Научная статья на тему 'Тенденции развития связи в городе Москве'

Тенденции развития связи в городе Москве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / РАЗВИТИЕ СВЯЗИ / DEVELOPMENT OF COMMUNICATIONS / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / TARGET PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гранкина Татьяна Николаевна

В статье раскрыта сущность проблемы по переходу к сетям нового поколения, несоответствие правовой базы тенденциям рынка информационной безопасности, достижения движения к информационному обществу, задачи целевой программы для социально-экономического развития города

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends in the development of communication in city Moscow

In the article the essence of the problems in the transition to next-generation networks, the discrepancy between the legal framework of market trends of information security, achieve movement towards the information society, the goals of the task program for socio-economic development of the city

Текст научной работы на тему «Тенденции развития связи в городе Москве»

УДК 332.1:004

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СВЯЗИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Татьяна Николаевна Гранкина, магистрантка 2 курса факультета экономики и финансов E-mail:knyazeva.tatya@mail.ru Научный руководитель: Алефтина Ивановна Кузнецова д-р экон. наук, профессор, проф. кафедры экономики городского хозяйства

и сферы обслуживания Московский университет имени С.Ю. Витте г. Москва

http://muiv.ru

В статье раскрыта сущность проблемы по переходу к сетям нового поколения, несоответствие правовой базы тенденциям рынка информационной безопасности, достижения движения к информационному обществу, задачи целевой программы для социально-экономического развития города.

Ключевые слова: инфраструктура, развитие связи, информационные технологии, информационное общество, целевая программа

Тенденции развития связи в городе Москве характеризуются новым этапом, когда операторские крупнейшие компании России построили фактически общенациональные сети сотовой связи, получившие федеральный статус. На сегодняшний день число активных SIM-карт мобильной связи составило 6,6 млрд в мире и превысит, по прогнозам Ericsson, 8,4 млрд к 2017 г. Активно развиваются сети 4G/LTE и 3G; ожидается, что мировые доходы от мобильной передачи данных к концу 2017 г. достигнут $200 млрд. В условиях роста пропускной способности сетей и роста популярности планшетных ПК и смартфонов, трафик передачи Т.Н. Гранки на данных резко растет.

Мобильные операторы в среднесрочной перспективе в связи с этим вынуждены будут продолжать инвестировать в инфраструктуру беспроводной связи, чтобы справиться с увеличивающимся спросом на сопутствующие сервисы и мобильную передачу данных. Мобильный трафик при этом растет существенно быстрее, чем доходы операторов, и постоянно снижается стоимость передачи единицы трафика. Внедрение LTE согласно ожиданиям индустрии сократит для операторов по сравнению с сетями 3G/HSPA стоимость передачи данных более чем наполовину.

Кроме того, операторы, используя новые технологии (LTE) получают возможность повысить удовлетворенность клиентов и предложить дополнительные услуги, уменьшив тем самым отток абонентов. Все активнее операторы используют фемтосо-ты, разгружают через сети Wi-Fi мобильный трафик, начинают использовать TDD-LTE и WiMAX для малых сот как распределительные сети backhaul и пр. Эти факторы -драйверы для развития в данных сегментах рынка оборудования.

С другой стороны, выделить можно такие основные проблемы по переходу к сетям нового поколения:

- неопределенность архитектуры оказания в гетерогенных сетях и сетях LTE голосовых услуг;

- дефицит в большинстве регионов доступного спектра;

- ожидание возврата инвестиций в 3G.

Инвестиции в инфраструктуру 4G, тем не менее, продолжат расти до 2017 г. как минимум - отрасль пройдет к этому моменту начальный этап раннего развертывания сетей LTE Advanced (LTE-A), коммерциализации сетей LTE и вступит на этап гетерогенных сетей [1].

В 2015-2017 гг. ожидается коммерциализация гетерогенных сетей, предостав-

ляющих возможность плавного роуминга (для абонента) в сети и управления мобильностью между малыми сотами, макросотами и точками доступа Wi-Fi. Рынок малых сот LTE, как ожидается, уже к концу 2014 г. обгонит рынок малых сот 3G.

Российские операторы мобильной связи продолжают инвестировать в инфраструктуру мобильной связи, в развертывание сетей LTE в том числе. Напомним, что операторы «большой четверки» («МегаФон», МТС, «Ростелеком» и «ВымпелКом») согласно лицензионным требованиям должны инвестировать до 2019 г. в развитие сетей 4G ежегодно не менее 15 млрд руб.

Одной из тенденций развития связи в городе Москве является использование личных устройств сотрудниками на своих рабочих местах.

В Москве мобильные устройства компании предоставляют, как минимум, двум третям сотрудников. Можно предположить, что по мере роста числа имеющих право пользоваться собственными устройствами на работе российских сотрудников, и общий уровень мобильности в стране будет расти

Российские IT-руководители тем не менее не ожидают чрезмерно бурного роста количества личных устройств. В этой области рост предвидят 43 % российских опрошенных компаний, никаких перемен не ожидают 32 %, а 20 % считают, что доля предоставляемых сотрудникам их работодателями устройств не будет возрастать [2].

При этом следует особо отметить, российские компании уделяют недостаточно внимания информационной безопасности.

Проведенное компаний Bitly исследование показало, что:

- до 40 % личных устройств используются даже без ведома руководителя или IT-службы для работы с корпоративными данными;

- лишь у 20 % компаний, практикующих использование защитных программ, существуют отдельные правила безопасности;

- только 17 % компаний имеют официальные правила безопасности относительно работы на дому;

- 67 % компаний не обеспечили защищенный доступ к внутренней сети компании;

- 46 % владельцев используемых для работы устройств делят их с членами семьи;

- 43 % владельцев таких устройств никакой защиты не устанавливали, а пароли и пин-коды на вход используют лишь 31 % пользователей;

- около 31 % пользователей используют в работе незащищенный Wi-Fi.

Несоответствие правовой базы тенденциям рынка информационной безопасности является традиционной для Москвы и России проблемой. В первую очередь, это связано с быстрым развитием информационных технологий: то, что было актуально пять лет назад, сегодня может полностью потерять смысл. Говорить об актуальности документов выпущенных в 90-х годах вообще бессмысленно. Постепенно происходит разработка новых документов, но это происходит медленно. Недавно были доработаны нормативные документы по защите персональных данных. Совсем недавно появились требования к защите виртуальных инфраструктур, хотя данные технологии активно внедряются на протяжении последних пяти лет. В рамках реализации стратегии развития IT-отрасли на 2014-2020 гг., по мнению эксперта компании «Информзащита», потребуется доработка многих нормативно-правовых документов, в том числе закона об электронной подписи [3].

Для того чтобы сотрудники реально могли работать с любыми информационными ресурсами, а не просто синхронизировать корпоративную почту на мобильном телефоне, должны быть проведены подготовительные операции, а именно: проведены работы по централизации ИТ инфраструктуры; внедрены решения, обеспечивающие возможность удаленной работы с использованием различных каналов передачи данных; активно использоваться технологии виртуализации серверов, приложений и десктопов. Все это уже позволяет говорить о возможности работы в любое время, откуда угодно и

с любого устройства. Таким образом, останется определить это самое «любое устройство». Дело в том, что в настоящий момент уровень компьютерной грамотности пользователей уже достиг того уровня, когда многие операции они могут и готовы выполнять самостоятельно. У большинства сотрудников дома уже имеется то или иное электронное устройство.

Движение к информационному обществу столицы должно привести к постоянному улучшению социально-экономической ситуации в городе, повышению эффективности труда, созданию значительного числа новых рабочих мест, развитию электронной коммерции, более полному использованию культурного потенциала города, улучшению окружающей среды, созданию новых условий развития политического и правового самосознания граждан и максимальной реализации их личностного потенциала.

«Электронная Москва» - городская целевая программа города Москвы, определявшая состав мероприятий по применению информационно-коммуникационных технологий в городском управлении и социальной сфере.

Программа была разработана в 2002 году и стартовала в 2003-м. Правительство города создало специальную компанию ОАО «Электронная Москва».

В рамках данной программы предполагалось проведение следующих мероприятий:

- совершенствование нормативно-правовой базы;

- создание общесистемного обеспечения (среда электронного взаимодействия, унифицированные технологические решения, система информационной безопасности);

- развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры (система городских порталов, межотраслевые системы и ресурсы, система безопасности города, развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры);

- преодоление информационного неравенства;

- развитие информационно-коммуникационных технологий во всех областях жизни города.

Одним из важных принципов данной программы являлась концентрация ресурсов на важнейших направлениях информатизации с завершением создания отдельных проектов и подсистем в конкретные сроки.

Основными целями программы было социально-экономическое развитие города: повышение уровня и качества жизни горожан, создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и повышения конкурентоспособности предприятий города, развитие демократических институтов, повышение эффективности и открытости городского управления, улучшение работы городского хозяйства и экологии города.

Для достижения этих целей в рамках программы было сформировано несколько задач:

- сформировать и постоянно развивать нормативно-правовую базу информационного общества в г. Москве, регулирующую взаимоотношения создателей, владельцев, операторов и пользователей информационных ресурсов и систем, а также всех участников движения к информационному обществу;

- повысить эффективность городского управления за счет все большей его фокусировки на потребностях населения и дальнейшей информатизации на единой концептуальной основе «электронного правительства» и в рамках согласованной технической политики, особенно при решении вопросов интеграции информационных систем и ресурсов;

- обеспечить необходимый уровень информационной безопасности формируемого информационного общества как за счет современных способов защиты информации, так и современных подходов к постановке государственного и корпоративного менеджмента;

- обеспечить устойчивое развитие и обновление различных отраслей деятельности в г. Москве на базе широкого использования ИКТ (образование, культура, здраво-

охранение, малое предпринимательство, общественная жизнь, городское хозяйство, социальная защита и т.д.);

- обеспечить регулярный информационный мониторинг уровня и качества жизни горожан для оценки степени их удовлетворенности государственными и муниципальными услугами;

- обеспечить развитие современной информационно-коммуникационной инфраструктуры города с учетом первоочередных потребностей горожан, предприятий и организаций, органов государственной власти и местного самоуправления;

- создать условия для приоритетного развития и повышения экспортных возможностей информационной индустрии города;

- сформировать эффективную московскую региональную инновационную систему, действующую на рыночных принципах и на основе современных методов организации взаимодействия производства, образования, науки;

- создать предпосылки для решения проблемы информационного неравенства за счет развития системы центров общественного доступа к ИКТ и создания системы обучения горожан базовым навыкам использования ИКТ.

Реализация программы была передана в ведение управления информационных технологий.

В августе 2011 Правительством Москвы утверждена новая программа информатизации «Информационный город». План работ по данной программе делится на четыре блока:

- повышение качества жизни горожан и создание благоприятных условий для развития бизнеса;

- развитие интеллектуальных систем управления городом;

- совершенствование телекоммуникационной инфраструктуры;

- развитие городских средств массовой информации, книгопечатания и рекламы.

Таким образом, можем выделить существующие на данный момент проблемы перехода к информационному обществу Москвы:

- интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий, внедрение их во все сферы жизнедеятельности горожан и города, стали причиной новых проблем - проблем обеспечения информационной безопасности города;

- проводимые работы по информатизации в Москве были направлены в основном на делопроизводство и информационное обеспечение управленческих задач. Взаимодействию с гражданами и хозяйствующими субъектами органов власти на основе новых информационно-коммуникационных технологий должного внимания не уделялось;

- несмотря на результаты в области законодательного регулирования процессов информатизации, от мировых процессов развития информационного общества московское законодательство отстает;

- для Москвы не просто жизненно важно сохранить свой инновационный потенциал, но следует также сформировать эффективно действующую и функционально полную инфраструктуру поддержки инноваций в самом ИКТ-секторе, прежде всего, и за счет внедрения в другие сферы ИКТ,

- проблема информационного неравенства, связанная с техническими, культурными, социально-психологическими и экономическими барьерами на пути массового использования ИКТ;

в условиях развития ориентации России на полноценную интеграцию в мировую хозяйственную систему и открытость экономики и глобального информационного общества, актуальной проблемой является выработка промышленной и экономической политики Москвы, отвечающей новым условиям. Стимулирование информационной индустрии города является важным направлением этой политики.

Анализ городской целевой программы «Электронная Москва» показал, что основной причиной невозможности ее полноценной реализации стала не только коррупция, но также неготовность структур к ее внедрению. Поскольку принципы, цели и задачи данной программы являются и сегодня актуальными для города, правительством было принято решение о создании и реализации подобной целевой программы.

Следует отметить, что обе программы направлены скорее на обеспечение информатизации взаимодействия структур управления и власти, а не на взаимодействие этих структур с горожанами, что на наш взгляд является даже более актуальным в современном информационном обществе. Кроме того, помимо внедрения информационных технологий во взаимосвязи подразделений органов власти, следует больше внимания уделить также их внедрению отдельно на уровне каждого подразделения.

Литература

1 http://www.cisco.com/web/RU/news/releases/txt/2012/071712c.html

2 http://www.gartner.com/

3 http://old.infosec.ru/presscentre/news/

УДК 316.733

ТИПЫ ИЗМЕНЕНИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ

Валентина Михайловна Зубец, канд. истор. наук, доцент, доц.

Е-mail: zubets-vm@mail.ru Московская государственная художественно-промышленная академия

имени С. Г. Строганова http://mghpu.ru

В данной статье рассмотрены проблемы ценностных изменений в сознании, культуре и обществе в условиях исторических трансформаций, взаимодействие традиций и инноваций в условиях общественной модернизации. Выявлена и обоснована необходимость преобразования традиционных обществ в современные капиталистические лишь при наличии органических предпосылок, в том числе и ценностного характера. На основе проведенного исследования автором предлагается выделить два типа ценностных изменений и обоснованы преимущества эволюционного пути развития.

Ключевые слова: ценности, ценностное содержание культуры, деархаизация, традиции, инновации, рекультуризация, ксенофобия, революция, эволюция.

Ценности являются фундаментом культуры общества и социальной жизни в целом [1]. Их особенность - высокая устойчивость, не позволяющая изменить их произвольно, мгновенно, по желанию тех, кто хотел бы это делать. Именно это свойство позволяет говорить о культуре как о «второй природе», т.е. некой объективной реальности второго рода, если принять за объективную реальность первого рода природу. Хотя культура и ее ценностное содержание произведено человеком и человечеством, их долгое историческое формирование делает их тем явлением, которое не поддается произвольной ломке.

Те, кто полагает, что сознание, культуру, ценности изменить легче, чем материальный мир, неизбежно столкнутся с сопротивлением этих социальных сфер, превышающих сопротивление материальной среды [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.