Научная статья на тему 'Влияние возраста и специфики вида спорта на свойства личности юных ватерполистов'

Влияние возраста и специфики вида спорта на свойства личности юных ватерполистов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
461
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЬЧИКИ-ВАТЕРПОЛИСТЫ / ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ / СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / ОПТИМИЗАЦИЯ СОСТОЯНИЙ / YOUNG MALE WATER POLO PLAYERS / MOTIVATION PARTICULARITIES / PERSONALITY TRAITS / EMOTIONAL STRESS / OPTIMIZATION STATES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ибрагимова А.С., Тимакова Т.С., Трещалин С.С., Трещалин А.С.

В статье рассматриваются установленные особенности свойств личности мальчиков-подростков, занимающихся водным поло. Специфика периода возрастного развития и самого вида соревновательной деятельности проявляются яркими чертами невротизации их психики, негативной реакцией их личности на ответственные выступления в соревнованиях. В работе рассматривается пример научно-методического сопровождения работы с тренерами, направленной на формирование здорового климата во взаимодействии юных ватерполистов и тренерского коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ибрагимова А.С., Тимакова Т.С., Трещалин С.С., Трещалин А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of age and specificity of sport upon the person characteristics of the in young water polo

In the article the features of the established properties of the individual adolescent boys engaged in water polo. Specifics period of age and the type of competitive activity manifested striking features of neuroticism their psyche, their negative reaction to the person responsible performances in competitions. In this paper the example of the scientific and methodological support of work with the coaches, aimed at promoting a healthy climate in the interaction of young water polo players and coaching staff.

Текст научной работы на тему «Влияние возраста и специфики вида спорта на свойства личности юных ватерполистов»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА

ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТА И СПЕЦИФИКИ ВИДА СПОРТА НА СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ ЮНЫХ ВАТЕРПОЛИСТОВ

А.С. ИБРАГИМОВА,* Т.С. ТИМАКОВА,** С.С. ТРЕЩАЛИН,* А.С. ТРЕЩАЛИН,* *ГБУ «Спортивная школа № 104 "Жемчужина"» г. Москвы;

**ФГБУ ФНЦ ВНИИФК

Аннотация

В статье рассматриваются установленные особенности свойств личности мальчиков-подростков, занимающихся водным поло. Специфика периода возрастного развития и самого вида соревновательной деятельности проявляются яркими чертами невротизации их психики, негативной реакцией их личности на ответственные выступления в соревнованиях. В работе рассматривается пример научно-методического сопровождения работы с тренерами, направленной на формирование здорового климата во взаимодействии юных ватерполистов и тренерского коллектива.

Ключевые слова: мальчики-ватерполисты, особенности мотивации, свойства личности, эмоциональный стресс, оптимизация состояний.

Abstract

In the article the features of the established properties

of the individual adolescent boys engaged in water polo.

Specifics period of age and the type

of competitive activity manifested striking features

of neuroticism their psyche, their negative reaction

to the person responsible performances in competitions.

In this paper the example of the scientific

and methodological support of work with the coaches,

aimed at promoting a healthy climate

in the interaction of young water polo players

and coaching staff.

Keywords: young male water polo players, motivation particularities, personality traits, emotional stress, optimization states.

Введение

В настоящее время водное поло из особо успешного вида спорта превратилось в один из наиболее отстающих видов олимпийской программы. Так, на протяжении двух последних олимпийских циклов мужская команда России не прошла отбор для участия в Олимпийских играх. Неудачи постигли сборную страны и на чемпионате мира в Казани. Последние успехи выступления команды могут быть оценены бронзовой медалью на Олимпийских играх 2004 года. Столь негативная тенденция серьезно отразилась на снижении популярности вида спорта среди молодежи. Анализ динамики развития спортивных школ по олимпийским видам спорта на основе официальных материалов Минспорта России за период с 2008 по 2012 годы отразил снижение популярности игровых видов спорта в целом. Данные свидетельствуют, что за исключением хоккея с шайбой, наблюдается последовательное снижение числа занимающихся всех возрастных групп (табл. 1), особенно в водном поло.

Отрицательная динамика популярности водного поло обусловлена рядом объективных и субъективных причин. Помимо слабого развития материальной базы для занятий водным поло (отставание строительства плавательных бассейнов, малое число отводимого в расписании бассейна времени для тренировок ватерполистов и др.), специалисты отмечают отставание самой системы подготовки, слабый интерес спортивных школ к подготовке спортивного резерва. Число регионов страны, в которых спортивные школы успешно реализуют программу подготовки юных ватерполистов, весьма ограничено.

В связи со сказанным, понятна необходимость проведения исследований, направленных на повышение качества подготовки ватерполистов. Одним из узких мест в системе подготовки спортсменов является недостаточный уровень проведения отбора и организации спортивной тренировки с учетом психологических особенностей подростков. В силу специфики вида спорта важным условием успешного выступления является развитие

Таблица 1

Динамика численности занимающихся в спортивной школе группы игровых видов спорта

№ п/п Вид спорта 2008 г., кол-во чел. 2012 г., кол-во чел. Сдвиги, %

1. Баскетбол 268 695 211 628 -21,2

2 Волейбол 289 327 247 297 -14,5

3. Водное поло 7426 6350 -14,5

4. Гандбол 30 676 29 810 -2,2

5. Теннис 20 156 18 905 -6,2

7. Футбол 386 882 375 427 -3,0

8. Хоккей с шайбой 75 842 83 779 +10,5

9. Хоккей на траве 3590 3250 -9,5

у ватерполистов способности к противодействию стрессам в условиях соревновательной борьбы, способности к адекватному восприятию побед и поражений, личных удач и неудач, объективной самооценки своей роли в реализации выступления команды и др.

Спортивный психолог Г.Б. Горская, на протяжении многих лет занимающаяся проблемой психического выгорания спортсменов, считает необходимым осуществлять психологическую подготовку с первых дней прихода детей в спорт, обучая их приемам управления своим состоянием, умению справиться с гнетом психических нагрузок и др. [1]. Г.Д. Горбунов считает необходимым для тренера владение принципами воспитания спортсмена, развития у него способности управлять эмоциями, адекватно оценивать свое состояние и владеть простейшими приемами его оптимизации [2].

Наше исследование посвящено изучению изменчивости личностных особенностей юных ватерполистов в возрасте от 13 до 15-16 лет.

Цель работы

На основе учета объективной информации о психическом состоянии команды путем коррекции установок и стиля деятельности тренера повысить эффективность подготовки юных ватерполистов.

Организация и методы исследования

В эксперименте участвовали учащиеся (19 человек 2000 г.р.) отделения водного поло ГБУ «Спортивная школа № 104 "Жемчужина"» г. Москвы. Тестирование юных ватерполистов проводили по методике М. Люшера с расчетом коэффициента вегетативного баланса (КВБ) по формуле К. Шипоша. Также использовали опросник Р. Валлераунда «Почему я занимаюсь спортом», составленный на основе теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, и тест на эмоциональное выгорание в редакции Г.Б. Горской. Одновременно тренером давалась оценка игровых способностей юношей по умению видеть игровое поле, выбора адекватного решения в ходе соревновательной борьбы, целенаправленности игровой активности и т.п. Также учитывали основные антропометрические параметры спортсменов, данные врачебной

диспансеризации, их отношение к тренировочному процессу и соревнованиям разного уровня значимости. Итоговые заключения по каждому спортсмену специалист обсуждал с тренером; совместно вырабатывались рекомендации по улучшению микроклимата на тренировках и характеру педагогической работы с конкретными спортсменами. Одновременно обсуждалась необходимость коррекции поведения тренера, направленность работы со спортсменами.

Предварительное тестирование ватерполистов провели накануне турнира на первенство Москвы. Повторные тестирования проводились в разные периоды годичного цикла подготовки следующего года и в период соревнований на первенство Москвы и России.

Результаты

Исходное обследование выявило в целом сложный характер проявления свойств личности мальчиков-ватерполистов, наличие у большинства из них признаков нестабильности психоэмоционального состояния, повышенной рефлексии и ранимости, скрытой неуверенности и обостренного взгляда на оценку их окружающими. Из всего состава только два спортсмена (в том числе капитан команды) демонстрировали с позиции относительной социальной зрелости адекватное мировосприятие и позитивный настрой. В связи с этим тренеру были даны рекомендации в направлении снижения у мальчиков негативизма и неуверенности в себе, повышенной тревожности и страхов. Рекомендации также были направлены на снижение эмоциональной нагрузки в условиях соревнований. После завершения соревновательного сезона с тренером проведено собеседование по его оценке поведения спортсменов в условиях соревнований, степени реализации ими установок по выполнению поставленных задач и реализации ролевой функции. В качестве своих недостатков тренером были отмечены завышенные требования к спортсменам («давление»), излишне эмоциональный стиль общения во время соревновательных встреч и др.

Следует отметить, что по данным тестирования, с переходом в следующую возрастную группу лишь у некоторых юных ватерполистов наблюдались сдвиги

в сторону оптимизации их психического состояния. Даже в условиях обычной тренировочной работы наблюдали неадекватные сдвиги, становящиеся преобладающими в условиях турнирных встреч. Так, после игры в 8-цвет-ном тесте М. Люшера в качестве первой пары (++) наиболее частым сочетанием являлся выбор: 06, 62, 07, 02, свидетельствующий о выраженной физической усталости, недовольстве результатом своей игры и пр. После соревнований повышенной ответственности (игры

в рамках юношеского первенства России) в качестве первой пары цветовыбора у юных спортсменов наблюдалась потребность в физическом восстановлении: 61, 62, 67, 71, 76.

Примененный опросник на эмоциональное истощение показал присущее в целом снижение веры у них в свои возможности при умеренной выраженности ценности спортивных достижений и психоэмоциональном истощении (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительные данные показателей эмоционального истощения у юных ватерполистов 15 лет

(конец спортивного сезона)

Показатель, Снижение веры Эмоциональное Обесценивание Суммарный

у.е. в личный прогресс истощение достижений показатель

Среднее значение 13,18±2,76 10,27±4,29 8,27±2,76 31,27±7,36

Капитан 17 15 14 43 (высокое)

И.о. капитана 13 9 9 31 (среднее)

Вратарь 17 15 7 39 (в/среднего)

Лучший игрок 9 6 5 19 (низкое)

Данные таблицы 2 показывают тенденцию к общей неуверенности в возможностях роста достижений на фоне довольно низкого значения показателя «обесценивания достижения», что подтверждает высокую значимость для спортсменов общего успеха. Характерно, что наибольшие показатели эмоционального истощения («выгорания») выявлены у бывшего капитана команды и переведенного из полевых игроков вратаря. Вместе

с тем, лучший представитель команды, включенный в состав юношеской сборной страны по результативности своей игры и внешним данным, имеет весьма низкие показатели отдельных характеристик и всей суммарной величины критериев эмоционального истощения. Что касается вновь назначенного капитана команды, то здесь интересно сопоставление с результатами теста по значимости мотивов занятий спортом (табл. 3).

Таблица 3

Показатели важности для ватерполистов 15 лет разных мотивов занятий спортом SD)

Показатель* М1 М2 М3 М4 М5 М6 М7

Среднее значение 19,0 2,15 20,7 4,3 21,9 4,3 19,3 3,7 22,0 2,15 18,4 4,0 14,0 3,1

Капитан 19 Не завершен полностью

И.о. капитана 22 22 23 18 22 24 11

Вратарь 22 19 24 15 21 11 18

Лучший игрок 19 21 23 20 24 19 12

* Мотивация 1 (М1) основана на желании приобретения знаний, навыков, умений; М2 - желание достигнуть компетентности в виде спорта; М3 - ради новых впечатлений и удовлетворения потребности в новизне; М4 - возможность самовыражения; М5 - как средство достижения успеха с целью роста самооценки; М6 - ради роста собственной значимости в глазах окружающих; М7 - амотивация как выражение отсутствия четкой значимости мотива занятий. Минимальная величина оценки составляет 4, максимальная - 28 баллов.

Как видно из табл. 3, в среднем у ватерполистов несколько выше значимость мотивов, направленных на удовлетворение потребности в новизне, ярких впечатлениях, а также в росте уверенности в себе, самоуважения, самооценки и оценки окружающих в целом. Причем показатель амотивации, свидетельствующий о неопределенности мотивов занятий спортом, у них существенно ниже. Выделенных лидеров команды отличает повышен-

ная значимость мотивов, однако некоторые личностные тенденции свидетельствуют о необходимости повышения уровня самоидентификации.

Анализ динамики цветовыбора констатирует, что по мере достижения успехов в выступлении команды у ватерполистов 15-ти лет заметно повысились потребность в самореализации и утверждения своей значимости

на фоне роста самооценки. Интересно отметить, что наиболее остро проявляется потребность в самоутверждении у мальчиков с признаками ретардации развития или с небольшими физическими (антропометрическими) данными. У ведущих игроков команды динамика взросления проявилась в изменении личностных установок -от потребности в сочувствии до стремления к самоутверждению и независимости, в отдельных случаях появилось чувство собственного превосходства.

После полутора лет совместной работы с тренерами для внутреннего использования была разработана «шпаргалка» по экспресс-оценке состояния спортсмена по данным 8-цветного теста. Акцент в ней был сделан на выявление явно негативных сдвигов, свидетельствующих о чрезмерной цене эмоциональной и физической нагрузок у юных спортсменов. Такая информация позволила бы тренеру непосредственно во время соревнований получать срочную информацию и на ее основе принимать соответствующие меры по коррекции состояния ватерполистов.

Обсуждение

Информация об особенностях свойств личности и характере сдвигов у ватерполистов в условиях тренировки и под влиянием соревнований носит определенно конструктивный характер. У юных ватерполистов, в отличие от аналогично полученных данных по цветовыбору на представителях других видов спорта (гребля, футбол, спортивная акробатика, спортивное плавание и др.), мы наблюдали во многом избыточно повышенные сдвиги в сторону состояния тревоги, особенно в условиях ответственных соревнований [3]. Так, пребывание в условиях соревнований особой значимости сопровождалось появлением у ряда спортсменов высокой силы состояния тревоги и стресса: такой цветовой набор сочетал в себе оценку стресса в виде 9-10(!) из 12(!) возможных [4-6]. Причем тест на силу эмоционального напряжения показал особую выраженность неблагоприятных сдвигов у спортсменов, выполняющих особо значимые функции капитана команды и вратаря.

Исследования с использованием опросников на кафедре психологии в Кубанском ГПУ показывают важность дифференцированного подхода к установлению мотивов занятий спортом [7]. В соответствии с их данными, для юных ватерполистов большое значение имеет когнитивно-интеллектуальная составляющая:

у большинства юношей была выявлена потребность в получении знаний и росте своей компетентности. Такую доминанту в структуре мотивов Г.Б. Горская рассматривает как необходимость постоянного совершенствования своего мастерства [7]. Стоит также обратить внимание на тот факт, что у большинства из них преобладали мотивы внутреннего свойства. Вместе с тем наличие повышенной тревоги требует выработки у тренера более доверительного стиля общения для снятия внутренней напряженности и повышения уровня уверенности. Важным моментом в снижении болезненных реакций на собственные ошибки и ошибки при взаимодействии с партнерами является формирование открытости, взаимоуважения, доверительного отношения, как среди спортсменов, так и в их взаимодействии с тренером.

Исследования на контингенте парной акробатики, как среди представительниц высшей квалификации, так и юных спортсменок, показали, что доверительное собеседование с позиции спортивно необходимых функциональных различий партнерш по данным анализа их индивидуальных особенностей позитивно влияло на их взаимодействие. Такая направленность в работе со спортсменками не только способствовала их взаимопониманию и взаимной поддержке, но и заметно снизило частоту и силу конфликтов, нередко приводящих к распаду давно профессионально сложившихся пар и их уходу из спорта [8].

Надо отметить, что в водном поло уже с 13 лет начинают выступать во всероссийском турнире на приз «Золотой мяч», причем нередко в составе команд участвуют и одаренные дети 12 лет. Наши исследования показали, что сложный период возрастного развития, специфика этого вида спорта, обуславливающая плотность контакта противоборствующих сторон и высокую активность игровых действий, вызывают серьезные сдвиги в состоянии психики юных ватерполистов, выражаясь проявлениями ее ранней невротизации. Очевидно, данный фактор следует учитывать при формировании календаря соревнований, отдавая предпочтение для подростков младше 15-16 лет товарищеским встречам, а не регулярному участию в турнирной борьбе. Также данный фактор следует учитывать для смягчения стиля деятельности тренера, способствующего формированию благоприятного «климата» как в условиях рутинного тренировочного процесса, так и в условиях соревнований.

Литература

1. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: учебное пособие / Г.Б. Горская. - Краснодар: 2008. - 220 с.

2. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. - 3 изд., испр. - М.: Советский спорт, 2007. -296 с.

3. Тимакова Т.С., Ибрагимова А.С. Психологическое сопровождение подготовки юных ватерполистов 13-14 лет как необходимое условие оптимизации деятельности тренера // Мат. всерос. науч.-практ. конф. с межд. участ.

«Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика» (29-30 ноября 2013). - Краснодар. - 2013. -С. 139-144.

4. Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений: практическое руководство / Л.Н. Собчик. - СПб.: Речь, 2001. - 112 с.

5. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест: практическое пособие / В.В. Драгунский. - Минск: Харвест, 2004. - 448 с.

<&

ФНЦ ВНИИФК

6. Люшер Макс. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас: практическое руководство; пер. с нем. / М. Люшер. - М.: HIPPO, 2003. - 252 с.

7. Горская Г.Б. Мотивационные регуляторы деятельности спортсменов в спорте высших достижений: теоретическое обоснование исследований // Мат. всерос. науч.-практ. конф. с межд. участ. «Ресурсы

конкурентоспособности спортсменов: теория и практика» (29-30 ноября 2013). - Краснодар. - 2013. -С. 56-60.

8. Свидлер Т.А. Повышение качества взаимодействия женских акробатических пар методами контроля и коррекции психоэмоционального состояния: дис. ... канд. пед. наук. - Москва: ВНИИФК, 2010. - 24 с.

References

1. Gorskaya G.B. Psychological support of long-term preparation of athletes: a tutorial /G.B. Gorskaya. - Krasnodar: 2008. - 220 p.

2. Gorbunov G. Psychopedagogics of Sports /G.D. Gor-bunov. - 3 ed., rev. M.: Sovetsky Sport, 2007. - 296 p.

3. Timakova T.S., Ibragimova A.S. Psychological support training of young water polo players aged 13-14 as a prerequisite for the optimization of the coach // Mat. vseros. nauch.-prakt. Conf. with mezhd. uchast. "Resources competitive athletes: Theory and Practice" (29-30 November 2013). - 2013. - Krasnodar. - P. 139-144.

4. Sobchik L.N. Diagnosis of individually-typological characteristics and interpersonal relations: a practical guide / L.N. Sobchik. - St. Petersburg: Rech, 2001. - 112 p.

5. Dragunsky V.V. Color Personality Test: a practical guide / V.V. Dragunsky. - Minsk: Harvest, 2004. - 448 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Luscher Max. What color is your life. The law of harmony in us: a practical guide / M. Lyusher. - M.: HIPPO, 2003. - 252 p.

7. Gorskaya G.B. Motivational regulator of athletes in elite sport: theoretical basis of research // Mat. vseros. nauch.-practical. Conf. with mezhd. uchast. "Resources competitive athletes: Theory and Practice" (29-30 November 2013). - 2013. - Krasnodar. - P. 56-60.

8. Svidler T.A. Improving of the interaction quality between pairs in female acrobatic techniques for control and correction of psycho-emotional state: diss. ... k.p.n. -Moscow VNIIFK, 2010. - 24 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.