ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ТЕННИСИСТОВ 6-8 ЛЕТ
А.П. СКОРОДУМОВА, И.С. БАРАНОВ, О.В. КУЗНЕЦОВА, (в сборе данных принимала участие С.Д. Семенова),
ФГБУ ФНЦ ВНИИФК
Аннотация
В данной статье авторы поднимают проблему изучения структуры физической подготовленности теннисистов 6-8 лет, тренирующихся на этапе начальной подготовки. Особенность данной статьи заключается в том, что результаты проведенных исследований - основные факторы, определяющие физическую подготовленность теннисистов 6-7-8 лет, публикуются впервые. Также впервые в статье приводятся выявленные изменения значимости факторов и показателей в них входящих в возрастном аспекте. Авторы приходят к выводу, что для теннисистов каждого возраста определены показатели, которые могут стать основой контроля физической подготовленности с целью его проведения чаще двух раз в год, что в свою очередь позволит вносить коррекцию
в тренировочный процесс с целью его оптимизации.
Ключевые слова: теннисисты 6-8 лет, этап начальной подготовки, показатели физической подготовленности,
факторный анализ, сравнительный анализ.
PHYSICAL FITNESS FEATURES OF 6-8 YEARS OLD TENNIS PLAYERS
А.P. SKORODUMOVA, I.S. BARANOV, O.V. KUZNETSOVA, (S.D. Semenova took part in data collection),
FSBIFSC VNIIFK
Abstract
In this article authors consider a problem of studying physical fitness structure of 6-8 years old tennis players training at the stage of basic training. Feature of this article is that results of the conducted research - the major factors defining the physical fitness of 6-7-8 years old tennis players training at the stage of basic training are published for the first time. Also for the first time the revealed changes of the factors significance and indexes entering them in age aspect are given in article. Authors come to a conclusion that for tennis players of each age indicators are defined which can become a basis of physical fitness monitoring for the purpose of its carrying out more than two times a year that in turn will allow to bring
correction in training process for the purpose of its optimization.
Keywords: tennis players of 6-8 years old, stage of basic training, indicators of physical fitness, factor analysis, comparative
analysis.
Введение
Определение показателей физической подготовленности, наиболее значимых для вида спорта, необходимо с целью оптимизации тренировочного процесса и возможности достижения высоких результатов спортсменами, занимающимися этим видом [1, 2, 3, 4, 5].
Цель исследования - определить ведущие факторы физической подготовленности теннисистов 6-8 лет, занимающихся на этапе начальной подготовки.
Скородумова А.П. ведущий автор
Задачи, методы и организация исследования
Задачи исследования:
1) определить физическую подготовленность теннисистов 6-7-8 лет;
2) выявить основные факторы, определяющие физическую подготовленность теннисистов 6-7-8 лет;
3) выявить изменения значимости факторов в возрастном аспекте;
4) отобрать комплекс показателей с целью создания мобильной системы контроля в каждом возрасте.
Решение поставленных задач позволит вести контроль физической подготовленности чаще, чем 2 раза в год, как это принято сейчас. А также позволит на новом уровне решить проблему выбора средств и методов, необходи-
[7, 8]. В первые четыре группы вошло наибольшее количество показателей - от 65,0 до 86,2% общей дисперсии выборки. Именно по четырем группам факторов будут обсуждаться результаты, полученные в каждом возрасте.
Результаты и их обсуждение
Факторная структура физической подготовленности теннисистов 6 лет представлена в табл. 1.
Таблица 1
Факторы физической подготовленности теннисистов 6 лет, тренирующихся на этапе начальной подготовки
мых для использования в тренировочном процессе теннисистов указанных возрастов.
Для решения поставленных задач был использован комплекс тестов, разработанных ранее для оценки физической подготовленности теннисистов 6-8 лет [6]. Полученные результаты были обработаны с использованием методов математической статистики. В результате проведенной математической обработки в каждой возрастной группе теннисистов было выделено 5-7 групп факторов
Факторы, их вклад и достоверно значимые показатели в них входящие
1/33,1% П/13,1% Ш/12,5% IV/10,5%
1. Бег 5 м - 0,665 2. Бег 10 м - 0,758 3. Прыжок в длину -0,883 4. Прыжок вверх (1) - 0,858 5. Прыжок вверх (2) -0,862 6. Подбивание мяча ракеткой - 0,688 7. Дифференциация мышечных усилий - 0,708 8. Высота 10 прыжков - 0,751 1. Реактивность мышц -0,607 2. Согласованность действий - 0,758 3. Наклон вниз - 0,799 1. Реактивность мышц -0,605 2. Высота 10 прыжков -0,824 3. Быстрота реакции -0,581 1. Быстрота реакции -0,610 2. Выкрут палки - 0,668
У отобранных для игры в теннис и начавших им заниматься 6-летних ребят сумма четырех выделенных факторов составляет 69,2%. В них входят 16 показателей.
I фактор является ведущим. Его суммарный вклад в обобщенную дисперсию выборки имеет 33,1%. В нем выделено 8 значимых показателей, характеризующих ско-ростно-силовые способности мышц нижних конечностей (3), скоростные (2), координационные (2) и скоростно-силовую выносливость.
II фактор значительно уступает I по своему вкладу в обобщенную дисперсию выборки и составляет 13,1%.
В этот фактор входят 3 показателя, характеризующие ско-ростно-силовые и координационные способности занимающихся, однако отличные от входящих в I фактор, а также общую гибкость.
III фактор имеет 12,5% общей дисперсии выборки, включает в себя 3 показателя: реактивность мышц, ско-ростно-силовую выносливость и быстроту реакции.
IV фактор имеет вклад в обобщенную дисперсию выборки, составляющий 10,5%. В него входят показатель скоростных способностей - быстрота реакции и показатель подвижности плечевых суставов.
Таблица 2
Факторы физической подготовленности теннисистов 7 лет, тренирующихся на этапе начальной подготовки
Факторы, их вклад и достоверно значимые показатели в них входящие
¡/39,0% II/12,3% 111/11,0% IV/8,3%
1. Бег 5 м - 0,555 1. Бег 5 м - 0, 560 1. Реактивность мышц - 0,728 1. Согласованность действий - 0, 748
2. Бег 10 м - 0,782 2. Наклон вниз - 0,566 2. Время отталкивания при выполнении 10 прыжков - 0,891
3. Прыжок в длину - 0,873
4. Прыжок вверх 1 - 0, 796
5. Прыжок вверх 2 - 0, 877
6. Метание мяча - 0,681
7. Способность к перестроению -0,785
8. Подбивание мяча ракеткой - 0,620
9. Дифференциация мышечных усилий - 0,692
10. «Челнок» - 0,865
11. Высота прыжков - 0,809
У семилетних ребят четыре выделенных фактора в сумме составляют 70,6%. В них входят 16 показателей. Суммарный вклад I фактора в обобщенную дисперсию выборки составляет 39%. В него входят 11 показателей из выделенных 16: оба показателя быстроты набора скорости; все показатели (4) скоростно-силовых способностей мышц нижних и верхних конечностей; показатели координационных способностей - способность к перестроению движений, пространственная точность движений и дифференциация мышечных усилий; показатели алактатной анаэробной и скоростно-силовой выносливости.
II фактор значительно уступает I фактору и по вкладу в обобщенную дисперсию выборки (12,32%), и по количеству показателей. В него входят два показателя, один из которых характеризует быстроту набора скорости на короткие отрезки, другой - общую гибкость.
III фактор имеет вклад, равный 11%, в обобщенную дисперсию выборки и включает в себя два достоверно значимых показателя. Один характеризует взрывную силу мышц, другой - скоростно-силовую выносливость.
IV фактор имеет вклад в обобщенную дисперсию, равный 8,3%, и состоит из одного достоверно значимого показателя, который характеризует согласованность действий.
Таблица 3
Факторы физической подготовленности теннисистов 8 лет, тренирующихся на этапе начальной подготовки
Факторы, их вклад и достоверно значимые показатели в них входящие
1/23,0% 11/16,1% Ш/14,5% 1У/11,4%
1. Бег 5 м - 0,577 2. Бег 10 м -0,525 3. Прыжок в длину - 0,821 4. Прыжок вверх 1 - 0,742 5. Прыжок вверх 2 - 0,704 6. Высота 10 прыжков -0,841 1. Реактивность мышц - 0,550 2. Метание мяча - 0,704 3. Способность к перестроению - 0,561 4. Подбивание мяча ракеткой - 0,571 5. Выкрут палки - 0,631 1. Реактивность мышц - 0,705 2. Согласованность действий - 0,731 3. Время отталкивания при выполнении 10 прыжков - 0,696 1. «Челнок» - 0,662
У 8-летних теннисистов 4 фактора имеют вклад в общую дисперсию, равный 65%. В них входят 15 показателей.
I фактор, составляющий 23% обобщенной дисперсии выборки, имеет 6 достоверно значимых показателей, что на 5 показателей меньше, чем у 7-летних: оба показателя быстроты набора скорости, скоростно-силовые показатели мышц нижних конечностей и выносливость к ее проявлению.
II фактор имеет вклад 16,1% и состоит из 5-ти достоверно значимых показателей, характеризующих взрывную силу мышц нижних конечностей, скоростно-силовые способности мышц плечевого пояса, координационные способности, а именно способность к перестроению движений и пространственную точность движений, а также подвижность плечевых суставов.
Вклад I фактора и количество показател
III фактор, имеющий вклад в обобщенную дисперсию, равный 14,5%, включает в себя 3 показателя, оценивающих: взрывную силу мышц нижних конечностей; согласованность действий как показатель координационных способностей и скоростно-силовую выносливость.
IV фактор включает в себя один показатель и имеет вклад 11,4% в обобщенную дисперсию.
Анализируя представленные результаты, можно видеть, что теннисисты каждого возраста имеют свою специфическую структуру физической подготовленности.
В каждом возрасте наибольший вклад в обобщенную дисперсию имеет I фактор. Однако вес этого фактора и количество показателей в него входящих неодинаково (табл. 4).
Таблица 4
й, входящих в него, у теннисистов 6-8 лет
^^^^ Показатель Возраст, ^^^^ лет Вклад четырех факторов, % Количество показателей в четырех факторах Вклад I фактора, % Количество показателей в I факторе
6 69,2 16 33,1 8
7 70,6 16 39,0 11
8 65,0 15 23,0 6
Во всех трех возрастах есть показатели скоростных способностей - бег на 5 м и 10 м, свидетельствующие о способности быстро набирать скорость; скоростно-силовых способностей мышц нижних конечностей при выполнении прыжков в разных направлениях и скорост-но-силовой выносливости. Показатели координационных
способностей входят в I фактор у 6-ти и 7-летних теннисистов.
Расчет средних значений вкладов показателей, оценивающих каждое качество, в обобщенную дисперсию выборки I фактора свидетельствует об изменении с возрастом доли каждого вклада (табл. 5).
Таблица 5
Средний вклад показателей и одного наибольшего в обобщенную дисперсию выборки I фактора
Возраст, лет Показатель Вес вклада 6 лет Место 7 лет Место 8 лет Место
Скоростных Средний 0,711 3 0,668 4 0,551 3
способностей Наибольший 0,758 2 0,752 4 0,577 3
Скоростно-силовых Средний 0,847 1 0,806 2 0,755 2
способностей Наибольший 0,883 1 0,877 1 0,821 2
Выносливости Средний 0,751 2 0,837 1 0,772 1
Наибольший 0,751 3 0,865 2 0,841 1
Координационных Средний 0,698 4 0,699 3 - -
способностей Наибольший 0,708 4 0,785 3 - -
У 6-летних ребят, начавших заниматься теннисом, наибольший средний вклад в обобщенную дисперсию выборки имеют показатели скоростно-силовых способностей. У 7-ми и 8-летних эти показатели занимают 2 место.
Второе место у 6-летних занимают показатели выносливости, у 7-ми и 8-летних они выходят на 1 место. Это можно объяснить тем, что занятия, длительность которых 1,5 часа, проходят с высокой интенсивностью и требуют от занимающихся внимания, сосредоточенности при разучивании технических действий. Чтобы выполнить удар по мячу, надо оказаться рядом с ним, а это предъявляет большие требования к скоростным способностям, которые надо сохранять до конца занятия. Сохранение параметра действий на протяжении длительного времени -выносливость.
Вклад средних значений скоростных способностей занимает 3 место в обобщенной дисперсии выборки у 6-летних, у 7-летних они занимают 4 место, вновь возвращаясь на 3 место у ребят 8 лет. Надо отметить, что среди показателей скоростных способностей достоверно значимыми являются показатели набора скорости, и отсутствует показатель быстроты реакции, коэффициент корреляции которой имеет достоверную связь с результатом соревновательной деятельности у теннисистов высокой квалификации.
Отсутствие этого показателя у 6-7-8-летних теннисистов говорит о том, что применяемые для разучивания технических действий упражнения не предъявляют требований к быстроте реакции. В то же время в занятиях физической подготовкой совершенствованию быстроты реакции уделяется недостаточно времени. И это плохо, поскольку именно в этом возрасте необходимо совершенствовать все формы проявления быстроты [9, 10, 11]. Видимо, в тренировочный процесс необходимо вносить коррекцию.
Четвертое место у 6-летних занимают показатели координационных способностей; у 7-летних они выходят на 3 место, а у 8-летних не попадают в I фактор.
Если говорить о наибольшем вкладе одного показателя в обобщенную дисперсию I фактора, то у 6-летних ребят это показатель скоростно-силовых способностей -выпрыгивание вверх, вклад этого же показателя остается наибольшим у 7-летних. Показатель скоростно-силовых способностей занимает 2 место у 8-летних. Однако само действие меняется. Им становится прыжок в длину.
Второе место у 6-летних занимает показатель скоростных способностей. Им становится бег на 10 м. Именно вклад этого показателя перемещается на 4 место у 7-летних. Показатель скоростных способностей у 8-летних поднимается на 3 место. Этим показателем является бег на 5 м.
Третье место у 6-летних занимает вклад показателя скоростно-силовой выносливости - высота 10 выпрыгиваний. Показатель выносливости у 7-летних занимает 2 место. Им становится показатель алактатной анаэробной выносливости - «челнок». У 8-летних показатель выносливости занимает уже 1 место - это показатель скоростно-силовой выносливости.
Четвертое место в I ведущем факторе у 6-летних занимает показатель координационных способностей, оценивающий дифференциацию мышечных усилий. У 7-летних вклад этого показателя занимает 3 место.
Заключение
В результате работы получены данные физической подготовленности 6-7-8-летних детей, занимающихся теннисом на подготовительном этапе.
Выявлена факторная структура физической подготовленности детей, занимающихся теннисом на подготовительном этапе.
Установлено, что факторная структура физической подготовленности имеет различия в разных возрастных группах. Более того, установлено, что вклад показателей, оценивающих одно и то же качество, изменяется в зависимости от возраста занимающихся.
Особенности структуры физической подготовленности спортсменов должны быть учтены при планировании учебно-тренировочного процесса в каждом возрасте.
Литература
1. Головачев, А.И. Динамика интенсивности соревновательной деятельности высококвалифицированных лыжников-гонщиков в забегах классического и конькового спринта [Текст]: актуальные проблемы спортивной науки: сборник научных трудов; под ред. профессора Н.В. Паршиковой / А.И. Головачев, В.И. Колыхматов, С.В. Широкова. - М.: Изд-во «ООО "Издательство МБА"», 2017. - С. 55-71.
2. Арансон, М.В. Основные направления научных исследований в единоборствах [Текст]: актуальные проблемы спортивной науки: сборник научных трудов; под ред. профессора Н.В. Паршиковой / М.В. Арансон, Э.С. Озо-лин, Б.Н. Шустин. - М.: ООО «Издательство МБА», 2017. - С. 29-36.
3. Годик, М.А. Факторная структура специальной подготовленности футболистов / М.А. Годик, Е.В. Скоморохов // Теория и практика физической культуры. - 1984. -№ 7. - С. 14-16.
4. Годик, М.А. Комплексный контроль в спортивных играх / М.А. Годик, А.П. Скородумова. - М.: Советский спорт, 2010. - 332 с.
5. Игнатьева, В.Я. Теория и практика гандбола: учебник для физкультурных вузов / В.Я. Игнатьева. - М.: Спорт, 2016. - 375 с.
6. Скородумова, А.П. Разработка нормативов и оценочных шкал показателей физической подготовленности теннисистов, тренирующихся на этапе начальной подготовки и тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) / А.П. Скородумова, И.С. Баранов, С.Д. Тошо-вич, Е.С. Ларюшина. - М.: ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, 2015. - 46 с.
7. Боровков, А.А. Математическая статистика / А.А. Боровков. - М.: Наука, 1984. - 472 с.
8. Кобзарь, А.И. Прикладная математическая статистика. Для инженерных и научных работников / А.И. Кобзарь. - М.: Физматлит, 2006. - 816 с.
9. Платонов, В.Н. Периодизация спортивной тренировки: Общая теория и ее практическое применение / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 2013. -624 с.
10. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта: учебник для студентов вузов физической культуры. - Киев, Олимпийская литература, 2002. -293 с.
11. Филин, В.П. Становление и перспективы развития теории и методики юношеского спорта // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1998. -№ 2. - 23 с.
References
1. Golovachev, A.I., Kolyhmmatov, V.I. and Shirokova, S.V. (2017), Dynamics of intensity of competitive activity of elite skiers-racers in races of classical and ridge sprint, In: actual problems of sports science: a collection of scientific papers. Ed. Professor N.V. Parshikova, Moscow: Publishing house of the Publishing House MBA, pp. 55-71.
2. Aranson, M.V. Ozolin, E.S. and Shustin, B.N. (2017), The main directions of research in martial arts, In: Actual problems of sports science: a collection of scientific papers; Ed. Professor N.V. Parshikova, Moscow: Publishing house MBA, pp. 29-36.
3. Godik, M.A. and Skomorokhov, E.V. (1984), Factor structure of special readiness in football players, Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi, no. 7, pp. 14-16.
4. Godik, M.A. and Skorodumova, A.P. (2010), Complex control in sports games, Moscow: Soviet sport, p. 332.
5. Ignatieva, V.Ya. (2016), Theory and practice of handball: a textbook for sports universities, Moscow: Sport, 375 p.
6. Skorodumova, A.P., Baranov, I.S., Toshovich, S.D. and Laryushina, E.S. (2015), Development of norms and scales of indicators of physical readiness of tennis players training at the stage of initial training and training stage (stage of sports specialization), Moscow: FSBI FSC VNIIFK, 46 p.
7. Borovkov, A.A. (1984), Mathematical Statistics, Moscow: Nauka, 472 p.
8. Kobzar, A.I. (2006), Applied mathematical statistics. For engineering and scientific workers, Moscow: Fizmatlit, 816 p.
9. Platonov, V.N. (2013), Periodization of sports training: General theory and its practical application, Kiev: Olimpiys-kaya literatura, 624 p.
10. Volkov, L.V. (2002), Theory and Methods of Children and Youth Sports: A Textbook for Students of Physical Education Institutes of Higher Education, Kiev: Olimpiyskaya literatura, 293 p.
11. Filin, V.P. (1998), Formation and prospects for the development of theory and methodology of youth sports, Fizicheska-ya kul'tura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka, no. 2, pp. 23.