коллектива позволяет осуществлять творческие и новаторские подходы к уже отработанной системе подготовки. К сожалению, такой

опыт редко изучается, обобщается и становится в качестве практического руководства достоянием спортивной общественности.

В качестве противоположного примера рассмотрим такой вид спорта, как спортивное плавание, во многих проблемах которого автор считает себя особо компетентным. Полный провал выступления пловцов на чемпионате мира по водным видам спорта в Казани вряд ли оставляет радужные надежды на их выступление в предстоящих Олимпийских играх в Бразилии. Тренеры, работающие с ближайшим резервом сборной, указывают на значительные огрехи в техническом оснащении молодых спортсменов. Отставание российских пловцов в выполнении технически важных участков старта и особенно поворотов стало «притчей во языцех». Причем данный факт не единичен, а, скорее, относится к массово-типичному явлению. По нашему твердому убеждению, он связан с известным явлением форсажа спортивной подготовки на базовых этапах многолетней подготовки. В видах спорта циклического характера в основе лежит кажущаяся простота освоения относительно ограниченного комплекса двигательных действий.

Однако сегодня в мировом плавании идет непрерывный поиск все более рациональных и эффективных способов выполнения технических действий, позволяющих совокупно выигрывать доли секунды, столь необходимые победителю на дистанции. Практика показывает, что с первых же лет занятий плаванием наши тренеры ориентированы на спортивный результат, слишком рано переходя на собственно тренировочный процесс путем натаскивания на выполнение разрядных нормативов. На самом деле подготовка юного пловца должна быть во многом схожа с практикой обучения в технически сложных видах спорта. Более продолжительная базовая подготовка необходима пловцам и в связи с тем, что в плавании давно происходит отбор детей сложного фенотипа с большими различиями хода биологического развития [12, 13]. Факты указывают на бесполезность ориентации на ранние достижения в отборе без учета их типологических различий. Следовательно, особо актуальным становится проблема индивидуализации спортивной подготовки с ее ориентацией на конечные достижения спортсмена.

В качестве доказательной базы приведем данные одного исследования. Поиск критериев прогноза спортивной перспективности на контингенте мальчиков-пловцов 12 лет был проведен с помощью двойной кластеризации на основе только их антропометрических данных и только показателей полового созревания. Это позволило нам выделить небольшие по численности субклассы пловцов разного типа телосложения и темпа биологического развития с присущими им различиями по уровню их конечных (взрослых) достижений. Характерно, что при различиях в сроках вступления в пубертатный период биологический возраст и результаты пловцов моложе 12 лет не проявили какой-либо достоверно значимой

информативности. Однако в возрасте юношеского плавания уровень физического развития, силовые возможности, темп полового созревания способствовали более высокому приросту результатов. Причем в этом возрасте наименьшей продуктивностью выхода на требуемый уровень спортивного мастерства отличались специализации, требующие более продолжительного времени освоения техники плавания и адаптации к нагрузкам повышенной интенсивности.

Таким образом, установки ССП по цели и задачам этапов многолетней подготовки, как и оплата тренеров в зависимости от числа занимающихся и выполнения их учениками массовых разрядов требуют иных ориентиров оценки их труда в соответствии с целью и задачами каждого этапа многолетней подготовки. Сегодня существенно усложняется процесс начального обучения, требующий создания надежной базы технической подготовленности и проведения отбора действительно одаренных детей для их успешного продолжения занятий в тренировочных группах. Отсутствие ориентиров на достижение конечных показателей, как главного критерия оценки деятельности тренера и спортивных школ, вряд ли приведет к ожидаемым результатам.

Порочная практика раннего участия в подростково-детском возрасте в соревнованиях на результат и ориентация на них в процессе подготовки не имеет особых аналогов в подготовке представителей мировой элиты. На этапе НСП важна ориентация на развитие двигательных способностей, в первую очередь связанных с развитием функций ЦНС. И это является обязательным условием для качественного освоения технических действий. В связи с тем, что большинство занимающихся групп НП составляет основной контингент спортивных школ - 70 и более процентов, предельно важным является проведение профессионально-качественного отбора на следующий этап многолетней подготовки. Это необходимое условие успешности подготовки спортивной элиты, поскольку при условии профессионально-должной ее подготовки от качества исходного отбора зависят перспективы роста мастерства спортсменов при их переходе на уже сугубо тренировочный процесс.

Так или иначе речь идет об уровне компетентности и профессионализма тренеров. Очевидно, возникает необходимость разработки добросовестно проработанных программ организации тренировочного процесса и отбора на каждом из этапов многолетней подготовки. Тренеры отмечают, что сегодня практически отсутствуют условия для систематического и системного повышения их профессиональных знаний и практических навыков. В то же время, как никогда, спортивная наука и практика оказались отделены друг от друга. Планируемые изменения («модернизация») системы подготовки спортивного резерва с возможностями осуществления экспериментально-инновационного поиска новых форм работы спортивных школ, несомненно, требует обобщения такого опыта с участием науки.

Теория и методика детско-юношеского спорта

Литература

1. Обоснование подходов к совершенствованию организационно-методических компонентов системы подготовки спортсменов при переходе от этапа совершенствования спортивного мастерства к этапу высшего спортивного мастерства в различных видах спорта (заключительный) // Отчет о научно-исследовательской работе за 2013 год / руководитель темы - д.п.н. Тимакова Т.С., ГБУ ФНЦ ВНИИФК: 2013. - УДК 796.002. -№ госрегистрации-01201370213. - 120 с.

2. Тимакова Т.С. Факторы влияния на отсев и отбор квалифицированных спортсменов (спорт высших достижений) [Текст]: мат. Всероссийской научно-практ. конф. «Основные направления подготовки спортсменов к ХХХ1 Олимпийским играм в Рио-де-Жанейро с учетом итогов выступления команды России на Олимпийских играх в Лондоне» - Москва: ФНЦ ВНИИФК. - 2012 г. -С. 75-81.

3. Тимакова Т.С. Критерии и тенденции отбора в спорте высших достижений // Вестник спортивной науки. - 2013. - № 5. - С. 53-57.

4. Тимакова Т.С. Уроки прошлого: кто становится чемпионом // Итоговый сборник Всероссийской научн.-практ. конф. по итогам прошедшего сезона: «Актуальные проблемы подготовки спортсменов высокой квалификации в зимних олимпийских видах спорта (бобслей, санный спорт, сноуборд, горнолыжный спорт, фристайл, конькобежный спорт, хоккей). - Москва: ФНЦ ВНИИФК, 2013 г. - С.43-51.

5. Тимакова Т.С. Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация (биологические основы). - Москва: Изд-во «ФиС», 1985. - 145 с.

6. Тимакова Т.С. Зоны биологического развития как индикаторы направленности подготовки пловцов // Сборник научных статей V Межд. научно-практ. конф. НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 10-12 октября 2009. - СПб: Из-во «Петроград», 2009. - С. 51-54.

7. Тимакова Т.С. Подготовка юных пловцов в аспектах онтогенеза. Методическое пособие. - Москва: Изд-во «Симилия», 2006. - 131 с.

8. Абрамова Т.М, Кочеткова Н.И., Никитина Т.М., Тимакова, Т.С. Спорт высших достижений как модель исследования интегративных признаков целостности индивида // Мат-лы IV Межд. конгресса по интегратив-ной антропологии. - СПб: Изд-во СПб ГМУ им. акад. И.П. Павлова, 2002. - С. 8-10.

9. Влияние специализации и состояния подготовленности на структуру личности лыжников // «Спортивный психолог». - 2014. - № 4 (35). - С. 55-59.

10. Година Е.З. Динамика процессов роста и развития человека: пространственно-временные аспекты / автореф. дис. ... докт. биол. наук, Москва: изд-во МГУ, 2001.

11. Алексина Л.А., Рудкевич Л.А. Прогрессивные тенденции эволюции человека на современном этапе // Мат-лы IV Межд. конгресса по интегративной антропологии. - СПб: Изд-во СПб ГМУ им. акад. И.П. Павлова, 2002. - С. 12-13.

12. Тимакова Т.С. Современные тенденции фе-нотипической изменчивости в аспектах педагогики и воспитания в спорте // Итоговый сборник Всероссийской научн.-практ. конф. с межд. участ. «Физическая культура и массовый спорт в основе здоровьесбере-гающих технологий». - Москва: ФНЦ ВНИИФК, 2014. -С. 72-75.

13. Timakova T.S., Klyuchnikova M.V. Tendencies in Natural Selection of High Level Young Swimmers // Intern. Scientific Conference "Biomechanics and Medicine in Swimming" 15-18 June of 2010, Oslo. - Pp. 124-127.

14. Тимакова Т.С. К проблеме внедрения Стандартов в подготовку юных пловцов // Плавание III. Исследования, тренировка, гидрореабилитация: Материалы VIII Межд. конф. / под общей ред. А.В. Петряева. - СПб: Изд-во «Петроград», 2015. - С. 16-20.

References

1. Substantiation of approaches to improve the organizational and methodological components of the system of training athletes in the transition from the stage of improving sports skills to the stage of higher sports skills in various sports (final) // Report on the research work of 2013 / Head - d.p.n. topics . Timakova T.S., GBU FNTS VNIIFK: 2013. - UDC 796.002. - № state registration, with 01,201,370,213 -120.

2. Timakova T.S. Effects on screening and selection of qualified athletes (elite sport) [Text]: mat. Vseross. Scient. Conf. "Guidelines for the preparation of athletes for the XXXI Olympic Games in Rio de Janeiro, taking into account the outcome of the Russian team performance at the Olympic Games in London". - Moscow: FSC VNIIFK, 2012. - Pp. 75-81.

3. Timakova T.S. Criteria for selection and trends in the sphere of sports // Vestnik sportivnoy nauki. - 2013. -No. 5. - Pp. 53-57.

4. Timakova T.S. Lessons from the past: who becomes the champion of the All-Russian Collection // Final nauchn.-Pract. Conf. at the end of last season, "Actual problems of preparation of elite athletes in the Olympic Winter sports (bobsleigh, luge, snowboarding, alpine skiing, freestyle skiing, speed skating, ice hockey)". - Moscow: FSC VNIIFK, 2013. - Pp. 43-51.

5. Timakova T.S. Long-term preparation swimmer and its individualization (biological bases). - Moscow, "FIS", 1985. - 145 p.

6. Timakova T.S. Areas of biological development as indicators of the direction of training swimmers // Coll. Scientific Articles V Intern. Scient. Conf. NSU them. P.F. Lesgafta, 10-12 October 2009. - St.-Petersburg: "Petrograd", 2009. - Pp. 51-54.

7. Timakova T.S. Preparing young swimmers in the aspects of ontogeny. Methodical posobie. - Moscow: "Similiya", 2006. - 131 p.

8. Abramova T.M., Kochetkova N.I., Nikitina T.M., Timakova T.S. Elite sport as a model for the study of integrative features of the individual integrity // mat. IV Int. Congress on Integrative Anthropology. - St.-Petersburg: the St.-Petersburg State Medical University them akad. I.P. Pavlova, 2002. - Pp. 8-10.

9. Impact of specialization and the state of readiness of the structure of the individual skiers // Sports psychologist. - 2014. - No. 4 (35). - Pp. 55-59.

10. Godina E.Z. The dynamics of the processes of growth and human development: spatial and temporal aspects / Ed. Dis. ... Doctor. biol. Sciences, Moscow: Moscow State University, 2001.

11. Alexina L.A., Rudkevich L.A. The progressive trend of human evolution at the present stage // Mat. IV Int. Congress on Integrative Anthropology. - St.-Petersburg:

Because in the St.-Petersburg State Medical University them akad. I.P. Pavlova, 2002. - Pp. 12-13.

12. Timakova T.S. Modern trends of phenotypic variation in aspects of pedagogy and education in sport // Result. Coll. Vseros. nauchn.-Pract. Conf. with int. part. "Physical culture and sport at the heart of health-technology". - Moscow: FSC VNIIFK, 2014. - Pp. 72-75.

13. Timakova T.S., Klyuchnikova M.V. Tendencies in Natural Selection of High Level Young Swimmers // Intern. Scientific Conference "Biomechanics and Medicine in Swimming", 15-18 June of 2010, Oslo. - Pp. 124-127.

14. Timakova T.S. On the problem of the implementation of Standards in the preparation of young swimmers // Swimming Research, training, gidroreabilitatsiya: Mat. Int. VIII Conf. / under the general editorship. A.V. Pet-ryaeva. - St.-Petersburg: "Petrograd", 2015. - Pp. 16-20.

<&

ФНЦ ВНИИФК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.