Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИХ ДРАЙВЕРЫ РОСТА'

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИХ ДРАЙВЕРЫ РОСТА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / РЕЗИДЕНТЫ / ПРЕФЕРЕНЦИИ / REGIONAL DEVELOPMENT / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / TERRITORY OF ADVANCED DEVELOPMENT / PRIORITY SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT TERRITORIES / RESIDENTS / PREFERENCES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шаповалова В.А.

Данная статья посвящена исследованию проблематики практики реализации института территорий опережающего развития. Указанный механизм создается для поддержания и стимулирования роста социально-экономических показателей муниципальных образований. Наряду с преференциями для резидентов реализация ТОСЭР на современном этапе сталкивается с рядом проблем. Автором также предлагаются некоторые концептуальные и практикоориентированные механизмы их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Шаповалова В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF CREATING PRIORITY SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT TERRITORIES AND THEIR GROWTH DRIVERS

This article is devoted to the study of the problems of implementation of the Institute of territories of advanced development. The specified mechanism is created for maintenance and stimulation of social and economic indicators growth of municipalities. Along with preferences for residents, the implementation of PSEDT at the present stage faces a number of problems. The author also suggests some conceptual and practice-oriented mechanisms for their solution.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИХ ДРАЙВЕРЫ РОСТА»

УДК 332.1

Шаповалова В.А. студент 3 курса факультет «Управление» ЮРИУ РАНХиГС Россия, г. Ростов-на-Дону ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИХ ДРАЙВЕРЫ

РОСТА

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию проблематики практики реализации института территорий опережающего развития. Указанный механизм создается для поддержания и стимулирования роста социально-экономических показателей муниципальных образований. Наряду с преференциями для резидентов реализация ТОСЭР на современном этапе сталкивается с рядом проблем. Автором также предлагаются некоторые концептуальные и практикоориентированные механизмы их решения.

Ключевые слова: региональное развитие, социально -экономическое развитие, территория опережающего развития, территория опережающего социально-экономического развития, резиденты, преференции.

Shapovalova V.A.

student

The 3rd course, faculty of «Management»

URIU RANEPA Russia, Rostov-on-don

THE PROBLEMS OF CREATING PRIORITY SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT TERRITORIES AND THEIR GROWTH DRIVERS

Abstract: This article is devoted to the study of the problems of implementation of the Institute of territories of advanced development. The specified mechanism is created for maintenance and stimulation of social and economic indicators growth of municipalities. Along with preferences for residents, the implementation of PSEDT at the present stage faces a number of problems. The author also suggests some conceptual and practice-oriented mechanisms for their solution.

Key words: regional development, socio-economic development, territory of advanced development, priority socio-economic development territories, residents, preferences.

В настоящий момент Российская Федерация столкнулась с рядом проблем, происхождение которых обусловлено как внешнеэкономическим и политическим влиянием, так и внутренними структурными институциональными предпосылками. Во многом, с этими факторами связана новая государственная политика поддержки регионального развития -создание территорий опережающего социально-экономического развития

(далее по тексту работы - ТОСЭР) и управление ими.

Некоторые исследователи придерживаются мнения, что необходимость появления территорий опережающего развития продиктована внешнеэкономическим санкционным давлением 185, другие считают первопричиной низкую инвестиционную привлекательность регионов и незначительную степень активности хозяйствующих субъектов 186. Мы придерживаемся мнения, что превалирующий фактор выделить нельзя -необходимо учитывать совокупность аспектов.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», ТОСЭР является частью субъекта РФ, включая закрытое административно-территориальное образование, где на основе решения Правительства РФ установлен особый правовой режим реализации предпринимательской и иной деятельности в целях создания благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально -экономического развития и формирования комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения 187.

Создание территорий опережающего развития помимо долговременного положительного эффекта стимулирует появление разных научных работ, содержащих критику самого данного инструмента государственной поддержки. В частности, существует мнение, что ТОСЭР -модернизированная особая экономическая зона, не предполагающая применения новых концепций и методов прямого и косвенного регулирования. Данный вопрос обсуждается и сейчас, несмотря на то, что территории опережающего развития стали создаваться ещё в 2015 году.

В связи с этим, можно отметить, что, на наш взгляд, у данной теории имеются и сторонники, и противники, причем каждая сторона оперирует фактическими данными и обоснованными аргументами. Определенно можно сказать лишь о том, что процесс создания территорий опережающего развития и управления ими сопряжен с возникновением ряда проблем, о которых речь пойдёт далее, и которые требуют системного решения.

Во-первых, несовершенство налогового законодательства, находящее своё выражение в коллизиях вроде следующей: у предприятия -резидента ТОСЭР не может быть филиалов или обособленных подразделений, однако, представляется очевидным, что одновременно все участники строительства, например, не могут находиться на промышленной площадке. 188

Во-вторых, противоречивая кадровая проблема - с одной стороны, наблюдается заметный недостаток квалифицированных специалистов, а с

185Винокурцева Е. А. О необходимости создания территорий опережающего развития в Российской Федерации // Молодой ученый. 2016. №23. С. 210

186Мясникова О.А. Территория опережающего развития, как инструмент развития экономики // Бюллетень науки и практики. 2018. № 7. С. 323

187 См.: «Собрание законодательства РФ», 05.01.2015, № 1 (часть I), ст. 26

188 Восточный экономический форум // Территории опережающего развития 2.0. Говорят инвесторы [Электронный ресурс] URL: http://tass.ru/vef-2017/articles/4541227 (дата обращения: 05.05.2019 г.)

другой, - отмечается отток кадров на новые предприятия и заводы из близлежащих территорий. Это означает, что появление новых рабочих мест стимулирует механический прирост населения и трудовую миграцию, однако, усугубляет положение тех муниципальных образований, откуда происходит «утечка» кадров, являющихся, к тому же, неподходящими с точки зрения профессионализма и квалификационных требований. 189

В-третьих, несовершенство инфраструктуры. Данная проблема является, своего рода, закономерностью в ситуации, в которой оказалось муниципальное образование (кризисное, нестабильное положение), однако, в силу введения нового правового и фискального режима, резиденты территорий опережающего развития отмечают это как недостаток, так как не всегда представляется возможным ведение хозяйственной деятельности по причине отсутствия минимальных условий (коммуникации, жилищно-коммунальные услуги).

В-четвёртых, следует отметить явное отсутствие разграничений в полномочиях управляющих компаний и органов местного самоуправления в силу отсутствия нормативного закрепления данного вопроса. Здесь не просто происходит пересечение прав и обязанностей, но и существует угроза возникновения конфликтной ситуации на почве решения вопросов местного значения по причине пересечения предметов ведения на местном уровне. 190 Указанные проблемы при комплексном, системном и методологически обоснованном подходе к их решению способны стать драйверами социально-экономического роста территорий. Следовательно, можно выделить ряд возможных решений указанных проблем:

- Внести изменения в финансовые основы создания и организации деятельности ТОСЭР и в положения налогового законодательства, регулирующие данный вопрос, что позволит исключить подобные коллизии и станет ещё одним стимулом для крупных резидентов-инвесторов;

- В целях кадрового обеспечения процесса управления созданием и функционированием ТОСЭР необходимо организовать профильную подготовки специалистов при учреждениях среднего профессионального образования и систему преференций (комплексная заработная плата, представляющая собой оклад и премию по итогу выполненных работ по типу КР1; социальный пакет) для трудоспособного населения, постоянно проживающего на территории опережающего развития;

- Сформулировать необходимые требования, направленные на своевременное обеспечение резидентов возможностями использования территориальной инфраструктуры, финансирование

189 Дынник Д.И. Проблемы социально-экономического развития моногорода (на примере города Гуково) // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2017. № 1-1. С. 21

190 Коммерсантъ // Счетная палата выявила проблемы в управлении ТОР [Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/doc/3448753 (дата обращения: 05.05.2019 г.)

развитие которой осуществляется органами местного самоуправления и региональными органами власти;

- Детально разграничить предметы ведения и полномочия на местном уровне между управляющими компаниями и органами местного самоуправления, нормативно закрепить их соответствующим правовым актом.

Таким образом, создание территорий опережающего развития -процесс, сопряжённый с разного рода трудностями, одни из которых возникают на первоначальном этапе, а другие - впоследствии. Однако, мы полагаем, что наличие проблем, с которыми приходится сталкиваться инвестору и представителям органов власти свидетельствует о реальных изменениях в подходах к управлению развитием территорий, потенциальное решение которых возможно посредством их преобразования в драйверы роста.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 05.01.2015, № 1 (часть I), ст. 26

2. Винокурцева Е. А. О необходимости создания территорий опережающего развития в Российской Федерации // Молодой ученый. 2016. №23. С. 210 -211

3. Дынник Д.И. Проблемы социально-экономического развития моногорода (на примере города Гуково) // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2017. № 1-1. C. 20-23

4. Мясникова О.А. Территория опережающего развития, как инструмент развития экономики // Бюллетень науки и практики. 2018. № 7. С. 323-328

5. Восточный экономический форум // Территории опережающего развития 2.0. Говорят инвесторы [Электронный ресурс] URL: http://tass.ru/vef-2017/articles/4541227 (дата обращения: 05.05.2019 г.)

6. Коммерсантъ // Счетная палата выявила проблемы в управлении ТОР [Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/doc/3448753 (дата обращения: 05.05.2019 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.