ЭТНОЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА СЕВЕРА: СОЦИО-КУЛЬТУРНЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ПО ВОЗРОЖДЕНИЮ И СОХРАНЕНИЮ КУЛЬТУР КОРЕННЫХ НАРОДОВ КАМЧАТКИ
Алискеров А. А.
Проблемных вопросов, связанных с темой, рассматриваемой этнологическим семинаром «Человек в созвучии с природой: иллюзии и вызов», много. Даже определение «коренных» народов требует отдельного объяснения. Например, эвены, проживающие в Быстринском
национальном районе Камчатской области, переселились сюда только 200 лет назад, тогда как русское население здесь проживает уже 300 лет. Кто же из этих народов, проживающих на данной территории, является «более коренным»? Но если не рассматривать вопрос времени «пришлости» населения, а разговор вести о конкретной народности как таковой, ее развитии, то здесь, вероятно, уместно применить классическое определение нации, которое предполагает наличие триады: территория проживания,
исповедование определенной культуры и знание родного языка. В случае выпадения какого-либо определяющего фактора, из названных выше, бытие данного народа изменяется. В таком сообществе людей, в большинстве случаев, появляется неадекватность ощущений, поведения, и традиционные национальные компоненты их жизнедеятельности начинают деградировать.
В связи с этим в международной правовой практике существует понятие статусных и нестатусных групп национального населения, принадлежность к которым определяется степенью соответствия их указанным трем признакам. Что, в конечном счете, и устанавливает статус конкретных групп населения относящих себя к коренным, претендующим на приоритетное положение или получение каких-либо льгот, устанавливаемых для
малочисленных народов, проживающих на данной территории.
А если начали говорить об эвенах, то можно на их примере рассмотреть все поставленные вопросы. Естественно, учитывая, что человек - часть природной системы, ее компонент и, чтобы не нарушать равновесие этой системы, он должен жить в согласии со всеми другими ее составляющими. Но надо при этом не забывать, что человек существует только за счет природных ресурсов - другого источника для выживания у него нет. И никаких иллюзий в этом отношении не должно быть. Поэтому экология в жизни современного общества, тем более в районах проживания народов Севера, занимает важное место, и от состояния окружающей среды зависит очень много. Более того, невозможно обеспечить сохранение биоразнообразия территорий без участия в этом процессе самих малочисленных народов, проживающих на этих северных территориях.
Основные населенные пункты района: с. Эссо (районный центр), с.
Анавгай, остальные 10 национальных сел давно прекратили свое существование.
Итак, Быстринский национальный район Камчатской области, не имеющий выхода к морскому побережью, характеризуется площадью территории в 23 тыс.км2 , население - 2,7 тыс. человек, в том числе эвенов - 850 человек, коряков - 150 человек, алеутов - 10 человек, ительменов -40 человек, камчадалов - 20 человек и чукчей - 10 человек. Как видим, основой коренного национального населения района и хранителями национальной культуры народов Севера здесь являются эвены. Природно-ресурсный потенциал района значителен - это, в основном, минеральносырьевые и рекреационные ресурсы, а также агроклиматические возможности территории.
Имеется достаточно развитая промышленная инфраструктура (транспорт, энергетика, связь), находящаяся, пожалуй, в более лучшем состоянии, чем в других районах не только области, но и полуострова:
- автомобильная дорога
областного значения, соединяющая села района с областным центром, сооруженная, в основном, с целью проведения геологоразведочных работ и последующей эксплуатации Эссовского и Анавгайского месторождений термальных вод;
- благодаря освоению этих
термоминеральных источников, села района
теплофицированы;
- на территории района имеются и
дороги местного значения, проложенные для эффективного и безопасного, в экологическом отношении, проведения геолого-разведочных работ на
месторождениях: ртути (Чемпуринское),
золота (Агинское, Золотое и др.), медноникелевых руд (Шанучинское);
- дороги местного значения также проложены до Оксинских и Апапельских горячих источников, на которых пока не проводилось геолого-разведочных работ, кроме того эти дороги позволяют получить району в дальнейшем выход к Охотскому морю;
- в с. Эссо функционирует аэропорт;
- на реке Быстрой построена первая из запланированного каскада гидроэлектростанция, которая питает электроэнергией населенные пункты района;
- на территории района образован Быстринский природный парк, в котором пока очень слабо развивается туризм, территория парка не охраняется и здесь не проводятся комплексные научные исследования;
- район телефонизирован, имеются почты, радио, телевидение, междугородняя связь, выходит районная газета.
В Быстринском районе создана и социальная инфраструктура: гостиницы,
школы, дома творчества, детские сады, больницы, аптеки и другие медицинские
учреждения, клубы, музей, библиотеки, спортивные базы, бассейны с термальной водой, ветлечебницы, магазины и т.д.
Национальными видами
хозяйствования эвенов, проживающих в Быстринском районе являются:
-оленеводство, которое в настоящее время находится в упадке, ввиду резкого снижения поголовья стада оленей в связи с практически полным
прекращением финансирования государством этой отрасли сельского хозяйства;
-добыча лососевых пород рыб в бассейнах рек Быстрая и Ича, которая сегодня практически свернута ввиду неполучения эвенами достаточных квот на вылов рыбы, а также в связи с отсутствием лосося в указанных водотоках из-за хищнического уничтожения его в нижнем течении данных рек, находящихся на территориях других районов области;
-охота, собирательство дикоросов, которые также находятся в депрессивном состоянии.
Ни каких промышленных предприятий на территории района нет, кроме незначительных по численности штатов и объемам выполняемых работ -это, в основном, предпринимательские фирмы торговой и хозбытовой направленности. Основная часть трудоспособного населения занята в деятельности бюджетных
административных и социальных учреждений.
Таким образом, даже поверхностный анализ сложившейся ситуации показывает, что национальному району, несмотря на уже имеющуюся инфраструктуру, трудно поддерживать и развивать традиционные виды природопользования эвенского населения.
Усугубляется положение, в котором эвены забывают и теряют свою культуру, еще и тем, что они утратили свой родной язык. А ведь язык - это основной механизм передачи традиций, обычаев, основ и принципов хозяйствования,
природопользования, то есть всего того, что определяет культуру народа. И если разговор вести о возрождении культуры
эвенов, то нужно бороться не только за рыбные квоты или дотации в оленеводство, но необходимо еще возродить и язык общения. А освоение последнего, в основном, зависит от самих представителей этого народа. И если эвены сумели возродить свои танцы, обряды, то почему им не изучить родной эвенский язык, что поможет формированию системного
подхода и возрождению культуры этого народа.
Сегодня время диктует
необходимость формирования научно обоснованной программы социально-
экономического развития Быстринского национального района, которое должно основываться на национальных традициях населения и комплексном использовании природных ресурсов территории. В настоящее время мы являемся свидетелями того, что благодаря начавшемуся процессу освоения минерально-сырьевых объектов района, здесь будут построены новые дороги, населенные пункты, естественно, будет усилена социальная инфраструктура района. Но вряд ли, в существующей организационной конфигурации, все это будет способствовать подъему
оленеводства, рыбной ловле или охотничьему промыслу местного
населения. Хотя, согласно утвержденным ОВОСам на эти объекты, при освоении месторождений полезных ископаемых
охрана окружающей среды, вне всякого сомнения, будет поддерживаться на современном уровне. Поэтому сегодня и необходимо поднять вопрос именно программе экологического
сбалансированного развития Быстринского национального района с учетом особенностей хозяйствования населения, которые связаны с его происхождением, условиями расселения основной части населения района - эвенов, их материальной, общественной и духовной культуры, а также культурно-исторических взаимоотношений с другими народами. А для этого надо вспомнить об исторических корнях эвенского народа.
Вообще происхождение народов необычайно длительный и сложный процесс, любой народ в результате
переселений с одной территории на другую и слияний с другими народами изменяется. Из этого правила не исключаются и народы Севера, в том числе и эвены, для которых также характерны были исторические перемещения, и многочисленные контакты с другими народами северо-восточной части Азиатского континента.
На основании многочисленных этнографических исследований считается, что эвены или ламуты являются представителями байкальского типа монголоидов северо-востока Азии. До Х-ХП веков эти народы проживали на территориях Прибайкалья-Левобережья нижнего течения Амура. Язык их относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской семьи языков. Важную роль в развитии их культуры играли контакты с аборигенным палеоазиатским населением Сибири и Китая. Выдавливание эвенов с мест исторического проживания происходило под влиянием политики активных завоеваний объединившихся племен монголоидов в Х11-ХШ веках. В результате такого давления эвены оказались не только в северном Приохотье, Примагаданье, но и в конце - концов, на Камчатке. Переселение эвенов на северо-восточные территории сопровождалось ассимиляцией юкагиров и коряков.
В соответствии с традициями ведения хозяйства эвены делились на «глубинных» - кочующих внутри
континента (собственно эвенов), занимающихся оленеводством, охотой и озерно-речным рыболовством и на «приморских» - ламутов (по-эвенски ламу -море), для которых характерно было безоленное, более оседлое прибрежное рыболовно-зверобойное хозяйствование с разведением ездовых собак. Хотя, надо отметить, что достаточно четкого разделения на эти группы, вероятно, не существовало. Кроме перечисленных видов хозяйствования для эвенов всегда было характерно собирательство дикоросов, коневодство якутского типа, выплавка металлов, изготовление кузнечным способом ножей, наконечников для гарпунов, а также изготовление украшений из кости, серебра, олова, меди и железа. И,
естественно, они занимались переработкой рыбы и мяса животных, а также выделкой шкур, пошивом одежды и т.д.
В процессе переселения эвены передавали свое искусство и умение хозяйствовать коренным народам,
населяющим эти территории. Так коряки научились выплавлять железо из болотных лимонитовых руд, изготовлять ножи и другую хозяйственную утварь из железа и т.д. Однако, в последнее столетие, по объективным и субъективным причинам, эвенами, как впрочем и другими народами северо-востока России, были утрачены и забыты некоторые традиционные виды хозяйствования и природопользования. Поэтому сегодня перед всем населением этих территорий стоит задача выработать систему возрождения традиционных культур, в том числе и видов природопользования.
Это касается и малочисленных народов, проживающих в Быстринском районе Камчатской области.
К сожалению, в настоящее время некоторые общественные организации, в том числе и международные, спекулируя на возникших у народов Севера проблемах, часто получают гранты от кредиторов,
которые, как показывает практика, не заинтересованы в социально-
экономическом развитии территорий Северо-Востока России, а наоборот
содействуют застою общественного сознания этих народов. Существуют
проекты, в которых декларируются стремление к сохранению биоразнообразия и возрождению традиций народов Севера, но, как правило, эти проекты используются в качестве ширмы для получения кредитов. Так, некоторые проекты по сохранению биоразнообразия на Камчатке, и в частности на территории Быстринского природного парка, создаются только для организации и финансирования
путешествий на наш полуостров десятка -другого иностранцев и, наоборот, некоторых наших жителей за границу. Естественно, для оправдания затрат на эту деятельность пишутся отчеты, проводятся конференции и семинары, даже выделяются незначительные суммы
местным организациям, в основном экологического направления, но
представители малочисленных народов к этим проектам чаще не допускаются и депрессивное состояние культуры этих народов усугубляется.
Тем не менее, есть и положительные примеры организации и обустройства жизни малочисленных народностей Севера. И здесь можно было бы воспользоваться опытом таких стран как Норвегия, Финляндия, США (штат Аляска) и др. Но есть подобные позитивные примеры и в Российской Федерации. Один из них - это эвены, проживающие в Северо-Эвенском национальном районе Магаданской области. Их умение вести современное хозяйство и сохранять при этом традиционные виды природопользования автор лично наблюдал при посещении этой, соседней с Камчатским полуостровом, области.
Магаданская область - регион Российской Федерации, основной отраслью экономики которого является
горнодобывающая промышленность, и в тоже время - это территория, где проживают народы Севера (якуты, чукчи, коряки, эвены). Каким образом
совмещаются эти два фактора в V социально-экономическом развитии
территории, можно увидеть на примере Северо-Эвенского национального района, где проживают эвены, коряки.
Естественно, и здесь не все благополучное однозначно, существует ряд нерешенных вопросов в экологии, экономике, в социальной сфере. Однако, в целом в деятельности администрации области, муниципальных образований прослеживается определенная система работы по социально-экономическому развитию территории компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, возрождению их традиционной культуры. Так, в феврале и мае текущего года к числу действующих нормативно-правовых актов и
Постановлений губернатора,
гарантирующих права и поддержку этих народов, добавились областные Законы «О единовременных выплатах в связи с
беременностью и рождением ребенка женщинам-оленеводам» и «Об
оленеводстве в Магаданской области». В бюджете области на текущий год увеличены средства, предусмотренные на финансирование областной целевой программы «Проведение Международного десятилетия коренных народов мира», на что затрачено в этом году уже 1983 тыс. рублей. С этого же года начнут осуществляться регулярные авиарейсы в отдаленные труднодоступные
национальные села области. На эти цели в бюджете области предусмотрен 1 млн. рублей, в последующем планируется увеличить эту сумму. На поддержку и развитие хозяйственных субъектов
аборигенов, родовых общин из внебюджетного фонда Особой
экономической зоны выделены 500 тыс. рублей. Принимаются меры по сохранению оленепоголовья области. В этом году из федерального бюджета на поддержку оленеводческих хозяйств выделено 1 млн. 600 тыс. рублей. В бюджете области на компенсационные выплаты оленеводам
предусмотрены 930 тыс. рублей. Так же, благодаря действиям областной
администрации, выделено в текущем году из федерального бюджета средства на реконструкцию школы-интерната в п. Эвенске (1 млн. 600 тыс. рублей) и на проведение областного фольклорного праздника «Бакылдыдяк», посвященного 50-летию со дня образования Магаданской области (170 тыс. рублей). Квота вылова лосося на каждого человека установлена в размере 150 кг.
Немало в этом направлении делается и муниципальными образованиями области. Так, в Северо-Эвенском районе второй год действует районная программа социально-экономического развития
малочисленных народов Севера. Серьезное внимание администрация СевероЭвенского национального района уделяет подготовке национальных кадров. Все главы сельских муниципальных
образований, почти 40% работающих в аппарате администрации района являются представителями коренных народов. Закрепляется тенденция по возвращению и
сохранению культуры, родных языков народов Севера, традиционным становится в районе проведение национальных праздников, развития художественной самодеятельности, поддержка фольклорных ансамблей. Спонсорскую помощь
аборигенному населению района, наряду с обеспечением их трудозанятостью, оказывают и горно-добывающие
предприятия, расположенные в этом районе, которые являются инфраструктурообразующими объектами, то есть благодаря их производственной деятельности здесь строятся дороги, создаются
электростанции, работают средства связи и т.д.
Однако, пожалуй главным фактором социально-экономического развития
Северо-Эвенского района является то, что, несмотря на имеющиеся негативные
явления, которые связаны с переходным периодом, характерным для нашей страны, здесь были сохранены современный уклад жизни и основные виды традиционного природопользования местного населения. Оленеводство, охота, рыбная ловля
остаются и сегодня основным занятием аборигенов. Это стало возможным только благодаря деятельности на территории Северо-Эвенского национального района крупной Омолонскои золото-рудной компании, одним из учредителей которой является Ассоциация малочисленных народностей Севера Северо-Эвенского района.
Основными принципами
деятельности Омолонской компании при отработке Кубакинского месторождения рудного золота изначально, с учетом существующих обстоятельств, являются следующие положения:
1. Месторождение расположено в пределах национального района, где проживают эвены и коряки, занимающиеся оленеводством, охотой и рыбной ловлей. На районом уровне существует Ассоциация малочисленных народностей Севера имеющая юридический статус.
2. Ассоциация является одним из учредителей Омолонской компании (6,6% уставного капитала).
3. Экономические и социальные
вопросы должны решаться на этапе подготовки лицензионного соглашения, при согласовании и утверждении Проекта добычи и ОВОСа, в соответствии с действующим в России законодательством.
4. На подготовительном этапе должны проводиться обсуждения с коренными жителями (на заседаниях ассоциации, на общих собраниях, на встречах в оленеводческих бригадах и т.д.) всех актуальных вопросов по охране окружающей среды и социальным аспектам жизни местного населения.
5. В процессе работы компания должна организовывать регулярные встречи с коренными жителями как в поселках района, так и непосредственно на месторождении.
6. Вопросами пристального
внимания и обсуждения должны быть: исключение заражения водотоков отходами производства (цианиды, ГСМ, замутненные воды), минимизация работ в проймах рек, сохранность пастбищ, вырубка лесов, возможность перегона оленей через
зимники, снижение шума в местах выпаса и отела оленей, привоз алкоголя, нелегальная закупка мяса оленей, охота и рыболовство в зоне производственной деятельности компании и др.
7. Соблюдение проектных решений,
гласность их исполнения - условия, без которых невозможна работа
горнодобывающей компании в
национальном районе. Отклонения от
проектных решений должны проходить через дополнительное согласование.
8. Комплекс социальных вопросов
должен быть продекларирован в Соглашении между компанией и
администрацией района после получения лицензий на отработку месторождения.
Практическое исполнение этих принципов при отработке Кубакинского месторождения осуществлялось
следующим образом:
- многосторонне экологические вопросы обсуждались и согласовывались даже при получении кредитов международных банков;
- юридические вопросы решались по двум направлениям - либо через главу
администрации района, который выдавал разрешение на землепользование и проектные решения в части природоохранных мероприятий после согласования с Ассоциацией, либо через представителя Ассоциации, как члена Совета директоров и Учредителя компании, то есть существовала прозрачность не только принимаемых решений, но и их исполнения;
- за счет благотворительного
фонда «Омолон», утвержденного компанией в размере 1 млн. долларов, проводилось обучение детей
национального района;
- ежегодно компания выделяла средства на проведение слетов оленеводов, на оказание материальной помощи малоимущим семьям;
- порядка тридцати жителей района работают в Омолонской компании, в летнее время студенты (25-35 человек) проходят производственную практику на горнорудном комбинате;
- в экономическом плане компания систематически оказывала безвозмездную помощь в доставке грузов и людей в этом труднодоступном районе;
- для обеспечения сезонного завоза
грузов, необходимых для нормальной жизнедеятельности района, производились досрочные налоговые платежи, выдавались беспроцентные ссуды и гарантии для
получения банковских кредитов;
- размер оказываемых услуг специальными договорами не определялся, а осуществлялся на основании писем от администрации района и Ассоциации с учетом финансовой возможности компании;
- в целом производственная
деятельность Омолонской компании
обеспечивала основные бюджетные
поступления Северо-Эвенского района.
Таким образом, сегодняшнее
благополучие социально-экономического положения Северо-Эвенского района, по сравнению со многими другими
национальными территориями Северо-Востока страны, обязано, в основном, деятельности Омолонской компании. И
поэтому в настоящее время перед
населением этого района стоит одна
главная проблема - запасы Кубакинского
месторождения иссекают и надо думать, за счет чего в дальнейшем можно будет сохранять и современный уклад жизни и традиционное природопользование
коренного населения. К сожалению,
геолого-разведочные работы, в связи с переходом к рыночной экономике, резко сокращены и открытие нового крупного горно-промышленного объекта на этой территории проблематично. А если нового источника существования не будет
найдено, то эвенам придется отказаться от современного уклада жизни, то есть от электричества, современного транспорта, средств связи, образования, медицинской помощи, современных жилищ и т.д. Поэтому, в связи с приближением подобной ситуации, у администраций Магаданской области и Северо-Эвенского района сегодня появились серьезные проблемы. А местное население надеется, что они все-таки решатся положительно.
Можно много и долго говорить о правах малочисленных народов Севера и улучшении условий их проживания, и даже принимать новые законы, якобы защищающие права этих народов, однако, дело не сдвинется с места, пока не будут определены реальные экономические пути решения проблем этих малочисленных народов, в том числе эвенов. Сейчас, как никогда прежде, малочисленные народы Севера, проживающие в Камчатской области, нуждаются в помощи. Самый рациональный путь возрождения их культуры и видов природопользования -создание и реализация научно обоснованной программы комплексного использования природных ресурсов, при условии, что эти народы будут принимать непосредственное участие в освоении ресурсов территории и сохранении окружающей среды.
Литература
1. Антропова В.В. Культура и быт коряков. - Л., 1971.
2. Гурвич И.С. Эвены Камчатской области. Современное хозяйство, культура и быт малых народов Севера. - М., 1960.
3. История и культура ительменов. - Л.,1992.
4. История и культура эвенов. -Л., 1997.
5. Козловский С. Узор на лезвии ножа.//Вокруг света. - 1985. - №1.
6. Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки. - Л., 1949.
7. Лебедева Ж.К. Архаичный эпос эвенов. - Новосибирск,1981.
8. Макаров Д. С. Народная
мудрость: знания и представления. -
Якутск, 1983.
9. Николаев С.И. Эвены и эвенки Юго-Восточной Якутии. - Якутск, 1983.
10. Попова У.Г. Эвены Магаданской области. - М., 1981.
11. Преобразования в хозяйстве и культуре и этнические процессы у народов Севера. - М., 1970.
12. Туголуков В.А.
Эвены//Вопросы истории. - 1971. - №3.
13. Шубин А.С. Краткий очерк этнической истории эвенов Забайкалья (ХУ11-ХХв.в). - Улан-Уде, 1973.
14. Этнография народов Сибири. -Новосибирск, 1989.