Научная статья на тему 'Проблема модельных характеристик теннисистов 6–14 лет'

Проблема модельных характеристик теннисистов 6–14 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
320
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
модель / показатели физической подготовленности / медиана / процентили / model / indicators of physical fitness / median / percentiles

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — А. П. Скородумова, Е. В. Усатова, И. С. Баранов, О. В. Кузнецова, С. Д. Семенова

В данной статье авторы поднимают проблему определения модельных характеристик физической подготовленности теннисистов 6–14 лет и приводят результаты исследований. Особенность данной статьи в том, что модельные характеристики и оценочные шкалы физической подготовленности теннисистов 6–14 лет публикуются впервые. Авторы приходят к выводу, что шкала оценок должна быть 8-балльной – от 0 до 7 баллов, 7 – модельная характеристика. Средний результат должен быть оценен в 4 балла. А также, что шкала оценок физической подготовленности теннисистов 6–14 лет поможет игрокам, родителям, тренерам и руководителям спортивных школ более точно оценивать уровень физической подготовленности и постепенно повышать его за счет внесения своевременной коррекции в тренировочный процесс на этапе начальной подготовки и тренировочном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А. П. Скородумова, Е. В. Усатова, И. С. Баранов, О. В. Кузнецова, С. Д. Семенова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of model characteristics in 6–14 years old tennis players

In this article authors consider a problem of 6–14 y.o. tennis players physical fitness model characteristics and give results of researches. Feature of this article is that results of the conducted research concerning 6–14 y.o. tennis players physical fitness model characteristics and rating scales are published for the first time. Authors come to the conclusion that the rating scale has to be 8 points – from 0 to 7 points, 7 – model characteristic. The average result has to be estimated by 4 points. Also that the 6–14 y.o. physical fitness rating scale will help players, parents, trainers and heads of sports schools to estimate the level of physical fitness more precisely and to increase it gradually due to timely correction of training process at the first two stages of long-term preparation.

Текст научной работы на тему «Проблема модельных характеристик теннисистов 6–14 лет»

ПРОБЛЕМА МОДЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ТЕННИСИСТОВ 6-14 ЛЕТ

А.П. СКОРОДУМОВА, Е.В. УСАТОВА, И.С. БАРАНОВ, О.В. КУЗНЕЦОВА, С.Д. СЕМЕНОВА,

ФГБУ ФНЦ ВНИИФК; А.А. ТРУХАЧЕВ, ФГАОУ ВПО НИЯУ МИФИ

Аннотация

В данной статье авторы поднимают проблему определения модельных характеристик физической подготовленности теннисистов 6-14 лет и приводят результаты исследований. Особенность данной статьи в том, что модельные характеристики и оценочные шкалы физической подготовленности теннисистов 6-14 лет публикуются впервые. Авторы приходят к выводу, что шкала оценок должна быть 8-балльной - от 0 до 7 баллов, 7 - модельная характеристика. Средний результат должен быть оценен в 4 балла. А также, что шкала оценок физической подготовленности теннисистов 6-14 лет поможет игрокам, родителям, тренерам и руководителям спортивных школ более точно оценивать уровень физической подготовленности и постепенно повышать его за счет внесения своевременной коррекции в тренировочный процесс на этапе начальной подготовки и тренировочном этапе.

Ключевые слова: модель, показатели физической подготовленности, медиана, процентили.

Abstract

In this article authors consider a problem

of 6-14 y.o. tennis players physical fitness model

characteristics and give results of researches.

Feature of this article is that results of the conducted

research concerning 6-14 y.o. tennis players

physical fitness model characteristics

and rating scales are published for the first time.

Authors come to the conclusion that the rating scale

has to be 8 points - from 0 to 7 points,

7 - model characteristic. The average result

has to be estimated by 4 points. Also that the 6-14 y.o.

physical fitness rating scale will help players,

parents, trainers and heads of sports schools

to estimate the level of physical fitness

more precisely and to increase it gradually due

to timely correction of training process

at the first two stages of long-term preparation.

Keywords: model, indicators of physical fitness, median, percentiles.

Введение

В системе управления подготовкой спортсменов в последние годы всё большее распространение получило моделирование различных сторон мастерства, методов тренировки. Модельные показатели позволяют чётче выстроить направленность учебно-тренировочного процесса, тем самым оптимизируя процесс подготовки.

Одной из основных задач, с которой связано решение проблемы отбора в спорте на всех этапах многолетней подготовки, является определение модельных характеристик. Модельные характеристики являются отражателем тех требований, которым должен соответствовать спортсмен высокого класса в конкретном виде спорта.

Цель работы - разработать шкалу оценок и определить модельные характеристики физической подготовленности теннисистов 6-14 лет.

Задачи, методы и организация исследования

В соответствии с целью исследования в работе поставлены следующие задачи:

1) обосновать подход к построению оценочных шкал показателей физической подготовленности;

2) обосновать подход к определению модельных характеристик физической подготовленности;

3) разработать оценочные шкалы показателей физической подготовленности теннисистов, тренирующих-

ся на этапе начальной подготовки и тренировочном этапе;

4) определить модельные характеристики показателей физической подготовленности теннисистов, тренирующихся на этапе начальной подготовки и тренировочном этапе.

Полученные результаты обрабатывались с использованием методов математической статистики.

В нашем исследовании приняли участие теннисисты 6-14 лет, включая членов сборной команды России в возрасте 12-14 лет из детских спортивных школ и академий Москвы, Московской области и республики Татарстан.

Результаты и их обсуждение

Анализируя понятие модельной характеристики в спорте, мы сталкиваемся с тем, что в науке еще не существует общепринятого определения понятия «модель». Так, например, в Советском энциклопедическом словаре представлено семь определений модели, которые включают в себя и определение модели в широком смысле: «модель -любой образ (мысленный или условный - изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной модели), используемый в качестве его «заместителя», «представителя» [1].

Подобное определение модели несет в себе некую неопределенность, потому что не ясны функции модели и как они проявляются в научно-методических целях.

По мнению В.Г. Афанасьева [2], В.И. Загревского [3], одна из лучших формулировок принадлежит Б.А. Штоф-фу, согласно которой: «Под моделью понимается такая мысленно представимая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте».

Следовательно, одной из важнейших функций модели является получение новой информации об объекте исследования. Причем эту информацию получают, изучая не сам объект познания, а его модель, которая может быть мысленной или материализованной. Таким образом, при моделировании мы ставим между собой и интересующим нас объектом некоторое промежуточное звено - модель, то есть моделирование есть особая форма опосредования.

Многие авторы, в том числе ведущие специалисты отечественной науки, в разные годы указывали на необходимость изучения и построения моделей сильнейших спортсменов (эталонов, идеалов чемпионов будущего) [4-13].

В спортивной литературе под моделью спортсмена представляют аналог некоего идеала, в котором сгруппированы оптимальные характеристики, гарантирующие успех в спорте [14].

Теоретические основы составления базовой «модели сильнейших спортсменов» разработаны В.В. Кузнецовым, А.А. Новиковым, Б.Н. Шустиным [7]. Обобщенная модель разбивается на части, располагающиеся по степени значимости на трех уровнях:

1) характеристика соревновательной деятельности спортсменов, которую можно определить с помощью многолетнего сбора информации на ответственных соревнованиях;

2) характеристика физической, технической и тактической подготовленности спортсменов в период их наивысшей формы;

3) характеристика функциональной и психологической подготовленности, морфологических особенностей, возраста и спортивного стажа спортсменов в период их наивысших спортивных достижений.

В связи с этим очевиден субординационный характер представленных уровней. Например, анализ соревновательной деятельности спортсмена может зафиксировать отдельные недостатки в его действиях, а причины этих недостатков возможно выявить при анализе компонентов второго уровня модели. Следовательно, проводя анализ основных системных свойств модели сильнейшего спортсмена, необходимо рассматривать их в плотной взаимосвязи. Безусловно, эти уровни различны и зависят от специфики вида спорта, но есть ведущие компоненты, которые имеют определяющее значение.

Стремление к объективной подготовке квалифицированных спортсменов обусловливает необходимость первоочередной разработки и применения модельных характеристик различных сторон подготовленности. Особую важность вопрос создания количественных моде-

лей различных сторон подготовленности спортсменов приобретает на всех этапах многолетней подготовки. Это связано с необходимостью исключения форсирования подготовки на каком-либо этапе, особенно в детском и юношеском возрасте.

Приступая к разработке нормативов, оценочных шкал и модельных характеристик показателей физической подготовленности, считаем необходимым уточнить понятие «модель».

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова под моделью понимается образец какого-нибудь изделия или образец для изготовления чего-нибудь, а также предмет, с которого воспроизводится изображение [15].

Поэтому понятие модель будем трактовать как «образец какого-нибудь изделия» [15]. Это значит, что «изделие» должно быть «высшего качества» [15]. Не может образцом быть что-то среднее (усредненное). Проводя аналогию, можно сказать, что моделью (образцом) в спорте должен быть наилучший результат, возможно еще не показанный, но вполне реальный для достижения.

Не можем согласиться с мнением авторов [16-20], которые за модельный показатель принимали средние значения, полученные при тестировании не самых лучших спортсменов. Более того, даже полученные «сегодня» лучшие результаты победителей мировых первенств для спортсменов, которые будут выступать «завтра», должны стать ориентиром, который надо улучшить.

Наиболее часто встречающимся является подход к построению оценочных шкал, который опирается на такие характеристики, как математическое ожидание и средне-квадратическое отклонение. При этом математическое ожидание используется для определения некоторой начальной точки шкалы, например, 3 балла из 5 возможных, а среднеквадратическое отклонение используется для задания шага шкалы. Однако такой подход оправдан только в том случае, если случайная величина подчиняется нормальному закону распределения, для которого математическое ожидание и среднеквадратическое отклонение являются параметрами закона [21].

В нашем случае не все переменные распределены нормально, что было установлено в предварительных исследованиях [22]. Для единства подхода к построению шкал использование математического ожидания и среднеквадратического отклонения некорректно. В таком случае целесообразно использовать медиану и процентили. При этом медиана будет использована для определения начальной точки шкалы, а 25-й или 75-й процентили вместе с медианой дадут шаг шкалы. При расчете этого шага использовался принцип единства шага шкалы для каждого возраста. В противном случае возможна ситуация, когда более высокий балл одного возраста соответствует более низкому баллу другого, что нарушает логику и усложняет использование шкал. Стоит напомнить, что 25-й процентиль - это такое значение, ниже которого расположено 25% наблюдений данной случайной величины, а 75-й процентиль - такое значение, ниже которого расположено 75% наблюдений. 25-й процентиль всегда меньше медианы, которая в свою очередь меньше 75-го процентиля.

<&

ФНЦ ВНИИФК

Оценочная шкала должна быть построена для каждого теста, включенного в программу обследования с определением «модельного» значения для мальчиков, занимающихся теннисом в возрасте 6-14 лет.

1) Скоростные способности:

- бег на 5 м (с);

- бег на 10 м (с);

- быстрота реакции (с).

2) Скоростно-силовые способности:

- прыжок в длину (см);

- прыжок вверх № 1 (руки на поясе) (см);

- прыжок вверх № 2 (с махом руками) (см);

- метание теннисного мяча движением подачи (теннисный мяч для детей 6-8 лет и мяч весом 1 кг для теннисистов 9-14 лет) (м).

3) Координационные способности:

- перешагивания вперед-назад через палку, которую спортсмен держит в руках (кол-во раз за 15 с);

- подбивание теннисного мяча ракеткой вниз для теннисистов 6-7 лет (кол-во раз за 15 с);

- подбивание теннисного мяча вверх ребром ракетки для теннисистов 8-14 лет (общее кол-во раз);

- 6 прыжков: 1-й вполсилы, затем 5 прыжков, в каждом из которых необходимо незначительно увеличивать результат предыдущего прыжка (см);

- отношение результата прыжка с махом руками к результату прыжка, когда руки на поясе.

4) Гибкость:

- наклон вниз (см);

- выкрут палки (см).

5) Анаэробная выносливость:

- «челнок» 4 раза по 8 м у теннисистов 6-7 лет (с);

- «челнок» 6 раз по 8 м у теннисистов 8-14 лет (с);

- «веер» 5 раз по 4 м, расположенные «веером», повторение 3 раза для теннисистов 14 лет (с).

6) Скоростно-силовая выносливость:

- 10 прыжков в высоту (А полета, см).

Всего 18 показателей.

В нашем исследовании участие принимали мальчики 6-14 лет, занимающиеся теннисом в детских спортивных школах, академиях Москвы, Московской области и республики Татарстан. Среди участников и члены сборной команды России в возрасте 12-14 лет. Именно с 12 лет формируются сборные команды страны. Вполне естественно, что все, принявшие участие в исследовании, не являются победителями или призерами первенств Европы и мира. Средним значением для мальчиков, к настоящему времени не показавших высоких результатов на международных соревнованиях, а именно таких ребят мы и тестировали, является результат, расположенный слева (ниже медианы) и оцениваемый в 3 балла. Мы не можем назвать его моделью, поскольку он не является образцом, и его показывают более половины всех исследованных ребят. Именно поэтому результат, оцениваемый в 4 балла (выше медианы), называем средним. Результаты, оцениваемые в 5 баллов - выше среднего, 6 - высокими, 7 - отличными (модельными), 3 - ниже среднего, 2 - низкими, 1 - очень низкими, 0 - неудовлетворительными (рис. 1).

Медиана - средний разброс Медиана Медиана + средний разброс

4 4 4

0 1 2 3 4 5 6 7

Балл Возрасти. 0 1 2 3 4 5 6 7

6 < 14,3 14,4-15,8 15,9-17,3 17,4-18,8 18,9-20,3 20,4-21,8 21,9-23,3 23,4 и >

7 < 16,1 16,2-17,6 17,7-19,1 19,2-20,7 20,8-22,2 22,3-23,7 23,8-25,2 25,3 и >

8 < 20,3 20,4-21,8 21,9-23,3 23,4-24,8 24,9-26,3 26,4-27,8 27,9-29,3 29,4 и >

9 < 22,2 22,3-23,7 23,8-25,2 25,3-26,7 26,8-28,2 28,3-29,7 29,8-31,2 31,3 и >

10 < 26,4 26,5-27,9 28-29,4 29,5-30,9 31-32,4 32,5-33,9 34-35,4 35,5 и >

11 < 27,8 27,9-29,3 29,4-30,8 30,9-32,3 32,4-33,8 33,9-35,3 35,4-36,8 36,9 и >

12 < 30,1 30,2-31,6 31,7-33,1 33,2-34,7 34,8-36,2 36,3-37,7 37,8-39,2 39,3 и >

13 < 31,3 31,4-32,8 32,9-34,3 34,4-35,8 35,9-37,3 37,4-38,8 38,9-40,3 40,4 и >

14 < 32,5 32,6-34 34,1-35,5 35,6-37 37,1-38,5 38,6-40 40,1-41,5 41,6 и >

Рис. 1. Деления шкалы оценок

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве примера приводим оценочные шкалы показателей прыжка вверх с махом руками теннисистов 6-14 лет.

Таблица 1

Оценочные шкалы показателей физической подготовленности теннисистов 6-14 лет.

Прыжок вверх (мах руками), (см)

Заключение

Результаты данного исследования при грамотном использовании помогут теннисистам 6-14 лет, родителям, тренерам и руководителям спортивных школ более точно оценивать уровень физической подготовленности и постепенно повышать его при своевременном внесении

коррекции в тренировочный процесс на этапе начальной подготовки и тренировочном этапе.

Полагаем, что через определенное время предложенные показатели физической подготовленности целесообразно пересматривать.

Литература

1. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - 828 с.

2. Афанасьев, В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление / В.Г. Афанасьев. - М.: «Политиздат», 1986. - 333 с.

3. Загревский, В.И. Модели анализа движений биомеханических систем / В.И. Загревский. - Томск: Томск. ун-т, 1990. - 124 с.

4. Дьячков, В.М. К вопросу управления процессом совершенствования технического мастерства / В.М. Дьячков // Проблемы высшего спортивного мастерства: Труды сектора теории и методики подготовки спортсменов высших разрядов ВНИИФК. - Москва, 1969. - С. 13-34.

5. Озолин, Н.Г. О качественных характеристиках компонентов спортивной подготовленности / Н.Г. Озолин // Теория и практика физ. культуры. - 1987. - № 1. -С. 21-23.

6. Винникова, Н.И. Модельные характеристики силовой подготовленности юных гимнасток / Н.И. Винникова // Теория и практика физической культуры. - 1976. - № 1. -С. 28-30.

7. Новиков, АА. О разработке модельных характеристик спортсменов / А.А. Новиков, В.В. Кузнецов, Б.Н. Шус-тин // Теория и практика физической культуры. - 1976. -№ 6. - С. 58-60.

8. Кузнецов, В.В. Научные основы создания «Модели сильнейших спортсменов» / В.В. Кузнецов, А.А. Новиков, Б.Н. Шустин // Проблемы современной системы подготовки высококвалифицированных спортсменов / Всесоюз. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - М., 1975. -Вып. 2. - С. 24-26.

9. Булгакова, Н.Ж. Применение лонгитудинальных исследований в спортивной педагогике с целью прогнозирования физического развития и спортивных достижений / Н.Ж. Булгакова, А.Р. Воронцов, А.Ю. Черкасов // Теория и практика физической культуры. - 1980, - № 8. -С. 27-31.

10. Платонов, В.Н. Теория спорта / В.Н. Платонов. -Киев: Вища школа, 1987. - 287 с.

11. Платонов, В.Н. Теория периодизации спортивной тренировки в течение года: история вопроса, состояние, дискуссии, пути модернизации / В.Н. Платонов // Теория и практика физической культуры. - 2009. -№ 9. - С. 18-34.

12. Набатникова, МЯ. О разработке должных норм специальной физической подготовленности квалифицированных юных пловцов / М.Я. Набатникова, С.П. Конов // Теория и практика физической культуры. -1981. - № 6. -С. 26-27.

13. Набатникова, М.Я. Об интегральных показателях общей и специальной физической подготовленности юных пловцов различной квалификации / М.Я. Набатникова, И.Г. Кремнева, А.Л. Панфилов // Теория и практика физической культуры. - 1982. - № 5. - С. 32-34.

14. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 224 с., ил.

15. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

16. Гужаловский, А.А. Модельные характеристики физической подготовленности девушек-спринтеров и экспериментальное обоснование методики их индивидуальной подготовки / А.А. Гужаловский, А.В. Алабин // Теория и практика физической культуры. - 1980. - № 5. -С. 33-36.

17. Земцов, И.Ф. Комплексная оценка специальной подготовленности ватерполистов высокой квалификации в процессе поэтапного педагогического контроля: автореф. дис. ... канд. пед. наук. / И.Ф. Земцов. - Киев, 1988. - 24 с.

18. Дунаев, К.С. Структура и модельные характеристики физической подготовленности высококвалифицированных биатлонистов / К.С. Дунаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 4 (26). -С. 22-27.

19. Павлов, В.Ю. Построение тренировочного процесса юных гиревиков на основе использования модельных характеристик / В.Ю. Павлов, Ю.Т. Ревякин // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 5. - С. 60-63. -Библиогр.: 63 с. (8 назв.).

20. Александрова, Г.В. Модельные характеристики специальной подготовленности квалифицированных спортсменов: автореф. дис. . канд. пед. наук / Г.В. Александрова. - Киев: КГИФК, 1983. - 23 с.

21. Кобзарь, А.И. Прикладная математическая статистика. Для инженерных и научных работников / А.И. Кобзарь, - М.: Физматлит, 2006. - 816 с.

22. Скородумова, А.П. Разработка нормативов и оценочных шкал показателей физической подготовленности теннисистов, тренирующихся на этапе начальной подготовки и тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) / А.П. Скородумова, И.С. Баранов, С.Д. Тошо-вич, О.В. Кузнецова: ФГБУ ФНЦ ВНИИФК. - М., 2016. -115 с.: - Библиогр.: с. 13-14, 64-69. - Дип. в Минспорте РФ 30.09.16, № 115080710004.

<&

References

1. Soviet Encyclopedic Dictionary. - M. Soviet Encyclopedia. 1981. -828 p.

2. Afanas'ev, V.G. The world of the living: system, evolution and management / V.G. Afanas'ev. - M.: Politizdat, 1986. - 333 p.

3. Zagrevsky, V.I. Models of analysis of motions of biome-chanical systems / V.I. Zagrevsky. Tomsk: Tomsk. University, 1990. - 124 p.

4. D'yachkov, V.M. To the issue of managing the process of improving technical skill / V.M. D'yachkov // Problemi vis-shego sportivnogo masterstva: Trudi sektora teorii i metodiki podgotovki sportsmenov vysshikh razryadov. VNIIFK. -Moscow, 1969. - Pp. 13-34.

5. Ozolin, N.G. On the qualitative characteristics of the components of athletic preparedness / N.G. Ozolin // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi. - 1987. - No. 1. -Pp. 21-23.

6. Vinnikova, N.I. Model characteristics of the strength training of young gymnasts / N.I. Vinnikova // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi. - 1976. - No. 1. - Pp. 28-30.

7. Novikov, A.A. On the development of model characteristics of athletes / A.A. Novikov, V.V. Kuznetsov, B.N. Shus-tin // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi. - 1976. -No. 6. - Pp. 58-60.

8. Kuznetsov, V.V. The scientific basis for the creation of the "Model of the strongest athletes" / V.V. Kuznetsov, A.A. Novikov, B.N. Shustin // Problemy sovremennoy sis-temi podgotovki visokokvalifitsirovannykh sportsmenov / Vsesoyuz. nauch.-issled. in-t fiz. kul'turi. - M., 1975. -Issue. 2. - Pp. 24-26.

9. Bulgakova, N.Zh. Application of longitudinal studies in sports pedagogy with the aim of predicting physical development and sporting achievements / N.Zh. Bulgakova, A.R. Vorontsov, A.Yu. Cherkasov // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi. - 1980, - No. 8. - Pp. 27-31.

10. Platonov, V.N. Theory of Sports / V.N. Platonov. -Kiev: Vishcha school, 1987. - 287 p.

11. Platonov, V.N. Theory of the periodization of sports training during the year: the history of the issue, state, discussions, ways of modernization / V.N. Platonov // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi. - 2009. - No. 9. - Pp. 18-34.

12. Nabatnikova, M.Ya. On the development of proper standards for special physical preparedness of qualified young swimmers / M.Ya. Nabatnikova, S.P. Konov // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi. - 1981. - No. 6 - Pp. 26-27.

13. Nabatnikova, M.Ya. On integral indicators of general and special physical readiness of young swimmers of various qualifications [Text] / M.Ya. Nabatnikova, I.G. Kremneva, A.L. Panfilov // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi. -1982. - No. 5. - Pp. 32-34.

14. Fomin, N.A. Physiological basis of motor activity [Text] / N.A. Fomin, Yu.N. Vavilov. - Moscow: Physical training and sports, 1991. - 224 p.

15. Ozhegov, S.I. Dictionary of the Russian language: 80 000 words and phraseological expressions [Text] / S.I. Ozhegov, N. Yu. Shvedova. The Russian Academy of Sciences. Institute of Russian language V.V. Vinogradova. -4th ed., Supplemented. - Moscow: Azbukovnik, 1999. -944 p.

16. Guzhalovsky, A.A. Model characteristics of the physical preparedness of female sprinters and the experimental justification of the methods of their individual training / A.A. Guzhalovsky, A.V. Alabin // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi. - 1980. - No. 5. - Pp. 33-36.

17. Zemtsov, I.F. Complex assessment of special preparedness of high-qualified water polo players in the process of step-by-step pedagogical control: the author's abstract. Dis. ... Cand. Ped. Sciences / I.F. Zemtsov. - Kiev, 1988. - 24 p.

18. Dunaev, K.S. Structure and model characteristics of the physical preparedness of highly qualified biathlonists / K.C. Dunaev // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgaft, 2007. - No. 4 (26). - Pp. 22-27.

19. Pavlov, V.Yu. Construction of the training process of young weightlifters based on the use of model characteristics / V.Yu. Pavlov, Yu.T. Revyakin // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi. - 2013. - No. 5. - Pp. 60-63.

20. Alexandrova, G.V. Model characteristics of the special preparedness of qualified athletes: the author's abstract. Dis. ... Cand. Ped. Sciences / G.V. Alexandrova. - Kiev: KGIFK, 1983. - 23 p.

21. Kobzar', A.I. Applied mathematical statistics. For engineering and scientific workers / A.H. Kobzar', - Moscow: Fizmatlit, 2006. - 816 p.

22. Skorodumova, A.P. Development of norms and scales of indicators of physical readiness of tennis players training at the stage of initial training and training stage (stage of sports specialization) / A.P. Skorodumova, I.S. Baranov, S.D. Tosho-vich, O.V. Kuznetsova: FGBU FSC VNIIFK. - M., 2016. -115 p.: - Bibliography: pp. 13-14, 64-69. - Dep. in the Ministry of sport Russia 30.09.16, No. 115080710004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.