Теория и методика спорта высших достижений
25
МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ КОНЬКОБЕЖЦЕВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ КАК КРИТЕРИЙ ГОТОВНОСТИ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
К.В. ФЕДОТОВ,
Дальневосточная государственная академия физической культуры,
г. Хабаровск
Аннотация
В статье приведены основания для разработки модельных характеристик различного вида подготовленности (ОФП и СФП), а также соревновательной деятельности конькобежцев различной квалификации. Установление модельных характеристик позволит определить оптимальные нагрузки, а также прогнозировать эффективность соревновательной деятельности.
Ключевые слова: модельные характеристики, техническая подготовленность, соревновательная деятельность, учебно-тренировочный процесс, двигательные качества, прогнозирование.
Abstract
The paper presents the principles for the development of model characteristics of different types of preparedness (general and special), as well as competitive skaters of varying skill. Establishment of model characteristics will determine the optimal load as well as to predict the efficiency of competitive activity.
Key words: model specifications, technical readiness, competitive activity, a training process, the quality movement, prediction.
Для управления тренировочным процессом необходима информация о подготовленности спортсменов. Данная информация должна включать и количественную оценку развития двигательных качеств, технико-тактической, психологической подготовленности и соревновательной деятельности спортсменов [2, 5, 6].
Современная система подготовки юных спортсменов предусматривает выявление основных этапов и направленности тренировочного процесса, выбор средств и методов технической, функциональной и психической подготовки, определение объема и интенсивности физических нагрузок в зависимости от возрастно-половых и индивидуальных особенностей [2].
Понижение мотивации к занятиям физической культурой свидетельствует о том, что организация и содержание физического воспитания в школе, в спортивных секциях не соответствуют требованиям сегодняшнего дня. Необходим поиск эффективных средств и методов физического воспитания детей, организации занятий на новом, более совершенном уровне с учетом физической подготовленности и интересов детей.
На основании этого было проведено исследование, направленное на выявление информативных показателей, характеризующих различные стороны подготовленности спортсменов. В исследовании приняли участие 20 спортсменов различной квалификации. В батарею тестов были включены показатели, которые характеризовали общую и специальную физическую подготовленность и соревновательную деятельность конькобежцев. Цель предварительного исследования - определение взаимосвязи между показателями общей и специальной физической подготовки с результатами соревнований, а также разработка модельных характеристик различных видов подготовки и соревновательной деятельности.
Результаты тестирования и соревновательные результаты обрабатывались с помощью методов математической статистики.
Проведенное исследование позволило выявить комплекс характеристик, достоверно связанных с параметрами соревновательной деятельности. На основании проведенного анализа была составлена корреляционная матрица, в которую вошли показатели соревновательной деятельности и различных видов подготовленности спортсменов.
С помощью корреляционного анализа установлена положительная взаимосвязь показателей двигательных качеств с результатами в беге на коньках на отдельных дистанциях: так, сильная положительная взаимосвязь наблюдалась на дистанциях 100, 300, 500 м в беге на коньках со скоростно-силовыми качествами (г = 0,92), ловкостью (г = 0,9) и некоторыми видами координационных способностей (динамическое равновесие г = 0,79; воспроизведение прыжка г = 0,86; статическое равновесие г = 0,69)
Таким образом, развитие данных способностей в учебно-тренировочном процессе ведет к повышению результата в беге на коньках на данных дистанциях.
По результатам этого исследования нами в качестве критериев готовности конькобежцев различной квалификации к соревновательной деятельности был выделен комплекс показателей, включающий результаты тестовых испытаний в гладком и челночном беге, в прыжках в длину с места, а также данные тестов, определяющих развитие координационных способностей.
В задачу нашего исследования входило разработка модельных характеристик различных видов подготовленности и соревновательной деятельности с целью объективной оценки уровня подготовленности спортсменов-конькобежцев.
ФНЦ ВНИИФК
26
Теория и методика спорта высших достижений
В ходе этих исследований нами были разработаны модельные характеристики физической и психологической подготовленности конькобежцев различной квалификации.
Модели различных видов подготовленности использовали для оценки соответствия различных качеств и способностей, демонстрируемых и планируемых результатов и на этой основе выявляли степень подготов-
ленности, а также определяли дальнейшую работу, пути индивидуальной ориентации и коррекции [5].
Модельные характеристики ОФП, СФП, технической подготовленности, разработанные, в частности, для спортсменов различной квалификации, позволят точнее определить направленность учебно-тренировочного процесса и тем самым повысить эффективность соревновательной деятельности (см. таблицу).
Параметры МС-М1 КМС-М2 Разница М1-М2 Р I спортивный разряд -М3 Разница М2-М3 Р Разница М3-М1 Р
в ед. в % в ед. в % в ед. в %
Тройной прыжок (см) 790 ± 31,4 760 ± 5,2 30 4 < 0,05 685 ± 24,8 75 11 < 0,05 105 15 < 0,05
Бег 30 м (с) 4,3 ± 0,08 4,5 ± 0,04 0,2 5 < 0,05 4,8 ± 0,1 0,3 7 < 0,05 0,5 11,6 < 0,05
Стойка на одной ноге (статическое равновесие (с)) 55 ± 2,5 41 ± 1,7 14 34 < 0,05 34 ± 1,7 7 21 < 0,05 21 62 < 0,05
Челночный бег 3X10 (с) 6,9 ± 0,06 7,4 ± 0,09 0,5 7 < 0,05 7,9 ± 0,06 0,5 7 < 0,05 1 14,5 < 0,05
Прыжок с места (см) 295 ± 3,1 269 ± 4,3 26 10 < 0,05 247 ± 2,3 22 9 < 0,05 48 19 < 0,05
Повороты на гимнастической скамье (динамическое равновесие (с)) 7,0 ± 0,06 7,2 ± 0,04 0,2 2,9 < 0,05 7,7 ± 0,06 0,5 7 < 0,05 0,7 10 < 0,05
Хлопки спереди-сзади за 5 с (быстрота движений, с) 24 ± 0,5 21 ± 0,4 3 12,5 < 0,05 19 ± 0,5 2 9,5 < 0,05 5 21 < 0,05
Бег 300 м (с) 41 ± 1,3 45 ± 1,6 4 8,9 < 0,01 62 ± 5,8 17 27,4 < 0,01 21 33,9 < 0,01
Многоскоки 100 м (сумма у.е.) 55 ± 1,8 61 ± 1,8 6 9,8 < 0,01 67 ± 1,9 6 9,0 < 0,01 12 17 < 0,01
Для построения модельных характеристик спортсменов различной квалификации нами была проведена психодиагностика личности спортсменов. Средние величины состояния спортсменов (по Люшеру) по мере роста квалификации увеличиваются по показателям активности и работоспособности. Тестирование интеллекта (по Кеттелу) выявило, что для начинающих конькобежцев характерна переменчивость интересов, нетерпеливость, раздражительность и быстрая утомляемость. Для новичков свойственно неумение анализировать и обобщать.
Прогнозирование модельных характеристик предполагало определение научно обоснованного модельного
уровня ОФП, СФП и психологической подготовленности, оптимально способствующех росту спортивных результатов, учитывая современные тенденции развития конькобежного спорта и спортивной конкуренции. При этом он должен быть не завышенным, а реально достижимым.
Таким образом, можно предположить, что использование модельных характеристик в учебно-тренировочном процессе позволит объективно определять уровень подготовленности конькобежцев различной квалификации, выбрать оптимальные тренировочные воздействия, прогнозировать эффективность соревновательной деятельности.
Литература
1. Бахрах И.И. Комплексный контроль в системе подготовки юных конькобежцев / И.И. Бахрах,
A. М. Докторевич // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 9. - С. 35-37.
2. Булкин В.А. Теоретические концепции управления тренировочным процессом в спорте высших достижений /
B. А. Булкин // Тенденции развития спорта высших достижений: сб. науч. тр./ сост. Б.Н. Шустин. - М.: ЦНИИС, 1993. - С. 57-62.
3. Кубаткин В.П. Комплексный контроль в управлении подготовкой конькобежцев / В.П. Кубаткин, Л.Е. Ильина, А.В. Минаев // Конькобежный спорт: сб. науч.-метод. статей. - М.: РГАФК,1995. - С. 33-35.
4. Набатникова М.Я. Теоретические аспекты исследования системы подготовки юных спортсменов /
М.Я. Набатникова // Теория и практика физической культуры. - 1980. - № 4. - С. 21-26.
5. Полуренко К.Л. Модельные характеристики в тренировочном процессе студенческих команд по мини-футболу / К.Л. Полуренко, А.Н. Ключникова,
Н.В. Белкина // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 8. - С. 72-75.
6. Фатеева О.А. Методика повышения эффективности техники бега на коньках хоккеистов с мячом 12-15лет: дис. ... канд. пед. наук (13.00.04) / О.А. Фатеева [ДВГАФК]. - М., 2007. - 159 с.
7. Шустин Б.Н. Моделирование в спорте (теор. основы и практич. реализация): автореф. дис. . д-ра. пед. наук в форме науч. доклада / ВНИИФК // Б.Н. Шустин. -М., 1995. - С. 33-45.
ФНЦ ВНИИФК
Теория и методика спорта высших достижений
27
References
1. Bahrah I.I. An integrated control system for training young skaters / I.I. Bahrah, A.M. Doktorevich // Theory and Practice of Physical culture. - 2000. - № 9. - Р. 35-37.
2. Bulkin V.A. The theoretical concept of management training process of the highest achievements in sport / V.A. Bulkin // Trends in the development of elite sport: sat. scientific works / comp. B.N. Shustin. - M.: TsNIIS, 1993. - Р. 57-62.
3. Kubatkin V.P. Integrated control in managing the preparation of skaters / V.P. Kubatkin, L.E. Ilina, A.V. Minaev // Speed skating: sat. scientific-method. articles. - M.: RGAFK, 1995. - P. 33-35.
4. Nabatnikova M. Theoretical aspects of the research training system for young athletes / M.Ya. Nabatnikova //
Theory and Practice of Physical cultury. - 1980. - № 4. -Р. 21-26.
5. Polurenko K.L. Model performance in training student teams on mini-football / K.L. Polurenko, A.N. Klyuchnikova,
N.V. Belkina // Theory and Practice of Physical cultury. -
2009. - № 8. - Р. 72-75.
6. Fateeva O. Methods of improving the effectiveness of technology-skating hockey players with the ball 12-15 years: thesis of candidate of pedagogic sciences (13.00.04) / O.A. Fateeva [DVGAFK]. - M., 2007. - 159 p.
7. Shustin B.N. Modeling in Sport (theoretical and practical basis implementation): thesis of dr. of pedagogic sciences in form of report / VNIIFK // B.N. Shustin. - M., 1995. - Р. 33-45.
ФНЦ ВНИИФК