Научная статья на тему 'Проблемы создания информационного пространства малых городов России (на примере города Оренбурга)'

Проблемы создания информационного пространства малых городов России (на примере города Оренбурга) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
323
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Земцова Т. Н.

Статья посвящается проблемам создания информационного пространства малых городов России, так как города, обладая огромным производственным и научным потенциалом, выступают как центры информационно-технологических связей. От эффективного использования индустриально-информационного потенциала малых городов, определения стратегии и направлений их развития во многом зависит конкурентоспособность национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы создания информационного пространства малых городов России (на примере города Оренбурга)»

Земцова Т.Н.

Оренбургский институт бизнеса и управления

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА МАЛЫХ ГОРОДОВ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ОРЕНБУРГА)

Статья посвящается проблемам создания информационного пространства малых городов России, так как города, обладая огромным производственным и научным потенциалом, выступают как центры информационно-технологических связей. От эффективного использования индустриально-информационного потенциала малых городов, определения стратегии и направлений их развития во многом зависит конкурентоспособность национальной экономики.

Мировой тенденцией в последние годы стало стремление построить «ориентированное» на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие информационное общество, в котором каждый мог бы создавать информацию и знания, иметь доступ, использовать и обмениваться ими, с тем чтобы дать отдельным лицам и народам возможность в полной мере реализовать свой потенциал, содействуя своему развитию и повышая качество своей жизни на основе целей и принципов.

Развитая информационная инфраструктура превратилась в неотъемлемое условие конкурентоспособности стран, а информационный рынок формируется уже как фактор производства наравне с рынками капитала, труда, природных ресурсов. Россия не только причастна к этим объективным процессам, не только бурно их поддерживает - на всех уровнях происходят целенаправленные преобразования, целью которых является всеобщая информатизация российского общества. К сожалению, опыт практического внедрения масштабных проектов показывает, что часто широко разрекламированные достижения имеют очень мало общего с реально существующим положением дел.

Основными трудностями, значительно тормозящими развитие информатизации в регионах, следует назвать следующие: недостаточное финансирование, ведомственная разобщенность, недостатки кадрового обеспечения региональной информатизации, недостаточное количество и низкий профессионализм специалистов по информатизации органов государственного и муниципального управления.

Стремительное развитие информационных систем и технологий, а также глобали-

зация сети Интернет, возникновение электронных рынков и новых бизнес-моделей формируют информационную модель города.

Информационный город - город, обладающий постиндустриальной структурой экономики, в котором главными сферами деятельности являются управление, финансовая деятельность, научные исследования, высшее образование, культура, информационное обслуживание. Причем в этих видах деятельности занято более половины всех работающих [1, с. 417].

Условия модернизации экономики, т.е. переход к информационно-сетевой форме хозяйствования, создают проблемы развития информатизации в малых городах. Сфера информатизации охватывает процессы создания, использования, модификации, утилизации информационных ресурсов с применением информационных технологий, средств информационной, вычислительной и телекоммуникационной техники.

Наибольший экономический и социальный успех хозяйствующих субъектов г. Оренбурга достигается там, где активно используют современные средства коммуникаций, информационных технологий и их сетевые приложения: электронную почту, дистанционное обучение, мультимедиа, телевидение, телеконференции, визуализацию, моделирование, компьютерную графику, медицинскую теледиагностику и многое другое. Администрацией Оренбургской области разработана Концепция информатизации во исполнение Постановления Главы городского самоуправления от 10.09.98 № 375-п «Об утверждении проекта организации разработки Стратегического плана развития города Оренбурга» в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «Об информа-

ции, информатизации и защите информации» (далее - ФЗИ), «О связи», «Об участии в международном информационном обмене», «О государственной тайне», а также рядом федеральных и отраслевых программных документов. Она базируется на решениях органов государственной власти России в сфере информатизации - Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов, одобренной решением Президента Российской Федерации 23 ноября 1995 г. № Пр-1694; Концепции правовой информатизации России, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. № 966; Концепции формирования информационного общества в России, одобренной решением Государственной комиссии по информатизации при Г осударствен-ном комитете Российской Федерации по связи и информатизации от 28 мая 1999 г. № 32.

Главная цель информатизации - приведение всех элементов информационной среды г. Оренбурга в такое состояние, когда информационные потребности субъектов удовлетворяются своевременно и в необходимом объеме при соблюдении условий безопасности, вне зависимости от расстояния и используемых технических средств. Достижение этой цели возможно на основе создания единого информационного пространства путем объединения информационных ресурсов, информационных систем и развитой электронной инфраструктуры.

Произошедшие за последние годы изменения представлений о ценностях в идеологии государства (Конституция России, ст. 2, ст. 18) безусловно проецируются на сегодняшние тенденции в управлении процессами и стратегическом планировании развития города. Очевидным становится определение роли Оренбурга как города, в котором жители имели бы возможности удовлетворения потребностей в различных областях жизнедеятельности, используя уникальные особенности его географического положения, интеллектуального потенциала, богатого историко-культурного наследия, а также неисчерпаемых информационных ресурсов. Для города, обладающего значительными энергетическими, сырь-

евыми ресурсами, в большей степени актуальным является стремление к доминированию в области уникальных информационных технологий, искусства, экологического благоприятствования. Культивирование творческого начала во всех социально значимых сферах влечет их адекватное гармоничное развитие, будь то производство, образование, медицина, градостроительство и т.д.

Анализ информационной среды города Оренбурга позволяет выделить некоторые объективные особенности ее развития:

- сложился рынок информационных услуг и технологий. Провайдеры различного рода услуг преследуют свои коммерческие интересы и решают общие задачи по удовлетворению спроса на рынке информационных услуг, просвещению потенциального пользователя;

- существует система электросвязи, которая пока недостаточно полно удовлетворяет потребителя;

- существует конгломерат разнородных информационных хранилищ, отличных по виду носителя, характеру информации, функциональному назначению, ведомственной принадлежности и форме собственности и не обладающих единым управлением, возможностью оперативного информационного обмена;

- существует комплекс учреждений науки и образования, в котором сосредоточен интеллектуальный и технологический потенциал, способный создавать и квалифицированно эксплуатировать различные информационные системы, готовить соответствующих специалистов;

- существует доминирование национально-адаптированных импортных информационных продуктов (компьютерных средств и технологий, средств и технологий связи).

Интегрированная информационная среда города Оренбурга включает в себя следующие компоненты: информационные ресурсы и системы, механизмы предоставления услуг на их основе, телекоммуникационную среду, организационную инфраструктуру, обеспечивающую устойчивое развитие информационной среды, систему подготовки и переподготовки специалистов и пользователей информационной среды.

В настоящее время наиболее эффективно развиваются предприятия, работающие в онлайн-режиме. Электронный бизнес - относительно новое явление, однако он уже успел пережить и этап радужных надежд, на котором его называли экономическим чудом, и этап разочарований, когда его считали пустой тратой денег. Сегодня, когда схлынули эмоции и остались сухие факты, можно уверенно сказать, что электронная коммерция стала полноправным каналом продаж [5, с. 34].

Электронный бизнес подчиняется тем же экономическим законам, что и традиционный, онлайновый бизнес, термин «электронный» лишь отражает его технологические особенности. Даже самые высокие технологии не в состоянии изменить основы бизнес-процессов, но они добавляют в реальный бизнес преимущества виртуальной среды, такие, как интерактивность, мгновенность реакции, полнота информации, доступность в любое время. Сегодня в электронной коммерции г. Оренбурга, как и в любом другом бизнесе, основное внимание уделяется потребителю. В результате все большее количество предприятий отдают предпочтение web-сайтам как удобному процессу выбора поставщиков и совершения сделки, обеспечивающему экономию времени, полноту информации и широкий ассортимент [4, с. 149].

Обязательным фактором устойчивого развития интегрированной информационной среды является нормативно-правовая база, определяющая основы регулирования г. Оренбургом отношений субъектов, участвующих в информационных процессах и в информатизации, с учетом локальных и региональных особенностей. Разработка комплексной программы информатизации является ключевой позицией при формировании механизмов интеграции и координации действий по развитию информационной индустрии и интегрированной информационной среды.

Комплексная программа информатизации г. Оренбурга призвана мобилизовать внутренние ресурсы города и объединить их с внешними, а также создать для участников развития информационной индустрии предпосылки по формированию различного рода консорциумов при решении общих задач,

консолидации ресурсов для более эффективного их использования.

Условием успешной реализации программы является развитая, надежно функционирующая система управления, способная своевременно, комплексно и эффективно решать всю совокупность проблем, возникающих в этой сфере. Особое значение придается взаимодействию с федеральными органами власти и межрегиональными общественно-политическими структурами. Интересы города должны быть официально представлены в правительственных организациях, а также в общественных и научных структурах федерального и регионального уровней [2, с. 91].

Одним из условий эффективной реализации комплексной программы являются разработка и принятие пакета дополнительных нормативно-правовых документов: о правилах формирования и ведения баз и банков данных, реестров информационных ресурсов на территории города; о регламенте функционирования и доступности информационных систем на территории города; о правах пользователей информационными ресурсами и телекоммуникационными системами на территории города; о тарифной и налоговой политике в сфере информационных услуг.

Индустрия средств связи, передачи информации, системных и прикладных программ, информационно-аналитических услуг формирует динамичный рынок, способный удовлетворять социальные и культурные потребности города. Информатизация и создание информационной индустрии являются одним из важнейших способов реализации интеллектуального потенциала - одного из главных ресурсов Оренбурга. Телекоммуникационная среда служит для обеспечения доступа к информационным ресурсам и системам, осуществления взаимодействия между субъектами информационных процессов. Главной задачей совершенствования телекоммуникационной среды является обеспечение технической базы информатизации г. Оренбурга.

Совершенствование методологической базы и механизмов анализа эффективности внедрения и совершенствования информационных систем и технологий способствовало направлению инвестиций в развитие

телекоммуникационной инфраструктуры как фактора информатизации г. Оренбурга (в т.ч. механизма регулирования тарифов и налогов как разновидности неявного инвестирования).

Особо актуальны проблемы интеллектуализации сетей электросвязи как основы построения современных информационно-справочных служб и расширение сервисных функций цифровых телефонных станций путем слияния компьютерных технологий со средствами массовой информации. Важным шагом в этом направлении будет обеспечение возможности абонентам первичной телефонной сети входить в компьютерные сети и пользоваться их информационными ресурсами социального, учебного, научного, медицинского, экологического, развлекательного и прочего характера [3, с. 25].

Важнейшей задачей процесса интеграции информационного пространства является создание взаимоувязанной коммуникационной инфраструктуры внутри Оренбургской области (для областного, городского и районного

уровней), имеющей выходы во внешние глобальные телекоммуникационные и информационные системы и обеспечивающей для абонентов по всей территории области полный набор коммуникационных услуг и сервисов. Это позволит локализовать местный информационный трафик и увеличить эффективные скорости обмена информацией в пределах Оренбургской области. Таким образом, определяющим фактором интеграции в единое информационное пространство г. Оренбурга индивидуальных, корпоративных, отраслевых и государственных информационных систем и ресурсов является обеспечение должного уровня информационной безопасности для каждого субъекта, принявшего решение войти в это пространство. В едином информационном пространстве созданы все необходимые предпосылки для установления подлинности пользователя, подлинности содержания и подлинности сообщения (т.е. реализованы механизмы идентификации и аутентификации).

Список использованной литературы:

1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь [Текст] - 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Книжный мир, 2004 - 860 с.

2. Гасанов М. Информатизация региона // Экономист [Текст]-2005-№ 6, с. 90-93.

3. Евтух А. Информационная эпоха и актуальные проблемы экономики // Мировая экономика и международные отно-шения.[Текст]-2005-№4, с. 23 - 28.

4. Россия в информационном веке // Экономические стратегии. [Текст] -2003 - № 4, с. 32 -35.

5. Цапенко И. Электронная эпоха науки // МЭ и МО. - 2005 - № 8, с. 19 - 32.

6. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: социальная психология, менеджмент [Текст]. Учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2004. - 327 с.: ил.

Статья рекомендована к публикации 23.01.08

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.